35 Берет из Белогостицкого («Реформа Петра Великого по высшему церковному управлению» в Журн. Минист. Народного просвещения I892 г., в томе 281, 6, т. е. июнь, стрр. 257–281 и т. 282, 7, т. е. июль стрр. 1–23) и перевирает. У Белогостицкого, т. 282, стр. 18 fin.: «Ропот и недовольство не прекратились, и два года, спустя, когда существование синода признали и восточные патриархи; впрочем любопытно, что только двое из них: Константинопольский и Антиохийский прислали ему свои грамоты». Тихомиров из двух лет сочиняет намеренное медление и неохотность и что «остальные два патриарха весьма тенденциозно промолчали». 36 У Ралли и П. V, 160. Тут же и послание Петра В. К Константинопольскому патриарху. А не искано было грамот от других двух патриархов потому, что патриарх Константинопольский считал достаточными и две, – ibid. стр. 162. 37 Хризанф подписался до болезни под грамотой Синоду от того же Сентября 1723 г., ibid. IV, стр. 163 (о Великобритании). 38 Iepapxu идут в подначальные люди Синоду (при поставлении епископы дают обещание повиноваться Синоду , – у Никольского в Пособии к изучению устава, стр. 688), и в то же время не признают его законности.-ПВ. Русская церковь таким образом представляет собой олицетворение возмутительной лжи. 39 Но где об этом свидетельства, и см. что говорит сам г. Тихомиров о пастве , – Январь, стр. 106 нач.. Ссылается на Белогостицкого, как на великий авторитет относительно того, что Синод долгое время не был признаваем духовенством и народом-Январь, стр. 88. Но Белогостицкий в указываемом месте вовсе не говорит того, чтобы Синод никогда доселе не был признаваем духовенством и народом а говорит т. 282 стр. 15 нач.: «Хотя по указу государя Святейший Синод должен был заменить патриарха, но в глазах большей части духовенства и народа Синод долгое время не имел такого значения». 41 Св. Синоду пришлось перенести не мало, но что же делать? Оставайся патриарх, было бы хуже: Св. Синод страдал так сказать безлично, а патриарх страдал бы лично (см. выше слова митр. Филарета)... Т.-е. мы хотим сказать, страдания и унижения единоличного патриарха были бы гораздо виднее и производили бы гораздо больший соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Контролирует соблюдение религиозными организациями их уставной деятельности Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган. В российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Уже в Уголовном кодексе РФ 1996 г. был предусмотрен ряд статей, устанавливающих такую ответственность: ст. 4, 63, 105, 111, 112, 117, 136, 148, 239, 244, 282, 282 1 , 282 2 , 357. Подобные вопросы урегулированы и ст. 14, 95, 118, 158 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации 2001 г. предусмотрена ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». В ней отмечается, что «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда». Свобода совести и военная служба. Во взаимоотношениях государства и Церкви это очень сложный вопрос. Война и мир, возможность верующему служить в армии и вообще брать в руки оружие, принесение клятвы в воинской присяге – данные богословские и нравственные вопросы всегда стояли перед верующими людьми 165 . Если говорить о Русской Православной Церкви, то она «издревле считала, что воинское служение является особым духовно-нравственным подвигом во имя ближнего, сопряженным со смертельной опасностью и готовностью положить жизнь за Отечество. Сложившаяся в Русской Православной Церкви богословская трактовка проблем войны, вооруженного насилия и воинского служения способствовала формированию идеологического фундамента государственной военной политики, военно-церковных отношений» 166 . Опуская сложные идеологические споры, идущие в богословской христианской науке о военной службе, можно отметить, что православие традиционно определяет ее как особый вид христианского служения. Церковь и государство всегда уделяли большое внимание духовному состоянию «христолюбивого воинства», для чего содержали в армии и на флоте штат военного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Оторванный от родной почвы, но взлелеянный вниманием Митрополита Амвросия, Филарет процветает в Петербурге. С 1812 года ректор Академии, краса её и любимец образованного Петербургского общества, Филарет получает обильные знаки внимания Императора Александра I. Епископ с 1817 года, он в 1821 году, после краткого пребывания в Твери (с 1819 года) и в Ярославле (с 1820 года), несет служение предстоятеля церкви Московской (с 1826 года в сане Митрополита) до самой кончины своей (1867 года, Ноября 19). Исполнилось 50 лет со дня смерти Митрополита Филарета. 18 и 19 ноября 1917 года наша Академия творила поминовение Святителя молитвенное – в Академическом храме и ученое – в торжественном собрании. 77 Представители Академии выступали со своими речами и в торжественном заседании Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха Тихона, 3 декабря 1917 года. О Святителе Филарете можно повторить его же слово похвалы другому: «Награда служения» его «у Господа и да будет она многа и совершенна» 78 . Но наша обязанность вечно хранить память о Святителе и свидетельствовать её. Сила нравственной личности Митрополита Филарета ощущается и осознается всеми православными русскими людьми. Московская Духовная Академия, к которой Митрополит Филарет относился как к родной 79 , честь которой была ему дорога 80 , посвящает эти страницы с благодарностью и благоговением великой памяти великого Святителя. И. Варфоломей 1 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 6, 9, 92, 95, 104, 111, 123, 145, 153, 203, 208, 281, 282, 286, 334, 337, 339, 419, 427; ч. 4, стр. 41, 42, 43, 48, 60 – 63, 79, 109, 144, 148, 153, 166, 182, 183, 212, 219, 247, 352, 369, 378, 396, 397, 484, 525. 3 Н.В. Сушков, «Записки о жизни и времени Святителя Филарета, Митрополита Московского» (Москва 1868), стр. 282. 7 Письма к Антонию, ч. 4., стр. 397, 470; ср. ч. 1, стр. 189 (здесь такое же признание в 1835 году). 9 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 6, 9, 92, 95, 104, 111, 123, 145, 153, 203, 208, 281, 282, 286, 334, 337, 339, 419, 427; ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

280, 291–294 Торжества 19 февраля 1880 г. в день восшествия на престол императора Александра II — 179 Учебные заведения Академия наук — 166 Академия художеств — 101–103, 105, 107, 113, 116, 161, 279 Александровский институт в Москве — 274 Варшавский университет — 156 Воспитательный дом в Москве — 273 Вторая военная гимназия на Петербургской стороне — 149 Гимназия начальная московская — 270 Гимназия Классическая женская московская С. Н. Фишер (основана в 1872 г.) — 275, 282, 293, 295 Гимназия Первая женская московская — 270 Гимназия Первая мужская московская — 275, 276, 279 Гимназия Четвертая московская — 270 Демидовское училище в Петербурге — 228 Екатерининский институт в Москве — 262, 267, 274 Елизаветенский женский институт в Москве — 272 Императорский лицей в память цесаревича Николая (основан М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым в 1868 г. в Москве) — 174, 194, 277, 282, 287, 295 Казанский университет — 299 Коммерческое училище — 151 Лицей, лицей Каткова в Москве — см. Императорский лицей в память цесаревича Николая Мариинская женская гимназия — 142 Медицинская академия — 101, 158 Морской корпус — 132 Московский университет — 243, 267, 275, 277, 282, 293, 294 Московский учебный округ — 249, 253, 294 Николаевский институт — 172 Николаевский сиротский институт в Москве — 262, 273 Никольский сиротский институт — см. Николаевский сиротский институт Павловские военное училище — 195 Педагогический институт — 242 Первая военная гимназия — 154 Петербургский учебный округ — 168 Публичный акт в Петербургском университете — 167–169 Ремесленное училище (школа) цесаревича Николая — 154 Родионовский институт благородных девиц в Казани — 300 Смольный — Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) — 99 Технологический институт — 155, 186 Университет — Императорский Петербургский университет — 167, 168 Училище слепых воинов на Петербургской стороне — 159 Училище (школа) С. А. Рачинского в селе Татево — 310 Школа Е. Н. Самариной на Арбате — 266 Учреждения государственные и административные Азиатский департамент Министерства иностранных дел — 85, 190, 191, 216, 249 Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия (учреждена в 1880 г.) — 176 Государственная казна — 258 Государственное казначейство — 85, 87, 88, 92, 93, 194 Государственный контроль — 123 Государственный совет — 81, 85, 87, 105, 120–122, 157, 160–162, 171, 174, 183, 190, 206 Департамент внутренних сношений Министерства иностранных дел — 85

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Славится ритор Назарий 329. Сын Константина Крисп и Ликиний младший, сын сестры Константина Констанции и вышеупомянутого Ликиния, умерщвляются жесточайшим образом на девятом году своего правления. В Никомидии совершено торжество в честь исполнившегося двадцатилетия царствования Константина, а в следующем году совершено и в Риме.   Хроника блаженного Иеронима Доселе пишет историю Евсевий, сотоварищ Памфила мученика, к которому мы присоединили следующее. 329. В Африке славится ритор Арновий. Когда он в городе Сикке учил юношей ораторскому искусству и, будучи еще язычником, сновидениями побуждался к вере, но от епископа не мог испросить присоединения к вере, против которой всегда восставал, то написал против прежней религии прекраснейшие книги и наконец, давши этот как бы некоторый залог благочестия, получил общение (с церковью). 330 Константин, Вифинский город Дрепан возобновив в честь почивающего там мученика Лукиана, по имени матери своей назвал этот город Еленополем. 331. В Антиохии начата постройкою так называемая Золотая Базилика. 332. Константин умертвил жену свою Фавсту. Получает известность Донат, от которого в Африке донатисты. После Тиранпа рукополагается в Антиохии XX епископ Виталий, а после него XXI Филгоний, которому наследует XXII Павлин, после которого XXIII Евстафий, и когда этот за веру был сослан в ссылку, то до настоящего времени овладели церковью ариане, т. е. Евлалий, Евсевий, Евфроний. Плакилл, Стефан, Леонтий, Евдосий, Мелетий, Евзоий, Дорофей, снова Мелетий. Времена их правления я не указал потому, что считаю их более врагами Христа, чем епископами. 332.Пресвитер Ювенк, родом Испанец, излагает евангелия героическими стихами. Порфирий, послав Константину прекрасную книгу, освобождается из ссылки. 333. Рукополагается XIX епископ александрийской церкви Афанасий который, будучи преследуем арианами, удаляется к Констанцию. 334. Освящается Константинополь, по обнажении почти всех городов. Получает известность философ Метродор. 335. Рукополагается XXXII епископ Рима Марк, управлявший 8 месяцев, после которого рукоположен XXXIII Юлий, правивший 16 лет и 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Почекунина: Жиро В. Signum и vestigium у блаженного Августина //Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. – СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2015. – Вып. 6. – С. 90–105]. 330 Marion J.-L. LIdole et la distance. Cinq études. – Paris: Bernard Grasset, 1992. – P.214. [Там же. C. 200–201]. 331 Marion J.-L. Le phénomène érotique. Six méditations. – Paris: Bernard Grasset, 2003. – P. 341. 332 Florovsky G. The Function of Tradition in the Ancient Church, in: Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View: Belmont, Massachusetss: Nordland Publishing Company. (The Collected Works; Vol. 1). [Русский перевод А.А. Почекунина: Флоровский Г. Назначение Предания в Древней Церкви//Вестник Русский Христианской Академии. – 2014 – Том 15. – Вып. 1. – С. 11–28]. Так же см. эту статью в данном издании. 333 Sanctus Augustinus. Contra Epist. Manichaei I,1. Я не поверил бы Евангелию, если бы меня не побуждал к этому авторитет кафолической Церкви (лат.). 334 Всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все (лат.). 335 Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов (лат.). 336 Двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, преданием Вселенской Церкви (лат.). 342 Irenaeus Lugdunensis. Adversus Haereses, 4. 26, n. 2. [Здесь и далее русский перевод П.А. Преображенского дан по изданию: Св. Ириней Лионский . Пять книг против ересей. – М: Университетская типография. Приложение к журналу «Православное обозрение», 1868–1871]. 352 SANCTUS BASILIUS MAGNUS. De Spiritu Sancto 66. [Русский перевод Московской Духовной Академии: О Святом Духе к св. Амфплохию, Епископу Иконийскому/ Василий Великий . Творения. Ч.З. – М.: Паломник, 1993. – С. 331–332]. 361 Флоровский Г. Этос Православной Церкви//Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000.– С. 265–266. 367 См. «Kritische Studien zur Symbolik», in: Theologische Studien und Kritiken, Jg. 51, 1878, pp. 94–124 и 179–253 Читать далее Источник: Свидетельство истины : Сборник статей/Прот. Георгий Флоровский ; [сост., примеч. и коммент. А.А. Почекунина]. - Санкт-Петербург : Духовное наследие, 2017. - 481 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

332 об.). В Саввинском монастыре, находившемся в 20 верстах от Твери, основанном в 1397 году и закрытом в 1764 году, были два игумена Саввы– старший из фамилии Бороздиных, по частнейшему прозванию по всей вероятности основатель монастыря, уходивший потом из монастыря на Афон (несправедливо считаемый многими за одно и то же лицо с преподобным Саввою Вишерским, который, быв отдельным от него лицом, только принял пострижение в его монастыре), и младший, принявший настоятельство в монастыре спустя пять лет по уходе на Афон Саввы старшего и настоятельствовавший затем более 50 лет. Нужно было бы считать учеником преподобного Сергия, конечно, Савву старшего, но сомнительно, чтобы это было так, потому что об этом ничего не говорит преподобный Иосиф Волоколамский, сообщающий сведения об обоих Саввах (в «Отвещании любозазорным»); год основания монастыря указывается в записи на одной синодальной рукописи, которую см. у преосвященного Филарета в Житиях святых под 2 марта; вероятно, Саввою Бороздиным вывезена с Афона славянская Кормчая книга, которую имел у себя под руками Вассиан Косой (Опис. рукоп. Толст., отд. I, 169). Ксенофонта Тутанского, бывшего игуменом Тутанского монастыря, нахо- дившегося в той же Тверской губернии, на реке Тьме, впадающей слева в Волгу, на 25 верст выше города Твери (в настоящее время село Тутань, в 30 верстах от Твери), относит к числу учеников преподобного Сергия А. В. Горский по непонятному для нас недоразумению (Описание лавры по издан. архим. Леонида в Чтениях, с. 51 fin.). Основанием для А. В-ча относить Ксенофонта к числу учеников преподобного Сергия служит то, что он причисляется к ученикам преподобного в одной Академической рукописи (прим. 6; разумеется помянутая Академическая ркп. 201 с читаемым в ней списком учеников преподобного Сергия, в которой о Ксенофонте Тутанском как одном из учеников Сергия: «преподобный Ксенофонт, Тутанского монастыря началник, иже в Тверском уезде», л. 332 об.). Но в рукописи поименовываются ученики преподобного Сергия не только в собственном, но и в отдаленном смысле,– жившие спустя много времени после него, а между тем сам же он (А.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

S. 326-332. N 475-476). С ответной речью выступил представитель Базельского Собора Х. де Сеговия, испан. теолог, возведенный антипапой Феликсом V в кардинальское достоинство (см.: Ibid. S. 332-333. N 478). 29 марта 1441 г. Н. К. произнес пространную ответную речь; позднее в письме кард. Чезарини он отмечал, что эта речь была наиболее удачной и благодаря ей мн. участники съезда стали склоняться в сторону папской позиции (см.: Ibid. S. 334-341. N 479-480; S. 352-358. N 482). Однако съезд завершился безрезультатно из-за непримиримых разногласий между участниками: герм. кор. Фридрих IV и поддерживавшие его князья требовали, чтобы папа Римский Евгений IV созвал новый объединительный Собор в одном из городов Германии; группа князей во главе с курфюрстами Трира и Майнца соглашалась признать папу Римского Евгения IV, однако только при условии, что он официально объявит о главенстве вселенских Соборов в Церкви и предоставит значительные льготы герм. епископам; радикальные сторонники Евгения IV и Феликса V продолжали настаивать на необходимости безоговорочного присоединения к одной из противоборствующих сторон (подробнее см.: Stieber. 1978. P. 217-234). Незадолго до начала работы съезда в Майнце или вскоре после его завершения Н. К. написал небольшое соч. «Диалог, доказывающий заблуждение последователей Амадея на основании деяний и учения Базельского Собора» (Dialogus concludens Amedistarum errorem ex gestis et doctrina concilii Basiliensis; опубл.: Meuthen. 1970; Nicholas of Cusa. Writings on Church and Reform. 2008. P. 272-333; рус. пер. отсутствует), в к-ром представил в упорядоченной и доступной форме те аргументы в пользу поддержки папы Римского Евгения IV, к-рые многократно озвучивал в письмах и публичных выступлениях (см.: Senger. 2017. S. 69). В 1443-1445 гг. ситуация продолжала оставаться неопределенной. По-видимому, Н. К. присутствовал на рейхстагах в Нюрнберге, проходивших с нояб. 1443 по янв. 1444 г. и с авг. по окт. 1444 г., а также на рейхстаге во Франкфурте в июне 1445 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Половинчатая положительная мера О позитивной и негативной сторонах частичной декриминализации 282 статьи УК РФ 16.11.2018 896 Как сообщалось, вчера Государственная Дума России в первом чтении одобрила законопроект о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Решение Госдумы комментирует «Русской народной линии» эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов: Это шаг к здравомыслию. Правоприменительная практика по 282-й статье за последнее десятилетие показала абсурдность ситуации и бросала негативную тень на правоохранительные органы и политическую систему России. Правоприменение статьи приводило к абсурду и очень жутким ситуациям, когда людей привлекались к уголовной ответственности просто за то, что написали комментарий, публиковали демотиватор, републиковали чужой текст. Казалось, можно было просто вынести людям предупреждение, предостережение, как минимум, административное наказание, но получалось, что применялось уголовное наказание. Были примеры, когда давались тюремные сроки, до сих пор некоторые отбывают наказание в местах заключения по 282-й статье. Принятый в первом чтении законопроект - мера половинчатая. С одной стороны, это шаг назад в том плане, что должна сойти репрессивность. С другой стороны, теперь вначале будет назначаться административное наказание. Если человек высказал критическое мнение, то его все равно осудят, пусть даже назначат административное наказание - штраф, общественные работы или административный арест до 15 суток. Изменения касаются одного пункта 282 статьи, но в Уголовном кодексе существует еще статья «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Получается, что человеку можно инкриминировать не 282-ю, а эту статью, которая до сих пор криминализирована. Непонятно, как сейчас будут работать центры по противодействию экстремизму в регионе. Они могут перейти от более смягченной 282-й статьи к другой статье и по ней привлекать к ответственности людей по той же самой схеме.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/16/po...

Враг заразил гордостью человека Печальная история водворения и распространения гордости в роде человеческом связана с именем падшего, злого духа – диавола, который настолько заразил этим грехом все существо человека, что последнему недостаточно даже земной жизни на его оплакивание (2.170) (7, с.319). Человек отпал от Бога гордостью Как дьявол начал свое отпадение от Бога гордостью, так и человек, возгордившись, не только пожелал выйти из подчинения своему Творцу, но и стать богом, сравняться с Ним, что он и пытался совершить внутренним желанием и внешним действием (2.262) (7, с.319). Нет ничего опаснее и зловреднее гордости Нет ничего более опаснее и зловреднее гордости: ею первый человек лишился неба и блаженной жизни в Боге, она открыла вечные темницы ада, куда впослед­ствии ниспали существа, не покоряющиеся правде Божией (7, с.319). Грех гордости стал всеобщим Грех гордости проявился не только в наших прародителях, он сделался всеобщим и глубоко вкоренился в природу человека (7, с.319). Гордость и тщеславие – причина раздоров Успеху в духовной жизни ничто так не препятствует, как тщеславие и гордость. Причиной возмущения, несогласия или раздора, если рассмотреть внимательно, бывает по большей части славолюбие и горделивость, почему апостол Павел и заповедует, говоря: «Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» ( Гал.5, 26 ). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости (6, с.121). Гордость – корень всякого зла (Там же). Гордость скорее других грехов удаляет человекаот Бога Опасность греха гордости заключается еще и в том, что он скорее других грехов удаляет человека от Бога (1.30) и делает его послушным орудием диа­вола (2.30). Гордость не просто грех, удаляющий человека от Создателя, но это грех – страсть, которой человек служит вместо Бога, которая таит в себе противление, вражду и дерзость по отношению к Богу (7, с.319). Гордый человек забывает свое ничтожество Человек, пребывающий в гордости, забывает свое ничтожество пред Богом, без помощи Которого не смог бы просуществовать и одного дня (7, с.319).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010