Причину такого помешательства Епифаний усматривал в чрезмерной ревности Николая к своей красивой супруге (Ibid. 5. 1). Он также считал Н. предшественниками гностиков (Ibid. 36. 1), рассматривая их учение в контексте др. лжеучений, чья практика включала в себя различные распутные действия (Ibid. 5. 2-5). Однако свидетельства раннехрист. писателей не отличаются единством: нек-рые авторы рассматривали происхождение Н. иначе, полагая невозможным, чтобы преемник апостолов мог оказаться ересиархом. Так, напр., Климент Александрийский рассматривал их доктрину в контексте полемики с др. гностическими лжеучениями, полагая, что Н. извратили учение этого апостольского мужа, некритично восприняв его слова о том, что «следует пренебрегать (злоупотреблять) плотью» (δεν παραχρσθαι τ σαρκ). Т. о. Н., утопая в сладострастии, сокращали свою жизнь, ослабляли свое тело и портили вслед за телом душу. Между тем, по мнению Климента, Николай, будучи аскетом, призывал этими словами к умерщвлению плоти, т. е. к ее укрощению и обузданию чувственности ( Clem. Alex. Strom. II 20. 118). Николай всю жизнь прожил с одной женой и воспитал в чистоте своих детей. Также Климент приводит предание, что 1-й диакон, будучи обвинен апостолами в ревности, привел к ним свою красивую жену и предложил вступить с ней в отношения, желая показать, что «страсть к жене не владеет им», демонстрируя, что следует «пренебрегать плотью», т. о. исполняя слова Спасителя из Мф 6. 24 ( Clem. Alex. Strom. III 4. 25). Это предание пересказывают Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 29) и Беда Достопочтенный ( Beda. Expl. Apoc. 1. 2). Евсевий Кесарийский, кроме того, замечает, что к Николаю возводили свое происхождение сами Н., а эта ересь просуществовала недолгое время ( Euseb. Hist. eccl. III 29). О Николае как о ересиархе, несвязанном с апостолами, говорится и в Комментарии Икумения ( Oecum. Thessal. In Apoc. 2. 9). Тертуллиан, следуя словам Откровения, с одной стороны, упоминал о Н. как о «ревнителях похоти и разнузданности» ( Tertull. Adv. Marcion. I 29), с др. стороны, замечал, что в его время появились «другие николаиты» - гностическая секта «Каинова (Caiana) ересь», тем самым он использовал название Н. в расширительном значении ( Idem. De praescript. haer. 33). У Викторина Петавского содержится описание религ. практики Н., состоявшей в том, что идоложертвенное мясо после «изгнания диавола» могло быть принимаемо в пищу и что «всякий, предающийся греху, обретал бы на 8-й день покой» ( Vict. Petav. Comm. in Apoc.//CSEL. 49. P. 32-34). В VIII в. св. Беда приводит мнение, что помимо употребления в пищу идоложертвенного Н. проповедовали языческие представления о сотворении мира ( Beda. Expl. Apoc. 1. 2). По мнению Андрея Кесарийского, Валаам (Откр 2. 14), соблазнивший на блуд и идолослужение Валака, служит символом диавола, посеявшего Н. как плевелы среди верных ( Andr. Caes. Apoc. 2. 5).

http://pravenc.ru/text/2565632.html

1961. N 37. P. 9-27; Orthodoxie und Ökumenische Bewegung//Versöhnte Christenheit. Essen, 1961; Die Kirche als Herrschaftsbereich Christi nach der Sicht der orthodoxen Kirche (Vortrag)//Orthodoxie Heute. 1962. N 2. S. 2-9; L " Apport de la Synagogue à la Liturgie chrétienne//Messager EPREO. 1963. N 4. P. 126-35; Glaube, Kirchenverfassung und Mission: Das wahre Problem ihrer ökumenischen Integration//Orthodoxie Heute. 1966. N 14. S. 2-13; Das Hohepriestertum Christi und das Priestertum der Heiligen in ihm//Ibid. 1968. N 22. S. 1-13; Les théologies du sacrifice eucharistique à la lumière de l " Écriture Sainte et des pères anciens//Messager EPREO. 1968. N 61. P. 10-14; The Sacraments: Bridges or Walls between Orthodoxy and Rome?//Diakonia. 1968. N 3. P. 184-213; Has the Eastern Orthodox Liturgical Tradition Relevance for Modern Man?//Ibid. 1969. N 4. P. 90-106; Die Theologien des eucharistischen Opfers im Lichte der Heiligen Schrift und der Alten Väter//Orthodoxie Heute. 1970. N 32-33. S. 1-22; Die Auferstehung Christi: Ihre Wirklichkeit und Wirkung//Der Auferstandene Christus und das Heil der Welt: 5. Theol. Gespräch zwischen ROK und EKD. 1971. Stud.-Heft 7. S. 83-97; Воскресение Христово//ЖМП. 1974. 5. С. 60-65. Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Успенский Н. Д. К вопросу о «православной литургии западного обряда»: [Критич. анализ труда архим. Алексия (Ван дер Менсбрюгге) «La Liturgie ortodoxe de rite oxidentale». P., 1948]//ЖМП. 1954. 8. С. 33-45; 9. С. 57-65; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 106-109; Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге) во епископа Медонского//ЖМП. 1961. 2. С. 15-21; Тон Н. Высокопреосвященный Алексий (Ван дер Менсбрюгге), бывший Дюссельдорфский: Некролог//Там же. 1980. 11. С. 18-20. А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова: МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64648.html

Согласно надгробному слову, К. смог избегнуть опасностей мира, находясь в центре общественной жизни, оставался «христианским философом», подобно «монаху в миру», втайне ведя аскетическую жизнь. Свт. Григорий широко использует символику мученичества по отношению к К. Так, его прах был встречен в Назианзе с почетом, подобно праху мученика. Свт. Григорий говорит, что К. являлся ему после смерти облеченный сиянием. Старший брат унаследовал сохранившееся имущество К., в т. ч. и его медицинскую б-ку. Большая часть средств была роздана Григорием и св. Нонной нуждающимся назианзской церковной общины. К. был погребен в усыпальнице, предназначавшейся для его родителей, позже рядом с ним была похоронена св. Нонна. Именем К. подписаны «Вопросоответы» (Ερωταποκρσεις) 1-й пол. VI в., содержащие естественнонаучные и богословские рассуждения. К. является главным действующим персонажем нескольких художественных произведений ( Ford M. C. Gods and Legions. N. Y., 2002; 2-я ч. пьесы «Кесарь и Галилеянин» Х. Ибсена ( Ибсен Х. Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм/Сост., ред., вступительная ст., примеч.: А. А. Юрьев. М., 2006); Джарман О. А. Врач из Вифинии (в печати)). В Зап. Церкви К. считается покровителем врачей. Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. Col. 496-502; Greg. Nazianz. Or. 7//PG. 35. Col. 754-788; idem. Ep. 14, 20, 23, 29//PG. 37. Col. 45, 53, 57, 63; Basil. Magn. Ep. 26, 32//PG. 32. Col. 301, 315; Phot. Bibl. Cod. 210; MartRom. P. 77; SynCP. Col. 519. Лит.: Ковнер С. Г. История средневек. медицины. К., 1893-1897. Вып. 1-2; Verschaffel C. Césaire de Nazianze//DTC. T. 2. Col. 2185-2186; Keenan M. E. St. Gregory of Nazianzus and Early Byzantine Medicine//Bull. of the History of Medicine. Baltimore, 1941. Vol. 9. P. 8-30; Fitzgerald W. A. Medical Men: Canonized Saints//Ibid. 1948. Vol. 22. P. 635-646; Hauser-Meury M. M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. S. 48-50; Gordini G. D. Cesario di Nazianzo//BiblSS. Vol. 3. Col. 1151-1152; Lippold A. Caesarius//Der Kleine Pauly. Stuttg.; Münch., 1964. Bd. 1. Sp. 1006; Sauser E. Cäsarius von Nazianz//BBKL. 1999. Bd. 16. Sp. 251; McGuckin J. A. St. Gregory of Nazianzus: An Intellectual Biography. N. Y., 2001; Holman S. R. The Hungry Are Dying: Beggars and Bishops in Roman Cappadocia. Oxf., 2001; Van Dam R. Families and Friends in Late Roman Cappadocia. Phil., 2003; Gregory of Nazianzus: Images and Reflections/Ed. J. Børtnes, T. Hägg. Copenhagen, 2006; Daley B. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y., 2006; Иларион (Алфеев), архиеп. Жизнь и учение свт. Григория Богослова. М., 20073. C. 506; Tarpley M. Between Martyrdom and Christendom: A Consideration of Contemporary Family and Public Life Rooted in the Thought of Gregory of Nazianzus: Diss. Dallas (Tex.), 2009.

http://pravenc.ru/text/1684259.html

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Лит.: Di Pauli von Treuheim A. Die Irrisio des Hermias. Padeborn, 1907; idem. Die Irrisio des Hermias//ThQ. 1908. Bd. 90. S. 523-531; Bukowski A. La réincarnation selon les Pères de l " Eglise//Gregorianum. R., 1928. Vol. 9. P. 83; Hitchcock F. R. M. A Skit on Greek Philosophy: By One Hermias Probably of the Reign of Julian, A. D. 362-363//Theology. 1936. Vol. 32. P. 98-106; Alfonsi L. Note ad Ermia filosofo//Aegyptus. Mil., 1945. Vol. 25. P. 60-62; idem. L " uomo di Protagora in Hermia//RSF. 1946. Vol. 1. P. 320-321; idem. Ermia filosofo. Brescia, 1947; idem. Protagora «adulatore»//ASNSP. 1947. Vol. 16. P. 193-194; idem. Una parodia del Teeteto nello «Scherno» di Ermia//VChr. 1951. Vol. 5. N 1. P. 80-83; idem. Aristotele in Ermia (§ 11)//Aevum. Mil., 1958. Vol. 32. P. 380-385; idem. Nota ad Ermia//Ibid. 1964. Vol. 38. P. 381; idem. Due nota ad Ermia//RSLR. 1968. Vol. 4. P. 470-472; idem. Varia graeco-latina//Vichiana. N. S. Napoli, 1976. Vol. 5. P. 290-293; Barbeille G. Hermias, philosophe chrétien//DTC. 1947. T. 6. Col. 2303-2306; Corneanu N., mitr. Contribuia unui scriitor vechi cretin la înelegerea sistemului filozofic al lui Protagora//Mitropolia Ardealului. Sibiu, 1960. Vol. 5. N 7/8. P. 560-562; Vermander J.-M. La parution de l " ouvrage de Celse et la datation de quelques apologies//REA. 1972. Vol. 18. P. 27-42; Kindstrand J. F. The Date and Character of Hermias " «Irrisio»//VChr. 1980. Vol. 34. N 4. P. 341-357; Bauckham R. The Fall of the Angels as the Source of Philosophy in Hermias and Clement of Alexandria//Ibid. 1985. Vol. 39. N 4. P. 313-330; Μπνης Κ. Γ. Ερμεου φιλοσφου: «ιασυρμς τν ζω φιλοσφων» ρϒον το στορικο Σωζομνου(;)//Εταιρεα Κυπριακν Σπουδν. Πρακτικ το δευτρου διεθνος Κυπριολοϒικο συνεδρου (Λευκωσα, 20-25 Απριλου 1982). Τ. Β. Μεσαιωνικν τμμα/Εκδ. π Θ. Παπαδοπολλου κα Β. Εϒϒλεζκη. Λευκωσα, 1986. Σ. 375-377; Waszink J. H. Hermias//RAC. 1988. Bd. 14. Sp. 808-815; Thom J. C. The Journey Up and Down: Pythagoras in Two Greek Apologists//Church History. [Chicago et. al.], 1989. Vol. 58. N 3. P. 299-308; Hanson R. P. C. et al. Introd., notes, appendices et index// Hermias. Satire des philosophes païens. P., 1993. P. 7-94, 123-148. (SC; 388); Maritano M. Ermia e la metempsicosi (Irrisio, 3-5)//Super fundamentum Apostolorum: Studi in onore di S. Em. il Cardinale A. M. Javierre Ortas/Ed. A. Amato, G. Maffei. R., 1997. P. 181-204. (Biblioteca di scienze religiose; 125); Сагарда Н. И. Лекции по патрологии, I-IV вв./Ред.: диак. А. Глущенко, А. Г. Дунаев. М., 2004. С. 338-342.

http://pravenc.ru/text/190155.html

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

Соч.: PL. 40. Col. 897-942; 101. Col. 1027-1098; 143. Col. 797-800; 147. Col. 453-458, 463-474, 473-476; 158. Col. 798-803; Leclercq J. La prière au sujet des vices et des vertus//StAnselm. 1953. Vol. 31. P. 3-17; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946. (Études de théologie et d " histoire de la spiritualité; 9); Wilmart A. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44. Лит.: Wilmart A. La Complainte de Jean de Fécamp sur les fines dernières// Idem. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932. P. 131-134; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946; Leclercq J. Écrits spirituells de l " école de Jean de Fécamp//StAnselm. 1948. Vol. 20. P. 91-114; idem. Prières attribuables à Guillaume et à Jean de Fruttuaria//Monasteri in alta Italia dopo la invasione saracene e magiare (sec. X-XII): Relazioni... al 32. Congersso storico subalpino. Torino, 1966. P. 156-166; idem. Jean de Fécamp//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 509-511; Musset L. La contribution de Fécamp à la reconquête monastique de la Basse-Normandie//L " abbaye bénédictine de Fécamp. Fécamp, 1959. Vol. 1. P. 57-67; idem. La vie économique de l " abbaye de Fécamp sous l " abbatiat de Jean de Ravenne (1028-1078)//Ibid. P. 67-79; Mathon G. Jean de Fécamp: Théologien monastique?//La Normandie bénédictine au temps de Guillaume le Conquérant (XIe siècle)/Éd. G.-U. Langé. Lille, 1967. P. 485-500; Bulst N. Untersuchungen zu den Klosterreformen Wilhelms von Dijon (962-1031). Bonn, 1973; Evans G. R. Mens Devota: The Literary Community of the Devotinal Works of John Fécamp and St. Anselm//Medium Aevum. 1974. Vol. 43. P. 105-115; Ward B. Introduction//The Prayers and Meditations of St. Anselm. Harmondsworth, 1986. P. 47-51; Köpf U. Johannes v. Fécamp//TRE. 1987. Bd. 17. Sp. 132-134; Potts C. Monastic Revival and Regional Identity in Early Normandy. Woodbridge, 1997; Feiss H. John of Fécamp " s Longing for Heaven//Imagining Heaven in the Middle Ages/Ed. J. S. Emerson, H. Feiss. N. Y., 2000. P. 65-82; Gazeau V. Normannia monastica. Caen, 2007. Vol. 2. P. 105-110.

http://pravenc.ru/text/471526.html

F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202). Ист.: BHO, N 509; ActaSS. Oct. T. 8. P. 44-48; Περ το ββ Ιωννου το Κολοβο 1-40//PG. 65. Col. 204-220; Περ το ββ Ιωννου το Θηβαου//PG. 65. Col. 240; Περ το ββ Αμμη 1, 3//PG. 65. Col. 125, 128; Περ το ββ Ποιμνος 46, 74, 101//PG. 65. Col. 333, 340, 345 [алф. собр. «Apophthegmata Patrum»]; Evagr. De orat.//PG. 79. Col. 1192; Древний патерик. 18912; Zacharie. Vie de Jean Kolobos//Histoire des monastères de la Basse Egypte/Ed. E. Amélineau. P., 1894. P. LIV - LXIII, 316-410; Les fragments sahidiques//Ibid. P. 414-425; SynCP. Col. 208; SynAlex. Vol. 1. P. 350-355; Vol. 5. P. 766-769; Nau F. A propos d " une edition des oeuvres de Schenoudi: La version syriaque des prieres de Schenoudi de Jean le Nain de Macaire l " Egyptien et de Serapion//ROC. 1907. T. 12. P. 313-328; idem. La version syriaque de l " histoire de Jean le Petit//Ibid. 1912. T. 17. P. 347-389; 1913. T. 18. P. 53-68, 124-133, 283-307; 1914. T. 19. P. 3-57; Le Synaxaire Éthiopien/Ed. I. Guidi, S. Grébaut//PO. 1913. T. 9. Facs. 4. P. 250-253, 418-422; SynAlex (Forget). T. 1. [Textus]. P. 69-72; T. 2. [Textus]. P. 293-296; Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 23-24. (SH; 36) [фрагм. из сист. собр. Apophthegmata Patrum]; Достопамятные сказания. 1993p. С. 38, 77-85, 141, 145, 148; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109, III 16. P. 156-157, IV 20. P. 194-195, V 3. P. 242-243, VII 12. P. 342-343, IX 12. P. 436-437; Vol. 2. X 36-37. P. 34-37, XI 37, 39-42, 44. P. 152-157, XIII 17. 244-249, XIV 4. P. 254-257, XV 34-36. P. 308-311, XVI 4-5. P. 394-395; Vol. 3. XVII 10. Р. 16-17, XVIII 10. P. 50-53; ЖСв. Нояб. С. 181-186; Изречения египетских отцов. 20012. С. 42, 54-55. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 39-44; Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wadi " n Natrun. N. Y., 1932. Vol. 2; 1933. Vol. 3; Draguet R. А la source de deux apophthègmes grecs//Byz. 1962. Vol. 32. P. 53-61; idem. Les formes syriaques de la matière de l " histoire Lausiaque. Louvain, 1978. P. 240. (CSCO; 399); Sauget J.-M. Giovanni Colobo//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 666-669; Guy J. C. Jean Colobos ou le Petit (saint) moine de Scete//DSAMDH. 1972. T. 8. P. 390-392; Regnault L. Le vrai visage d " un père du Désert, ou Abba Jean Colobos à travers ses apophthègmes//Mémorial André-Jean Festugière: Antiquité Païenne et Chrétienne/Ed. E. Lucchesi, H. D. Saffrey. [Gen.], 1984. P. 225-234; idem. John Colobos: Coptic Tradition//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1359-1361; Van Esbroeck M. John Colobos: Arabic Tradition//Ibid. P. 1361-1362; Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 66-68.

http://pravenc.ru/text/471308.html

По мнению св. Беды Достопочтенного, в гимне «Н. о.» показано, что не только святым НЗ были присущи надежда на вечную жизнь и желание сложить с себя тяжесть бремени земной жизни, но и праведникам ВЗ. Слова же «видели очи мои…» Беда противопоставляет евангельским словам о том, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29 - Beda. In Luc. I 2. 26-34//CCSL. 120. P. 66-67). Свт. Кирилл Александрийский полагал, что выражение «славу народа Твоего Израиля» (Лк 2. 32) относится к остаткам этого народа, к-рый обрел славу через Христа, первыми плодами оказываются Его ученики, просветившие своим сиянием весь мир; кроме того, указывает на Самого Христа - Славу Израиля, от к-рого Он происходил по плоти ( Cyr. Alex. In Luc. 4). В гомилии, вероятно приписываемой свт. Кириллу Иерусалимскому, слова молитвы вложены в уста ветхозаветного Адама, через него прав. Симеон обращается ко Христу: «…ныне разрешаешь меня от вечных уз, ныне разрешаешь меня от тления, ныне разрешаешь меня от смерти, ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!» ( Cyr. Hieros [Sp.]. Homilia in occursum Domini. 8//PG. 28. Col. 983). По мнению свт. Василия Великого, в гимне «Н. о.» говорится о спасении не как о чем-то абстрактном, а есть указание на личность Сына Божия, ставшего нашим Богом и Спасителем ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 61. 2). Содержание молитвы и сопутствующие ей события подробно разбираются в 2 гомилиях прп. Исихия Иерусалимского «О Сретении» (Homilia in Hypapanten). Толкуя слова Лк 2. 28, прп. Исихий дает богословское объяснение основного значения глагола πολειν в контексте отношений верного раба со своим Господином, Который освобождает Своего служителя, Сам приняв рабский образ. Слова Лк 2. 30-31 направлены против превозношения иудеев над язычниками в свете откровения о всеобщем спасении ( Hesychius Hierosolymitanus. Homilia in Hypapanten. 1. 6//Les homelies festales d " Hesychius de Jerusalem/Ed. M. Aubineau. Brux., 1978. Vol. 1. P. 37). Выражение «с миром» он сравнивает со словами прор. Давида: «В мире на том же месте лягу и почию» (Пс 4. 9 по переводу LXX) (Ibid. 2. 6//Ibid. P. 67). По крайней мере с IV в. «Н. о.» входит в состав вечернего богослужения как на Востоке, так и на Западе христ. мира.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

Лит.: Trumbull H. C. Kadesh Barnea: its Importance and Probably Site. N. Y., 1884; Schmidt N. Kadesh Barnea//JBL. 1910. Vol. 29. P. 61-76; Woolley Ch. L. The Desert of the Wanderings//PEFQSt. L., 1914. Vol. 46. P. 65-66; Hogarth D. G., Wooley L. The Wilderness of Zin//Palestinian Exploration Fund. L., 1914/1915. P. 61-63; Dothan M. The Fortress at Kadesh Barnea//IEJ. 1965. Vol. 15. P. 134-151; Fritz V. Israel in der Wüste. Münch., 1970. S. 26-51; Cohen R. The Iron Age Fortresses in the Central Negev//BASOR. 1979. Vol. 236. P. 61-79; idem. Did I Excavate Kadesh-Barnea?: Difficulty of Site Identification and Absence of Exodus Remains Poses Problem//BAR. 1981. Vol. 7. N 2, 3. P. 20-33; idem. Excavations at Kadesh-Barnea//BiblArch. 1981. Vol. 44. P. 93-107; idem. Kadesh-Barnea, 1980//IEJ. 1982. Vol. 32. P. 70-71; idem. Kadesh-Barnea, 1981-1982//Ibid. Vol. 32. P. 266-267; idem. Kadesh-Barnea: A Fortress from the Time of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1983; idem. Qadesh-Barnea//Le Monde de la Bible. 1985. Vol. 39. P. 9-27; idem. Kadesh-Barnea//NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 841-847; idem. Qadesh-Barnea//OEANE. 1997. Vol. 4. P. 365-366; Keel O., Küchler M. Orte und Landschaften der Bibel. Gött. etc., 1982. Bd. 2. S. 177-185; Kallai Z. The Wandering-Traditions from Kadesh-Barnea to Canaan: A Study in Biblical Historiography//Essays in Honour of Y. Yadin/Ed. G. Vermez, J. Neusner. Totowa (N. J.), 1983. P. 175-184; Кадеш-Барнеа//Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4. Ст. 28-29; Knauf E. A. Supplementa Ismaelitica 14: Mount Hor and Kadesh Barnea//BN. 1992. Vol. 61. P. 22-26; Manor D. W. Kadesh-Barnea (Place)//ABD. 1992. Vol. 4. P. 1-3; Ussishkin D. The Rectangular Fortress at Kadesh-Barnea//IEJ. 1995. Vol. 45. N 2-3. P. 118-127; Johnstone W. From the Mountain to Kadesh, with Special Reference to Exodus 32, 30-34, 29//Deuteronomy and Deuteronomic Literature: FS C. H. W. Brekelmans. Leuven, 1997. P. 449-467; Tabachnick S. E. Lawrence of Arabia as Archaeologist//BAR. 1997. Vol. 23. N 5. P. 40-47, 70-71; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge: Carta " s Atlas of the Biblical World. Jerusalem, 2006; Cohen R., Bernick-Greenberg H., Bar-Yoseph Mayer D. Excavations at Kadesh Barnea (Tell el-Qudeirat), 1976-1982. Jerusalem, 2007; Singer-Avitz L. The Earliest Settlement at Kadesh Barnea//Tel-Aviv. 2008. Vol. 35. N 1. P. 73-81; Gilboa A. Notes on Iron IIA 14C Dates from Tell el-Qudeirat (Kadesh Barnea)//Ibid. 2009. Vol. 36. N 1. P. 82-94; Finkelstein I. Kadesh Barnea: A Reevaluation of its Archaeology and History//Ibid. 2010. Vol. 37. N 1. P. 111-125.

http://pravenc.ru/text/1319770.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010