О содержании известия, с к-рым прибыл посланец, говорил его внешний облик (μν τ σχματι - Heliodor. Aethiopica. 10. 3): его копье было увито лавром ( Plut. Pompeius. 41. 3), лицо сияло ( Philostrat. Vita soph. II 5. 3), на голове был венок ( Xen. Hist. Graec. I 6. 37). По прибытии он громко возглашал εαγγλιον, подняв вверх правую руку (κτενας τν δεξιν - Plut. Demetr. 17). Прибытие вестника с εαγγλιον отмечалось всеобщими празднествами: храмы украшали гирляндами, устраивали жертвоприношения и состязания ( Heliodor. Aethiopica. X 3; Dittenberger. Orient. I 6. 20), а вестник получал причитавшуюся ему награду ( Plut. Demosth. 22). Хотя «евангелиями» могли называться известия о событиях политической ( Cicero. Ep. ad Attic. XIII 40. 1) или даже частной жизни ( Heliodor. Aethiopica. 1. 14), по-видимому, наиболее естественно это слово было связано с представлением о военной победе. Поэтому тот, кто слышал о распоряжении императора совершать жертвоприношения (εαγγλια θειν), не зная об истинной причине, в первую очередь предполагал, что оно вызвано известием об успешно завершившемся сражении ( Philostrat. Vita Apoll. V 8). Обычай одаривать вестника, принесшего εαγγλιον, исследователи связывают с представлением о тождественности события и сообщения о нем, нашедшем отражение в некоторых лит. памятниках ( Aristoph. Plutus. 646-647). B соответствии с этим представлением в «евангелии» о победе не только сообщается знание о случившемся, но и совершается сама победа. Поэтому посланец, несущий «евангелие», стремится доставить его как можно быстрее. Первый, кто принесет благоприятное известие, получает большую награду ( Idem. Equit. 642-643; Plut. Ages. 33; Idem. Artaxerx. 14), а тот, кто медлит, может ее лишиться ( Idem. Demetr. 17). В то же время известны случаи, когда в политических или др. интересах под видом «евангелий» распространялись не соответствующие действительности известия (см., напр.: Idem. Ages. 17. 3), чем объясняется отраженный в ряде текстов скептицизм по отношению к «евангелию», а также меры предосторожности в виде отсрочки празднований и награждения вестника, принесшего «евангелие», до получения подтверждения истинности сообщения. Этими же факторами, по-видимому, было вызвано желание терминологически разграничить «евангелие» и событие, о к-ром оно сообщает. Так, в нек-рых случаях жертвоприношения по поводу получения благоприятного известия и в связи с самим событием могут называться по-разному (соответственно εαγγλια θειν и σωτρια θειν - Dittenberger. Orient. I 4. 42). По той же причине, когда речь идет о «евангелии», не вызывающем сомнения, напр., когда оно имеет религ. содержание, вместо скомпрометированного выражения εαγγλια θειν стали употреблять аналогичные ему, но лишенные негативных коннотаций обороты α εχαριστρι τν πινικων θυσαι (благодарственные жертвы за победу - Heliodor. Aethopica. X 2), α χαριστηραι εχα πρ τε τς νκης κα σωτηρας (благодарственные молитвы за победу и спасение - Ibid. X 6) и др.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Единственное сохранившееся сочинение Л.- поэма «О природе вещей», посвященная рим. патрицию Гаю Меммию, зятю Суллы. На основании письма Цицерона брату Квинту исследователи заключают, что ок. 54 г. до Р. Х. поэма Л. попала к Цицерону, к-рого, начиная с блж. Иеронима, источники называют ее издателем или даже редактором. Поэма написана гекзаметром и состоит из 6 книг; считается, что первоначально существовала другая последовательность книг: совр. 6, 4 и 3-я книги были написаны раньше 1, 2 и 5-й, в к-рых есть прямые обращения к Меммию (см., напр.: Lucret. De rer. nat. I 26; II 143; V 8). Вероятно, поэма не имела названия; так, Цицерон говорит о «стихах Лукреция» (Lucretii poemata - Cicero. Ep. ad Quint. II 10(9). 3); у Овидия (см.: Ovid. Trist. II 261-262) и в папирусах из Геркуланума и Помпей поэма называется по первым словам «Рода Энеева мать» (ср.: Erler. 1994. S. 406). С течением времени поэма приобрела характерное для мн. античных философских сочинений общей тематики условное название, основывающееся в т. ч. и на использовании выражения «природа вещей» самим Л. для обозначения объекта его философского внимания (см.: Lucret. De rer. nat. I 24-25). Философское учение При изложении в поэме «О природе вещей» системы своих философских взглядов Л. опирался преимущественно на учение Эпикура, восхваления к-рого неоднократно встречаются на страницах сочинения. Л. прямо признавал себя учеником и подражателем Эпикура: «...за тобою я следую ныне/И по твоим я стопам направляю шаги мои твердо./Не состязаться с тобой я хочу, но, любовью объятый,/Жажду тебе подражать» (Ibid. III 3-5). Вдохновленный просветительским пафосом философии Эпикура, имевшей целью освобождение людей от суеверий, страха перед богами и смертью, Л. прославлял афинского философа как героя, благодетеля и спасителя человечества, указавшего людям путь к счастью. Деяния Эпикура, по мнению его рим. последователя, столь велики, что его по праву можно считать богом. Образ Эпикура в поэме несет этическую нагрузку: он воплощает для Л. идеал мудреца, подвиги к-рого совершены не на гос. или военном поприще, а в области познания, не во имя традиц. религии, а против нее. Л. считал своим долгом продолжить дело учителя, освещая знанием истины мрак людского невежества. Следуя эпикурейской традиции, Л. разделял философию на 3 части: физику (учение о природе), теорию познания и этику.

http://pravenc.ru/text/2110879.html

Соч.: Organizarea Bisericii în secolul al V-lea în urma hotrârilor Sinodului de la Calcedon//Glasul Bisericii. Bucur., 1962. T. 21. N 3/4. P. 307-317; Русско-румынские церк. отношения в XIV-XVIII вв.//ЖМП. 1964. 5. С. 29-32; Представители румынской молодежи в рус. духовных школах//Там же. 8. С. 56-58; Митр. Трансильванский Андрей Шагуна//Там же. 11. С. 38-40; Biserica Armean//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1965. T. 41. N 7/8. P. 374-390; Patriarhia Bulgar din Târnovo între anii 1233-1393//Studii Teologice. Bucur., 1966. T. 18. N 3/4. P. 146-159; Sfântul Eftimie, ultimul patriarh de Târnovo i legturile Iui cu Biserica româneasc//BOR. 1966. T. 84. N 5/6. P. 552-573; Relaiile bisericeti i culturale între Bisericile Ortodox Românâ i Bulgar în secolul al XIX-lea//Ibid. 1967. T. 85. N 9/10. Р. 1006-1016; Mitropolitul Veniamin Costachii i tipografia din Iai//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1967. T. 43. N 1/2. P. 71-79; Istoricul Bisericii georgiene i relaiile ei cu Biserica româneasc//Ibid. N 9/10. P. 577-592; 1600 de ani de la moartea martiric a Sfîntului Sava Gotul//Ibid. 1972. T. 48. N 3/4. P. 146-158; Egalitatea oamenilor în concepia Sfântului Vasile cel Mare//Ibid. N 5/6. P. 355-366; Cretinismul la români dup Dimitrie Cantemir//Ibid. 1975. T. 49. N 9/10. P. 618-625; Învtura Sfântului Vasile cel Mare despre folosirea bunurilor materiale//Glasul Bisericii. 1979. T. 38. N 5/6. P. 469-478; Viaa bisericeasc la Tomis în secolele IV-VI//Ibid. N 7/8. P. 807-824; Sfântul Apostol Andrei în tradiia românilor mrturie a vechimii cretinismului i a continuitii noastre pe aceste meleaguri//Ibid. N 11/12. P. 1157-1174; Figuri bisericeti de lupttori pentru cultura i unitatea neamului//Arhiepiscopia Tomisului i Dunrii de Jos în trecut i astzi. Galai, 1981. P. 127-143; Pagini din istoria veche a cretinismului la români: Mrturii ale continuitii poporului nostru. Buzu, 1986; În slujba credinei i a înelegerii între oameni: Îndrumri pastorale i misionare. Buzu, 1987; Mnstirea Ciolanu. Buzu, 1987; Stihirar-penticostar: Note muzicale. Buzu, 1992; Sfântul Sava de la Buzu (Gotul). Buzu, 1996.

http://pravenc.ru/text/190085.html

Вскоре после принятия аксумскими царями христианства в сер. IV в. в А. возводится Аксумский собор Богоматери Сионской. В сер. VII в. (по др. данным, в IX в.) А. был заброшен и перестал существовать как город, сохранив лишь значение культового центра, вся жизнь сосредоточилась вокруг этого собора. Неоднократно А. подвергался разграблению и разрушению (наиболее серьезно он пострадал в X в. от царицы Гудит и в 1533 от Ахмада Ибрахима аль-Гази ), но всякий раз возрождался. После династического переворота 1260 г. А. время от времени служил местом коронации эфиоп. императоров. Церемония совершалась в соборе Богоматери Сионской. Последним здесь короновался 21 янв. 1872 г. под именем Йоханнэса IV объединитель Эфиопии, выходец из обл. Тыграй Бэзбэз-Каса, стремившийся вернуть А. его былое величие. Однако после его гибели и воцарения правителя Шоа Менелика II в 1889 г. с надеждой на возрождение А. пришлось расстаться. В наст. время это небольшой эфиоп. городок, центр округа, ставший пограничным с 1991 г. после отделения Эритреи . Ист.: Claudii Ptolemaei Geographia. IV 8, 25 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 148); Cosmas Indicopleustes.Topographia christiana. II 48. 7–8; 51. 4; 54. 4; 55, ill.; 56. 4; 64. 13; III 66. 1; VI 1. 11; 6. 8; 10 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 191–193, 196–197); Liber Axumae/Ed. K. Conti Rossini//CSCO. Ser. 2. T. 8. 54 (Textus); 58 (Versio). P., 1909; 1910. (Scr. aethiop. 24; 27); Periplus maris Erythraei. § 4–5 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 100–101, 104); Procopius. De bello persico. I 19. 17; 22; 27 (рус. пер.: Прокопий. Война с персами. С. 62–63); Photius. Ex historia Nonnosi excerpta/Ed. I. Bekker, B. G. Niebuhr//CSHB. Bonnae, 1829. Pars 1. P. 478–482. Лит.: Littmann E., Lüpke Th. von. Reisebericht der Expedition: Topographie und Geschichte Aksums//Deutsche Aksum-Expedition. B., 1913. Bd. 1; idem. Sabäische, Griechische und Altabessinische Inschriften//Ibid. Bd. 4; Monneret de Villard U. Aksum: Richerche di topografia generale. R., 1938; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV–VI вв. М.; Л., 1951. С. 130–131, 150–152, 165, 168, 262, 268–270; Ethiopia: Statistical Abstracts, 1986. Addis Ababa, 1986. P. 33; Munro;Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. P. 9–29, 33–38, 104–143, 258–269; Neguissie C. Aksum and Matara: A Stratigraphic Comparison of Two Aksumite Towns//New Trends in Ethiopian Studies: Ethiopia, 94: Papers of the 12th Intern. Conf. of Ethiopian Stud. Michigan State Univ., 5–10 Sept. 1994/Ed. H. G. Marcus, G. Hudson. Lawrenceville, 1994. Vol. 1. P. 45–83; Phillipson D. W.The 1993 Excavations at Aksum//Ibid. P. 84–96; Francaviglia V. M. Rise and Fall of Obelisks at Aksum//Ibid. P. 26–35.

http://pravenc.ru/text/540784.html

25-26). Пурпурный Д. надевался ими в день Рождества Христова и Богоявления (Ibid. 190. 3-4, 13-14), Благовещения, Успения и Рождества Пресв. Богородицы (Ibid. 189. 17; I 190. 20; I 191. 32), Воздвижения Креста Господня (Ibid. 190. 28-29), в день памяти вмч. Димитрия Солунского (Ibid. 190. 30-31), празднования Собора архистратига Михаила (Ibid. 190. 32-1), в день своего рождения (De cerem. II 277. 7) и престольный праздник Новой великой церкви (Ibid. I 189. 29). В белый Д. облачались на Светлой неделе, на празднование Преполовения, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения (Ibid. 188. 10, 17-18; 189. 25, 32). Император был одет в Д., когда производили кого-либо в чин патрикия ( Беляев. Т. 2. С. 35). В Д. облачались протоспафарии-евнухи на празднование Богоявления ( Const. Porphyr. De cerem. I 142. 27); белые Д. надевали на Преполовение Пятидесятницы (Ibid. 100. 32). Возводимые в сан новелиссима во время торжественной церемонии облачались в красные Д. (Ibid. II 227. 20), в сан куропалата - в пурпурные (Ibid. 230. 19). Со временем Д., получившие наименование саккоса, стали носить и Визант. патриархи ( Дмитриевский. Ставленник. С. 260-261). На изображениях имп. Д. не всегда легко отличить от скарамангия. Оба платья были вытканы золотом и имели схожую золотую выделку на плечах и по кайме. Наиболее существенные изменения Д. претерпел в XI-XII вв.: заметно сузились рукава, золотое шитье подола, прежде изображавшееся простой горизонтальной линией, было продолжено по кайме обоих бортов вверх, заканчиваясь вышитыми медальонами. Лит.: Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, мат-лы и заметки по визант. древностям СПб., 1891-1906. Т. 1-3; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; ODB. 1991. Vol. 1. P. 639; Cat. of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Coll. and the Whittemore Coll. Wash., 1999. Vol. 4. N 157: Alexius I to Michael VIII, 1081-1261/M. Hendy. Э. П. Л., М. Н. Бутырский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/171957.html

Соч.: Fasti censorii. B., 1873; Die handschriftliche Überlieferung der Kirchengeschichte des Euagrius//ZKG. 1882. Bd. 5. S. 315-322; Zur Kenntnis der Weltchronik des Georgios Monachos//Historische Untersuchungen: A. Schäfer gewidmet. Bonn, 1882. S. 276-295; Zu Theodorus Lector//ZKG. 1883/1884. Bd. 6. S. 573-577; Die Chronik des Georgios Monachos als Quelle des Suidas//Hermes. B., 1886. Bd. 21. S. 1-26; Vita Euthymii: Ein Anecdoten zur Geschichte Leos des Weisen a. 886-912. B., 1888; Zur Chronographie des Theophanes//Hermes. 1890. Bd. 25. S. 301-307; Nachträge zu den «Notitiae Episcopatuum», I-III//ZKG. 1890. Bd. 12. S. 300-322, 519-533; 1894. Bd. 14. S. 573-599; Römische Kaisergeschichte in byzantinischer Fassung. I//BZ. 1892. Bd. 1. S. 13-33; Idem. II: Georgius Monachus, Georgius Cedrenus, Leo Grammaticus. III//Ibid. 1893. Bd. 2. S. 1-21, 195-211; Der Angriff der Rhos auf Byzanz//Ibid. 1895. Bd. 4. S. 445-466; Zur kirchenhistorischen Literatur//Ibid. 1896. Bd. 5. S. 16-23; Die Chronik des Logotheten//Ibid. 1897. Bd. 6. S. 233-284; Der Bericht des Georgios Monachos über die Paulikianer//Ibid. 1898. Bd. 7. S. 40-49, 285-298; Bericht über eine Studienreise nach Italien, Spanien und England zum Zwecke handschriftlicher Studien über byzantinische Chronisten//SPAW. 1899. Bd. 51. S. 922-934; Weiteres zur Chronik des Logotheten//BZ. 1901. Bd. 10. S. 70-90; Zweiter Bericht über eine Studienreise nach Italien zum Zwecke handschriftlicher Studien über byzant. Chronisten//SPAW. 1902. Bd. 54. S. 146-164; Zu Johannes Skylitzes//BZ. 1904. Bd. 13. S. 356-369; Weiteres zur Chronik des Skylitzes//Ibid. 1905. Bd. 14. S. 409-467; Suidas und die Konstantinsche Excerptsammlung I.//Ibid. 1912. Bd. 21. H. 3/4. S. 381-424; 1914/1919. Bd. 23. S. 1-127; L " héritage de Byzance dans l " histoire de la Russie//Revue générale. 1924. Vol. 57. P. 335-357. Изд.: Nicephori Chronographia. Lpz., 1880; Theophanis Chronographia. Lipsiae, 1883. T. 1; Theophylacti Simocattae Historiae. Lpz., 1887; Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius: In bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes. Lpz., 1888. (TU; Bd. 5. H. 2); Constantini Porphyrogeniti Excerpta historica iussu imperatoris confecta. B., 1903. T. 1 (pars 1-2); 1906. T. 3; Georgii Monachi Chronicon. Lipsiae, 1904. 2 t.

http://pravenc.ru/text/171529.html

располагались войска Селевкидов, к-рые атаковали отсюда повстанцев в Иудее (1 Макк 4. 15; 2 Макк 10. 15, 17; 12. 32; Ios. Flav. Antiq. XII 7. 4). Иуда Маккавей позднее захватил идумейские города Хеврон (1 Макк 5. 65), Марешу и Азот (Ашдод) ( Ios. Flav. Antiq. XII 8. 6). В 163 г. до Р. Х. наместник зап. селевкидских провинций Лисий возобновил наступление на Иудею с территории И. (1 Макк 6. 31, 50; Ios. Flav. Antiq. XII 9. 4-5). Атаки повторились в 143 г. до Р. Х. (1 Макк 13. 20; Ios. Flav. Antiq. XIII 6. 4). Хасмонейский правитель Иоанн Гиркан I завоевал И., принудил ее муж. население пройти обряд обрезания (1 Макк 4. 36-59) и включил в состав Хасмонейского гос-ва ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). При Александре Яннае правителем И. был назначен Антипатр (Ibid. XIV 1. 3). Он или его сын, носивший такое же имя, вместе с набатейским царем Аретой III поддерживал хасмонея Гиркана II в его борьбе за трон с Аристовулом (Ibid. XIV 1. 3). И. (без г. Мареши) осталась частью рим. пров. Сирия (Ibid. XIV 4. 4) после политической реорганизации Палестины Помпеем в 63 г. до Р. Х. После раздела царства Ирода И. попала под власть этнарха Архелая (Ibid. XVII 11. 4-5). В 41-44 гг. была в составе царства Агриппы I (Ibid. XIX 5. 1). В 6-41 гг. и после 44 г. И. как часть Иудеи находилась под непосредственным управлением римлян. Во время 1-го антирим. восстания в 68 и 69 гг. нек-рые группы зилотов (напр., Иоанна Гисхальского) пытались привлечь идумеев на свою сторону. В то же время группировка Шимона бар Гиоры подвергла И. разграблению ( Ios. Flav. De bell. IV 9. 5). После взятия Иерусалима войска Веспасиана опустошили И., часть населения была уничтожена, мн. жители переселены в др. места. После 70 г. И. включена в состав пров. Иудея. Лит.: Schalit A. König Herodes: Der Mann und sein Werk. B., 1969; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 19732; Fischer T. Seleukiden und Makabbäer. Bochum, 1980; H ü bner U. Idumea//ABD. Vol. 3. P. 383; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м.

http://pravenc.ru/text/293555.html

В «Защитительном слове о бегстве своем» свт. Афанасий без указания места ссылки повторил имена всех перечисленных ранее Е. и., за исключением 10 последних. Многие из них умерли по дороге, другие - в изгнании; 30 епископов были вынуждены спасаться бегством ( Idem. Apol. de fuga sua. 7). Из контекста понятно, что гонение началось после прибытия в Александрию Георгия Каппадокийца (24 февр. 357; Ibid. 6). В V в. это сообщение свт. Афанасия об изгнании Е. и. с указанием имен 16 епископов и 2 пресвитеров цитировали церковные историки Сократ Схоластик ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 28) и Феодорит, епископ Кирский ( Theodoret. Hist. eccl. II 14). После смерти имп. Констанция II (361) и выхода указа имп. Юлиана Отступника о возвращении изгнанных епископов некоторые из Е. и. снова заняли свои кафедры ( Болотов. Лекции. Т. 4. С. 82). Из участников Александрийского Собора 362 г., подписавших составленный свт. Афанасием «Свиток к антиохийцам» ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 10), к Е. и. могут относиться Марк, еп. Зигр в Ливии, Марк, еп. Фил, Ермион, еп. Таниса, Агафодемон, еп. Схедии и Менелаита, Драконтий, еп. М. Гермополя, Агаф, еп. Фрагониса, Адельфий, еп. Онуфиса в В. Египте, Гаий, еп. Паретония в Ливии, Пафнутий, еп. Саиса, и Аммоний, еп. Пахнемуниса. 3 последних епископа, возможно, участвовали в 335 г. на стороне свт. Афанасия в Тирском Соборе , а после 346 г. подписали решения Сардикийского Собора (соответствующие списки см.: Idem. Apol. contr. ar. 50, 79, но без указания кафедр) наряду с Аполлосом, Ермием, Ираклидом, Диоскором, Пафнутием, Муием, Псаисом (Ψης), Аполлонием, Анагамфом, Псеносирисом и Ниламмоном. Учитывая, что многие из этих имен были довольно редкими, их с большой долей уверенности можно отнести к Е. и. Известен также Гаий, еп. Тмуиса, участник Вселенского I Собора (325). Еп. Адельфий является адресатом одного из посланий свт. Афанасия, где он прямо назван «исповедником» ( Idem. Ep. ad Adelph.). В конце текста упоминается пресв. Иеракс, возможно, также один из Е. и., который доставил «Письмо к Драконтию» ( Idem. Ep. ad Dracont. 10), написанное незадолго до изгнания епископов. В этом послании свт. Афанасий убеждает Драконтия не покидать кафедру ради продолжения монашеских подвигов и приводит в пример др. епископов, бывших прежде настоятелями мон-рей, в т. ч. Муита из В. Фиваиды, Аммония и Аполлоса (Ibid. 7), к-рые также могли быть из числа Е. и. Кафедра Драконтия, согласно посланию, находилась в Александрийской обл. и играла важную роль в жизни Церкви (Ibid. 1), что вполне приложимо к Гермопольской кафедре и позволяет отождествить данного епископа с Драконтием, упоминаемым в «Свитке к антиохийцам».

http://pravenc.ru/text/189511.html

Соч.: Православные песнопения Рождества, Страстной и Пасхи. Таллин, 1934 (англ. пер.: Orthodox Hymns of Christmas, Holy Week and Easter. N. Y., 1965); Мир и благоволение//Вестн. РСХД в Германии. 1949. 9/12. С. 45-48; Рождественские песнопения//По стопам Христа. Lykens (Pn), 1950. 6; 1951. 1, 2, 3, 4; К трехсотлетию Кормчей Книги//Рус.-Амер. Правосл. вестн. Н.-Й., 1953. 3, 4, 5; Первый выпуск окончивших Св.-Владимирскую ДА//Там же. 7; Новое положение об экзархате МП//Там же. 1954. 8; The Church in Byzantium and in Democratic Countries//SVTQ. 1957. 2; Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; The Statutes of the Russian Orthodox Church of 1945. N. Y., 1959; К 35-летию Детройтского Собора//Рус.-Амер. правосл. вестн. 1959. 2, 3, 6; Christmas in Orthodox Worship. N. Y., 1960; Conditions of Autocephaly//SVTQ. 1961. N 3. P. 11-37; Правовое положение РПЦ в СССР//РПЦ в СССР: Сб. Мюнхен, 1962. С. 113-145; Постоянная конф. канонических правосл. епископов//Рус.-Амер. правосл. вестн. 1963. 1; Toward an American Orthodox Church. N. Y., 1963; Which Councils are Recognized as Ecumenical?//SVTQ. 1963. 2; Американская Митрополия как поместная правосл. Церковь//Там же. 4, 5, 6; О Детройтском Соборе//Там же. 10; Порядок избрания митрополита Русской Православной Церкви Америки//Там же. 1965. 8; От Святейшего Синода к Священному Собору Православной Российской Церкви//На темы русские и общие: Сб. ст. и мат-лов в честь проф. Н. С. Тимашева. Н.-Й., 1965. С. 95-157; Church Reforms in Russia 1905-1918//SVTQ. 1966. 1-2; Church Reforms in Russia, 1905-1918. Bridgeport (Connecticut), 1966; In Memoriam: N. S. Timasheff//SVTQ. 1971. 4. P. 212-214; Рождество, Страстная и Пасха в православном богослужении. Н.-Й., 1973. Лит.: Шмеман А. Юбилей проф. А. А. Боголепова//Рус.-Амер. правосл. вестн. 1956. 2. С. 35-36; Schmemann A. Roll of Honor//SVTQ. 1966. Vol. 10. N 1/2. P. 7-8; idem. In Memoriam: A. A. Bogolepov//Ibid. 1981. Vol. 25. 3. P. 146; A. A. Bogolepov: A Bibliogr.//Ibid. P. 9-11; Трубецкой С. Памяти проф. А. А. Боголепова//Новое рус. слово. Н.-Й., 1980. 13 сент.; он же. Памяти проф. А. А. Боголепова//Рус. мысль. П., 1980. 16 окт.

http://pravenc.ru/text/149481.html

Первоначально днем их памяти было 20 апр., как указано в Сирийском Мартирологе (411). В Мартирологе блж. Иеронима мученицы упоминаются под 14 и 15 апр., 10 и 11 июля - с путаницей и искажением имен. Под 19 окт. содержится запись: «...день памяти святых дев в Антиохии Сирийской Просдоки и Вероники и матери их Домнины и Пелагии». Мц. Пелагия († 303, пам. 8 окт.), подобно Д., В. и П., добровольно лишила себя жизни ради сохранения целомудрия, бросившись с крыши собственного дома. Свт. Амвросий, еп. Медиоланский , объединяет Д. и ее дочерей с Пелагией, к-рую он упоминает как их сестру ( Ambros. Mediol. De virginib.//PL. 16. Col. 183-232). Блж. Августин в кн. «О Граде Божием» пытается оправдать добровольную смерть Д. и ее дочерей прямым повелением Господа ( Aug. De civ. Dei. I 26//PL. 41. Col. 39). В греч. и рус. церковных календарях память Д., В. и П. стоит под 4 окт. Эта дата, обозначенная в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), возникла из-за неверного понимания вступления к Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста о мученицах, где он говорит, что не прошло еще и 20 дней после празднования «памяти Креста». Составитель синаксаря принял этот праздник за день Воздвижения Креста Господня (14 сент.), хотя свт. Иоанн Златоуст, вероятно, имел в виду Великую пятницу. Ист.: BHG, N 274-275; Euseb. Hist. eccl. VIII 12//PG. 20. Col. 769, 772; Ioan. Chrysost. De sanctis martyribus//PG. 50. Col. 629-640 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвальная беседа о св. мученицах Веронике, Просдоке и Домнине//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 674-687); idem. In quatriduanum Lazarum//PG. 50. Col. 641-644 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Слово о четверодневном Лазаре//Там же С. 687-690); SynCP. Col. 103-106; Wilmart A. Le souvenir d " Eusèbe d " Emèse: Un discours en l " honneur des saintes d " Antioche, Bernice, Prosdoce et Domnine//AnBoll. 1920. Vol. 38. P. 241-285; MartHieron. P. 180, 190, 191, 366, 369, 563; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 280-282; ЖСв. Окт. С. 111. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 308; Т. 3. С. 413; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 1912. P. 198; idem. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " antiquité. Brux., 1927. P. 168-169; Π. Γ. Ν. Βερονκη//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 827-828; Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762; Brandi M. V. Bernice, Prosdoce e Domnina//Ibid. Vol. 3. Col. 77-78; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 638; O " Briain F. Bernice//Ibid. T. 8. Col. 835-837; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119; Rapp C. Figures of Female Sanctity: Byzantine Edifying Manuscripts and Their Audience//DOP. 1996. Vol. 50. P. 313-333, 335-344; Winn R. E. The Church of Virgins and Martyrs: Ecclesiastical Identity in the Sermons of Eusebius of Emesa//JECS. 2003. Vol. 11. N 3. P. 309-338.

http://pravenc.ru/text/178887.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010