Не вынося его согласия, ариане через 40 лет оставили те церкви, которые удерживали силой. При Дамасе, епископе Рима, в царственном граде состоялся собор 150 епископов против Македония. Феодосий сделал соправителем своего сына Аркадия. notes 1 В мировой научной традиции закрепилось несколько форм этого uмehu–Beda, Bede, Baede и др. Мы употребляем форму, наиболее близкую к англосаксонскому произношению. 2 См. с. 193. 3 См. с. 6. 4 Б. Колгрейв насчитал в тексте «Истории» всего 32 ошибки, из них 22 встречаются в цитатах из других источников. 5 Bede. The Ecclesiastical Hismory of the English people. Oxford, 1969. P. XVII (далее Bede, 1969). Другими книгами были «Утешение философией» Боэция, «Пастырское правило» папы Григория и «История» Павла Орозия. 6 См. с. 27. 7 English Historical Documents. Vol. 1. London, 1968. P. 358, 365. 8 Ibid. P. 701. 9 Ныне этот так называемый Codex Amiatianus хранится во Флорентийской библиотеке. 10 См. с. 193. 11 См. с. 206. 12 Bede. Ecclesiastical History of the English People. London, 1990. P. 33 (далее Bede, 1990). 13 По легенде ослепший Беда попросил ученика отвести его к людям, чтобы он мог проповедовать им. Вместо этого ученик привел его на берег моря, и слепец долго читал проповедь волнам. Когда он закончил, волны по Божьему велению ответили «аминь». 14 Bede,1969. P. XXIV. 15 Ibid. P. XXVII. 16 Тацит. Анналы, III, 65. В кн.: Тацит, Корнелий. Соч. в 2 тт. Том 1. М. 1993/Пер. А.С. Бобовича. Беда почти дословно цитирует эти слова в предисловии к «Истории». 17 Bede, 1990. P. 26. 18 См. с. 11. 19 English Historical documents Vol. 1. P. 363. 20 См. с. 54. 21 См. с. 43. 22 См. с. 87. 23 См. с. 144. 24 См. с. 140. 25 См. с. 66. 26 См. приложение. 27 Существуют факсимильные издания этих манускриптов: The Moore Bede/Ed. P. Hunter Blair. Copenhagen, 1959; The Leningrad Bede/Ed. O. Arngart. Copenhagen, 1952. 28 Baedae Opera Historica. Vol. 1–2. Oxford, 1896 (repr. 1956). 29 Bede. The Ecclesiastical History of the English people/Ed. and tr. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxford, 1969. 30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Особенно обширным был комментарий на Евангелие Иоанна, отчасти потому, что в нём, помимо положительного уяснения содержания Евангелия, Ориген постоянно полемизировал с гностиком Гераклеоном, отчасти потому, что особенно высоко ценил это Евангелие и с любовью останавливался на его изъяснении. Этот комментарий обнимал 32 книги (Rufin. Apol. in Hieron. II, 22//PL. T. 21. Col. 601B; y Euseb. Hist. eccl. VI, 24//PG. T. 20. Col. 577A; р. п.: C. 275, ошибочно 22) по Ин. 13:33 . Возможно, впрочем, что их было ещё больше, ибо в одном месте (Orig. Cornm. in Matth, ser. 133//PG. T. 13. Col. 1781B). Ориген ссылается на своё толкование Ин. 19 . Сохранилось по греч. 9 книг: 1, 2, 6, 10, 13, 19, 20, 28, 32; от остальных книг фрагменты. Комментарий на Послание к Римлянам – 15 книг, кроме фрагментов, утрачен; о нём судить можно по вольной переработке Руфина в 10 книгах. От прочих комментарий Оригена на Павловы Послания сохранились лишь небольшие фрагменты. Для характеристики Оригена , как экзегета, важно отметить: 1) его канон и 2) метод истолкования. Хотя Ориген знал канон палестинских иудеев (Orig. Select. in Ps., 1//PG. T. 12. Col. 1084BC; Euseb. Hist. eccl. VI, 25, 1–2//PG. T. 20. Col. 580A; р. п.: C. 276) и толковал только канонические книги Ветхого Завета, однако он пользовался и неканоническими книгами и высоко ценил их, к чему склоняла его вера в Богодухновенность перевода LXX и убеждение в том, что необходимо принимать все сохраняемые в Церкви Писания (Orig. Ep. ad Jul. Afr., 5//PG. T. 11. Col. 60A–61A), и только эти Писания считать Божественными. Так как во время Оригена в Поместных Церквах не установилось ещё полное согласие в каноне новозаветных книг, то у Оригена на этот счёт нет ещё полной определённости. Во всяком случае, Ориген констатирует полное согласие Церквей в признании 4 Евангелий и Апокалипсиса (Orig. Com. in Joan., V//PG. T. 14. Col. 188CD–189A, 193C; cp. Euseb. Hist. eccl. VI, 25, 3//PG. T. 20. Col. 581B–584A; р. п.: C. 277; Orig. Hom. in Jes. Nav. 7, 1 //PG. T. 13. Col. 857B). Из 14 Посланий Апостола Павла (ibid.) Ориген считает Послание к Евреям по духу Павловым, а по языку – кого-либо другого (Euseb. Hist. eccl. VI, 25, 13–14//PG. T. 20. Col. 584C–585A; р. п.: C. 278); принимает он и Соборные Послания 4 Апостолов, хотя отмечает сомнение некоторых относительно 2 Пет.; 2 и 3 Ин. (Orig. Com. In Joan., V//PG.T. 14. Col. 188CD–189A; cp.: Euseb. Hist. eccl. VI, 25, 8–10//PG. T. 20. Col. 584AB; р. п.: C. 277–278) и поэтому иногда цитирует их ограничительно; «если кто принимает это Послание» 277 (Orig. Com. in Matth. XVII, 30//PG. T. 13. Col. 1569B).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Le Nourry. Dissertatio de operibus, S. D. A., 3, 9–56. Notitia ex Gallia Christiana, 4, 1079–88. De Rubeis. Dissertatio prævia editionis venetæ in qua præserlim agitur de scholiis S. Maximi et Joan. Scythopolilani ac Germani Ср., 3. Ejusdem vindiciæ орегит et auctoris, 4,1025–80. Index analyticus, 3, 1175–88, 4, 1089–98. DIONYSIUS EXIGUUS, s. VI. Variæ lectiones ad epistolam dc Ratione Paschæ, 92, 1131–2. DIONYSIUS, magister militiæ, s. V. Rescriptum in Synodico, с. 142, 84, 758. Epistolæ 1–3, с 143, ibid. 758–9; 179, 796; 181, 797. DIONYSIUS TELMARENSIS, 845, 9 7. Fg. ex chronico syriaco, latine (M.), 1609–10. DOMINICUS GRADENSIS, s. XI. Ad patriarcham Antiochenum, 120, 751–6. DOMITIANUS, quæstor, s. V. Epistola ad Helladium» in Synodico, c. 125, 84, DOROTHEUS, abbas, s. VII, 88. Doctrinæ, 1611–1838; index capitum, 1841–4. Epistolæ 1–8, 1837–42. Notitia G., 1609–12. Index analyticus, 2013–16. DOROTHEUS MARCIANOP. metr. s. V. Epistolæ 1–4, in Synodico 84, с 46, 78, 115, 137. DOROTHEUS TYRIUS, s. III-IV. De 70 discipulis Domini et 12 apostolis, 92, 1059–74; nota, 1073–76. DOXOPATRIUS. Vide NILUS D. DUCAS, s. XV, 157. Historia Byzantina (1341–1462), cum notis J. Bul-lialdi, 749–1166. Præfaiio Bullialdi, 743–8. Notitia Hankii, 739–44. Glossarium vocum gæco-barbararum, 1199–1208. Index analyticus, 1243–56. DUCAS. Vide JOANNES, THEODORUS D. E EBERHARDUS DE BREYDENBACH, a. 1471. Epistola de Negroponte a Turcis capta (Reusner) l62, 1347, PGLT., 80, 959–62. ELEUTHERIUS, papa, 189, 5. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1139–43; 1143–4. Notitia ex Libra pontificali, 1139–40. ELIAS CRETENSIS metr., s. IX-X. Responsiones canonicæ, 119, 985–98. Commentarii in S. Gregorii Naz. orationes 19, 36, 737–902: [Orat. 3, 6, 9,10,12,13,17,20,22,23, 26,27–33, 36. Notitia F., 9 7, 1443–46. Præfatio John, 731–56. Conspectus codicis Basileensis, 755–6, Index scriptorum in Elia, 917–8. – in scholiis, 919–20. – in annolationibus, 919–20. –  analyticus in ann., 921–22. –  græcitatis, 921–32. ELIAS ECDICUS CRETENSIS, s. XII, 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

5644 Homer I1. 13.624–625; Od. 6.207–208; 14.57–58; Euripides Cyc1. 355; Apollonius of Rhodes 2.1131–1133; 3.193; Greek Anth. 7.516. 5645 Tob 5:10–15; 7:8–9; 10:6–10; Ps.-Phoc. 24; m. " Abot 1:5, 15; 3:12; t. Demai 3:9; b. Ber. 63b; Luke 7:36; Acts 16:15; see further Koenig, Hospitality, 16. For lodging in synagogues or school-houses, cf. b. Qidd. 29b; p. Meg. 3:3, §5. Abraham provided the supreme example (Gen. Rab. 48:9; 50:4; Num. Rab. 10:5; Song Rab. 1:3, §3), though sometimes transferred to other figures (T. Job 10:1–4). Among early Christians, e.g., Rom 12:13 ; 1Tim 3:2 ; 1Pet 4:9 ; Heb 13:2. 5649 Talbert, John, 118, citing especially Josephus War 3.459; 7.70–71; cf. War 4.112–113; 7.100–103,119. 5651 E.g., Aeschylus Supp1. 26; Euripides Herc. fur. 48; Aristophanes Frogs 738, 1433; Epictetus Diatr. 1.22.16; Plutarch Borr. 7, Mor. 830B; Arrian Ind. 21.2; 36.3; Pausanias 2.20.6; 4.34.6; 9.26.8; Athenaeus Deipn. 7.288f. 5652 Pausanias 1.40.3 (Artemis); 8.31.2 (Kore); the mother goddess in Orphic Hymns 14.8; 27.12; 74.4. 5653 Dionysius of Halicarnassus R.A. 12.1.8; Josephus Life 244,259; OGIS 90; CPJ 1:185–86, §38; 2:31, §151. Especially Heracles (Demosthenes Or. 60, Funeral Speech §8). 5657 See more fully Longenecker, Christology, 142–43. The title may function in something of a messianic sense in Isa 19:20; cf. «the Lord " s salvation» in Τ Dan 5:10; human deliverers in Judg 3:9, 15 ; 1Sam 10LXX; Neh 9:27. 5658 For special love for onés native land, see also, e.g., Seneca Ep. Lucil 66.26; Menander Rhetor 2.4, 392.8–9; Iamblichus V.P. 32.214. 5659 Davies, Land, 329; Brown, Community, 39; Schnackenburg, John, 1:462; Van Belle, «Faith.» The term applies most easily to onés place of origin, not onés citizenship (Philostratus Hrk. 44.1). 5661 More peripheral, first-time readers might have taken such language philosophically (Anaxagoras called heaven his «fatherland» in Diogenes Laertius 2.7; cf. the world in Musonius Rufus 9, p. 68.15–16, 25; citizenship in the world, ibid. 68.21–22; Diogenes Laertius 2.99; 6.2.63, 72; Seneca Ep. Luci1. 28.4; Marcus Aurelius 12.36), but the sense is clear after reading the Gospel as a whole.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

17 Anna Comnena, Alexias, 1.2, cap.4 p.96; 1. 4, cap.6, p.209; 1. V. c. 3, p. 232, c.4, p. 239, c.5, p. 243. 18 π τ το δομεστχου (τς σπρας Παχουριανο ατοχρτωρ) χα μλλον στενζων, χρουνος φει δαχρων φλει γαρ ζχως τν νδρα … Anna Comnena, Alexias, 1. 6, c.14, р, 325. 20 ρξμεϑα λγειν χα γρφειν περ ... τς συστσεως τς παρ’ μν νεωστ ρυμνης μονς. Ibid., 1 10 – 12 . Срав. 2 26–27. 25 О местоположении монастыря, сохранившагося и в настоящее время,подробно говорит о. Louis Petit, Introduction, 11–13. 29 Сведения о ктиторских уставах средневековой Византии сообщают: Проф. А.А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока. T. I. Τυπιχ. Ч. 1, стр. ΧΧΧΙΙΙ и д. Киев. 1895; W. Nissen, Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077. lena. 1894; И. Соколов, Состояние монашества в византийской церкви и пр., стр. 317–319. 32 С топографической гипотезой издателя устава o . Petit (Introduetion, р. 14–15) согласиться нельзя в виду того, что во–первых, нет оснований отождествлять монастырь Всесвятого, о котором речь в уставе Пакуриана, с μον το Παναγου, упоминаемом в житии св. Матроны (под 9 ноября: H . Delehaye, Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae, p. 204, 54. Bruxelles. 1902), и во – вторых, текст нашего памятника (2 21–23 ) не соответствует комментаию издателя (р. 15). 36 ο βολομχι τν τ Θε φιερωθντα τπον τοις μος συγγενσιν αποχαροχοθα τρ τιν. Τυπιχν, 37 33–35 . 43 Πντων τν μοναζντων τν βηριχν πισταμνων γραφν χα διλεχτον, Συναθροισθντων χα συνταχθντων ες τν μονν… – Τυπιχν, 1, 15–17 . Ср. 2, 27 , 3 18 , 7 17 . 46 Τοτου νεχεν τν τοιατην παραγγελαν ποιμαι ξασφαλιξμενος, να μπως βαιοι ντες (ωμαοι) χα περλογοι χα πλεονχται, στημ τε χα βλβην τ μον προξενοσιν, ντιτασσμενν τινα τ τπ χαθιστσι, σπεδοντα το τ τινος χχταχοριεειν τν γουμενεαν πρς αυτν πισπσασθαι λλην τινα χατ πευχτααν πρφασιν ιοποισασθαι τν μονν, οαπερ πολλχις συμβεχηχτα εδομεν εν τ μετρα φυλ εξ πλτητος χα γνμης επιειχος ε δμ τοτο ν, μες τοτοις τ ποτει ς διδασχλοις πμεθα χο τος χενων πειθμεϑα δγμασιν (Τυπιχν, 44 27–32 , 45 1–3 ). Не имея основания отрицать подлинность этого характерного места в уставе Пакуриана, которое без всяких оговорок признается и его издателем (Introduction, p. 4), мы, однако, не можем не указать на скрытый в этих стоках филетиам, выдвинутый на поле истории православного востока лишь новейшим националистическим обособлением местных племен и народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

3456 Most commentators take the Revelation reference more literally than meaning inadequate Christology, however (e.g., Bowman, Revelation, 31). For banquets associated with the imperial cult, cf., e.g., CIL 3.550 (Sherk, Empire, §125, p. 165). 3457 Caird, Revelation, 39, noting that Jezebel " s «harlotry» in the OT (2 Kgs 9:22) was only figurative; cf. 4QpNah. 3.4; perhaps Wis 14:12. It could refer to literal cultic or other prostitution, as at Baal-peor (Beasley-Murray, Revelation, 86–87), although this is not attested in conjunction with the imperial cult; both readings (spiritual or physical fornication) seem contextually possible (Meeks, Moral World, 146). 3458 Also Hooker, «Baptist,» 358; Boice, Witness and Revelation, 26; Wink, lohn, 105; Collins, Written, 8–11. 3462 Kraeling, John, 51–52. While historically Johns «eschatological «radicalisation»» lent itself to political misinterpretation (Hengel, Leader, 36), neither political nor moral proclamation characterizes the Fourth Gospel " s Baptist. 3463 Meier, «John,» 234. For the passagés authenticity, see also Feldman, «Methods and Tendencies,» 591. 3465 See 1:7–8,15,19, 34; 2:25; 3:11, 26, 28, 32–33; 4:39,44; 5:31, 32, 33, 34, 36, 37, 39; 7:7; 8:13, 14, 17, 18; 10:25; 12:17; 13:21; 15:26–27; 18:23, 37; 19:35; 20:24. Painter, John, 8, counts forty-seven uses in John and only six in the Synoptics, «4 of which refer to the false witnesses at the trial of Jesus» (cf. further ibid., 90); even if John emphasizes separation from the hostile world more than the Synoptics (Goppelt, «Church in History,» 196–97), he seeks to prevent the flow of influence in only one direction. 3467 E.g., Plutarch Apoll 14, Mor. 108E («το θεον also testifies to this»); Oracles at Delphi 22, Mor. 405A (Homer testifies); Nicias 6.3 («events πεμαρτρει to his wisdom,» LCL 3:226–27); Josephus Ag. Ap. 1.4. Aristotle supposed ancient witnesses the most reliable because they could not be corrupted (Rhet. 1.15.13,1375b; 1.15.17). Trites, Witness, 4–15, shows that they were used in both legal and nonlegal (e.g., historiographie) contexts to establish data.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

932 Conc. de Toledo IV (633). can. 5. De adnuntiatione Paschae ante Epiphaniam inter episcopos exquirenda, can. 7. De celebrando officia in feria VI Paschae, can. 8. De non solvendis ieiuniis in feria sexta Paschae, can. 9. De benedicendo cereo et lucerna in pervigiliis Paschae. 933 Isidori De ecd. off. I.31. De Sabbato Paschae; Ibid. I.32. De diesancto Paschae. Подробнее см. OrlandisRamos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 273–275. 934 Isidori De ecd. off. 1.32.8; Idem. Etym. VI.17.19 – 20. См. Ruffini M. II computo nella pasqua nell» epistola XXII di San Braulio//Anales Toledanos. III (1971). P. 277–292; Криницына (Марей) E. C. День Христова Воскресения (Пасха): расчет, богослужение, значение (по данным произведений Исидора Севильского и переписки Браулиона Сарагосского)//Работа памяти. Сборник статей студентов и выпускников РГГУ. С. 98–107. 936 Подробнее о таинстве крещения см. Pijuart J. La liturgia bautismal en la España Romano-visigoda. Toledo, 1981. R 55–82. 937 Conc. de Toledo IV (633). can. 6: De babtismi autem sacramento propter quod in Spaniis quídam sacerdotes trinam, quídam simplam mersionem faciunt... (IV Толедский собор. Кан. 6: Относительно же таинства крещения, когда одни епископы Испании совершают трехкратное, другие – однократное погружение...). 939 Conc. de Toledo IV (633). can. 6: ...propter vitandum autem schismatis scandalum vel haeretici dogmatis usum simplam teneamus babtismi mersionem ne videantur apud nos qui tertio mergunt haereticorum adprobare adsertionem dum sequuntur et morem. 940 Conc. de Toledo IV (633). can. 17: ...si quis eum (librum – E.M.) aut non receperit, aut a Pascha usque ad Pentecosten missarum tempore in ecclesia non praedicaverit, excomuni cationis sententiam habebit (IV Толедский собор. Кан. 17: ...и если кто не примет [эту книгу] или не будет читать в церкви во время месс с Пасхи по Пятидесятницу, будет отлучен от Церкви). 941 Conc. de Toledo IV (633). can. 3: ...ita tamen ut si fidei causa est, aut quaelibet alia ecclesiae conmunis, generalis totius Spaniae et Galliae synodus convocetur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Самый ранний сохранившийся памятник - роспись 2-го слоя синагоги в Дура-Европос (Сирия; ок. 250), где представлен подробный цикл жизни М. В него включены сцены: дочь фараона находит младенца М. в реке (Исх 2. 1-9); видение М. Неопалимой Купины (Исх 3. 2-3); исход из Египта: М. выводит народ из Египта, переход через Чермное м. (М. представлен дважды: когда для 12 колен Израилевых вода в море расступилась и когда вода «возвратилась на свое место» перед тонущим войском фараоновым (Исх 13. 17 - 14. 29)); М. получает скрижали завета (Исх 32. 15-16; Втор 10. 1-5); чудо об источнике (Исх 17. 1-7; Числ 20. 1-13) (еще в 2 сценах, связанных с историей М., он сам не изображен: поклонение золотому тельцу (Исх 32. 1-6) и Аарон перед скинией завета). В сцене видения М. Неопалимой Купины в иконографии пророка представлены все основные элементы, к-рые получат развитие в христ. изобразительной традиции: средовек с короткой округлой бородой, в белом чуть ниже колена хитоне с клавами и в гиматии, босой (сандалии сняты с ног и оставлены возле горящего куста), в сегменте неба показана исходящая из него огненная рука - образ гласа Божия ( Weitzmann. 1979. Cat. 341. P. 372-374). Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Переход через Чермное море. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. Нач. IV в. Многочисленны изображения пророка в росписях рим. катакомб: в кубикуле Четырех сезонов в катакомбах святых Петра и Марцеллина (2-я четв. IV в.) он представлен высекающим воду из скалы (Ibid. Cat. 388. P. 424). В катакомбах на Виа-Дино-Компаньи (на Виа-Латина) (50-60-е гг. IV в.) в кубикуле А изображены неск. сцен: чудо об источнике; М. говорит с народом израильским; видение огненного столпа (Исх 13. 22); переход через Чермное м.; нахождение младенца М.; М. берет из Египта кости Иосифа (Исх 13. 19). Там же в кубикуле С - сцены: М. рассекает воды Чермного м.; переход через Чермное м.; дочь фараона находит М. ( Bisconti F. Il restauro dell " ipogeo di Via Dino Compagni: Nuove idee per la lettura del programma decorativo del cubicolo «A».

http://pravenc.ru/text/2563952.html

6397 Musonius Rufus opined that even the least educated could have virtue because valuing it is innate (2, p. 38.17–20). 6398 The partial repetition of sounds in τις θλη τ θλημα (7:17) evokes the love of various sorts of repetition in Greek rhetoric, such as anadiplosis (the second definition in Anderson, Glossary, 18), dilogia (idem, Rhetorical Theory, 228) and the most general sense of epanalepsis (Rowe, «Style,» 129–30), though none of these is exactly present here. 6399 Cf. also, e.g., R. Eleazar in b. Šabb. 88a. Rabbis also commonly acknowledged that Torah study instructed one how to carry out God " s will (e.g., " Abot R. Nat. 4 A; Num. Rab. 14:10). 6400 E.g.,Publilius Syrus 52. 6401 See m. «Abot 1:17; 3:9, 17; 5:14; Sipra Behuq. par. 2.264.1.4; Sipre Deut. 41.2.5–6; b. Qidd. 40b; p. Hag. 1:7, §4; Pesiq. Rab Kah. 12:10; Song Rab. 2:14, §5. According to one tradition, study of Torah equaled or exceeded the other commandments (see m. Péah 1:1; »Abot R. Nat. 40A; b. Qidd. 39b); some held that knowing without obeying led to judgment (Sipre Deut. 32.5.12; b. Sanh. 106b; Yoma 86a; Deut. Rab. 7:4; cf. Jas 1:22). 6402 The inseparability of learning and doing also appears in Greek sayings (Musonius Rufus frg. 16); cf. demands for appropriate behavior and the frequent combination of «word» and «deed» (cf. Wis 1:16; T. Ab. 9:4A; T. Gad 6:1; 1 John 3:18; Hom. Hymn 2, to Demeter, 65; Hesiod Op. 710; Apollonius of Rhodes 3.81; Pyth. Sent. 14; Isocrates Nic. 61, Or. 3.39; Seneca Ep. Luci1. 20.1–2; Diogenes Laertius 6.2.64; 6.3.82; Epictetus Diatr. 1.25.11; 2.9.13). 6403 In John 7 , see more fully Neyrey, «Trials and Tribulations.» 6404 «Not from Moses but from the ancestors» is parenthetical; for the rhetorical function of such constructions, see Rowe, «Style,» 147; Blass, Debrunner, and Funk, Grammar, §465; Black, «Oration at Olivet,» 87. 6405 Also Pancaro, Law, 138, citing 7:51. 6406 Meeks, Prophet-King, 47, citing Deut 18:18–22 ; cf. Deut 13 . 6407 It is historically likely; the pericope is attested from a Q as well as Markan source (see further comments in Keener, Matthew, 361–62). For ancient views of «demons,» see in more detail ibid., 283–86.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

3573 Contrast the language of some rabbis (e.g., " Abot R. Nat. 12 A; 26, §54 B; Sipre Deut. 32.2.1; Song Rab. 1:3, §3), although the language is essentially hyperbolic (cf. similar language in b. Sanh. 99b); the rabbis would have attributed the conversion to God as wel1. 3574 Cf. 1QH 9.14–16; Lev. Rab. 14:5; in Greco-Roman antiquity in general, cf. Keener, Marries, 80, esp. nn. 155–56 on 187. The contrast between human and divine will (also 3:8) reflects the Johannine emphasis on God " s will (4:34; 5:30, 40; 6:38, 39; 7:17; 9:31; cf. 5:6) vs. the world " s rebellion, and God " s will to give life (6:40; cf. 5:21). Cf. Plutarch T.T. 8.1.3, Mor. 718A: God created the cosmos but not δια σπρματος. 3575 Many considered passion virtually irresistible (e.g., Sophocles Track. 441–448; Publilius Syrus 15, 22; Plutarch Oracles at Delphi 20, Mor. 403F-404A; see further Keener, Matthew, 186, on Matt 5:28). Some later rabbis attributed to the yetzer hara the positive function of incentive for procreation (Gen. Rab. 9:7; Ecc1. Rab. 3:11, §3). 3576 See Keener, Marries, 74, esp. nn. 76–77 on 179–80; on paternal authority, see ibid., 98 and nn. 110–119 on 197–98. 3578 Virgil Aen. 2.74. Rarer uses, such as «blood» meaning courage (Aeschines Ctesiphon 160), make much less sense here. 3580 See Gardner, Women, 53, citing Aristotle Gen. Anim. 773a, 30ff.; cf. Pliny Nat. 7.49. In Greek myth a mother could bear twins, one for her husband and the other due to divine impregnation (Pindar Ryth. 9.84–86). 3581 Boismard, Prologue, 44. Cf. Lightfoot, Talmud, 3:241, who associates «bloods» here with a passage in Exod. Rah. that reads Ezek 16:6 " s plural for bloods as a reference to circumcision and Passover; he thus applies it to the means of conversion for proselytes. 3582 Bernard, John, 18; cf. Boismard, Prologue, 44 (though Boismard suggests that this may represent a textual error). 3585 That the point is simply «not by natural intercourse» is usually agreed; e.g., Michaels, John, 8. 3586 Cf. Talbert, John, 77, 98 (on 1:18; 3:6), for the ancient Mediterranean epistemological premise that only like recognizes like, hence necessitating the incarnation for sufficient revelation.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010