342 Mansi, XVII, 523: Οχ γνοεν – Non ignoramus. Photio, patriarchae Constantinopolitano, scribit, se de symbolo neque additione nec deminutione mutando cum eo sentire, bortaturque, ut eos, qui quaedam addiderint, in viam mansuete reducat. Jaffé, 2597, p. 290. Любопытные послания Uoahha VIII no поводу Фотия см. Mansi, XVI, 487, 499, 502, 510, 512; XVII, 141, 146, 148, 150,153, 154, 361, 395, 411, 450, 467.– Jaffé, 2491–2496, p. 282. 345 Labbe, Conc., IX, 321. Jaffé, 2507, p. 283: 879, Oct. 15. In ecclesia S. Petri. Synodus, in qua Anspertus, archiepiscopus Mediolanensis, honore episcopali privatur. 346 Mansi, XVII, 204. Jaffé, 2549, p. 286: 880, Nov. 8. Romae. Synodus, in qua Deusdedit dux, a Romano, archiepiscopo Ravennate, excommunicatus, absolvitur. 347 Methodium interrogavimus si orthodoxae fidei symbolum ita crederet, et inter sacra missarum sollempnia caneret, sicuti s. Romanam ecclesiam tenere, et in sanctis universalibus synodis a sanctis patribus secundum evangelicam Christi Dei nostri auctoritatem promulgatum atque traditum constat. 355 Goncil. Toletanum ad a. 447, ap. Labbe, III. 1465. In this council, occording to Baronius (Ann. Eccles. a. 447, § 17 sqq.), the addition of the words Filioque was, for the first time, made to the article of the Constantinopolitan Creed concerning the procession of the Holy Ghost. London, Councils, London, 1846, p. 579. 356 Concil. Forojuliense ad a. 791, ap. Labbe, VII, 991. Concil. Francofordiense ad a. 794. Ibid. 1013. 357 Novit fraternitas tua, quod quando accessit ad nos qui non ita pridem a te missus est, de sancto symbolo nostram sententiam perscrutatus est, et invenit illaesum, quaemadmodum a principio traditum est nobis, servasse nos, nihil addentes, nihil auferentes. Mansi XVII, 238. 359 Ille autem professus est, se juxta evaugelicam et apostolicam doctrinam, sicuti sancta Romana ecclesia docet et a patribus traditum est, tenere et psallere. 360 Nos autem illum in omnibus ecclesiasticis doctrinis et utilitatibus orthodoxum et proficuum esse reperientes, vobis iterum ad regendam commissam sibi ecltsiam Dei remisimus.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1048 T. е. писание не говорит, чтобы Господь повелел бесам броситься в море оно повествует только о том, что Господь допустил бесам войти в стадо свиней. 1049 Schwarzlose. Bilderstreit: ein Campf der griechischen Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit. Gotha 1890, S. 113–121. 1050 Mansi t. XII, р. 967–968. Деяния всел. соб. в рус. перев., т. 7, (изд. 2-е) стр. 20. cnf. Pagi Critica ad an. 730, n. 4. 1051 Henschenius (составитель sylloge о Германе в A. SS. ad diem 12 – am Maji t. 3.) cap. 1, n. 2–3, p. 153–154. 1056 Гиббон, история упадка и разрушения... т. 5, стр. 314–315. Hertzberg; Geschichte der Byzantiner und Osmanischen Reiches... S. 54–55. 1057 Theophanis Chron ed. De Boor, p. 352, Chron. trip. p. 222. Nicephori historia bri i ed. De Boor p. 31–32. 1058 Theophanis ibid Zenatae Annales lib. 14, cap. 20 t. 2 p. 89 ed. Du Cange, Cedreul historiarum comp. t 1, p. 764 ed Bonn. 1059 Сообщение о жизни Константина и об оскоплении Германа принадлежит позднейшим хронистам Кедрину и Зонаре. Правда, оно есть и в летописи Феофана (Chron., p. 352), но по всем признакам занесено сюда уже позднейшей рукой (его нет в переводе Анастасия и в большинстве лучших рукописей летописи Феофана, как показывает De-Boor в примеч. ad и а.», впрочем – не позднее 11-го в., ибо Кедрин списал его несомненно с Феофана. В монологе Василия мотив для казни Юстиниана указывается тот же, только лучше ob invidium... (Hensehenius 1. c. n2). B нескольких минеях этот мотив начинает выставляться в свете только благоприятном для Юстиниана: после заметки о том, что Юстиниан в сенате пользовался большим уважением, в Минеях говорится: verum propter aemulationem ет invidiam diud prorsist in. e ferens Heraclii nepos, quod videlicet ut praeficeret ir imperio esset consul tatum, eum interemit, ac beatum Germanum eunuchum fecit… (ibidem n.3). Ясно, что в таком виде объяснение казни Юстиниана теряет свою силу и заставляет принять сообщение Занары и Кедрина. У Кедрина и в заметке у Феофана о Германе между прочим прибавление: τν δε Гερμανν τρаχτερον ντα ενο μοεν. На что указывает это – τραχτερον, – сказать трудно. Быть может. Герман протестовал против казни отца и тем ещё более приблизил собственное несчастие. Можно предполагать, что на это именно указывает довольно раннее объяснение что царь оскопил Германа δι τν σον φοβον (Ελησιαστιη Αληϑειv 1882, σελ. 213).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. 63. 151 ο Αβραμπας, т. е. Ибрахим-паша, по транскрипции Захариаду. Один из тюрок на византийской службе. Более он нигде не упоминается. (Zachariadou EA. Observations on some Turcica of Pachymeres//Zachariadou EA. Romania and the Turks. N I. P. 267; PLP. N 61. S. 5). В данном случае Пахимер использует ξ для передачи тюркского [s], поэтому основа второй (склоняемой) части имени [ Αβραμ]- παξ реконструируется только как «[Аврам]-пакс». Это хорошо видно по аналогичным примерам: Σολυμαμπαξ [Nom. sing.], Σολυμαμπαξιν [Асс. sing.], Σολυμαμπαξι [Dat. sing.]. См.: Pachym. II. P. 345.13, 346.10, 347.2,459.13. 153 Досл. «(что) очевидно (должно быть) по понятиям тех, с кем такое бывает»: παρα γνωσιν των εντυγχανοντων δηθεν. 154 Досл. «ведь он был сыном [того], кого изрубили на куски»: παιδι γε οντι του κρεουργηθεντος . 155 εις ογκον Αμουριον. Из этого места явствует, что Αμουριος – передача Пахимером титула «эмир». Zachariadou E.A. Pachymeres on the ‘Amourioi’ of Kastamonu. P. 59. 7. Тем не менее, поскольку Пахимер использует его в значении антропонима (в частности, в конструкции Αλης Αμουριος), я передаю этот титул, дошедший в сохранившихся рукописях с определенными искажениями, как имя «Амурий», сохраняя тем самым неясность подлинника, заставившую многих ученых полагать, что Пахимер передает имя «Умар», см.: Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. 11. S. 216; Mordtmann J. Isfendiyar oghlu//EI. 1973. Vol. IV. Fasc. 61–62. P. 103–109; PLP. Fasz. I. N 799. S. 77; Belke К. Op. cit. S. 98–99. Промежуточную позицию занял Кл. Каэн. Он неверно пересказал начало фразы как Ali... avail adopte le nom d " Amourios... (Cahen Cl. Questions histoire... P. 155), но при этом предположил, что речь идет о лакабе. почетном прозвище (Ibid. P. 157). В восточной ономастике нередки случаи, когда титул превращается в лакаб, иногда даже наследственный (Holt P.M. The Age of the Crusaders. The Near East from the Eleventh Century to 1547. London; New York. 1986. P. XII). Хотя данное предположение как будто может объяснить, почему Пахимер использует титул как имя, этому допущению, однако, противоречит точный перевод понятия о ογκος («бремя, тяжесть, вес, значение, достоинство»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

439 Southey, II, 206–209; по Stevens’y проповедники были разносчиками сочинений Весли. V. I, р. 247. 441 Из так называемого Conmingenm-fund’a. См. Real-Encyklopädie von Herzog. В. IX, S. 460, Ausg. I; см. также Southey II, S. 158; Stevens’a I, 301, 302. 442 Среди разных наставлений, которыми Весли старался пополнить недостаточное образование своих проповедников, есть много таких, которые исключают возможность работы на себя (См. Southey II, 204, 205). 448 Так, между прочим, думает и Southey, II, 210, 211, указывая в этом сходство практики методистов с практикою иезуитов. 449 History of Methodism, v. I, p. 240; Jacoby буквально списал это место у Smevens’a; см. Geschichte d. Methodismus I, 125. 456 Мы решаемся подробно описать занятия членов конференции, чтобы дать понятие о конференции вообще. Описание занятий этой (первой) конференции важно тем более, что из-за неё у методистов и епископального духовенства произошли долгие споры, – что мы после увидим. 458 Stevens, I, 158; Jacoby, ibid. Преосв. Иоанн, вып. 1, стр. 80; хотя с общим решением не все были согласны; проповедники миряне могли много выиграть при отделении от церкви: оно уравнивало их с ординированным духовенством. 462 В его время методизму предстояло решать трудный вопрос о посвящении в духовный сан проповедников мирян. Для посвящения необходимо было иметь на своей стороне епископов господствующей церкви. Когда Stevens, I, 332, рассказывает об этой конференции, то он опускает, кажется, из виду настоящее положение дела: он только указывает, что на конференцию явилось 12 лиц из епископального клира. 463 Чтобы убедиться в этом стоит только прочесть Smevens’a I, 330 и Jacoby, I, 106, 153, 154 и дал. 467 При большой разбросанности поселений в тогдашнее время в прибрежных штатах Америки и при неудобстве путей сообщения проповедники методизма не могли правильно появляться на заседания в какой-нибудь определенный пункт, а потому распорядитель методизма решил созывать конференцию 2 раза в год в разных городах. – См. Jacoby, II, 47.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

34 Greg. Moral. I.2: Nonnulli namque ita sunt simplices, ut rectum quid sit ignorent. Sed eo verae simplicitatis innocentiam deserunt, quo ad virtutem rectitudinis non assurgunt; quia dum cauti esse per rectitudinem nesciunt, nequaquam innocentes persistere per simplicitatem possunt. Hinc est quod Paulus discipulos admonet dicens: Volo vos sapientes esse in bono, simplices autem in malo ( Rom. XVI.19 ). 35 Greg. Ep. IX.1: «Ибо мне рассказали, что в воскресный день, прежде чем отслужить торжественную литургию, ты отправился на поле подателя сего письма, чтобы сжать урожай, и после жатвы отслужил торжественную Литургию. А после торжественной Литургии ты не убоялся вырвать с корнем межевые знаки его владений» (Dictum quippe mihi est quod dominicorum die, priusquam missarum sollemnia celebrares, ad exarandem messem latoris praesentium perrexisti et post exarationem eius missarum sollemnia celebrasti. Post missarum sollemnia etiam terminos possesionum illius erradicare minime timuisti). Разбор этого казуса см. в работе: Giordano. I “crimina” di Gianuario… P. 154. 36 Ibid.: «И хотя приговор наказания следует обрушить на тебя, но, так как мы знаем о твоей простоватости вкупе со старостью, мы пока промолчим. Но мы предписываем на два месяца отлучить от Церкви тех, по чьему совету ты так поступил…» (Et quidem poenae sententia in te fuerat iaculanda, sed quia simplicitatem tuam cum senectute nouimus, interim tacemus. Eos uero quorum consiliis haec egisti in duobus mensibus excommunicatos esse decernimus…). Ср.: Giordano. I “crimina” di Gianuario… Р. 152–153. 37 Greg. Ep. I.29: «Дошло до нас, что в местечке в провинции Сардиния, которое называется Фаузианой, раньше был обычай поставлять епископа, но уже давно по необходимости был отменен. И поскольку, как мы знаем, епископа теперь нет, живут там язычники, которые подобно зверям совсем не знают о почитании Бога. И потому мы молим тебя, брат наш, чтобы ты в согласии с древним обычаем поспешил поставить предстоятеля…» (Peruenit ad nos in loco qui intra prouinciam Sardiniam dicitur Fausiana consuetudinem fuisse episcopum ordinari, sed hanc pro rerum necessitate longis aboluisse temporibus. Quia autem nunc sacerdotum indigentia quosdam illic paganos remanere cognouimus et ferino degentes modo Dei cultum penitus ignorare, hortamur fraternitatem tuam ut illic secundum pristinum modum ordinare festinet antistitem...)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

По 4 деньги: Алексей Зензеров, Семен Павлов, Петр Копьев. По 3 деньги: Алексей Белявин. По 2 деньги: Иван Будковский. (Ibid. л. 153–154). г) в 1714 г. (Июня в 28 день). По выписке за пометою справщика Федора Поликарпова кормовых денег немецких школ ученикам генваря с 1-го числа июля по 1-е число сего году по 8 денег на день человеку: Борису Алтуфьеву; по 6 денег на день человеку: Семену Тарасову, Федору Бутковскому, Галахтиону Чижову, Андрею Горлову; по 4 деньги на день человеку: Петру Копьеву, Семену Павлову; по 3 деньги на день: Алексею Белявину; по 2 деньги на день: Ивану Бутковскому, итого им дано на 4 месяца всего 27 рублев. Дано из школьных из приему целовальника Егора Анкидинова. Росписка в деньгах на выписке росходного столпа. (Кн. 69, л. 14). Державнейший царь, государь милостивейший! По твоему великого государя указу велено учитися в твоей государевой немецкой школе цесарского языку всяких чинов людем. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, меня нижеименованного раба своего принять в ту вышеозначенную школу немецкую, записать в приказе Печатного двора и отослать в ту школу Вашего величества нижайший раб Филимон Дмитриев сын Кудрявцев Мещанской слободы. 1714 г. июля в день. К сей челобитной Мещанской слободы Филимон Дмитриев сын Кудрявцев руку приложил. 1714-го июля в 30 день против вышеписанной пометы в приказе Книг печатного дела перед тайным советником графом Иваном Алексеевичем Мусиным Пушкиным с товарыщи Филимон Кудрявцов сказал: отец де у него Филимона Дмитрей Иванов был родом черкашенин, имел мастерство серебряное, а которой год умре, про то он сказать не упомнит, потому что де он Филимон после отца своего остался в самых малых летех. А как вошел в совершенные леты, жил села Танинского у оброчного крестьянина Семена Михайлова но порушной записи три года, и те де годы ныне отжил; а прежде де сего ево Семена Михайлова житья и после ево иному никому но себе в житье порушной записи не давывал и ни по каким крепостям в кобалном холопстве ни у кого ж не живал и в служилой чин он Филимон в солдаты и в матросы и в слободу в тягло не записан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

См.: PG, t. 10. 151   Моммзен Т. Указ. соч., т. V, с. 580. 152 См.: Apol. 18; De spect. 19; De resur. carn. 59; Сочинения Тертуллиана цитируются по: CSEL, vol. 20.47; PL, t. 1. 153 См.: Tertullians Ausgewählte Schriften ins Deutsche übersetzt H. Kellner. München, 1912. Bd. l, S. XLIV. 154 Подробнее о Тертуллиане см.: Lorts J. Tertullian als Apologet. Münster, 1927 - 1928, Bd. I, II; Nisters B. Tertullian, seine Persönlichkeit und sein Schicksal. Münster, 1950; Barnes T. D. Tertullian: A Historical and Literary Study. London, 1971. 155 По подсчетам ученых Тертуллиан образовал в латыни 982 новых термина. См.: Haendler G. Von Tertullian bis zu Ambrosius. Berlin, 1978, S. 22. 156 См.: Rolffs E. Tertullian, der Vater des abendländischen Christentums. Berlin, 1930. 157  В этих двух работах много текстологических совпадений, поэтому в науке до последнего времени идет спор о приоритете того или другого автора. Литературу сторонников той и другой концепции см.: Altaner B. Patrologie, S. 130. Сам Альтанер считает, что приоритет Тертуллиана лучше обоснован (Ibid.. S. 129). См. также: Diller H. In Sachen Tertullian und Minucius Felix. - Philologus, 1935, Bd. 90, S. 98-114, 216-239; Axelson B. Das Prioritätsproblem Tertullian - Minucius Felix. Lund, 1941; Becker C. Der «Octavius» des Minucius Felix: Heidnische Philosophie und frühchristliche Apologetik. München, 1967, S. 94-97. 158 «Октавий» цитируется по: CSEL, vol. 2. 159 Сочинения Киприана цитируются по: CSEL. vol. 3. О нем см.: Ludwig ]. Der heilige Märtyrerbischof Cyprian von Karthago. München, 1951: Gülzow H. Cyprian und Novatian. Tübingen, 1975. 160 Издание текста: Arnobii adversus nationes libri VII.- CSEL, vol. 4; использован также хороший русский перевод H. M. Дроздова с некоторыми уточнениями: Арнобий. Семь книг «Против язычников». Киев, 1917. 161 См. : Röhricht A. Die Seelenlehre des Arnobius nach ihren Quellen und ihrer Entstehung untersucht. Hamburg, 1893, S. 27-28. 162  Его работы цитируются по: CSEL, vol. 19; vol. 27. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

153 Ер. 2, PG 102, cols. 604—605D. 154 Ibid., cols. 733—736. 155 PG 120, cols. 812—81 ЗА. 156 PG 126, col. 245В. 157 Толкование Божественной литургии, тг. J. М. Hussey and P. A. McNulty (New York, 1977), pp. 76—79. 158 Acta Maximi, PG 90, col. 121 С. [Русск. перев. Μ . Муретова, ред. А. Сидорова в: А. И. Сидоров, «Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века», Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. Μ ., «Наука», 1991, с. 141.]. 159 См., напр., Λ утйоп le Noiweau Thüobgien, Catüchuses, eel В. Krivochüine and J. Paramelle (Sources Chriiriennes, 113; Paris, 1965), p. 150. 160 Ed. V. S. Pseutoga, в: P. Chrestou, Γρηγορου του Παλαμα Συγγραμματα 2 (Thessaloniki, 1966), pp. 563—578. 161 Hymn 19, ed. J. Koder (Sources Chrütiennes, 156, Paris, 1969), 20, 4. [Русск. перев. еп. Илариона (Алфеева) в: Преп. Симеон Новый Богослов, Прииди, Свет Истинный. Избранные гимны. СПб, «Алетейя», 2004, с. 84.]. 162 Acta Maximi, PG 90, col. 117CD. [Русск. перев. Μ . Муретова, ред. А. Сидорова, указ. изд., с. 140.]. 163 Октоих , воскресная утреня, глас 8, канон 2, песнь 9, Богородичен. 164 Vita Constantini 15, 2, ed. F. Grivec and F. Tomsic, Constantinus et Methodius Thessalonicenses, Fontes (Zagreb), I960, p. 131. [Ср. русск. перев. в: Сказания о начале славянской письменности , М., «Наука», 1981, с. 87.]. 165 Tr. Jacobson R., «St. Constantine " s Prologue to the Gospel», St.Vladimir " " s Theological Quarterly, 7, 1963, pp. 15—18. 166 The Byzantine Commonwealth (London, 1971), p. 335. 167 Согласно «Житию Константина», этой «ереси» придерживалась франкские священники, утверждавшие, что христианам подобает совершать богослужение только на трех языках: еврейском, греческом и латинском — языках надписи на кресте Христовом. 168 Epist., PG 126, col. 508, 308—309. 169 Изд. F. Miklosich и J. Mbller, Acta Patriarchatus Constantinopolitani 2. (Vienna, 1862), pp. 188—192. 170 Статья впервые была представлена на XIV Международном византологическом конгрессе (Congrns International d " Ütudes Byzantines, Bucharest, 1971), и опубликована в сборнике материалов этого конгресса (1974).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

152. G. Papamikhael, (St. Petersburg, Alexandria, 1911). 153. еп. Алексий, Византийские церковные мистики XIV–ro века. Казань, 1906. 154. D. Smaniloae, Viatsa si invatsatura st. Grigorie Palama (Sibiu, 1938). 155. Смотри особенно работу мон. Василия Кривошеина «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы, The Eastern Churches Quarterly 3 (1938–1939); В. Лосский. Мистическое богословие Восточной Церкви (Crestwood, New York: St. Vladimir’s Press, 1976; впервые опубликована во Франции в 1944 г.). 156. J. Meyendorff, Introduction а l’йmude de Grйgoire Palamas (Paris, 1959), [английский перевод A Study of Gregory Palamas (London, 1964; второе издание 1974)]; см. также того же автора, Grйgoire Palamas: Dйfense des saints hesycuhastes, 2. vols. (Louvain, 1959; второе издание 1975). 157. См. D. Stiernon, «Bulletin sur le palamisme», Revue des etudes byzantines 30 (1972) 231–337; это библиографический обзор литературы о паламизме между 1959 и 1972 годами, насчитывающий 303 заглавия. 158. , I–III, (Фессалоники, 1962–1970). 159. (июль–сентябрь 1974); статьи J. Ph. Houdret, «Palamas et les Cappadociens»; J. M. Garrigues, «L’énergie divine et la grce chez Maxime le Confesseur»; J. S. Nadel, «La critique par Akindynos de l’herméneutique patristique de Palamas»; и M. J. Le Guillou, «Lumire et charité dans la doctrine palamite de la divinisation». 160. «The Distinction Between Essence and Energies and its Iportance for Theology», St. Vladimir’s Theological Quarterly 19.4 (1975), 244. 161. «Palamism Revisited», ibid., p. 229. 162. «Palamisme et scholastique», Revue mhйologique de Louvain 4 (1973) 409–422; «Palamisme et Tradition», Irenikon 48.4 (1975) 479–93. 163. Об учении Варлаама см. работу наст. автора, A study of Gregory Palamas (London and New York, 1974, 2–е изд.), pp. 116ff.; и Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems (London, 1974) V, 905–14. 164. Tr. II, 3, 36; J. Meyendorff (ed.), Grйgoire Palamas: Dйfence des saints hesychastes. Introduction, texte critique, tradiction et notes, II (2–е издание, Louvain, 1973) [Spicilegium Sacrum Lovaniense, 31], 461.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Тут кстати указать, что библейский текст не говорит о создании света. Слова «да будет свет» скорее наводят на мысль, что в создание материальной основы уже была включена светоносная сила. 149 В системе Лосского все вообще качественные различия в мире объясняются активностью отдельных монад. 150 Прибежище незнания (лат.). 151 С известными оговорками (лат.). 152 Некоторые мыслители (среди русских философов о. С. Булгаков) пользуются термином «панэнгеизм», чтобы обозначить вездеприсутствие Божие. Но термин этот иногда, увы, прикрывает момент пантеизма, хотя его можно истолковывать и вполне ортодоксально. 153 См. интересную книгу: Duranton. Desir de Dieu. 154 Жизненная сила (лат.). 155 Обзор всех тем, связанных с идеей активного приспособления, см., напр., в кн.: Driesch. Philosophie des Organischen. 156 Творческая эволюция есть управляемая эволюция (фр.). 157 См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности». 158 См. старую, но ценную книгу: Busse. Leib und Seele, Geist und Korper. 159 Вмещает бесконечность... вмещает Бога (лат.). 160 См. наиболее авторитетное изложение догматического учения о человеке в католичестве у Schoeben Dogmatik (1925) В. II. 161 Ibid. 162 См. об искушениях Господа книгу Тареева. 163 См. это учение в кн.: Brunner. Der Mensch im Widerspruch. 164 О том, что в этом — онтологическое преимущество человека, прекрасно писал св. Григорий Палама. См. об этом книгу архим. Киприана «Антропология св. Григория Паламы». 165 Наиболее полно эта тема разработана в труде проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке» (т. II). 166 См. его «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве», статью об Югюсте Конте (где Соловьев раскрывает по-новому смысл идеи Конта о человечестве, как Grand Etre). 167 Мы не можем здесь входить в обсуждение построения Риккерта и Дильтея, отчасти Гессена (Neben die individuelle Kausalitat) об отсутствии причинности в исторических взаимосвязях (см. об этом т. Ш нашей работы). 168 Из этой темы исходит и вся проблема «теодицеи», «оправдания» Бога,— из нее исходит и учение (идущее от Бёме и в русской литературе ярко выраженное Бердяевым) о том, что Бог свят, но не всемогущ, т. е. не может «справиться» со злом, все настойчивее проявляющим себя в мире. Этой темы, хотя и вторичной в системе космологии, да еще и ложно поставленной, мы коснемся ниже. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010