Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi Omnes episcopi apostolorum successores sunt Августин: In apostolorun loco constituit nos Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. Примечания 1. Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II,182. 2. Аф. Синт., II,252. 3. Номоканон в XIV тит., XII,2 (Аф. Синт., I,261). Алф. Синт. М.Властаря, А,2 (Аф. Синт. VI,74). 4. Аф. Синт., II,183. 5. Аф. Синт., III,199. 6. De schismate donatistarum, I,11 [Migne, s.l., t.11, col.906]. 7. Hom. 11 in epist. ad Ephesios [Migne, s.g., t.62, col.79 и сл.]. 8. Ср. о римско-католиках в толковании 95 трулльского правила (см. m.I, стр.589-591). 9. Epiphan., Наег. 46 (al.66) [Migne, s.g., t.42, col.29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat.6 [Migne, s.g., t.33, col.572-80, 593-604); Photii contra Manichos, lib.IV [Migne, s.g., t.102, col.177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I,685-875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II,186 и сл. 10. Epiphan., Haer. 22 (al.72) [Migne, s.g., t.41, col.695 и сл.]; Tertull., Adver. Marc. [Migne, s.l, t.2, col.246 и сл.]. Cp. Walch, I,488 и сл.; Neander, II,160 и сл. 11. Epiphan., Haer. 31 [Migne, s.g., t.41, col.473 и сл.]; Clem. Alex., Stromat. VII,17 [Migne, s.g., t.9, col.546 и сл.]. Cp. Walch, I,335 и сл.; Neander. II,105 и сл. 12. Epiphan., Haer. 27 (al.47) [Migne, s.g., t.41, col.849 и сл.]. Ср. Walch, I,437; Neander, II,160. 13. Epiphan., Haer. 26 (al.46) [Migne, s.g., t.41, col.835 и сл.] et haer. 41 (al.61) [Migne, s.g., t.41, col.1039 и сл.]. Cp. Walch,I, 440; Neander, II,157 и сл. 14. Theodoret., Haer. fabul. I,20 [Migne, s.g., t.83, col.369 и сл.]. Cp. Walch, I,437; Neander, II,160. Назывались еще и саккофоры (Василия Вел. прав. 47), ибо всегда одеты были в некий мешок, с целью показать, что они всю жизнь проводят в покаянии. 15. Ср. 10 гл. Послания восточных патриархов. 16. Ad Corinth. I,44. Ed. Hefele [p.114-116]. 17. Euseb., Hist. eccl. IV,22 [Migne, s.g., t.20, col.377 и сл.]. Cp. Hier., De vir.ill. c.22 [Migne, s.1., t.23, col.639 и сл.]. 18. Iren., Contra haeres. III, c.3,1 [Migne, s.g., t.7, col.848]. 19. Там же, IV, c.26,2 [Migne, s.g., t.7, col.1053-4]. 20. Там же, IV, c.33,8 [Migne, s.g., t.7, col.1077].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1329...

153 Beck. I. 593–595, Eccl. Mil., S. 7–10, Olear. 223, Buschings Magas. für die neue Hist. 277 и Gesch. der evang. Gem. Th. II, cap. VIII § 18, Fechner I. 125, 197, 203, II Th. Прибавл. к 14 Прим. 410. Beck. 599, 600. Eccl. Mil. S. 13 и Schleissings Anatomia Rus. defor. 155. 154 Ист. Рос. Соловьева, т. 15, стр. 116 и Ист. царств. Петр. Великого Устрял., т. III, стр. 355 и прил. VII, 45. 156 Ист. Рос. Соловьева, т. 9, 473. Один из бесчисленных случаев сношений по делам служебным и частным, бывших между протестантами и православными. В Аптекарском приказе известное число лейб-медиков ежедневно заседали под председательством русского боярина, приказные служители, подьячие, дьяки были русские. В 1678 г. видим ровно 10 групп чиновников также все русских: аптекарских учеников, костоправов, травников, толмачей и пр. Как многочисленны и деятельны были сношения этих медицинских православных чиновников с протестантскими прислужниками, об этом можно судить по обширному кругу дел, подведомственных их приказу: тут они решали все спорные дела, возникавшие между чиновниками или людьми аптекарского приказа, а также дела по определению в полки врачей, по учреждению и организации аптек, по выдаче годового содержания служащим и т. д. (Ист. медиц. Рихтера, т. 2 стр. 3, 4.) Вне приказа, при своей обширной практике у знатных бояр, гостей, раненых воинов, доктора имели множество случаев практиковать и в пользу своих религиозных идей (там же, стр. 5). О постоянных сношениях православных с протестантами в столь многочисленных полках иноземного строя было бы излишне говорить. О таковых же сношениях по торговым делам достаточно заметить, что на каждом торговом дворе члены компаний держали по одному русскому приказчику (II т. Р. И. Костом., стр. 437). 157 До каких крайностей доходило сначала отчуждение русских от иноверцев, о том забавно рассказывает неизвестный автор Beschreibung der Moscovitischen Glauben, Gebräuche, Sitten und Ceremonien, S. 28–33: для московитов человек не их веры то же, что собака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (III) [лат. Constantinus; Флавий Клавдий Константин], рим. имп. (407-411), христианин; управлял Галлией, Британией и Испанией в момент сильнейшего натиска германцев на границы Зап. Римской империи и ее временного распада. К. был провозглашен императором войсками в Британии, когда эта провинция оказалась полностью отрезана от материковых владений империи. 31 дек. 406 г. вандалы, аланы и свевы перешли Рейн и начали быстро продвигаться по землям Галлии, не встречая сопротивления. Центральное правительство Западной империи имп. Гонория (395-423) в Италии не имело сил, чтобы остановить нашествие. Войска в Британии объявили императором сначала Марка, затем Грациана II, но оба они не удержались у власти и вскоре были убиты солдатами. Так же как и его предшественники, К. был простым солдатом, но сумел объединить вокруг себя рим. силы в Британии идеей противостояния варварам. После провозглашения К. переправился в Галлию и высадился в Бононии (ныне Булонь-сюр-Мер, Франция). Это событие стало началом вывода рим. войск из Британии. Позднее К. продолжал несколько лет перебрасывать силы в Галлию и в 410 г. практически полностью оставил Британию без рим. гарнизонов, выведя вместе с ними и гос. адм. аппарат. Легионы в Галлии признали власть К., и вскоре он поставил под контроль всю страну. В 408 г. К. сделал соправителем своего старшего сына Константа, к-рый ради этого оставил монашеское звание и получил титул цезаря ( Oros. Hist. adv. pag. VII 40; Sozom. Hist. eccl. IX 11; Zosim. Hist. IV 2-3; V 27; Chron. min. I//MGH AA. T. 9. P. 465; Procop. Bella. I 2; Olympiod. 12). Гонорий не признал К. и вскоре начал войну против него. Полководец Гонория Сар с войском прорвался из Италии через альпийские перевалы, нанес поражение части сил К. под командованием полководца Юстиниана и осадил К. в Валенции (ныне Валанс, Франция). Однако осада была безуспешна, и Сар вернулся в Италию. К. вновь занял Альпы и основал свою резиденцию в Арелате (ныне Арль, Франция; Sozom.

http://pravenc.ru/text/2057038.html

1069 Этот культ в своей основе имел поклонение таинственным производительным силам природы. Диана-богиня ночи, владычица таинственных сил. Отсюда, изображение богини, как πολμαστος, multimamma (Winer). Изобр. м. видеть у Riehm’a, Schmimh’a. 1071 Более подробное, обстоятельное и солидное описание Ефеса и жизни ефесян, нисколько не уступающее произведениям западн. писателей, читатель найдет в произведении молодого русского ученого, к глубокому сожалению, так рано умершего: Третье великое благовестническое путешествие Ап. Павла. Оп. ист, – экз. иссл. И. Григория, стр. 304–353. Сергиев Посад. 1892. Ср. Жданов. Откровение Господа о семи малоазийских церквах. 1891. 1090 Horatius. I. 1, 12; Propert III. 18, 19. Норов. стр. 210–211. Солярский. Цит. соч. т. III, стр. 189. 1110 Это изображение вычеканивали на пергамских монетах. Pausanius. Lib. II, с. 28; Arnobius. Lib. VII, р. 249.–Wolff. 1151 Иначе в Апокалипсисе мы нашли-бы хотя какой-либо намек на гонения христиан Иудеями в Филадельфии Такое понимание этого стиха подтверждается и контекстом речи ( Anok. III, 7. 12 ), и посланием св. Игнатия к Филадельфийцам гл. V, стр 412; VI, стр. 413; VIII, стр. 414; IX, стр. 415 (по перев. Преображенского: Писания мужей апостольских). 1164 Св. Ап. Павел в числе врагов Лаодикийских христиан называет ложных учителей (см посл. к Колосс. и Ефес.). 1172 Clem. Alex. Chronicon Paschal. ad annum Traiani IV; „Clemens vero „Alexandrinus iisdem consona tradit: iilum Asiam et flnitimas provincias peregrasse“. Cf. Euseb. Hist. Eccles. III, 1. 23. Iren. Adv. haeres II, 22 § 5. Hieron. De vir. illustr. c. 9: totas Asiae fundavit rexitque ecclesias“ Niceph. Hist, Eccl. II, 42 . Niceth. Paflag „ne dum urbem Asiae principem, sed omnem deinceps provinciam urbesque omnes et oppida obiens“ etc. Op. cit. t. XXVII, p. 396. 1174 Nicephorus II, 31: Четьи-Минеи Ноябрь 14 дня; Норов т. V. стр. 87 cf. Lipsius. Op. cit. t III. S. 8; тексты В. стр. 24; E. стр. 69. 1184 Деян. ХХ, 31 . Правда, св. Дееписатель в другом месте говорит, что Ап. Павел учил в синагоге месяца три (XIX, 8) и в школе Тиранна два года (XIX, 10); но это видимое противоречие легко устранить: здесь Ев. Лука указывает приблизительно время пребывания Ап. в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Apud. Leunclav. Jus Graeco-Rom. T. 1. P. 197–203 слав. Кормч. кн. Ч. 2. Гл. 51. Л. 230–237 Allat. De Eccles. Occid. et Orient. perpet. cons. Lib. II. Cap. 8. 1. P. 606 Предполагать, будто кто-либо другой написал имя патриарха Сисиния в означенном послании, как предполагают некоторые римские писатели (Stilting. Op. cit. 57, 63. P. XIV, XVI есть дело совершенно произвольное. Латинские писатели стараются отвергнуть действительность и этого события (Stilting. Ibid. 58, 64 Но это подтверждается единодушным свидетельством писателей греческих — Никиты Никейского (неизв. века), какого-то анонима, Иосифа Вриенния и других (слова их apud Allat. De Eccles. Occid. et Orient. perpet. cons. Lib. II. C. 8 Мелетий, митрополит Афинский, пользовавшийся при составлении своей церковной истории некоторыми и малоизвестными греческими источниками, признает это событие за несомненное «kat¦ тХп топасХп " ka? [согласно историку-монаху Епифанию и прочим» (греч.)] (Melet…ou " T. 2. 401, ™n 1783 На славянском языке сохранилось также небольшое рукописное сочинение о том, «коего ради дела отлучишася от нас латина...», написанное, как можно догадываться из содержания, около половины XI в. и подтверждающее действительность рассматриваемого нами события (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 345 снес.: Востоков. Опис. этого муз. С. 307, 733 Allat. Op. cit. Lib. II. C. 8. 4. P. 612 Fleurii Hist. eccles. Lib. LIX. § 4 Leunclav. Jus Graeco-Rom. T. 1. P. 204, 250 сл. Кормч. 2. Л. 141 Baron. Annal. eccles. ad an. 1054 Stilting. Op. cit. 59–62 Allat. Op. cit. Lib. II. C. 9. 1 Fleurii Hist. eccl. Lib. LX. § 13 in T. 14. P. 622–626 «Quomodo vero papae commemoratio sublata sit et quanam de causa, ignoro [Мне неизвестно, каким образом и по какой причине было изъято упоминание папы» (лат.)] (loc. cit.). Kulesz. Wiara prawoslawna... P. 47, ed. 1704 «Is vero post mortem gloriosissimi imperatoris (Ottonis), regnante tunc secundo, Domini gratia, Henrico... benedictionem cum licentia Domini papae episcopalem petiit... [Он же после смерти славнейшего императора (Оттона), уже в правление Божией милостью Генриха II, добился, с согласия папы, посвящения своего в епископа» (лат.)] (Ditmar. Chronic. Lib. VI, apud Baron. Annal. eccles. ad an. 1008 in t. 11. 30–31 Год кончины Бруно показывает Мариан Скот, живший также в XI в. (apud Baron. Loc. cit.

http://sedmitza.ru/lib/text/435804/

Празднование субботы установлено в первый раз Моисеем (?), как это утверждают вместе с большею частью раввинов (см. соч. Зелдена, de jure nat. et gent, III, 10) Евсевий (hist. eccl. I, 4, 3; praep. evang. 7, 6), Спенсер (de legg. Hebr. rit. 1, 4, 9), Гейдеггер (hist, patriarch. I, 14, 53) и мн. др., а в новейшее время–Евальд (Gesch. Isr. II стр. 209), Винер (R. W. II стр. 347), де-Ветте (Archàol. § 214 6) и Генгстенгберг (der Tag des Herrn. Берлин, издан. 1852 г. стр. 16 и д.). Основания, приводимые некоторыми древними писателями, наприм. Икеном (dissertait, phil. II, стр. 26 и д., Яном (bibl. Àrchâol. III, стр. 288 и д.) и из новых Либетрутом, Ошвальдом, в доказательство того предположения, что празднование субботы существовало еще до Моисея, совершенно несостоятельны. Из того, что в кн. Быт.29:27 и д. 8:10,12 упоминается о неделе или седьмице при повествовании о потопе и о жизни Иакова в доме Лавана, еще не следует, что седьмой день в то время уже считался праздником. Правда, обстоятельства, о которых говорится в кн. Быт.2:2 и Исх.16:22 и д. могут служить некоторым приготовлением к заповеди о субботе, но ни в каком случае не говорят о субботе, как о празднике уже существовавшем в то время, потому что слова schabbath в 2:2 Быт. вовсе нет. Обстоятельство же, о котором упоминаетея в 16 гл. кн. Исх., что во время странствования по пустыне евреи в каждый шестой день недели собирали двойную порцию манны, а в седьмой день она вовсе не посылалась с неба, также, не говорит о фактическом освящении седьмого дня Богом ранее того времени, когда сам Иегова торжественно изрек народу заповедь относительно этого предмета: помни день субботний, еже святити его ( Исх.20:8 ). Без такой положительной заповеди народ, сам собою, не мог предугадать волю Иеговы (слч. Генгстенберг а. а. о. стр. 14 и д.). Точно также нельзя согласиться и с тем предположением, будто празднование субботы заимствовано от египтян; как это в новейшее время хотят доказать в особенности Баур (d. hebr. Sabbat и die Nationalfeste des Mos. Cultus изд. в Тюбингене Ztschr. f. Theol. 1832. H. 3 стр. 125 и д.) и Георг а. а. о. 5. 193 и д., по примеру Спенсера, которого опроверг еще Витсий (Aegyptiaca 1. III. с. 9). Наконец, не имеет научного достоинства и то предположение, что празднование субботы имело тесную связь с почитанием Сатурна, что даже, как это утверждают Фатке (Theol. d. А. T. I, стр. 199) и Моверс (Phonizier I, стр. 315), установление субботы явилось вследствие преобразования или реформации, происшедшей в культе Сатурна. Нити, которыми стараются связать субботу с культом Кроноса-Сатурна, по замечанию Винера а. а. О., так тонко спрядены, что рвутся при малейшем прикосновении к ним. Подробные опровержения этих гипотез см. у Бэра II, стр. 384 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   Allat. Op. dt. Lib. II. С. 8. Р. 612 (327); Fleurii Hist. eccles. Lib. LIX. § 4 (356).    Leunclav. Jus Graeco-Rom. Т. 1. Р. 204,250 (372); сл. Кормч. 2. Л. 141 (157).    Baron. Annal. eccles. ad an. 1054 (333); Stilling. Op. cit. (402); Allam. Op. cit. Lib. II. С. 9. 1 (327); Fleurii Hist. eccl. Lib. LX. § 13 in T. 14. P. 622—626 (356).    «Quomodo vero papae commemoratio sublata sit et quanam de causa, ignoro (Мне неизвестно, каким образом и по какой причине было изъято упоминание папы» (лат.)) (loc. cit.).    Kulesz. Wiara prawoslawna... P. 47, ed. 1704 (369).    «Is vero post mortem gloriosissimi imperatoris (Ottonis), regnante tune secundo, Domini gratia, Henrico... benedictionem cum licentia Domini papae episcopalem petiit... (Он же после смерти славнейшего императора (Отгона), уже в правление Божией милостью Генриха II, добился, с согласия папы, посвящения своего в епископа» (лат.)) (Ditmar. Chronic. Lib. VI, apud Baron. Annal. eccles. ad an. 1008 in 1.11. 30—31 (406)). Год кончины Бруно показывает Мариан Скот, живший также в XI в. (apud Baron. Loc. cit. (406)).    «Tune in confinio praedictae regionis (Prussiae) et Russiae cum praedicaret, primo ab incolis prohibetur, et plus evangelizans, capitur, deindeque... decollatur cum suis decem et octo (Когда он проповедовал в области, смежной с указанной (Пруссией) и Русью, местные жители поначалу препятствовали ему; он же продолжал нести Благую Весть, был схвачен и затем обезглавлен с 18-ю своими людьми» (лam.))(apud Baron. Loc. cit. (406)).    Это письмо Бруно, которое прежде известно было только из примечаний Лаппенберга к Хронике Дитмара (в Monument. German., изд. Перцем. 6. С. 812. Прим. 18 и с. 834. Прим. 30 (406)), недавно издано в подлинном тексте и русском переводе г. Гильфердингом (первоначально в 1-й кн. Русской беседы, а потом и в отдельных оттисках (89)) под заглавием «Неизданное свидетельство современника о Владимире святом и Болеславе Храбром». Москва, 1856 (89).    Kulesz. Wiara prawoslawna. P. 55—57 (369).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Eccl. VI, 3, 10). Говоря о терапевтах, Евсевий использует термин “αποστολικο ανδρες” [мужи апостольские] именно потому, что они предавались аскетическим упражнениям (II, 17, 2). Рихард Райценштайн уже показал, что в устах Евсевия слова «апостольская жизнь» имеют прямой и конкретный смысл: они означают аскетизм. Причем аскетизм подразумевает стяжание духовных даров. По словам Райценштайна, «der vollkommene Asket, εμπνευσθες υπ Ιησο ως ο απστολοι, er ist der ανρ αποστολικς” [совершенный аскет вдохновлен Иисусом Христом, как апостолы; он – муж апостольский]. В частности, мужами апостольскими, ведущими апостольскую жизнь, называются отшельники. В литературе четвертого и пятого столетий это общее место. Приведем два примера. Говоря о преследованиях христиан при Валенте, Сократ Схоластик упоминает новацианского епископа Агелия: «Он вел жизнь апостольскую – βον αποστολικν βους – ибо всегда ходил босым и имел только одну одежду, соблюдая евангельские правила» (Hist. Eccl. IV, 9). Епифаний употребляет этот термин в том же смысле: “αποταξαμενοι και αποστολικν βον βιοντες” [отрекшиеся от мира и ведущие апостольский образ жизни]. Уход из мира и «апостольская жизнь» – одно и то же. Епифаний описывает энкратитскую секту апостоликов: само название говорит об их приверженности к «апостольскому» образу жизни. Автор с неодобрением показывает их замкнутость и нетерпимость, но признает, что уход из мира – поистине апостольский путь. У апостолов не было ничего своего – ακτμονες υπαρχοντες. И Сам Спаситель, будучи во плоти, не имел никакого земного стяжания – ουδν απ της γης κτσατο (Haeres. XLI, al. LXI, capp. 3, 4).    Можно сделать вывод, что звание «учеников апостольских» в «Житии блаженного Афу» указывает лишь на строгую аскетическую жизнь этих монахов. Они были мужами апостольскими. Разумеется, в этом обороте нет ничего «авдианского», и все выводы Дриотона основаны на чистом недоразумении.    Наконец, Дриотон указывает на то, что община учителей Афу исчезла примерно в то время, когда, по Епифанию, стали распадаться авдианские общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3039...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЯ [греч. ελοϒα - благословение], в христ. традиции одно из возможных наименований получивших благословение хлеба , воды , елея , а в нек-рых случаях - сосудов, их содержащих ( ампул и проч.), или иных святынь (небольших икон и проч.), раздаваемых в память о посещении мон-рей или совершении паломничеств. В НЗ греч. слово ελοϒα помимо своего основного значения использовано в отношении евхаристической Чаши (1 Кор 10. 16: τ ποτριον τς ελοϒας - семитизм, о происхождении, связи с иудейской практикой и точном значении к-рого существуют разные т. зр.; см. обзор в кн.: Thiselton A. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids e. a., 2000. P. 752-768), а также в отношении материальной помощи, посылаемой в Иерусалим поместными общинами (2 Кор 9. 5). В христ. лексиконе II-IV вв. термин ελοϒα встречается как обозначение Евхаристии - или таинства в целом, или непосредственно Св. Даров (см.: Iust. Martyr. I Apol. 67. 5; Acta Thomae 26; 29; Orig. In Ier. hom. 19. 13; Euseb. Hist. eccl. V 24. 15; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 66; возможно, в этом же значении слово употреблено в 14-м и 32-м Лаодик.). В нек-рых памятниках IV-V вв. словом ελοϒα названы хлеб и вино, принесенные верными для совершения Евхаристии (Const. Ap. VIII 31. 2; Aug. Contr. litt. Petil. 3. 16. 19; Idem. Ep. 36. 8. 19), или приготовленные, но еще не освященные Дары (Areop. EH. 3. 2; 3. 3. 8) (см.: Stuiber. 1965. Sp. 914-916). В последующую эпоху Е. стали называть не евхаристический, а получивший отдельное благословение хлеб, раздаваемый больным ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5. 14; Idem. Glor. Conf. 30), нуждающимся ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 85) или всем верным (в т. ч. в визант. традиции - хлеб, благословляемый за всенощным бдением, см. Благословение хлебов и др.) (см.: Franz. 1909). Подобный хлеб мог формироваться, аналогично просфорам , с использованием особой печати с тем или иным рисунком, так что верхняя корка выпеченного хлеба-Е. могла иметь определенное изображение; сохранился ряд печатей визант. времени, предназначенных для изготовления хлеба-Е. (см.: Galavaris. 1970).

http://pravenc.ru/text/187216.html

Европы. После свержения короля проект не был реализован. Накануне Реформации в Д. насчитывалось 134 мон-ря различных монашеских орденов и конгрегаций. Католич. Церкви в Д. принадлежало 30-35% обрабатываемой земли. Архиепископ Лунда и епископ Роскилле оставались крупнейшими землевладельцами страны, отношение к ним в дат. обществе было недоброжелательным. Рядовое духовенство, не обладавшее достаточными доходами, впосл. повсеместно поддержало реформаторские идеи Лютера. Ист.: Procop. Bella. VI 53. 3, 29; Greg. Turon. Hist. Franc. III 3; Ioan. Malal. Chron. II 39; Beda. Hist. eccl. V 9; Alcuinus. Vita Willibrordi. 9//MGH. Scr. rer. Mer. Bd. 7. S. 123-124; Орозий короля Альфреда//Английские средневек. источники IX-XIII вв.: Тексты, пер., коммент./Сост., пер., коммент.: В. И. Матузова. М., 1979. С. 25-26; Rimbertus. Vita Anskarii. 31, 32. Hannoverae, 1884. P. 60-63. (MGH. Scr. rer. Germ.; 55); Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannoverae; Lipsiae, 1917, 1993r. P. 1-283. (MGH. Scr. rer. Germ.; 2); Saxo. Gesta Danorum/Ed. J. Olrik, H. Ræder. København, 1931. Vol. 1; Liber Daticus Roskildensis/Ed. A. Otto. København, 1933 (рус. пер.: Роскилльская хроника/Пер., коммент.: В. В. Рыбаков//ДГВЕ, 2001. М., 2003. С. 320-329; Acta Pontificum Danica/Ed. A. Krarup. København, 1904-1943. 7 t.; Vitae Sanctorum Danorum/Ed. M. C. Gertz. København, 1908-1912. 3 vol.; Bullarium Danicum: (1198-1316)/Ed. A. Krarup. København, 1932; Consuetudines Lundenses: Statuter for kannikesamfundet i Lund c. 1123/Ed. E. Buus. København, 1978; Danmarks Kirker/Nationalmusset. København, t. Лит.: Ljungberg H. Die nordische Religion und das Christentum. Güterloh, 1940; Haff K. Das Grosskirchspiel im nordischen und niederdeutschen Recht des Mittelalters//ZSRG.K. 1947. Bd. 34. S. 1-30, 253-270; Gerhardt M. , Hubatsch W. Deutschland und Skandinavien im Wandel de Jahrhunderte. Bonn, 1950; Seegrün W. Das Papsttum und Skandinavien bis zur Vollendung der nordischen Kirchenorganisation.

http://pravenc.ru/text/171341.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010