Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и делают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия ( 82, 190 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия ( 82, 190 ). Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно перед Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от Благости Его, чтобы она укрепляла, сохраняла его и воздвигала в святое обновление, уже не подвергающееся поражениям ( 82, 190 ). Господь заповедал нам нести крест... Значение (этой заповеди) заключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их вовремя. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости ( 82, 212 ). Пока имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, пока находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших! Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий нашим силам, то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который воспросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, но ушел от Господа, опечаленный Его ответом. Господь сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10, 21 ). Этими словами Господь учит нас, что наше спасение состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Раздаяние имущества нищим есть частная добродетель. Она делает человека способным нести крест. Несение же креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться несение креста. Преподобный авва Исаия ( 82, 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Chigi (XI в.), в котором не было указано ни дня, ни месяца Рождества Христова. В Афонской рукописи XI в. был указан третий вариант для времени Рождества согласно комментарию Ипполита на пророка Даниила - πρ τεσσρων πριλων - т. е. 25 марта. Данная дата Рождества-Воплощения совпадает с датой празднования Пасхи. Из надписи на восточной табличке памятника Ипполита в Риме явствует, что другой датой Рождества-Воплощения Ипполит мог считать 2 апреля (см.: F ö rster 2000 . S. 50-51, 53, 48). В результате сопоставления «Хронографа» Филокала с более поздним памятником Consularia Constantinopolitana Х. Форстер пришел к выводу о том, что «указания римского " Хронографа " в 525 г. были интерполированы в Fasti Consulares, также как и в Depositio Martyrum». Значит, ссылка на «Хронограф» как на древнее подтверждение даты праздника Рождества оказывается несостоятельной ( F ö rster 2000 . S. 103). См.: Usener H . Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889; Roll 1998 . P. 8. Согласно рассчетам Франка данная проповедь была произнесена позднее свт. Амвросием Медиоланским (373/4-397). См.: Roll 1998 . P. 12. См. о византийском искусстве Северной Африки альбом: Атаянц М . Pax Romana. Римский мир: фотографии и рисунки. М., 2008. Издана А. Вилмаром: Wilmart A . Un Sermon de saint Optat pour la fête de Noël//RSR 2. 1922. S. 271-302. Празднику Рождества Христова, совершавшемуся 25 декабря, посвящены 13 слов блж. Августина: Sermones 184-196 (=Sermones in Natali Domini 1-13). Aug . Sermo 190, 1 (PL 38, 1007:12): et diem quo nasceretur, elegit. Aug . Sermo 190, 4 (PL 38, 1008:57): Dies Filius ex die Patre, Deus ex Deo, Lumen ex Lumine . Ср.: Aug . Serm. 196, 1 (PL 38, 1019): «День рождения, ибо родился день. И потому сегодня, что отныне возрастает день». Leo M . Sermones 21-30 (=De Nativitate Domini 1-10. Léon le Grand . Sermons. T. I. Paris, 1947. SC 22. P. 68-181). Блж. Августин посвятил поклонению волхвов, праздновавшемуся 6 января, шесть проповедей: Sermones 199-204 (=In Epiphania Domini 1-6). «Ибо в тот день поклонялись пастыри, сегодня волхвы» ( Aug . Sermo 199, 1. PL 38, 1026:36). Leo M. Sermones 31-38 (=In Epiphaniae solemnitate sermones 1-8) (SC 22. P. 188-259). Leo M. Sermo 32, 4 (SC 22. P. 200). Talley 1986. P. 58. Habeamus ergo, fratres, solemnem istum diem; non sicut infideles propter hunc solem, sed propter eum qui fecit hunc solem ( Aug. Sermo 190, 1. PL 38, 1007:35). ...quibus hic dies sollemnitatis nostrae, non tam de nativitate Chrismi, quam de novi, ut dicunt, solis ortu honorabilis videatur ( Leo M . Sermo 22, 6. SC 22. P. 86).

http://bogoslov.ru/article/373000

Иоанн Златоуст , 52, 183). Зараженный тщеславием – постится ли, молится ли, творит ли милостыню – лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, как, изнуряя себя вотще и понапрасну, подвергнуться осмеянию и лишиться горней славы? (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Источник. Будем убегать тщеславия. Эта страсть сильнее всех страстей. Отсюда – любостяжание и сребролюбие; отсюда – ненависть, вражда, распри (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Часто и те, которые оставляли большие стяжания и все обольщения мира, ни с кем не имели общения, овладевали самыми сильными пожеланиями, и те, будучи пленены пустою славою, теряли все (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Причина всех зол – тщеславие... Оно-то наиболее возжигает огонь; оно всюду простирает власть свою и мучительски обладает всяким возрастом и всяким званием... оно разоряет целые домы, города, народы, племена (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Страшно славолюбие, страшно и исполнение многих зол. Это терние, с трудом исторгаемое, зверь неукротимый, многоглавый, восстающий на тех самых, которые питают его (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржа снедает железо, в котором появляется, и моль – ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую его в себе. Поэтому много нам нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как же одолеть ? Будем противопоставлять славе славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Хотя бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить все. Итак, если мы желаем похвал, то будем искать похвал от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 52, 250). ...Будем всячески избегать этого зверя . Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так как науку давно принято называть умственной пищей, то это не будет каким-либо унижением для достоинства науки, если для выяснения высказываемой мысли сравнить её с кушанием, а ученого с поваром, приготовляющим это кушание. Большинство образованных людей знает науку по ученым сочинениям, появляющимся на свет Божий в тщательно отделанном, гармонически обработанном виде; читающей эти сочинения публике остается неизвестной та масса предварительной черновой работы, какую должен был осилить автор прежде, чем прейти к опубликованным им результатам. Ученый оставляет эту работу в стенах своего кабинета, как повар, подающий на стол вкусное блюдо, оставляет на кухне те орудия и продукты, при помощи которых он изготовил его. Поэтому, и не глупый человек, когда у него впервые возникает нужда исследовать какой-нибудь ученый вопрос из области церковной истории, будучи предоставлен самому себе, нередко оказывается в таком же беспомощном положении, как и тот гастроном, который привык к поварскому столу и остался без повара. Церковно-историческая пропедевтика и приходит на помощь этому безвыходному положению: она ведет нас на кухню науки, производит, так сказать, санитарный анализ её продуктов и показывает как нужно ими поль- памятниках (118–139). Следующая глава этого отдела посвящена изучению специальных источников церковной истории – греческой церковной историографии [ Евсевий Кесарийский (132–160), Филосторгий, Исихий и Филипп Сидский (160–161), Сократ (161–165), Созомен (165–168), Феодорит (168–171), Феодор Чтец , Иаков Деокриномен, Василий Киликийский (172), и Евагрий (172)]; – гражданских историкам и хронистам: [Прокопий Кесарийский (173–175), Нинодор и Анниан (176), Иоанн Малала (176–177), пасхальная хроника (177–179), Никифор Константинопольский (179–180), Феофан исповедник (180–181), Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181–182), Генесий (182–183), Иоанн Скилица и Георгий (183), Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184), Никифор Каллист и его церковная история (184)]; и латинской историографии (переводы с греческого языка (185–186), оригинальные труды по церковной истории: Лактанций , Руфин, Орозий, Сульпиций Север; Либерат, Виктор витский, национальные истории (186–188); западные хронисты: Преспер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунунский (188–190); труд Иеронима: «de viris illustribus» (190) и Liber pontificalis (190–192).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

189. Фресковая алтарная роспись XI века в римской церкви св. Севастиана (San Bastianello) на Палатине 190. Фреска в церкви Сан-Бастианелл на Палатине в Риме. Fot. Moscioni Далее, в римских мозаиках и фресках имеется ряд изображений Божией Матери в венце и императорском облачении, но или торжественно стоящей среди святых жен или уже сидящей на престоле и держащей Младенца перед собой. Таковы: мозаика и фреска в церкви св. Пракседы, в крипте, IX века, времен папы Палладия (см. ниже), остаток фрески в атриуме церкви Св. Марии in Cosmedin 188 , мозаика в церкви S. Francesca Romana XII века (см. ниже), икона в церкви св. Марии in Transtevere и другие, позднейшего времени. Большинство этих памятников характерны и по другим сторонам иконографического типа Божией Матери и рассматриваются ниже, в своем месте. Наиболее любопытное из них изображение XI в. было в абсиде (рис. 189 и 190) церкви San Bastianello на Палатине, исполненное папой Александром II для Монтекассинского аббата Дезидерия. Оно представляло: в конхе Спасителя, среди святых Севастиана, Лаврентия и пр., а внизу Божию Матерь в короне, стоящую на подножии, среди архангелов и святых жен; Богоматерь умиленно подъемлет обе руки, раскрытые перед собой 189 . 191. Архангел Михаил и Божия Матерь. Фреска конца XI века на паперти церкви S. Angelo in Formis в Южной Италии Дальнейшая группа изображений Божией Матери Царицы во фресках средневековой Италии, начиная с IX столетия, по своему обилию напоминает скульптурные типы романских соборов и указывает источники прототипа готических статуй Франции. Понятно, что интерес, представляемый этой исторической зависимостью, возрастает по связи с вопросом об историческом ходе искусства в XII и XIII веках. С другой стороны, требуется выделять и обратное влияние готического искусства северной Франции на Италию, достигавшее южных областей последней. В церкви Сант-Анжело in Formis 190 (рис. 191), постройки бенедиктинцев XI столетия, расписанной в конце XI века, выше известного изображения архангела в тимпане главных церковных врат, напереди, имеется в арке образ Божией Матери Царицы и в то же время Оранты, внутри круглого ореола, несомого двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Как переславец, знаемый и любимый Преподобным Даниилом, он мог очень хорошо и подробно знать всё о Преподобном Данииле; как духовник царский и протоиерей Московского Собора, мог быть лицом, близким Царю и Митрополиту. Сей протоиерей Андрей принимал самое живое участие в Данилове монастыре. В 1554 году октября 28-го Архимандрит Данилова монастыря Кирилл просил к монастырю у Царя Uoahha IV два села Загорья и деревню Оникиеву. Великий Государь, прописывая в жалованной грамоте челобитье Архимандрита, пишет, между прочим: «да и отец наш духовный протопоп Андрей нам о том бил же челом». 14 Всё это говорит в пользу того мнения, что составителем жития Преподобного Даниила был духовник царский протоиерей Андрей, в иночестве Афанасий, занявший после место Митрополита Макария. Но Афанасию нельзя приписать составления всего жития. С 1550–1562 год он был духовником Царя Uoahha IV и протоиереем. С 1562 по 1564 он был иноком Чудова монастыря; 1564 г. 24 февраля избран Митрополитом; 15 а в 1566 г. мая 16 «за немощию велию» оставил Митрополию и удалился в Чудов монастырь. 16 Следовательно, с 1566 года «за немощию же велию» он не мог составлять жития. Между тем в житии значится повествование о обретении мощей Преподобного, бывшем в 1652 году, и записаны чудеса Преподобного, бывшие спустя много времени после смерти Митрополита Афанасия. Например, на с. 190 записано 1-е чудо о сне Боярском. Боярин сей, как видно из повествования о чуде, был Алексей Юрьев, рассказавший сие архимандриту Иосифу; а архимандрит Иосиф начальствовал в монастыре с 1657 г. по 1642 год. На с. 276 записано чудо о жене боярина Ивана Клементьева Чулкова, – а этот боярин в 1652 году, бывши старцем Иосифом, дал в монастырь вклад – потир и прочее. Таким образом, можно наверно сказать, что Афанасий составил самое житие Преподобного и записал два чуда – одно бывшее с князем Андреем Алабышевым; а другое о взятии Казани, – то есть написал до 190-го листа рукописного жития. 17 В этом убеждает и однообразие слога, живого и плодовитого, и теплота чувства, которым проникнуто всё повествование. С 190-го листа идёт запись о чудесах Преподобного Даниила. Так как чудеса эти не нисходят ниже 1642 года и не восходят далее 1652 года, то есть до явления святых мощей; то нужно полагать, что запись эта составлена в год явления Преподобного. Тогда действительно архимандрит и эконом изыскивали чудеса, «яже от Преподобнаго быша» (л. 202), и дали митрополиту Ионе, свидетельствовавшему святые мощи, запись о прежде бывших чудесах. За всем тем теперешнее житие не есть житие первоначальное, но исправленное между 1675–1700 годами – во время начальствования в монастыре архимандрита Варфоломея. На это мы имеем под руками два недавно открытых в Даниловском монастырском архиве документа. Архимандрит Варфоломей писал строителю Троицкого Киржацкого монастыря Александру Печерскому письмо такого содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

858 Qu. dub. 190 открывает серию из трех вопросоответов, посвященных толкованию Преображения. Эта тема является одной из важнейших для прп. Максима. Он обращался к ней неоднократно на протяжении своей жизни, и она представляет большой интерес в свете полемики вокруг трактовки Преображения во время паламитских споров в XIV в. Впрочем, нам не удалось найти свидетельств в пользу того, что стороны в споре XIV в. прибегали к ссылке на трактовку Преображения у прп. Максима в Вопросах и недоумениях. Обычно все ссылались на Трудности к Иоанну, где умозрению Преображения посвящены amb. 10: PG 91, 1125D-1128D и amb. 10: PG 91, 1160С-1169В. После Трудностей к Иоанну прп. Максим вновь прибегает к темам Преображения в cap. theol. 1. 97; 2. 13–16. В настоящих примечаниях мы не можем объять все вопросы, связанные с толкованием Преображения у прп. Максима, но отметим лишь те моменты, которые существенны для понимания qu. -es : 190–192. 859 εικνα. Одно из тех выражений, которые, как будто, имеют отношение к проблеме отличия для прп. Максима света Преображения от света, который осияет святых в Царствии Небесном. Как известно, именно такие выражения стали поводом для антипаламитов ссылаться на прп. Максима как на авторитет в пользу своего учения о тварности Фаворского света. Обсуждение этой полемики, в которой Палама предложил свое толкование соответствующих мест у прп. Максима в смысле «нетварного символа» (см. Мейендорф 1997, с. 266–268), не входит в задачи данного комментария. Отметим, впрочем, что само понимание Преображения как парадигмы и своего рода «иконы» мистического богословия – подход, намечаемый прп. Максимом уже в qu. -es : 190–192 – переносит центр тяжести в разговоре об умозрениях Преображения с вопроса о природе Фаворского света (его прп. Максим не ставил) на вопрос о том, что, с его точки зрения, этот свет и его созерцание означает и символизирует. δι τς θεολογικς ποφσεως (посредством богословской апофазы). Прп. Максим говорит об «апофатическом богословии» в связи с Преображением впервые именно в qu.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Троицкий Сергей Викторович 283. Трубецкой, князь, российский посланник в Сербии 143. 229. Туберозов – см. Геннадий. Тульская: губерния 155; Семинария 225. Турецкие подданные 258. Турецкий флот 34. Турецкие: владения 36; власти 219. Турецкое рабство 35. Туркестанов, князь – см. Трифон. Турки 140. 226. Турция 30. 35. 36. 41. 140. 217. 285. Уварова, графиня 215. Угорская Русь 195. 212. 212–213, Упсальсхий архиепископ. 181. 182. 303. 304. Урмийская Духовная Миссия 194. 195. 222. 224. Урмийские Христиане 194. 226. Урмийский: епископ 225; район 223. 224. Урмия 222. 224. 225. 226. Урусов Николай Петрович , князь 157. 175. Ускокович – см. Мардарий. Успенский пост 290. Утин Сергей Яковлевич, сенатор 138. Уфа 190. 279. Уфимский епископ 190. Ухтомский, князь – см. Андрей. Фелькнер Вера Андреевна, урожденная Петкович 184. Филарет (Дроздов) , митрополит 215. Филиппов пост 280. Филипп (Гумилевский), архимандрит 227. Филоненко Феодор Дмитриевич, прот. 281. Филофей, патриарх Царьграда 38. Финляндия 5. Финляндский 1-й стрелковыи полк 280. Финский залив 5. Флоринский Т. Д., профессор 210. Фотий, патриарх 218. Франция 305. Французы 43. 44. Французский посол 9. Французское происхождение 258. Харьковская: епархия 211; паства 211. Харьковский архиепископ 190.197.211.282. Харьков 60. 211. Херсонская епархия 212. Херсонский архиепископ 212. Холмская: губерния 154; епархия 150. 152. 153. 203; Духовная Семинария 202. Холмские униаты 197. Холмский епископ 175. Царская Ставка 35. Царское Село 34, 58. 59. 112, 292. Царьград 38. «Церковный Вестник» 16. 23. «Церковныя Ведомости» 15. 16. 17. 23. 24. 28. 29. 31. 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. 45. 47. 48. 50. 52. 53. 54. 55. 56. 58. 59. 60. 61. 62. 65. 67. 69. 70. 71. 72. 74. 76. 79. 81. 82. 83. 84. 85. 92. 93. 94–96. 98. 100. 102. 104. 108. 111. 112. 113. 115. 126. 130. 132. 134. 135. 136. 138. 141. 144. 145. 146. 148. 149. 154. 157. 158. 174. 177. 180. 229. 230. 231. 238. 242. 243. 245. 251. 254. 256. 257. 260. 261. 263. 264. 265. 267. 268. 272. 273. 274. 275. 289. 294. 295. 301. 309. 312. 331. 333. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А на прошлые на 190 и на 191 и на нынешней на 192 годы таможенные головы и целовалники по прежним жаловалным грамотам тех денег без нашего, великих государей, указу и без грамоты ис приказу Болшие казны не дают. И нам, великим государем, пожаловать бы их, велети им те денги на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по прежним жаловалным грамотам выдать и впредь давать на Устюжне ис таможенных доходов, и о том дати бы им нашу великих государей грамоту с прочетом. А в нашем, великих государей, указе ис приказу Устюжские чети за приписью дьяка нашего Ивана Волкова написано. В прошлом во 156-м году февраля в 22 де[нь] послана отца нашего, великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца грамота на Устюжну Железополскую к таможенному и х кабацкому голове к Василью Микифорову с товарищи по челобитью Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумена Варлама з братьею. Велено ему по прежним жаловалным и по послушной и по той грамоте Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумену Варламу з братьею ружные денги на 156 год ис таможенных доходов збору 156 году в Воскресенской монастырь против прошлого 153 году десять рублев дать и ту дачю велено ему записать в таможенные книги имянно особь статьею, а у игумена Варлама велено им в тех денгах взять отпись. А как ему, Василью, будет таможенной голова на перемену, и ему тое грамоту велено отдать тому таможенному голове с роспискою по чему б и впредь Воскресенского монастыря игумену з братьею те ружные денги ис таможенных доходов имать. А в прошлых-де во 176-м и во 184-м годех таковы ж блаженныя памяти великих государей грамоты того Воскресенского монастыря игумену з братьею даны ж. И в нынешнем во 192-м году августа в 20 де[нь] по нашему, великих государей, указу и по выписке за пометою дьяка нашего Петра Иванова велено те денги Воскресенского (Л. 33а об.) монастыря строителю з братьею на прошлые на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по жаловалным грамотам, каковы им даны ис приказу Устюжския чети, выдать и впредь давать по вся годы по 10 рублев на год на Устюжне Железополской ис таможенных и ис кабацких доходов без московские волокиты. И о том дать им на Устюжну Железополскую к тебе нашу, великих государей, грамоту с прочетом, а к таможенным и х кабацкому головам с товарыщи память.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010