Муз. coч.:Collecmed Musical Works: In 2 vol. R., 1955-1960. (Corpus mensurabilis musicae; 10); Masses/Transcr. di A. Bortone. Mil., 1958-1960. (Archivium musices metropolitanum Mediolanense; 1-3); Magnificats/Transcr. di F. Fano. Mil., 1959. (Archivium...; 4); Motetti/Transcr. di L. Migliavacca. Mil., 1959. (Archivium...; 5); Liber capelle ecclesie majoris: Libr. 4/A cura di A. Ciceri e L. Migliavacca. Mil., 1968. (Archivium...; 16); Gaffurius codices: Libr. 1-3/Introd. by H. M. Brown. N. Y., 1987. (Renaissance Music in facsimile; 12). Соч.: Theoricum opus musicae disciplinae. Napoli, 1480; Theorica musicae F. Gafori laudensis. Mil., 1492. R., 1934. Bologna, 1969r (англ. пер.: Theory of music/Transl., introd. and not. by W. K. Kreyszig. New Haven, 1993); Practica musicae F. Gafori laudensis: In 4 vol. Mil., 1496. Bologna, 1972r (англ. пер.: The Practica musicae/Transl. and ed. with mus. transcr. by I. Young. Madison (Wisc.), 1969; рус. пер.: [Книги 2 и 4]/Ред. Р. Л. Поспеловой// Беленькая И. И. Проблемы мензуральной теории в наследии Рамоса де Парехи и Франкино Гафури: Дипл. раб.: В 2 т./ДВПИИ. Владивосток, 1991. Ркп. Т. 2); De harmonia musicorum instrumentorum opus. Mil., 1518. Bologna, 1972r. R., 1977. (англ. пер.: Harmonia.../Introd. and transl. by C. A. Miller. R., 1977. (Musicological Stud. and Doc.; 33)); Extractus parvus musicae/Ed. F. A. Gallo. Bologna, 1969. Лит.: Caretta A. , Cremascoli L. , Salamina L. Franchino Gaffurio. Lodi, 1951; Miller C. A. Gaffurius " Practica Musicae: Origin and Contents//Musica Disciplina. 1968. Vol. 22. P. 105-128; idem. Early Gaffuriana: New Answers to Old Questions//MQ. 1970. Vol. 56. P. 367-388; Noblitt T. L. The Ambrosian Motetti missales Repertory//Ibid. P. 77-103; Palisca C. V. Humanism in Italian Renaissance Musical Thought. New Haven, 1985. P. 191-232; Kanazawa M. Franchino Gafori and Polyphonic Hymns//Tradition and its Future in Music. Osaka, 1990. P. 95-101; A Correspondence of Renaissance Musicians/Ed. B. J. Blackburn, E. E. Lowinsky, C. A. Miller. Oxf., 1991; Гирфанова М. Е. Мензуральная теория и практика XIV-XV вв.: Канд. дис./МГК. М., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/161758.html

10 О мистериях в век христианства см. и у Joseph Blötzer S. J., Das heidnische Mysterienwesen zur Zeit der Entstehung des Christentums в “Stimmen aus Maria-Laach” I.XXI, 4 (Oktober 1906), S. 388 ff.; 4 (November 1906), S. 500 ff. 11 См. о сем y Prof. Dr. Ernst von Dobschütz. Das apostolische Zeitalter в “Religionsgeschichtliche Volksbücher» herausg. von Fr. Michael Schiele I, 9 (Halle a. Saale 1905), S. 28. 12 Kaufmann Kohler, Art. “Saul of Tarsus” в The Jewish Encyclopedia Xl (New York and London 1905), p. 79b. 83a-b. 13 См. и Lic. Dr. Alfred Jeremias, Monoteistieche Strömungen innerhalb der babylonischen Religion (Lpzg 1904), S. 17. Prof. Dr. H. J. Holtzmann, Sakramentliches im Neuen Testament st “Archiv für Religionwissen-schaft” VII (1904), 1–2, S. 61 ff. 16 Dr. phil. Paul Ziegert, Ueber die Ansätze zu einer Mysterienlehre aufgebaut auf den antiken Mysterien bei Philo Judaeus в “Studien und Kritiken” 1894, IV, S. 706 ff. 724. 17 Dr. Emanuel Marius, Die Persénlichkeit Jesu Christi mit besonderer Rücksicht auf die Mythologien und Mysterien der alten Völker (Lpzg 1881), S. 150. Prof. Dr. Lawrence H. Mills в первой части своего труда “Zarathushtra, Philo, the Achaemenids, and Israel, being a Treatise upon the Antiquity and Influence of the Avesta” (Parts 1 and 2, Chicago 1906) говорит о соотношении “амешеспентов” маздеизма с доктриною Логоса, как зависимого от парсизма. 18 Rev. James Moffatt, Zoroastrianism and Primitive Christianity в “The Hibbert Journal” I, 4 (July 1904), p. 773. Так и Albrecht Dieterich, который во всем этом эпизоде видит просто позднейшую легенду (Die Weisen aus dem Morgenlande в “Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft” Ill 1, S. 4–5), a † Prof. Hermann Usener утверждает, что история рождества и детства Христова во всех своих частностях покоится на языческой первооснове (Geburt und Kindheit Christi ibid. IV 1, S. 21 и по-английски Art. “Nativity [Narratives]” в Encyclopaedia Biblica III, col. 3352). 19 Prof. Dr. Julius Grill, Die persische Mysterienreligion im römischen Reich und das Christentum, S. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Соч.: Liturgia Dionysii Episcopi Amid, qui et Barsalibi// Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 449-452; Gwynn J. Hippolytus and his «Heads against Caius»//Hermathena. Dublin, 1888. Vol. 6. P. 397-418; idem. Hippolytus on St. Matthew XXIV 15-22//Ibid. 1890. Vol. 7. P. 137-150; Expositio Liturgiae/Ed., lat. interpr. H. Labourt. P., 1903. (CSCO; 13-14. Syr.; 93); Comment. in evangelia/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek, J.-B. Chabot, A. Vaschalde. P., 1906, 1915-1922, 1931-1935, 1939-1940. (CSCO; 15-16, 77, 85, 95, 98, 113-114. Syr.; 15-16, 33, 40, 47, 49, 60-61); The Treatise Against the Jews: Pt. 1/Ed. J. de Zwaan. Leiden, 1906; Discours de Jacques (Denys) Bar Salibî à l " intronisation du patriarche Michel le Syrien/Éd. J.-B. Chabot//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1908. Vol. 11. P. 87-116; In Apocalypsim, Actus et Epistolas Catholicas/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek. P., 1909-1910. 2 vol. (CSCO; 53, 60. Syr.; 18, 20); The Treatise Against the Melchites/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1927. P. 1-95; The Treatise Against the Armenians/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1931 (арм. пер. П. Эссабаляна: Handes Amsorya. W., 1938. T. 52. P. 89-101, 185-197); Enarratio in Ioannem/Ed. R. Lejoly. Dison, 1975. 4 vol.; Kohelet-Kommentar/Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1988 [коммент. на Екклесиаста]; Pu  a  qa   d-mawa  ta   de-qadd  a   Ma  r Ewagrs h  da  ya  /Ed. J. Y. Çiçek. Losser, 1991 [коммент. на Евагрия]; Comment. on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1998; Die Eucharistiefeier in der Deutung syrischer Liturgieerklärer: Die Liturgiekommentare von Georg dem Araberbischof ( 724), Mose bar Kepha ( 903), Dionysius bar Salibi ( 1171)/Hrsg. A. Heinz. Trier, 2000; Ryan S. D. Dionysius Bar Salibi " s Factual and Spiritual Comment. on Psalms 73-82. P., 2004 [крит. изд. с пер. и исслед.]; A Response to the Arabs/Ed., transl. J. P. Amar. Lovanii, 2005. 2 vol. (CSCO; 614-615. Syr.; 238-239); Comment. on Myron and Baptism/Ed. B. Varghese. Kottayam, 2006. Ист.: Assemani. BO. T. 2. P. 156-211; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. T. 1. P. 503, 513-515, 559-562; T. 2. P. 351; Michel le Syrien. Chronique/Éd. J.-B. Chabot. Brux.,1963r. T. 3. Passim.

http://pravenc.ru/text/ДИОНИСИЙ БАР ...

Скворцов К. О первом послании Климента Римского к Коринфянам. – ТКДА 1874, т. 21, 4, 48–67. Приселков, ук. выше соч. Петрушевский П. Св. Климент, еп. Римский. – Миссионерское обозрение, 1897, июль-авг., кн. 2, с. 482–498; сент.-окт., кн. 2, с. 599–614. Сагарда А. Св. Климент Римский . – ПрЧт 1915, 15, 497–506; 17, 603–610; 18, 652–656; 19, 710–715. Brunner G. Die theologische Mitte des ersten Klemensbriefes. Ein Beitrag zur Hermeneutik Frühchristlicher Texte. Frankfurt, 1972 (Frankfurter theol. Stud. 11). X, 178 S. Bumpus H.B. The Christological Awareness of Clement of Rome and Its Sources. Cambridge, 1972. XI, 196 p. Hagner D.A. The Use of the Old and New Testaments in Clement of Rome. Leiden: Brill, 1973 (N.T. Suppl. 34). XII, 393 p. Leder H.G. Studien zum 1. Clemensbrief. Greifswald, 1975. [Dissert.] XXXI, 375 S. Wilson J.W. The first epistle of Clement. A theology of power. Duke University Durham, NC, 1976 (microfilm). 174 p. [Summary: DA 37, 1977, 7802A]. Fuellenbach J. Ecclesiastical Office and the Primacy of Rome: An Evaluation of Recent Theological Discussion of First Clement. Washington: Catholic Univ. of America Press, 1980 (Stud, in christ. ant. 20). IX, 278 p. Riggi C. Lo Spirito santo nell’antropologia della I Clementis. – Augustinianum 20, 1980, 499–507. Кабыжакова Л. Святитель Климент, третий епископ Римский. – ЖМП 1987, 1, 10–16. (Общая, но достаточно информативная статья. Библиография в 21 на с. 16). Bowe В.Е. A Church in Crisis: Ecclesiology and Paraenesis in Clement of Rome. Minneapolis, 1988. Knoch O.B. Im Namen des Petrus und Paulus: Der Brief des Clemens Romanus und die Eigenart des römischen Christentums. – ANRW II.27.1, 3–54. Bakke O.M. The Rhetorical Composition of the First Letter of Clement. – Studia Patristica 37, 2001, 155–162. Pani G. II concetto di πιεκεια nella struttura della Prima Clementis. – Ibid., 282–292. Неподлинные сочинения Второе послание к Коринфянам CPG 1003. TLG 1271/2 Издания The second epistle of Clement to the Corintians, ed. by T.W. Crafer. L.; N.Y., 1921. X, 22 p. (Texts for students 22). Англ. пер. вышел в 1922 г. в той же серии, 22А.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Подобная позиция приводила к напряжению в отношениях сторонников К. и гос-в, на территории к-рых действовали его адепты. Они периодически прибегали к насилию в ответ на давление со стороны властей: в 1979 г. произошли волнения, когда режим Мобуту Сесе Секо в Заире (ныне Демократическая Республика Конго) направил армейские подразделения в находившуюся под контролем К. пров. Шаба (ныне Катанга, Демократическая Республика Конго) для усмирения сектантов, отказывавшихся от уплаты налогов, атаковавших гос. учреждения и нападавших на полицию. Ответом на репрессии со стороны гос-ва стали массовые переселения людей в отдаленные регионы с целью свести к минимуму отношения с властями. Наибольшее количество адептов движения К. по-прежнему проживает в пров. Катанга и на территории, прилегающей к Меденосному поясу в Замбии, хотя в последние десятилетия наблюдается значительная миграция в отдаленные зап. регионы страны на границе с Конго и в сев.-вост. области вдоль границы с Угандой и Суданом. Также значительное количество приверженцев К. живут в Малави, Замбии и Зимбабве, где за движением закрепилось название «Читавала». В кон. XX - нач. XXI в. в нек-рых странах тропической Африки стали возникать синкретические секты, близкие к учению К. По различным данным, в кон. XX в. ок. 50 тыс. чел. входили в эти орг-ции. Лит.: Paulus J.-P. Le Kitawala au Congo Belge. Brux., 1956; Biebuyck D. La société Kumu face au Kitawala//Zaire. Brux., 1957. T. 11. N 1. P. 7-40; Lemarchand R. Political Awakening in the Belgian Congo. Berkeley, 1964; Greschat H.-J. Kitawala: Ursprung, Ausbreitung und Religion der Watch-Tower-Bewegung in Zentralafrika. Marburg, 1967; Gérard J. E. Les Fondements syncrétiques du Kitawala. Brux., 1969; Anyenyola Welo J. Le mouvement Kitawala en République du Zaïre//Problèmes Sociaux Zaïrois. Lubumbashi, 1972. N 96/97. P. 3-26; Kanyinda Lusanga M. T. M. Le Facteur religieux comme agent de prise de conscience politico-nationaliste pendant la periode colonial au Zaïre: Le cas des mouvements Messianiques (Kimbanguisme, Kitawala)//Études Zaïroises. Kinshasa, 1975. N 2. P. 41-69; Njangu C-C. Le Kibanguisme et le Kitawala: Étude comparative//Antennes. Léopoldville, 1975. N 1. P. 4-26; De Mahieu W. Les Komo et le Kitawala//Cahiers des Religions Africaines. Kinshasa, 1976. Vol. 10. N 19. P. 51-66; Mwene-Batende [G.] Le Kitawala dans l " évolution socio-politique récente//Ibid. P. 81-105; idem. Mouvements messianiques et protestation sociale: Le Cas du Kitawala chez les Kumu du Zaïre. Kinshasa, 1982; Ranger T. O. Religious Movements and Politics in Sub-Saharan Africa//African Studies Review. Atlanta, 1986. Vol. 29. N 2. P. 1-69; Higginson J. Liberating the Captives: Independent Watchtower as an Avatar of Colonial Revolt in Southern Africa and Katanga, 1908-1941//J. of Social History. Pittsburg etc., 1992. Vol. 26. N 1. P. 55-80. Э. Небольсин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841137.html

Спорным остается вопрос о том, упомянут ли П. в глоссе к Decretum Gratiani. C. 20 q. 1 c. 10 под сиглой Hu. Io. (так обозначались комментарии, сделанные декретистами Гугуччо Пизанским и Иоанном Тевтоном ), на к-рую обратили внимание М. Сарти и М. Фатторини (...a suo auctore scilicet discipulo Gratiani, qui Paucapalea vocabatur secundum Hu. Io.- Sarti M., Fattorini M. De claris archigymnasii Bononiensis professoribus, a saec. 11 ad saec. 14. Bononiae, 1769. Vol. 1. Pars 1. P. 281). Несмотря на то что ни Гугуччо в своей «Summa» (1188), ни Иоанн Тевтон в составленном им аппарате глосс к Декрету Грациана (1216/17) не упоминают о П., с 20-х гг. XIX в. достоверность этой глоссы и авторство П. не ставились под сомнение ( Bickell, Hupfeldus. 1827. P. 2-4). То, что П. является автором суммы «Quoniam in omnibus rebus», впервые предположил нем. исследователь канонического права Ф. Маассен (1823-1900). Он опознал сочинение по фрагменту, известному под заголовком «Glose Gratiani super Canon(um)», и по штутгартским «Excerpta ex Summae Pauce Paleae» ( Maassen. 1859. S. 51-70). Историк права И. Ф. фон Шульте (1827-1914) датировал деятельность П. 1144-1150 гг., он назвал его автором неск. глав Декрета и ряда глосс и, следуя традиции XII в., указал, что П. принадлежало деление 1-й и 3-й частей Декрета Грациана на разделы ( Schulte. 1875. S. 108-114). Время создания суммы «Quoniam in omnibus rebus» исследователи указывают по-разному: 1140-1148 гг. ( Kuttner. 1937. S. 125-127), ок. 1150 г. ( Weigand. 1981), 1150-1155 гг. ( Viejo-Xim é nez. 2011. P. 74). Это произведение является не аналитическим комментарием, а компиляцией. П. цитирует фрагменты Декрета Грациана и дополняет их ссылками на Свящ. Писание, нормами рим. и канонического права, фрагментами из творений отцов Церкви, сочинений декретистов, глоссами. На основании того, что в произведении используются разговорные выражения, Шульте предположил, что оно предназначалось для преподавания (Die Summa. 1890. S. XXII). Сумма «Quoniam in omnibus rebus» посвящена процессуальным вопросам (ordo iudiciarius): в прологе П. возводит судебную процедуру к ВЗ (Быт 3. 8-14) (Ibid. S. 1), и даже позднее его объяснение оставалось крайне популярным среди канонистов ( Pennington. 1993. P. 142-143; Idem. 1998. P. 18-20).

http://pravenc.ru/text/2579792.html

И. из С. вел переписку с гуманистами XV в. Николаем Кузанским , Жаном Жерменом и Энео Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ). Незадолго до смерти И. из С. завещал Саламанкскому ун-ту свою б-ку, в которой насчитывалось 108 рукописей. Соч.: Concordantiae partium sive dictionum indeclinabilium totius Bibliae. Basel, 1496; Septem allegationes... circa sacratissime Virginis Mariae immaculatam conceptionem. Brüx., 1664, 1965r; Historia gestorum generalis synodi Basiliensis//Monumenta conciliorum generalium saeculi XV. Vindobonae, 1873. T. 2. Pt. 1; 1886. T. 3. Pt. 2; 1935. T. 4. Pt. 3; Amplificatio disputatione auctoritate//Ibid. 1873-1896, 1932. T. 2/3. Pt. 1-5; Tractatus super presidencia in concilio Basiliensis. Freiburg, 1968; Liber de magna auctoritate episcoporum in concilio generali/Ed. R. De Kegel. Freiburg, 1995. Лит.: González J. El maestro Juan de Segovia y su biblioteca. Madrid, 1944; Cabanelas Rodríguez D. Juan de Segovia y el problema islámico. Madrid, 1952. Granada, 2007r; García Hernando J. Juan de Segovia defensor de la Inmaculada Concepción de María//Estudios Segovianos. Segovia, 1958. T. 10. N 28/29. P. 179-195; Fromherz U. Johannes von Segovia als Geschichtsschreiber des Konzils von Basel: Diss. Basel, 1960; Krämer W. Konsens und Rezeption. Münster, 1980. S. 207-255; Hernández Montes B. Biblioteca de Juan de Segovia: Ed. y coment. de su escritura de donación. Madrid, 1984; idem. Segovia Juan Alfonso, de//Diccionario de historia eclesiástica de España. Madrid, 1987. T. 4. Col. 2401-2403; Reinhardt K. Johannes von Segovia//BBKL. Bd. 3. S. 561-563; Aubert R. Jean de Segovie//DHGE. T. 27. Col. 621-622; Mann J. D. Truth and Consequences: Juan de Segovia on Islam and Conciliarism//Medieval Encounters: Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue. Leiden, 2002. Vol. 8. N 1. P. 79-90; idem. Refuting the Pope: Comments on Juan de Segovia " s Gloss on the Bull «Etsi non dubitemus»//Annuarium Conciliorum Historiae. Paderborn, 2005. T. 37. P. 323-340; idem. Juan de Segovia and Medieval Hebdomadal Meditation on the Life of Christ//Studies in Spirituality. Kampen, 2008. Vol. 18. P. 113-132; Wolf A. M. Precedents and Paradigms: Juan de Segovia on the Bible, the Church and the Ottoman Threat//Scripture and Pluralism: Reading the Bible in the Religiously Plural Worlds of the Middle Ages/Ed. T. J. Heffernan, T. E. Burman. Leiden, 2005. P. 147-160; Sanz Santacruz V. Juan de Segovia y Nicolás de Cusa frente al Islam//Annuario de Historia de la Iglesia. Pamplona, 2007. T. 16. P. 181-194.

http://pravenc.ru/text/471247.html

О строительстве Л. комплекса церквей, носящих его имя, сохранились лишь легендарные сведения. Подлинность надписей, содержащих упоминание Л., на деревянных подставках (манбарах) под таботы (аналоги антиминсов) в некоторых из этих храмов ( Strelcyn. 1979) вызывает сомнение, поскольку комплекс подвергся разорению в ходе нашествия Ахмада Ибрахима аль-Гази (Граня) во 2-й четв. XVI в. Факт паломничества Л. в Иерусалим, о котором повествуют его Житие и Житие его супруги Маскаль Кэбра, достоверными источниками также не подтверждается. В то же время на тесную связь Л. с ближневост. христ. традициями может указывать соотнесение дня его кончины в пространном Житии с сир. календарем - 22 хазирана, т. е. июня (Vie de Lalibala. 1892. P. 63 (texte), 128 (trad.)). Эта дата не совпадает с эфиоп. днем его памяти (6 июня), приведенным и в пространном, и в синаксарном Житиях и, возможно, приуроченным к освящению храмов в Лалибэле. Ист.: Conti Rossini C. L " Evangelo d " oro di Dabra Libânos//RRAL. Ser. 5. 1901. Vol. 10. P. 186-192 (рец.: Тураев Б. А.//ЗВОРАО. 1902. Т. 14. С. 062-066); Kebra Nagast: Die Herrlichkeit der Könige/Hrsg. und mit deutscher Übers. versehen von C. Bezold. Münch., 1905. S. 172 (эфиоп. паг.), 138 (европ. паг.); Kur St. Édition d " un manuscrit éthiopien de la Bibliothèque Vaticane: Cerulli 178//MRAL. Ser. 8. 1972. Vol. 16. Fasc. 7. P. 383-426; History of the Patriarchs of the Egyptian Church/Transl. A. Khater, O. H. E. Burmester. Cairo, 1970. Vol. 3. Pt. 2. P. 109-115 (араб. паг.), 184-193 (европ. паг.); Le Synaxaire éthiopien: Les mois de Sanê, Hamlê et Nahasê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1907. Pt. 1: Mois de Sanê. P. 600-602. (PO; T. 1. Fasc. 5); Vie de Lalibala, roi d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon. P., 1892. Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot//RRAL. Ser. 5. 1895. Vol. 4. P. 341-359; Тураев Б. А. Исследования в области агиол. источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 67-75; Strelcyn St. Quelques inscriptions éthiopiennes sur les «mänabert» des églises de Lalibäla et de sa région//BiblOr. 1979. Jg. 36. N 3/4. P. 137-156; Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 18-33; Derat M.-L. Lalibäla//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 477-480; eadem. Les donations du roi Lâlibalâ: Éléments pour une géographie du royaume chrétien d " Éthiopie au tournant du XIIe et du XIIIe siècle//Annales d " Éthiopie. P., 2010. T. 25. P. 19-42; Balicka-Witakowska E. King Labibäla in Art//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 480-482; Bosc-Tiess é Cl., Derat M.-L. Les recherches en cours à Lâlibalâ et dans le Begwenâ-Lâstâ//Annales d " Éthiopie. 2010. T. 25. P. 15-17; Bosc-Tiess é Cl. et al. Les inscriptions arabes, coptes et guèzes des églises de Lâlibalâ//Ibid. P. 43-53.

http://pravenc.ru/text/2462565.html

Список своих сочинений Г. Т. привел в конце 10-й кн. «Истории франков»: «Я написал десять книг «Истории», семь книг о чудесах, одну книгу о Житии [святых] отцов, сочинил одну книгу толкований на Псалтирь и одну книгу о чине церковных служб» (Ibid. X). «Книги о чудесах», как отмечал Г. Т. в предисловии к ее последней части, представляют собой одно произведение, лишь для удобства разделенное на 7 частей (книг). Изначально он включил в нее также «Житие отцов», к-рое впосл. изъял и оформил как самостоятельное произведение. Сигиберт из Жамблу дал иное разделение книг Г. Т. с измененными названиями. В совр. изданиях названия этих книг приводятся в следующем виде: 1. «De gloria martyrum» (О славе мучеников), 2. «De passione, virtutibus et gloria s. Iuliani» (О страдании, чудесах и славе св. Иулиана), 3-6. «De miraculis s. Martini» (О чудесах св. Мартина), 7. «De gloria confessorum» (О славе исповедников). Точное время создания этих произведений неизвестно; восстанавливается лишь последовательность, в к-рой они составлялись, с учетом того, что Г. Т. часто оставлял уже начатый труд, приступая к другим или возобновляя работу над начатой ранее книгой. Так, в «Книгах о чудесах» первыми были написаны 2 книги «О чудесах св. Мартина», затем - «Житие отцов», «О славе мучеников» и «О чудесах св. Иулиана», 3-я и 4-я книги «О чудесах св. Мартина» и «О славе исповедников». Весь комплект «Книг о чудесах» был завершен между 588 и 592 гг. Окончательная версия «Жития отцов», к к-рой относится и пролог, была создана после кн. «О славе исповедников». Собственно богословских сочинений Г. Т. не оставил: им написано единственное экзегетическое произведение - комментарий на книгу Псалмов, от к-рого сохранились лишь фрагменты. В основном писал исторические и агиографические труды, считая последние наиболее действенным инструментом христианизации. В составленном им списке сочинений он обозначил «Историю франков», самое известное свое произведение, как «Decem libri historiarum» (Десять книг историй; наст. название сочинения точно не установлено). Несмотря на многочисленные заботы и участие в личных и политических делах меровингских королей, Г. Т. постоянно возвращался к составлению «Истории...», неоднократно переделывая написанное. Во вступлении к сочинению он отмечает упадок образования и нехватку ученых историков, сообщает, что его целью является передача потомству памяти о делах прошлых лет и о тех событиях, современником к-рых был он сам. Помимо изложения политической истории Г. Т. сообщает ценные сведения об экономике, о торговле, о налогах и финансах, о народных волнениях, о политике Церкви, о культуре и быте, к-рые рассеяны по 10 книгам «Истории...».

http://pravenc.ru/text/168077.html

К программе А. имеют отношение 113 новелл Льва VI, представляющее своего рода дополнение к Василикам. Здесь разрабатываются вопросы церковного, наследственного, процессуального и уголовного права, брачных и семейно-имущественных отношений. Изд.: Zachari ä von Lingenthal K. E. [Hrsg. ]. Ο ΠΡΟΧΕΙΡΟΣ ΝΟΜΟΣ: Imperatorum Basilii, Constantini et Leonis Prochiron. Heidelbergae, 1837; Zachariae a Lingenthal C. E. Collectio librorum iuris Graeco-Romani ineditorum. Lipsiae, 1852. P. 53-217 [изд. «Исагоги»]; Noailles P. , Dain A. [ é d. ]. Les Novelles de Léon VI le Sage. P., 1944; Scheltema H. J. , Wal N. van der, Holwerda D. Basilicorum libri LX A I-VIII (Textus librorum I-LX) und B I-VIII (Scholia in libros I-LX 16). Groningen; Djakarta; den Haag, 1953-1988. Лит.: Азаревич Д. История византийского права. Ярославль, 1876. Т. 1. Ч. 2. С. 4-115; Zachari ä von Lingenthal K. E. Geschichte des griechisch-römischen Rechts. B., 18923. Aalen, 1955r; Бенеманский М.Ο ΠΡΟΧΕΙΡΟΣ ΝΟΜΟΣ императора Василия Македонянина: Его происхождение, характеристика и значение в церк. праве. Серг. П., 1906. Вып. 1; Pieler P. E. Byzantinische Rechtsliteratur// Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Münch., 1978. Bd. 2. S. 445-461; Wal N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Fr./M., 1986; idem. «Frömmigkeit ziere das Werk»: Zur Datierung der 60 Bücher Leons VI//Subseciva Groningana: Stud. in Roman and Byzantine Law. Groningen, 1990. Vol. 3. P. 79-94; Τρωινος Σπ. Ν. Ο πηγς το βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1986. Σ. 100-114; idem. Ο μγας Θτιος κα ο διατξεις τς «Εσαγωγς»//Εκκλησα κα Θεολογα. 1989-1991. T. 10. Σ. 489-504; Медведев И. П. Развитие правовой науки//Культура Византии: Вторая пол. VII-XII в. М., 1989. С. 227-235; F ö gen M. Th. Legislation und Kodifikation des Kaisers Leon VI//Subseciva Groningana. Vol. 3. P. 23-35; Pieler P. E. Ανακθαρσις τν παλαιν νμων und Makedonische Renaissance//Ibid. P. 61-77; Law and Society in Byzantium: Ninth-Twelfth Centuries/Ed. A. E. Laiou and D. Simon. Wash., 1994; Bochove Th. E. van. To Date and Not To Date: On the Date and Status of Byzantine Law Books. Groningen, 1996; Burgmann L. Zur Organisation der Rechtsprechung in Byzanz (mittelbyzantinische Epoche)//La giustizia nell " alto medioevo (secoli IX-XI). Spoleto, 1997. Vol. 2. P. 905-930.

http://pravenc.ru/text/114678.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010