Нижеисчисляемые законы относим к числу изложенных по тексту частью толкователей на правила, частью – Номоканона Фотиева и Вальсамоновых на него схолий – на том основании, что текст их, какой они имеют в Синтагме, сравнительно с текстом их первоисточников, имеет отличия, иногда довольно значительные, иногда же содержит в себе такие варианты, которые, при всей своей незначительности, несомненно свидетельствуют о прямом и непосредственном источнике их заимствования. Из законов гражданских, изложенных в Синтагме по тексту их в толкованиях Вальсамона на церковные правила встречаем: 1) в отделе буквы «α» в гл 13-й, § 6-й (из предисловия к Нов. Юстиниана CXLIII), – изложенный буквально по толкованию на правило 92 собора Трулльского (ср. Corp. Jur. Civ. v. II. Imperat. Just. Augusti Nov. Constitut. p. 292 и Patr. Curs. Compl. t.137, p. 829): 2) в отделе буквы «γ» гл. 13-й § 8-й (из гл. 11 Новел. Юстин. CXXXIV-й); изложен буквально по толкованию на правило 48 св. Василия Великого (Ср. Corp. Jur. Civ. v. II, p. 282 и Patr. Curs. Compl. t.138,p. 732): 3) § 1-й гл. 29-й буквы «γ» (XXXI Lib. Basil, tit. VI. с. 4), – излож. по толкованию на пр. 33 св. Вас. Велик. (Ср. Bas Lib. ed. Heimb. tom. III, p. 521 и Patr. Curs. Compl. t. 138, p. 697): 4) в отделе буквы «δ», гл. 9 (7): а) § 9 (из гл. 6 Новел. Юстин. CXXXI), – по толкованию на 17-е правило IV Всел. собора (Ср. Corp. Jur. Civ. v. II, p. 271 – 272 и Patr. Curs. Compl. t. 137, p. 452); б) § 11-й– по толкованию на прав. 4 соб. Сардик. (Patr. Curs. Comp. t. 137. p. 1437); в) § 12, – по толкованию на прав. 121 (134) соб. Карф. (Р. С. С. t 138, р. 389), г) в той же главе в отделе: «об избранных судьях», § 1-й, – по толкованию на пр. 123 (136) соб. Карф. (ibid. р. 379 et. sq.); – § 3-й, – по толк, на 15 пр. соб. Карф. (ibid. р. 73): 5) в отделе буквы «ε»: а) гл. 1-й § 1, – по толкованию на пр. 20 св. Апостол (Р. С. С. t. 137, р. 80); б) гл. 21, § 1-й, по толкованию на пр. 38 соб. Трулльского (ibid. р. 645–648): 6) в отделе буквы «κ», гл. 23, § 4, – по толкованию на пр. 4 св. Григория Неокесарийского (ibid. tom. 138, p. 533):

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Собственная важность соборов вселенских заключается в тех чрезвычайных правах, какие принадлежали им в делах всей кафолической Церкви. Рассматривая исторически акты вселенских соборов, мы видим, что они имели право 1) определять по разуму слова Божия и по преданию догматы веры и излагать их для целой Церкви, в виде символов, или правил (οροι) 10 : на что не имели права Церкви и соборы поместные по крайней мере без рассмотрения и утверждения вселенских (III всел. 7. сн. карф. 1); 2) исследовать, поверять и утверждать самое предание Церкви и отделять предание чистое и истинное от повреждённого (VI всел. I. 2); 3) рассматривать и обсуживать постановления всех прежних соборов и утверждать или изменять их (IV всел. пр. 1. VI всел. 8. 16. 25. 29 и пр.); 4) окончательно рассматривать и судить всякое учение, вновь возникающее в Церкви (II всел. пр. 1. III всел. 1 и пр.); 5) определять образ управления Церкви вообще, равно и управление Церквей частных, и для того распространять или ограничивать права их (I всел. пр. С. 7. II всел. 2. 3. III всел. 8. IV всел. 28. VI всел. 36. 39); 6) определять порядок и права церковной иерархии и разных её степеней (I всел. 4. 6. IV всел. 12. 28 и пр.); 7) производить верховный суд над предстоятелями Церквей, даже над целыми Церквами поместными (VI всел. пр. 12. 13. 32. 33. 55. 56. 81); 8) предписывать для всей Церкви всеобщие положительные правила христианского благочестия и благочиния. Таких прав не имели соборы поместные, или точнее сказать, они имели такие права только в отношении к той Церкви, к которой сами принадлежали по месту, и на которую одну могли простирать свою власть. Но кроме этого, соборы поместные подчинены были вселенским и даже меньшие из них подлежали суду больших и важнейших (каре. соб. пр. 43). Собственные же права поместных соборов, как показывают и самые акты их и определения о них соборов вселенских, были следующие: 1) вообще благо учреждать церковные дела своей области (II всел. 2), 2) рассуждать о предметах веры и христианского благочестия по поводу возникающих в местной Церкви вопросов, до окончательного решения их вселенскими соборами (Ап. прав. 37. антиох. 20), 3) исследовать недоумения и прекословия между епископами и их клиром в делах местного церковного управления (I всел. 5. IV всел. 17. – VI всел. 25. VII всел. 6), 4) исправлять определения меньших, прежних соборов (карф. 43), 5) избирать и поставлять главных епископов своей области (I всел. 4. IV всел. 28. VII всел. 3. антиох. 19. 23. лаод. 12. каре.13), 6) судить местных предстоятелей церковных (Ап. 74. конст. II всел. 6. каре. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

51. VI Всел. соб. 58. гангр. 6. двукр. соб. 19. Вас. 1). – б) нерадение о исполнении религиозных обязанностей вообще, и в особенности уклонение от св. тайн (Апост. 9. антиох. 2VI Всел. 80. сардик. 11), – в) поругание святыни (VI Всел. 97. VII Всел. 9), – г) святотатство, – не только похищение церковн. вещей, но и своевольное, несвященное употребление их, несогласное с их назначением (двукрат. 10. Григ. Нисск. 6. 8), – д) несоблюдение уставов Церкви в общественном и домашнем быту, напр. постов, праздничных дней и пр. (Ап. 64. 69. VI Всел. 57. 66. лаод. 29), – е) смешение обрядов христианских с языческими, и пр., также с суевериями, и т. п. (Ап. 70. 71. лаодик. 59. VI Всел. 62), – ж) духовное общение (напр. в молитвах) с еретиками, или отлученными от Церкви (Ап. 10. 45. 65. лаодик. 55. 57) и пр., – з) принятие к себе церковнослужителей запрещенных, или изверженных (антиох. 4. Вас. 88), – и) пренебрежение общих церковных собраний в храме, уклонение от них, или неблагочинное поведение в них (Апост. 9. гангр. 6. антиох. 2), – и т. д. Наконец, есть преступления против законов церковного управления и правил христианской жизни. В порядке церковного управления самим начальствующим лицам вменяется в преступление: а) смешение Церквей, или нарушение пределов поместного их управления, по областям и городам (II Всел. 9. III Всел. 8. IV Всел. 17); б) нарушение местных прав и преимуществ, принадлежащих разным Церквам (III Всел. 8. IV Всел. 28. VI Всел. 29); в) распространение епископской власти из одной епархии на другие (антиох. 9. карф. 84 и пр.), как напр. учение в чужой епархии (VI Всел. 20. сардик. 11), священнодействие и особенно рукоположение клириков (Ап. 14. 55. I Всел. 15. II Всел. 2. IV Всел. 5) и пр.; г) принятие и удержание в своей Церкви чужих клириков (VI Всел. 18. карф. 91); д) неуважение, или изменение в своей Церкви законного суда других Церквей, как напр. общение с отлученными или изверженными от других Церквей (Ап. 16. I Всел. 5. Антиох. 5), и т. п.; е) самовольное отступление от общих правил и постановлений, признанных всеми Церквами (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

2) Ему принадлежало особенное попечение о праздных епископских кафедрах, управление их делами, главное участие в избрании епархиальных епископов, – и власть решительного утверждения выборов; сделанное против воли его избрание епископа не могло быть действительно (I всел. пр. 4. 6. антиох. 19). 3) Он вместе с епископами области и рукополагал каждого епископа (те же правила и IV всел. пр. 25. 28). 4) Вообще он имел голос в решении всех церковных дел целой области, и этим голосом преимуществовал пред всеми другими епископами, которые начальствовали только в своих епархиях (ап. пр. 54. антиох. 9. двукрат. 14). 5) Он имел право созывать поместные соборы и председательствовать на них. Решения соборов, без участия в них митрополита, не имели законной силы (IV всел. 19. антиох. 16. 20). 6) Он принимал жалобы и доносы на епископов, и устанавливал порядок судопроизводства над ними (IV всел. 9. карф. 28. антиох. 14). 7) Также принимал апелляции на суд епископский, даже согласный суд многих епископов (карф. 11. 37. 139. сардик. 14. IV всел. 9). 8) Подчинённые ему епископы должны были возносить в молитвах его имя (двукр. 14). 9) Вообще они ничего особенно важного не могли предпринимать в делах церковных без согласия митрополита (ап. пр. 54. ант. 9). 10) Митрополит имел право посещения, или обозрения всех епархий своей области (карф. 65). 11) Из духовных лиц никто не мог являться к царскому двору, хотя бы по самым нужным делам, без дозволения митрополита и грамот за его подписью (антиох. пр. 11. сардик. 9). 12) Наконец он обнародовал в своей области царские постановления по делам церковным 23 . Но власть митрополита ограничивалась тем, что 1) он не должен был простирать своей власти далее пределов своей области (II всел. пр. 2. III всел. пр. 8); 2) в делах, касающихся целой области, ничего не мог делать без общего рассуждения и согласия епископов своего ведомства (ап. пр. 54. ант. 9); 3) в случае разногласия дела решались не его голосом, но большинством других голосов (I всел. пр. 6. ант. 9. 19);

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Что касается до домовых церквей, то хотя церковные правила не запрещали частным лицам иметь внутри своих домов молитвенницы (oratoria): но не допускали в них совершения тайнодействий, так как это могло вести домохозяев к отчуждению от общих церковных собраний в городских храмах, к запустению самых храмов, оставляемых без поддержания, к беспорядкам в самом клире, который, оставляя свои церкви, переходил к более лёгкой и выгодной службе домовой. Поэтому совершать божественную службу в домовых церквах дозволялось только по особенному разрешению епархиальных епископов; – и весьма редко в этих церквах был свой клир, – а большей частью призываемы были для священнодействия церковнослужители приходские, или, с дозволения также епископского, посторонние, случайно бывшие в тех местах и не имевшие другой службы (VI всел. 31. 59. VII всел. 10. сн. гангр. 6. лаодик. 58) 139 . Относительно епархиального духовенства положены следующие правила: 1) запрещается одним и тем же церковнослужителям числиться при двух церквах, для умножения своих доходов, – разве только в малых городах и селениях, где духовенство слишком малочисленно и где способы содержания одной церкви недостаточны (IV всел. 10. VII всел. 15). 2) Каждый церковнослужитель должен оставаться при той церкви, к которой рукоположен, и не переходить к другой, без особого распоряжения епископа (ап. 15. VI всел. 17. VII всел. 15. антиох. 3. сардик. 16 и пр.). 3) Не имеющие определённого места службы, также неизвестные, не представляющие грамот от своих епископов, нигде к священнослужению не могут быть допущены (IV всел. 13. антиох. 3); – поэтому 4) правила требуют также, чтобы ни на какую степень клира епископы не посвящали иначе, как с назначением посвящаемого к известному месту службы (IV всел. 6); 5) епархиальный епископ не имеет права выбирать и рукополагать для своей церкви клириков из чужой епархии, – без согласия местного их епископа; иначе рукоположение должно почитаться недействительным (I всел. 16. IV всел. 20. сардик. 15. карфаг. 65. 91 и пр.). Впрочем, по просьбе епископа, в случае недостатка священнослужителей в его епархии, другие епископы не должны ему отказывать; они обязываются в таком случае присылать от себя излишних клириков (карф. 65) 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

27, Карф.74, 80, 105, 122, Двукр. 9.); 5) суеверие, как вообще, так и в разных видах его: каковы напр. лживые предвещания, гадания, ложные чудеса и откровения, волшебство, или чародейство, и проч, (анкир. 24, 2 лаодик. 56, VI Всел. 60–65, Вас. 65, 72, 85. Григ. Нисс. 4). Наконец к преступлениям против церковного учения относится, в порядке церковного управления, и учительное самозванство лиц, непризванных и неосвященных к учению (VI Всел.64). Есть преступления против прав и законов церковного священнодействия. Из таких преступлений одни подлежат суду Церкви в лицах священнослужащих, другие – вообще во всех членах Церкви, обязанных участвовать в общественном богослужении, и пользоваться, сообразно церковным правилам,священнодействиями, в своих духовных нуждах, ко спасению. Что касается до первых, то преступления могут быть: а) в самом избрании и поставлении церковнослужителей, б) в служении их, и в) в нравственном поведении. Укажем здесь в общих чертах преступления против основных прав и законов священства.. Сюда относятся: 1) в самом избрании на свящ. степени и должности: а) незаконность власти избирающей, как то светской вместо духовной (Ап. пр. 30. VII Всел. 5) или духовной, но неправильно поставленной (II Всел. 4; сардик. 18); б) незаконность способов избрания, в особенности – симония, когда кто сообщает, или получает свящ. сан, или какие либо духовные должности – за деньги (Ап. пр. 29. IV Всел. 2, VI Всел. 22 и мн. др.); в) незаконность, или несовершенство лиц избираемых, – аа) в отношении к их вере, как напр. было постановлено не посвящать в клир новообращенных к вере (Ап. 80. I Всел. 2), – бб) в отношении к их Православию, – даже напр, случайное отпадепие от Церкви, хотя бы и покаянием заглаженное (I Всел. 10. св. Афанас. 1), – вв) в отношении к их умственным качествам и образованию (Ап. 80. VII Всел. 2), – гг) в отношении к их внешней жизни, – как напр. их неправильное, или нечистое супружество, пли двубрачие, брак с иноверными, и пр. (Ап. 17. 18. 19. IV Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

4) Вторую, высшую степень (инстанцию) церковного суда, от апостолов идущую и канонами установленную, представляют соборы епископов: а) Областные (Апост. пр. 37-е; I Всел. Соб. пр. 5-е; Антиох. Соб. 9-е пр.), во главе с митрополитом или старейшим между епископами области, которому принадлежит право созывать соборы (IV Всел. Соб. пр. 19-е; Сард. Соб. пр. 14-е), вызывать на суд обвиняемого (Карф. Соб. пр. 88-е), определять сроки соборов (Карф. 28-е). В состав судей соборного суда входили исключительно епископы; в этом отношении неизменно оставалось в силе основное начало древнего церковного права: qui habet ordinandi, habet et judicandi potestatem. Что касается 5-го правила Сард. Собора, указывающего на деятельное участие в рассмотрении судного дела пресвитеров римского папы, то то же правило прямо называет их «заступающими место пославшего их». Подобных примеров епископского полномочия, даваемого пресвитерам и даже диаконам, в деяниях Вселенских Соборов встречается много; но самостоятельная судебная власть усвоялась только епископам. Бывали, наконец, случаи, когда пресвитеры и диаконы, нередко сопровождавшие епископов на соборы, приглашались отцами соборов в качестве учёных советников; но эти лица, несомненно, имели такое же значение, какое имеют ныне учёные эксперты в гражданских судах. Областные соборы, по правилам древней Церкви, должны были собираться дважды в год для разрешения всяких вопросов и недоумений (I Всел. Соб. пр. 5-е). Областному митрополичьему суду подсудны: все дела, возникающие между епархиальными епископами (3-е пр. Сард. Соб.; Карф. 134-е, 135-е); все дела, по которым к суду привлекается епископ, как в качестве подсудимого по проступкам против благоповедения и должности, так и в качестве судьи, приговор которого обжалован (II Всел. Соб. пр. 6-е; Антиох. 14-е, 15-е, 16-е; Сард. 5-е и 13-е; IV Всел. Соб. пр. 9-е). б) Окружные соборы (узаконенные правилами после разделения в IV веке империи на обширные округи – диоцезы, обнимавшие несколько митрополий), состоявшие из представителей всех митрополий, входивших в состав округа-диоцеза, под председательством митрополитов тех городов, которые стояли во главе целого диоцеза, получивших в V столетии название архиепископов, экзархов, а со времени IV Вселенского Собора – патриархов. Окружные соборы стояли в таком же отношении к областным, в каком последние стояли к епархиальным епископским судам. Предметами, подсудными окружному собору, служили все вообще апелляционные дела, решённые уже епархиальным судом, а потом и областным собором (II Всел. Соб. пр. 6-е); на этих же соборах решались дела по жалобам на митрополитов (III Всел. Соб. 1-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20. Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Optat. Milev., De schismate Donatistarum. lib. VII,6 [Migne, s.l., t.11, col.1093,1094]. 21. Втор.19:21; Мф.5:38-39. 22. Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38; Кол.3:25; 2Сол.1:6,8; Иак.2:13. 23. 1Пет.2:14. 24. Рим.13:4. 25. Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10. 26. Подобное этому читаем у Суворова: " Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления " (О церк. нак., стр.13), а в связи с этим он утверждает, что " церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных " , т.е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV,747, где это учение изложено подробно. 27. Ап. пост., II,48. 28. Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д. 29. 1Тим.3:2; 7:10; Тит.1:6 и сл. 30. Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131. 31. Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать μετ μαν, κα δευτραν, κα τρτην παρκλησιν (Аф. Синт., II,39). 32. Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора. 33. В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см. Трул. 20, Лаод. 10). Но это противоречит 29 правилу IV Всел. Собора, которое говорит, что - εροσυλα, πσκοπον ες πρεσθυτρο " βαθμν φρειν; и следовательно, по толкованию Зонары и Вальсамона, 20 Трул. правило (Аф. Синт., II, 349, 350) должно понимать так, как сказано у нас в тексте. Основные же соображения об этом см. в толковании 29 пр. IV Всел. Соб. и 20 пр. Трул. Собора. 34. В правилах упоминается еще одно наказание, а именно, что некоторые не могут быть возведены в высшую иерархическую степень за известные случайно совершенные ими проступки (Трул. 3). Впрочем, это послужило только поводом к изданию положительного закона по предмету, о котором до тех пор не было точного предписания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Апост. 6, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VI Всел. 9; VII Всел. 10; Двукрат. 11.) Толкование Священнослужители не должны брать внаем, т. е. арендовать чужую собственность или становиться управляющими, т. е. попечителями и распорядителями (προκουρτορες) имущества мирян (сига в переводе с латинского означает «попечение» и «управление»), как определяет настоящее правило, а также они не должны добывать себе пропитание каким-либо постыдным и бесчестным занятием. Постыдное занятие – быть, например, содержателем публичного дома, а бесчестное – владеть корчемницей или лавкой по продаже благовоний или лечить и делать другое подобное. Если, по словам Павла, никакой воин не вмешивается в посторонние дела, чтобы быть угодным своему земному царю, тем более воины Божии, священнослужители, не должны связывать себя мирскими заботами, чтобы стать благоугодными своему небесному Царю. Прочти также Апост. 6 и VI Всел. 9. Правило 19 (16) Угодно было, чтобы чтецов, достигающих юношеского возраста, побуждали или жениться, или давать обет воздержания. (Апост. 26; IV Всел. 14; VI Всел. 6, 14; Карфаг. 33) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы чтецов, когда им исполнится 14 лет, побуждали либо жениться, либо дать обещание хранить девство и безбрачие. Это правило, вероятно, имело силу только в Африке, согласно Зонаре, а в других местах нет [ 238 ] . Смотри также Апост. 26. Правило 20 (16) Угодно было, чтобы клирик, если даст в долг деньги, те же деньги и получил, а если вещь – получил столько, сколько дал. (Апост. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаодик. 4; Карфаг. 5; Василия Велик. 14.) Толкование И это правило, подобно 5-му правилу настоящего Собора, запрещает клирикам брать проценты. Сколько денег они одолжили, столько пусть и получают, а если дадут что-либо другое, хлеб, или бобы, или тому подобное, пусть берут обратно столько же, но не больше. Прочти также Апост. 44. Правило 21 (16) Угодно было до 25 лет в диаконы не рукополагать. (VI Всел. 4.) Толкование В диаконы никого не должно рукополагать, согласно настоящему правилу, прежде достижения 25-летнего возраста. Прочти VI Всел. 14. Правило 22 (16)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сюда же должны быть отнесены исторические сведения о соборах вселенских и поместных и о св. отцах, составивших церковные каноны , – изложенные в предисловии к книге, и краткая история гражданских законов – откуда они получили свое начало и как составлялись, помещенны в конце этого предисловия. 2) Краткие исторические примечания, встречающиеся в изложении правил в Синтагме, – каковы: замечания а) – о еретиках: Енкратитах, Идропарастатах, Македонианах, Полуарианах, о Навате, Евномианах, Савватианах, Аполлинарианах, Монтанистах, Пепузианах, Савеллианах, о Диоскоре, о Евтихии, Севире, Манихеях, Аномеях, Маркеллианах, Фотинианах, Донатистах и др. (в гл. 2-й бук. «α»); б) в излож. 2-го пр. св. Дионисия Александрийского – об обычае еврейских жен, находящихся в состоянии очищения, сидеть в особом месте до времени прекращения очищения (в гл. 16 бук. «α»); в) замечание о рабе Филимона Онисиме (в излож. 82 пр. Апост. в гл. 11 буквы «δ»); г) замечание о разделений одной Каппадокийской митрополии на две, при св. Вас. Вел. (в излож. пр. 12-го IV Всел. соб., в гл. 21 бук. «ε»); д) о побиении камнями Ахара со всем его родом (в излож. пр. 72 и 73-го Апост. (в гл. 1 бук. «ι»); е) о Симоне волхве (в излож. 23 пр. VI Всел. соб. в гл. 20 бук. «κ»). Сюда же могут быть отнесены краткие исторические Примечания, заключающиеся в изложении следующих правил: Апост. 60 (в гл. 11 бук. «β»); VI Всел. собора 63 (в гл. 11 бук. «β»); VI Всел. соб. пр. 16 в гл. 5 бук «δ»); I Всел. соб. 6 (в гл. 11 бук. «ε»); I Всел. соб. 7 (в гл. 11 бук. «ε»); VI Всел. соб. 39 (в гл. 11 бук. «ε»); Софийск. 2 (в гл. 29 бук. «ε»); VI Всел. соб. 33 (в гл. 13 бук. «κ»); и многие другие. Е) Филологические исследования – в Синтагме главным образом направлены к разъяснению названий, терминов и отдельных выражений, таковы: 1) Филологические объяснения наименований некоторых еретиков. напр., Аристеров, Четыренадесятодневников, Тетрадитов и др. (см. в рус. пер. в гл. 2 бук. «α»); 2) Филологические объяснения понятий, – например, а) «μετθεσις» (перемещение), б) «μετβασις» (перехождение) и в) «πβασις» (вторжение) (в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010