О деятельности И. Б. на персид. границе сообщает Иоанн Эфесский (John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints. Р. 491, 500, 589). Косвенным указанием на посредничество И. Б. при выкупе ромейских пленных служит легендарное сообщение, что И. Б. своими молитвами спас г. Эдессу от захвата ее персид. шахом Хосровом I в 540 г., а также о его знакомстве с самим персид. шахом (Ibid. Р. 608-609). Путешествия И. Б. по Востоку являются основной темой его Житий. Он рукополагал священников, давал утешение и ободрял верующих-антихалкидонитов во время гонений со стороны визант. властей. И. Б. постоянно был в пути, не задерживаясь подолгу на одном месте, ибо по приказу императора находился в розыске. Имп. Юстиниан якобы даже посылал на его поиски добровольцев, к-рых снабжал деньгами и обещал награды за поимку И. Б. Поиски И. Б. продолжались ок. 20 лет, т. е. до сер. 60-х гг. VI в. Эти сведения явно легендарного характера стали основой образа И. Б. как борца за веру в позднейшей монофизитской традиции. Вместе с тем на основании данных 3-го Жития И. Б., к-рое ошибочно приписывалось Иоанну Эфесскому, можно сделать вывод о тесном общении И. Б. с имп. Юстинианом. В Житии подробно описывается деятельность И. Б., в т. ч. его 20-летнее скитание, сообщается, что И. Б. часто помогал советом императору, когда тот должен был принимать важные решения. Благодаря этому И. Б. стал настолько знаменит, что его знал не только визант. император, но и персид. шах (The History of the Habits. 1925. Р. 247-248). Т. о., автор Жития допускает очевидное противоречие, забыв о своем же свидетельстве, что И. Б. долгие годы скрывался от агентов императора. И. Б. бывал в Сирии, Армении и Каппадокии, в нек-рых провинциях М. Азии, посещал Кипр, Родос, Хиос и Митилину. Источники приводят число совершенных им рукоположений: 100 тыс. пресвитеров, 27 епископов и 2 патриарха ( John of Ephesus. 1983. P. 696-697; The History of the Habits. 1925. P. 255; Chronicon ad annum 819. 1920. P. 10). Цифра 100 тыс. нереальна и свидетельствует о том, что в Житиях И. Б. содержатся легендарные сведения. Также недостоверно и упоминание о 87 поставленных И. Б. епископах (The History of the Habits. 1925. P. 243).

http://pravenc.ru/text/200315.html

Ученые занятия Памфила и его окружения были прерваны начавшимися гонениями имп. Диоклетиана (303). Положение Е. во время гонений остается неясным. Позднее его упрекали в том, что он избегал мученичества ( Epiph. Adv. haer. 68. 8). Известно, что он покинул Кесарию, когда его братья по вере жестоко пострадали, однако тот факт, что впосл. Е. был избран епископом Кесарии, свидетельствует, что он сохранил верность Церкви. Памфил был брошен в темницу в кон. 307 г.; Е. находился рядом с учителем и в соавторстве с ним продолжил работу над составлением 5-томной «Апологии Оригена», к-рую он позже дополнил 6-й книгой ( Phot. Bibl. Cod. 118). После смерти Памфила Е. ушел из Кесарии, и о его жизни в этот период (311-313) известно очень мало. Во время скитаний по Палестине он стал свидетелем мученичества христиан, которое вместе с мученичеством Памфила описал в 8-й кн. «Церковной истории» и в соч. «О палестинских мучениках». Отдельно Памфилу Е. посвятил 3-томный труд «Жизнь Памфила», написанный примерно в то же время. Тогда же им было составлено «Собрание древних мученических актов». Из Палестины он отправился в Тир, а затем в Египет. После окончания гонения имп. Максимина Дайи (313) и подписания Миланского эдикта Е. был поставлен епископом Кесарии Палестинской после смерти еп. Агапия. В это время он продолжал работать над главным трудом своей жизни - «Церковной историей», писать к-рую начал еще до гонений (предположительно на момент окончания гонений Е. написал 8 книг). Тогда же он много занимался апологетикой: к этому периоду относятся трактаты «Против Порфирия», «Против Иерокла» и начало работы над 2-томной апологией, состоявшей из «Евангельского приготовления» в 15 книгах и «Евангельского доказательства» в 20 книгах. Церковно-адм. заслуги и богословские труды Е. постепенно делали его заметной фигурой в церковной жизни. По случаю освящения базилики в Тире (315-316) он произнес торжественную речь, обращенную к еп. Павлину, к епископам, собравшимся на освящение, к клиру и к народу, к-рая вошла в 10-ю кн. «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. X 4). В этой речи Е. говорил об окончании гонений и о положительном отношении к христианству самих правителей империи (Ibid. 16). Активное участие Е. принял и в арианских спорах. Он написал ряд писем свт. Александру , еп. Александрийскому (а также еп. Евфрасию Баланейскому), стремясь примирить его с Арием, к-рого знал лично. Е. не разделял богословскую позицию Ария, однако и свт. Александр, по его мнению, не желал дать свободу богословской мысли и в своих взглядах возрождал монархианство.

http://pravenc.ru/text/187357.html

Соч.: Organizarea Bisericii în secolul al V-lea în urma hotrârilor Sinodului de la Calcedon//Glasul Bisericii. Bucur., 1962. T. 21. N 3/4. P. 307-317; Русско-румынские церк. отношения в XIV-XVIII вв.//ЖМП. 1964. 5. С. 29-32; Представители румынской молодежи в рус. духовных школах//Там же. 8. С. 56-58; Митр. Трансильванский Андрей Шагуна//Там же. 11. С. 38-40; Biserica Armean//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1965. T. 41. N 7/8. P. 374-390; Patriarhia Bulgar din Târnovo între anii 1233-1393//Studii Teologice. Bucur., 1966. T. 18. N 3/4. P. 146-159; Sfântul Eftimie, ultimul patriarh de Târnovo i legturile Iui cu Biserica româneasc//BOR. 1966. T. 84. N 5/6. P. 552-573; Relaiile bisericeti i culturale între Bisericile Ortodox Românâ i Bulgar în secolul al XIX-lea//Ibid. 1967. T. 85. N 9/10. Р. 1006-1016; Mitropolitul Veniamin Costachii i tipografia din Iai//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1967. T. 43. N 1/2. P. 71-79; Istoricul Bisericii georgiene i relaiile ei cu Biserica româneasc//Ibid. N 9/10. P. 577-592; 1600 de ani de la moartea martiric a Sfîntului Sava Gotul//Ibid. 1972. T. 48. N 3/4. P. 146-158; Egalitatea oamenilor în concepia Sfântului Vasile cel Mare//Ibid. N 5/6. P. 355-366; Cretinismul la români dup Dimitrie Cantemir//Ibid. 1975. T. 49. N 9/10. P. 618-625; Învtura Sfântului Vasile cel Mare despre folosirea bunurilor materiale//Glasul Bisericii. 1979. T. 38. N 5/6. P. 469-478; Viaa bisericeasc la Tomis în secolele IV-VI//Ibid. N 7/8. P. 807-824; Sfântul Apostol Andrei în tradiia românilor mrturie a vechimii cretinismului i a continuitii noastre pe aceste meleaguri//Ibid. N 11/12. P. 1157-1174; Figuri bisericeti de lupttori pentru cultura i unitatea neamului//Arhiepiscopia Tomisului i Dunrii de Jos în trecut i astzi. Galai, 1981. P. 127-143; Pagini din istoria veche a cretinismului la români: Mrturii ale continuitii poporului nostru. Buzu, 1986; În slujba credinei i a înelegerii între oameni: Îndrumri pastorale i misionare. Buzu, 1987; Mnstirea Ciolanu. Buzu, 1987; Stihirar-penticostar: Note muzicale. Buzu, 1992; Sfântul Sava de la Buzu (Gotul). Buzu, 1996.

http://pravenc.ru/text/190085.html

Лит.: Горский А., прот. Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону//ПрТСО. 1861. Ч. 20. С. 613-628; Schulthess F. Der Brief des Mara bar Sarapion (Spicilegium Syriacum ed. Cureton p. 43 ff.): Ein Beitrag zur Geschichte der syrischen Litteratur//ZDMG. 1897. Bd. 51. S. 365-391; Аверинцев С. С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи: Увещевательное послание Мары бар Сарапиона к сыну//Античная культура и совр. наука. М., 1985. С. 67-74; McVey K. E. A Fresh Look at the Letter of Mara Bar Sarapion to his Son//V Symposium Syriacum, 1988/Ed. R. Lavenant. R., 1990. P. 257-272. (OCA; 236); eadem. The «Letter of Mara bar Serapion to His Son» and the Second Sophistic: Palamedes and the «Wise King of the Jews»//Syriac Encounters: Papers from the VI North American Syriac Symposium/Ed. M. E. Doerfler e. a. Leuven, 2015. P. 305-325. (Eastern Christian Studies; 20); Millar F. The Roman Near East, 31 BC - AD 337. Camb., 1993; Ramelli I. L. Stoicismo e cristianesimo in area siriaca nella seconda metà del I secolo d. C.//Sileno: Riv. di studi classici e cristiani. La Spezia, 1999. T. 25. P. 197-212; eadem. Gesù tra i sapienti greci perseguitati ingiustamente in un antico documento filosofico pagano di lingua siriaca//Riv. di Filosofia Neo-Scolastica. Mil., 2005. Vol. 97. N 4. P. 545-570; Voorst R. E., van. Jesus Outside the New Testament: An Introd. to the Ancient Evidence. Grand Rapids (Mich.), 2000; Chin C. M. Rhetorical Practice in the Chreia Elaboration of Mara bar Serapion//Hugoye: J. of Syriac Studies. Piscataway, 2006. Vol. 9. N 2. P. 145-171; Merz A., Tieleman T. The Letter of Mara bar Sarapion: Some Comments on its Philosophical and Historical Context//Empsychoi Logoi - Religious Innovations in Antiquity: Studies in Honour of P. W. van der Horst/Ed. A. Houtman et al. Leiden; Boston, 2008. P. 107-133; Rensberger D. Reconsidering the Letter of Mara bar Serapion//Aramaic in Postbiblical Judaism and Early Christianity: Papers from the 2004 National Endowment for the Humanities Summer Seminar at Duke University/Ed. E. M. Meyers, P. V. M. Flesher. Winona Lake, 2010. P. 3-21; Beentjes P. C. Where is Wisdom to be Found?: A Plea in Favor of Semitic Influences in the Letter of Mara bar Sarapion//The Letter of Mara bar Sarapion in Context: Proc. of the Symposium Held at Utrecht Univ., 10-12 Dec. 2009/Ed. A. Merz, T. Tieleman. Leiden; Boston, 2012. P. 155-166; Blank D. L. Mara bar Sarapion and Greek Philosophy//Ibid. P. 167-182; Jong A., de. Mara " s God(s) and Time//Ibid. P. 141-154; Facella M. Languages, Cultural Identities and Elites in the Land of Mara bar Sarapion//Ibid. P. 67-94; Pokorny P. Jesus as the Ever-Living Lawgiver in the Letter of Mara bar Sarapion//Ibid. P. 129-140.

http://pravenc.ru/text/2562534.html

Научные интересы К. лежали прежде всего в области визант. дипломатики, источниковедения, теории и методологии исторического исследования. В 1968 г. совместно с Дёльгером он опубликовал сочинение, в котором была предложена классификация и описаны методы исследования имп. грамот (Byzantinische Urkundenlehre. Münch., 1968. 1. Abschnitt: Die Kaiserurkunden. (Handbuch der Altertumwissenschaft; 12/3)). В 1970 г. К. составил справочник, систематизирующий сведения о важнейших византийских источниках с IV по XV в. (Πηγα τς βυζαντινς στορας. Θεσσαλονκη, 1970). Это пособие неоднократно переиздавалось в Греции (1971, 1975, 1978, 1987), а в 1982 г. вышло переработанное нем. издание, созданное в сотрудничестве с Г. Вайссом (Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz, 324-1453. Wiesbaden, 1982. 2 Bde). Др. замысел К., предполагавший полное изложение истории Византии в неск. томах, остался незавершенным: было опубликовано только 3 тома (324-1204) (Ιστορα το Βυζαντινο κρτους. Θεσσαλονκη, 1974-1976. Τ. 1-2; 1990. Τ. 3). К. занимал ответственные должности в международных научных организациях: вице-президент (1981-1986), а затем генеральный секретарь (1986-1996) Международной ассоциации византинистов, вице-президент (1984-1994) и президент (с 1994) Международной ассоциации по изучению Юго-Восточной Европы. Член-корреспондент АН Австрии (1979), академик АН Болгарии (1983). Соч.: Der frühbyzantinische Kaiser//BZ. 1956. Bd. 49. S. 369-384; Entstehung und Bedeutung des Nomos Georgikos//Ibid. 1958. Bd. 51. S. 357-373; Zur Frage der Autorschaft am Strategikon des Kekaumenos//Ibid. 1961. Bd. 54. S. 257-265; Über die vermeintliche Reformtätigkeit des Kaisers Herakleios//JÖBG. 1961. Bd. 10. S. 53-72; Hauptfragen der Byzantinistik der letzten Jahre//Frühmittelalterliche Stud. B., 1967. Bd. 1. S. 170-185; Ein Problem der spätbyzantinischen Agrargeschichte//JÖB. 1981. Bd. 30. S. 207-237; Εισαγωγ στην επιστμη της ιστορας. Θεσσαλονκη, 1987; Η πολιτικ θεωρα των Βυζαντινν. Θεσσαλονκη, 1988; Συμβολ στο πρβλημα της στρατιωτικς πρνοιας κατ την εποχ των Παλαιολγων. Θεσσαλονκη, 1998.

http://pravenc.ru/text/1681011.html

Перед началом битвы с аммонитянами И. обещал Господу «вознести... на всесожжение» то, что «выйдет из ворот дома... навстречу» (Суд 11. 31). Запрещенные законом Моисея (Лев 18. 21; 20. 2-5; Втор 18. 9-10) человеческие жертвоприношения присутствовали только в религ. культе окружающих Израиль языческих народов (Втор 12. 31; 18. 9-10; 4 Цар 3. 27). Поэтому мн. комментаторы считают, что И., принося обет, имел в виду домашних животных, к-рые в те времена жили с человеком под одной крышей (Judges/Ed. R. G. Boling. Garden City; N. Y., 1975. P. 208. (AYBC; 6а)). Однако первой поздравить И. с победой вышла его незамужняя дочь, которая с покорностью приняла свою участь, попросив только о 2 месяцах отсрочки, чтобы оплакать свою участь. Эта история послужила основой для возникновения у израильских женщин ежегодного ритуала плача в течение 4 дней (Суд 11. 29-40). Мн. совр. исследователи видят в этом рассказе повествование, в назидательных целях раскрывающее происхождение обряда оплакивания у евр. женщин ( Boling. Jephthah. P. 682; Brettler M. Z. The Book of Judges. L.; N. Y., 2002. P. 107). Мотив о принесении ребенка в жертву встречается в сказаниях о героях античности, напр. в истории с критским царем Идоменеем, к-рый, возвращаясь после сражения в Трое и попав в сильный шторм, обещал принести в жертву Прометею первого человека, к-рого встретит на берегу (ср. также принесение в жертву героем Троянской войны Агамемноном своей дочери Ифигении или Поликсены, дочери Приама - Gunn. Judges. P. 137). Уже Иосиф Флавий, отмечая добродетель дочери И., к-рая «не сочла за чрезмерное несчастие поплатиться жизнью за победу отца и за восстановление свободы своих сограждан» ( Ios. Flav. Antiq. V 7. 10) считал, что это жертвоприношение «было и незаконно и не угодно Господу Богу» (Ibid.). По мнению блж. Августина, этот сложный для истолкования отрывок не содержит явной оценки или осуждения со стороны Господа ( Aug. Quaest. in Jud. 49. 7). Необдуманный обет И., приведший к убийству собственной дочери, был попущен Господом, чтобы показать недопустимость человеческих жертвоприношений и необходимость приносить обеты Богу по любви, а не по страстям ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; Ephraem Syr. In Diatess. X 3. 2; Hieron. Adv. Iovin. I 23. 3). Этот рассказ является прообразом совершенного также по причине поспешно данной клятвы убийства царем Иродом Иоанна Предтечи ( Ambros. Mediol. De offic. I 50). Неразумная клятва И. была диавольским искушением ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; In Rom. X 6). Дочь И. предвосхищает подвиг христ. дев ( Method. Olymp. Conv. decem virg. XI 2; Ephraem Syr. De Nativitate. 2).

http://pravenc.ru/text/293808.html

Od. X 227-306); спасает бога Ареса от козней Алоадов. Г. охраняет героев во время странствий ( Homer. Iliad. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла ( idem. XXIV 339-447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы ( Homer. Hymn. III 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (Ibid. III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка ( Homer. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов ( Apollod. I 6, 2). Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой ( Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан - сын Г., бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров ( Homer. Hymn. III 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания ( Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения (см. Герметизм ). Г. почитался на анфестериях - праздниках пробуждения весны и памяти умерших. В рим. мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли. Ист.: Pausan. Descript.; Homer. Hymni/Ed. A. Baumeister. Lpz., 1915; Thucydides historiae/Ed. С. Hude. Lpz., 1903. 2 vol.; Euripidis tragoediae/Ed. A. Nauck. Lpz., 1912-1921. 3 vol.; Apollod. ; Plat. ; Homer. Iliad.; idem. Od.; Hes. Theog. Лит.: Der homerische Hermeshymnus/Erläutert u. untersucht v. L. Radermacher. W., 1931; Raingeard P. Hermès psychagogue: Essai sur les origines du culte d " Hermès. P., 1935; Ker é nyi К. Hermes der Seelen-Führer. Zürich, 1944; Brown N. O. Hermes - the thief. Madison, 1947; Moorsel G. V. The mysteries of Hermes Trismegistus. Utrecht, 1955. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164829.html

Theog. 617-735; Apollod. I 2. 1). Однако существовало предание о примирении Зевса и К., в результате которого К. была вручена власть на островах Блаженных. Помимо богов-олимпийцев от нимфы Филиры (Липы) К. породил также мудрого кентавра Хирона, создателя искусства врачевания и воспитателя мн. греч. героев ( Apollod. I 2. 4; Hyg. Fab. 138; I Myth. Vat. II 2). Поэт Гесиод, к-рый первым в греч. лит-ре сформулировал идею о 5 сменах поколений человечества, отмечал, что люди первого, «золотого века» были созданы богами именно во время правления К. Жизнь этих людей не омрачалась ни заботами, ни болезнями, ни старостью; земля сама давала им все необходимое для их существования. После того как их земная жизнь прекратилась, боги превратили их в демонов, помогающих ныне живущим людям ( Hes. Opp. 109-126). В Олимпии рассказывали, что именно в то далекое время здесь был построен храм, посвященный К. ( Pausan. Descript. V 7. 6). В историческое время в Олимпии невысокая гора к северу от священного участка (Альтиса) носила имя К., и каждый год в день весеннего равноденствия особые жрецы-басилы на вершине горы приносили К. жертвы ( Pausan. Descript. VI 20. 1; Dionys. Halicarn. Antiq. I 34. 3). Согласно местным рассказам, именно в Олимпии произошла схватка за власть между Зевсом и К., и в честь своей победы Зевс учредил Олимпийские игры ( Pausan. Descript. V 7. 10). В Афинах существовал храм, посвященный К. и Рее (Ibid. I 18. 7), и в древние времена 1-й месяц года назывался Кронионом (июль-авг.). Хотя название месяца потом изменили (он стал называться Гекатомбеоном), но древний праздник Кронии, по преданию учрежденный мифологическим царем Кекропом, продолжали праздновать 12-го числа. Кронии были праздником окончания уборки зерновых культур и сопровождались веселым застольем. В этом празднике сохранилась древняя традиция почитания К. как земледельческого божества. В то же время имя Кронос было близко по звучанию к слову, обозначающему время - Хронос (Χρνος). Греч. историк I в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2462045.html

Д. является автором одного из первых учебников совр. типа - «Введения в христианскую археологию» (Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; итал. пер.: Archeologia cristiana. R., 1993; польск. пер.: Archeologia chrzecijanska. Warsz., 1994), отличающегося рациональностью и компактностью составления. Среди сотрудников Д. были исследователи искусства и археологии Вост. Средиземноморья О. Фельд, У. Пешлов и др.тав Соч.: Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Studien zur Architektur Konstantinopels im 5. und 6. Jh. nach Christus. Baden-Baden, 1956; Die Spolien in der spätantiken Architektur. Münch., 1975; Zwei spätantike Ruinenstätten in Nordmesopotamien. Münch., 1977 (совм. с U. Peschlow); Qalb Loze und Qalat Seman: Die besondere Entwicklung der nordsyrisch-spätantiken Architektur. Münch., 1982; Rom, Ravenna, Konstantinopel, Naher Osten: Gesamm. Stud. z. spätantiken Architektur, Kunst und Geschichte. Wiesbaden, 1982; Nubische Forschungen. B., 1988 (совм. с P. Grossmann); Das Mausoleum der Kaiserin Helena in Rom und der «Tempio della Tosse» in Tivoli. Mainz, 1998 (совм. с J. J. Rasch). Изд.: Repertorium der christlich-antiken Sarkophage. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. Tl. 1-2: Rom und Ostia: Corpus der Kapitelle der Kirche von San Marco zu Venedig. Wiesbaden, 1981. Лит.: Modern Perspectives in Western Art History: An Anthology of 20th-Cent. Writings on the Visual Arts/Ed. W. E. Kleinbauer. N. Y., 1971. P. 39, 50, 87; Studien zur spätantiken und byzant. Kunst: Friedrich W. Deichmann gewidmet/Hrsg. O. Feld und U. Peschlow. Bonn, 1986. 3 Bde; Duval N. In Memoriam Fr. W. Deichmann: 1909-1993//Antiquité tardive. P., 1994. N 2. P. 7-11; Farioli Campanati R. F. W. Deichmann: Jena, 17.12.1909 - Mentana (Roma), 13.09.1993//Corso di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1994. N 41. P. 10-16; Feld O. Commemorazione di F. W. Deichmann: Archeologo, cittadino onorario di Ravenna//Ibid. P. 17-32; idem. F. W. Deichmann: 17.12.1909 - 13.09.1993//Mitteilungen des Deutschen Archaol. Inst.: Römische Abt. R.; B., 1994. Bd. 101. S. 7-17; Brands G. F. W. Deichmann und der frühchristlich-byzant. Kirchenbau//100 Jahre Kunstgeschichte an der Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. Halle, 2004. S. 129-150.

http://pravenc.ru/text/168642.html

25-26). Пурпурный Д. надевался ими в день Рождества Христова и Богоявления (Ibid. 190. 3-4, 13-14), Благовещения, Успения и Рождества Пресв. Богородицы (Ibid. 189. 17; I 190. 20; I 191. 32), Воздвижения Креста Господня (Ibid. 190. 28-29), в день памяти вмч. Димитрия Солунского (Ibid. 190. 30-31), празднования Собора архистратига Михаила (Ibid. 190. 32-1), в день своего рождения (De cerem. II 277. 7) и престольный праздник Новой великой церкви (Ibid. I 189. 29). В белый Д. облачались на Светлой неделе, на празднование Преполовения, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения (Ibid. 188. 10, 17-18; 189. 25, 32). Император был одет в Д., когда производили кого-либо в чин патрикия ( Беляев. Т. 2. С. 35). В Д. облачались протоспафарии-евнухи на празднование Богоявления ( Const. Porphyr. De cerem. I 142. 27); белые Д. надевали на Преполовение Пятидесятницы (Ibid. 100. 32). Возводимые в сан новелиссима во время торжественной церемонии облачались в красные Д. (Ibid. II 227. 20), в сан куропалата - в пурпурные (Ibid. 230. 19). Со временем Д., получившие наименование саккоса, стали носить и Визант. патриархи ( Дмитриевский. Ставленник. С. 260-261). На изображениях имп. Д. не всегда легко отличить от скарамангия. Оба платья были вытканы золотом и имели схожую золотую выделку на плечах и по кайме. Наиболее существенные изменения Д. претерпел в XI-XII вв.: заметно сузились рукава, золотое шитье подола, прежде изображавшееся простой горизонтальной линией, было продолжено по кайме обоих бортов вверх, заканчиваясь вышитыми медальонами. Лит.: Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, мат-лы и заметки по визант. древностям СПб., 1891-1906. Т. 1-3; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; ODB. 1991. Vol. 1. P. 639; Cat. of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Coll. and the Whittemore Coll. Wash., 1999. Vol. 4. N 157: Alexius I to Michael VIII, 1081-1261/M. Hendy. Э. П. Л., М. Н. Бутырский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/171957.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010