Страну узов нек-рые исследователи отождествляли с зап. областью Германии, где проживали узипеты, а сел. Виллапата - с неким герм. селением Вилла ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 108; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 111). Однако совр. агиографы установили, что речь идет о Хузестане (юго-зап. провинция Ирана) и сел. Бет-Лапат (Гундишапур), т. е. П. имел персид. происхождение. Очевидна параллель с Мученичеством вмч. Иакова Персянина (пам. 27 нояб.), к-рый также происходил из христ. семьи из Бет-Лапата, служил при дворе шаханшаха Йездигерда I (399-420) и его сына Вахрама V (420-438). Последний приблизил к себе юношу и склонил к вероотступничеству. Мать и жена Иакова написали ему письмо с призывом к покаянию, к-рое отрезвило его. Иаков исповедал себя христианином и был предан жестокой казни. Ж. М. Соже полагает, что именно Мученичество Иакова Персянина послужило основой для несохранившегося Мученичества П., к-рое было написано существенно позже излагаемых событий. Агиограф, вероятно, не знал реалий нач. IV в. и поместил дворец Диоклетиана и Максимиана в Риме. Однако П., видимо, действительно существовал. Его имя упомянуто в нек-рых греч. рукописях Синаксарей с дружиной Анфима , Фалалея , Христофора , Евфимии и чад их, мучеников Никомидийских (пам. 19, 22 нояб.). В Византии имеются свидетельства почитания П.: ему был посвящен храм в К-поле, местоположение к-рого не поддается идентификации; он упомянут в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного ( Const. Porphyr. De cerem. Vol. 1. P. 771, 773). В древние Мартирологи память П. не включена; кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 19 марта с кратким сказанием. В Синаксаре К-польской ц. сказание о П. помещено под 25 мая без упоминания страны его происхождения (SynCP. Col. 707-709), а также под 26 мая (Ibid. Col. 709) и 19 марта (Ibid. Col. 548). Перевод греч. сказания был включен в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 58-60) и позже - в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26. 2-я паг.). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 29-30; MartRom. P. 131; MartRom. Comment. P. 104. N 3; PG. 117. Col. 475 [Менологий Василия II]; ЖСв. Март. С. 395-398; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 107-1110. Лит.: Sauget J.-M. Pancario//BiblSS. Vol. 10. Col. 80-82; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 370-371; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 232-233. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)

http://pravenc.ru/text/2578899.html

Поскольку в Чехословацкой Церкви не оказалось кандидатов для назначения на Михаловскую кафедру, 4 сент. 1979 г. митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (Георгиевич) обратился с просьбой к патриарху Московскому и всея Руси Пимену избрать достойного кандидата. 16 нояб. 1979 г. Синод РПЦ определил Н. быть епископом Подольским, викарием Московской епархии. 25 нояб. того же года он был возведен в сан архимандрита. 30 нояб. патриарх Пимен возглавил хиротонию Н. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. В хиротонии также участвовал митр. Дорофей. Вскоре Н. был переведен в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви. 12 апр. 1980 г. он был назначен епископом Михаловским. В 1982 г. переведен на Оломоуцкую кафедру в вост. части Чехии, вдовствовавшую до того в течение 20 лет и пришедшую в упадок. Н. смог восстановить Оломоуцко-Брненскую епархию, вернул Церкви епархиальный дом в Оломоуце с покоями архиерея. В 1985 г. награжден Синодом РПЦ орденом св. Владимира 3-й степени. Как Оломоуцкий архиерей Н. окормлял не только правосл. чехов, но и находившихся в городе советских военнослужащих, что, по некоторым сведениям, вызвало недовольство со стороны властей. 29 нояб. 1987 г. Н. был уволен на покой с получением отпускной грамоты от митр. Дорофея. 6 июля 1989 г. возвращен в юрисдикцию РПЦ и назначен епископом Сумским и Ахтырским. 22 июня 1993 г. в связи с разделением Хмельницкой епархии и образованием Каменец-Подольской и Городокской епархии Н. назначен архиепископом Каменец-Подольским и Городокским. В период управления Н. епархией была закончена реставрация каменецкого кафедрального Георгиевского собора, Церкви были переданы архиерейский дом и Успенский храм. Началось строительство нового кафедрального Александро-Невского собора на месте разрушенного в 1935 г. Н. был похоронен в родном селе. Соч.: История освящения мира и чины миропомазания на Руси. Загорск, 1969. Маш.; Branu pokani me otveri, Darce Zivota//Hlas Pravoslavi. Praha, 1984. Ro. 39. S. 52-53; Na zaver velkeho postu//Ibid. S. 76-78; Duchovni odkaz sv. Cyrila a Metodeje//Ibid. 1985. Ro. 40. S. 26-28. Лит.: Наречение и хиротония архим. Никанора (Юхимюка) во еп. Подольского//ЖМП. 1980. 2. С. 13-16; Владимир (Иким), еп. Празднование 50-летия со дня рождения еп. Оломоуцкого и Брненского Никанора//Там же. 1986. 1. С. 48. Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2565320.html

с упомянутым Иосифом Флавием иудейским магом Атомосом (Ατομος) с о-ва Кипр. Этот маг помог прокуратору Феликсу достигнуть расположения Друзиллы, дочери Агриппы I ( Ios. Flav. Antiq. XX 7. 2). Кроме того, описывая родословие ветхозаветных патриархов, Иосиф Флавий сообщает, что «Элам [Ελυμος] оставил после себя эламейцев, родоначальников персов» (Ibid. I 6. 4). В Свящ. Писании Элам (Елам) назван сыном Сима (евр.   - Быт 10. 22), имя к-рого по-еврейски пишется так же, как и слово «имя». Поскольку маги ассоциировались с персами, здесь можно увидеть основания для связи между 2 именами Е. без обращения к семит. реконструкции. Считая возможным словосочетание «сын Иисуса» заменить словосочетанием «сын Имени» (на основании Деян 4. 12), Р. Стрелан усматривает тонкую языковую и понятийную игру в тексте кн. Деяния св. апостолов (Сын Шема/перс (=маг) - сын Иисуса/Имени - Елима/маг) ( Strelan. 2004. P. 79-80). Смена имени ее носителем и наличие у него 2 имен, не связанных лингвистически друг с другом,- явление общепринятое в культуре эллинистического иудаизма (см., напр., Иоанн-Марк - Деян 12. 12; Савл-Павел - Деян. 13. 9). Описание еврея из диаспоры, вовлеченного в занятия магией, несмотря на ее осуждение в нормативных евр. текстах, выглядит достаточно правдоподобным ( Sch ü rer E. History of Jewish People in the Age of Jesus. Edinb., 1986. Vol. 3. Pt. 1. P. 342-343). Возможно, роль Е. при дворе проконсула была подобной влиянию придворного философа или астролога ( Haenchen. 1971. P. 398). Тем не менее отдельные исследователи акцентируют внимание на именовании Е. «сыном Иисуса». На основании того, что в Свящ. Писании идиома «сын кого-либо» зачастую указывает не на родственные связи, а на принадлежность к определенному кругу лиц, напр. к общине учеников (Лев 1. 5; 2 Пар 35. 14-15; Притч 1. 8; Деян 4. 36; Мк 3. 17; Лк 11. 19), 2-е имя Е. может указывать на его косвенное отношение к христ. кругам ( Schmiedel P. Barjesus//Encyclopaedia Biblica. L., 1901. Vol. 2. P. 480; Strelan. 2004.

http://pravenc.ru/text/189811.html

2 Три указа его de professoribus in Cod. Theodosiano lib. 43. Историк Виктор (Epitome с. 41) писал, что Константин «с любовью покровительствовал наукам и особенно наукам словесным», а Лициний столько же «ненавидел науки и по невежеству называл их общественною язвою, особенно судебные науки». Тоже Евламий Orat. de scholis restaurandis с. 14. 3 Константин сам писал к Евсевию Кесар., чтобы списаны были для него 50 экз. Библии (Евсевий De vita Const. 4. 36), и сыну своему Констанцию поручил смотрение над библиотекою из 20,000 книг. 4 См. указы их о профессорах in Cod. Theod. lib. 13. lit. 3. leg. 6–44. de professoribus; о науках и библиотеках ibid. lib. 14. lit. g. leg. 1–3. De studiis ed. Gotofredi. 5 Юлиан видел и чувствовал, что язычество падает между прочим и от того, что просвещение, приобретаемое христианами в школах, открывает глаза на безобразие язычества и дает способы защищать учение Христово; и потому поспешил закрыть христианам вход в сии школы. (Сокр. 3, 12–46). Школы были в Константинополе: Сокр. 31. говорит о Юлиане, что он учился Свободным наукам в Констант. базилике, где «тогда были школы». См. Павла Варнефрида Hist. Misell. lib. 12. с. 24. О Риме тот же Варнефрид: Constantinus in illustribus domis eos, qui in urbe Roma erant, viros rationales collocavit, lib. 10 c. 13. Здесь давал уроки Викторин; см. Симмаха Epist. 4. ad Theodosium. В Никомедии давал уроки Лактанций (Hieron. De vir. illustr.) и потом Ливаний (Сокр. 31); в Лаодикии Аполлинарий слушал софиста Епифания (Сокр. 2, 46); в Антиохии учился у Ливания Златоуст. В Эдессе Евсевий Эмесский учился в детстве у публичных учителей словесным наукам (Созом. 3, 6); в Афинской школе, которую Григорий называет золотою и рассадником наук (см. прп. Иулиана), были наставниками, как можно заключить из слов Василия Великого (Epist. 208, 209), кроме языческих и христианские учители. Во Франции, особенно в Трире и Марселе, были школы красноречия и правоведения (Cod. Theodot. de Mediis professorib. lex Gratiani). Самою знаменитою школою словесности и философии была школа афинская. Св. Григорий называет Афины славою Греции (λλαδος ευχος Αθηνας carm. de reb. suis V. 98, p 33), жилищем наук (το των λογων εδαφος Похв. слово Василию Великому p. 326); Ливаний прибавляет: τν τς Αθηνας πλιν τν μητρα Πλατωνος κα Λημοσθνους κα τς λλης πολυεδους σοφας (Эпитафия Юлиану p. 431. ed. Reiske. Сл. Kreuzeri orat. De Civitate Athenarum Omnis Humanitatis Parente. Lugd. Batav. 1809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Согласно преданию Эфиопской Церкви , Й. А. положил начало особым церковно-политическим отношениям, заключив серию «заветов» (религ. договоров) со св. Иясус Моа, следующим настоятелем монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос За-Иясусом и св. Такла Хайманотом. Достоверность большинства этих «заветов» сомнительна. Так, обещание о передаче трети всех гос. земель Церкви, якобы данное Й. А. За-Иясусу, является позднейшим вымыслом, по-видимому призванным подкрепить позицию сторонников монастырского землевладения в их споре с евстафианами . Не выдерживает критики и представление о посреднической миссии Такла Хайманота, сумевшего убедить загвейскую династию добровольно уступить власть Й. А. и удовольствоваться ролью наместников в обл. Ласта. Новый царь не мог даровать за это особые права монастырю Дэбрэ-Либанос в Шоа и удостоить его настоятеля титула эччеге , сделав 2-м лицом в эфиоп. церковной иерархии, поскольку этого монастыря тогда еще не существовало. С другой стороны, есть серьезные основания отнести к правлению Й. А. появление титула аккабе-саат у настоятелей Хайкского монастыря. Т. о. царь мог выразить признательность за духовную поддержку, оказанную ему в ходе переворота основателем обители Иясус Моа, одновременно лишив этого титула архимандритов монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане, служивших опорой династии Загве. Ист.: Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 157-171; Actes de Iyasus Mo " a, abbé du couvent de St-Étienne de Hayq/Éd., trad. St. Kur, introd. E. Cerulli. Louvain, 1965. Vol. 1. P. 22-37, 55-56 [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 19-30, 44-45 [франц. пер.]. (CSCO; 259-260. Aeth.; 49-50). Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâgwê e Takla Hâymânot//RRAL. Ser. 5. 1895. Vol. 4. P. 445-447, 452-454, 464-466; idem. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos//Ibid. 1901. Vol. 10. P. 193, 195-196; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 19, 64, 66-73, 119, 122-123, 126-128, 130-132, 150, 168, 250, 276; Belaynesh Michael. Yekuno- " Amlak//DEB. Vol. 1. P. 180-183. Pl. 10; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 13-17, 35-39; он же. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 41-48, 52-54.

http://pravenc.ru/text/1238039.html

Древнейшее упоминание И. содержится в итал. редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), где его память обозначена под 27 мая без к.-л. указаний (MartHieron. P. 276); под 4 июля говорится, что И. (в искаженной форме - Iuliae) пострадал в Дуросторе с 2 не названными по имени спутниками (Ibid. P. 302). По мнению И. Делеэ, речь идет о мучениках Пасикрате и Валентионе, чья память отмечена в Иеронимовом Мартирологе под 25 мая (MartHieron. Comment. P. 304). Впосл. память И. под 27 мая перешла в зап. средневек. календари и была включена в Римский Мартиролог. Память мч. Исихия, о к-ром говорится в Мученичестве И., обозначена в Иеронимовом Мартирологе под 15 и 17 июня (MartHieron. P. 319, 322), в Римском Мартирологе - под 15 июля (MartRom. P. 237). По мнению Обера, И. может быть отождествлен с мч. Иулием, чья память праздновалась 27 мая во Фьезоле, недалеко от Флоренции (Тоскана, Италия). В таком случае мощи святого, к-рые находились в аббатстве св. Варфоломея, были привезены в Италию в эпоху средневековья. Однако, по сведениям, приводимым Рюинаром, Иулий, почитавшийся во Фьезоле, пострадал в юном возрасте, и, т. о., речь идет о разных святых ( Ruinart. Acta. 17132. P. 549). Ист.: BHL, N 4555-4556; ActaSS. Mai. T. 6. P. 660-661; MartRom. P. 211-212; MartHieron. P. 276, 302, 319; Acta S. Iuliani veterani artyris//AnBoll. 1891. T. 10. P. 50-52; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., texts and transl. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XXXIX, 260-265. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 666; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 264-265; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 268-269; idem. Origines. P. 248-249; Baus K. Julius//LTK. Bd. 5. P. 106; Sauget J.-M. Esichio//BiblSS. Vol. 5. Col. 88; idem. Giulio//BiblSS. Vol. 6. Col. 1231-1232; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 470-471. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237867.html

30 июня 1988 г. архиеп. М. Лефевр и еп. А. де Кастро Майер без папского разрешения совершили рукоположение 4 епископов, за что были отлучены от Церкви (CIC 1382). Папа Иоанн Павел II в motu proprio «Ecclesia Dei» (2 июля 1988) объявил совершение епископских рукоположений схизматическим актом, а традиционалистские общ-ва находящимися в отлучении от Римско-католической Церкви. После кончины еп. А. де Кастро Майера (25 апр. 1991) «Союз» возглавил свящ. Лисинио Ранхел, рукоположенный в сан епископа 28 июля 1991 г. 3 епископами из братства св. Пия X. В 2001 г. еп. Л. Ранхел вел переговоры с Ватиканом о юридическом признании «Союза» католич. Церковью. 25 дек. 2001 г. папа объявил о снятии с членов «Союза» отлучения и о принятии их в полное общение с католич. Церковью с правом совершения богослужения по дореформенному чину. 18 янв. 2002 г. в кафедральном соборе Христа Спасителя в Кампусе префект конгрегации клира кард. Дарио Кастрильон Хойс от имени папы принял от еп. Л. Ранхела и священников «Союза» декларацию, признававшую законность II Ватиканского Собора и нового чина мессы. Решением папы Иоанна Павла II «Союз» был преобразован в «персональную апостольскую администратуру св. Ж. М. Вианнея», еп. Л. Ранхел был назначен апостольским администратором с присвоением ему титула епископа Зарны. 1 июля 2002 г. один из священников администратуры, Фернандо Ареас Рифан, был назначен коадъютором с правом наследования апостольского администратора. 18 авг. 2002 г. он был рукоположен в титулярного епископа Цедамусского, а 16 дек. 2002 г. сменил скончавшегося еп. Л. Ранхела в должности апостольского администратора. Лит.: Броницкий А. Кампус: Браз. епархия в изгнании/Пер. с польского В. П. Пономарева//Покров: Альманах рос. католиков. М., 2000. Вып. 7. С. 35-64; О событиях в Кампусской епархии//Там же. 2002. Вып. 14. С. 102-112; Nouvelles de Campos//DICI. 2002. 43. Р. 3-9; Au sujet de Campos//Nouvelles de Chrétienté. P., 2002. 73. Р. 2-4; La situation à Campos//Ibid. 75. Р. 10-12. В. В. Тюшагин

http://pravenc.ru/text/158352.html

В. многое сделал для организации духовного и светского образования в Молдавском княжестве и перевода обучения на родной язык. В 1803 г. основал ДС в мон-ре Сокола, готовившую священников для княжества (в 1840 семинарии было присвоено имя митрополита). В мон-ре Агапия учредил школы для монахинь и для девочек различных сословий по обучению грамоте и рукоделию. В 1805 г. была основана школа церковного пения в Яссах и были выделены средства для такой же школы при храме св. Иоанна Нового в Сучаве, находившейся в то время под австр. господством. Были учреждены 2-годичная учительская семинария и 4-годичная Василианская гимназия при мон-ре Трех святителей в Яссах, уездные школы в Романе, Хуши, Ботошани, Бырладе, Галаце, Фокшани, Бакэу, Васлуе, Текуче. В нояб. 1834 г. начались занятия в высшем учебном заведении Академии Михэйлянэ в Яссах (с 1860 Ясский ун-т). В. оказал большое влияние на развитие духовной музыки. Проявлял постоянную заботу о правосл. воспитании священства и строгом соблюдении им церковного устава, одновременно стремясь к улучшению его материального положения; значительные суммы жертвовал на благотворительные цели и больницы (в Романе и Яссах). Оказывал постоянную помощь мон-рям (Нямецкий, Слатина, Агапия, Кокош, св. Иоанна в Сучаве), приходским церквам, К-польской Патриархии. В течение неск. лет В. осуществлял пожертвования на обновление соборного храма и росписей афонского мон-ря Эсфигмен (сохр. изображение В. в настенной росписи притвора монастырского храма). В 1833 г. благодаря трудам В. началось сооружение кафедрального собора Сретения Господня, к-рый был завершен уже после кончины митрополита. Лит.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Правосл. Церквей - болгарской, сербской и румынской. М., 1871; Vizanti A. Veniamin Costachi mitropolit al Moldovei i Sucevei: Epoca, viaa i operile sale. Iai, 1881; Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митр. Кишиневский. Кишинев, 1894; Арсений (Стадницкий), еп. Исслед. и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Viaa i faptele mitropolitului Moldovei Veniamin Costachi. Bucureti, 19152; Bobulescu C. Noi contribuii la biografia mitropolitului Veniamin Costachi//BOR. 1939. 7/8. P. 397-414; Ibid. 1946. 10-12; Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1967. 1/2. P. 7-174; Конаки К. Опере. Кишинэу, 1978; Cocora G. Mitropolitul Veniamin Costachi traductor i diortositor de cri bisericeti//BOR. 1981. 5/6. P. 663-668.

http://pravenc.ru/text/150295.html

165 Вера тогда спасает человека, когда соединяется, с добрыми делами. Умоляю вас, говорит св. Иоанн Златоуст, буден прилагать всякое старание о том, чтобы нам пребывать твердыни в истинной вере и вести жизнь добродетельную, ибо если мы с верою не соединяем достойной жизни, то подвергаемся жесточайшему наказанию...“ («Бесед. на Матф. 64 », стр. 102–103 в рус. пер.). «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни вкушение тела Господня, ни приобщение крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не будем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» („Бесед. на слова: не хощу вас неведети, братие. Кор. 10, 1. Бес. на раз. мес. Св. Пис.“ т. II, стр. 552 изд. 1862 г.). „Вера без дел есть то же, что призрак без жизни» („In epist 2 ad Timomh. homil. 8 n. 1“). Исидор же Пелусиот, по поводу веры в отношении к добрым делам, преподал следующее весьма замечательное наставление: «не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Приятый, по благости, по справедливости должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности“ (Lib. II. Epist.. ad Pallad. 163 III, 73). 166 Истинный смысл, в каком должно принимать умерщеление тела. Однажды авва Исаак, увидев, что препод. Пимен возливает на ноги свои воду, сказал: «другие ведут себя строже и удручают тело свое“. – „Мы не научились умерщвлять тело свое, но страсти», отвечал св. старец.” (Из кн.: „Училище благочестия“). 167 Священномученик Киприан говорит, что люди, не хранящие союза с церковию, „хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоют грехов своих и самою кровию; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящиеся вне союза с церковию не могут быть мучениками; оставляющие церковь , имеющую царствовать, не могут сподобиться царствия». („О един. церкви»). Другой священномученик св. Игнатий Богоносец , ученик Иоанна Богослова, говорит: „никто не обольщай себя: кого нет у жертвенника, у того нет и хлеба Божия». („Послан. к Еф. гл. 5“). «Не обольщайтесь, братие, кто последует расколоучителю, тот не наследует царствия Божия; кто держится чуждого учения (т. е. не того, которое преподается в церкви), тот не имеет части в страдании Христовом». («К Филад. гл. „Где разделение и гнев, там Бог не обитает. Впрочем, всех, кающихся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа» (Ibid. гл. 4, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аббаты Г. активно участвовали в церковной и политической жизни: Иоанн из Горце (аббат в 967-973) был посланником имп. Оттона I при дворе халифа Абдаррахмана III в Кордове в Испании (953-956); Одильберт († 982) построил собор в Меце; Иммон объединил под своей властью мон-ри Г., Прюм и Райхенау. Аббаты XI в., Вильгельм из Вольпиано, Зигфрид и Генрих, продолжили политику своих предшественников: при них значительно увеличились земельные владения Г., возросло число приоратов (Стене, Апремон). Духовное влияние Г. распространилось на др. герм. земли (Кёльн, Майнц, Трир, Хальберштадт). «Обычаи» (consuetudines) аббатства легли в основу «ордена Горце» (ordo Gorziensis), включавшего дочерние мон-ри. Сохранившийся каталог книг Г. насчитывает ок. 200 античных и средневек. духовных и светских сочинений. Несмотря на авторитет Г., аббаты мон-ря, за исключением Иммона, никогда не брали на себя руководство др. обителями, поэтому нельзя говорить о к.-л. орг-ции или союзе мон-рей. С XIII в. Г. стало терять то значение, к-рое оно имело среди аббатств. С 1448 г. Г.- королевский мон-рь, во главе к-рого отныне стоял аббат-коммендатарий (в 1473 аббатом-коммендатарием Г. был кард. Джулиано делла Ровере, впосл. папа Юлий II ). Во время религ. войн во Франции (1562-1594) аббатство было сожжено и до Французской революции 1789-1799 гг. просуществовало в качестве небольшой сеньории «земля Горце». Лит.: Chaussier F. L " abbaye de Gorze: histoire messine. Metz, 1894; Albers B. Les Consuetudines Sigiberti dans Clm 14765//RBen. 1903. Vol. 20. P. 420-433; Morin G. Le catalogue des manuscrits de Gorze//Ibid. 1905. Vol. 22. P. 1-14; Wolf C. Die Gorzer Reform in ihrem Verhältnis zu deutschen Klöstern: Ein Beitr. zu lothringisch-deutschen Klosterbeziehungen d. Mittelalters//Elsass-Lothringisches Jb. 1933. Bd. 9; Schieffer Th. Kluniazensische oder Gorzische Reformbewegung?//Archiv f. mittelrheinische Kirchengeschichte. 1952. Bd. 4. S. 24-44; Hallinger K. Gorze-Kluny: Stud. zu den monastischen Lebensformen un ihren Gegensätzen im Hochmittelalter. Graz, 1971. 2 Bde; Monastische Reformen im 9. und 10. Jh./Hrsg. R. Kottje, H. Maurer. Sigmaringen, 1989. S. 9-15, 247-271; L " abbaye de Gorze au Xe siècle/Hrsg. M. Parisse, O. G. Oexle. Nancy, 1993; Wollasch J. Cluny, «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich, 1996; Wagner A. Gorze au XIe siècle. [S. l.], 1996; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Герм. земли II/III - сер. XI в. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/166279.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010