Прочти также Апост. 61. Правило 60 (51) Должно нам ежегодно собираться для совещаний; и когда мы соберемся вместе, тогда через представителей, которые окажутся на Соборе, будет объявлен день святой Пасхи. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Карфаг. 26, 61, 81, 84, 85, 104.) Толкование Настоящее правило не определяет ничего иного, кроме того, чтобы ежегодно созывался Собор для рассмотрения церковных вопросов и чтобы этот Собор через находящихся на нем епископских представителей обнародовал, на какой день текущего года выпадет святая Пасха [ 260 ] . Смотри Апост. 37. а также Апост. 7. Правило 61 (52) Во время проведения Собора мы обязаны посещать каждую епископскую область. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 60, 81, 84, 85.) Толкование Настоящее правило предписывает посещать каждую епископскую область во время проведения ежегодного Собора, т. е. разбирать возникающие в ней вопросы, для чего представители Собора лично отправляются в каждую область и рассматривают эти вопросы. Смотри также Апост. 34. Правило 62 (53) Священным собранием на многих Соборах определено, чтобы народ, который подчинен в приходах епископам и никогда не имел своего епископа, без согласия того епископа, которому изначально подчиняется, не получал собственных управителей, т. е. епископов. Ибо некоторые, как известно, насилием добившись некоего господства, отвращаются от общения с братией; когда же их обесславят, они, как бы по праву давнего господства, отстаивают свою власть. Так и многие пресвитеры, надменные и безумные, поднимают свои выи против собственных епископов, пиршествами и злонамеренными советами подстрекая народ к тому, чтобы по бесчинному расположению он поставил правителями их самих. Поэтому мы обязаны всячески бороться против них, чтобы за ними не сохранялись не только такие области, но и собственные их церкви, которые перешли к ним беззаконно; и чтобы они были публично изгнаны полномочием власти и смещены самой кафедрой первенствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Клириков или мирян, обвиняющих епископов или клириков, не допускать к обвинению просто и без испытания, если прежде не будет исследована их репутация. (Апост. 74; II Всел. 6; Карфаг. 8, 27, 137–139.) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы те клирики или миряне, которые обвиняют епископов и клириков не по имущественному и частному делу, но по делу о церковном преступлении, не допускались к обвинению просто и без проверки, если прежде не будет рассмотрена их репутация, безупречна и безукоризненна ли она. Смотри также Апост. 74 и II Всел. 6. Правило 22 Клирикам после смерти их епископа не позволяется расхищать принадлежавшие ему вещи, как запрещено это и древними правилами [ 158 ] . Поступающим же так грозит лишение их степени. (Апост. 40; Антиох. 24; VI Всел. 35; Карфаг. 30, 89.) Толкование Клирики, говорит настоящее правило, не должны после смерти своего епископа расхищать его вещи, как запрещают это и древние правила (например, Апост. 40 и Антиох. 24). Те же, которые так поступают, подвергают себя опасности лишиться своей степени и достоинства. Прочти также толкование Апост. 40. Правило 23 Дошло до слуха святого Собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никакого поручения от своего епископа, а иногда и будучи лишены им общения, приходят в царствующий Константинополь, подолгу живут в нем, устраивая волнения и приводя в беспорядок церковное устройство, и, кроме того, расстраивают дома некоторых. Поэтому святой Собор определил сначала напоминать таким через экдика святейшей Константинопольской Церкви о том, что они должны удалиться из царствующего города. Если же они будут бесстыдно продолжать эти дела, то и против их воли через того же экдика должно их изгонять и возвращать на свои места. (Апост. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20; VI Всел. 17, 18; VII Всел. 15; Антиох. 3; Карфаг. 63, 98; Сардик. 15, 16, 18.) Толкование Этот Собор также узнал, что некоторые клирики и монахи, хотя не имеют никаких церковных полномочий, – ибо их собственный епископ не признал их достойными того – а часто и будучи отлучены им, приходят в Константинополь и, проживая в нем длительное время, производят смятения в церковном устройстве и расстраивают дома принявших их христиан или подражающих им собратьев по клиру. Потому в настоящем правиле Собор определяет, чтобы им сначала объявляли через церковного экдика, что они должны мирно удалиться из Константинополя. А если они будут с бесстыдством продолжать те же самые дела, должно и вопреки их желанию изгонять их с помощью того же экдика и возвращать на свои места. Кто такой экдик – смотри в примеч. 134 (к IV Всел. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А епископ города Кизика пусть подчиняется предстоятелю названного города Юстинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластных упомянутому боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну, который, когда повелит нужда, пусть рукополагает и епископа того же самого города Кизика. (Апост. 34; I Всел. 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 36; Антиох. 9.) Толкование Во времена императора Юстиниана II Кипрский архиепископ Иоанн, удалившись из своей митрополичьей области вместе с народом, пришел в митрополичью область Геллеспонта (согласно Вальсамону, Геллеспонт представляет собой восточные земли, простирающиеся от Абидоса, т. е. восточной крепости с внешней стороны, до Фракии, а согласно Хрисанфу, Геллеспонт – это пролив, простирающийся от Тенедоса до Каллиуполя). Архиеп. Иоанн сделал это как по причине варварских набегов, так и потому, что, Промыслом Божиим и заботой императора освободившись от варварского пленения, подчинился римской власти. Поэтому настоящее правило определяет, чтобы сохранялись все преимущества, дарованные Кипрскому предстоятелю правилом III Всел. 8, и этот новый Юстинианополь имел права Константинополя (т. е. чтобы он тоже был автокефальным, подобно Константинополю, или чтобы Геллеспонтская митрополичья область подчинялась Кипру точно так же, как Асийский, Понтийский и Фракийский диоцезы подчинены Константинопольскому предстоятелю, о чем мы сказали в IV Всел. 28). Настоящее правило также определяет, чтобы архиепископ Юстинианополя принимал рукоположение от своих епископов, согласно древнему обычаю, и чтобы митрополит города Кизика подчинялся ему, равно как и все епископы на Кипре, и, когда повелит нужда, принимал от него рукоположение [ 247 ] . Прочти также III Всел. 8. Правило 40 Поскольку прилепляться к Богу, удаляясь от житейского волнения, весьма спасительно, то мы не должны без испытания, несвоевременно принимать избирающих монашеское житие, но должны и с ними поступать по преподанному нам отцами правилу: обет жизни по Богу необходимо принимать как уже твердый и происходящий от свободной воли и рассуждения тогда, когда разум достигнет совершенной зрелости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Ап. 1; I всел. 4, 6; VII всел. 3; лаод. 12; сердик. 6; конст. 1; карф. 13, 49, 50), В этом правиле повторяются в главных чертах постановления 4 и 6 правил I вселенского собора, толкование которых служит в то же время толкованием и данного антиохийского правила.  Правило 20. Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области соборам епископов дважды в лето: в первый раз, по третией седмице после праздника пасхи, так чтобы в четвертую седмицу пятидесятницы собор совершался, и о сем да напоминает епархиальным еппскопам митрополит: второму же собору быти от пятагонадесять дня месяца октовриа, который есть десятый иперверетеа. К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обиженными, и от собора да приемлют суд. Но никому да не будет позволено составляли соборы самим по себе. без тех епископов, коим вверены митрополии. (Ап. 37; I всел. 6; II всел. 2; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; лаод. 40; карф. 18, 73). Это правило повторяет постановление 37 Ап. правила, присовокупляя к нему лишь то, о чем уже упоминалось в нескольких правилах этого собора, а именно, что полным епархиальным собором считается только тот, который созван подлежащим митрополитом. Относительно прочаго см. толкования 37 Ап. правила и 5 правила I вселенского собора.  Правило 21. Епископ от единого предела да не приходит в другой, ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов: но да пребывает в церкви, которую приял от Бога в жребий себе в начале, и да не приходит из нее, по изреченному уже о сем прежде определению. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 16; сердик. 1, 2, 17; карф. 48). См. толкования 14 Ап. правила и 15 правила I вселенского собора.  Правило 22. Епископ да не приходит во иной град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да подлежит епитимии от собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ср. пр. I Всел. 6 и 7; II Всел. 2 и 3; IV Всел. 28. 37 . Понеже в разные времена были варварския нашествия, и от того множайшие грады стали порабощены беззаконными, и по сей причине предстоятелю такового невозможно было, по совершении над ним рукоположения, прияти свой престол, утвердитися на нем в состоянии священноначальственном, и тако по преданному обычаю, рукоположения и все, что епископу свойственно, производить и совершать, того ради мы, соблюдая священству честь и уважение и желая, чтобы порабощение от язычников отнюдь не действовало ко вреду церковных прав, постановили: да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие не подлежат за сие предосуждению; почему и рукоположения в разные степени клира, по правилам, да совершают, и преимуществом председания да пользуются, и всякое происходящее от них начальственное действие да будет призначаемо твердым и законным. Ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быть пределы управления. Ср. пр. Ап. 36; VI Всел. 39; Анкир. 18; Антиох. 18. 38 . Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: если царскою властью вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределением да следует и распределение церковных дел (IV Всел. Собора прав. 17). Ср. II Всел. 3; IV Всел. 17. 39 . Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческого рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутого острова переселился в Геллеспонсткую область промышлением человеколюбивого Бога и тщанием Христолюбивого и благочестивого царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данные престолу выше наименованного мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Кроме этого законного преемства апостольской власти, для законного поставления священнослужителя или церковнослужителя, епископ должен и сам занимать в священной иерархии законное место и быть полноправным членом иерархии. В силу этого, если сам епископ не является полноправным членом иерархии, то он никого не может законно поставить священнослужителем церкви. А это бывает в тех случаях, когда епископ примет монашеское пострижение (2 пр. собора в храме св. Софии), или если он извержен (28 Ап. пр.; II Всел. 6; Антиох. 4), если отступил от церковного единства и впал в ересь (Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 1, 2; Петра Алекс. 10), и, наконец, если он не был поставлен законными епископами, вследствие чего не является носителем иерархического преемства. Кроме того, епископ должен иметь и иерархическую юрисдикцию в определенной церковной области, юрисдикцию самостоятельную, полученную им законным путем от законной власти (Антиох. 16, 17, 18), вследствие чего он не может поставлять священнослужителя или церковнослужителя вне границ своей юрисдикции (Ап. 35; II Всел. 2; III Всел. 8; IV Всел. 5; Анкир. 13; Антиох. 13, 22; Сердик. 3, 15; Карф. 48, 54), за исключением особых случаев (Ап. 35; Антиох. 22). Это свое право, в канонически определенных границах, епископ может передать известным лицам, которые подлежат его юрисдикции, и которые в таком случае исполняют это право от имени епископа, и с его полномочия. Такими лицами были некогда хорепископы (Ант. 10; Анкир. 13; VII Всел. 14; Василия Вел. 89) и ныне иные викарные епископы (напр. в России, Румынии, Константинопольской патриархии и в Болгарском экзархате). От имени епископа могут и настоятели монастырей канонически поставлять чтецов и даже иподиаконов, но только и исключительно для своего монастыря (VII Всел. 14; Никифора Испов. пр. 6). И в этом правиле слово εοοε мы перевели " да поставляет " по той же самой причине, на которую указали в толковании Ап. правила 1. Зонара в толковании этого правила примечает: " И избрание, и рукоположение пресвитера и диакона признается этим правилом за епископом, которому должны быть подчинены рукополагаемые " , а Вальсамон добавляет: " ибо мы не имеем никакого предписания о том, что нужно прежде избрать пресвитера, или диакона, или другого клирика, и только потом его рукополагать "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Глава XXXII. Право церкви изменять обряды I) В первые века христианства, по 5 пр. св. апостол, епископы могли быть и женатые, шестой же всел. соб., «прилагая попечение о преуспеянии людей на лучшее», 12 пр. постановил: «епископу не жить с женою». Вальсамон и Зонара поясняют, что св. апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископского сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 пр. св. ап. и толк.). Шестой же Всел. соб. 12 пр. изменяет, отменяет апостольское постановление и узаконополагает: «под угрозою извержения из сана воспрещает епископам жить с женою», и это установлено «не к превращению Апостольского предания, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее» (12 пр. VI Всел. соб.). 2) 26 пр. св. апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак, а Анкирский соб. 10 пр. разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду женитися, и не могут без того пребыти: таковые, после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой Всел. соб. 6 пр. снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Матфий же Властарь говорит: «на 10-е правило Анкирского собора не обращай совсем внимания (Синтагма, буква «Г», гл. 2-я). 3) Св. Причащение И. Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам отдельно, под двумя видами ( Мф.26:26–27 ), при чем Тело они приняли в руки. Но потом христиане для принятия Тела Христова стали устраивать златая приемницы на том основании, что голыми руками неудобно принимать столь великую святыню. А шестой Всел. Соб. 101 пр. узаконяет: «длани крестообразно да имат хотяй причаститися, и усты да преемлет святая; творяй же преемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место, да отлучится». Собор в Ансидоре постановил: «мужие в руку тело Господне прияти; женам же возбраняет нагою рукою приимати, токмо в белый чистый плат» (Бароний, лето 590-е, ч. 9). Кириллова же книга: «не подобает в руку взимати; но от руки священнически яко от серафима угль горящий Божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного Божества черпаемое, уста приимати» (л. л. 304 об.–305); – и «еретиками» навывает тех, кои «большую вину полагают на Церковь , иже св. тайны лжицею черпаем, а не голою рукою даем» (л. 79-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

814 всел. собор узаконил следующий порядок престолов главнейших церквей: римский, константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский, при этом константинопольскому престолу предоставляются преимущества, равные с римским (36 пр.; сн. II вс. соб. 3 пр.; IV вс. соб. 9. 17 и 29 пр.). Если бы римский епископ господствовал над перечисленными главными церквами вселенной, согласно ли было бы со здравым смыслом поставлять его престол хотя и на первом месте, однако все-таки рядом с подчиненными ему престолами? Восточные епископы власть главного епископа своей области признавали выше власти епископов других областей, и в частности римского, как видно из 30 пр. IV вс. соб., касающегося неподписания египетскими епископами послания папы Льва до поставления будущего епископа Александрии. Нарушение узаконений церкви о независимости одной церкви от другой соборные правила строго запрещают (III всел. соб. 8 пр.). 815 Так, папа Вигилий был осужден V-м вс. собором, хотя и не поименованно, папа Гонорий – всел. собором, конст. епископы Македоний – II-м, Несторий – III-м. всел. собор осудил всех епископов, удалившихся вместе с Македонием с собора, а их было 36. 816 Так, не было никаких легатов на V-м и вселенских соборах, а вселенский собор открыт был до приезда папских легатов. 818 На всел. соборе влиятельнее всех старейших членов собора был молодой диакон Афанасий В., на – Кирилл алекс., на – св. Тарасий. На всел. соборе голос (заочный) римского папы Льва В. имел преобладающее влияние, но не вследствие особенных преимуществ римской кафедры, а потому, что св. Лев по своим личным достоинствам и твердости убеждений был тогда влиятельнейшим пастырем христианского мира, а старейшие епископы восточные были более или менее замешаны в монофизитских спорах. На всех других соборах, кроме незаметно преобладающего влияния римских пап. 820 См. карфаг. собора (319–326 г.) 32, 37, 118 и 139 прав. В послании к папе Целестину , который вмешался в дела карфагенской церкви, отцы собора между прочим внушали: «не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия». См. послание в «Книге правил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ибо Церковь Христова не сомневается, судя по дошедшим до нее известиям, что как скоро вы решились противостоять опасным новизнам Рима, то вы будете с нею согласны во всем, при посредничестве Священного Писания, истиннейшего судии... Мы с величайшим тщанием и любовью озаботимся о снабжении вас духовными пастырями и попечителями душ ваших, которые будут пасти вас словом истины и примером жизни не нанесут вам скорби». См. Чешское торжество... С.8. Митрополит Дорофей. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//Журнал Московской Патриархии. 1967. 9. С. 58. (далее ЖМП). См. в частности, Шкаровский М.В. Русская церковная эмиграция в Праге. я http://www.bogoslov.ru/text/302753.html#_edn12 ЖМП. 1951. 12. С. 3. Митрополит Дорофей. История Церкви. Прага, 1966. С. 826. Машинопись. См. также I Всел. 6; Трул. 25 и все параллельные правила, приведенные при 9 правиле IV Всел. Собора. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т. 1. СПб. 1912. С.372-373. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.2. Спб. 1912. С.264-266. См. также Ап. 58; Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 47, 71, 123, 124. Там же. С. 265-266. Архиепископ Петр (Люилье). Правила четырех вселенских соборов. М., 2006. С. 266-275. См. также: Ап. 35; II Всел. 2; Трул. 20, 39; Антиох. 9, 13, 22; Сардик. 3, 11. Правила св. Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. М, 1876. С. 400. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С.307-308. Правила Православиой Церкви... Т.1. С. 393-394. Dagron G. Naissance d’une capitale et ses institutions de 330 a 451. Paris, 1974. P. 478. Acta Conciliorum Oecumenicorum/ed. Schwartz E. Lipsiae, 1954. T. II. I. 3 P. 99. См. также: Ап. 34; I Всел. 6; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Трул. 37; Антиох. 9. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С. 524-525. Болгарская православная Церковь//Православная Энциклопедия.

http://pravoslavie.ru/53419.html

4) не мог непосредственно судить епископа, без собора (ап. пр. 74. ант. 14. св. Кирил. пр. 1); 5) сам был поставляем и судим собором своих епископов (III всел. пр. 1. сард. 6); 6) суд митрополита, хотя обще с его местным собором данный, подлежал апелляции к большему областному собору, или (впоследствии) к патриарху (II всел. 6. IV всел. 9. 17. антиох. 11. 12) 24 . Наконец, права митрополитов с течением времени были вообще ограничены новоучреждённой властью патриархов (см. ниже). Не всегда митрополитами были епископы одних главных городов. Иногда императоры своей властью возводили в достоинство митрополий уездные города 25 . В таком случае и епископы этих городов получали титло митрополитов (IV всел. 12). Только это были митрополиты – не более, как почётные; они пользовались титлом и честью митрополитов, но не имели полных прав этого звания и оставались в подчинении митрополитам областным (IV всел. 12) 26 . Об архиепископах и экзархах Титло митрополитов, заимствованное от городов империи (μητροπολις) выражало само по себе не столько степень духовного сана, сколько место, где иерарх имел свою кафедру. Для выражения же самой степени сана митрополитов, как начальствующих над епископами, употреблялось другое титло архиепископов, которое можно почитать собственно церковным. Впрочем, это название было не так общеупотребительно в Церкви, как название митрополитов. Оно встречается не прежде IV века, и, сколько известно, между церковными писателями в первый раз употреблено св. Афанасием александрийским , который так назвал епископа Александра, своего предместника 27 . Св. Епифаний, говоря о расколе Мелетиевом (также IV века), называет архиепископом Петра александрийского 28 . Что это титло соответствовало степени митрополита, как первого и главного из всех епископов области (αρχων των επισκοπων), это видно из слов того же св. Епифания. «Обычаем утверждено, – говорит он, – чтобы архиепископ александрийский имел под своим управлением весь Египет» 29 . На соборе эфесском (всел. III, 431) св. Кирилл александрийский и Папа Целестин титулуются архиепископами 30 . Вообще название архиепископа означало такого иерарха, которого власть простиралась на целый округ, и потому-то это название чаще придаваемо было епископу александрийскому, нежели другим 31 . По этой же причине когда установлено патриаршество, патриархи (особенно александрийский и константинопольский) со своими титлами соединяли и титло архиепископов, так что полный титул их был: « ρχιεπσκοπος κα πατριρχης»... Такой титул придавали им и государи в своих грамотах и указах 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010