Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut; Stuttg., 1993. P. 115-116; Morony M. G. Iraq after the Muslim Conquest. Princeton, 1984; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 946-948; Robinson C. F. Empire and Elites after the Muslim Conquest: The Transformation of Northern Mesopotamia. Camb., 2000; Reade J. E. Ninive (Nineveh)//Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. B., 2001. Bd. 9. S. 388-433; Roaf M. Ninive-5-Kultur (Ninevite 5)//Ibid. S. 434-439; Veenhof K. R. Ninive 5: Akkadische und altassyrische Periode//Ibid. S. 433-434; Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001; Nineveh: Papers of the XLIXe Rencontre Assyriologique Internationale, London, 7-11 July 2003/Ed. D. Collon, A. George. L., 2005. 2 vol.; Simpson S. J. Christians at Nineveh in Late Antiquity//Iraq. Camb., 2005. Vol. 67. N 1. P. 285-294; Pinker A. Nahum and the Greek Tradition on Nineveh " s Fall//JHebrS. Edmonton, 2006. Vol. 6. P. 1-16; Муравьёв А. В. Ишоднах Басрский как источник биогр. сведений о мар Исхаке Ниневийском//Дар и Крест: Сб. памяти Н. Л. Трауберг. СПб., 2010. С. 213-240; [он же.] Личность и жизнь// Исхак Ниневийский, мар (Исаак Сирин, прп.). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I-VI)/Общ. ред., пер.: А. В. Муравьёв. М., 2016. С. 15-51; Walker J. Nineveh//GEDSH. P. 308-310; Муравьёв А. В., Немировский А. А. От Ниневии до Сузианы: Заметки о топографии Месопотамии в сир. источниках//ВДИ. 2012. 3. С. 67-77; Otto A. Neo-Assyrian Capital Cities: From Imperial Headquarters to Cosmopolitan Cities//Cambridge World History. Camb., 2015. Vol. 3. P. 469-490; Nineveh, the Great City: Symbol of Beauty and Power/Ed. L. P. Petit, D. Morandi Bonacossi. Leiden, 2017. Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана

http://pravenc.ru/text/2577671.html

С. 48-52; Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewusstsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche//StdO. 1961. N 6. S. 27-44; Die Erweckung der Kirchen zu neuem Dienst: Vortrag//Ibid. 1962. N 11/12. S. 76-83; Памяти друга и учителя: [О митр. Гурии Егорове]//ЖМП. 1965. 9. С. 20-21; Евсевий Кесарийский и его «Церковная история»//Там же. 11. С. 61-67; Слово, сказанное в Великий пяток в 1965 г. в Св.-Николаевском патриаршем соборе в г. Нью-Йорке//Там же. 1966. 4. С. 25-27; Слово в неделю Антипасхи//Там же. 5. С. 30-31; Благовестие о мире у св. пророка Исаии//Там же. 1968. 10. С. 27-32; Князь Федор Черный//БТ. 1973. Сб. 11. С. 55-77; О молитве священников//ЖМП. 1977. 1. С. 67-70; В Пасхальные дни//Там же. 1978. 5. С. 32; В день Рождества Христова//Там же. 1979. 1. С. 32; На начало Великого поста//Там же. 1980. 2. С. 33-34; «Господь воцарися, в лепоту облечеся»//Там же. 1982. 8. С. 30-31; «Живем или умираем - всегда Господни»//Там же. 1983. 3. С. 35-37; Слово на Рождество Христово//Там же. 1985. 1. С. 37; На Воздвижение Креста Господня//Там же. 1985. 9. С. 29; В день памяти свт. Иоанна Златоуста//Там же. 1986. 11. С. 38-40; Святые древнего Крыма//Там же. 1988. 4. С. 65-68; 5. С. 64-68; 9. С. 77-80; Два Богоявления//Там же. 1989. 12. С. 35; Библия о мироздании//Там же. 1990. 6. С. 74; 7. С. 74-75; 8. С. 73-74; Небесная награда//Там же. 1993. 6. С. 55; Проповеди. Ярославль, 1995; Библия и эволюция. Ярославль, 1998; Святые древнего Крыма. Ярославль, 1998; Князь Федор (Черный). Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; О пастырской молитве. Ярославль, 1999. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 285-288; Платон (Удовенко), архиеп. Высокопреосв. митр. Иоанн: [Некролог]//ЖМП. 1989. 12. С. 22-25; Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. С. 28; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 322; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 506, 563-564; Цыпин. История РЦ. С. 376, 395, 431, 458, 601; Ардов М. В., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. Гл. 18: Младенец в митре. М., 19982; Пашкова О. Выбор митр. Иоанна//Сегодня: Газ. 2000. 9 сент.; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 388; Буфеев К., свящ. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о сотворении мipa, жизни и человека. СПб., 2003. С. 220-232; Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланд): Биогр. очерк, 1909-1989. Ярославль, 2009. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/469464.html

В «Дидаскалии апостолов» излагаются нек-рые детали обряда покаяния. Обвинения грешников, уличающие их, принимаются по понедельникам. Клевета не допускается - клеветники должны быть строго наказаны (Didasc. Apost. 10). После публичного изгнания грешника из храма ему повелевают войти и спрашивают, покаялся ли он. Если он достоин, епископ назначает ему дни поста (от 2 до 7 недель). Разрешение от грехов и примирение с Церковью совершается в воскресенье через возложение рук епископа (Ibid. 11). Речь здесь явно идет об элементах покаянной дисциплины, при этом можно предположить, что допускалось неоднократное прохождение И. В Послании к сщмч. Киприану, еп. Карфагенскому , Фирмилиана Кесарийского (256) говорится о том, что ежегодно проводится собрание клира, на к-ром рассматриваются дела верных, впавших в грехи после крещения. Цель собрания заключается в том, чтобы «они через нас не столько получали оставление грехов, сколько приводились к уразумению своих прегрешений и побуждались полнее удовлетворить Господу» ( Cypr. Carth. Ep. 75. 4). Хотя большинство свидетельств относится именно к покаянной дисциплине, в III в. также встречаются указания и на тайную индивидуальную И. перед пресвитером. Так, сщмч. Мефодий, еп. Патарский , толкуя кн. Левит, говорит о необходимости регулярно «показывать душевную проказу иереям» ( Method. Olymp. De lepra. 67 (X 3)), чтобы в случае совершения греха не доводить дело до публичной И. и отлучения на длительный срок. И. на Востоке в эпоху Вселенских Соборов После Миланского эдикта 313 г. Соборами предпринимались попытки упорядочить правила прохождения канонического покаяния. Мн. источники IV в. упоминают 3 или 4 степени кающихся ( Schwartz E. Bußstufen und Katechumenatsklassen. Strassburg, 1911). Устанавливаются многолетние епитимии за те или иные тяжкие грехи. При этом наказания различались в зависимости от того, признался ли сам грешник в своих проступках, т. е. исповедался, или был уличен другими. I Вселенский Собор постановил, чтобы дважды в год собирались Поместные Соборы для рассмотрения дел, связанных с прохождением канонического покаяния (I Всел. 5).

http://pravenc.ru/text/675011.html

55 «Moniteur», 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye . 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622—623. 56 A. Sorel . Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. 57 The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. 58 Ibid., p. 302. 59 The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. 60 Ibid., p. 333—334. 61 Е. A. Freeman . Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234—235. 62 E. Gibbon . The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, ed. J. B. Bury. London, 1897, vol. I, p. III. 63 О восприятии современного читателя см., например: W. Chamberlain . On Rereading Gibbon. — The Atlantic Monthly, vol. CLXXIV (October, 1944), pp. 65—70. 64 Среди многочисленных биографий Лебо см. в особенности: Dupuy . Eloge de Lebeau. Опубликовано в: Ch. Lebeau . Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, pp. XIII-XXVII. 65 Во французском языке прилагательное bas имеет два значения — «низкий» (в разных значениях) и «поздний», если речь идет о времени. Лебо имел в виду последнее. 66 Ch. Lebeau . Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, p. XI. В 1847 г. вышло сокращенное переложение сочинения Лебо в 5 томах: Delarue . Abrege de l " histoire de Bas-Empire de Lebeau. Первые 22 тома первого издания были переведены на немецкий И.А. Хиллером (Leipzig, 1765—1783). См.: E. Gerland . Das Studium der byzantinischen Geschichte vom Humanismus bis zur Jetztzeit. Athen, 1934, S. 9. По сообщению Н. Иорги, сочинение Лебо было переведено на итальянский. cm.: Revue historique du sud-est europeen. IX, 1932, p. 428, note 3. 67 Ссылка по второму изданию — Paris, 1814, vol. I, pp. XIV-XV. 68 Ibid., р. 6. 69 Эти далекие от сути излагаемого материала цитаты из второстепенного французского исследователя появились в английской версии работы, видимо, во многом под влиянием ассоциаций А. А. Васильева с бесспорно памятными ему событиями 1917 г. в России.  Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

К. окончил лицей, получив степень бакалавра, и по совету Гренье решил продолжить образование на философском фак-те Алжирского ун-та. Свободный год, дававшийся на самостоятельную подготовку к университетским занятиям, К. посвятил чтению. Он перечитывал многие произведения франц. и мировой лит-ры, в частности вновь обратился к творчеству Жида, которое оказалось созвучным мировоззренческим исканиям юноши. По позднейшему признанию К., Жид «царствовал над всей его молодостью» ( Camus. Œuvres. T. 3. P. 882); наибольшее влияние на него оказало написанное изысканной ритмической прозой раннее сочинение Жида «Яства земные» (Les nourritures terrestres, 1897), где Жид стремился показать героя свободным от любых социальных, религ. и мировоззренческих оков, избавление от которых, по убеждению Жида, впервые открывает перед человеком первородную чистоту эмоций и полноту жизни (см.: Кушкин. 1982. С. 24-26). Проводимое Жидом «освобождение» героя воспринималось молодым К. как «евангелие оголенности» (l " évangile de dénuement - Camus. Œuvres. T. 3. P. 882), как призыв к индивиду высвободиться «из узких рамок его традиционного существования, отбросить все личины, чтобы... выявилось его истинное лицо, обнажилось его Я» ( Кушкин. 1982. С. 25). Более поздние романы Жида «Имморалист» (L " immoraliste, 1902), «Подземелья Ватикана» (Les caves du Vatican, 1914) и «Фальшивомонетчики» (Les Faux-monnayeurs, 1925) были менее близки К., который не признавал проводимый в них Жидом принцип «абсолютного имморализма» и считал ошибочным отношение Жида к жизни как к игре, эгоистично разыгрываемой индивидом, отмечая: «Я хочу быть тем, что делает из меня моя жизнь, а не превращать эту жизнь в эксперимент» ( Камю. Дневники//Соч. Т. 5. С. 48). Летом 1933 г. произошла ссора К. с дядей ( Lottman. 1997. P. 67), в результате чего К. был вынужден самостоятельно искать источники заработка; в течение нескольких лет ему приходилось работать мелким клерком, давать частные уроки, даже заниматься продажей деталей для автомобилей (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1470171.html

Дополнительной целью поездки М. в Виттенберг был поиск нового места служения с большим доходом, поскольку, как следует из намеков в письмах М., средств от прихода в Брауншвейге и других занятий ему не хватало даже на приобретение интересовавших его книг. В поисках покровителей и по приглашениям знакомых М. с кон. 1517 по кон. 1519 г. совершал поездки по Саксонии и др. близлежащим герм. землям; он жил в Лейпциге и Орламюнде, возможно, посещал также города Франконии (Ротенбург-об-дер-Таубер и др.), возвращался в Виттенберг, однако точные сведения о его путешествиях и занятиях отсутствуют (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 67-70). Исключением является недолгое пребывание М. весной 1519 г. в Йютербоге, где он вступил в конфликт с местными монахами-францисканцами и впервые открыто заявил о себе как о стороннике реформационной программы Лютера (общий обзор событий см.: Ibid. S. 70-79). О ходе конфликта известно из 2 донесений, составленных лектором францисканского мон-ря Б. Даппенсом для генерального викария францисканского ордена и управлявшего диоцезом епископа (текст см.: MüntzKGA. Bd. 3. S. 39-53. N 5). Конфликт завязался еще до прибытия М.: по просьбе городского совета Лютер направил в Йютербог в качестве проповедника одного из своих учеников, Ф. Гюнтера († 1528); его проповеди, в к-рых озвучивались реформационные взгляды и призывы (в т. ч. критика частной исповеди, постов и почитания святых), вызвали возмущение у францисканских монахов, решивших бороться с влиянием Гюнтера путем произнесения антилютеран. проповедей в др. городских церквах. Под давлением монахов и городских властей Гюнтер на какое-то время отказался от произнесения вызывавших смущение проповедей; именно в этот момент в город прибыл М. По какой причине он оказался в Йютербоге - неизвестно; он точно не был послан Лютером или кем-то еще в Виттенберге, т. к. там узнали о его проповеднической деятельности уже после ее завершения. Т. о., инициатива принадлежала либо самому М., либо Гюнтеру, к-рый мог раньше познакомиться с ним в Виттенберге и пригласить его для поддержки.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Лит.: Scheil J. V. Chodorlahomor dans les inscriptions Chaldéennes//RB. 1896. Vol. 5. P. 600-601; Pinches Th. G. Certain Inscriptions and Records Referring to Babylonia and Elam and Their Rulers, and Other Matters//J. of the Transactions of the Victoria Institute. L., 1897. Vol. 29. P. 43-90; King L. W., ed. The Letters and Inscriptions of Hammurabi, King of Babylon. L., 1898. Vol. 1. P. XXV-LVI; Jeremias A. The Old Testament in the Light of the Ancient East: Manual of Biblical Archaeology. N. Y.; L., 1911. Vol. 2. P. 21-31; idem. Die sogenannten Kedorlaomer-Texte: Sp. III, 2, Sp. 158 + Sp. II, 962, Sp. II, 987//Orientalistische Schriften: Fr. Hommel zum 60. Geburtstag. B., 1917. Bd. 1. S. 69-97; Albright W. F. A Revision of Early Hebrew Chronology//JPOS. 1921. Vol. 1. P. 49-79; idem. The Historical Background of Genesis XIV//J. of the Society of Oriental Research. Toronto, 1926. Vol. 10. P. 231-269; idem. A Third Revision of the Early Chronology of Western Asia//BASOR. 1942. N 88. P. 28-36; Speiser E. A., ed. Genesis. Garden City (N. Y.), 1964. P. 106-109. (The Anchor Bible; 1); Astour M. C. Political and Cosmic Symbolism in Genesis 14 and in Its Babylonian Sources//Biblical Motifs: Origins and Transformation/Ed. A. Altmann. Camb., 1966. P. 65-112; idem. Chedorlaomer//ABD. 1992. Vol. 1. P. 893-895; Borger R. Assyrisch-babylonische Zeichenliste. Neukirchen-Vluyn, 19863; Hinz W., Koch H. Elamisches Wörterbuch. B., 1987; Charpin D., Durand J.-M. La suzeraineté de l " empereur (Sukkalmah) d " Elam sur la Mésopotamie et le «nationalisme» amorrite//Mésopotamie et Elam: Actes de la XXXVI Rencontre Assyriologique Internationale/Ed. L de Meyer, H. Gasche. Ghent, 1991. P. 61-73; Lambert W. G. The Fall of the Cassite Dynasty to the Elamites: An Historical Epic//Cinquante-deux reflexions sur le Proche-Orient Ancien: Offerts à Léon de Meyer. Leuven, 1994. P. 67-72; Foster B. R. Before the Muses: An Anthology of Akkadian Literature. Bethesda, 19962. Vol. 1. P. 283-289; Немировский А. А. У истоков древнеевр. этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополит. история Ближ. Востока. М., 2001. С. 196-216; Durand J.-M. De l " époque amorrite à la Bible: le cas d " Arriyuk//Babel und Bibel. Moscow, 2005. N 2. P. 59-70; Krebernik M. Philologische Aspekte elamish-mesopotamischer Beziehungen im Überlick//Ibid. 2006. N 3. S. 76-77.

http://pravenc.ru/text/1684089.html

, Archbp. The Church of the Ancient Councils. N. Y., 2000; Мейендорф И. , прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М.; Клин, 2004. С. 67-70, 473-478. Прот. Владислав Цыпин Гимнография Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц . IX-X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе - I-VI Вселенских Соборов ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 130-132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34-36); 11 октября - VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля - IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340-342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии); 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289); в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354). В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

http://pravenc.ru/text/155488.html

Лит.: Волков Н. Н. О не-новгородском происхождении дьякона Григория//ЖМНП. 1897. Ч. 314. 12. С. 443-446; Каринский Н. М. Остромирово Евангелие как памятник древнерус. языка//Там же. 1903. Ч. 347. 5. С. 94-110; Фортунатов Ф. Ф. Состав Остромирова Евангелия//Сб. статей, посвящ. В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1416-1479; Лвов А. С. Особености в лексиката на Остромировото Евангелие//Български език. София, 1958. Т. 8. Кн. 3. С. 209-233; Жуковская Л. П. Значение и перспективы изучения Остромирова Евангелия: В связи с 900-летием памятника//Исследования по лексикологии и грамматике рус. языка. М., 1961. С. 14-44; Мельников Е. И. К проблеме происхождения Остромирова Евангелия//Slavia. Praha, 1968. Ro. 37. N 4. S. 537-547; он же. Записи древнерус. книжных писцов сер. XI в. как ист.-филол. источник//Ibid. 1977. Ro. 46. N 1. S. 1-11; Мошин В. Новгородски и Остромирово 1983. Бр. 5. С. 7-64; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Др. Руси по данным календаря Остромирова Евангелия//ДГСССР, 1982. М., 1984. С. 130-138; Рыбаков Б. А. Из истории культуры Др. Руси: Исслед. и заметки. М., 1984. С. 67-81; Рорре A. «    » и «    »//Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. Columbus, 1985. Vol. 31/32. P. 320; он же (Поппэ А.). Феофана Новгородская//НИС. 1997. Т. 6 (16). С. 102-120; Лисовой Н. Н. Остромирово Евангелие как ист. источник//Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизведение. Л.; М., 1988. С. 12-14; Деянова М. Остромирово Евангелие//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 882-885; Лосева О. В. О родстве месяцесловов Остромирова Евангелия и Охридского Апостола//Зап. ОР РГБ. 1995. Вып. 50. С. 324-328; она же. Одна из загадок месяцеслова Остромирова Евангелия//Румянцевские чт. М., 1996. Ч. 2. С. 56-60; она же. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 12, 14, 16-19, 24, 26, 31, 34, 50-53, 57, 64-65, 68; Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для новгородского кн. Мстислава Владимировича в нач. XII в., в сличении с Остромировым списком, Галичским и двумя другими XII и одним XIII в.//Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997. С. 5-572; Столярова Л. В. Древнерус. надписи на пергаменных кодексах XI-XIV вв. М., 1998. С. 74-76, 80-83, 277-279. 2; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 13-18. 5, 6; Загребин В. М. Диакритика средневек. слав. рукописей// Он же. Исследования памятников южнослав. и древнерус. письменности: Сб. тр. М.; СПб., 2006. С. 144-145; Ульянов О. Г. Происхождение Остромирова Евангелия: К реконструкции древнейшего Устава на Руси//Кириллица от возникновения до наших дней. СПб., 2011. С. 164-194; Пичхадзе А. А. Остромирово [Электр. ресурс]; Алексеев А. А. Остромирово Евангелие и визант.-слав. традиция Священного Писания//Остромирово [РНБ, 2017].

http://pravenc.ru/text/F?nelon .html

Подлинными сочинениями И. Ф. являются 2 Апологии и «Диалог с Трифоном иудеем». Из утраченных наиболее значительным считается «Сочинение против всех появлявшихся ересей» (Σνταγμα κατ πασν τν γεγενημνων αρσεων), на которое ссылается сам И. Ф. ( Iust. Martyr. I Apol. 26. 7). Предлагая в 1-й Апологии это сочинение императору, его сыновьям и сенату, И. Ф. называет некоторых опровергаемых в нем ересиархов (Симон Волхв, Менандр, Маркион - I Apol. 26). Сщмч. Ириней Лионский ссылается на утраченное сочинение И. Ф. «Против Маркиона» ( Iren. Adv. haer. IV 6. 2). Евсевий приводит цитаты из него, вероятно на основании текста сщмч. Иринея ( Euseb. Hist. eccl. IV 18. 9; ср.: Ibid. IV 11. 8-9). Вопрос о том, представляет ли собой трактат «Против Маркиона» отдельное сочинение или часть «Сочинения против всех появлявшихся ересей», остается открытым. Из сохранившихся у различных авторов под именем И. Ф. фрагментов, не являющихся частями его дошедших до наст. времени аутентичных сочинений, подлинными признаются 3 (CPG, N 1078; PG. 6. Col. 1592-1593): цитата о Боге Отце из соч. «Против Маркиона» ( Iren. Adv. haer. IV 6. 2; Euseb. Hist. eccl. IV 18. 9); фрагмент о сатане ( Iren. Adv. haer. V 26. 2); фрагмент о подобии демонов разбойникам ( Tat. Contr. Graec. 18; Euseb. Hist. eccl. IV 16. 7). Фрагменты 3 сохранившихся аутентичных сочинений И. Ф. и аллюзии на них имеются в трудах мн. древних авторов, прежде всего в «Церковной истории» Евсевия (12 отрывков из Апологий и 5 из «Диалога...»; см.: Marcovich. Apologiae. 2005. P. 1-5; Idem. Dialogus. 2005. P. 1) и в «Священных параллелях» прп. Иоанна Дамаскина (8 отрывков из Апологий и 1 из «Диалога...» - Ibidem). Апологии Иустин Философ вручает «Апологию» императору. Гравюра Жака Калло. Ок. 1630 г. (Кабинет эстампов, Национальная библиотека, Париж) Иустин Философ вручает «Апологию» императору. Гравюра Жака Калло. Ок. 1630 г. (Кабинет эстампов, Национальная библиотека, Париж) I. Рукописная традиция. Полный текст Апологий содержится в 2 рукописях - Paris. gr. 450, и в ее апографе - Lond. Brit. Lib. Loan 36/13 (1541 г.). Свидетельство И. Ф. о совершении Крещения, Евхаристии и воскресного богослужения ( Iust. Martyr. I Apol. 61, 65-67) сохранилось в рукописях Vat. Ottob. gr. 274 (XVI в.), Paris. Suppl. gr. 190 (XVII в.), Ath. Vatop. 33 (2-я пол. XVI в.), в лат. переводе в Ambros. lat. H. 142 infer. (1564 г.) и Monac. lat. 132 (1565 г.) ( Marcovich. Apologiae. 2005. P. 5-7; Munier. 2002. P. 83-87).

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010