70 Об образовании см. ниже: Кн. I, гл. 5. 71 Gill J. The Council of Florence. P. 228–229. 72 О духовниках в поздневизантийский период см.: Salaville S. Une lettre et un discours inedite de Theolepte de Philadelphie//Revue des Etudes Byzantines. 1947. Vol. V. P. 101–115; Laurent V. La direction spirituelle des grandes dames de Byzance//Ibid. VIII (1950). P. 64–84. 73 1 Петр. 2, 17. 74 См.: Bury J. В. The Constitution of the Later Roman Empire//Selected Essays. P. 99–125. 75 См: Brehier L. Le Monde Byzantin. Vol. II. P. 54–62 (хороший общий обзор), а также: Brehier L., Battifol P. Les Survivances de culte imperial romain. P. 36. 76 Eusebius. VitaConstantini//PG. Т. XX. Col. 1060 ff.; см. также: Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Т. II. P. 640 ff. 77 Miklosich et Mьller. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. II. P. 188–192. 78 Bury J. B. A History of the Later Roman Empire. Vol. I. 1923. P. 402–404. 79 Ibid. Р. 236. 80 Constantine Porphyrogenitus. De Ceremoniis (С. S. Η. В. edition). Vol. I. P. 59, 131. 81 Constantine Porphyrogenitus. De Ceremoniis. P. 3–5. 82 Justinian , предисловие к Novella VI/Ed. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 44–45. 83 Agapetus. Epistolae//PL. T. LXVI. Col. 38–40. 84 Иоанн Златоуст. In Matthaeum//PG. T. LVII. Col. 81 ff. 85 Ecloga Leonis//Zachariae von Lingenthal. Collectio Librorum Juris GraecoRomani Ineditorum. P. 10–11. 86 Иоанн Дамаскин. Opera//PG. Т. XCIV. Col. 1295–1297, 1302. 87 Theodore Studites. Opera//PG. Т. XCIX. Col. 280 (Vita Theodori), 1417 ff. 88 Epanagoge/Ed. Zachariae von Lingenthal//Jus GraecoRomanum. Т. IV. P. 181–184. 89 Mansi J. D. S acrorum Consiliorum nova et amplissima Collectio. Т. XI. Col. 930. 90 Theodore Balsamon. Opera//PG. Т. CXXXVIII. Col. 93, 1017–1018. 91 Acta Maximi//PG. Т. XC. Col. 90, 117–118. 92 Leo Diaconus. Historia//C. S. Η. B. edition. P. 101–102. 93 Bury J. В. A History of the Later Roman Empire. Vol. I. P. 431; Leo Diaconus. Op. cit. P. 78. 94 См. об этом ниже. 95 См. об этом ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Кн. Паралипоменон. Лист из Библии. 830–840 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 10546. Fol. 285) Первые главы подготавливают основу для исторического повествования, начинающегося в 1 Пар 10: обозначаются этнические, географические и хронологические рамки последующей истории, границы расселения народа и принадлежащая ему территория, точка отсчета его истории. Во введении, хотя и очень бегло, затронуты религиозно-институциональные основы истории Израиля ( Japhet. 1993. P. 8). Введение можно разделить на 3 части: в 1 Пар 1. 1 - 2. 2 дана генеалогическая схема от Адама до 12 сыновей Иакова-Израиля; в 1 Пар 2. 3 - 9. 2 представлен «народ Израиля» по коленам (1 Пар 9. 3-34 заканчивается списком жителей Иерусалима, за к-рым в качестве введения к историческому рассказу следует родословие дома Саула - стихи 35-44). Судя по всему, в гл. 1 автор стремился описать историю человечества в качестве подготовительного этапа для введения в историю Израиля ( Japhet. 1993. P. 56). Для Летописца важно было подчеркнуть, что Израиль возник в конце длительного процесса мировой истории и занимает в ней особое место (Ibidem), в то же время он тесно связан с др. народами ( Knoppers. 2003. P. 294). Родословие Иуды (1 Пар 2. 3 - 4. 23) делится на 3 части: родословие колена Иуды (1 Пар 2. 3-55); дома Давида (3. 1-24); продолжение родословия колен Иуды (4. 1-23). Т. о., в главах 2-9, описывающих народ Израиля, об Иуде говорится в самом начале текста, а в колене Иуды дом Давида занимает выдающееся положение ( Japhet. 1993. Р. 68). Особенное внимание к данному колену и к потомкам Давида в начале разд. 1 Пар 2-9 подчеркивает главную цель книги. (По словам средневек. евр. комментатора Радака, автор «начал с родословия Иуды, поскольку цари Иудеи являются центром книги» - цит. по: Ibid. P. 73.) Далее в 1 Пар 4. 24-43 представлены родословия колена Симеона и заиорданских колен (1 Пар 5. 1-26). Автор расположил материал по географическому принципу, в отличие от автора Книг Царств Летописец описал судьбы отдельных колен ( Knoppers.

http://pravenc.ru/text/2578974.html

С лит. т. зр. очевидно, что очень скудные сведения об историческом епископе Л. были использованы для обрамления занимательной истории с фольклорно-мифологическими мотивами. Так, Л. и Илиодор в нек-ром смысле предстают как олицетворение стихий огня и воды соответственно (идея Каждана; см.: Афиногенов 2011. С. 416-417); эта история тем не менее выдержана в христ. духе и может рассматриваться как душеполезная повесть. Почитание О весьма древнем почитании Л. в качестве святого свидетельствуют руины средневизант. ц. (X-XI вв.) Агиос-Леос в Брики (п-ов Мани на Пелопоннесе) с фресками XIV-XV вв. ( Δρανδκης Ν. Β. Ο νας το Α-Λου ες τ Μπρκη τς Μνης//ΔΧΑΕ. 1972. Τ. 6/4. Σ. 146-168). В Катании функционирует ц. во имя свт. Л., находящаяся в юрисдикции К-польского Патриархата. Ист.: BHG, N 981-981e; ActaSS. Febr. Vol. 3. Col. 222-226; SynCP. Col. 477-478, 479-480, 929-930; MartRom. Comment. P. 70; ЖСв. Февр. С. 355-358; Латышев В. В. Неизданные греч. агиогр. тексты. СПб., 1914. (ЗИАН. ИФО; Т. 12. Вып. 2); Raffin D. La vita metrica anonima su Leone di Catania//BollGrott. N. S. 1962. T. 16. P. 33-48. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 77-78; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 799; Da Costa-Louillet G. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe, et Xe siècles//Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173; Amore A. Leone, vescovo di Catana//BibllSS. Vol. 7. Col. 1223-1225; Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantesimi del mago Eliodoro//RSBN. N. S. 1989. Vol. 26. P. 3-98; eadem. A proposito di un articolo sull " agiografia iconoclasta//Ibid. 1992. Vol. 29. P. 4-174; Turner D. The Politics of Dispair: The Plague of 746-747 and Iconoclasm in the Byzantine Empire//AnnBSA. 1990. N 85. P. 419-434; Auz é py M. F. Á propos des Vies de saints iconoclastes//RSBN. N. S. 1993. Vol. 30. P. 3-5; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 271; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 291-293; PMBZ, N 4277; Афиногенов Д. Е. Пространное житие свт. Льва, еп. Катанского//Scripta Antiqua. М., 2011. Т. 1. С. 415-432; он же. Стихотворное Житие Льва, еп. Катанского//Θεοδολος: Сб. пам. И. С. Чичурова. М., 2012. С. 32-44.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

Лит.: Sellin E. Das israelitische Ephod//Orientalische Studien: Th. Nöldeke zum Geburtstag. Giessen, 1906. S. 699-717; idem. Noch einmal der alttestamentliche Ephod//JPOS. 1937. Vol. 17. P. 236-251; Elhorst H. J. Das Ephod//ZAW. 1910. Bd. 30. S. 254-276; Попович Г. Ефод//ТКДА. 1914. Т. 3. 9/10. С. 168-193; Arnold W. R. Ephod and Ark. Camb., 1917. (HarvTS; 3); Budde K. Ephod and Lade//ZAW. 1921. Bd. 39. S. 1-47; May H. G. Ephod and Ariel//AJSL. 1939. Vol. 56. P. 44-69; Albright W. F. Are the Ephod and Teraphim Mentioned in Ugaritic Literature?//BASOR. 1941. Vol. 83. P. 39-42; Morgenstern J. The Ark, the Ephod, and the Tent of Meeting//Hebrew Union College Annual. Cincinnati, 1942/1943. Vol. 17. P. 153-266; 1944. Vol. 18. P. 1-52; Oppenheim A. L. The Golden Garments of the Gods//JNES. 1949. Vol. 8. N 3. P. 172-193; Haran M. The Ephod According to Biblical Sources (Hebrew)//Tarbiz. Yerushalaym, 1955. Vol. 24. N 4. P. 380-391; Elliger K. Ephod und Choschen: Ein Beitr. z. Entwicklungsgeschichte des hohepriesterlichen Ornats//VT. 1958. Vol. 8. P. 19-35; Phillips A. David " s Linen Ephod//Ibid. 1969. Vol. 19. N 4. P. 485-487; Friedrich I. Ephod und Choschen im Lichte des Alten Orients. W., 1968; Tidwell N. L. The Linen Ephod//VT. 1974. Vol. 24. N 4. P. 505-507; Davies P. R. Ark or Ephod in 1 Sam. XIV 18//JThSt. NS. 1975. Vol. 26. P. 82-87; Meyers C. Ephod//ABD. 1997. Vol. 2. P. 550; Кривко Р. Н. К толкованию библейских аллюзий в древнеслав. переводной гимнографии: (1 Цар 2. 18-19 в неопубл. стихире прор. Самуилу)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2007. Вып. 1(7). С. 138-153. А. Н. Безруков Рубрики: Ключевые слова: ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана

http://pravenc.ru/text/182069.html

20). Поэтому подчинение ограничениям и запретам (Кол 2. 21), которые это учение накладывает на своих последователей, вновь возвращает христиан в рабство. Кроме того, автор упоминает в связи с «философией» о «смиренномудрии» (ταπεινοφροσνη, к-рое в др. ранних христ. источниках тесно связано с постом - ср.: Herm. Pastor. I. III 18. 6; Ibid. III. V 3. 7; см.: Dibelius. 1927. S. 26) и о «служении ангелов» (θρηεσκεα τν γγλλων, что может быть понято и как поклонение ангельским силам, и как служение ангельских сил Богу), о неких обрядах, вероятно связанных с видениями (Кол 2. 18), а также о соблюдении особых праздничных дат и субботы (Кол 2. 16). Нек-рые исследователи относят к свидетельствам существования «колосской философии» также упоминание об обрезании (Кол 2. 11) и факты использования автором К. П. терминов, имеющих в гностических текстах техническое значение, таких как «плирома» (πλρωμα - в синодальном переводе «полнота»), «софия», «гносис» (σοφα κα γνσις - Кол 2. 3, в синодальном переводе «премудрость и ведение»), и производных от них. Теории Полемика вокруг интерпретации этих свидетельств в исследовательской лит-ре продолжается уже много десятилетий. За это время знания о религиозно-философских представлениях и обрядовых практиках эпохи возникновения первых христ. общин постоянно расширялись и усложнялись. Соответственно менялись условия, принимаемые комментаторами за основу при реконструкции «колосской философии»; было сформулировано неск. общих подходов к проблеме, и в рамках каждого из них выдвинуты десятки гипотез (список из 44 формулировок, предложенных до 1973, см. в: Gunther. 1973. P. 3-4). I. Прегностическая система. Одной из таких моделей стала концепция эллинистического, или прегностического, синкретизма. В рамках этого подхода возникновение и существование «колосской философии», как и самой христ. общины Колосс, рассматривались в широком социально-религ. контексте. В свою очередь он представлялся исследователям тем смешением мистериальных культов, философских идей, религ.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Соч.: PL. 40. Col. 897-942; 101. Col. 1027-1098; 143. Col. 797-800; 147. Col. 453-458, 463-474, 473-476; 158. Col. 798-803; Leclercq J. La prière au sujet des vices et des vertus//StAnselm. 1953. Vol. 31. P. 3-17; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946. (Études de théologie et d " histoire de la spiritualité; 9); Wilmart A. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44. Лит.: Wilmart A. La Complainte de Jean de Fécamp sur les fines dernières// Idem. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932. P. 131-134; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946; Leclercq J. Écrits spirituells de l " école de Jean de Fécamp//StAnselm. 1948. Vol. 20. P. 91-114; idem. Prières attribuables à Guillaume et à Jean de Fruttuaria//Monasteri in alta Italia dopo la invasione saracene e magiare (sec. X-XII): Relazioni... al 32. Congersso storico subalpino. Torino, 1966. P. 156-166; idem. Jean de Fécamp//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 509-511; Musset L. La contribution de Fécamp à la reconquête monastique de la Basse-Normandie//L " abbaye bénédictine de Fécamp. Fécamp, 1959. Vol. 1. P. 57-67; idem. La vie économique de l " abbaye de Fécamp sous l " abbatiat de Jean de Ravenne (1028-1078)//Ibid. P. 67-79; Mathon G. Jean de Fécamp: Théologien monastique?//La Normandie bénédictine au temps de Guillaume le Conquérant (XIe siècle)/Éd. G.-U. Langé. Lille, 1967. P. 485-500; Bulst N. Untersuchungen zu den Klosterreformen Wilhelms von Dijon (962-1031). Bonn, 1973; Evans G. R. Mens Devota: The Literary Community of the Devotinal Works of John Fécamp and St. Anselm//Medium Aevum. 1974. Vol. 43. P. 105-115; Ward B. Introduction//The Prayers and Meditations of St. Anselm. Harmondsworth, 1986. P. 47-51; Köpf U. Johannes v. Fécamp//TRE. 1987. Bd. 17. Sp. 132-134; Potts C. Monastic Revival and Regional Identity in Early Normandy. Woodbridge, 1997; Feiss H. John of Fécamp " s Longing for Heaven//Imagining Heaven in the Middle Ages/Ed. J. S. Emerson, H. Feiss. N. Y., 2000. P. 65-82; Gazeau V. Normannia monastica. Caen, 2007. Vol. 2. P. 105-110.

http://pravenc.ru/text/471526.html

Lpz., 1903. Bd. 3/2. S. 509. Anm. 1; Amman E. Némésius d " Émèse//DTC. T. 11. Col. 64-65; Beatrice. 2005. P. 267-269; и др.); однако эта датировка подверглась серьезной критике и не была поддержана учеными (см.: Владимирский. 1912. С. 2; Jaeger. 1914. S. 6. Anm. 2; Boulnois. 2005. P. 457. Not. 18; Sharples. 2008. P. 2. Not. 4; 86. Not. 414; и др.). Хотя по названию и жанру трактат «О природе человека» претендует на подражание античным образцам, в частности одноименному трактату Гиппократа, в действительности по замыслу он близок к философской апологии христианства (см.: Telfer. 1955. P. 212), адресованной как христианской, так и языческой аудитории и рассчитанной на образованных читателей (см.: Nemes. De nat. hom. 2// Morani. 1987. P. 38:7-9; Idem. 42.//Ibid. P. 120:21-23; см. также: Sharples. 2008. P. 5; Морескини. 2011. С. 738; Янг. 2013. С. 365). В нем автор, опираясь на доступный ему доксографический материал, в систематическом виде излагает основные аспекты учения о человеке, встраивая христ. положения в господствовавшую тогда античную систему научного знания. Одновременно Н. стремится по возможности опровергнуть ложные с т. зр. христ. вероучения и здравого смысла мнения о человеке, распространенные среди греч. философов и христ. еретиков. Трактат состоит из 43 глав (в рус. пер. 44: гл. 43 («Что такое Промысл») в действительности является частью гл. 42 («О Промысле»)), каждая из которых имеет авторский подзаголовок. В структуре трактата выделяется несколько смысловых разделов. Во вступлении (гл. 1) говорится о двусоставной природе человека, о его месте в иерархии сотворенных Богом существ, о том, в чем человек превосходит всех остальных животных и чем он отличается от др. разумных существ (нимф, демонов и ангелов), а также о его роли в качестве посредника и связки между духовными и телесными природами (тема человека как «малого мира», μικρς κσμος). В заключение автор прославляет человека и благородство его природы, позволяющее ему исследовать мир, покорять окружающую природу и постигать своего Творца, чего можно достичь только с помощью добродетельной жизни.

http://pravenc.ru/text/2564906.html

Лит.: Bibescu G. Néofite, métropolitain de Hongro-Valachie, jugé par ses écrits et ses actes. Gen., 1894; idem. 1848 în România. Bucur., 1898; Filitti J. C. Les Principautés Roumaines sous l " occupation russe (1828-1834): Le Règlement Organique: Études de droit public et d " histoire diplomatique. P., 1904; idem. Turburri revoluionare în ara Româneasc între anii 1840-1843//Analele Acadimiei Române. Memoriile Sectiuni Istorice. Bucur., 1912. An. 34. N 4. P. 1-60 (отд. изд.: Bucur., 1912); idem. Domniile române sub Regulamentul Organic, 1834-1848. Bucur., 1915; idem. Principatele Române de la 1828 la 1834: Ocupaia ruseasc i Regulamentul Organic. Bucur., 1934; Reli S. Relaiile dintre Biseric i Stat în România veacurilor trecute//Candela. Bucur., 1933. Vol. 44. N 1/2. P. 21-43 (отд. изд.: Cernui, 1934); Buzan S. Regulamentele organice i însemntatea lor pentru dezvoltarea organizaiei Bisericii Ortodoxe Române//Studii teologice. Bucur., 1956. An. 8. N 5/6. P. 363-375; Corivan N. Clerici ortodoci din Moldova i Muntenia care au luat parte la revoluia din 1848//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1958. An. 34. N 7/8. P. 624-642; erb nescu N. Mitropoliii Ungrovlahiei//BOR. 1959. An. 77. N 7/10. P. 810-813; idem. Episcopii Râmnicului//Mitropolia Olteniei. Graiova, 1964. An. 16. N 3/4. P. 171-212; B la a D. La 120 de ani de la revoluia din 1848: Caracterul religios al proclamaiei de la Izlaz//Ibid. 1968. An. 20. N 5/6. P. 369-376; otropa V. Proiectele de constituie, programele de reforme i peitiile de drepturi din rile Române în secolul al XVIII-lea i prima jumtate a secolului al XIX-lea. Bucur., 1976; Cliveti Gh. Românii i «concertul european», 1815-1878//Românii în istoria universal. Iai, 1987. Vol. 2. Pt. 1. P. 249-278; Georgescu V. Istoria ideilor politice româneti (1369-1878). Münch., 1987; Stan A. Revoluia de la 1848 în ara Româneasc. Boieri i trani. Bucur., 1998; idem. Protectoratul Rusiei asupra Principatelor Române, 1774-1856: Între dominaie absolut i anexiune. Bucur., 1999; P curariu. IBOR. 20083. P. 34-56; Cristea Gh. Istoria eparhiei Râmnicului. Râmnicu-Vâlcea, 2009. P. 211-212; Brusanowski P. Stat i Biseric în Vechea Românie între 1821-1925. [Cluj-Napoca], 2010; idem. Rumänisch-orthodoxe Kirchenordnungen (1786-2008): Siebenbürgen - Bukowina - Rumänien. Köln; W., 2011; Hitchins K. Românii, 1774-1886. Bucur., P. 178-245, 285-307; Leu tean L. N. The Romanian Orthodox Church, in Orthodox Christianity and Nationalism in Nineteenth-Century Southeastern Europe/Ed. L. N. Leutean. N. Y., 2014. P. 101-163; idem. Istoria românilor. Bucur., 20152. Vol. 7. Pt. 1: Constituirea României moderne (1821-1878)/Ed. D. Berindei. P. 105-486.

http://pravenc.ru/text/2565016.html

Лит.: Illing C.-H. Zur Technik der Magnificat-Komposition des 16. Jhs. Wolfenbüttel, 1936; D ü rr A. Bach " s Magnificat//The Music Review. 1954. Vol. 14. P. 182-190; Nolte E. W. The Magnificat Fugues of J. Pachelbel: Alternation or Intonation?//JAMS. 1956. Vol. 9. N 1. P. 19-24; Reese G. The Polyphonic Magnificat of the Renaissance as a Design in Tonal Centers//Ibid. 1960. Vol. 13. N 1. P. 68-78; Lerner E. R. The Polyphonic Magnificat in 15th-Cent. Italy//MQ. 1964. Vol. 50. N 1. P. 44-58; Kirsch W. Die Quellen der mehrstimmigen Magnificat- und Te Deum-Vertonungen bis zur Mitte des 16. Jh. Tutzing, 1966; McCray J. E. Magnificat Settings by British Composers//The Choral Journal. 1974. Vol. 12. N 5. P. 21-26; Cammarota R. The Repertoire of Magnificats in Leipzig at the Time of J. S. Bach: Study of the Manuscript Sources: Diss. N. Y., 1986; Linton M. Bach, Luther, and the «Magnificat»//Bach. 1986. Vol. 17. N 2. P. 3-15; Marshall R. L. On the Origin of Bach " s Magnificat: a Lutheran Composer " s Challenge//The Music of J. S. Bach: the Sources, the Style, the Significance. N. Y., 1989. P. 161-173; Crook D. Orlando di Lasso " s Imitation Magnificats for Counter-Reformation Munich. Princeton (N. J.), 1994; Bowen R. L. Tonal Structure in the Polyphonic Magnificat of the 16th Cent.: Diss. Cincinnati, 2001; Steiner R., Falconer K., Kirsch W., Bullivant R. Magnificat//NGDMM. 2001. Vol. 15. P. 588-593; G l ö ckner A. Bachs Es-dur-Magnificat BWV 243a - eine genuine Weihnachtsmusik?//Bach-Jahrbuch. 2003. Jg. 89. S. 37-45; Harasim C. Die Magnificat-Vertonungen von J. S. und C. Ph. E. Bach//Bachfest-78. Frankfurt an der Oder, 2003. S. 130-136; Sargent J. M. The Polyphonic Magnificat in Renaissance Spain: Style and Context: Diss. Stanford, 2009; Данилова Е. А. Песнь Богородицы в творчестве И. С. Баха: Дипл./МГК им. П. И. Чайковского. М., 2011; Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры барокко: проблемы методологии анализа (на мат-ле лютеран. магнификатов XVII в.). Новосиб., 2014; Heller W. «Aus eigener Erfahrung redet»: Bach, Luther, and Mary " s Voice in the «Magnificat», BWV 243//Understanding Bach. 2015. Vol. 10. P. 31-69.

http://pravenc.ru/text/2561196.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010