256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

112 Soldatow, Selected Letters, Sermons, and Articles, vol. 3, 1(1–2). 113 Ibid., p. 3(9–10). 114 Ibid., p. 5 (13). Kalakuts is a derogatory term referring to a group of Slavic people in the region of Chelm (Kholm) and Podlachia (Podlasie) who accepted Roman Catholicism and adopted a Polish self-identity despite retaining their Ukrainian language. Toth claimed that the East-West divide occurred in the ninth century in other places as well. He seemed to be unaware of the 879–880 reunion council that healed the rift between Rome and Constantinople. 115 Ibid., 25–26 (63, 70–71). 116 Although Rome and the Eastern Churches did separate in 869, a reunion council in 8789–880 revoked the 869 council and healed the division. Ironically, however, the 869 council is considered the eighth ecumenical council by the Roman Catholic Church, and this likely shaped Toth’s views. Most scholars date the separation of the Roman Catholic Church from the Eastern Churches in 1054, when Cardinal Humbert, hotheaded a papal legate, slammed a bull of excommunication upon the altar of Hagia Sophia, the main Orthodox Christian temple in Constantinople. This act, brazen as it was, however, did not become the touchstone it now is until the crusades, which were truly the final rupture between the churches. 117 Ibid., 29 (79). 118 Ibid., 1–2 (6–8). 119 See John Douglas Strickland, The Making of Holy Russia – The Orthodox Church and Russian Nationalism Before the Revolution (Jordanville, NY: Holy Trinity Publications,2013). Interestingly, Nicholas Bjerring had also adopted «Orthodox patriotism.» See my article, «A Catholic, Presbyterian, and Orthodox Journey,» 64. Toth, however, did not use the imagery and culture of the Israelites to make sense of Russian history and culture, as was common amongst «Orthodox patriots.» For more on this aspect of «Orthodox patriotism,» see Daniel Rowland, «Moscow – The Third Rome or the New Israel?» The Russian Review 55 (1996), 591–614. 120 I assume, here, that this is likely the immediate reaction of most contemporary readers, given the secondary literature on ethnoreligiocity. See for example, Paul Mojzes, Yugoslavian Inferno: Ethnoreligious Warfare in the Balkans (New York: Continuum, 1994), where Mojzes analyzed the conflict in the Balkans and relegated religion to a secondary factor, falling in line behind nationalism. It may be worth noting, though, that even Paul Mojzes was later still willing to speak of the «specifically religious factor.» See Paul Mojzes, «The Role of Religious Leaders in Times of Conflict in Multinational and Multi-Religious Societies: A Contribution Toward Interreligious Dialogue in Macedonia,» Journal of Ecumenical Studies 39:1–2 (2002), 83.

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

29. Sozomen “Historia Ecclesiastica” Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol.2 . (Peabody, MA: Hendrickson Publishers Inc., 1994) pg. 243. 30. Schmemann, pg. 65. 31. Ibid. pgs.65-66. 32. Drozdov, Metropolitan Philaret “Will the Non-Orthodox Be Saved?” Orthodox Life, Vol. 34, No.6 . (Jordanville, NY: Holy Trinity Monastery Press, 1984) pg. 2. 33. Schmemann, pg. 70. 34. Ibid. pgs. 65–66. 35. Schmemann, Alexander “The Church Year” In Celebration of Faith . (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1994) pg. 50. 36. Drijvers, Jan Willem Helena Augusta . (Boston, MA: Brill Publishers, 1992) pg. 61. 37. Metallinos, Fr. George Constantine the Great & Historical Truth (Audio transcription) . (Athens, Greece: University of Athens School of Theology, 2008) pg. 8. 38. Holy Transfiguration Monastery “Constantine, Equal to the Apostles (May 21)” The Great Horologion . (Boston, MA: Holy Transfiguration Monastery Press, 1997) pg. 489. 39. Norwich, pgs. 42-43. 40. Chadwick, pg. 127. 41. Callinicos, Constantine The Greek Orthodox Catechism . (New York, NY: Greek Archdiocese of North and South America, 1960) pg. 3. 42. Scannell, T “Christian Doctrine” The Catholic Encyclopedia (New York: Robert Appleton Company, 1909) 43. Vlachos, Hierotheos “Catechism in the Tradition of the Church” Entering the Orthodox Church . (Levadia, Greece: Apostolic Diakonia, 2004) pg. 20. 44. Ibid., pg. 21. 45. Ibid., pg. 22. 46. Field, Anne “The Meaning of the Exorcisms” From Darkness to Light . (Ann Arbor, MI. Servant Publications, 1978) pg. 78. 47. Kucharek, Casimir The Sacramental Mysteries: A Byzantine Approach . (Allendale, NJ: Alleluia Press, 1976) pg. 92. 48. Meyendorff, pg. 71. 49. Chadwick, pg. 127. 50. Hippolytus, 16:10. 51. Kucharek, pg. 235. 52. Ibid., pg. 247. 53. Schmemann, pgs. 65-66. 54. Eusebius Life of Constantine pg. 490. 55. Schmemann, pg. 80. 56. Schmemann, pg. 80. Bibliography Barns, Timothy Constantine and Eusebius . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. — The New Empire of Diocletian and Constantine . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

http://pravoslavie.ru/61927.html

66 Например: Книга о церковной иерархии. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 9246 (с толкованиями Георгия Пахимера (1240–1310) и примечаниями преп. Максима Исповедника ). 67 Например: в Эдессе или соседней области (Westcott). Первым цитируем Corpus Север Антиохийский в 513 году. 68 Например: сирийская анафора с именем Св. Дионисия Ареопагита . 69 См., например: Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви. Т. IV. Петроград, 1918. С. 376. 70 См. подробнее: Edmund Bishop. Appendix к Texts and Studies. Vol. VIII, 1. C. 112. 71 Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т. 1, С. 75. 72 Ibid. С. 72. 73 Ibid. С. 109. 74 Интересно, что в некоторых списках греческой Литургии св. Иакова, молитва «при внесении св. Даров» надписывается именем Дионисия Ареопагита ; «Вступив на страшный помост Твой, Господи, мы ужасаемся, приступая к святой трапезе Твоей, и, находясь близ страшного Твоего седалища, трепещем и содрогаемся членами, принося неприступную жертву… Посему мы страшимся и трепещем от страха». Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 162, прим. Подробнее о ней: Петровский А. Апостольская Литургия Восточной Церкви. СПб., 1897. С. 37–39. 75 Woodbrooke Studies. С. 100. 76 Ibid. С. 90–91. 77 Ibid. С. 93. 78 Гомилия XXI (с). Texts and Studies. С. 57. 79 Ibid. С. 149. 80 По мнению С. Епифановича , известные под именем Преп. Максима Исповедника . Если Иоанна Скифопольского можно отождествить с Иоанном III Схоластиком, Константинопольским патриархом (565–577) ( Соколов И. Православная Богословская Энциклопедия. Т. VII, столб. I), при котором была введена, а, по мнению еп. Порфирия Успенского (Первое путешествие в Афонские монастыри II, отд. I. С. 452–453), которым была составлена Херувимская песнь, то влияние Corpus’a становится очевидным. 81 «Диаконы выносят это приношение, или символ приношения, которое они помещают на страшном алтаре… Мы должны думать о Христе, ведомом в это время на страдание»… «Мы должны думать, что диаконы, несущие евхаристический хлеб для жертвоприношения, представляют образ невидимых сил… Когда они полагают хлеб на святом престоле… мы думаем о Нем, как помещенном в гробнице после страстей. Вот почему диаконы, распространяющие на престол покровы, представляют ими погребальную плащаницу». Феодор. Woodbrooke Studies. С. 85, 86; Нарсай, «Будем взирать на Иисуса, ведомого на смерть за нас». Поставление Даров на престол – символ погребения. Диаконы – ангелы, охраняющие страшную тайну Царя царей. Texts and Studies. С. 34; 55–56; Песнь «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом…» – введенная в употребление, вероятно, более или менее одновременно с Херувимскими песньми «Иже херувимы» (по Кедрину в 573 г.) и «Ныне силы небесные» (в 615–620 гг.). О неправильном понимании Великого входа, см. Евтихия Константинопольского († 582). Слово о Пасхе и Евхаристии. Собрание древних литургий. Вып. 4. С. 65.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

Впрочем, Стефан, признавая действительным крещение даже маркионитов, давал много поводов к различным упрекам. Rettberg считает возможным предполагать, что Стефан, по крайней мере в начале, не обращал должного внимания даже на крещальную формулу еретиков. См.: Th. С. Cyprianus. S. 160–164. 2111 В подчеркнутых словах ясно видно, что Киприан имеет в виду именно признание со стороны Стефана недействительным еретического руковозложения, сопровождающего крещение. 2112 Epist. 74–61 ad Pompejum. С. 5. Р. 802–803. Ч. 1. С. 353–354. Cfr.: Epist. 70–57 Ianuar. С. 3: «Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым (foris constitutus cum sancto spiritu non est), то не может и крестить приходящего; так как и крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь одна». – Р. 769. Ч. 1. С. 324. 2113 Ibid. 75. С. 9: крещение действительно тогда, «когда крещающий имеет Святого Духа и самое крещение совершается не без Духа». – Р. 816. Ч. 1. С. 379; с. 8: «Духовное рождение без Духа невозможно». – Р. 815. С. 378. 2114 Sentent. 5: «Neque Spiritus sine aqua separatim operari potest nec aqua sine Spiritu». – P. 439, 5–6. 2116 Ibid. 71–58 ad Quintum. С. 1. Р. 772, 7–8. Ч. 1. С. 326; Epist. 74–61 ad Pompejum. С. 2: «Mendacia et contagia profanae tinetionis». – P. 800, 6–7.Ч. 1. С. 351. 2117 Ibid. 73–60 ad Iubajanum. С. 21. Р. 795. Ч. 1. С. 346; De unitate ecclesiae. С. 11: «Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу». – Р. 219. Ч. 2. С. 185–186. 2118 Ibid. 75 Firmiliani. С. 8: «Nec eos qui ab haeresi ad ecclesiam veniunt post inlicitam et profanam eorum tinetionem baptizare dubitemus». – P. 815, 18–20. Ч. 1. С. 379. 2119 Ibid. 75 Firmil. С. 13: «Ас per hoc aqua qua tinguntur lavacrum est illis carnale tantum, non baptismi sacramentum». – P . 819, 9–10. Ч. 1. С. 381. 2120 Sentent. 35: «Adelphius a Thasvalthe dixit: Sine causa quidam falso et individioso verbo impugnant veritatem ut rebaptizare nos dicant, quando ecclesia haereticos non rebaptizet, sed baptizet». – P. 449. Вообще, Sententiae episcoporum постоянно повторяют мысли и аргументы св. Киприана. См.: Н. v. Soden. Streit zwischen Rom und Karthago. S. 39–40; Batiffol P. L " eglise naissante el le catholicisme. P. 471.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Второе послание к Коринфянам. 14. 1–2. Видения. 1//Писания мужей апостольских… Habere jam non potest Deum patrem, qui Ecclesiam non habet matrem. – De unitate Ecclesiae 5–6; ср.: Ep. 74. 7. 19-я ода Соломона. Перевод В.В. Василика. См.: Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 79. Перевод о. Леонида Грилихеса см.: Оды Соломона/Пер. Л. Грилихеса. М., 2004. См.: Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1988. С. 70. О «Деяниях Иуды Фомы» см. не потерявшую своего значения работу Е.Н. Мещерской «Деяния Иуды Фомы» (М., 1984). De unitate. Eccl. 6; Test. adv. Jud. II 19; Ep. 69. 2. De unit. Eccl. 7–8. Ibid. Ep. 70. 3; 71. 1. Ep. 54. 3; 55. 25. Ep. 55. Ep. 55. 27. Cypr. Carth. Ep. 63. 13. Soden H., von. Sententiae LXXXVII episcoporum: Das Protokoll der Synode von Karthago am 1. September 256//NGWG. 1909. S. 285. Против ересей. III. 3. 2. Ad hanc enim ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam. Adversus haereses. Русский перевод дается по изданию: Ириней Лионский , святитель. Против ересей. СПб., 1900. С. 22. Eusebius Caesariensis . Historia ecclesiastica. 5. 24. 11. locus Petri. – Ep. 55. 8. Petri cathedra. – Ep. 59. 14. Ibid. Bévenot. «Primatus Petro datur». 1954. hoc erant utique et ceteri quod fuit Petrus. – De unit. Eccl. 4. Ep. 71. 3. Ibid. Manente concordiae vinculo et perseverante catholicae Ecclesiae individuo sacramento, actum suum disponit et dirigit unusquisque episcopus rationem propositi sui Domino redditurus. – Epistula 52. 21. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 14 сентября 2019, 13:53 Спасибо за интересную статью! Вадим К. Василию 4 октября 2018, 11:32 Конечно, в отношении римского папы речь до 11 в. всегда шла о первенстве чести, но оно понималось в иных случаях довольно широко, на что ссылались и ссылаются до сих пор католики. С чем мы всегда были с ними категорически несогласны это в том, что это первенство абсолютно, а не обусловлено верностью рим. папы Преданию Церкви. Что касается экклесиологии сщмч. Киприана, то это не она похожа на экклесиологию Шмемана, а наоборот. Конечно, каждый законный епископ Церкви со своей паствой, какой бы малой она ни была, есть и часть кафолической Церкви и она сама в то же время. Это не учение Шмемана, а учение Церкви издревле, которое находим не только у сщмч. Киприана, но и у св. Климента Римского.

http://pravoslavie.ru/116132.html

Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767).    Cyprianus. Ер. 70 (70).    Idem. Ер. 69 (76).    Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4).    Ep. 72 (72).    Sententiae episcoporum.    Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576.    см. прим. к стр. 146.    Ер. 72 (72).    Ibid. 3.    Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.).    Ibid.    Cyprianus. Ер. 75 (75).    Cyprianus. Ер. 74 (74). 2.    См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum.    Ер. 35 (29). 1.    Cyprianus. Ер. 75 (75). 4.    Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).    Церк. ист. VII.    Новацианская схизма вызвала потрясения не только на Западе, но и на Востоке. Судя по одной очень короткой заметке Евсевия, ряд епископов примкнул к Новациану (Церк. ист. VII. 4). Из другой заметки следует, что в Антиохии возник раскол, так как часть антиохийских общин поддерживала новациан (Ibid. VI. 46).    Малхион, антиохийский пресвитер, глава риторской школы, единственный из присутствовавших на соборе, кто оказался способен меряться силами в диалектике с Павлом Самосатским. См.: Болотов В.В. Лекции… Т. II. С. 333.    Надо думать, что этот собор состоялся Harnack вслед за Mansi считает, что этот собор был избирательным (смерть Фабия и ) (Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 533).    Евсевий. Церк. ист. VII. 30. 2.    Перевод Руфина прибавляет перед этим наименованием «presbyteri» (VII. 30).    Незначительное количество антиохийских пресвитеров, названных в послании, объясняется, по-видимому, тем, что большинство клира осталось верным Павлу Самосатскому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

P. 68). Проблема единства и множественности энергий решается И. К. традиц. для последователей свт. Григория Паламы образом: с одной стороны, лишь одна из Божественных энергий есть «та, что обоживает и освящает ангелов и человеков» (Ibidem); с другой - энергия Божия «сама по себе едина и неделима, подразделяется же она сообразно с достоинством восприемников» (Ibid. P. 70. 81 - 71. 82). В этом И. К. следует томосу Собора 1351 г.: «[Сущность и энергия] различаются между собой… тем, что Божественная энергия причаствуется и подразделяется неразделимо…» (PG. 151. Col. 739). Энергия, согласно И. К., есть причастие и причастия (μετοχ κα μετοχα), а причастие есть отношение (σχσις), как, напр., мышление есть отношение мыслящего и мыслимого, а видение - отношение видимого и видящего ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 70. 61-70). Так и праведные будут просвещены через причастие (μετοχ) Свету Божию (Ibid. P. 94. 15-17). В данном случае И. К. воспроизводит одно из общих мест средневек. христианизированного аристотелизма (ср. рассуждение прп. Максима Исповедника о фантазии как об отношении, цитируемое Феофаном Никейским: Maximus. Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1233-1236; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 232. 158-166; учение Григория Кипрского и свт. Григория Паламы об энергии как о реальности относительной (в аристотелевском смысле - «предполагающей отношение»): Gregorius Cypriensis. De processione Spiritus Sancti//PG. 142. Col. 289; Greg. Pal. Capita. 142// Sinkewicz. 1988. P. 246. 16 - 248. 2. (Studies and Texts; 83)). Учить же о видимости Бога по сущности - признак мессалианской ереси ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 68. 92-93; ср. у свт. Григория Паламы: PG. 151. Col. 448; о проблеме в целом см.: Hinterberger. 2004. S. 211-248). Частичный пересмотр учения Содержание писем «Диспута с латинским патриархом [Константинополя] Павлом» свидетельствует о некотором изменении воззрений И. К. в вопросе о природе Фаворского света и об энергии Божией. И. К. дает типологию воззрений антипаламитов на природу Фаворского света (Ibid.

http://pravenc.ru/text/471274.html

36 Г. Ф. Герцберг. «История Византии» (перевод П. В. Безобразова). Москва, 1897, стр. 64. 37 Ibid. стр. 89. 38 Н. А. Скабаланович. «Византийское, государство и церковь в XI веке». СПб., 1884, стр. 133. 39 A. Vasiliev. HEB., II, 121–122. 40 «Историч. очерки…», стр. 106. 41 «Историч. очерки…», стр. 107. 42 «Церковная политика визант. императора Исаака Ангела» в «Христиан. чтении». 1905, часть I, стр. 338–362. 43 И. Соколов. «О византинизме в церковно–историческом отношении». «Христ. чтение». 1903, т. CCXVI, стр. 738. 44 Ibidem, стр. 745–747. 45 Ibidem, стр. 775. 46 «Визант. госуд. и церковь в XI в.», стр. 361. 47 «Визант. госуд. и церковь в XI в.», стр. 426. 48 Abbé Marin, «Les moines de Constantinople» (de 330 à 898). Paris, 1897, pp. XX+546. 49 K. Krumbacher, «Geschichte d byzant. Literatur», S. 478. 50 Démétrius Cydonès, «Correspondance», Paris, 1930, éd. «Les Belles Lettres», p. 33. 51 «Историч. очерки…», стр. 395. 52 A. Спасский. «История догматич. движений», стр. 350. 53 MPGr. t. 83, col. 37. 54 Niceph. Gregoras, «Correspondance», Paris 1927, p. 155. 55 MPGr. t. 151, col. 681 C–682 B. 56 Ibid col. 692 A. 57 Krumbacher, GBL, S. 40. 58 Démétrios Cydonès, «Correspondance», édit. «Les Belles Lettres», Paris, 1930, pp. 27–29. 59 Бронзов. Предисловие к переводу «Точного Излож. Прав Веры». СПб., 1894, стр. LXVI–LXVII. 60 «Jean Damascène» in D. T. C. t. VIII, col. 693–751, 61 Demetr. Cydon. «Correspond.», p. XVIII. 62 F. Fuchs, «Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter.», Byzant. Archiv. Heft 8, Leipzig, 1926, Ss. 5. 63 Ibid. Ss. 18–35. 64 F. Fuchs, op. cit. Ss. 36–48. 65 Ibid Ss. 73–74. 66 MPGr. t. 161, col. 41. 67 Г. Ф. Герцберг. «История Византии». Москва, 1897. стр. 184. 68 F. Fuchs, op. cit. Ss, 2–6. 69 Krumbacher, GBL, Ss. 16–18. 70 A. Vasiliev, HEB, II, pp. 422 sqq. Там же приведены и цитаты из Картинга, Киреевского, Успенского и др. 71 Mich. Acomin. I, 124, édit. Lampros. 72 Vasiliev, HEB, II, 233–234. 73 Krumbacher, GBL, Ss. 854 sqq. 74 «Figures byzantines», II, 337.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

64 Pachymerus. Т. I. Lib. I. Cap. 7. Ср.: Georgius Acropolita. Annales. Bonnae, 1836. Cap. 50–51. P. 103–107. 70 Ibid. T. I. P. 61–62. – Любопытно и синодальное постановление 1400 г. о сироте-ребенке, который после смерти матери воспитывался у родственницы, а потом силой был взят его отцом. Ввиду того что отец ребенка таким путем хотел воспользоваться принадлежащим ему, по завещанию матери, виноградником, который он действительно и успел уже продать, патриарх Матфей и синод постановили, что ребенок должен остаться у родственницы, а виноградник должен быть возвращен ему. Ibid. Т. II. Р. 420–421. 71 Ibid. Т. I. Р. 30, 44, 55, 64–68, 478; Т. II. Р. 257, 299, 301, 313, 329, 372, 377, 509, 557 и др. 73 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, находящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1901. Том И. Ευχολγια. С. 238, 468, 498. 74 Там же. С. 122, 466, 743 и др. Ср.: Никольский К. Т. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С 371–388. 77 Cecaumeni Strategicon et incerti scriptoris De officiis regiis libellus/Ediderunt B. Wassiliewsky et V. Iernstedt. Petropoli, 1896. Ср.: Васильевский В. Г. Советы и рассказы византийского боярина XI века//Журнал Мин. Нар. Просвещения. 1881. Июнь, июль, август; Шестаков С. Византийский тип Домостроя и черты сходства его с Домостроем Сильвестра//Византийский Временник. 1901. Т. VIII. С. 38–63. 79 Византийское право в силу тесного союза Церкви с государством выработало особый тип юридических сборников, называемых номоканонами, в которых, наря-ДУ с церковными правилами, находились и соответствующие им гражданские постановления в систематическом порядке. Древнейшим номоканоном признается тот, который образовался из соединения канонического и гражданского сборников Иоанна Схоластика (VI в.); компиляция принадлежит неизвестному автору. 84 Например, по поводу опустошительных набегов турок на Империю при царе Мануиле Комнине Никита обращается с таким воззванием к Богу: «Доколе, Господи, Ты будешь оставлять свое наследие на разграбление, расхищение и посмеяние народу глупому и немудрому, совершенно чуждому благочестивого исповедания и истинной веры в Тебя? Доколе будешь, Человеколюбче, отвращать от нас лицо Твое? Доколе будешь забывать убожество наше и не внимать нашим воплям и рыданиям, Ты, скоро внемлющий угнетаемым? Доколе не отомстишь Ты, Господь мщений? Доколе будет продолжаться эта несообразность, что потомки рабыни Агари господствуют над нами – свободными? Доколе они будут истреблять и убивать Твой святой народ?» и т. д. (Ibid. P. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010