eccl. III 1; Socr. Schol. Hist. eccl. II 5; Sozom. Hist. eccl. III 2; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 27–28). К 9 апр. 340 г. К. прибыл в Аквилею, и война прекратилась (CTh. II 7. 3; X 15. 3); под власть К. перешла Галльская префектура (Галлия, Испания, Британия). Воспользовавшись тем, что в Галлии была гражданская война и большая часть галльских легионов находилась в Италии, в 341 г. франки вторглись в Галлию через Рейн. В 342 г. К. провел против них успешную кампанию и заключил с ними выгодный мирный договор (Снгоп. min. I//MGH. AA. T. 9. P. 236; Hieron.Chron.//PL 27. Col. 682; Socr. Schol.Hist. eccl. II 10, 13). В янв. 343 г. К. с войском отправился в Британию, чтобы защитить ее от нападений пиктов и скоттов ( Amm. Marc. Res gest. XX 1. 1; XXVII 8. 4). Краткие сведения из источников не позволяют проследить подробности военных мероприятий К., однако, судя по тому, что войска под его командованием часто меняли дислокацию, К. в 40-х гг. IV в. в основном был занят отражением постоянных нападений варваров на западных границах от Иллирика до Галлии. Иногда останавливался в Сев. Италии, где его резиденциями были гл. обр. Аквилея и Медиолан (ныне Милан). Ритор Ливаний восхищался легкостью, с которой К. с войском успевал передвигаться из одной провинции в другую, внушая страх варварам ( Lib. Or. 59.144–149; Amm. Marc. Res gest. XXX 7. 5; Aur. Vict. Epitom. 41). Быстрые и многочисленные перемещения ставок К. подтверждаются также топографическими указаниями в его эдиктах, сохранившихся в Кодексе Феодосия. Оценки правления К. у историков кон. IV–VI в. несколько противоречивы. Некоторые авторы отмечают, что К. был справедлив и сам неукоснительно соблюдал нормы закона (Eutrop. Breviar. X 9). Однако при этом говорят и о его непомерной жадности в сочетании с неразумной расточительностью. К. распродавал значительные части гос. земельного фонда, раздавал земли и делал др. ценные подарки своим фаворитам, покупал пленных женщин и делал их наложницами, так что его распутство было широко известно ( Amm.

http://pravenc.ru/text/2454333.html

358  Ibid. Желание Леонтия, чтобы Диодор и Флавиан со своими последователями славословили Господа в церквах и затем исполнение Диодором этого желания арианствующего епископа, показывает, по-видимому, что православные в это время имели уже свои храмы, где собирались отдельно от ариан. К сожалению, история не указывает определённо момента, когда именно православные антиохийцы обогатились собственными храмами для молитвенных собраний. Едва ли нужно думать, чтобы Леонтий позволил в данном случае православным собираться в церквах, принадлежащих арианствующим. Миссионерская цель собраний православных была ясна для всех. И если в своё время арианствующие выступили успешно с протестом против самого императора Констанция, который хотел дать один храм православным в Антиохии (об этом Rufin. H. Eccl. X, 20 . Theodor. II, 9. Socr. II, 23. Sozom. III, 20), то трудно допустить, чтобы они не могли таким же образом воздействовать на слабовольного Леонтия и в данном случае. Вот почему всего естественнее предположить, что, живя уже много лет отдельно от господствующей арианской церкви в Антиохии, последователи Евстафия построили домашние церкви в своих жилищах, каковые и названы Леонтием κκλησαι. 359  О захвате Евдоксием антиохийской кафедры – Socrai. H. Eccl II, 37 . PG LXVII, col. 301–302; русский перевод 205. Sozom. IV, 12. Ibid. col. 1141–1142; русский перевод 247. Theodoret. II, 25. Ed. Parmentier. Т. 155 русский перевод 173 стр. Athanasius M. Hist. arian. 4. PG XXV, col. 697–698; русский перевод II, 108. 360  Sozomenus Hist. Eccl. IV, 13 . PG, LXVII, col. 1143–1144; русский перевод 249. Theodoretus. Hist. Eccl. II, 25 . Ed. Parmentier T. 155–6; русский перевод 173 стр. В это время началось общее гонение на защитников единосущия. (Ср. для этого времени Athanasius M. Hist. arian 45–76. PG XXV, col. 748–786; русский перевод II, 142–168 Hilarii Fragm. VI (Ex opere hist). PL X, col. 686–696). Для оставшихся на кафедрах епископов была придумана новая сирмийская формула (Athan. De synod 28. PG XXV, col. 740; русский перевод III, 130. Hilar. De syn. 11. PL X, 487. Socr. II, 31. PG LXVII. col. 285; русский перевод 190 стр. и далее, см. о ней подробное исследование проф. Спасского в цит. соч. „История догматических движений”, стр. 347–350.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ II (467, К-поль - 17.11.474, там же), восточнорим. (визант.) имп. (с 18 янв. 474). Род. от брака визант. военачальника, доместика Востока Зинона (император в 474-475, 476-491), и Ариадны, старшей дочери имп. Льва I (457-474). При визант. дворе считалось, что отец Л. Зинон, несмотря на свои заслуги, не может занять имп. престол из-за своего варварского происхождения из племени исавров. Поэтому осенью 473 г., когда имп. Лев I тяжело заболел, было решено сделать наследником 6-летнего Л. 18 нояб. 473 г. на к-польском ипподроме при стечении народа и в присутствии представителей армии и К-польского патриарха Акакия Лев I провозгласил Л. цезарем. Л. также получил консульство на 474 г. Со смертью имп. Льва I 18 янв. 474 г. Л. формально стал единоличным законным императором. Однако в силу своего возраста он находился под контролем регента - своего отца Зинона, к-рый и стал действительным правителем. 9 февр. 474 г. была проведена церемония, на к-рой Л. провозгласил своего отца соправителем. 17 нояб. 474 г. Л. внезапно скончался и Зинон оказался единственным законным императором. Этот многоступенчатый переход власти, осложненный смертью Л., привел к ухудшению политической ситуации в империи. Значительная часть общества и знати по-прежнему не желали признавать Зинона императором и готовили заговоры. Хронист Виктор Туннунский (2-я пол. VI в.) рассказывает историю о чудесном спасении Л., к-рая, видимо, была распространена в то время. Согласно ей, Ариадна, узнав, что Зинон задумал погубить своего сына, подменила его др. мальчиком, а Л. отправила в один из к-польских мон-рей. Впосл. Л. якобы стал клириком и дожил до времен имп. Юстиниана I (527-565). Смерть Л. стала одной из причин гражданской войны, охватившей империю в янв. 475 - авг. 476 г. Ист.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 24, 27; Zach. Rhet. Hist. eccl. V 1; Procop. Bella. III 7; Ioan. Malal. Chron. P. 375; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 17; Chron. Pasch. P. 599; Theoph. Chron. P. 120; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 128; Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 27, 29. Лит.: PLRE. Vol. 2. P. 664-665; ODB. Vol. 2. P. 1207-1208; Кулаковский. История. Т. 1. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463281.html

Epist. I ad Himerium, c.1 [Migne, s.l., t.13, col.1133,1134]. 170. Si ab haereticis baptizatum fuisse quemquam constiterit, erga hunc nullatenus sacramentum regenerationis iteretur, sed hoc tantum, quod ibi defait, conferatur, ut per episcopalem manus impositionem virtutem Spiritus S. consequatur. Epist.166, cap.II [Migne, s.l., t.54, col.1194]. 171. Arianos per impositionem manus Occidens, per unctionem vero sancti chrismatis ad ingressum sanctae ecciesiae Oriens reformat. Epist. ad Quiricum episcopum, lib.XI, epist.LXVII (al.LXI) [Migne, s.l., t.77, col.1205,1206]. 172. ε, ο οεο ο οо. Clement. Alexandr., Stromat. lib.I, cap.19 [Migne, s.g., t.8, col.813]. 173. Euseb., Hist. eccl. VII,7 [Migne, s.g., t.20, col.648-652]. 174. Tertull., De baptismo, c.15 [Migne, s.l., t.I, col.1216-1217]. 175. Cyprian., De haereticis baptizandis, cp.LXXI, n.4, et ep.LXXIII [Migne s.l., t.4, col.411-412]. 176. Euseb., Hist. eccl.VII,7 [Migne, s.g., t.20, col.648-652]. - Cp. Firmiliani, Epist. ad Cyprianum. Inter epist. Cypriani Epist.LXXV, n.7 [Migne, s.l., t.3, col.1153-1178]. 177. Nec memimmus hoc apud nos aliquando coepisse, cum semper istic observatum sit ut nonnisi unam Dei ecclesiam nocemus, et sanctum baptisma nonnisi sanctae ecclesiae computaremus. Firmilian., Epist. supracit. n. 19 [Migne, s.l., t.3, col.1170]. 178. ε " ε εо . Lib.V, cap.15, y I. B. Pitra, Juris eccl. gr. hist. et. monumenta, t.I, p.322 [cp. рус. пер. " Апостольские постановления " . Казань, 1864, стр.185]. 179. Cyprian., Ep.LXX. De baptizandis haereticis ad Januarium [Migne, s.I., t.3, col.1035]. 180. Cyprian., Ep.LXXI ad Quintum de haereticis baptizandis [там же]. 181. Cyprian., Ep.LXXII. ad Stephanum papam de concilio [там же, col.1044]. 182. Euseb., Hist, eccl. VII,9 [Migne, s.g., t.20, col.653-657]. 183. G. E. Steiz, Die Ketzertaufe. 1857. S.176. 184. Cyprian., Ep.LXXII [Migne, s.l., t.3, col.1044 и далее]. Ср. Augustin., De baptismo, lib.V,VI,VII [Migne, s.l., t.43, col.175-244]. 185. Augustin., De baptismo, упом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

Её посещали как язычники, так и христиане (Климент, Ориген). Сочинения Климента и Оригена , по содержанию отвечающие программе Александрийской школы, навсегда могут считаться частью их лекций и могут быть даже употребляемы в качестве учебных пособий. По образу Александрийской школы основаны и другие, например, в Кесарии Палестинской, где под конец своей жизни действовал Ориген . Рядом со школами стали возникать и библиотеки. Александр епископ (сперва в Каппадокии, Euseb. Hist. eccl. VI, 11, 1–2//PG. T. 20. Col. 541CD; р. п.: C. 260–261, a c 212 г. Иерусалима) основал большую библиотеку в Иерусалиме (Euseb. Hist. eccl. VI, 20//PG. T. 20. Col. 572B; р. п.: C. 273). Ещё большее собрание книг составил Евсевий Памфил в Кесарии Палестинской, хотя основание Кесарийской библиотеки, вероятно положил Ориген (Евсевий – Euseb. Hist. eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502C; р. п.: C. 282; ср.: блж. Иероним – Hieron. De vir. illustr.). Книгами обеих библиотек пользовался Евсевий при написании «Церковной истории». Обветшалые папирусы были заменены при его преемнике Акакии (340–366) и Евзое (376–399) папирусами новыми (Hieron. De vir. illustr., 113//PL. T. 23. Col. 707A; р. п.: C. 309; см. подробнее Bardenhewer II, 10–11). Всё это – появление школ и библиотек, – говорит о развитии научных интересов и об умножении средств, необходимых для процветания христианской науки. VI. 1. Пантен Пантен, по свидетельству Памфила (Phot. Bibi. Cod. 118//PG. T. 103. Col. 397), был учителем Климента и учеником «пресвитеров», которые видели Апостолов. Климент (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 11–12//PG. T. 8. Col. 700A; р. п.: T. 1. C. 83) называет его сицилийской пчелой, собирающей сладость с апостольского и пророческого луга, чем указывает на его происхождение из Сицилии. От стоицизма он обратился к христианству и ревность свою проявил в миссионерском путешествии в Индию, вероятно, в Южную Аравию, где нашёл Евангелие от Матфея на еврейском языке, принесённое туда апостолом Варфоломеем (Euseb. Hist. eccl. V, 10//PG. T. 20. Col. 456B; р. п.: C. 218). C 180 г. до конца жизни он стоял во главе Александрийской школы. Преемник его Климент уже в 201 г. в связи с гонением Септимия Севера должен был покинуть Александрию. Хотя Климент и цитирует в своих сочинениях изречения «пресвитеров» и в том числе Пантена (Clem. Alex. Eclog. 50, 56//PG. T. 9. Col. 720D, 724C), однако же изречения эти, очевидно, заимствует не из книг, а из устного предания, ибо по его словам (Clem. Alex. Eclog., 27; cp.: Strom. 1, 1, 11–12//PG.T. 8. Col. 697B; р. п.: T. l. C. 83) пресвитеры ничего не писали, а наставляли устно. Отсюда ясно, что Пантен не выступал в качестве писателя, и лишь по недоразумению, вероятно, на основании указанных ссылок на изречения Пантена, последующие писатели, начиная от Евсевия, приписали ему многие сочинения, особенно истолковательного характера. VI. 2. Климент Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Ист.: Athanas. Alex. Hist. arian. 7; idem. Apol. de fuga sua. 3; idem. De morte Arii//PG. 25. Col. 687; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7, 12-13, 15-17, 22-23, 26; Sozom. Hist. eccl. III 3-4, 7-9, 11-12, 24; IV, 2; Theodoret. Hist. eccl. II 5; Niceph. Const. Chron. P. 114-115; Theoph. Chron. P. 37-38, 42-44; Hilar. Pict. Fragm. hist. 9, 13, 20, 27/Ed. A. Feder//CSEL. Vol. 65. P. 55, 57, 61, 66-67; ActaSS. Iun. T. 1. P. 13-24; Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 452; ВМЧ. Нояб., дни 1-12. С. 179, 185-197; SynCP. Col. 197-198; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 91-92; MenolGraec. Col. 145; MartHieron. Comment. P. 308; Quentin Н. Les martyrologes historiques du Moyen Âge: Etude sur la formation du martyrologe romaine. P., 1908. P. 248, 302, 482; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Saloba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 129, 130, 167; Delehaye H. Hagiographie Neapolitaine//Ibid. 1939. Vol. 57. P. 39; Scheidweiler F. Die alte Vita Pauli//ZNW. 1959. Bd. 50. S. 91-99; MartUsuard. P. 242; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 65, 114. (PO; T. 10. Fasc. 1); Martyrologes et menéloges orientaux: Le Calendier d " Abul-Barakat/Ed. E. Tisserant. P., 1915. P. 255. (PO; T. 10. Fasc. 3); Le Synaxaire arménienne de Ter-Israel, Mois de Sahmi/Ed. G. Bayan. P., 1920. P. 425-429. (PO; T. 15. Fasc. 3); SynAlex. Vol. 1. P. 317-319. Лит.: BHG, 1472-2473; Cuperus G. Tractatus praeliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. 14-18; Singlar W. M. Paulus (18)//DCB. Vol. 4. P. 256-257; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 345-346; T. 3. C. 456; Schermann Th. Propheten- und Apostellegenden. Lpz., 1907. S. 187-194. (TU; 31/3); Спасский A. A. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Telfer W. Paul of Constantinolple//HarvTR. 1950. Vol. 43. P. 31-92; Janin. Eglises et monasteres. P. 394-395; Winkelmann F. Die Bischofe Metrophanes und Alexander von Bysanz//BZ. 1966. Bd. 59. S. 47-71; Stiernon D. Paolo I, di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 10. Col. 286-293.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ρμηνευτικ происходит от глагола ρμηνεω - излагать, толковать, переводить. Его этимология точно не установлена; термин традиционно связывается с именем языческого бога Гермеса , считавшегося вестником богов-олимпийцев. У греч. авторов глагол ρμηνεω и его производные относятся как к самой речи («говорить ясно»: Sophocl. Oedip. Colon. 398; Plat. Resp. 5. 453c), так и к ее объяснению, истолкованию ( Plat. Theaet. 209a); в качестве технических терминов они означают способность к речи, к выражению мыслей в словах ( Xen. Mem. 4. 3. 12; у Платона - словесное изложение законов ( Plat. Leg. 12. 966b), толкование воли богов [поэтами] ( Plat. Ion. 534b,e)), а также связываются с переводческой деятельностью ( Polyb. Hist. III 22. 3; VI 26. 6; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 11. 2; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 4) и толкованием снов (Ibid . II 5. 3). Соч. Аристотеля «Об истолковании» (Περ ρμενεας) посвящено преимущественно логике высказываний. Язык НЗ в целом сохраняет семантику данного глагола и его производных (на рус. язык они часто переводятся словами «значит», «то есть» - см., напр.: Мф 1. 23; Мк 5. 41; Ин 9. 7; Деян 9. 36; Евр 7. 2). У ап. Павла эти понятия относятся к истолкованию языков (1 Кор 12. 10, 30; 14. 5, 13, 26-28). Св. Папий Иерапольский называет евангелиста Марка ρμηνευτς (переводчиком, толкователем) ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 15). В святоотеческой традиции глагол и его производные начинают чаще употребляться в значении «толковать» или «комментировать» Свящ. Писание ( Iust. Martyr. Dial. 124. 4; Iren. Adv. haer. I 1. 5; Melito. Pasch. 41; Euseb. Hist. eccl. V 27. 1; Theodoret. Hist. eccl. II 3. 8), что, видимо, связано с Лк 24. 27. У св. Игнатия Богоносца глагол «толковать» понимается в смысле «проповедовать» ( Ign. Ep. ad Philad. 6. 1). Принципы и методы толкования Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/164827.html

340 Evagr . Hist. eccl., V, 19; lohan. Ephes . Hist. eccl., V, 21. 341 Pauli Diaconi Historia Langobardorum, III, 15. 342 Е. Stein . Studien zur Geschichte des byzantinischen Reiches vornehmiich unter den Kaisern Justinus II und Tiberius Constantinus. Stuttgart, 1919, S. 100, Anm. 2. 343 Evagr . Hist. eccl., V. 19. 344 Ю.А. Кулаковский . История Византии. СПб., «Алетейя» 1996, т. II, с. 338. 345 В тексте русской версии (с. 124) есть фраза, исключенная А. А. Васильевым из последующих изданий. Между тем она представляется важной и принципиальной, ибо сходным образом завершаются у него все краткие характеристики императоров той или иной эпохи. А. А. Васильев писал: «Таким образом, если не считать Маврикия, который, вероятно, был греком, остальные императоры VI века являлись романизованными варварами-иллирийцами и фракийцами». Примечание научного редактора. 346 Collectio Avellana, No 106. — Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, t. XXXV, 1895, pp. 655—656. 347 См.: A. A. Vasiliev . Justin I (518—527) and Abyssinia. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXXIII, 1933, SS. 67—77. См. также: A. A. Vasiliev . Justin 1 (518—527): An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge (Mass.), 1950, pp. 299—302. 348 Ch. Diehl . Figures byzantines. Paris, 1909, vol. I, p. 56. 349 Procop . Hist. arc., 9, 25. 350 Victoris Tonnensis Chronica, s. a. 549 (Chronica Minora, ed. Th. Mom-msen, vol. II, p. 202): Theodora Augusta Chalcedonis synodi inimica canceris plaga corpore toto perfusa vitam prodigiose finivit. 351 Архимандрит Сергии . Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901, т. 2, с. 354. 352 Procop . De bello gothico, 1, 5, 8. 353 Justiniani Novellae Constitutiones, N 30 (44), 11. 354 Justinien et la civilisation byzantine au VIe siecle. Paris, 1901, p. 137. 355 Jordanis Getica, XXVIII. 356 Procop . De bello vandalico, 1, 10. 357 См.: Ch. Diehl . L " Afrique byzantine. Paris, 1896, pp. 3—33, 333—381. Ch. Diehl . Justinien et la civilisation byzantine du VP siecle. Paris, 1901, pp. 173—180; W. Holmes . The Age of Justinian and Theodora. London 1912, vol. II, pp. 489—526; J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, pp. 121—148.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

123. Sulpice Severe. Dial., 1, 3,1. 124. Pline. Hist, nat., XV, 74. 125. Sulpice Ξυτβ. Dial., 1, 8. 126. Цит. no: Lefebvre des Noettes. De la marine antique a la marine moderne. Paris, 1935, p. 72. 127. Pline. Hist, nat., XIX, 3; SaintDenis de E. Revue archeologique, 18, 1941, p. 72. 128. Strabon, V, 42, 7—8; Tacite. Annales, II, 85. 129. L0crivain Ch. Viator//Dictionnaire des Antiquites, V, p. 817–820. 130. Lefebvre des Noettes. L " attelage, le cheval de selle. Paris, 1931, pp. 13,84. 131. Ciceron. Pro Milone, 10, 28; 20, 54. См. также: Saglio Ε. Rheda//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 862. 132. CIG, III, 3920. 133. Charlesworth M. P. Op. cip., p. 40. 134. Pline. Hist, nat., X, 53- 135. CIL, X, 1634,1759; III, 860, 1394. 136. Philostrate. Vita Apoll., VIII, 15. 137. CIG, 6233 5774; Strabon. Geographic IV, I, 5; PhUostrate. Vita Apoll., VIII, 15; Quintillien. Declam., 333- 138. См.: Ramsay W. M. Roads and Travel//Diet, of the Bibel, V, p. 299. 139. Так поступил во II в. некий египтянин, совершивший путешествие к истокам Нила. Его письмо хранится в Британском музее: Greek Papyri in the British Museum, III, London, 1907, p. 206, n. 854. 140. Pline. Ер., VIII, 20. 141. Journal d " itherie//Sources chretiennes, n. 21. 142. Hist, eccl., IV, 22. 143. Josephe. Bell. Jud, VII, 6,6. 144. Hist, eccl., VI, 31,2. 145. Эпитафия. 146. Actajustini, 4. 147. Tertullien. Contra Hermogenen. 148. De praescriptione, 30. 149. По этому вопросу см.: Kleberg Т. Hotels, restaurants et cabarets dans l " Antiquite romaine. Upsala, 1957. 150. Деян. 28, 15. 151. Plutarque. Moralia. De vitioso pudore, 8. 152. Orat., 27. 153. Там же. 154. Artemidore d " tphese. Onirocritique, 1,4. 155. CIL, IV, 806, 807. 156. CIL, XII, 4377. См. особое мнение: Kleberg Т. Op. cit., pp. 66, 72. 157. Kleberg T. Op. cit., pp. 66. 158. CIL, XI, 721. 159. Orelli. Insc. Lat.,4329. 160. CIL, XII, 5732. 161. Ps. Virgile. Сора. 162. CIL, XII, 5732. 163. CIL, IX, 2689. 164. Plutarque.., Decarnium esu, 1, 5. 165. Dig., XXIII, 2,43,9.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

1314 Theodor. Hist. eccl. 1, 14, 8: повествование строится на темах клятвопреступления Ария, предостережения Константину и кары Божьей, повлёкшей за собой смерть Ария в неприглядных обстоятельствах и воспрепятствовавшей его действительному церковному причастию: «так обоих вещей лишён был: причастия и жизни». Ср.: Leroy-Molingen L. La mort d’Arius Byzantion. 1968. Vol. 38. 105 ss. 1315 Theodor. Hist. eccl. 1, 32, 1. В скрытом виде оправдывается также позднее крещение; ср.: Mazza. Costantino nella storiografia ecclesiastica, cit. (сн. 63). 690s. 1316 Феодорит следует знаменитому примеру, представленному «Житием Константина» (Vita Constantini 4, 62, 1−4) (Никомидия указана в качестве места присутствия наибольшего количества епископов, но Евсевий Никомидийский не упомянут), приводя известие о присутствии Евсевия Никомидийского (I, 32, 2: «несмотря на присутствие Евсевия и его попытки убедить его в обратном, приказал, чтобы великий Афанасий вернулся в Александрию»), но скрывает тот факт, что он совершил крещение. 1319 Ср.: 2Цар.19:27 . Феодорит даже разрабатывает противопоставление из библейского текста, предлагая следующий хиазм: если Давид, пророк Божий, был обманут простым рабом, то Константин был обманут согласными голосами многих епископов. Эта формулировка отношений между Константином и Евсевием Никомидийским последовательно готовилась в течение всей книги и метила прямо в Евсевия Никомидийского весьма тяжким обвинением: в том, что он был епископом, который презрел каноникальный запрет на переход с одной кафедры на другую, что он действительно совершил после смерти Константина, покинув Никомидию, чтобы занять епископскую кафедру Константинополя в 338 г. (Hist. eccl. 1, 19, 2; 21:1). Соединяя вместе факты, относимые к царствованиям Константина и Констанция II, Феодорит приписывает Евсевию Никомидийскому сложный характер епископа, действующего против канонов и всё время совершающего обманы. 1320 Chronicon 1046//Monumenta Germanie Historica. 9, Chr. Min. 1, 452. Это выражение появляется также в произведениях: Chronica Gallica, 475//Monumenta Germanie Historica. 9, Chr. Min. 1, 643; см.: Barbàra M.A. Introduzione a Prospero d’Aquitania, la vocazione dei popoli//Testi patristici. Roma, 1998. Vol. 143. Против толкования термина «rebaptizatus» как указания на второе арианское крещение после первого, которое, следовательно, было православным, остаётся тот факт, что, если бы автор хотел говорить о втором крещении, то, наверное, смог бы упомянуть и первое: Aiello.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010