“Зачем Герасим утопил Муму?” Тургенев. Думайте сами Сегодня — 200 лет со дня рождения классика русской литературы 9 ноября, 2018 Сегодня — 200 лет со дня рождения классика русской литературы 9 ноября 1818 года – ровно 200 лет назад – родился Иван Сергеевич Тургенев. Значительная дата всегда влечет за собой массу официальных мероприятий и программных заявлений, за которыми пропадает живой человек и возводится памятник. Но у великих мира сего есть замечательная особенность: их наследие нельзя присвоить, оно в равной степени принадлежит каждому, способному его прочувствовать и оценить. Отцы и дети Говорить о Тургеневе одновременно и сложно, и просто. Просто – потому что его произведения входят в школьную программу, герои на слуху и во многом стали нарицательными, а его жизнь известна до мельчайших подробностей. Сложно – по той же причине. Потому что кажется, что никакой загадки в его наследии нет, все лежит на поверхности и более чем очевидно. В пятом классе прочитали «Муму», в десятом – «Отцы и дети». Обсудили, сделали правильные выводы – и забыли. При этом образ богатыря-Герасима, наделенного недюжинной силой, но поразительно хрупкого и даже нежного душой – остался неразгаданной тайной. Да и на самый простой вопрос – «Зачем Герасим утопил Муму?» — ответа нет как нет… Так же, как нет ответа, на чьей стороне автор в своем знаменитом романе об отцах и детях. Советские идеологи с легкостью подхватили это произведение как политический роман, манифест о зарождении в России нового социального типа – революционера-нигилиста, не признающего никаких авторитетов. «Мы наш новый мир построим…». Такая трактовка оказалась очень живучей. А ведь если уйти от школьных схем и шаблонов критиков, «Отцы и дети» – о том, что из поколения в поколение с ужасающей точностью повторяется один и тот же сценарий: все отцы просто обречены вступать в серьезные идейные споры со своими детьми. «Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодёжь злокозненна и нерадива и не походит на молодёжь наших дней. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру и донести её до наших далёких потомков» — надпись, обнаруженная в развалинах Вавилона в глиняном горшке около 3000 лет до Рождества Христова.

http://pravmir.ru/zachem-gerasim-utopil-...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжествах по случаю 200-летия Кишиневско-Молдавской митрополии 7 сентября 2013 г. 21:32 7 сентября 2013 года в столице Республики Молдова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте по случаю 200-летия Кишиневско-Молдавской митрополии, который состоялся в Национальном дворце имени Н. Сулака. Визит Предстоятеля в  Православную Церковь Молдовы  приурочен к празднованию этой юбилейной даты. В торжественном собрании также участвовали  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , члены официальной делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук; а также иерархи и многочисленные священнослужители Православной Церкви Молдовы. На мероприятии присутствовали  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , управляющий делами Украинской Православной Церкви  митрополит Бориспольский Антоний , викарий  Черновицкой епархии   епископ Хотинский Мелетий . В числе гостей торжественного мероприятия были Президент Молдовы Н.В. Тимофти, представители государственной власти и общественных организаций, посол России в Молдове Ф.М. Мухаметшин, многочисленные гости. Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Поздравив главу Православной Церкви Молдовы, высоких государственных деятелей и всех участников и гостей торжества с 200-летием учреждения Кишиневско-Хотинской епархии, Его Святейшество сказал: «Всякий раз, когда я соприкасаюсь с православным верующим народом Молдовы, я чувствую духовную силу, которая исходит из ваших сердец. Здесь действительно очень крепка вера, очень высока религиозность. И, несмотря на все тяжелейшие исторические обстоятельства, именно благодаря православной вере народа Молдовы сегодня мы имеем независимое государство, развитую национальную культуру, общество, которое сохраняет свою целостность, несмотря на наличие политического разнообразия и многих других факторов, разъединяющих его».

http://patriarchia.ru/db/text/3216660.ht...

В 2014 году в строительстве находилось рекордное по сравнению с прошлыми периодами число храмовых комплексов, а именно 32 объекта. Всего же в минувшем году было возведено 32 деревянных храма из 90, которые нужно построить. Это большой процент. И в целом за четыре года нашей работы можно отметить неплохие результаты. Из 200 участков в старых границах города определены 173 земельных участка под строительство храмовых комплексов. По 143 участкам оформлены земельно-правовые отношения, что составляет более 70% от общего количества участков. Из них в 2014 году было оформлено 42 участка. Наша задача состоит в том, чтобы в 2016 году завершить работу по оформлению всех земельных участков в старых границах Москвы. Что касается темпов реализации Программы, то хотел бы отметить, что за четыре года, прошедших с начала проекта, почти четверть из 200 земельных участков находится в стадии строительства: 14 храмовых комплексов уже и в них совершаются регулярные богослужения, еще на 7 завершены основные строительные работы и 28 храмовых комплексов находятся в стадии строительства. В 2014 году произошло еще одно знаменательное событие. Наша Программа шагнула в Новую Москву. На новых территориях планируется разместить 150 храмов с учетом уже существующих и ныне строящихся. Сегодня ведется работа по 18 храмовым комплексам. На 3 храмовых завершены основные строительные работы. На 5 земельных участках оформлены земельно-правовые отношения на Русскую Православную Церковь. В результате число храмовых комплексов, которые предполагается построить, увеличивается в полтора раза. Соответственно и название нашей Программы — «200 храмов» — становится очень условным. Может быть, предложить москвичам подумать, как могла бы наша программа называться без того, чтобы употреблялись какие-то цифры? Некоторые предлагают «Сорок сороков», некоторые — «Москва златоглавая» или «Москва. Построим храмы всем миром». Может быть, и в самом деле стоит подумать о том, чтобы, отталкиваясь от предложений москвичей, сформулировать какое-то иное название программы? Хотя, конечно, дело не в названии — дело в том, как программа осуществляется.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4053344...

В Храме Христа Спасителя показали эпизоды, не вошедшие в проект НТВ «Не верю»! 30 января, 2013. Редакция " Правмира " На XXI Международных Рождественских чтениях Финансово-хозяйственное управление провело конференцию «Программа-200 храмов. Общественное служение Церкви: образовательная и социальная работа новых приходов». На XXI Международных Рождественских чтениях Финансово-хозяйственное управление провело конференцию «Программа-200 храмов. Общественное служение Церкви: образовательная и социальная работа новых приходов». Поистине сенсационные цифры озвучил в своем докладе епископ Подольский Тихон, председатель ФХУ: в активной фазе по строительной части находятся 26 площадок, а вот приходских общин уже 40! Именно на стольких участках уже есть временные храмы-часовни, совершаются молебны и богослужения, началась миссионерская работа. «Священники выходили на первые молебны буквально в открытое поле. Сначала к ним присоединялись всего несколько человек, но за несколько месяцев на участках, где еще даже не было стен храма, уже стали собираться дружные приходские общины. Люди собирались не только на совместную молитву, но и для организации служения ближним, просветительской, социальной миссии. Начались занятия в воскресных школах, пока в помещениях соседних библиотек и учебных заведений. Общины берут под свою опеку близлежащие больницы и детские дома. Священники несут людям Слово Божие, исповедуют, причащают, а верующие служат своим трудом – ухаживают за тяжелыми и лежачими больными, согревают своей любовью и вниманием сирот. Это показывает насколько живо в наших людях стремление к добру, желание вернуться к своим корням, своей вере, возродить исконные духовно-нравственные ценности». Доклад куратора «Программы-200 храмов» сопровождался презентацией на экране с подробным описанием просветительской и социальной работы на примерах семи новых приходов. Еще две общины показали себя, что называется «вживую». Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино протоиерей Михаил Глазов привез с собой хор из 15 человек.

http://pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasite...

Доходы и расходы Земельные участки приписных церквей, кроме Николо-Ваганьковского, доставляли доход чрез отдачу в арендное содержание имевшихся на них лавок и подвалов. В приходо-расходных книгах за 1815 и 1816 гг. значится арендной платы «с церковной лавки» за первый год 5 руб., а за второй – 10 руб. За те же годы значатся в приходе за первый 60 р. и за второй – 80 руб., получавшиеся церковью за отдававшийся в наем подвал, находившийся под Благовещенской церковью. Подвалы, и более обширные, имелись и при Николо-Сапожковской церкви, которые также отдавались в аренду (под склад хрустальной и стеклянной посуды) за более высокую плату. За время по 1819 год арендная плата, распределявшаяся по равной части между церковью и причтом, была по 250 руб. в год; с 1820 г. по 1827 г. – 400 р., а с 1828 по 1836 – по 300 рублей в год 167 . Получала церковь еще арендную плату за 13 ½ кв. саж. земли упраздненной Димитрие-Селунской церкви (бывшей на Воздвиженке), отдававшихся купцу Петру Михайловичу Гусятникову. Плата взималась в размере 200 руб. в год, из которых 100 руб. поступало в пользу церкви, а 100 руб. – причту. Еще в 1787 году января 8 дня Гусятников снял часть земли после упраздненной Димитрие-Селунской церкви, требовавшуюся ему «для проезду на свой двор, в одном конце 3, а в другом 4 ½ сажени», за 100 руб. годовой платы, сроком на 20 лет, и за все время внес тогда же сполна следуемую сумму в Крестовоздвиженский монастырь, в который земля означенной церкви была отдана по резолюции митрополита Платона в 1786 году 168 . С управлением монастыря, Крестовоздвиженская церковь считала себя собственницей арендуемой Гусятниковым земли, и 1 сент. 1815 года заключила с ним новый контракт на 12 лет, с платой по 200 руб. в год 169 , и притом взяла с него арендную плату и за предшествовавшие годы, в количестве 1000 руб. Условие заключено согласно определению Москов. Дух. Консистории, и в нем значилось земли 13 ½ кв. саж. 170 . При этом оказалось, что кроме арендуемой еще должна быть земля «в одном конце 12, а в другом 11 ½ саж.», той же церкви, но у кого этот участок во владении, – не видно. Вследствие этого Консистория предписала благочинному произвести осмотр на месте. Благочинный полагал, что искомая земля находится во владении Гусятникова; но так как это предположение не подтверждалось никакими документальными данными, то Крестовоздвиженскому причту предписано «отыскивать оную землю» 171 . В 1829 году, авг. 14 дня, состоялся указ Моск. Кон. на отдачу в наем 13 ½ кв. с. той же земли, при 200 руб. ассигн. годовой платы, коллежскому ассесору Михаилу Петровичу Гусятникову, сроком на 4 года; а остальную землю снова подтверждено притчу отыскивать 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Епископ Подольский Тихон: Новым храмам в Москве противятся недостойные люди «Правмир» узнал о настоящем и будущем программы «200 храмов» – о существующих на данный момент проблемах и ближайших планах. 25 апреля, 2014 «Правмир» узнал о настоящем и будущем программы «200 храмов» – о существующих на данный момент проблемах и ближайших планах. «Правмир» побывал на Пасхальном приеме для журналистов, освещавших ход строительства новых храмов, и задал несколько вопросов владыке Тихону, епископу Подольскому, председателю правления Фонда поддержки строительства храмов Москвы. Строительство новых храмов в парковых зонах не нарушает природоохранного законодательства Москвы. Зона зеленых насаждений даже увеличится после компенсационного озеленения. К такому выводу пришли эксперты Общественной палаты РФ, рассмотрев жалобы противников храмового строительства. В то же время, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркнул: программа перешагнула некий психологический рубеж. «Более половины земельных участков из двухсот, определенных под строительство храмов, оформлены на Церковь, и на них можно производить строительные работы», – отметил Предстоятель. Эти новости сопровождают реализацию программы «200 храмов» в апреле. «Правмир» побывал на Пасхальном приеме для журналистов, освещавших ход строительства новых храмов, и задал несколько вопросов владыке Тихону, епископу Подольскому, председателю правления Фонда поддержки строительства храмов Москвы. – Программа ставит своей целью поставить очаги святости, духовности и служения людям самых разных возрастов, – обозначил цель возведения новых храмов владыка Тихон. – Нужно, чтобы в храме, во дворе церковном, было светло и радостно. Чтобы люди чувствовали: рядом, в церковной ограде, есть любящие, сочувствующие и готовые всегда прийти на помощь. К сожалению, жизнь наша за суетой не всегда позволяет разглядеть это в своих ближних, а двор церковный – позволяет. Программа строительства храмов обеспечивает защиту лучших черт человека от злобного мира греха и страстей, все более нападающего на нас.

http://pravmir.ru/episkop-podolskiy-tiho...

ЖМП 10 октябрь 2011 /  10 октября 2011 г. Епископ Тихон: Объединим москвичей общим деланием во славу Божию В Москве началась «Программа-200» — крупнейший совместный строительный проект Церкви и городского правительства со времен воссоздания храма Христа Спасителя. В столице должны появиться 200 новых церковноприходских комплексов, включающих в себя не только храмы, но и необходимые здания для миссионерской и социальной работы. О том, где и как будут возводиться новые храмы, рассказывает председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон. Идея Святейшего Патриарха Кирилла о строительстве 200 храмов в спальных районах Москвы уже обрела совершенно реальные черты. Это крупнейший совместный проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга. И он уже сделал шаг со страниц установочных, согласовательных и проектных документов на стройплощадки столицы. В годы богоборчества мы потеряли в Москве более 1000 храмов и монастырей. Да, новое Российское государство признало ошибки лихолетья и право Русской Православной Церкви на возврат отнятых земель и строений. Однако вернуть можно далеко не всё. На месте бывших святынь выросли объекты городской инфраструктуры. Да и духовные запросы столицы изменились. Москва далеко шагнула в строительстве, и на окраинах выросли многомиллионные спальные районы, в которых нет храмов. Желание светских властей выделить новые участки в спальных микрорайонах уравновесило невозможность отдать Церкви землю в центре Москвы. Духовная нищета в цифрах Сейчас в Москве на каждый храм приходится по 40 000 жителей при среднем показателе по России в 11 000. Есть огромные районы, где храмов один-два или нет вообще. В Люблине, например, живет 180 тыс. человек, а храм один. Этот район сейчас духовно обездолен. Судите сами, из 180 тыс. человек место для молитвы есть только у 150. Тем более что потенциал духовенства в этом районе огромен. В единственном действующем люблинском храме во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и певческая гимназия есть, и воскресная школа, и дошкольные группы. Сотни детей там занимаются, а вот на богослужении может присутствовать всего 150 человек, потому что храм временный, маленький. Миссионерская работа налажена хорошо, народ тянется к церковной жизни, и молодые клирики имеют, думаю, уже достаточно опыта для организации самостоятельной приходской жизни. А храмов пока нет. Но будут. Надо только всем нам объединить усилия.

http://e-vestnik.ru/analytics/tihon_prog...

Закрыть itemscope itemtype="" > Время строить храмы м Владимир Ресин: Где быть каждой церкви в столице, решают в конечном счете москвичи 22.11.2013 501 Время на чтение 10 минут Когда Владимир Ресин возглавлял столичный стройкомплекс в должности первого заммэра Москвы, где журналисты " РГ " с ним только не встречались. На крыше делового центра в Воскресенском переулке, откуда открывается великолепный вид на строящуюся Москву - там мы обсуждали проблемы развития столицы. В только что открывшемся после реставрации музее-заповеднике " Коломенское " , где говорили о том, что еще в городе нуждается в сохранении и возрождении его исторического наследия. И вот новая встреча с Владимиром Иосифовичем, который уже три года, как депутат Госдумы РФ. На сей раз - в Храме Христа Спасителя. Кто не знает, напомню, одним из руководителей восстановления этой святыни был как раз Ресин. Не случайно в Верхнем Храме в списке людей, приложивших усилия для того, чтобы на месте открытого бассейна в центре Москвы вновь появился этот взорванный в 30-е годы храм, есть и его фамилия. Кроме того, и менно Ресин сейчас курирует еще и программу создания в столице 200 православных храмов. Храм на 40 тысяч прихожан Владимир Иосифович! В 19-м веке оригинал Храма Христа Спасителя строился 44 года - с 1839 по 1883. А вы восстановили на его месте новый храм всего за 5 лет: с 1995 по 2000-й. Впрочем, действовать он начал даже раньше - в 1999-м, а в 2000-м храм был уже освящен Архиерейским собором. Как вам удалось сделать это за такой короткий срок? Владимир Ресин: 100 лет назад такой техники не было, какая была у нас. Ну, а главное - у большинства москвичей появилось огромное желание вернуть Храм Христа Спасителя. Хотя чего греха таить, были и противники. Вспомните 90-е годы с их разрухой. Звучало и такое: разве сейчас время для храмов? Лучше дать деньги нуждающимся, обеспечить жильем ветеранов и инвалидов войны... Но мэр Москвы все-таки принял решение строить храм. И построили! Но один храм, даже такой знаковый, не может утолить потребности всех верующих москвичей. К 2010-му году Москва по обеспеченности храмами оказалась на самом последнем месте по России: если в среднем в стране приходился один храм на 11 тысяч населения, то в Москве - на 40 тысяч человек, в то время как в дореволюционном городе церковь была на каждые 1,5 тысячи верующих. Не случайно Москву называли сорок сороков. И это еще в старых границах столицы. Если же учесть жилые районы, построенные за последние годы не только в пределах, но и за МКАД, то в некоторых из них и на 200 тысяч человек не было храма. Потому и решили построить к имеющимся 300 еще 200 церквей, чтобы на каждую из них приходилось не более 20 тысяч прихожан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как был побежден ИГИЛ XIX века Памяти князя Александра Барятинского 04.09.2017 998 Время на чтение 20 минут Князь Александр Иванович Барятинский «Вы, жившие на свете до меня, Моя броня и кровная родня...» Арсений Тарковский Человек, ясно понимающий ход истории В нынешнем году мы отмечаем 200-летие начала Кавказской войны (1817-1864). Эта война была самой долгой в истории России, подумать страшно - больше 50 лет. И она одна и та же - и 200 лет назад, и 20... И сегодня, не дай Бог. Сейчас, когда горит Ближний Восток, когда ИГИЛ - быть может, один из самых главных, самых страшных вызовов современности, так хочется спросить совета у тех, кто знал тайну спасения Родины и народа, ключ к победе. Именно таким человеком был князь Александр Барятинский . Человек чести в самом высоком, подлинном смысле этого слова, который смог остановить Кавказскую войну, пленил имама Шамиля, спас нашу Родину, без всякого преувеличения. Он безоговорочно победил в той, самой длинной в истории России, опаснейшей войне, сделал то, что до него не удавалось никому почти 40 лет, прежде всего потому, что понял душу горцев, глубоко изучил ислам, постиг глубинную природу мюридизма, который тогда был пугающей загадкой для всех - примерно как сегодня ИГИЛ. Князь Барятинский - командующий экспедиционной, по сути, десантной армией, с личной библиотекой в 50 тысяч томов, умелый солдат и одновременно философ, геополитик, этнограф. Но о Шамиле, которого он начисто переиграл, победил и пленил, написаны десятки книг и столько же снято фильмов, он известен всем. Об Александре Барятинском, его победителе, знают немногие. Нам сегодня необходимо его, Барятинского, понимание Кавказа, мусульманского мира Говорят, что человек, ясно понимающий ход истории не 200 лет спустя, как мы сейчас, а сразу, в реальном времени, рождается раз в столетие. Александр Барятинский, несомненно, был этим человеком. Как и князь Евгений Трубецкой, допустим. Нам так сегодня необходимо его, Барятинского, понимание Кавказа, Османской империи, мусульманского мира. Его таинственная способность побеждать вчистую - и при этом не уничтожать побежденного, вчерашнего опаснейшего врага, а, наоборот, сделать его другом. И своим личным другом, и другом России.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом» Размышления Николая Коняева о вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу к 200-летию великого писателя 06.09.2017 1979 Время на чтение 5 минут 6 сентября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого, творчество которого имеет неоценимое значение для мировой культуры. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года 2531-р Правительство Брянской области совместно с Министерством культуры Российской Федерации реализует комплекс мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.К.Толстого, сообщает департамент культуры Брянской области. В рамках юбилейных мероприятий в августе-сентябре 2017 года на Брянщине проводятся значимые международные и всероссийские мероприятия: с 22 августа по 2 сентября проходил Международный художественный пленэр, в котором приняли участие народные и заслуженные художники из России, Белоруссии, Украины , Сирии. По итогам пленэра 1 сентября в 16.00 в Городском выставочном зале открылась выставка; 31 августа – 1 сентября в г.Брянске состоялась Международная научно-практическая конференция «А.К.Толстой в мировой культуре», в которой приняли участие более 60 видных ученых, филологов, историков, литературоведов, культурологов, искусствоведов из регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Германии, Японии. Более половины участников конференции имеют ученые звания докторов наук; 2 сентября в усадьбе А.К.Толстого в рамках Всероссийского праздника состоялся Всероссийский конкурс вокалистов (исполнителей романсов) имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!»; интерактивные поэтические программы «Читаем А.К.Толстого» с участием всех желающих проходил 1 сентября на нескольких площадках города Брянска: Театральной площади и в парке-музее А.К.Толстого в г.Брянске, а также в Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого;

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/06/et...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010