Это развитие никогда не прекратится и будет продолжаться до конца мира (22). Богословствуя о таинстве Крещения (26), В. С. говорит, что св. Иоанн Предтеча крестил не во отпущение грехов, что подобает только Крещению Христову, а в покаяние. Все христиане, как царственное священство, очищаются от скверны грехов в «духовной купели», чтобы приносить Богу духовные жертвы. Крещение совершается «в смерть Спасителя»; троекратное погружение в купель означает тайну Его тридневного погребения, а 3-е восхождение от воды - Его Воскресение. Кроме того, троекратное погружение может указывать на Св. Троицу, во имя Которой совершается Крещение, а однократное - на единое Божество Св. Троицы (ср.: Greg. Magn. Registri epistolarum I. Ep. 43). В. С. учит, что тех, кто был крещен во имя Св. Троицы даже у еретиков, не следует перекрещивать, но принимать в Церковь через возложение рук и Миропомазание. В случае нужды Крещение может совершить и мирянин, крещенный по всем правилам. Ко Крещению допускаются и однодневные младенцы, к-рые нуждаются в отпущении не личного, но первородного греха. Крестные отцы или матери, воспринимающие младенцев, произносят вместо них исповедание, а когда те достигнут сознательного возраста, наставляют их в этом исповедании. Кроме погружения (mergendo) в Крещении, согласно В. С., допускается использование обливания (desuper fundendo). Родители не могут быть восприемниками своих детей, чтобы сохранялось различие между плотским и духовным рождением. К Крещению непосредственно присоединяется таинство Миропомазания (chrismatis unctio, chrisma), к-рое в древней Церкви совершалось через возложение рук. Оно означает утверждение Крещения (baptismum confirmari, confirmatio). В таинстве Миропомазания «запечатление» миром чела новокрещеных подобает совершать, согласно В. С., епископам, и только в крайнем случае - пресвитерам. В. С. говорит, что Господь Иисус Христос, осуществляя Свое домостроительство во плоти (carnis dispensationem), для устроения нового человека передал ученикам новое таинство, завершив Своей смертью ветхозаветные жертвоприношения и утвердив Своим воскресением новозаветные.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Serm. 166. 3//PL. 38. Col. 908). В рамках такой строго религ. парадигмы не находится места для теории Д. и. в любых ее модификациях, что обусловливается признанием того, что Бог как Творец мира есть единственное основание его истинности, к-рая вполне в аристотелианских традициях оказывается здесь обратимой с бытием. Весь мир есть проявление божественной истины, постигаемой человеком в зависимости от его близости к Богу; при этом предельная истина о мире и его смысле заключается в божественном откровении человеку, к-рое исторически может иметь многообразные формы (пророчества, чудеса, Свящ. Писание и т. д.). Смысл этого откровения - приведение человека к спасению, что позволяет св. отцам провести крайне важное деление внутри понятия истины, формулируемое свт. Василием Великим так: «Мы обнаружили два значения [слова] истина. Одно - постижение того, что ведет к блаженной жизни, другое - верное знание чего бы то ни было относящегося к этой жизни» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 14. 3//PG. 29. Col. 256). Знание вещей этого мира относительно и необязательно для человека, а истина о них открывается ему настолько, насколько он продвигается в деятельном и опытном познании др. истины - истины спасения. Согласно свт. Григорию Паламе , к-рый в полемике с Варлаамом Калабрийским разработал собственное учение о соотношении богословия и философии, для христианина неприемлема заявляемая Варлаамом позиция «единства истины» (к-рая на деле оказывается лишь маскировкой учения о Д и., поскольку уравнивает истины богословия и философии, заведомо несовместимые), формулируемая им т. о.: «Боговдохновенное писание с его премудростью и философия внешних наук направлены на одну цель и достигают одного: обнаружения истины, ведь истина одна во всем (μα δα πντων λθεια)... к истине, данной от Бога апостолам, ведут и философские науки» (цит. по: Greg. Pal. Triad. II 1. 5). Возражая Варлааму, свт. Григорий акцентирует внимание на том, что «истина внешней науки» всегда «сомнительна и смешана с ложью» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/171507.html

В грамоте Ландульфа I, архиеп. Беневенто, от 1 марта 975 г. говорится, что двое благочестивых братьев-мирян, Авксентий и Теодорих, отреставрировали часовню во имя М., расположенную на месте его могилы в Токко (ныне Токко-Каудио) на горе Табурно, одна из возвышенностей к-рой носила имя святого ( Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 1722. T. 10. Col. 574). В зап. средневек. мартирологах память М. не обозначена. Впервые она встречается под 10 нояб. в одном из списков кон. XII в. Мартиролога Узуарда (Vat. lat. 5949), выполненном в Беневенто, возможно в мон-ре Св. Софии, для мон-ря Санта-Мария-ди-Гуальдо-Маццокка. Кард. Ц. Бароний внес память М. в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) под 11 нояб., когда поминается вмч. Мина Фригийский (MartRom. P. 510). Под этим же числом память святого обозначена в совр. редакции Римского Мартиролога (MartRom. (Vat.). P. 583). Ист.: BHL, N 5925-5930; Greg. Magn. Dial. III 26//PL. 77. Col. 280-284; Leo Marsicanus. Vita S. Mennatis//PL. 173. Col. 989-993; Gaiffier B. de. Translations et miracles de St. Mennas par Léon d " Ostie et Pierre du Mont Cassin//AnBoll. 1944. Vol. 62. P. 5-32 [текст: Р. 15-32]; Vita sancti Mennatis: Opera inedita di Leone Marsicano/Ed. et comment. G. Orlandi//Rendiconti dell " Istituto Lombardo di Scienze e Lettere. Cl. di lettere. Mil., 1963. T. 97. P. 467-490; Die Translationes et miracula S. Mennatis des Leo Marsicanus/Ed. H. Hoffmann//DA. 2004. Bd. 60. P. 441-481[текст: Р. 460-490]. Лит.: Procaccini F. Gli atti di S. Menna eremita. Napoli, 1883; Pedicini F. La Valle Vitulanese e S. Menna solitario. Bari, 1883; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352; Mongelli G. Menna//BiblSS. Vol. 9. Col. 343-344; Videtta A. Note sulla chiesa di S. Menna restaurata//Samnium. Benevento, 1965. Vol. 38. P. 232-237; Bottiglieri C. Literary Themes and Genres in Southern Italy during the Norman Age: The Return of the Saints//Norman Tradition and Transcultural Heritage: Exchange of Cultures in the «Norman» Peripheries of Medieval Europe/Ed. S. Burkhardt, T. Foerster. L.; N. Y., 2013. P. 97-124; La chiesa di San Menna a Sant " Agata de " Goti: Atti del Conv. di studi (Sant " Agata de " Goti, 19 giugno 2010)/Ed. F. Iannotta. Salerno, 2014.

http://pravenc.ru/text/2563246.html

и завещал ему обратить Реккареда в кафолическую веру ( Greg. Magn. Dial. III 31. 6). Менее чем через год после вступления на престол Реккаред принял правосл. крещение и на собрании арианских церковных иерархов заявил о намерении «вернуть весь народ готов и свевов к миру и единению с христианской Церковью» ( Ioannes Biclarensis. Chronicon. 587. 5). Вскоре он передал православным церквам и мон-рям ранее конфискованное у них имущество. На III Толетском Соборе (май 589) арианство было запрещено, а правосл. вера стала офиц. религией Вестготского королевства. Согласно Иоанну Бикларскому, в Соборе приняли участие 72 епископа. Л. руководил заседаниями Собора вместе с Евтропием, аббатом Сервитанского мон-ря (summa tamen synodalis negotii penes sanctum Leandrum Hispalensis ecclesiae episcopum et beatissimum Eutropium monasterii Servitani abbatem fuit - Ioannes Biclarensis. Chronicon. 590. 1). Епископ произнес заключительную речь, посвященную обращению вестготов в кафолическую веру. Возможно, он составил также вступительную речь кор. Реккареда, являвшуюся фактически пространным исповеданием веры (La Colección. 1992. P. 50-64). Среди постановлений Собора - 23 анафематизма, направленные против арианства, и 23 дисциплинарных канона. Испан. епископы впервые вынесли решения, связанные с гражданским управлением (в определенных случаях они могли контролировать чиновников; женщин, виновных в сожительстве с клириками, карала светская власть). Утверждение королем постановлений III Толетского Собора, получивших силу закона, стало важным прецедентом; каноны последующих Соборов также становились частью вестгот. законодательства. Решения III Толетского Собора во многом способствовали утрате вестгот. идентичности, смешению готов с «римским» населением Испании. Вскоре после 589 г. на провинциальных Соборах были вынесены постановления, уточнявшие и дополнявшие отдельные каноны III Толетского Собора. В ц. Св. Иерусалим в Гиспалисе собрались 7 епископов Бетики под рук. Л. (4 нояб. 590). Они рассмотрели темы отчуждения церковного имущества епископами и сожительства клириков с женщинами.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

структурой, и взошедший на Римский престол Г. В. был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью ( Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 41), обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных (Ibid. I 2, 48, 61; X 51). Ввиду того что имп. экзарх в Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, Г. В. пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским герцогом Сполетия (совр. Сполето) Ариульфом, к-рый в 592 г. грозился захватить Рим. Когда в 593 или 594 г. в результате нарушения перемирия экзархом лангобардский кор. Агилульф подошел к Риму, собираясь разрушить его, Г. В. организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие имп. Маврикия, назвавшего Г. В. «изменником и глупцом», однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи (Ibid. V 40). Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 г. по его инициативе, несмотря на противодействие нек-рых визант. чиновников, был заключен мир с лангобардами. При Г. В. начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами, частью язычниками, в Православие. Обнаруживая «абсолютную политическую преданность империи», Г. В., т. о., более, нежели светские власти Италии, выступал проводником имперской политики на Западе ( Мейендорф И. , протопр. С. 222). Эти события, по мнению мн. исследователей, возымели далеко идущие последствия. Духовный авторитет, адм. и дипломатический талант Г. В. при слабости имп. власти в итал. владениях фактически делали его правителем на Апеннинах (см., напр.: Кудрявцев П. Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим: Обозрение остготско-лангобардского периода итальянской истории.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Считается, что жизнь Кассинского мон-ря была организована в соответствии с монашеским уставом, к-рый составил св. Бенедикт (Regula Benedicti - CPL, N 1852). Папа Григорий Великий упоминает, что святой «написал устав для монахов», из к-рого можно понять, каким мудрым и добродетельным человеком он был ( Greg. Magn. Dial. II 36). Однако в «Диалогах» недостаточно сведений об укладе жизни монахов, о богослужении и дисциплине, к-рые можно было бы сопоставить с бенедиктинским уставом. Существуют различные мнения о происхождении устава, автором к-рого считается св. Бенедикт. Долгое время исследователи спорили о его соотношении с Уставом Учителя (Regula Magistri - CPL, N 1858). Это произведение существенно превосходит Устав св. Бенедикта по объему, но в обоих текстах много совпадений. Ранее считалось, что Устав Учителя был создан на основе Устава св. Бенедикта, но в XX в. возобладало мнение о том, что Устав св. Бенедикта - сокращенная и переработанная версия Устава Учителя, составленная, вероятно, в 1-й четв. VI в. в Центр. Италии. Высказывалось предположение о едином авторстве обоих уставов: оба текста могли быть написаны св. Бенедиктом и, возможно, отражают эволюцию его представлений об устройстве общежительного мон-ря. Однако большинство исследователей полагают, что св. Бенедикт мог быть автором только того устава, к-рый известен под его именем (подробнее см.: Jaspert B. Die Regula Benedicti - Regula Magistri-Kontroverse. Hildesheim, 19772; Broekaert J.-D. Bibliographie de la Règle de S. Benoît. R., 1980; Vog üé A., de. Études sur la Règle de S. Benoît: Nouveau recueil. Bellefontaine, 1996; Idem. Regards sur le monachisme des premiers siècles. R., 2000. P. 258-295; Leyser C. Authority and Asceticism from Augustine to Gregory the Great. Oxf.; N. Y., 2000. P. 101-128). Приведенные в «Диалогах» сведения не дают полного представления о жизни в Кассинском мон-ре. Папа Григорий Великий отметил, что не смог собрать достаточно сведений о деяниях св. Бенедикта (huius ego omnia gesta non didici), хотя и опрашивал его учеников: аббата Константина, преемника св.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

При имп. Валенте , покровительствовавшем арианам (см. ст. Арианство ), Г., как и мн. др. правосл. епископы, подвергся гонениям ( Greg. Nyss. De vita Macr. 21). В кон. 375 г., по прибытии в Каппадокию нового наместника Понта Демосфена, к-рого свт. Василий называл «покровителем еретиков» ( Basil. Magn. Ep. 237. 2), в Анкире был созван Собор, состоявший из арианских епископов (омиев), на к-ром Г. был обвинен неким Филохаром в растрате церковных денег и незаконном рукоположении ( Basil. Magn. Ep. 225. 1; 237. 2). По приказу Демосфена он был арестован и под охраной отправлен в Анкиру. Святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 71v) Святители Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 71v) Дорогой Г. очень страдал от грубости солдат и болезни; но в конце концов ему удалось бежать и скрыться в безопасное место ( Basil. Magn. Ep. 225. 1), что отсрочило его осуждение. Однако весной 376 г. в Ниссе был созван новый Собор епископов Понта и Галатии, принявший решение о его низложении заочно, в результате чего он был сослан, а его кафедра передана человеку, к-рого, по словам свт. Василия, можно было «купить за несколько оболов» ( Idem. Ep. 237. 2; 239. 1). После этого в течение почти 3 лет Г. вел скитальческую жизнь, порой даже вне пределов Каппадокии, поддерживая в разных местах православных в их противостоянии арианам ( Idem. Ep. 231. 1; 232. 1). В это время он глубоко проникся церковными идеалами свт. Василия и начал помогать ему, в частности в деле распространения монашества в Каппадокии. Однако свт. Василий, хорошо зная неопытность брата в церковных делах, в 376 г. отклонил предложение нек-рых епископов включить его в число членов посольства в Рим к папе Дамасу I ( Basil. Magn. Ep. 215. 1). Приговор о ссылке был отменен имп. Валентом осенью 377 г. ( Maraval. 1990. P. 22) или после его смерти (9 авг. 378 г.) имп. Грацианом, и Г. смог вернуться на кафедру в Ниссу, где он был торжественно встречен паствой ( Greg. Nyss. Ep. 6. 8-11). Однако вскоре эта радость была омрачена печальным событием - кончиной свт. Василия Великого ( Idem. De vita Macr. 14), узнав о к-рой, Г. отправился в Кесарию, чтобы проститься с братом ( Greg. Nazianz. Ep. 76. 2).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Алтарь святых Бенедикта и Схоластики в крипте базилики аббатства Монте-Кассино. Нач. XX в. Алтарь святых Бенедикта и Схоластики в крипте базилики аббатства Монте-Кассино. Нач. XX в. Свт. Григорий Великий полагал, что в окрестностях Кассинского монастыря жили язычники, к-рые обратились в христианство благодаря проповедям св. Бенедикта ( Greg. Magn. Dial. 8. 11; 19). Хотя христианизация сельского населения еще не была завершена, эти свидетельства папы Григория Великого, возможно, являются преувеличениями. Нек-рые исследователи, опираясь на «Диалоги», считали, что на землях вокруг мон-ря царили упадок и запустение (напр.: Salvatorelli. 1929. P. 92-93; Leclercq. 1934. Col. 2452), но эта т. зр. вряд ли обоснованна. Свт. Григорий Великий сообщает об окрестных жителях, к-рые верили в способность св. Бенедикта исцелять больных и даже воскрешать мертвых ( Greg. Magn. Dial. II 26 - 27. 3). Однажды крестьянин принес в обитель мертвое тело сына, надеясь, что святой вернет его к жизни (Ibid. 32). Св. Бенедикт помогал нуждавшимся (Ibid. 27), в т. ч. в голодные годы, когда у монахов почти заканчивалось продовольствие (Ibid. 21, 28). Судя по всему, сельские жители передавали монастырю свои земли в обмен на покровительство. Так, крестьянин, которого притеснял жестокий гот Залла, заявил, что отдал все имущество св. Бенедикту (res suas... commendasse). Гот явился в мон-рь и потребовал вернуть имущество крестьянину, но устрашился святого и отказался от своего намерения (Ibid. 31). Св. Бенедикт представлен в «Диалогах» политически беспристрастным, хотя в Италии шла война между византийцами и готами (535-552/3). Святой упрекал готов за жестокое отношение к мирным жителям, призывал к милосердию арианина Заллу, ненавидевшего католиков (Ibid. 31), и гот. кор. Тотилу (541-552). Вероятно, во время похода на Неаполь король услышал о пророческом даре Бенедикта и решил посетить его. Желая испытать святого, Тотила отправил к нему своего приближенного Риггона в королевском одеянии и в сопровождении придворных. Увидев Риггона, св. Бенедикт велел ему снять чужую одежду. Пораженный Тотила приблизился к святому и пал перед ним ниц, но Бенедикт поднял короля и, упрекнув его за жестокость, предсказал, что он захватит Рим и будет править еще 9 лет. С того времени, как считал свт. Григорий Великий, король был менее жесток (Ibid. 14-15). Когда св. Бенедикт обсуждал с еп. Сабином взятие Рима готами (17 дек. 546), он заявил, что город будет разрушен не войной, а стихийными бедствиями (Ibid. 15. 3). Тот факт, что св. Бенедикту было известно о взятии Рима готами, позволяет датировать кончину святого не ранее 547 г. В «Диалогах» сообщается, что святой скончался в монастырском оратории, окруженный учениками, и был похоронен в оратории св. Иоанна, где заранее приготовил для себя могилу (Ibid. 37. 2-4; cp.: Ibid. 34. 2; см.: Salvatorelli. 1929; Lentini A. Benedetto di Norcia//BiblSS. Vol. 2. Col. 1104-1171; Salvatorelli L., Simonetti S. Benedetto//DBI. 1966. Vol. 8. P. 279-294).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

2-я книга древней редакции Г. С. включает 85 глав с неподвижными памятями святых (Sanctorale; всего 69). Помимо рим. упоминаются святые, почитавшиеся в итал. городах (Кумах, Нарни, Ареццо, Фонди, Капуе). Память апостолов Петра и Павла совершается как совместно, так и по отдельности (Гл. 30-32). Вместо памяти ап. Петра в узах (1 авг.) празднуется память Маккавеев (Гл. 39). Также выписаны молитвы на праздники Очищения Девы Марии (Сретение) (2 февр.), Благовещения (25 марта), Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.), Обретения Креста (3 мая), Всех апостолов с вигилией и октавой 6 июля (Гл. 34-36), Воздвижения Креста (14 сент.), арх. Михаила (29 сент.), типовые молитвы на память и перенесение мощей одного мученика или память неск. мучеников (Гл. 1. 72-79), молитвы периода Адвента (6 воскресений, последнее - свободное для совершения службы 12 чтений) (Гл. 80-84). Как и в 1-й книге, встречаются молитвы постов среды и пятницы в начале 7-го (сент.) и 10-го (дек.) месяцев и службы 12 чтений в первые субботы этих месяцев (Гл. 60, 85). В 3-ю книгу (всего 117 глав) включены 2 группы месс для рядовых воскресений в течение года (per annum) и полный текст евхаристического канона. Канон имеет вставку Григория Великого в Hanc igitur (Diesque nostros) (LP. Vol. 1. P. 312), но не имеет Memento (поминовения) усопших. «Отче наш» следует непосредственно за каноном (ср.: Greg. Magn. Reg. epist. IX 12//PL. 77. Col. 956). Начальный лист Желлонского Сакраментария. 790–800 гг. (Parisin. Lat. 12048) Начальный лист Желлонского Сакраментария. 790–800 гг. (Parisin. Lat. 12048) Далее помещены молитвы на разные случаи: для отправляющихся в путь, при эпидемиях и падеже скота, стихийных бедствиях, жен. бесплодии, для вдов, за мир, в случае войны, за короля, против неправедных судей, за неверующих, благословение новых плодов. Также в 3-ю книгу входят благословения народу (super populum) - архаичный элемент, характерный для галло-испан. традиции (Гл. 17), чин благословения брака (Гл. 52) и молитвы в годовщину новорожденного (Гл. 53), молитвы над больными у них дома и месса за больных (Гл. 69-71), благословение входящих в [новый] дом (Гл. 72-74), освящение воды для окропления дома (Гл. 75-76) и заклятой от молнии (Гл. 77-78), молитвы над умирающими, чины погребения и поминовения усопших на 3, 7, 30-й день и ежегодно (Гл. 91-105), а также месса о здравии живых (Гл. 116a). В конце Г. С. выписаны галликанская молитва Contestatio и еще один чин Покаяния (Гл. 116b).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010