Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94) С легализацией христианства тип I. c. приходит в иконографию офиц. гос. религии. По мнению исследователей христ. культуры, «изображение Христа появляется сначала как clipeus, т. е. в той форме, в какой мы могли видеть важнейшие традиционные изображения императора» ( Бельтинг. 2002. С. 130). Известно, что образ Иисуса Христа из Камулианы, традиция поклонения к-рому зафиксирована в VI в., так же как офиц. образ императора, носили в процессиях ( Dobsch ü tz. 1899. S. 41; Бельтинг. 2002. С. 75-76). От этого времени сохранилась икона ап. Петра, в верхней части которой в медальонах, подобно изображениям на античных щитах, помещены образы Иисуса Христа, Богоматери и ап. Иоанна Богослова (VI-VII вв., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Форму I. c. унаследовал один из основных типов иконографии Богоматери - Никопея , где Младенец Христос изображен прямолично в медальоне на лоне Пресв. Девы. Уникальным свидетельством существования икон круглой формы в эпоху восстановления иконопочитания являются миниатюры сер. IX в. в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 3 об., 4, 12, 23 об., 44, 48 об., 51 об., 64, 86, 97 об., 154). Поскольку Хлудовская Псалтирь, как и ряд примыкающих к ней рукописей, представляет собой позднейшую редакцию раннехрист. памятника ( Лазарев. 1986. С. 60), можно предположить, что круглая форма икон в указанной рукописи определена более ранним образцом. С иконами типа I. c. в руках (как правило, оплечный образ Иисуса Христа) изображаются исторические лица - защитники иконопочитания: имп. Феодора (в Минологии Василия II - Vat. gr. 1613. P. 392, 976-1025 гг.); игум. Никита Исповедник, Мидикийский (Ibid. P. 94) - c образом Иисуса Христа по типу «Спас Нерукотворный»; свт. Никифор, патриарх К-польский (в Хлудовской Псалтири, попирающий Иоанна Грамматика (Л. 51 об.), вместе с прп. Феодором Студитом (в Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v, 1066 г.); прп. Стефан Новый (в Минологии Василия II - P. 210; в Лондонской Псалтири - Fol. 117). Образ круглой формы может рассматриваться не как отдельное иконное изображение, а как знак иконы. После победы над иконоборцами получила распространение иконография «Собор архангелов» («Собор небесных сил бесплотных»), смысловым и композиционным центром к-рой является образ Христа, к-рый архангелы несут «на щите».

http://pravenc.ru/text/389473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИАДА [греч. Ηρωδις], 2-я жена тетрарха Ирода Антипы , которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи (Мф 14. 3 сл.; Мк 6. 17 сл.; Лк 3. 19). И. была дочерью Аристовула, сына Ирода Великого, и Береники, дочери Саломеи, сестры Ирода Великого. Она род. между 9 и 7 гг. до Р. Х. Как сообщает Иосиф Флавий, по воле Ирода Великого она обручилась с Иродом, сыном Ирода Великого от Мариамны II, дочери первосвященника Симона ( Ios. Flav. Antiq. XVII 1. 2 и вышла за него замуж (Ibid. XVIII 5. 4 Однако евангелисты Матфей и Марк не сообщают о том, что И. была женой Филиппа (к-рый при этом не назван тетрархом - Мф 14. 3; Мк 6. 17). Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г. Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г. Исследователи предлагают ряд гипотез, решающих проблему с именем 1-го мужа И. Многие считают сообщение Иосифа Флавия историчным, а рассказы евангелистов - либо легендарными, либо ошибочными в некоторых аспектах (напр., Grabbe. 1992. P. 427). Однако маловероятно, что евангелисты могли ошибиться в имени одного из сыновей Ирода Великого и спутать Ирода, о котором говорит Иосиф, с его сводным братом тетрархом Филиппом, назвав его супругом И. (тогда как, согласно Иосифу, он был женат на ее дочери Саломее ), а также предположить, что Саломея была дочерью тетрарха Филиппа, к-рый, по сообщению Иосифа, не имел детей ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 4. 6). Более того, в раннехрист. общину входили, напр., Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода Антипы (Лк 8. 3), и Манаил, близкий друг Ирода Антипы (Деян 13. 1), к-рые должны были знать все детали и не допустить подобных заблуждений. Согласно др. гипотезе, 1-й муж И. носил двойное имя Ирод Филипп, жил в Риме и не был тетрархом. Х. Хёнер полагал, что как Филипп он был известен в Галилее, хотя его «официальным» именем было Ирод; когда же имя Ирод стало династическим, он именовался Филиппом ( Hoehner. 1972. P. 132-136; см. также: Braund. 1993; Krieger. 1994. S. 51-56; Gillman. 2003. P. 40; Jensen. 2006. P. 43-44).

http://pravenc.ru/text/674091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРА [араб.  ,  ], город в Сирии, важный центр Антиохийской Православной Церкви в средние века и раннее Новое время. Расположен в 97 км к северо-востоку от Дамаска, в центре плато Каламун, к-рое долгое время было крупным христ. анклавом и одним из последних регионов бытования сир. разговорного языка. К. гипотетически отождествляется с сел. Хонохора (Хонокара) ранневизант. времени, упоминаемым в списках епархиальных центров пров. Финикия Ливанская. Из епископов К. этой эпохи единственной достоверной фигурой считается Дада, современник Халкидонского Собора (451). Не присутствуя на Соборе, он делегировал свой голос митрополиту Дамаска (ACO. T. 2. Vol. 3(2). P. 174); его подпись стоит также под письмом 458 г., отправленным епископами Финикии Ливанской византийскому имп. Льву I в связи с убийством сщмч. Протерия Александрийского (Ibid. Vol. 5. P. 44-46). Впоследствии К. была оплотом халкидонитов в противостоянии монофизитству. От византийского времени в селении сохранился ряд построек, в т. ч. фасад базилики свт. Николая и монастырь св. Иакова, возведенный в V в. на развалинах рим. форта, в 1 км к западу от К. После долгого перерыва упоминания о К. появляются в трудах араб. географов IX-X вв., начиная с Ибн Хордадбеха, к-рые называют К. одним из остановочных пунктов на дороге из Хомса в Дамаск. Детальное описание селения первым сделал магрибинский путешественник Ибн Джубайр (1184). По его словам, население К. целиком состояло из христиан, а своим процветанием было обязано подземным источникам, дававшим воду для окрестных полей. В Британском музее хранится сир. мелькитский Лекционарий XI в. (Lond. Brit. Mus. Add. 14488), в одном из его колофонов перечисляются 10 епископов, занимавших престол К. ориентировочно в XI-XII вв., но без указания дат правления. Из других колофонов этой рукописи известны епископы Афанасий (1136), Михаил (сер.- 2-я пол. XII в.) и Евфимий († 1259). В К., в ц. святых Сергия и Вакха и в мон-ре св. Иакова, сохранились фрагменты росписей XIII в. Стиль этих фресок, как и всего сиро-ливанского изобразительного искусства эпохи крестоносцев, типично византийский, с вкраплениями элементов, заимствованных из западноевропейской живописи. Отмечены явные параллели между изображениями мучеников-воинов Сергия и Феодора из К. и аналогичными образами на синайских иконах.

http://pravenc.ru/text/1470373.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДИЛИЯ Крещение св. Одилии. Рельеф алтаря из Мёрсбаха. XVI в. (Национальный музей Баварии, Мюнхен) Крещение св. Одилии. Рельеф алтаря из Мёрсбаха. XVI в. (Национальный музей Баварии, Мюнхен) [Оттилия; лат. Odilia, Otilia, Ottilia] (ок. 662, Оберенхайм (ныне Оберне, Франция) - ок. 720, мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса (ныне территория Франции). Источники Сведения об О. представлены в комплексе текстов, созданных и хранившихся в мон-рях Гогенбург и Нидермюнстер ( Vollmer. 1957. S. 147-148). Важнейшим источником является Житие (BHL, N 6271), составленное в сер.- кон. IX в. ( Barth. 1938. Bd. 1. S. 53; Legros. 1988. Р. 93, 100) или в нач. X в. ( Pfister. 1894. P. 9; Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger. Praha, 1965. S. 65. Anm. 27; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden und Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung (4. bis 8. Jh.). Münch., 1965. S. 224. Anm. 304). Древнейшая рукопись Жития (St. Gallen. Stiftsbibl. 577. P. 71-86) написана на рубеже IX и X вв. ( Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des 9. Jh. (mit Ausnahme der wisigotischen). Wiesbaden, 2014. Bd. 3. S. 329; о рукописи см. также: Spaar. 2013. S. 9-13). Составителем Жития был, по-видимому, образованный клирик из Гогенбурга, возможно капеллан мон-ря, хорошо знавший местную топографию ( Stoeckle. 1991. S. 21-22, 33-35). Текст Жития опирается гл. обр. на устную монастырскую традицию, но, вероятно, использовались и письменные источники. Составитель Жития знал и цитировал Свящ. Писание, труды свт. Григория I Великого , Исидора Севильского , Ювенка , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) (Ibid. S. 34), некоторые эпизоды были заимствованы из Жития св. Салаберги (BHL, N 7463-7464). В наст. время известно о существовании более 80 только средневек. копий Жития ( Barth. 1938. Bd. 1. S. 43-44).

http://pravenc.ru/text/2578203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИДЕРМАН [нем. Biedermann] Херменегильд (15.12.1911, Хаузен, близ Вюрцбурга - 26.10.1994, Бад-Киссинген), нем. католич. ученый-патролог, специалист в области восточнохрист. богословия. В 1931 г. вступил в орден августинцев-еремитов , в 1936 г., по окончании Вюрцбургского ун-та, рукоположен во пресвитера. В 1948 г. защитил докт. дис. «Образ человека у Симеона Нового Богослова». С 1965 г. зав. кафедрой богословия и истории христ. Востока теологического фак-та Вюрцбургского ун-та. Также являлся сотрудником Ин-та Восточной Церкви нем. августинцев (Das Ostkirchliche Institut der deutschen Augustiner) в Штайнбахтале, под Вюрцбургом. Инициатор создания и редактор научного журнала, посвященного исследованию вост. Церквей (Ostkirchliche Studien). При участии Б. продолжалось издание книжной сер. «Восточное христианство» (Das östliche Christentum). Соч.: Die Erlösung der Schöpfung beim Apostel Paulus: Ein Beitr. zur Klärung der religionsgeschichtlichen Stellung der paulinischen Erlösungslehre. Würzburg, 1940; Der eschatologische Zug in der ostkirchlichen Frömmigkeit. Würzburg, 1949; Das Menschenbild bei Symeon dem Jüngeren Theologen (949-1022). Würzburg, 1949; Ikonen und Ikonenfrömmigkeit in Russland//Tausend Jahre Christen in Russland. Münch., 1988. S. 60-76; Augustinus in der neueren griechischen Theologie//Signum Pietatis: Festschrift C. P. Mayer. Würzburg, 1989. S. 609-643; Christusverkündigung der byzantinischen Liturgie//ÖS. 1993. Bd. 42. Sp. 3-18; Orthodoxie und Unia: Das Dokument von Balamand//Ibid. 1995. Bd. 44. S. 11-32. Лит.: Wegzeichen: Festgabe zum 60. Geburstag v. H. M. Biedermann. Würzburg, 1971. Прот. Валентин Асмус Рубрики: Ключевые слова: Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог ОПИЦ Ханс Георг (1905-1941), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине

http://pravenc.ru/text/149167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА И ИЛАРИОН (V в.), преподобные (пам. кипр. 21 окт.), происходили из Каппадокии от благородных родителей, исправно служили в царском войске при визант. имп. Феодосии II Младшем и были удостоены мн. наград. Однако В. и И. решили отказаться от мирских почестей, удалиться в уединенное место и вести аскетическую жизнь. Они роздали свое богатство бедным и много лет подвизались в постах и бдениях. По завещанию преподобных, гроб с их телами был брошен в море. Через нек-рое время он пристал к сев. побережью Кипра в месте, называемом Стоматион. Преподобные явились во сне одному из жителей г. Солы, благочестивому христианину Леонтию, и велели ему забрать их мощи. Леонтий запряг пару волов, нашел указанное святыми место, погрузил гроб на повозку, но волы отказывались двигаться. Во сне В. и И. сказали Леонтию, что они желают, чтобы их гроб был перенесен 2 сыновьями Леонтия. По воле святых их мощи были положены в сел. Перистерона (ок. 30 км к западу от Никосии), где от них произошли многочисленные исцеления. В честь преподобных в Перистероне была построена величественная пятиглавая трехнефная базилика, датируемая ок. 1100 г., воздвигнутая на месте раннехрист. базилики. В нартексе находятся гробницы святых. В Хронике Леонтия Махераса они названы среди 300 Аламанских мучеников, переселившихся из Палестины на Кипр из-за араб. нашествия ( Leont. Makhair. Chronicle. § 32), однако из древнего жития преподобных явствует, что только после смерти их мощи оказались на Кипре. Служба им составлена Х. Пападопулосом и напечатана в 1938 г. в Никосии (Κυπριακα Σπουδα. 1938. Τ. 2. Σ. 81-104). Ист.: BHG, N 1198; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. Τ. 46. 1983-1986. Σ. 197, 235. Лит.: Παπαγεωργου Αθ. Βαρνβα και Ιλαρωνος εκκλησα//ΜΚΕ. 1989. T. 3. Σ. 151-152; Βαρνβας γιος//Ibid. Σ. 152-153; Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 201-202; Μακριος Γ, ρχιεπσκοπος Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997. Σ. 17; Καππας Δ. Ο ν Κπρ διαλμψαντες γιοι. Λεμεσς, 1998. Σ. 73-76; Βλσιος (Σταυροβουνιτης), μοναχς. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 44-45. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ еп. Антиохийский, персонаж копт. и эфиоп. средневек. лит. традиции. Упоминается в энкомии егип. мч. Виктору (на копт. языке; Bouriant). Д. приписывается авторство по крайней мере 4 произведений: энкомия мч. Филофею Антиохийскому с описанием чудес, происходивших в его храме (фрагменты на копт. языке; Vergote. 1935), сборника чудес мч. Виктора (перевод на геэз предположительно с копт. оригинала) и 2 копт. гомилий: «На Рождество» ( Budge. 1915) и «О покаянии» (толкование на Ис 1. 16-17; Rossi. 1893; Vis. 1922). Согласно версии копт. текстов, Д. был архиереем, рукоположившим свт. Иоанна Златоуста во пресвитера. По мнению Т. Орланди, копт. составители цикла, посвященного свт. Иоанну Златоусту, могли приписать эту хиротонию вымышленному епископу, поскольку еп. Флавиан I, в действительности совершивший ее (386), не был принят Александрийской Церковью и ее Предстоятелями Петром II и Тимофеем I как преемник свт. Мелетия , подозреваемого в связях с арианами, в то время как святость Иоанна Златоуста в Александрии признали при свт. Кирилле , являющемся для коптов одним из главных церковных авторитетов. Причиной избрания имени Д. могла быть неправильная трактовка слова свт. Иоанна Златоуста «К монаху Димитрию» (PG. 47. Col. 393-410) либо ошибочное отождествление его с жившим веком ранее свт. Димитрианом Антиохийским. Ист.: Bouriant U. L " éloge de l " Apa Victor, fils de Romanos//Mémoires de la Mission archéol. franç. au Caire. P., 1893. T. 8. Fasc. 2. P. 145-266; Rossi F. Di alcuni manoscritti copti che si conservano nella Biblioteca Nazionale di Torino. Torino, 1893. P. 223-340. (Memorie d. Reale Accad. d. Scienze di Torino. Ser. 2; T. 43); 1894. P. 21-70. (Ibid.; T. 44); Budge E. A. W. Miscellaneous Coptic Textes in the Dialect of Upper Egypt. L., 1915. P. 74-110; Vis H., de. Homélies coptes de la Vaticane. Copenhagen, 1922. P. 127-197. (Coptica; 1); Vergote J. Le Texte sous-jacent du pamlimpseste Berlin No. 9455//Le Muséon. 1935. T. 48. P. 245-296. Лит.: Orlandi T. Demetrio di Antiochia e Giovanni Chrisostomo//Acme. Mil., 1970. N 23. P. 175-178; idem. Demetrius of Antioch//CoptE. Vol. 3. P. 893-894; idem. Demetrius of Antioch, Pseudo//EEC. Vol. 1. P. 225. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178137.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

1 А.П. Лебедев: «Вселенские соборы IV и V веков», 3-е издание. СПБ, 1904, стр. 374. 2 «Религиозные движения на Христианском Востоке в IV и V вв.» Москва, 1881. 3 Op. cit. стр. 49—63. 4 В. В. Болотов: «Лекции по Истории древней Церкви», СПБ, 1918, т. IV, стр. 3. 5 Ibid., стр. 7. 6 Проф. А. А. Спасский: «История догматических движений», т. 1. Сергиев Посад, 1906. Стр. 652, II. 7 «Журналы заседаний Совета Москов. Д. Академии», за 1907 г., при приложении к «Богословскому Вестнику», стр. 42—44. 8 В. В. Болотов: ор. cit. т. IV, стр. 3. 9 Например, Осии 1, 1 или Пс. 44:1. 10 В.В. Болотов: ор. cit., стр. 5. 11 Ibid., стр. 7. 12 «Против ересей», LXIX, 6. 13 «Н. E.» I, 4. 14 Op. cit. LXIX, 7—8. 15 «О Синодах», 16. 16 Ibid. 15; «Против ариан», 1, 5. 17 «Н. Е.», I, 26, 2. 18 «Н. Е.», II, 27, 6. 19 Послание к епископам Египта и Ливии», 12; «о мнениях Дионисия», 23. 20 «Н. Е.», I, 6. 21 B.B. Болотов: «К вопросу о «Filioque.» СПБ. 1914, стр. 42—45. 22 «Христианское чтение» 1898, (CCV), 351—354. 23 «Хранение догмата в церкви», – «Труды Киев. Дух. Акад.» 1910, сентябрь, стр. 17—77. 24 В.В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 1. 25 Оглаш. XIII, 2. 26 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т. I, стр. 350. 27 Диалог I, P.G. 83, 37 С. 28 «Correspondance», Paris, 1927, p. 165. 29 «Synodikos tomos», I, 6. P.G. 151, 681—682. 30 Ер. 82. 31 Слово XXI, 26, 37. 32 Bardenhewer: «Patrologie», S. 220. 33 Bossuet: «Defense de la Tradition et des saints pures». 34 F. Cavallerä «St Athanase», Paris, 1908. 35 L. Bouyer: «L.incarnation et l " Eglise – Corps du Christ dans la mhйologie d " Athanase». Paris, 1934. 36 J.M. Szymusiak: “Apologle а 1 " Empereur Constance et Apologie pour sa fuite», S. CH. 56, Paris, 1958, pp. 42—57. 37 X. Le Bachelet: “St Athanase» In DTC. t. I. (Paris, 1923), col. 2165. 38 Stricken: “Athanasiana», (Texte und Untersuchungen, 19, 4), Leipzig, 1899. 39 Hoss: “Studien liber das Schrifttum und die Theologie des Athanasius», Freiburg. i. Br., 1899. 40 F. Drasekë in «Theol. Studien und Kritiken», 1893, LXVI, 251—315.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

При объяснении 1Цар. 21:7  говорит: «еврейское слово neczar есть и в сирском и собственно означает действие топчущих в точиле масличные плоды или виноград», (ibid. р. 376). В толковании 3Цар. 18:44  читаем: «еврейское слово переведенное словом: море, можно перевести запад» (ibid. 498). При объяснении Нав. 25:28  пишет: «Сирские переводчики, не поняв еврейского слова bizijotheth, думали, что это собственное имя города и перевели: Biziothieth», (16, р. 305). 395 При объяснении имени Навал ( 1Цар. 25:25 ), говорит: «Навал означает ругателя, поносителя; простой народ и теперь употребляет это слово в сем смысле, так, что кто рассердится на кого обыкновенно говорит: Mnal el. noloch, покрою тебя поношением, бесславием» (Op. Syr. 1, 383). Объясняя 1Цар. 3:14 . Слово tzetzillenach, говорит: Очевидно, что этим словом намекается на кимвал. Кимвал у Сирийцев называется Sislo, словом, происходящим от того же корня, какой в сем месте представляет текст еврейский и сирский», (16 р. 340). При помощи отечественного языка объясняет слова Даниила 8:2 (Т. 2, р. 217). Подобные примеры видны и в других случаях, Op. Syr, I, 308. 346, 461. 399 Ibid. р. 274. Так еще объясняет он запрещение насаждать рощу близ алтаря Иеговы. Ibid. р. 277. Объясняя слова: ниже дах от них умершему, ( Втор. 26:14 ) говорит: «Здесь указывается на обычай язычников устраивать трапезы умершим». Ibid. р. 283. Из обычая евреев объясняет: почерпаху воду и проливаху пред Господем. ( 1Цap. VII в.), ibid. ρ. 345. Пр. Ефрем приводит предания иудейские, когда говорит о сокрушении идолов Авраамом (ibid р. 156), о Мелхиседеке (ibid. р. 61). 401 В Месопотамии при прп. Ефреме было несколько школ иудейских. (Флавий Antigo. 15, 22–18. Assem. В О. Т. I, prol. р. 2–3. Кассиодор Instit. Т. 2, р. 537. 407 Op. Syr. Т. 1, р. 6. И в других случаях осуждает он излишнюю наклонность к аллегоризму. См. adv. haeres. Т. 2, р. 441. 481. 483. 558. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010