17 января. Память св. Антония Великого (Parva Cat., n. 49. 538). 18 января. Память преп. Евфимия (ibid., p. 436). 27 января. Память св. Иоанна Златоуста (ibid., p. 153). 28 января. Память св. Ефрема Сирина (ibid.). 2 февраля. Сретение Господне. 7 февраля. Память св. Феодора Стратилата (ibid., n. 14, p. 638). 8 февраля. Память св. Иоанна Предтечи (ibid., n. 14, p. 53). 9 марта. Память 40 мучеников (ibid., n. 62, p. 218). 9 марта. Память 14 мучеников, пострадавших в Болгарии за свою твёрдость в соблюдении Великого поста (ibid., n. 63, p. 562). 25 марта. Благовещение (ibid., n. 64, p. 63). 25 марта. Память блаженного Домитиана (ibid., n. 2, p. 474). 5 апреля. Память преп. Платона (ibid., n. 33, 69, p. 525. 568). 14 апреля. Память преп. Пахомия (ibid., n. 7, p. 636). 8 июня. Память Михаила Синадского (ibid., n. 21, p. 507. 640. Ср Ер. II, 200). 11 июня. Память св. Варфоломея (Migne, ibid. 792). 24 июня. Рождение Иоанна Предтечи (ibid., p. 746. Par. Cat., n. 15, p. 53. 495, Magna Cat. 8 p. 22). 29 июня. Память св. ап. Петра и Павла. 6 августа. Преображение Господне (Par. Cat., n. 20, p. 71). 15 августа. Успение Пресв. Богородицы (ibid., n. 23, p. 508). 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Migne, ibid., p. 757). Если сравнить этот перечень памятей в студийском месяцеслове с перечнем, представленным у проф. Мансветова (Ст. Уст., стр. 100–102), то легко можно заметить, что первый обширнее второго. Это объясняется тем, что профес. Мансветов не мог воспользоваться подлинным текстом Малого Катехизиса для своих изысканий. Отсюда можно сделать тот вывод, что изучение многочисленных рукописей Большого Катехизиса, несомненно, восполнило бы синаксарь студийской обители времён преп. Феодора Студита множеством новых памятей и именно памятей местных, так как в студийском монастыре на каждый день приходилась память какого-либо святого 390 , и подвижники студийские весьма исправно вписывались в местный синодик 391 , а отсюда уже переходили на страницы местного синаксаря 392 . По каким книгам совершалось богослужение, и какие оно имело особенности в дни памяти тех или других святых, об этом в источниках нет сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Danielis Stylitae//Ibid. 1913. T. 32. P. 217-229; Martyrologium Hieronymianum Cambrense//Ibid. P. 369-407; St. Martin et Sulpice Sévère//Ibid. 1920. T. 38. P. 5-136; Le typicon du monastére de Lips à Constantinople//Ibid. P. 388-392; Les passions des martyrs et les genres littéraires. Brux., 1921; Deux typica byzantine de l " époque des Paléologues. Brux., 1921; Martyr et Confesseur//AnBoll. 1921. T. 39. P. 20-49; La Passion de St. Félix de Thibiuca//Ibid. P. 241-276; Cyprien d " Antioche et Cyprien de Carthage//Ibid. P. 314-332; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae patriarchatus Alexandrini in Cahira Aegypti//Ibid. P. 345-357; Les martyrs d " Égypte//Ibid. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-365; Les saints Stylites. Brux., 1923; Les Actes de St. Marcel le Centurion//AnBoll. 1923. T. 41. P. 257-287; Le calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//Ibid. 1924. T. 42. P. 83-99; La vie de St. Théoctiste de Lesbos//Byz. 1924. T. 1. P. 191-200; Les recueils antiques des Miracles des Saints//AnBoll. 1925. T. 43. P. 5-85, 305-325; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae Scholae Theologicae in Chalce insula//Ibid. 1926. T. 44. P. 5-63; La personalité historique de St. Paul de Thèbes//Ibid. P. 64-69; Les lettres d " indulgence collectives//Ibid. P. 342-379; 1927. T. 45. P. 97-224; 1928. T. 46. P. 149-287; Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " antiquité. Brux., 1927; Une Vie inédite de St. Jean l " Aumônier//AnBoll. 1927. T. 45. P. 5-74; L " hagiographie ancienne de Ravenne//Ibid. 1929. T. 47. P. 5-30; Loca Sanctorum//Ibid. 1930. T. 48. P. 5-64; St. Romain martyr d " Antioche//Ibid. 1932. T. 50. P. 241-283; Recherches sur le légendier Romain: La Passion de St. Polychronius//Ibid. 1933. T. 51. P. 34-98; Cinq leçons sur la méthode hagiographique. Brux., 1934; Saints et reliquaires d " Apamée//AnBoll. 1935. T. 53. P. 225-244; Étude sur le légendier romain: Les saints de nov. et de déc. Brux., 1936; Contributions récentes à l " hagiographie de Rome et d " Afrique//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/171638.html

Epoch and Genre: the Sixth Century and the Growth of Hidden Polemics//Judah and the Judeans in the Neo-Babylonian Period. 2003. P. 135-151; Barstad H. M. After the «myth of the empty land»: Major Challenges in the Study of Neo-Babylonian Judah//Ibid. P. 3-20; Betlyon J. W. Neo-Babylonian Military Operations Other than War in Judah and Jerusalem//Ibid. P. 263-283; Blenkinsopp J. Bethel in the Neo-Babylonian Period//Ibid. P. 93-107; Carter Ch. E. Ideology and Archaeology in the Neo-Babylonian Period: Excavating Text and Tell//Ibid. P. 301-322; Edelman D. V. Gibeon and the Gibeonites Revisited//Ibid. P. 153-167; Fried L. S. The Land Lay Desolate: Conquest and Restoration in the Ancient Near East//Ibid. P. 21-54; Hoffman Y. The Fasts in the Book of Zechariah and the Fashioning of National Remembrance//Ibid. P. 169-218; Japhet S. Periodization Between History and Ideology: The Neo-Babylonian Period in Biblical Historiography//Ibid. P. 75-89; Knoppers G. N. The Relationship of the Priestly Genealogies to the History of the High Priesthood in Jerusalem//Ibid. P. 109-133; Lemaire A. Nabonidus in Arabia and Judah in the Neo-Babylonian Period//Ibid. P. 285-298; Lipschits O. Demographic Changes in Judah Between the Seventh and the Fifth Centuries B. C. E.//Ibid. P. 323-376; Oded B. Where is the «Myth of the Empty Land» to be Found?: History Versus Myth//Ibid. P. 55-74; Porten B. Settlement of the Jews at Elephantine and the Arameans at Syene//Ibid. P. 451-470; Sack R. H. Nebuchadnezzar II and the OT: History Versus Ideology//Ibid. P. 221-233; Zertal A. The Province of Samaria (Assyrian «Samerina») in the Late Iron Age (Iron Age III)//Ibid. P. 377-412; Zorn J. R. Tell en-Nasbeh and the Problem of the Material Culture of the Sixth Century//Ibid. P. 413-447; The Context of Scripture/Ed. W. W. Hallo. Leiden, 20032. Vol. 1: Canonical Compositions from the Biblical World; Eng M. What " s in a Name?: Cyrus and the Dating of Deutero-Isaiah//Inspired Speech: Prophecy in the Ancient Near East: Essays in Honour of H.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Д. К. были составлены также комментарии на «Утешение философией» Боэция (Ennarationes seu commentaria in V libros B. Severini Boetii philosophi ac martyris de Consalatione philosophiae//Ibid. Vol. 26) и на «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника (Ennarationes doctissimae in librum S. Joannis Climaci, qui inscribitur Κλμαξ//Ibid. Vol. 28). К комментариям примыкают др. сочинения Д. К., в к-рых он дал своеобразный «пересказ» основных идей того или иного автора. Наиболее важным в этой группе является трактат «Summa fidei orthodoxae» (Сумма православной веры - Ibid. Vol. 17-18), в нем Д. К. предлагает краткое изложение содержания «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Значительное место в наследии Д. К. занимают проповеди, посвященные различным церковным праздникам и библейским чтениям. Общий корпус проповедей Д. К. был разделен издателями на 2 части: «Sermones de tempore» (Ibid. Vol. 29-30 ) и «Sermones de sanctis» (Ibid. Vol. 31-32), при этом были смешаны 2 отдельных сочинения Д. К.: «Проповеди для мирян», состоящие из 2 частей и записанные по просьбе одного из почитателей Д. К., и «Проповеди для духовенства», обращенные Д. К. к братии ордена картузианцев или др. монашеских общин. Соединенные в сборники проповеди принадлежат к разным периодам жизни Д. К. и отличаются большим стилистическим разнообразием. Проч. сочинения Д. К. традиционно объединяются под общим заглавием «Малые сочинения» (Opera minora//Ibid. Vol. 33-41). Всего алфавитный список этой группы насчитывает 94 названия (Ibid. Vol. 42. P. 12-14). Наиболее значимыми из них являются: «О свете христианского созерцания» (De lumine christianae theoriae//Ibid. Vol. 33. P. 235-513), «О природе вечного и истинного Бога» (De natura aeterni et veri Dei//Ibid. Vol. 34. P. 11-97), «О дарах Святого Духа» (De donis Spirituis Sancti//Ibid. Vol. 35. P. 157-262), «О похвале и достоинстве Марии» (De praeconio et dignitate Mariae//Ibid. P. 479-574), «Об авторитете высшего понтифика и вселенского собора» (De auctoritatis Summi Pontificis et generalis concilii//Ibid. Vol. 36. P. 527-674), «Сумма о добродетелях и пороках» (Summa de vitiis et virtutibus//Ibid. Vol. 39. P. 13-242), «О чистоте и счастье души» (De puritate et felicitate animae//Ibid. Vol 40. P. 395-443), «О созерцании» (De contemplatione//Ibid. Vol. 41. P. 135-289) - главное сочинение Д. К. из посвященных мистическому богословию, содержит подробное изложение взглядов писателей, к-рых Д. К. считает своими предшественниками в учении о созерцании, а также изложение личной позиции Д. К. и решение ряда затруднительных вопросов (гл. обр. о способе мистического единения с Божеством и роли разума и воли в приближении к Богу), «О размышлении» (De meditatione//Ibid. P. 71-90) - последнее сочинение Д. К., создано в 1469 г., является своеобразным итогом его мистико-аскетических размышлений и завещанием продолжателям.

http://pravenc.ru/text/178468.html

Кат. 63, 75, 105, 127, 131, 158, 190, 203, 272, 274, 372; Burgess R. W. The Passio St. Artemii, Philostorgius and the Dates of the Invention and Translations of the Relics of Saints Andrew and Luke//AnBoll. 2003. Vol. 121. P. 5-36; Bellinati C. Peregrinazioni del corpo di San Luca Evangelista nel primo millennio (120 c.- 1177)//San Luca Evangelista testimone della fede che unisce: Atti del Congr. intern., Padova, 16-21 ottobre 2000. Padova, 2003. Vol. 2. P. 173-199; Bellinati C. et al. Conclusive synthesis//Ibid. P. 747-749; Capitanio M. Studio antropologico dello scheletro attribuito a San Luca Evangelista della basilica di Santa Giustina in Padova//Ibid. P. 255-282; Cecchelli M. Considerazioni sul contesto storico-culturale del reperto e sul significato del simbolo//Ibid. P. 729-743; Molin G. et al. Indagini sulle reliquie attribuite a «San Luca Evangelista», basilica di Santa Giustina in Padova: Studi cristallochimici, isotopici e datazione mediante//Ibid. P. 313-336; Paganelli A. «Arca di San Luca Evangelista»: Risultati sull " indagine palinologica//Ibid. P. 389-466; Sala B. I resti di microvertebrati della tomba di San Luca Evangelista//Ibid. P. 373-388; Terribile Wiel Marin V. L " approccio interdisciplinare alla ricognizione di San Luca Evangelista//Ibid. P. 159-172; Vernesi C. et al. Caratterizzazione genetica del corpo attribuito a San Luca//Ibid. P. 337-353; Bottecchia Deho M. E. Tradizione greca su Luca Evangelista vista in relazione alla sepoltura//Ibid. Padova, 2004. Vol. 3. P. 203-232; Cuscito G. Indizi per una traslazione di Luca a Padova durante la furia iconoclasta//Ibid. P. 523-531; Fedalto G. Ipotesi sulla traslazione delle reliquie a Padova//Ibid. Р. 533-542; Godding R. San Luca nella tradizione agiografica latina//Ibid. P. 135-150; Micalella D. Giuliano Imperatore a Costantinopoli e la presunta traslazione delle reliquie di San Luca//Ibid. Р. 543-562; Morini E. Le reliquie veneziane di San Luca Evangelista//Ibid. P. 379-420; Tilatti A. San Luca nell " agiografia padovana medioevale//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Слово в похвалу Диодору, Епископу Тарсийскому (ibid. т. II). Ж. Сочинения Златоуста – во время епископства 398-го года. Беседы против Аномеев – 11-я и 12-я. Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю ( Марк. 2, 1–12 ) (На раз. м. Св. Пис. т. II). Беседа на слова: «Отче Мой! аще возможно, да мимо идет от Мене чаша сия». Мат. 16, 39. (ibid). Беседа на слова: «вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое». Рим. 8, 28 . (ibid). Слово против клириков, живших вместе с девственницами (Сл. и бесед. на разн. сл. т. II). Слово против девственниц, живших вместе с клириками (ibid). Два слова по случаю перенесения мощей Св. Ап. Фомы (ibid). Беседа о Св. Священномученике Фоке (ibid). Беседы на послания к Колоссаям. 399-го года. Две беседы по случаю бегства консула Евтропия (ibid). Беседа в присутствии Готфов (ibid). Беседа против зрелищ (ibid). Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана (ibid). 400-го года. Слово по возвращении Св. Иоанна Златоуста из Азии в Константинополь (ibid). Слово по случаю возвращения епископа Севериана (ibid). Беседы на послание к Солунянам. 401-го года. Беседы на Деяния Апостольские. 402-го года. Беседы на послание к Евреям. 403-го года. Два слова перед отправлением в ссылку (На раз. сл. т. II). Беседа на усекновение главы Иоанна Крестителя и о Иродиаде (Маргар. 1764 г. стр. 512–516. Пред удалением Святителя произнесена беседа (по Монфокону т. III, стр. 415) не иная, конечно, как та, которую нужно считать таковою по догадке только. (Минь). Два слова по возвращении из первой ссылки (ibid). Беседа о жене – хананеянке (Бесед. на раз. м. Св. Пис. т. III). Беседы, произнесенные в Константинополе в неизвестное время: Беседа на слова: «аще алчет враг твой, ухлеби его» (На разн. м. Св. Пис. т. II). Беседа 1-я и 4-я на слова Пророка Исаии: «и бысть в лето, в оньже умре Озия царь» – Исаия VI, 1 – о серафимах. (На раз м. Св. Пис. т. I). Беседа на слова Ап. Павла: «но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать» – I Kop. VII, 2 – о браке (ibid т. III). Две беседы на слова Ап. Павла: «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея» – 1Кор. 7, 39–40 – о брачной жизни (ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

26. De baptismo VI.24,39. PL Т.43. Col.196,197-198. Cfr. II.14,19. - Ibid. Col.138-139; Contra Cresconium II.33,41. - Ibid. Col.391. 27. De baptismo I.2,3. - Ibid. Col.110; Contra Cresconium I.22,27. - Ibid. Col.460. 28. Contra Cresconium IV.21,26. - Ibid. Col.563. Cfr. I.26,31. - Ibid. Col.462. 29. De baptismo I.9,12. - Ibid. Col.116. 30. Sermo ad Caesareensis Ecclesiae plebem. - Ibid. Col.692-693. 31. De baptismo I.12,18. - Ibid. Col.119. 32. De baptismo I.12,19. - Ibid. Col.119,120. 33. De baptismo I.13,21. - Ibid. Col.121. 34. De baptismo I.15,13. - Ibid. Col.121,122. 35. Contra Cresconium II.14,17. - Ibid. Col.477. 36. De baptismo I.10,14. - Ibid. Col.117. 37. См.: Ириней. Против ересей. I,31; Ипполит. Contra haeres. Noeti, а также Philosoph. IX,12. PG. T.16. Pars 3. Col.3386A-B. Ср. еще замечания: I. Dollinger: Hippolytus und Kallistus, oder die Romische Kirche in der ersten Halfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853. S.102; Прот. А.М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.93-94. Прим.44. 38. Слово богослов. 1. - Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч.3. М., 1844. С.14. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.3. 39. Слово богослов. 3. - Там же. С.61,76. 40. Против Евномия. Кн.1. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. М., 1846. С.29. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.7. 41. Деяния Вселенских Соборов. Т.1. Казань, 1809. С.680. 42. А.П. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. 2-е изд. СПб., 1904. С.69. Ср.: с.175. 43. Epist. I ad Serapionem. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч.3. Сергиев Посад, 1903. С.26. 44. Там же. С.31. 45. Письмо к брату Григорию. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч.6. М., 1847. С.101. (Творения св. отцов в русском переводе... Т.10.) Вообще, весь относящийся сюда материал собран в цитированном сочинении проф. Лебедева. С.64-73,172-175. Мы заимствовали наиболее краткие и типичные места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

Д. С. решительно утверждал божественность Св. Духа. Как «Сын есть образ Бога» (imago Dei), так «Св. Дух есть печать Божия» (signaculum Dei - Ibid. 22(95)); как Отец есть Господь и Сын есть Бог, так и Св. Дух называется Господом, а если Господом, то и Богом (Ibid. 29(131)). Св. Дух не есть сотворенное существо, Он обладает равенством с Отцом и Сыном (non esse creatura… cum Patre et Filio indifferentia - Ibid. 16(74)), общностью (consortium - Ibid. 18(83)), а также неразличимостью единой природы с Ними (unius naturae indifferentia - Ibid. 20(87), 23(100); в лат. переводе блж. Иеронима термин «единосущный» передается греч. словом μοοσιος - Ibid. 17(81), 32(145)). Поэтому ничто происходящее от Бога не происходит без Св. Духа: ни благодать (Ibid. 16(75-76)), ни милосердие (Ibid. 16(77)), ни приобщение к святости, т. е. соединение с Отцом и Сыном (Ibid. 17(79-80)), ни обретение человеком образа Божия (Ibid. 22(95)), ни таинство Крещения (Ibid. 23-24(100-103)), ни апостольская проповедь (Ibid. 23(98-99)) - все это подтверждает единое действие (eamdem operationem) Отца, Сына и Св. Духа, а у кого одно действие, у того и одна сущность (quorum una est operatio una est et substantia - Ibid. 17(81)). Дутрело объяснял неясность у Д. С. вопроса об исхождении Св. Духа нек-рой запутанностью его богословия в различении сущности и ипостаси ( Doutreleau. 1992. P. 75-77), поэтому нет оснований видеть у Д. С. и намек на учение об исхождении Св. Духа «и от Сына» ( Van Roey. 1960. Col. 425-426). Экклезиология Для Д. С. особенно важен мистический аспект христ. Церкви - она есть собрание разумных душ; отдельные приходы сочетаются в единый священный город, предстоящий Господу ( Did. Alex. In Zach. III 45). Церковь является матерью для своих чад, Господь - ее Жених, а апостольские установления - брачные узы (In Proverb.//PG. 39. Col. 1624). Д. С. отчетливо выражал идею, что Церковь есть Тело Христа. Истолковывая слова псалмопевца «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс 21. 19) применительно к природе Церкви, он отмечал, что Церковь не «разделяет свои ризы и не мечет о них жребия. Она восседает одесную Иисуса, подобно царице, украшенной в золоченые одежды. Она переросла эти облачения, облекшись в Самого Христа, истинную Премудрость и Силу Божию, сама став премудрой и сильной» (Exp. in Ps. 21//PG. 39. Col. 1281-1283). Говоря о церковном устройстве, Д. С. сравнивал его с телесным организмом: апостолы подобны костям, держащим плоть, уверовавшие менее глубоко люди подобны плоти и телесным покровам (Ibid.//PG. 39. Col. 1281). Антропологические воззрения

http://pravenc.ru/text/172002.html

Л. подчеркивает такими выражениями, как «один и тот же Бог и человек» (unus idemque Deus et homo - Ibidem), «единство Лица» (unitas personae - Ibid. 13, 15, 16), «единичность одного и того же Лица» (singularitas unius ejusdemque personae - Ibid. 13), «по Лицу (Бог стал человеком)» (per personam - Ibidem), «ипостасно (Слово Божие соединилось с человеком)» (subsistendo - Ibid. 14), «Лицо ипостасное и пребывающее» (persona substantiva ac permanens - Ibid. 16) и др. Само Лицо Бога Слова было Лицом человеческой природы Христа (Deus Verbum… ipse persona hominis existeret), причем Лицом не притворным, а истинным, не по подражанию, а ипостасно (non imitativa, sed substantiva - Ibid. 14). Не менее подробно В. Л. останавливается на учении о двух природах. Церковь верует, что «во Христе были две истинные и совершенные сущности, но одно Лицо, чтобы ни различие природ не привело к разделению единства Лица, ни единство Лица не привело бы к стиранию различия сущностей» (Ibid. 16). Соединение природ В. Л. обычно описывает с помощью таких выражений, как «(Бог) воспринял плоть» (suscipere carnem, adsumere carnem - Ibid. 14), «человек соединился с Богом» (unitum hominem Deo - Ibid. 16), «Бог стал человеком» (Deum factum hominem - Ibidem) и др. Соединение двух природ Христа произошло в самой утробе Пресв. Девы (Ibid. 15, 16) или в самом девственном зачатии (in ipsa virginali conceptione - Ibid. 15). В. Л. указывает также на совершенство и полноту двух природ Христа. Христос - это «совершенный Бог и совершенный человек» (perfectus Deus, perfectus homo); «в Боге - высшее Божество, в человеке - полное человечество» (Ibid. 13). Во Христе особенности каждой из двух природ всегда сохраняются и никогда не смешиваются и не разрушаются (Ibid. 13, 14). При восприятии человеческой природы не произошло никакого превращения Божественной природы Бога Слова, к-рая осталась неизменной (Ibid. 14, 16). Полнота и истинность человеческой природы Христа подразумевает, что Он имел человеческую душу и плоть: плоть истинную (carnem veram), нашу, материнскую, а душу, наделенную умом, обладающую духом и разумом (animam intellectu praeditam, mente ac ratione pollentem - Ibid.

http://pravenc.ru/text/158480.html

Особое место в сочинениях П. Д. занимает учение о всепроникающем присутствии в мире Божественной благодати. Он убежден, что избавление от греха возможно для человека, но оно произойдет только при содействии благодати. Столь сильный акцент на значении благодати в деле спасения необычен для визант. писателей IX-XII вв. Исключение составляет прп. Симеон Новый Богослов, с трудами к-рого П. Д., по-видимому, не был знаком. Возможно, в данном вопросе П. Д. находился под влиянием прп. Марка Пустынника, к-рый полагал, что человечество через грехопадение Адама наследует от последнего состояние отчуждения от Бога, своего рода духовную смерть, к-рая приводит к физическому разложению и телесной смерти. Средством преодоления такого состояния прп. Марк считал благодать, к-рая подается человеку в крещении. Приняв крещение, верующий возвращает себе ту свободу, к-рую имел Адам до грехопадения, и может свободно выбирать между грехом и добродетелью. Грех, совершенный после крещения, не является чем-то унаследованным от Адама - это результат пренебрежения заповедями ( Marc. Erem. De bapt. 3//SC. 445. P. 306-312). П. Д. утверждает, что любое доброе дело совершается только при содействии благодати. Спасение достигается только «по милости Божией» ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 64; ср.: Or. alphabet. 10//Ibid. Σ. 136), молитва возможна только из-за присутствия благодати (Admonitio//Ibid. Σ. 10). Благодать есть дар Божий (Ibid. Σ. 13), но Бог может лишить человека этого дара (Ibid. Σ. 42). Все знание, к-рое имеет человек, все его способности, силы и добродетели являются даром Божественной благодати. Без нее нельзя преодолеть грех и устоять в добродетели (Ibid. Σ. 17, 63, 109). Без благодати человечество обречено находиться в состоянии вечной отчужденности от Бога. П. Д. дважды сравнивает благодать с матерью: «Божия благодать есть вселенская мать» (Ibid. Σ. 21, 101), т. к. она рождает человека для спасения и духовной жизни. П. Д. довольно часто связывает благодать Божию с приобретением духовного ведения (πνευματικ γνσις, θεα γνσις). Духовное ведение нельзя стяжать в процессе чтения или обучения, оно дается смиренным людям по благодати (Ibid. Σ. 19; ср.: Ibid. Σ. 14, 24, 26-27, 75. 107). Добродетели не приобретаются теми, кто просто говорят о них (Ibid. Σ. 8, 91-92). Получив по благодати дар божественного ведения, человек оказывается способным изучать и понимать Свящ. Писание (Ibid. Σ. 97). Обожение человека также есть действие благодати; усыновление, т. е. «бытие человеку Богом», достигается «благодатью Даровавшего нам победу над страстями». Быть обоженным значит стать «Богом по благодати» (Ibid. Σ. 9) или «сыном Божиим по благодати» (Ibid. Σ. 58; ср.: Ibid. Σ. 7, 20, 24, 33). Хотя каждый человек обладает свободной волей, правильный выбор происходит при воздействии Божественной благодати, т. к. грех до самой смерти преследует человека, и его свобода нуждается в руководстве (Or. alphabet. 10//Ibid. Σ. 137). Борьба с грехом и стяжание добродетелей

http://pravenc.ru/text/2580382.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010