В РГБ прошла конференция, посвященная 200-летию Киреевского Москва, 5 мая 2006 г . На Светлой седмице, 27-29 апреля 2006 года, в  Российской государственной библиотеке прошла всероссийская конференция «Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли XIX-XXI вв.», посвященная двум юбилеям – 200-летию со дня рождения русского философа И.В.Киреевского и 160-летию начала издательской деятельности Оптиной пустыни. Конференция завершилась панихидой на могиле семейства Киреевских в Оптиной пустыни 29 апреля. Организаторами конференции выступили РГБ, РГАЛИ, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. Организаторы отметили, что их работу благословил настоятель монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт, сообщает Владислава Филянова (Фонд Андрея Первозванного). На пленарном заседании руководитель издательства Оптиной Пустыни иеромонах Мефодий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество выразил радость по поводу участия центральной библиотеки страны в праздновании столь значимых для России юбилеев, в том числе 160-летнего юбилея издательской деятельности Оптиной Пустыни. В рамках конференции была открыта книжно-иллюстративная выставка «И.В.Киреевский и Оптина Пустынь», где была представлена часть фондов РГБ, посвященная русскому философу, рассказывающая о жизненном пути, литературном и философском творчестве мыслителя, его вкладе в издательскую деятельность Оптины, уникальные архивные документы, автографы работ и издательских проектов, автографы иеромонаха Макария. Перед собравшимися выступили генеральный директор РГБ Виктор Федоров, директор по научной и издательской деятельности РГБ Екатерина Никонорова, Ректор Литературного института им.А.М.Горького профессор Борис Тарасов с докладом «Философия И.В.Киреевского и современность», зав. кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ, профессор Михаил Маслин с докладом «И.В.Киреевский и русская религиозная философия», зав. кафедрой отечественной философии РГГУ Вячеслав Сербиненко с докладом «Образ европейской культуры в творчестве раннего и позднего И.В.Киреевского», главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор Виктор Гуминский с докладом «И.В.Киреевсий и Н.В.Гоголь» и многие другие исследователи русской мысли.

http://pravoslavie.ru/17261.html

Великие Будки. Церковь Николая Чудотворца. церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1773. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Недригайловский район, с. Великие Будки Координаты: 50.877382, 34.035211 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Будки, Николаевская церк. постр. в 1773 г. на средства помещ. Кондратьева и прихож., деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 200 в. Почтов. станц. здесь. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 40 дес. 1528 кв. саж. Прихож. м. п. 806, ж. п. 746. Причта по штату полож.: священ. и псаломщ. Жалов. свящ. 294 р. и псаломщ. 98 р. Помещ. для причта церк. Земское народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Лемешевка в 2 в. Священ. Григорий Жуков 22 л. Оконч. курс. в духов. семин. по 2 разр. Священ. с 1903 г. на настоящ. месте. Состоит законоуч. народ. учил. Псаломщ. Павел Столяревский 71 г. Оконч. кур. в народ. учил. Псаломщ. с 1853 г., на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. кр. Феодор Демиденко с 1898 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь в Будках была уже в конце XVII ст. В 1733 г. её репарировали (восстановили), а в 1773 г. вместо старой построили новую на средства местного помещика Николая Кондарьева. Церковь построена на дубовых основах. Нижние два венца сруба стен также дубовые, выше – сруб из сосновых пластин толщиной 18 и шириной 30 см. Вымощена церковь была первоначально кирпичными квадратными размером 27–30 см и толщиной 4 см плитками. Позже кирпич заменили на деревянный пол. Главная ось строения по компасу дает отклонение на 5 " против движения стрелок часов. По типу плана (центральный участок – четырехгранник с отсеченными внешними углами) церковь Николая в Будках принадлежит той группе памятников, которые, начиная с XVII в., были любимы и распространены на Левобережье и, в частности, Слобожанщине.

http://sobory.ru/article/?object=59226

Верхний Услон. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1831 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Верхний Услон, улица Советская, д. 28 Координаты: 55.776059, 48.985787 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением налево по указателю " Верхний Услон " . Через 9,3 км, когда дорога пройдет через весь Верхний Услон и начнет ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением налево по указателю " Верхний Услон " . Через 9,3 км, когда дорога пройдет через весь Верхний Услон и начнет спуск к пристани, повернуть за 200 метров до пристани (будет прямо впереди в прямой видимости) в предпоследний поворот налево, на улицу Советская. Через 450 метров церковь будет справа у дороги. В период навигации из Казани можно добраться речным транспортом. От пристани надо подняться вверх метров 200 и повернуть направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1831-1838 гг. Придел был освящен во имя Святого Пророка Илии. В 1892г. на южной стороне храма был выстроен придел, в нем был размещен Ильинский престол, а в основном здании остался Никольский престол. Храм выстроен в традициях раннего классицизма. Симметрия нарушена южным приделом. Храм был построен на средства прихожан. В 80-е гг. XIX в. большую помощь храму оказал купец Павел Алексеевич Прибытков, что и позволило расширить здание церкви. Особо чтимой в храме была икона Божьей Матери " Отрада " , из пожертвованная Свияжской купчихой Е.И. Локотухиной в середине XIX в. Также особо почитался большой деревянный крест, обретенный на берегу Волги (в 1878 г. купец Степан Алексеевич Макашин построил на месте обретения большую каменную часовню, однако сейчас это место затоплено).

http://sobory.ru/article/?object=02526

Владимир Ресин, недавний глава столичного стройкомплекса, а ныне депутат Госдумы, вот уже три года курирует программу создания в Москве 200 новых православных храмов. О том, как она выполняется, Владимир Иосифович рассказал на «Деловом завтраке» «РГ», прошедшем в храме Христа Спасителя. Кто не знает, напомню, одним из руководителей восстановления этой святыни был как раз Ресин. Не случайно в Верхнем храме в списке людей, приложивших усилия для того, чтобы на месте открытого бассейна в центре Москвы вновь появился этот взорванный в 30-е годы храм, есть и его фамилия. Владимир Иосифович! В XIX веке оригинал храма Христа Спасителя строился 44 года - с 1839 по 1883-й. А вы восстановили на его месте новый храм за 5 лет: с 1995-го по 2000-й. Как удалось так быстро? Владимир Ресин: 100 лет назад такой техники не было, какая есть у современных строителей. А главное - у большинства москвичей появилось огромное желание вернуть храм Христа Спасителя. Но один он не может утолить потребности всех верующих горожан. К 2010 году Москва по обеспеченности храмами оказалась на последнем месте по России: если в среднем в стране приходился один храм на 11 тысяч населения, то в Москве - на 40 тысяч, в то время как в дореволюционном городе церковь была на каждые 1,5 тысячи верующих. Потому и решили построить к имеющимся 300 еще 200 церквей, чтобы в каждую ходило не более 20 тысяч прихожан. Три года прошло. Удалось продвинуться в планах? Владимир Ресин: Считаю, что программа состоялась. Первые 8 храмов построены, к концу года добавится еще 10-12, работы на которых в основном также завершены. По технологии храм нельзя сдать в привычном для нас понимании под ключ. Его делают сначала без чистовой отделки. Нужно время, чтобы здание устоялось. И только тогда можно начать расписывать стены и свод. Но это не беда. Ведь в большинстве случаев службы начинаются, едва на месте, отведенном под храм, появляется временная часовня. Кто главный на этой стройке - строители, как везде, или прихожане? Владимир Ресин: Конечно, прихожане. Но их надо еще собрать вокруг храма. А это задача настоятеля церкви. Он объединяет народ, организует сбор средств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Гладышево. Церковь Тимофея апостола. Тимофеевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1891. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Судогодский район, с. Гладышево Координаты: 55.8194, 41.1178 Проезд:от райцентра Судогда 28 км на восток по дороге на Муром до с. Мошок. На въезде в с. Мошок после АЗС 200 м и поворот на запад с указателем " пос. Воровского " , далее 200 м и развилка с указателями, налево пос. им. Воровского, направо Гладышево, Кондряево. 6 км до Гладышево. Асфальтированная дорога. Остатки церкви просматриваются на кладбище на краю села неподалёку от магистральной ЛЭП. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Обилие лесов в Судогодском крае долгое время определяло архитектуру всех построек, как церковных так и светских. Деревянные церкви строили вплоть до конца XIX века. Однако древесина материал недолговечный, особенно если за строением нет никакого ухода и присмотра. В начале октября 2005 года автором настоящей заметки была предпринята небольшая целевая экспедиция в Судогодский район, выяснить положение дел с деревянными церквями. На сегодняшний день в органах охраны памятников их числится всего две. Одна из них - Тимофеевская церковь в селе Гладышево. На месте оказалось церкви уже фактически нет. На кладбище села Гладышево остался лишь её остов из трех бревенчатых стен. Четвертая стена, с запада вместе с трапезной, возможной колокольней утрачены. Заметны относительно свежие попытки подремонтировать церковь. Так под апсидой подведен новый фундамент. Он выложен силикатным кирпичом. Тем не менее древесина по объемам глубоко подгнила в углах срубов, бревна во многих местах поражены древоточцем, стропила и перектытия вовсе обрушились. Церковь была снаружи обшита тёсом, внутри оштукатурена по дранке. Определённо фреска просматривается в алтарной части на белой, известковой штукатурке. Рядом с церковью, в десяти метрах с запада от неё, водружен деревянный крест. Табличка гласит: " Место Спасо-Преображенского монастыря с. Спас-Сарники, где подвизались святые преподобные Прохор и Вассиан " .

http://sobory.ru/article/?object=02757

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский. (Обретение его св. мощей). (Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют). I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкого благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. Ввиду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, – ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевского, и Антония, епископа черниговского и нежинского. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговского духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность...» Беседа с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества 30.09.2017 641 Время на чтение 15 минут - Уважаемый Сергей Вадимович, исполнилось 10 лет Вашей многогранной, плодотворной деятельности на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Совсем недавно, посещая Курганскую область, Патриарх Кирилл в своем выступлении отметил и достижения возглавляемой Вами организации, и Ваш личный вклад. Какую роль играла Святая Земля в жизни нашего православного народа и каково значение ИППО в консолидации современного российского общества? - Да, мы совсем недавно отметили на Курганской земле 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, выдающегося ученого и церковного деятеля. Побывали в селе Батурино, где родился создатель Русской Палестины, где служили священниками его отец и дед. Места эти намоленные, святые. И я признателен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он сумел найти возможность туда приехать. Это первый визит Предстоятеля Церкви в Курганскую область за всю историю нашей страны. Архимандрит Антонин был Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Он заложил основы для укрепления русского присутствия в Палестине, всячески содействовал развитию русского православного паломничества во Святую Землю, укреплял отношения Российской империи и Русской Православной Церкви с христианскими народами Ближнего Востока. Наше Общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником. Надо сказать, что он никогда не был формальным Почётным членом ИППО. Прежде всего, потому, что он оказывал реальную поддержку Обществу в его деятельности на Святой Земле, помогал русским паломникам, вел научную работу, поддерживал образовательную и просветительскую деятельность. Одним из важнейших событий юбилейных торжеств этого года станет проведение 17 октября научной конференции «Вечно вещий образ Палестины». Она будет посвящена 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина Капустина и пройдет в Центре ИППО в Москве .

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение Хомякова 29.06.2004 489 Время на чтение 6 минут Книги давно и прочно вошли в наш быт, в нашу жизнь. Так было в прошлые советские годы, так стало и в нынешние времена, правда, это относится к той части людей, которые не бросились на снедь западных культурологов и не отрешились от русской литературы. Союз писателей России целенаправленно продолжает, как и ранее, проводить в городах и весях литературные встречи, торжества, круглые столы. И как показывает практика, нашему народу такие встречи необходимы. Только нынешним властям, культурным ведомствам и разным прочим фондам они ненадобны. Вот уже второе десятилетие, за редким исключением, литературные встречи обходятся без поддержки с их стороны. Подобное произошло и с нынешним юбилеем Алексея Степановича Хомякова - 200-летием со дня рождения. Человеком он был необычайным, такую богато одаренную фигуру на русской земле, да и во всем мире, надо поискать. В одном лице он соединил: философа и богослова, поэта и историка, публициста и математика, экономиста и медика. Он возглавил движение славянофилов, а в конце жизни - Общество любителей российской словесности. 200-летняя годовщина со дня рождения скромно промелькнула в Москве и широко, и достойно отмечена в Туле (с 11 по 14 мая с. г.) В 170 километрах от Москвы и в 15 километрах от Тулы расположилось старинное село Богучарово (ныне поселок Октябрьский Ленинс кого района). В нем находилось с 18-го века родовое поместье Хомяковых. Слава Богу здесь сохранился дом, правда в грустном состоянии, парк, пруды и прекрасной архитектуры церковь Сретения Господня. Поместья Хомякова имелись еще в Смоленской и в Рязанской губерниях, но писатель более всего почитал бывать на Тульщине. Неслучайно туляки называют Алексея Степановича земляком, хотя и родился он в Москве. Нравилось ему здесь в тиши вековых деревьев творить, читать, молиться в храме или на дому, заниматься сельским хозяйством, огородничеством, решать на сходках крестьянские проблемы, отдыхать, охотиться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский и Беларусь К 200-летию со Дня рождения писателя 15.11.2021 897 Время на чтение 5 минут Фото: znanio.ru В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского (1821-1881). Личность писателя имеет прямое отношение не только к Великой, Малой, но и Белой Руси. Об этом, собственно, мы и попытаемся рассказать в нашей небольшой статье. Родословное гнездо в Беларуси. Род Достоевского происходит из д. Достоево (Ивановский р-н Брестской области, территория современной Беларуси). Еще в XVI в. некий боярин Даниил Иртищ получает имение Достоево, о чем свидетельствует следующий текст грамоты, упоминаемой в привелее князя Федора Ивановича от 5 июля 1519 г. в церкви св. Николая в Пинске: «А иж есмо преж сего дали боярину нашему Данилу Иртищу село Полкотичи и Достоев и часть свою межи тыми селы половицу острова Кротова и з знаменем, в котором острове з веку мел свещенник никольский пиньский другую половицу тож и з знаменем, которого Кротова маеть Никольский и з Данилом Иртищом и щадки его на полы ужывать, що есмо и в листе привилеи, Иртищу от нас даном, тот Кротов поменили попу. А где бы дерево знаменное зо бчолами выгибло, ино мает обе тот Кротов землю з Иртищем на полы поделити и робити на поле и вечне ни от кого непорушно ужывати». С самого начала род Достоевского складывался под сильным влиянием греко-католической церкви. Андрей Григорьевич Достоевский, дед писателя, был униатом по вероисповеданию, поскольку его отец Григорий Йозефович, прадед писателя, соответственно, был униатским священником. Н. Н. Богданов в книге «Родословие Достоевских» ссылаясь на архивные документы утверждает, что, поскольку Андрей Григорьевич вел переписку с православным священником, протоиереем Иоанном Строцким, который знал о случаях зверской тирании и жестокости униатов, о чем докладывал своему епархиальному начальству, то соответственно все эти мрачные известия сподвигли Андрея Григорьевича к осознанному принятию православия. Он был рукоположен в униатского священника в д. Войтовцы (территория современной Украины ), а затем воссоединился с православием и служил в Брацлаве Подольской епархии Русской Православной церкви. Отец Иоанн Строцкий был единственным священником на этой территории, который до самого конца сохранил верность православной церкви. При этом, как отмечает тот же Н. Н. Богданов, в роду Достоевских несмотря на воссоединение с православием Андрея Григорьевича, остаются священники, которые не возвратились в лоно православной церкви (например, Ян Григорьевич Достоевский так и остался униатским священнослужителем).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/14/do...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010