Лит.: Grossmann W. Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae von Johannes de Muris. Lpz., 1924; Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters. 1: Neue Quellen des 14. und beginnenden 15. Jh.//Archiv f. Musikwissenschaft. Lpz., 1925. Jg. 7. S. 167-252; Smits van Waesberghe J. Muziekgeschiedenis der Middeleeuwen I. Tilburg, 1936-1939. Passim; idem. Some Music Treatises and their Interrelation: a School of Liège (c. 1050-1200)?//Musica disciplina. R., 1949. Vol. 3. P. 25-31, 95-118; Bragard R. Le Speculum musicae du compilateur Jacques de Liège//Ibid. 1953. Vol. 7. P. 59-104; 1954. Vol. 8. P. 1-17; Lenaerts R. B. Oude en nieuwe Muziek naar het «Speculum musicae»//Miscellanea musicologica Floris van der Mueren. Ghent, 1950; Smith F. The Division and Meaning of the «Speculum Musicae»//Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. Amst., 1968. Deel 21. P. 5-24; idem. Jacques de Liège: the Modes as Musical Patterns//Revue belge de musicologie. 1980/1981. Vol. 34. P. 22-43; Huglo M. Les tonaires. P., 1971; idem. De Francon de Cologne à Jacques de Liège//Revue belge de musicologie. Brux., 1980/1981. Vol. 34. P. 44-60; Ballke J. Untersuchungen zum 6. Buch des Speculum musicae des Jacobus von Lüttich unter besonderer Berücksichtigung der Tetrachord- und Moduslehre. Fr./M., 1982; Ellsworth O. The Berkeley Manuscript: A New Crit. Text and Transl. Lincoln (Nebrasca), 1984. P. 9-10; Slocum K. Jacques de Liège and the Bonaventurian Way to God//Michigan Academician: Papers of the Michigan Academy of Science, Arts, and Letters. Ann Arbor, 1990. Vol. 22. P. 77-86; idem. Speculum musicae: Jacques de Liège and the Art of Musical Number//Medieval Numerology/Ed. R. L. Surles. N. Y., 1993. P. 11-37. (Garland Medieval Casebooks; 7); Pescerelli B. «Accessus ad discantus»: metodologia dell " analisi musicale nello «Speculum Musicae»//Studi musicali/Accad. di S. Cecilia (Roma). Firenze, 1991. Vol. 20. P. 39-44; Meeùs N. Jacques de Liège et la pratique de la transposition partielle//Revue belge de musicologie. 1993. Vol. 47. P. 43-48; Meyer Chr. Le Tractatus de consonantiis musicalibus (CS I Anonyme/Jacobus Leodiensis, alias de Montibus): une «reportatio»?//Ibid. 1995. Vol. 49. P. 5-25; Popin M. Attempts to Define the Semantic Field of «Subtility» through Examining its Occurrence in Latin Treatises such as the «Speculum musicae» and French Polyphonic Song, such as that of Guillaume de Machaut//Médiévales: langue, textes, histoire. 1997. Vol. 32. P. 47-57; Desmond K. New Light on Jacobus, Author of «Speculum musicae»//Plainsong and Medieval Music. Camb., 2000. Vol. 11. P. 19-40; Ruini C. Eredità di Guido nei teorici dei secoli XIII e XIV//Guido d " Arezzo monaco Pomposiano: Atti dei Conv. 1997-1998/Ed. A. Rusconi. Firenze, 2000. P. 171-177. (Quaderni d. Rivista italiana di musicologia; 34).

http://pravenc.ru/text/182187.html

Средняя и нижняя террасы Северного дворца в Масаде. 25 г. до Р. Х. Уже в это время И. В. стало очевидно, что судьбы Иудеи и его связаны с Римом, который определял внутреннюю политику почти всех ближневосточных государств, включая Иудею. Но 40-е годы I в. для Рима были временем потрясений: убийство Юлия Цезаря (44 г.) и последовавшая за ним война между сторонниками Кассия и Брута и сторонниками Марка Антония и Октавиана, убийство Секста Цезаря (45 г.), убийство Помпея (48 г.). Нестабильность в Риме привела к волнениям в провинциях: в Иудее иерусалимский военачальник Малих, желая вернуть власть Хасмонеям и упрочить свои позиции, отравил Антипатра ( Ios. Flav. Antiq. XIV 11. 4), а затем был убит сам. Проблемы в Иудее усугубились в 40 г., когда в Сирию вторглись парфяне. К парфянам присоединился Антигон, сын Аристовула II, мечтавший свергнуть Гиркана. Иерусалим подвергся осаде, и парфяне предложили мир. И. В. это предложение показалось подозрительным, но Гиркан II и Фазаил отправились на встречу с парфянами, были обмануты ими и заключены в тюрьму. Иудейский престол в 39 г. занял Антигон, а искалеченный Гиркан был отослан в Парфию (Ibid. 13. 3-10) (Фазаил покончил жизнь самоубийством либо умер от яда - Ibid. XV 2. 1; Idem. De bell. I 13. 2-11). И. В. со всей семьей был вынужден бежать. Укрыв семью в крепости Масада, он обратился за помощью к набатейскому царю. Но Малих I, боясь гнева парфян, запретил И. В. пересекать пределы своей страны. Не найдя поддержки у родственников матери, И. В. отправился сначала в Египет, а затем в Рим, где в 40 г. сенат благодаря ходатайству триумвиров Марка Антония и Октавиана провозгласил его царем Иудеи ( Idem. Antiq. XV 14. 4; Idem. De bell. I 14. 4; анализ причин, побудивших сенат даровать И. В. царский титул, см.: Richardson. 1999. P. 129-130). Назначение И. В. фактически стало концом правления династии Хасмонеев, привело к окончательному отделению царской власти от власти первосвященника и четко обозначило роль Рима во внутренней политике еврейского государства.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Известна активная деятельность О. И. по упорядочению богослужения. С этой целью в б-ке Ахпатского мон-ря он разыскал образцовую Псалтирь V в., к-рая был размножена переписчиками и распространена по всей Армении. Когда в 1084 г. закончились пасхальные таблицы, рассчитанные на 532-летний цикл, О. И. разработал новый фиксированный календарь (т. н. малая, или младшая, арм. эра), официально введенный в Армянской Церкви вместо неудобного в использовании подвижного календаря. Исторический труд О. И., обширные выписки из к-рого приводил в своей «Хронологии» его ученик Самвел Анеци, утрачен. Соч. (на арм. яз.): Труды Ованнеса Имастасера/Подгот.: А. Абрамян. Ер., 1956; О священстве, священниках и их главах//Малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 3. С. 7-79; Ода св. Григорию Просветителю//Там же. Т. 5. С. 5-40; Вопрошание о соблазне. Вопрошание о грехах. Наставления отрокам. О девстве и др.//Гандзасар. 1996. 6. С. 308-335. Ист.: Источники по истории высших школ средневек. Армении (XII-XV вв.)/Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян; предисл., ред.: С. С. Аревшатян. Ер., 1983. С. 8-20; Армянские жития и мученичества V-XVIII вв./Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ер., 1994. С. 72-82. Лит.: Алишан Г. Воспоминания о родной Армении. Венеция, 1870. Т. 2. С. 279-307 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Ахпатская школа и вардапет Ованнес Саркаваг (967-1300)//Арарат. 1901. Июль-авг. С. 338-344 (на арм. яз.); Воскян Г. Жизнь Ованнеса Саркавага//HAms. 1925. Bd. 39. N 1/2. S. 27-40 (на арм. яз.); он же. Произведения Ованнеса Саркавага//Ibid. N 3/4. С. 118-125; N 5/6. С. 233-248 (на арм. яз.); Петросян Г. Математика в Армении в древние и средние века. Ер., 1959. С. 132-156 (на арм. яз.); Туманян Б. История арм. астрономии: С древнейших времен до нач. XIX в. Ер., 1964. С. 87-101 (на арм. яз.); Абегян М. Ованнес Саркаваг Вардапет// Он же. Соч. Ер., 1970. Т. 4. С. 63-82 (на арм. яз.); Кёсеян А. Сочинения Ованнеса Саркавага «Об образах» и «О мощах»//ИФЖ. 1979. 4. С. 127-134 (на арм. яз.); Мирумян К. Мировоззрение Ованнеса Саркавага. Ер., 1984 (на арм. яз.); Мнацаканян А. Поэма Ованнеса Саркавага «Слово мудрости» и ее оценка на основе использованных поэтом источников//Вестн. Матенадарана. Ер., 1984. 14. С. 9-44 (на арм. яз.); Арамян М. Сборник Ованнеса Саркавага «О Никейском Символе веры»//Гандзасар. 1996. 6. С. 44-78 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578143.html

29 «Sero quidem et consuetum eXtra tempus scribo vobis». PG, 26 col. 1377. 30 «Hinc (т.е. к Пасхе) nectentes eX ordine s. pentecosten... Spiritus solemnitatem celebrabimus, qui iam proXimus nobis est». Ibid., 1422. 31 Procatech., c. 4, catech. IV, c. 3. 32 In Genes, hom. XI et XXX. 33 Цит. соч. «О Пасхе» — PG.24, col. 698. 34 И, 59, V, 14, V, 30, VIII, 33 и др. 35 Цитов. статья Ф. Функа, 266. 36 P. G. 65, col. 53; 70, col. 425. 37 Цит. изд., 78. 38 Opera, 1712,1,505. 39 P. G. 88, col. 1788. 40 Отрывок его см. в цитов. послании Дамаскина о посте. 41 Quaest. 64. 42 Cap. IV. 43 О постах православной церкви, 1887, стр. 35. Panaria, haeres. 75 v. 57. 44 В предисловии к указанному соч. Дамаскина о посте, Opera, 1,498. 45 Цит. соч., 502. 46 P. G. Ill, col. 1089—91. 47 Assemani, Bibliotheca orient., Ill, 1, p. 305. 48 K. Beth, D. orientalische Christenheit, 1902, S. 424. Простонародное ее название: «седмица для лиц, желающих жениться на двоюродной сестре». 49 Цит. изд., 505. 50 A. Maclean, East Syrian Daily Offices, 1894, p. 272. 51 40-е по изд. Pitra, Juris ecclesiastic! graecorum monumenta, II, 1868, p. 331. 52 Ad Nicephorum notae, Corp. script, bysantin. VII, Venetiae 1729. 53 Неизданный кондак на среду 2-й седмицы поста. Приведен у Р. Maas " a; D. Chronologic d. Hymnen d. Romanos, Bysantinisch. Zeitschr., XV (1906), S. 25. 54 A. Baumstark, D. Kirchenjahr in Antiocheja; Romische Quartalschr., 1893, S. 56—57. Автор видел один армянский полемический памятник против греков, в котором, между прочим, сообщается, что сырная седмица введена была импер. Анастасием (491—518) потому, что он, как то раз заговляясь пред 40-цей объелся мясом. Это известие, несомненно, такого же свойства, как и известная греческая легенда об армянском посте арачаворк». Но, быть может, в отнесении времени происхождения сырной седмицы к царствованию Анастасия есть некоторая доля справедливости, как и в греческой легенде армянский ересиарх Саркис или Сергий является историческою личностью (Мансветов, цит. соч. 49). К сожалению, автор утратил заметку об этом памятнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Жизнеописание Н., составленное Григорием Турским,- самый пространный текст в сб. «Житие отцов» (BHL, N 6089; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 240-252). Григорий стремился восполнить пробелы в биографии святого, допущенные автором анонимного Жития, гл. обр. изложить сведения о происхождении Н., о его жизни до начала церковного служения и о его чудесах (exordium natiuitatis conuersionisque eius uel seriem uirtutum... ad liquidum - Greg. Turon. Vit. Patr. 8. Prol.). В жизнеописании приведены воспоминания о встречах с Н. и яркие примеры его поведения, которые, по мнению Б. Круша, позволили Григорию «представить живой образ» святого (uiuam eius imaginem animo repraesentant - MGH. Scr. Mer. T. 3. Р. 520). Круш полагал, что Григорий Турский составил жизнеописание Н. после 590 г., т. к. в тексте упоминается о путешествии туронского диак. Агиульфа в Рим, и до 592 г., когда скончался кор. Гунтрамн (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 246). По мнению Г. Моно, сочинение было написано ок. 586 г. ( Monod G. Études critiques sur les sources de l " histoire mérovingienne. P., 1872. Pt. 1. P. 44). Согласно Ковилю, Григорий составил жизнеописание Н. в кон. 586 или в 587 г., но впосл. вносил в текст добавления, к к-рым исследователь относил упоминание о путешествии Агиульфа ( Coville. 1928. P. 326-329). В средние века жизнеописание Н. распространялось не только в составе «Житий отцов», но и как отдельное произведение (напр., в легендарии Paris. lat. 3788. Fol. 200r-202v, XII в.). Вероятно, именно сочинение Григория упоминается как «Житие св. Ницетия» среди книг, подаренных архиеп. Гуго из Ди (1082-1106) лионскому кафедральному собору (Obituaires de la province de Lyon. T. 1/Éd. G. Guigue, J. Laurent. P., 1933. P. 117). Краткое повествование о Н. приведено в «Истории франков» Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 36). В соч. «Слава исповедников» Григорий описал исцеление слепого мальчика во время погребения Н. ( Idem. Glor. conf. 60) и изложил предание о св. Гелии, к-рый был епископом Лугдуна «во времена язычников» (из текста неясно, кто рассказал Григорию это предание; возможно, это был Н.- Ibid. 61). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Лит.: Dorner I. A. Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi von den ältesten Zeiten bis auf die neueste dargestellt. B., 1851. Bd. 1: Die Lehre von der Person Christi in den ersten fier Jahrhunderten. S. 178. Not. 32; Zahn T. Der älteste Apologet des Christentums//NKZ. 1891. Bd. 2. S. 281-287; Harris J. R. The Apology of Quadratus//Expository Times. Edinb., 1921. Vol. 32. P. 147-160; idem. The Quest of Quadratus//BJRL. 1924. Vol. 8. N 2. P. 384-397; Andriessen P. L " Apologie de Quadratus conservée sous le titre d " Épitre à Diognète//RTAM. 1946. Vol. 13. P. 5-39, 125-149, 237-260; idem. L " Épilogue de l " Épitre á Diognète//Ibid. 1947. Vol. 14. P. 121-156; idem. The Authorship of the «Epistula ad Diognetum»//VChr. 1947. Vol. 1. N 2. P. 129-136; idem. Quadratus a-t-il été en Asie Mineure?//Sacris erudiri. Turnhout, 1949. Vol. 2. P. 44-54; idem. Un prophète du Nouveau Testament//Bijdragen: Tijdschrift voor filosofie eu theologie. Amst., 1950. Vol. 11. N 2. P. 140-150; Bardy G. Sur l " apologiste Quadratus//Annuaire de l " Institut de philisophie et d " histoire orientalis et slaves. Brux., 1949. Vol. 9. P. 75-86; Grant R. M. The Chronology of the Greek Apologists//VChr. 1955. Vol. 9. N 1. P. 25; idem. Quadratus, the First Christian Apologist//A Tribute to A. Vööbus: Studies in Early Christian Literature and Its Environment, Primarily in the Syrian East/Hrsg. R. H. Fischer. Chicago, 1977. P. 177-183; Barnard L. W. The Epistle ad Diognetum: Two Units from One Author?//ZNW. 1965. Vol. 56. N 1/2. P. 130-137; eadem. Apologetik I: Alte Kirche//TRE. 1978. Bd. 3. S. 371-411; Marrou H.-I. À Diognète. P., 19652. P. 256-259. (SC; 33); Quasten. Patrology. 1986. Vol. 1. P. 190-191; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. М., 2004. С. 211-217; Foster P. The Apology of Quadratus//The Writings of the Apostolic Fathers. L.; N. Y., 2007. P. 52-62; Pratscher W. Quadratus//The Apostolic Fathers: An Introd. Waco (Tex.), 2010. P. 181-195 [Bibliogr.: P. 192-195]; Jefford C. N. The Epistle to Diognetus (with the Fragment of Quadratus). Oxf., 2013. P. 20-22.

http://pravenc.ru/text/1841660.html

2. Вторая, более краткая антология, составленная тематически (Fol. 307r - 331v). Изд.: Marci monachi Opera ascetica. P. 3-101. 3. Письмо Ирине с посвящением (Fol. 331v - 333r). Изд.: Ibid. P. 103-106. 4. «Слово к благороднейшей душе...» (Fol. 333r - 339v) - речь, повествующая вкратце о христ. жизни, также обращена к Ирине. Изд.: Ibid. P. 107-135. 5. «Краткое наставление как устав на весь год к мириняну, желающему спастись» (Fol. 339v - 343r). Аналогичное, но еще более короткое сочинение. Изд.: Ibid. P. 137-156. 6. «Из богодухновенных отцов наших [наставление], составленное как устав, к монахам и монахиням, стремящимся спастись» (Fol. 343v - 346r). Изд.: Ibid. P. 157-179. 7. Пасхалия на 1267-1294 гг. (Fol. 346v - 347r). Нижняя дата позволяет предположить время написания трактата и рукописи. В издание Ф. Рёлли не включена. 8. Краткое заключение ко всей рукописи, написанное самим автором. Изд.: Ibid. P. 181. Факсимильное воспроизведение: Ibid. P. XLIII. Гипотеза Рёлли о том, что М. М. является автором Марковых глав Типикона (Ibid. P. XVI-XVII), не выдерживает критики (см.: Дунаев А. Г. [Рец.:] Παναγιτου Α. Δ. Ησυχαστικ, Α. Αθνα, 2006. (Βυζαντιν Γραμματεα; 3)= Панайоту А. Д. Исихастские [исследования], 1. Афины, 2006. (Визант. письменность; 3)//БТ. 2012. Сб. 43/44. С. 571-593, здесь: 578-580). Содержание сочинений М. М. следует основному руслу монашеской (прежде всего исихастской) лит-ры. Главными добродетелями как для монахов, так и для мирян являются обстоятельно регламентируемый пост, бдение и непрестанная молитва ( Молитва Иисусова либо краткие библейские стихи), повторяемая в уме без особых технических (физиологических) приемов (подробнее см. в предисловии к изд. Рёлли, p. XVIII-XXIII). Изд.: Marci monachi Opera ascetica: Florilegium et sermones tres/Ed. Ph. Roelli. Turnhout, 2009. P. 3-101. (CCSG; 72). Лит.: Desprez V., Rigo A. L " exposition de la régle de Jean l " ermite et sa fortune sous le nom de Jean Chrysostome aux 11e-13e siècles//Manuscripta graeca et orientalia: Mélanges monastiques et patristiques en l " honneur de Paul Géhin/Ed. A. Binggeli, A. Boud " hors, M. Cassin. Leuven; P.; Bristol, 2016. Р. 283-336 (здесь 332-336).

http://pravenc.ru/text/2562266.html

Смешанный тип А. включал корпусы песнопений как для хора, так и для солиста. В А. и Псалтиконе репертуар часто дублировался, в результате сформировалась новая компиляция, к-рая отражает певч. практику большого мон-ря, по-видимому Сан-Сальваторе в Мессине (см. также Мессинский Типикон ). Этот тип А. лучше всего представлен 3 рукописями: Mess. 129 (нач. XIII в.), Crypt. Γ. γ. 5 (1225) и Vat. gr. 1606 (нач. XIII в.), каждая из к-рых имеет свои особенности в содержании и строении. В смешанном типе А. песнопения каждой категории были расположены в порядке следования праздников богослужебного года. Самый обширный репертуар содержится в рукописи Mess. 129, наиболее органично объединившей содержание А. и Псалтикона. Лит.: Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Lavra on Mount Athos/Spyridon of the Laura and Sophronius (Eustratiades). Camb., 1925. N. Y., 1969r. (HarvTS; Vol. 12); Tardo L. L " antica melurgia Bizantina, nella interpretazione della Scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Di Salvo B. Asmatikon//Boll. della Badia greca di Grottaferrata. 1962. Vol. 16. P. 135-158; Levy K. A Hymn for Thursday in Holy Week//JAMS. 1963. Vol. 16. Pt. 2. P. 127-175; idem. The Byzantine Communion Cycle and its Slavic Counterpart//Actes du XIIe Congrès Internationale d " Études Byzantines: Ochride, 1961. Belgrade, 1963. Vol. 2. P. 571-574; idem. The Earliest Slavic Melismatic Chants//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. Copenhagen, 1978. P. 197-210. (MMB. Subs.; 6); Floros C. Das Kontakion//Deutsches Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1960. Bd. 34. S. 84-106; idem. Die Entzifferung der Kondakarien-Notation//Musik des Ostens. 1965. Bd. 3. S. 7-70; 1967. Bd. 4. S. 12-44; Πολτης Λ. Δο Χειργραφα απ τν Καστορι//Ελληνικ. Θεσσαλονκη, 1967. Τ. 20. Σ. 29-41; Harris S. The Communion Chants in 13th Century Byzantine Musical Manuscripts//Studies in Eastern Chant. L., 1971. Vol. 2. P. 51-67; Strunk O. S. Salvatore di Messina and the Musical Tradition of Magna Graecia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 45-54; idem. The Chants of the Byzantine-Greek Liturgy//Ibid. P. 297-335; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 44-45; Conomos D. E. Communion Chants of the Magna Graecia and Byzantium//JAMS. 1980. Vol. 33. P. 241-263; Myers Gr. The Medieval Russian Kondakar and the Choirbook from Kastoria//Plainsong and Medieval Music. 1998. Vol. 7. Pt. 1. P. 21-46.

http://pravenc.ru/text/76654.html

34 Это различение всегда было предметом непонимания для западных богословов, отмечавших лишь один момент различия henoseis и diakriseis, относящийся к Сущности и Лицам Пресвятой Троицы. Современные историки следуют обычно их примеру и, проходя мимо самого ядра Дионисиева богословия, не способны увидеть в «Ареопа-гитиках» ничего, кроме неоплатоновской метафизики. Весьма понятны, при таких условиях, обычные заявления о «пантеизме» или «эманатизме» Дионисия. Siebert (Die Met-haphysik und Ethik des pseudo-Dionysius Areopagita. Jena, 1894) приписывает Дионисию «dynamische Pantheismus», повторяя выражение Zeller " a, справедливо отнесенное к системе Плотина. Weertz (Die Gotteslehre des ps. D. Areop. u. ihre Einwirkung auf Thomas v. Aquin. Köln, 1908) отвергает это мнение, но, пройдя мимо учения о henoseisn diakriseis, впадает в ошибки того же порядка: так, вслед за NiemeyerOu (Dionysii Areopagitae doctrinae. Halle, 1869), считая, что agathonymia есть определение Самой Божественной Природы, он приписывает Дионисию учение о необходимости творческого акта, заключенной в самой Сущности Божества,— мысль, свойственную неоплатоновским учениям. 35 De Div. nom, I, 4, col. 593. 36 Ibid., VII, 3, col. 869 et 872. 37 Ibid., VII, 3, col. 872 38 Ibid., VII, 1, col. 865 et 868. 39 Ibid., VII, 1, col. 868. 40 Epistola I, col. 1065. 41 Прилагательное %Г [mustiko_s употребляется Дионисием обычно для обозначения особого опыта, который превышает разумение; прежде всего следует отметить в этом смысле то место для сочинения «О Божественных Именах» (II, 9), где Дионисий говорит о своем учителе, который получил богословские знания частью от предшественников, частью исследуя Писание, частью же не учась Божественному, но испытуя его, достигая «мистического единения». 42 De myst. theol., I, 1, col. 997—1000. 43 Ibid., I, 3, col. 1000. 44 Ibid., col. 1000—1001. Интересно сравнить этот текст с De vita Moysis и De beatitudinibus, VI oratio, святого Григория Нисского, где говорится о «неведении, превышающем всякое знание».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4109...

располагались войска Селевкидов, к-рые атаковали отсюда повстанцев в Иудее (1 Макк 4. 15; 2 Макк 10. 15, 17; 12. 32; Ios. Flav. Antiq. XII 7. 4). Иуда Маккавей позднее захватил идумейские города Хеврон (1 Макк 5. 65), Марешу и Азот (Ашдод) ( Ios. Flav. Antiq. XII 8. 6). В 163 г. до Р. Х. наместник зап. селевкидских провинций Лисий возобновил наступление на Иудею с территории И. (1 Макк 6. 31, 50; Ios. Flav. Antiq. XII 9. 4-5). Атаки повторились в 143 г. до Р. Х. (1 Макк 13. 20; Ios. Flav. Antiq. XIII 6. 4). Хасмонейский правитель Иоанн Гиркан I завоевал И., принудил ее муж. население пройти обряд обрезания (1 Макк 4. 36-59) и включил в состав Хасмонейского гос-ва ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). При Александре Яннае правителем И. был назначен Антипатр (Ibid. XIV 1. 3). Он или его сын, носивший такое же имя, вместе с набатейским царем Аретой III поддерживал хасмонея Гиркана II в его борьбе за трон с Аристовулом (Ibid. XIV 1. 3). И. (без г. Мареши) осталась частью рим. пров. Сирия (Ibid. XIV 4. 4) после политической реорганизации Палестины Помпеем в 63 г. до Р. Х. После раздела царства Ирода И. попала под власть этнарха Архелая (Ibid. XVII 11. 4-5). В 41-44 гг. была в составе царства Агриппы I (Ibid. XIX 5. 1). В 6-41 гг. и после 44 г. И. как часть Иудеи находилась под непосредственным управлением римлян. Во время 1-го антирим. восстания в 68 и 69 гг. нек-рые группы зилотов (напр., Иоанна Гисхальского) пытались привлечь идумеев на свою сторону. В то же время группировка Шимона бар Гиоры подвергла И. разграблению ( Ios. Flav. De bell. IV 9. 5). После взятия Иерусалима войска Веспасиана опустошили И., часть населения была уничтожена, мн. жители переселены в др. места. После 70 г. И. включена в состав пров. Иудея. Лит.: Schalit A. König Herodes: Der Mann und sein Werk. B., 1969; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 19732; Fischer T. Seleukiden und Makabbäer. Bochum, 1980; H ü bner U. Idumea//ABD. Vol. 3. P. 383; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м.

http://pravenc.ru/text/293555.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010