В этих обстоятельствах имп. Василий I и патриарх Игнатий решили смягчить церковную политику. В 871 г. в Рим было направлено посольство во главе с одним из лидеров «игнатиан», мон. Феогностом. Но и папа Адриан II, и сменивший его в дек. 872 г. Иоанн VIII не хотели и слышать о послаблениях «фотианам», а распространение христианства в Болгарии считали исключительно своей прерогативой. В Риме указывали, что с древних времен территория всего Балканского п-ова за исключением ближайшей к К-полю области относилась к юрисдикции Римской Церкви. Папа Иоанн VIII грозил патриарху Игнатию каноническими прещениями за то, что, посягая на Болгарию, он ведет себя «хуже Фотия» (MGH. Epp. T. 7. P. 277, 294, 296). Дело вновь шло к церковному разрыву, и во избежание этого имп. Василий предложил папе обсудить все спорные вопросы на новом «всеобщем Соборе». Иоанн VIII, испытывавший политические трудности в отношениях с соседними князьями и стремившийся сохранить сильного союзника в лице восточного императора, согласился на предложение. В К-поль были направлены легаты, епископы Павел Анконский и Евгений Остийский, с жесткими посланиями грекам и болгарам. Болг. кн. Бориса (Михаила) и его брата Петра папа призывал вернуться в лоно Римской Церкви, к-рая одна способна оградить их от ересей; греческих миссионеров в Болгарии объявлял отлученными, а от патриарха требовал в течение 30 дней отозвать своих клириков из Болгарии, грозя отлучением. В окт. 877 г. патриарх Игнатий умер и на его место был вновь возведен свт. Фотий. Легаты прибыли в К-поль, не зная об этих переменах. Они воздержались от общения с новым патриархом до получения инструкций из Рима. К папе было отправлено посольство с письмами императора, патриарха Фотия и визант. духовенства, в которых были выражены просьбы о признании единодушно избранного предстоятеля К-польской Церкви. Иоанн VIII созвал Римский Собор, на к-ром объявил о прощении и признании Фотия на условии его публичного покаяния, примирения с «игнатианами» и отказа от миссионерской активности в Болгарии. Новый посол, кардинал-пресвитер Петр, доставил в К-поль папские послания императору, клирикам и патриархам восточных Церквей, Фотию и сторонникам Игнатия, а также особую инструкцию (commonitorium) для легатов (Ibid. P. 167-190).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Замечательные слова и выражения литургического содержания, встречающиеся в этом уставе: Типицы – τ τυπικ – псалмы, которыми начинается последование изобразительных. Панихида в смысле повечерия (лист 29). Сщенник – τ ερτειον – алтарь (29 оборот). В других уставах переводится словом священие. Вьходник – τ εσοδικν – стих входный на литургии и вечерне (лист 30). Седмица обновления – δικαινισμου – пасхальная неделя. Святые дверцы – царские двери, или средние алтарные (47). Подвижет стих высочае, – произнесет стих более сильным и высоким голосом (48). Нареждений монах – ταχθες μοναχς – назначенный, наряженный для известного дела на службе (48 оборот). Новая неделя – неделя Фомина (54 оборот). По единому потиру вина – по одной чаше (51). Глас меднаго – φων το χαλκο – звук медного била (55). Наредь – ν ρδιν, – по порядку, рядом (55). На коупе – ν μφαλ – на пупе (56). Надневнии иереи – μερσιος, чередной священник (56 оборот). Помень ктитором (56 оборот). Проскомидия в смысле диаконика, как известного приалтарного отделения (61 оборот). Поем брьже – χμα – скоро, непротяжно (65). Рогозина – циновка, рогожа, служившая подстилкой под ноги (ibid). Возбудитель – φυπνστης – будильник (66). Полихронисмо – многолетие (107 оборот) Гликизма – топлёное вино с разными сластями (108). Гробница – κοιαητριον – кладбище (158). Стояние – στασιδιον – монашеское место (167). Седалище – то же. Исткмление. Говорится, что 12 малых поклонов делаются легко и равно «исткмления ради» – δι τ σζειν – для уравнения. Не читал ли переводчик δι τ συχζειν – ради утомления (лист 173)? Разломление анафоры – куски просфоры, или антидор. Хранильница – θκη – ковчег, ящик (179), в котором хранится выносной крест. Четвероножец или аналог – стол на четырёх ножках, аналой (179 оборот). Панагурик – πανηγυρικν – книга, в которой заключаются чтения на праздничные дни, торжественник (188 оборот). Полунощник – полунощница (190). Лекани – λεκαν – купель, сосуд, в котором совершалось освящение воды, – старославянское – лохань (191). Отключать двери – отворять, отпирать. Полчасие – μεσρισν – междучасие. Дание – δοσις – приём, отдел, часть. Купельница – купель, λουτρ. Диаклисма – δικλυσμος – ополаскивание рта водой, принятие воды в небольшом количестве. Платьц – κλυμμα – покров над св. дарами. Священное одеяло – священная одежда (205 оборот). Деветница – девятый час (224). Красные двери – ρια πλη – или царские, те которые ведут из церкви в притвор (227 оборот). Икона снетия Господня – снятия со креста и положения во гроб (236). Папрат, папърт – паперть, притвор. IX. Сравнение синодальных уставов 2-й и 3-й редакции в изложении суточной службы и по триоди

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

375 Ibid. c. 12 col. 167. an quia ipse erat Pater, Filius, Spiritus, ideo plurálem se praestans, pluraliter sibi loquebatur? 376 Ibid. c. 10 col. 164. 165. «Ipse se, inquiunt (vanissimi isti monarchiani), Filium sibi fecit»... (c. 11 col. 166. porro qui eumdem Patrem dicis et Filium, eumdem et protulisse ex semetipso facis et prodiisse, quod Deus est)... «Ergo (post citt. Matth. 19, 26. 1Cor. 1, 27 ), inquiunt, difficile non fuit Deo ipsum se et Patrem et Filium facere, adversus traditam formám rebus humanis, nam et sterilem parere, contra naturam, difficile Deo non fuit, sicut nec virginem». 377 Ibid. c. 14 col. 171. et illud adjiciunt ad argumentationem: Quod si Filius tune ad Moysen loquebatur, ipse faciem suam nemini visibilem pronuntiaret, quia scilicet ipse invisibilis Pater fuerit in Filii nomine. 379 Ibid. с. 27 col. 190. undique obducti distinctione Patris et Filii... conantur, ut aeque in una persona utrumque distingnant, Patrem et Filium, dicentes Filium carnem esse, i. e. hominem, i. e. Jesum; Patrem autem spiritum, e. Deum, i. e. Christum. Etqui unum eumdemque contendunt Patrem et Filium, jam incipiunt dividere illos potius quam unare. Si enim alius est Jesus, alius Christus, alius erit Filius, alius Pater; quia Filius Jesus, et Pater Christus... «Ecce, inquiunt, ab angelo praedicatum est: Propterea quod nascetur sanctum, vocabitur Filius Dei; саго itaque nata est, саго utique (al. itaque) erit Filius Dei». 380 Ibid. c. 29 col. 194. «Ergo, inquis, et nos eadem ratione Patrem mortuum dicentes qua vos Filium, non blasphemamus in Dominum Deum: non enim ex divina, sed ex humana substantia mortuum dicimus». 382 В этом смысле решают и все известнейшие исследователи. Но Гизелер (Dogmengeschichte. Bonn. 1855. S. 132) высказывается за модализм. Praxeas nahm nämlich an,... dass also dasselbe göttliche Wesen als Vater unermesslich und unbegreiflich, sich als Logos in der Welt geoflfenbart habe und in Christo Mensch geworden sey. Неандер (KG. Gotha. 1864. II, 320) констатирует факт, что, на основании данных у Тертуллиана , возможно двоякое понимание учения Праксея, и предполагает, что или Тертуллиан недостаточно вникнул в смысл системы Праксея или между праксеянами существовали различные воззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

164, n. 992 – р. 165, n. 993. Арх. Арсения «Летопись церковных событий», 1880, стр. 478–479. 184 William Cave. «Historia litteraria» t. 1, p. 621. Casimir Oudin. «Commentarius De Scriptoribus Ecclesiae Antiquis Illorumque Scriptis» t. 1, p. 1674. J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 289–290. 186 J.-P. Migne, ibid. col. 221, 244, 292, 309, 340, 360, 372, cnf. Ignaz Hardt. «Catalogus codicum manuscriptoium bibliothecae Regiae Bavaricae» 5 vols. Monachii. 1806–1812, t. 4. 1810, cod. 393, p. 213–214 etc., cnf. t. 5, cod. 524, p. 294. 188 J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. «Bibliotheca Græca», t. 11, p. 160. J.-P. Migne, ibid. Notitia col. 291–292. 190 J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. l. c. (loco c itato, лат. – в указанном месте), p. 161. Архимандрит Сергий (Спасский) . «Полный Месяцеслов Востока» Москва. 1875–1876, т. 2, стр. 263–265. Мнение Stefano Antonio Morcelli («Kalendarium ecclesiae constantinopolitanae», 2 vols. Romae. 1788. t. 2, p. 225) о принадлежности этого слова Герману II-мy решительно ни на чем не основано. 192 ν τ γ τν πραων – образ, очевидно, взят из 3-й заповеди блаженства: блажени кротции, яко тии наследят землю. 195 «Epistola Gregorii ad Germanum». G. D. Mansi T. XIII, col. 97–98–D–E. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е. том 7, стр. 156. 196 Ibid, col. 93–94–С. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», там же, стр. 154. 197 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», там же, стр. 168. 201 J.-P. Migne, ibid. Oratio in Præsentationem S. Deiparæ I, caput 8–10, col. 299–303. Oratio in Praesentationem S. Deiparæ II col. 311–312–D – 315–316–A–C. Oratio in Dormitionem Beati Marie III, col. 365–368 и пр. 203 «κκλησιαστιη ληϑεια», 1882, σελ. 214. [журнал «Церковная правда». Константинополь, 1882 г. стр. 214.] 206 Архиепископ Филарет Черниговский . «Историческое учение об отцах церкви» в 3-х т., т. 3, § 257, стр. 248–249. Его же. «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой церкви», Санктпетербург, в типографии Эдуарда Праца. 1860, стр. 184–187. Повторять находящийся в этих сочинениях перечень песнопений Германа считаем излишним, а проверять вновь суждения преосв. автора завело бы нас слишком далеко. 207 Photius Constantinopolitanus Patriarcha. «Myriobiblon sive Bibliotheca», cod. 233 „Germani patriarchæ CP. liber apologeticus pro Gregorio Nysseno“, J.-P. Migne. Series Græca, t. 103, col. 1105–1108. [Фотий Патриарх Константинопольский. «Мириобиблон или Библиотека» CCXXXIII. „Герман Патриарх Константинопольский. Апологетическая книга Григория Нисского “]. Читать далее Источник: Андреев И.Д. Св. Герман, патриарх Константинопольский (715-730 гг.)//Богословский вестник. 1897. Т. 2. 5. С. 167-186; 6. С. 305-326; Т. 3. 9. С. 225-244. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

336 Luthardt " a „Kompendium der theologischen Ethik“ (2 Aufl., Leipzig, 1898), S. 46.–Luthardt " a „Gesch. d. chr. Eth.“ (op. cit. в 329 примеч.), S. 665–666. – Wuttke op. c., Bd. I, S. 298. – Gass’ a „Gesch. d. chr. Ethik“ (op cit. в 329 примеч.), S. 167–168. Чит. и у друг. -Весьма интересно также сочинение Гиршера: „Ueber das Verhältniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik der neuest. Zeit im kathol. Deutschl. (1823. Tübingen), в котором имеются „превосходные замечания об опасных сторонах казуистической постановки нравственного богословия“ („Вера и Разум“. 1890 г , 4: А. З-ва „Казуистика и судьбы её в римско-католической церкви»; стр. 190 и след.). 344 О других особенностях в деле преподававия Нравственного Богословия о. Паисием см. ibid., стр. 268–271. 347 „Теже вопросы“ нашли место „и в последующих конспектах, с некоторыми только изменениями, напр., с опущением части 3-й (т. е., аскетики) или с перенесением её в главу о добродетели, с перестановкою обязанностей к себе самому со второго места на третье и т. п.“; (у А. Н. Надеждина стр. 367). 348 Ibid., стр. 366–367. 350а ) С. К. Смирнова ор. с. (в 327 примеч.), стр. 123: это сочинение арх. Евсевия -извречение „из Зайлера“ (о нем см. 351-е примеч.). 349 Интересны некоторые статьи в „Прибавлениях к творениям св. Отцев“ за данные годы [а) „из Зайлера“ (известен его „3-томный“ труд: „Handbuch der christlichen Moral» – 1817, 1834 г., – написанный „в очень мягком, большею частью евангельском духе»...; см. о нем, напр., у Wuttkë op. с. Bd. 1, S. 298; у Luthardt’a,: „Kompendium».., цит. в 338 примеч., S. 46; у Luthardta: „Geschichte“..., цит. в 329 примеч., S. 665; у Gass» a: op. cit. в 329 примеч., S. 160–165 и у друг.): „Здоровье в отношении к совершенству и благополучию», „Богатство в отношении к совершенству и благополучдию», „Роскошь», „Честь» (все напечат. в 1843 г.); б) арх. Евсевия: „О семейных обязанностях» (1844)... и друг. 353 С. К. Смирнова ibid., стр. 124, 240. Чит. также Энцикл. Слов. Брокгауза-Ефрона: 58-й полут., Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

M. D. Carroll. Sheffield, 2000. P. 190-208; idem. Register in the Greek of the NT: Application with Reference to Mark " s Gospel//Ibid. P. 209-229; Карминьяк Ж. Рождение синоптических Евангелий/Пер. с франц.: Н. М. Соболева. М., 2005. Композиция. Происхождение. Koppe J. B. Marcus non Epitomator Matthaei. Gött., 1782; Lessing G. E. Neue Hypothese über die Evangelisten als bloss menschliche Geschichtesschreiber betrachtet// Idem. Theologischer Nachlass. B., 1784. S. 42-75; Storr G. Ch. Über den Zweck der evangelischen Geschichte und der Briefe Johannis. Tüb., 1786; Griesbach J. J. Commentatio qua Marci Evangelium totum e Matthaei et Lucae commentariis decerptum esse monstratur. Jena, 1789-1790. 2 vol.; Eichhorn J. G. Über die drei ersten Evangelien: Einige Beiträge zu ihrer künftigen kritischen Behandlung//Allgemeine Biblioth. der bibl. Literatur. Lpz., 1793/1794. Bd. 5. S. 761-996; Herder J. G. Vom Erlöser der Menschen: Nach unsern drei ersten Evangelien// Idem. Christliche Schriften. Riga, 1796. Bd. 2; idem. Von Gottes Sohn, der Welt Heiland//ibid. 1797. Bd. 3; Marsh H. Dissertation on the Origin of the Three First Canonical Gospels// Michaelis J. D. Introduction to the NT. L., 18022. Vol. 3. Pt. 2. P. 167-409; Gieseler J. C. L. Historisch-kritischer Versuch über die Entstehung und die frühesten Schicksale der schriftlichen Evangelien. Lpz., 1818; Schleiermacher Fr. Über die Zeugnisse des Papias von unsern beiden ersten Evangelien//Theol. Stud. und Kritiken. 1832. Bd. 5. S. 735-768; Lachmann K. De ordine narrationum in evangeliis synopticis//Ibid. 1835. Bd. 8. S. 570-590; Weisse Ch. H. Die evangelische Geschichte kritisch und philosophisch bearbeitet. Lpz., 1838. Bd. 1; Zeller E. Vergleichende Übersicht über den Wörtervorrath der sämmtlichen neutestamentlichen Schriftsteller//Theol. Jb. Tüb., 1843. Bd. 2. S. 443-543; Ewald H. Über Ursprung und Wesen der Evangelien//Jb. d. biblischen Wiss. 1848. Bd. 1. S. 113-154; Holtzmann H. J. Die synoptischen Evangelien: Ihr Ursprung und gesch.

http://pravenc.ru/text/347622.html

у Comely, Intr. Gener, sect. 63. р. 167–173; Герике § 29. III. 2 стр. 199 след. Wieseler, Theolog. Studien und Kritiken, 1847. 4. 4; Hesse, Das Murat. Fragment, Giessen, 1873 и Zahn, Geschichte des Neut. Konons. II. 1 §§ 1–8. s. 1–52. 2166 Евсевий (Η. E. IV. 23. Heinichen, p. 190–191) свидетельствует, что в одном из своих посланий (к Никомидийцам) Дионисий ниспровергает ересь Маркиона, чем само собой предполагается такое же отношение к новозаветному канону вообще и к четвероевангелию в частности, какое встречаем у Тертуллиана . Намёк на это даётся словами Евсевия: ν (πιστολ) τν Μαρκωνος ιρεσιν πολμν τ τς ληϑιας παρσταται καννι (ibid. ρ. 190. § 4). В другом послании, говоря об обычае чтения посланий за воскресным богослужением (§ 11), он указывает на извратителей не только его собственных посланий, но и τν κυριακν γραφν (ср. τ λγια κυριακ у Папия). Как этот термин, так и обычай чтения писаний за богослужением указывают уже на возможность канонизации, но крайней мере местной и частной, новозаветных писаний при Дионисии (ок. 170 г.). 2167 В приведённом у Евсевия (Η. E. V. 24. Hein. р. 250 и III. 31. р. 136 sq.) послании Поликрата к Виктору Римскому (по поводу споров о дне празднования пасхи) Иоанн называется π τ στσος το κυρου ναπεσν, (ν.24. § 3 ср. III31.§3), чем указывается на текст 4-го евангелия ( Ин.13:23 ). Знакомство с евангелием предполагается также словами: «блюли четырнадцатый день пасхи по евангелию, ничего не преступая, но последуя канону веры» (§ 6), – также: «πσαν γαν γραφν διεληλυϑς» и буквально-точный, хотя по обычаю времени и безымённый, цитат из Деян.5:29 : ο γρ μο μεζονες ιρκασι «πειϑαρχειν δε ϑε μλλον νϑρποις (§ 7). Цитата из Деяний ведёт к необходимому предположению о знакомстве Поликрата, как с евангелием Луки, так и с другими евангелиями, написанными ранее книги Деяний Св. Апостолов. Под πσαν γαν γραφν διεληλυϑς, по отношению к вопросу о дне христианской пасхи, также нельзя разуметь ничего иного, кроме Нового Завета и, собственно, евангельских повествований о времени последней пасхи, совершённой Господом пред Своими страданиями. На это именно, по-видимому, и ударяет выражение: κατ τ εαγγλιον, т. е. очевидно не одно какое-либо евангелие, но все четвероевангелие (таким образом, по и четвёртое евангелие, согласно с синоптиками, говорит о 14-м писана, как о дне тайной вечери). А в выражении κατ τν καννα τς πστεως, параллельном и пояснительном к κατ τ εαγγλιον, быть-может надо видеть намёк на канон новозаветный вообще и евангельский в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

167 См. «Das landesherrliche Ehescheidungsrecht» von Karl Rieker в «Theologische Studien und Kritiken» 1893, II, S. 363–379. 169 Эта выдержка из воспоминаний Фруда о путешествии в Вест-Индию приведена О.А. Новиковой в фельетоне «Московских Ведомостей» за 1894 г., от 4-го ноября. 176 Commentar. in Epist. ail Corinth, primam VII, 10. 11 ap. Migne, lat. ser. t. XVII, col. 218. Подлинность этого сочинения справедливо оспаривается, но во всяком случае это древний памятник латинской церковной письменности. 179 De conjugiis adulterinis, II, 4, § 4 ibid., coi. 473; см. и другие выдержки у Люкока на стрн. 139 сл. 183 In Evang. Matthaei commentaries, cap. IV, § 22: Migne, lat. ser. t. IX, col. 939–940. Ср. выше на стрн. 46 к прим. 108. 185 Tract. X (y Gallandii Bibl. Vet. Part. VIII, Venetiia 1788, p. 344: tract. IX) ap. Migne, lat. ser. t. XX, col. 351. 190 Cp. Schultzen, Die Benutzung der Schrifien Tertullians de monogamia et de jejunio bei Hieronymus adv. Jovinianum b “Nene Jahrbücher für dentsche Theologie”, herausgeg. Von. Dr. L. Lemme, dritter Bud, viertes Heft, Bonn 1894. 191 Epist. Hieronymi 48 (50), 14 ibid, col. 505: Virginitas abeö (Ambrosio) persaasio contenentiaë nuptiae, remedia incontinentiae pra dicantur… Denique nuptias dieit, quasi necessitates sarecinam declinandas, et definitidentissimae servitatis. 192 Cnf. S. Ambrosii Ne viduis, cap. XIII, 81: Non ergo copula nuptialis quasi culpa vicanda, sed quasi necessitauis savcina declinanda… Et dominatui viri sola sabditur copalata, non virgo (Migne, lat. ser. t. XVI, col. 259, 260). 195 Epist. II class. 188 (1), can. 9: Migne, gr. ser. t. XXXII, col. 677 B-C. «Правила», стрн. 194. 196 Epist. II class. 217 (3), can. 77: Migne, gr. ser. t. XXXII, col. 804. 805; cnf. Not. 29. «Правила», стрн. 360. Ср. выше на стрн. 51 к прим. 124. 197 Die Unauflцsbarkeim der christlichen Ehe und die Ehescheidung nach Schrift und Tradition. Eine historisch-kritische Erörterung vou der apostolischen Zeit bis auf die Gegenwart von Dr. Aloys Cigoi O. S. В., Professor der Theologie in Klagenfurt. Herausgegeben unter dem Protektorate der Leo-Gesellschaft. Paderborn 1895. Ср. заметку К. Köhler в «Theol. Literaturzeitung " 1895, V, 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но понятия находятся в разуме не как действительные, а только потенциально, в задаточном состоянии, подобно тому, как в семени потенциально находится целое растение. Действительными понятия становятся только по поводу органических, пробуждающих продуктивное влечение разума (§ 176. 1–5. Dial. р. 101–108). Что же касается тождества образования суждений, то оно обусловливается „тождеством отношения между органической функцией и бытием, положенным вне нас». „Одинаковое суждение, говорится в объяснение этого, возможно преимущественно только в области восприятия, поскольку известная аффекция, произведенная в нас бытием, и известное состояние внешнего бытия в нем самом–одно и то же, так что поэтому одинаковое состояние бытия одинаково и аффектирует, и одинаково аффектируемые относят свою аффекцию к одному и тому же состоянию бытия, как основанию“. (§ 190. 3-е примеч. Dial. р. 123). 167 В Beil.C. (Dial. p. 427) и Beil. D. (Dial. p. 474) вместо идеи «абсолютного художника» поставлена идея «миропорядка», а в Beil. E. (Dial. p. 523) заменена и вторая идея: вместо «абсолютного законодателя» поставлено просто «закон». Но обе эти замены не касаются, очевидно, самой сущности дела: абс.художник или мироправитель тоже, что и миропорядок, только взятый в олицетворении, и абсолютный законодатель тоже, что абсолютный закон, только опять олицетвореннный. (Br. Weiss. Untersushungen über Fr.Schleiermacher " s Dialektik. Zeitsch. für Philosophie u. phil. Kritik 75 Bd. 2. p. 265) 171 ) Ibid. р. 151. 1-е иримеч. к § 215. Da er (transced. Grund) auf beides zugleich geht, auch als beides zugleich gesezt sein; wir haben aber keine andre Jdentität von beidem als das Gefühl, welches im Wechsel als das lezte Ende des Denkens auch das erste des Wollens ist. 173 Beil. C. Dial. p. 430. Сравнение – не совсем удачное. О вещах, воспринимаемых нами, мы имеем воззрение и можем делать их объектом знания, тогда как по отношению к абсолютному единству или Богу это совершенно невозможно. 178 Ibid. Dial. p. 153...

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010