Повторяя те требования к принимающим священство, какие были уже ранее установлены (см. Ап. пр. 17 и 18 с толкованием их), VI Всел. Собор уточняет и добавляет всегда существовавшее в Церкви изначала запрещение вступать в брак пресвитерам, диаконам и иподиаконам после рукоположения (ср. 6 пр. VI Всел. Соб.). Снисхождение, оказанное Собором некоторым категориям клириков, состоящих в не допускаемых канонами браках, теперь не имеют силы, ибо было вынесено только для определенного времени с действием, ограниченным известным сроком. 4 . Если кто-нибудь – епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец, или придверник – совокупится с женщиной посвященной Богу: да будет извержен из своего чина, как Христову невесту поругавший; если же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Упоминаемая в этом правиле «жена Богу посвященная», называемая «невестой Христовой», – это девы, давшие обет «жить в чистоте» (18 пр. Св. Василия Вел.). Чин посвящения этих дев совершал епископ (6 пр. Карфагенского Соб.) и они жили под его наблюдением, разлучившись со своими родителями. Здесь речь идет не о диаконисах, а, скорее, о монахинях. Ср.: VI Всел. 21; Карф. 36; Василия Вел. 3, 6, 32, 51 и 70. 5 . Никто из священного чина, который не имеет при себе живущих лиц неподозрительных, означенных в правиле (3 пр. I Всел. Соб.), да не возьмет к себе женщины, или рабыни, этим сохраняя себя от нарекания. Если же кто-либо определенное нами преступит: да будет извержен. Сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняя себя от порицания. А преступающие, если будут из клира, да будут извержены, если же мирские, да будут отлучены. Правило, на которое ссылается настоящее правило, есть 3 пр. I Всел. Собора. Повторяя предписания того правила относительно лиц в священном сане, настоящее правило добавляет к ним и мирян, указывая, что делать это надо, «предохраняя себя от порицания». Т.об. это правило учит нас, что надо избегать того, что может вызвать соблазн и грех осуждения у ближних. Ср. Вас. Вел. 88. 6 . Посколько речено в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступать в брак (Ап. пр. 26), то и мы соблюдая это, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер, не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступать в брачное сожительство; если же дерзнет сие учинить, да будет извержен. Но если кто-либо из поступающих в клир, захочет сочетаться с женщиной по закону брака: таковый да творит сие прежде посвящения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

е. он не только пренебрегает властью совершенно равных ему собратий и чрез то разрывает с ними братский союз, который может утверждаться только на взаимном уважении, но причиняет подрыв целому строю и порядку епархиального управления. В самом деле, если клирики станут надеяться на всегдашний свободный переход в чужую епархию с удержанием всех своих прав, то едва ли они будут беспрекословно повиноваться распоряжениям своего епископа, иногда для них неприятным, сносить его справедливые выговоры и строгие взыскания. Епископ из опасения, чтобы не разбежались от него клирики, по необходимости в таком случае должен был бы потворствовать их слабостям и неисправностям. Вот почему правило апост. 16 за показанную вину объявляет епископу отлучение, т. е. запрещение пользоваться правами епископского сана. Впрочем, наказание, определенное в этом правиле, в последующих канонах церкви, применительно к обстоятельствам, иногда было изменяемо (см. 3 пр. Ант.; 16 пр. 1 всел.; 65, 91 и 101 Карф.; 20 пр. 4 всел.; 17 и 18 пр. 6 всел.). Только в одном случае епископ, зачисляющий в свой клир чужих клириков, признается невинным, именно когда от их епископов есть на то соизволение, формальное увольнение клириков из епархии (см. 15 ап. пр.). 32 ап. пр. запрещает епископам отменять или перерешать судебные решения своих собратий соепископов и направлено, подобно 16 ап. прав, к ограждению епископской власти в епархии от всяких посторонних вмешательств. Оно читается так: «Аще который пресвитер или диакон от епископа во отлучении будет, не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим ею, разве когда случится умрети епископу, отлучившему его.» Отцы первого всел. соб. (5 пр. 1 всел.), ссылаясь на это правило, простирают силу его не только на весь клир, но и на мирян. Это само собою вытекает из понятия о единстве церкви, как стройного, неразрывного организма, одушевленного единым Духом Святым и имеющего единую главу Христа. При таком единстве церкви естественно должно господствовать согласие и единомыслие во всех представителях частей её, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Что отвечать тем беспоповцам, которые говорят, что по нужде можно оставаться и с двумя таинствами? Нужде могут подвергаться частные лица, Церковь же, не только вселенская, но и частная, никогда не может подвергнуться такой нужде. А как же св. Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И дана быша (жене, т. е. Церкви) две криле орла великаго, да парит в пустыню... ( Откр.12:14 ): два крыла – это и есть два таинства? Нет, св. Андрей Кесарийский под двумя крылами разумеет здесь два завета, а совсем не два таинства (Толков. на Апокал. стр. 57). О таинстве крещения Что такое крещение? Крещение есть таинство, в котором, верующий, при троекратном погружении тела в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Повторяется ли крещение? Нет. В символе веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. Почему крещение не повторяется? Крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды: поэтому и креститься должен однажды. Св. И. Златоуст говорит: «Крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестить, то паки Его распинает» (Апост. Толк. на посл. к Евр., Бес. на 14 посл. к Евр. бес. 9, стр. 2877, в Кирил. кн. л. 225 об. 226). Что отвечать беспоповцам, которые говорят, что всех еретиков следует перекрещивать, потому что «еретическое крещение несть крещение, но паче сквернение»? Хотя в «Соборном изложении» патр. Филарета, напечатанном в Потребниках его, Иоасафа и Иосифа, проводится такая мысль, но она не согласна с церковными правилами. 46 и 47 апост. прав. повелевают перекрещивать тех еретиков, которые крестят не по Господню завещанию, т. е. не в три погружения и не во имя Отца и Сына и Св. Духа, каковы, напр.: монтанисты, савеллиане, маркиониты и т. п. Такое же повеление находится в постановлениях некоторых вселенских и поместных соборов (1 всел. соб. 19 пр., 2 всел. 7 пр., 6 всел. 95 пр., Лаодик. 7 и 8 пр.) и святых отцов (см. Толков. 1 пр. Вас. Вел.). Тех еретиков, которые совершали крещение правильно, каковы, напр.: ариане, за исключением крайних или евномиан, македониане, несториане и т. д., правилами церковными (2 всел. соб. 8 пр., 6 всел. соб. 95 пр.) повелевается принимать без перекрещивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

пр. 34-е; Антиох, пр. 9-е); 3) в случае разногласия дела решались не его голосом, но большинством других голосов (I Всел. Соб. пр. 6-е; Антиох, пр. 9-е, 19-е); 4) не мог непосредственно судить епископа без собора (Апост. прав. 74-е; Антиох. 14-е; св. Кирилла пр. 1-е); 5) сам был поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. пр. 1-е; Сард. пр. 6-е); 6 суд митрополита, данный обще с его местным собором, подлежал апелляции к большему областному собору или (впоследствии) к патриарху (II Всел. Соб. пр. 6-е; IV Всел. Соб. пр. 9-е, 17-е; Антиох. 11-е, 12-е). Предметами, подлежащими ведению митрополичьего собора, были поместные нужды церковной жизни, не затрагивающие общецерковных вопросов. Эти местные нужды, при естественной внимательности к ним заинтересованных лиц, ими самими обсуждались и решались на соборе. По вопросам общецерковным представители митрополичьего округа имели право голоса на Поместном Соборе епископов всех округов. Что же касается причин, обусловивших появление митрополичьих округов, то об этом должно сказать следующее: пространственное разделение поместных Церквей, влекшее за собой неудобство для членов Церкви в отношении личного общения (мысли), и различие национальности – естественно способствовали обособлению одной поместной Церкви или христианской общины от другой (с сохранением, разумеется, полного братского единения между собой), оставляя каждой из них самостоятельность в отношении своего управления. Местные нужды и запросы разных христианских общин, требовавшие благовременного удовлетворения и разрешения, также способствовали появлению митрополичьих округов (децентрализации) в древней христианской Церкви. Вот каковы основные черты организации митрополичьих округов в древней христианской Церкви и причины, обусловившие появление означенных округов. II Подобное же предложение сделал царь Феодор Алексеевич на Соборе 1682 года, но осуществления этого желания не последовало до наших дней. Напротив, патриарх Никон , слишком увлёкшись идеей византийского абсолютизма, направил своей деятельностью историческое течение жизни православной российской Церкви к уничтожению и тех немногих особенностей канонического строя, какие были приобретены до него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если еретики докажут, что монахи представляют из себя нечто несообразное с православным благочестием христианским, то и мы согласимся с ними и монахов не только не будем называть монахами, но и христианами. Если же монахи с совершенным забвением о себе возвещают славу и чудеса Божии непрестанно и во всякое время, сколько сие возможно, прославляют величие Божие в песнях и славословиях, воспевая слова Писания или выбирая гимны из Писания или составляя свои, согласные с Писанием: то монахи, по нашему мнению, исполняют дело Апостольское, Пророческое или лучше дело Божие. Послание, отв. на вопр. 3. Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру ради собственной гнусной прибыли берут на откуп чужие имения и устраивают мирские дела, пренебрегают служением Божиим, а скитаются по домам мирских (людей) и из сребролюбия принимают поручения по имениям. Посему святый собор определил, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам будет призван к безотговорочному попечительству над малолетними или епископ города поручит заботиться о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение, такой да будет подвергнут церковным наказаниям. IV Всел. соб. пр. 3. См. выше (здесь же) VII Всел. соб. пр. 21; также IV Всел. соб. пр. 7; VI Всел. соб. пр. 46. До слуха Свят. собора дошло, что некоторые клирики и монашествующие, не имея поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения (церковного) отправляются в царствующий (город) Константинополь и в нем долго живут, производя смятения и нарушая церковное устройство, и даже домы некоторых разстроивают. Поэтому св. собор определил: сперва посредством ендика 76 Святейшей Константинопольской церкви напомнить им, чтобы. удалились из царствующего города; если же бесстыдно будут продолжать те же дела, то удалять их неволею посредством того же (ендика) и возвращать к своим местам. IV Всел. соб. пр. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

(Ап. 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анк. 13; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила.  Правило 23. Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшегося. (Ап. 1, 30, 76; I всел. 4; VII всел. 3; карф. 22, 49). См. толкование 76 Ап. правила.  Правило 24. Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестью, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с рассуждением и властью приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковного, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не (Ап. 38, 39, 40, 41; IV всел. 22; трул. 35; карф. 22, 26, 81). См. толкования 38 и 40 Ап. правил.  Правило 25. Епископу имети власть над церковным имуществом, да распоряжает оным со всякою осмотрительностью и страхом Божиим, на пользу всех нуждающихся: и сам да взимает из оного должную часть, аще имеет нужду на необходимые свои потребности, и на потребности странноприемлемых им братий, дабы они ни в чем не терпели лишения, по слову божественного апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8). Аще же сим не довольствуется, но обращает вещи на свои домашние потребности, и доходы церкви, или плоды принадлежащих ей полей, не по согласию пресвитеров или диаконов употребляет, а предоставляет над оными власть своим домашним и сродникам, или братьям или сынам, от чего приметно происходит замешательство в церковных щетах: таковый да представит отчет собору тоя области. И аще инако донос будет на епископа и на состоящих при нем пресвитеров, что они принадлежащее церкви или от полей, или от иные собственности церковные, обращают в свою пользу, с утеснением убогих, и с причинением нарекания и бесс

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Между правилами православной церкви это первое по времени, которое говорит о том, что при каждом епархиальном управлении должен быть эконом, избранный епархиальным духовенством, для управления епархиальным церковным имуществом. Что эти епархиальные экономы существовали и до патриарха Феофила, т.е. до 412 г., когда умер Феофил, видно из настоящего правила, которое предписывает, чтобы назначен был другой эконом в ливонской епархии вместо того, кто раньше был там экономом. Впоследствии об экономах изданы были соответствующие предписания 26-м правилом IV Всел. Собора и 11-м правилом VII Всел. Собора, в толкованиях которых мы сказали, сколько нужно было, по данному вопросу. Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. (Ап. 38, 41; IV Всел. 25, 26; Трул. 35; VII Всел. 11, 12; Анкир. 15; Гангр. 7, 8; Антиох. 24, 25; Карф. 26, 33; Феофила Алекс. 10). Настоящее правило является продолжением 10-го правила Феофила. В 10-м правиле говорится, что эконом должен наблюдать, чтобы церковные доходы употреблялись на что следует, а в этом (11) правиле точнее обозначается, на что специально должны расходоваться церковные доходы, а именно: кроме содержания клира (Ап. 41), на содержание " вдовиц, убогих и странствующих пришельцев " . Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединитися к церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагать восхотевших присоединитися к церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия. (I Всел. 8; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7; Василия Вел. 1, 47). Настоящее правило является ответным посланием Феофила епископу Афингию на его запрос о том, как нужно поступить с кафарами (новатианами), желающими вступить в церковь, причем Феофил рекомендует вниманию вопрошающего епископа определение I Всел. Собора, а именно - 8-е правило.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1332...

Правило 13. Ни который епископ да не дерзает из единыя епархии приходити в другую, ни поставляти кого либо в церкви ее для совершения священнослужения, ниже приводити с собою других, разве прибудет, быв призван граматами митрополита и сущих с ним епископов, в область которых приходит. Аще же никем не быв призван, вне порядка пойдет для рукоположения некоторых, и для устроения церковных дель до него не принадлежащих: то все содеянное им да будете недействительным: и он, за бесчиние свое и за безрассудное начинание, да понесет приличное наказание, чрез немедленное извержение из своего чина святым собором. (Ап. 14, 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анкер. 13; антиох. 21, 22; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила.  Правило 14. Аще который епископ будет судим в каких либо винах, и случится, что епископы тоя области будут в разногласии о нем, одни признавая подсудимого невинным, а другие виновным: то ради прекращения всякого сомнения, угодно святому собору, чтобы епископ митрополии призвал из ближние области некоторых других епископов, которые вновь рассудили бы дело, и разрешили сомнение, дабы они купно с епископами тоя области утвердили то, что будете постановлено. (Ап. 28, 74; II всел. 6; III всел. 1; IV всел. 9, 17; антиох. 4, 12, 15; сердик. 3, 4, 5). Целью издания некоторых правил антиохийского собора было обеспечить и утвердить авторитет епископского собора в каждом судебном деле, особенно же касающемся епископа (прав. 4, 12, 15). Если по поводу жалобы на какого-либо епископа все члены собора, т.е. все епархиальные епископы вместе со своим митрополитом, были согласны и приговор их был единодушен, то в таких случаях приговор этот становился неизменным и против него не могло быть никакой апелляции (антиох. 15). Если же между епископами не было согласия и при расследовании собором жалобы на обвиняемого епископа мнения их расходились, то правило предписывает митрополиту пригласить нескольких других епископов из ближайших областей для совместного решения спорного вопроса и для присоединения их голосов к той или иной стороне, на основании чего собор решает окончательно дело и произносит свой приговор. Последнее предписывается правилом для сохранения беспристрастия в суде и для устранения всякого сомнения относительно правильности приговора (υπρ απαλλαγς πσης αμφισβητσεως). 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ап. 14, 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анкер. 13; антиох. 21, 22; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила. Правило 14. Аще который епископ будет судим в каких либо винах, и случится, что епископы тоя области будут в разногласии о нем, одни признавая подсудимого невинным, а другие виновным: то ради прекращения всякого сомнения, угодно святому собору, чтобы епископ митрополии призвал из ближние области некоторых других епископов, которые вновь рассудили бы дело, и разрешили сомнение, дабы они купно с епископами тоя области утвердили то, что будете постановлено. (Ап. 28, 74; II всел. 6; III всел. 1; IV всел. 9, 17; антиох. 4, 12, 15; сердик. 3, 4, 5). Целью издания некоторых правил антиохийского собора было обеспечить и утвердить авторитет епископского собора в каждом судебном деле, особенно же касающемся епископа (прав. 4, 12, 15). Если по поводу жалобы на какого-либо епископа все члены собора, т.е. все епархиальные епископы вместе со своим митрополитом, были согласны и приговор их был единодушен, то в таких случаях приговор этот становился неизменным и против него не могло быть никакой апелляции (антиох. 15). Если же между епископами не было согласия и при расследовании собором жалобы на обвиняемого епископа мнения их расходились, то правило предписывает митрополиту пригласить нескольких других епископов из ближайших областей для совместного решения спорного вопроса и для присоединения их голосов к той или иной стороне, на основании чего собор решает окончательно дело и произносит свой приговор. Последнее предписывается правилом для сохранения беспристрастия в суде и для устранения всякого сомнения относительно правильности приговора (υ ε). Правило 15. Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

е. из зависящих от нее мученических храмов, или богаделен, или странноприимных домов. А дерзающих после определения сего великого Вселенского собора делать что-либо из воспрещенного ныне, святой Собор определил низлагать с их степени. (Апост. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 20; VI Всел. 17, 18; VII Всел. 15; Антиох. 3; Карфаг. 63, 98; Сардик. 15, 16, 19.) Толкование Настоящее правило определяет, что клирику не позволяется числиться в одно и то же время в церквах двух городов (или даже одного города, по VII Всел. 15), а именно в той, куда он был изначально рукоположен, и в другой, в которую перешел впоследствии, как в бльшую, по тщеславию и из корыстолюбия. Совершающих же этот неуместный поступок после настоящего правила должно возвращать в их прежнюю церковь , к которой они были рукоположены, и пусть они только там исполняют служение своего сана. Но если кто-либо уже был переведен из одной церкви в другую и остается в ней, то он не должен более получать никакого содержания от имущества прежней церкви, т. е. от странноприимных домов, богаделен и мученических храмов. Дерзающие после этого правила великого Собора делать что-либо подобное должны быть извержены. Новелла 16, помещенная в 3-м тит. 3-й кн. «Василик», предписывает в случае кончины клирика какой-либо церкви не тотчас рукополагать туда другого, но, если в других церквах больше обозначенного числа клириков, брать кого-то из них и восполнять число недостающих клириков, пока в каждой церкви количество клириков не достигнет изначально определенного числа. Смотри также Апост. 15. Правило 11 Всем неимущим и нуждающимся в помощи мы определили, по удостоверении в их бедности, путешествовать только с мирными церковными грамотами, а не с представительными. Ибо представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под подозрением. (Апост. 12, 33; IV Всел. 13; VI Всел. 17; Антиох. 7, 8, 11; Лаодик. 41, 42; Сардик. 7, 8; Карфаг. 31, 97, 116.) Толкование Всех неимущих и нуждающихся в помощи, определяет настоящее правило, должно прежде испытывать, действительно ли они нуждаются в помощи, и после этого они должны получать от епископов небольшие письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010