Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland [Греч. Παγκρτιος; лат. Pancratius] (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия). Почитание П. в Тавромении известно с V-VI вв. Память святого обозначена в Иеронимовом Мартирологе: под 3 апр. содержится запись: «В Тавромении Сицилийском святого Панкратия»; под 5 апр. указано имя П. с добавлением «на Сицилии»; под 8 июля - с такими же указаниями и искаженное имя - Пранканий (MartHieron. P. 172, 175, 359). Диак. Януарий основал базилику в г. Мессана (ныне Мессина) во имя святых Стефана, П. и Евпла, к-рую в 591 г. папа Римский Григорий Великий повелел освятить Мессанскому епископу ( Greg. Magn. Reg. epist. II 9). В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию, память П. обозначена под 8 июля ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 27). Из Иеронимова Мартиролога память П. перешла в зап. «исторические» Мартирологи IX в. (Флора, Адона Вьеннского, Узуарда), где она содержится под 3 апр. (у Узуарда имя П. искажено - Пранкатий). Эти памятники указывают на то, что с довольно раннего времени в Тавромении святой почитался в первую очередь как епископ, а не как мученик. Житие Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ ( Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан ( Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти ( Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. ( Amore.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

Началом К. м. в средние века и Новое время считался раздел «Te igitur», а окончанием - «Аминь» перед Молитвой Господней «Отче наш». Однако в раннее средневековье К. м. начинался со вступительного диалога и префации. Нек-рые авторы причисляли к К. м. и молитву «Отче наш»; особенно это было характерно для североафриканской традиции: так, блж. Августин говорил, что «gratiarum actio» состоит из неск. молитв и завершается Молитвой Господней ( Aug. Ep. 149. 16; ср.: Isid. Hisp. De eccl. offic. I 15); но в рим. традиции Молитва Господня шла после К. м. ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 26). В любом случае раздел «Te igitur» считался «серединой канона» ( Amalar. Lib. offic. III 27). В Сакраментарии Геласия начало К. м. отмечено рубрикой - «Incipit canon actionis» (перед «Sursum corda»). Ряд толкований К. м. каролингского времени начинаются с «Dominus vobiscum». В то же время во многих рукописях заглавная буква «T» в названии раздела «Te igitur» выделялась и часто дополнялась изображением Распятия, что подчеркивало начало особо значимой части мессы. Нек-рое время также выделялись и украшались первые буквы префации «Vere dignum» - V и D. Отделение префации от остальной части К. м. произошло, видимо, из-за обычая читать текст К. м. начиная с «Te igitur» тихим голосом (см.: Franz. 1902. S. 615-637; Jungmann. 1929; Moreau. 1924). Если в Ordo Romanus I тихое чтение еще не отмечено (говорится, что во время пения Sanctus все склоняются, потом папа один встает и идет читать К. м.- Ordo Romanus I 88), а в Ordo Romanus XV 39 подчеркивается, что епископ должен читать текст так, чтобы его слышали стоящие вокруг алтаря, то в Ordo Romanus V 58 (2-я пол. IX в.) тихое чтение отмечается как обязательное. В дальнейшем нек-рые средневек. литургисты подчеркивали, что слова К. м. не должны быть доступны всем, чтобы избежать их неправильного употребления. Иоанн Белет († 1185) отказывался приводить их толкование, т. к., по его мнению, знать их дозволялось только священникам ( Beleth. Ration. div. offic. 44, 46). Известны случаи, когда попытки публиковать переводы и объяснения К. м. на национальных языках вызывали протесты ( Franz. 1902. S. 631-632). Желание отменить тихое чтение К. м. было осуждено Тридентским Собором (22-я сессия, канон 9) и в бреве папы Александра VII «Ad aures nostras» (12 янв. 1661). Позже за чтение К. м. в полный голос выступали янсенисты (см., напр., Миссал, изданный в Мо в 1709). Только папа Пий X в 1906 г. разрешил печатать объяснения К. м. в Катехизисе. Окончательное исчезновение обычая скрывать текст К. м. произошло в результате распространения литургического движения и реформ II Ватиканского Собора. Свидетельства текста

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Самый ранний источник сведений о жизни З.- послание свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию, еп. Веронскому ( Ambros. Mediol. Ep. 5. 1//PL. 16. Col. 891), написанное ок. 380 г. (см.: Ordo Epistolarum secundum temporum rationem distributarum asseritur//PL. 16. Col. 853B; Bigelmair. 1904. S. 52; Grazioli. 1940. P. 185; L ö fstedt, ed. 1971. S. или ок. 395-397 гг. (см.: Dudden H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. Vol. 1. P. 154. Not. 12; Paredi A. S. Ambrogio e la sua età. Mil., 19602. P. 461), в к-ром З. упоминается как «святой памяти Зинон» (Zeno sanctae memoriae), т. е. уже почивший почтенный епископ. Блаженные Иероним Стридонский, Августин, еп. Гиппонский, и др. современники З. хранят о нем молчание. Только в V в. св. Петроний , еп. Бононии (ныне Болонья) (см.: Morin G. Deux petits discours d " un évêque Petronius//RBen. 1897. Vol. 14. P. 3-8), упоминает о «дне памяти святого Зинона» (natale sancti Zenonis), к-рого он называет «выдающимся архиереем Христовым» (egregius Christi pontifex - Petronius. Sermo in natale S. Zenonis//PLS. T. 3. Col. 141; CPL, N 210). Затем в VI в. о «блаженном Зиноне мученике и архиерее» (beatus Zeno martyr atque pontifex) упоминает свт. Григорий I Великий в связи с чудесными событиями, происшедшими в церкви, где покоились мощи З. ( Greg. Magn. Dial. III 19). Последние исторические сведения о жизни З. относятся к каролингской эпохе. Сохранились два перечня веронских епископов, восходящие к церковным диптихам и датируемые кон. VIII - нач. IX в.: это археологический памятник под названием Velo di Classe ( Cipolla C. Il Velo di Classe//Le Gallerie Nazionali Italiane. R., 1895/1896. Vol. 3. P. 195-249. Verona, 1972r; Mazzotti M. Il Velo di Classe//Nova Historia. 1955. Vol. 7. P. 5-14) и лит. памятник «Стихи о Вероне» (Versus de Verona//MGH. Poet. Bd. 1. S. 118-122; Pighi, ed. 1960. P. 152-154; др. название: Rhythmica antiqua Veronae//PL. 136. Col. 765-768 (с лакунами)). В обоих документах З. упоминается как 8-й епископ г. Вероны. Наконец, ок. 800 г. нотарий Коронат написал пространное «Слово о житии св. Зинона» ( Coronatus. Sermo de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 199-204; CPL, N 209). Позже появилась стихотворная версия этого Жития - «Стих о жизни св. Зинона» (Rhythmus de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 204-206; MGH. Poet. Bd. 4. S. 577-580; CPL, N 209a). Мн. сведения о жизни З., содержащиеся в текстах каролингской эпохи, носят легендарный характер (см.: Vecchi. 1984. P. 143-166; Jeanes, ed. 1995. P. 15).

http://pravenc.ru/text/199839.html

Скачать epub pdf Сокращения Свт. Василий Великий . Творения Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). Свт. Григорий Богослов . Творения Святитель Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1, 2). Basil. Magn. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus) – Свт. Василий Великий Moralia Regulae morales//PG. 31. Col. 699–870 (рус. пер.: Свт. Василий Великий . Нравственные правила (80 правил)//Свт. Василий Великий . Творения. М., 2009. Т. 2. С. 19–101). De s. p. Taras. et Niceph. De Sanctis patriarchis Tarasio et Nicephoro//PG. T. 99. Col. 1850–1853. Greg. Nazianz. Gregorius Nazianzenus- Свт. Григорий Богослов Or. 2 Oratio 2: Apologetica, de sacerdotio//PG. Т. 35. Col. 407–514 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 27–60). Or. 37 Oratio 37: In dictum Evangeliï Cum consummasset Jesus hos sermones//PG. T. 36. Col. 281–308 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. ( Мф. 19:1 )//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 432–441). Leroy Leroy J. Monaschisme Studite/Theodori Studitae Les Grandes Catecheses. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France. 2002. P. 40–117. Theod. Stud. Theodorus Studita- Преп. Феодор Студит Antirrh. I-III Antirrhetici tres adversus Iconomachos//PG. T. 99. Col. 327–351 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Опровержение иконоборцев (I-III)//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 2). Epistulae. L. I-II. Ep. Epistularum libri duo//PG. T. 99. Col. 9031682 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Письма (кн.//Там же. Т. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВЕРСЫ [лат. conversi - обратившиеся], в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру (синоним religiosi). Строгих канонических правил в отношении К. в отличие, напр., от пенитентов (публично кающихся) разработано не было. Сальвиан Массилийский упоминает К. между пенитентами и вдовицами церковными и девами ( Salvian. Ep. 9. 10-11// Salviani Opera omnia/Ed. F. Pauly. W., 1883. P. 220. (CSEL; 8)). Вероятно, одним из критериев для выделения К. в особую группу было то, что они состояли в браке, продолжали жить в своих домах и не меняли рода деятельности. Но, даже состоя в браке, К., видимо, воздерживались от супружеских отношений (отсюда их др. наименование - continentes ( Victricius Rothomagensis. De laude sanctorum. 3//PL. 20. Col. 445-446)). К. отличала особая одежда коричневого или черного цвета ( Julianus Pomerius. De vita contemplativa. II 4. 1//PL. 59. Col. 448; Greg. Magn. In Ezech. I 8//PL. 76. Col. 889; Ruricii Ep. 2. 32//CSEL. 21. P. 415; ср.: Caes. Arel. Reg. ad virg. 5 (4); 19-й канон Аврелианского (Орлеанского) Собора (549) - Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. le Clercq. Turnhout, 1963. P. 155). К. вели благочестивый образ жизни: постоянно постились, молились и совершали дела милосердия ( Ruricii Ep. 2. 15//CSEL. 21. P. 395). Они могли участвовать в покаянных обрядах, подобно пенитентам, но добровольно, при этом не отделялись от верных. Вероятно, к К. принадлежал Кассиодор (PL. 70. Col. 1240, 1322). Спустя какое-то время К. могли вступить в клир и принять сан (22-й канон Аравсионского (Оранжского) Собора 441 г. разрешает поставлять диаконами женатых мужчин только после того, как они стали К.; 16-й канон Собора в Агате (ныне Агд) 506 г. уточняет, что в этом случае К. должны стать оба супруга; ср.: Caes. Arel. Serm. 1. 14). В Испании эта категория существовала по крайней мере до араб. завоевания (711) (в Liber Ordinum встречается чин благословения К.- Ordo conversorum conversarumque, согласно к-рому К.-мужчины получали тонзуру, а женщины должны были носить особую одежду, см.: Le Liber ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne du cinquième au onzième siècle/Éd. M. Férotin. P., 1904. P. 82-85).

http://pravenc.ru/text/1841878.html

Представление о П. как о противостоящей христ. ортодоксии совокупности взаимосвязанных еретических убеждений сложилось в ходе пелагианских споров, развернувшихся в Западной Церкви в нач. V в. и с разной интенсивностью продолжавшихся до сер. VI в. Выступив в процессе этих споров с критикой богословских мнений Пелагия , а также его единомышленников и последователей, блж. Августин , еп. Гиппонский, исходил из уверенности в том, что оппоненты явно или скрыто принимают ошибочные мнения, к-рые, даже если не вполне совпадают по внешнему выражению, имеют одинаковый богословский смысл (напр., см.: Aug. Contr. Julian. I 1. 3; III 1. 2). Следуя уже сложившейся в христианстве традиции обозначать ересь именем ее основоположника, блж. Августин ок. 418 г. начал называть этих своих оппонентов в совокупности «пелагианами» (pelagiani; напр., см.: Idem. Contr. Pelag. I 8. 14; 14. 28; 17. 34; II 1. 1), а их взгляды - «пелагианской ересью» (haeresis pelagiana, haeresis pelagianorum; напр., см.: Idem. Ep. 202A. 6, 8; Idem. De nat. et orig. anim. I 9. 11; Idem. De nupt. et concup. II 4. 13; Idem. De grat. et lib. arb. 4. 6; Idem. De haer. 88. 1; ср.: Drecoll. 2016. Col. 657-659). Впосл. эти наименования употреблялись в церковной лит-ре и офиц. документах в таком же обобщающем значении (напр., см.: Concilia Galliae. 1963. P. 68; Ioan. Cassian. De incarn. Dom. I 3; V 1, 2; Prosper. Contr. Collat. 1. 1, 2; 5. 1; 16. 1; 21. 2, 3; Greg. Magn. Reg. epist. VI 14; VII 31; Cassiod. Exp. ps. 3. 4; 24. 6; греч. Πελαγιανο; см.: ACO. T. 1. Vol. 1. P. 9; Phot. Bibl. 54). В сочинениях блж. Августина, а также в др. источниках, используется наряду с наименованием «пелагиане» тождественное по смыслу наименование «целестиане» (лат. caelestiani; напр., см.: Aug. De haer. 41; Idem. Contr. Pelag. II 3. 5; Idem. Contr. secund. Julian. III 101, 138; IV 5; греч. Κελεστιανο; напр., см.: ACO. T. 1. Vol. 1. Pt. 3. P. 7, 9, 33; Phot. Bibl. 54), образованное от имени др. основоположника П.- Целестия, однако оно встречается реже и впосл. не имело широкой рецепции.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИХОТОМИЗМ [от греч. διχοτομω - разделять на 2 части], христ. антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы 2 составляющие: тело и душу. Концепция может также формулироваться доктринально. Характерный пример доктринальной формулировки этой концепции дан в «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1. 18. Ответ). Концепция Д. возникает в результате концептуализации библейских представлений о человеке в рамках античной культуры. Библейское видение единой реальности человека, в к-рой усматриваются как внешние (тело, плоть), так и внутренние составляющие (дух, душа, сердце), нередко интерпретировалось в христ. мысли на языке античной философии в категориях «природа», «сущность». В связи с этим возникает иллюзия мнимой эллинизации библейской антропологии, якобы осуществленной в христ. богословии. На самом же деле речь идет лишь об ином языке описания той же библейской веры и библейского видения человека. Усмотрение в человеке 2 уровней бытия - телесного и духовного - весьма характерно для библейского видения человека (см., напр.: Быт 2. 7; Иов 13. 13-14; Пс 15. 9-10; Еккл 12. 7; Мф 10. 28; 1 Кор 6. 20). Библейские представления о двуаспектности, двучастности человека богословски осмысляются св. отцами и учителями Церкви ( Iren. Adv. haer. V 8. 2; Clem. Alex. Strom. VII 12; Orig. In Ep. ad Rom. VI 6; Суг. Hieros. Catech. IV 18; Basil. Magn. In Isaiam proph. 1. 3; Greg. Nazianz. Carm. dogm. VIII//PG. 37. Col. 445-456; Ioan. Chrysost. De prophet. obscur. II 5; Aug. De civ. Dei. XIII 24. 2; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12). В святоотеческом наследии человек является столь же целостным существом, как и в библейской традиции. Отделение души от тела не есть разделение 2 способных существовать самостоятельно реальностей,- но смерть, разрушение единого человека.

http://pravenc.ru/text/178571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЯ [греч. ελοϒα - благословение], в христ. традиции одно из возможных наименований получивших благословение хлеба , воды , елея , а в нек-рых случаях - сосудов, их содержащих ( ампул и проч.), или иных святынь (небольших икон и проч.), раздаваемых в память о посещении мон-рей или совершении паломничеств. В НЗ греч. слово ελοϒα помимо своего основного значения использовано в отношении евхаристической Чаши (1 Кор 10. 16: τ ποτριον τς ελοϒας - семитизм, о происхождении, связи с иудейской практикой и точном значении к-рого существуют разные т. зр.; см. обзор в кн.: Thiselton A. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids e. a., 2000. P. 752-768), а также в отношении материальной помощи, посылаемой в Иерусалим поместными общинами (2 Кор 9. 5). В христ. лексиконе II-IV вв. термин ελοϒα встречается как обозначение Евхаристии - или таинства в целом, или непосредственно Св. Даров (см.: Iust. Martyr. I Apol. 67. 5; Acta Thomae 26; 29; Orig. In Ier. hom. 19. 13; Euseb. Hist. eccl. V 24. 15; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 66; возможно, в этом же значении слово употреблено в 14-м и 32-м Лаодик.). В нек-рых памятниках IV-V вв. словом ελοϒα названы хлеб и вино, принесенные верными для совершения Евхаристии (Const. Ap. VIII 31. 2; Aug. Contr. litt. Petil. 3. 16. 19; Idem. Ep. 36. 8. 19), или приготовленные, но еще не освященные Дары (Areop. EH. 3. 2; 3. 3. 8) (см.: Stuiber. 1965. Sp. 914-916). В последующую эпоху Е. стали называть не евхаристический, а получивший отдельное благословение хлеб, раздаваемый больным ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5. 14; Idem. Glor. Conf. 30), нуждающимся ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 85) или всем верным (в т. ч. в визант. традиции - хлеб, благословляемый за всенощным бдением, см. Благословение хлебов и др.) (см.: Franz. 1909). Подобный хлеб мог формироваться, аналогично просфорам , с использованием особой печати с тем или иным рисунком, так что верхняя корка выпеченного хлеба-Е. могла иметь определенное изображение; сохранился ряд печатей визант. времени, предназначенных для изготовления хлеба-Е. (см.: Galavaris. 1970).

http://pravenc.ru/text/187216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРИНА СТАРШАЯ [греч. Μακρνα Μεγλη] (до 270 - ок. 340, диоцез Понт (совр. Турция)), исп. (пам. зап. 14 янв.), бабка по отцу святителей Василия Великого , Григория , еп. Нисского, Петра , еп. Севастийского, и прп. Макрины Младшей , к-рая названа в ее честь. О М. С. известно из упоминаний в письмах свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3), из «Послания о жизни прп. Макрины» свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. De vita Macr. 2) и из «Надгробного слова Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7). Точных дат жизни М. С. источники не сообщают. Время рождения устанавливается относительно даты смерти ее учителя свт. Григория Чудотворца , которая в свою очередь также неточна (270-275); датировка кончины М. С. связана и с возрастом ее внуков - святителей Василия Великого (род. в 329/330) и Григория Нисского (род. в 331/335). М. C. весьма чтила «апостола Неокесарии», ученика Оригена , свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, к-рый способствовал широкому распространению христианства в Понте. Свт. Василий Великий, чье детство прошло в тесном семейном общении с бабушкой, пишет, что от нее услышал и запомнил наставления святителя, к-рым она сама следовала. Кроме того, М. С., по его словам, воспитала его «в благочестивых учениях» и передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3; Pouchet. 1992. P. 591-592). Свт. Василий Великий сообщает также, что именно от М. С., а также от своей матери, прп. Емилии , он воспринял первое представление о Боге ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Во время гонения имп. Диоклетиана (у свт. Григория Богослова - Максимина, очевидно имп. Максимина Дайи ) у М. С. и ее мужа (имя неизв.) за исповедание Христа было отнято имущество, и они были вынуждены ок. 7 лет скрываться в понтийских лесах. Свт. Григорий Богослов рассказывает, как по их молитве Бог послал им для пропитания оленей, указывает на мужество людей, привыкших к достатку, но ради исповедания веры отказавшихся от удобств городской жизни и удалившихся в дикие леса ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7).

http://pravenc.ru/text/2561532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЗА РИМЛЯНЫНЯ [Лат. Musa Romana] (VI в.), блж. отроковица (пам. 16 мая). Сведения о М. Р. содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого, папы Римского (590-604), к-рый передал своему диак. Петру рассказ, услышанный им от Проба, брата М. Р. ( Greg. Magn. Dial. IV 18). Однажды ночью отроковице явилась во сне Пресв. Богородица и показала равных М. Р. по возрасту девиц в белых одеждах. На вопрос Богоматери, желает ли девочка жить вместе с ними и служить Ей, та ответила утвердительно. Приснодева Мария велела М. Р. не делать с того времени ничего детского и легкомысленного, воздерживаться от смеха и игр, тогда в 30-й день Она придет и заберет ее на небеса. После этого видения отроковица оставила детские забавы и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спросили о ее причине. М. Р. рассказала, что заповедала ей Пресв. Богородица, и объявила, в какой день отойдет на небеса. Спустя 25 дней М. Р. заболела. В 30-й день, когда приблизился час ее кончины, девочка увидела идущую к ней Богоматерь с отроковицами, которых она видела во сне. Со словами: «Вот, Госпожа, я иду» - М. Р. предала Богу душу. После этого рассказа свт. Григорий делает вывод, что все крещеные умершие младенцы, без сомнения, наследуют Царство Небесное, тогда как дети, к-рые скончались в том возрасте, когда уже умели говорить, порой не достигают его по вине своих родителей, не воспитавших их должным образом. Нек-рые исследователи проводят параллель между указаниями, к-рые Пресв. Богородица дала М. Р., и стихом из Книги Товита в лат. переводе (Вульгате): «Хотя он [Товит] был моложе всех в колене Неффалима, однако не совершал ничего ребяческого» (cumque esset iunior omnibus in tribu Nepthalim nihil tamen puerile gessit in opere; Tb. 1. 4). Проб, брат М. Р., был благочестивым мирянином, впосл. стал аббатом мон-ря Ренати (Renati; Greg. Magn. Dial. IV 13. 1) или святых Андрея и Лукии в Риме (sanctorum Andreae et Luciae; Idem. Reg. epist. App. 9). По мнению Л. Дюшена, аббатство располагалось недалеко от Тибра между ц. св. Андрея (ныне Сант-Иво-деи-Бретони) и ц. св. Лукии (ныне Санта-Лучия-делла-Тинта; LP. T. 2. P. 39. N 47). Др. исследователи считали, что мон-рь находился на холме Эсквилин, рядом с ц. св. Евсевия ( H ü lsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio evo. Firenze, 1927. P. 304; Ferrari G. Early Roman Monasteries. Vat., 1957. P. 276-280). Известно, что Проб от лица папы Григория вел переговоры с лангобардами ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 43, 98).

http://pravenc.ru/text/2564316.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010