Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ [Лат. Martyrius], прп. (пам. зап. 23 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого, папы Римского, к-рый рассказывает, что М. был преданным служителем Божиим, подвизавшимся в пров. Валерия (Италия). Однажды братья, жившие с ним, собирались испечь хлеб в золе, но забыли изобразить на тесте крестное знамение, как обычно делалось в тех местах, отчего оно казалось как бы разделенным на 4 части. Когда хлеб был уже в печи, покрытый горящими углями и пеплом, святой указал братьям на их оплошность, а затем перекрестил печь. Раздался сильный треск, как если бы в огне раскололся горшок. Когда вынули испеченный хлеб, то увидели на нем знак креста, к-рый появился не от прикосновения, а по вере ( Greg. Magn. Dial. I 11). В средневек. зап. церковных календарях память М. не обозначена. Впервые краткая заметка о нем, составленная на основе «Диалогов», появляется в «Перечне святых» Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. XI 98). Сходная заметка и память М. под 2 июня были включены в издание Мартиролога Узуарда, подготовленное Ж. де ла Молем (Иоанном Моланом - Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia, ac permultae aliae utuntur/Ed. I. Molani. Lovanii, 1568). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М. под 23 янв. Ф. Феррари в «Общем перечне святых, отсутствующих в Римском Мартирологе» также обозначил память М. под 23 янв., присоединив к рассказу о нем, составленному на основе «Диалогов», сведения о др. мон. Мартирии из Ликаонии (см. ст. Мартирий, прп. (пам. древнерус. 17 янв.)), о к-ром повествует свт. Григорий в 39-й Проповеди на Евангелия ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Т. о., произошло отождествление 2 одноименных подвижников. Кроме того, Феррари прибавил, что М. был не знающим грамоты учеником пресв. св. Севера (пам. зап. 15 февр.). Однажды, не имея подходящего сосуда, М. принес для братии горящие угли в одежде, не испытывая при этом боли ( Ferrarius F. Catalogus sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613. P. 49). По мнению болландистов и др. исследователей, М. из пров. Валерия и Мартирий из Ликаонии являются 2 разными лицами (MartRom. Comment. P. 33). В совр. редакции Римского Мартиролога память М. не обозначена. Ист.: MartRom. P. 32; ActaSS. Ian. T. 2. P. 494-495. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Gaiffier B., de. Les héros des Dialogues de Grégoire le Grand inscrits au nombre des saints//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 65; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ [лат. Bonifatius; греч. Βονιφτιος], свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), еп. г. Ферент (совр. Ференто, близ Витербо, Италия) в 20-30-х гг. VI в. Сведения о нем содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого (Двоеслова), папы Римского ( Greg. Magn. Dial. I 9). В. М. прославился своим милосердием, по его молитвам прекращалось нашествие саранчи, пустые амбары наполнялись пшеницей, а розданные беднякам деньги возмещались с избытком. Мощи В. М. были перенесены в Витербий (совр. Витербо), чудеса от его мощей описаны диаконом Гауденцием. В X в. Флодоардом Реймсским был составлен гимн в честь этого святого. Память В. М. приурочена ко дню празднования памяти Вонифатия Римского , мч. Тарсийского, в зап. мартирологах к 14 мая, в греч. календарях к 19 дек. Ист.: BHL, N 1394-1395; PL. 77. Col. 189-197; ActaSS. Mai. T. 3. P. 371-373; T. 7. P. 760; ЖСв. Дек. С. 514-520. Лит.: Assemani J. S. De sanctis Ferentinis in Tuscia Bonifacio ac Redempto episcopus. R., 1745. P. 53-59, 145; Lanzoni F. Le diocesi d " Italia. 1927. T. 1. P. 535. (ST; T. 35); Jadin L. Boniface (43), évêque de Ferento//DHGE. T. 9. Col. 951; Burchi P. Bonifacio//BiblSS. Vol. 3. Col. 308. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/155228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСТИЯ [лат. hostia - жертва, жертвенное животное], распространенное в зап. традиции название евхаристических Даров, синоним oblata (приношение) (см. статьи Просфора , Облатка , Хлеб ). В визант. традиции близким к Г. по значению является термин «агнец». Слово «Г.» заимствовано из Вульгаты , где оно употребляется во мн. ч. по отношению к ветхозаветным жертвам, в ед. ч.- к Жертве Христовой (см.: Еф 5. 2; Евр 7. 27; 9. 26; 10. 12, 26). В евхаристическом контексте встречается уже в молитвах и в каноне мессы (IV в.), как по отношению к еще не освященным Дарам (в оффертории : «Suscipe sancte Pater... hanc immaculatam Hostiam» (Прими, Святой Отче... сию непорочную Жертву)), так и по отношению к освященным Дарам (в разд. «Unde et memores» (Посему и мы, помня): «Hostiam puram, Hostiam sanctam, Hostiam immaculatam» (Жертву чистую, Жертву святую, Жертву непорочную); известно, что свт. Лев I ( 461) добавил в следующий разд. «Supra quae» (На которые), слова «sanctum Sacrificium, immaculatam Hostiam» (святое Жертвоприношение, Жертву непорочную)). Долгое время название «Г.» относилось в большей мере к самому таинству Евхаристии, чем к веществам таинств (ср.: Greg. Magn. In Evang. 2. 37. 7-8). Амалар Мецский называет Г. хлеб и вино, возложенные на алтарь, но еще не освященные ( Amalar. Lib. offic. Proem. 13). Позже название стали прилагать только к евхаристическому Хлебу. В XII-XIII вв. термин был особенно актуальным в связи со спорами о реальном присутствии и с появлением новых евхаристических обрядов (elevatio, communicatio per visum, поклонение Св. Дарам вне мессы и т. п.). Лит.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg i. Br., 1902. Darmstadt, 1963r; Dumoutet E. Le désir de voir l " hostie et les origines de la dévotion au Saint-Sacrement. P., 1926; D ö ring A. Hostie/Hostienwunder//TRE. 1986. Bd. 15. S. 604-606. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней

http://pravenc.ru/text/166351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ [Исихий; греч. Ισ(α)κιος], патриарх Иерусалимский (600/1-608/9), преемник патриарха Амоса (594-600/1). Согласно визант. историографической традиции, отраженной в Хронографии свт. Никифора I , патриарха К-польского, И. был 59-м патриархом Иерусалимским и занимал кафедру 8 лет. Срок пребывания И. на кафедре не вызывает сомнений у прп. Феофана Исповедника и Евтихия , патриарха Александрийского. Однако последний ошибочно считал, что И. занимал Патриарший престол с 7-го по 15-й год правления имп. Маврикия , т. е. с 589 по 597 г. ( Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1078). Точные даты восстанавливаются из текста послания папы Римского свт. Григория I Великого к И. Оно датировано IV индиктом (600/1) и является ответом на синодику И., в которой тот извещал папу о том, что он возведен на Иерусалимскую кафедру. Эти сведения подтверждает и Феофан Исповедник, датируя начало Патриаршества И. 19-м годом правления имп. Маврикия (600/1). Синодика И. не сохранилась, однако о проблемах, стоявших перед И. в годы Патриаршества, можно судить по ответу папы Григория I. Его послание начинается общими рассуждениями о том, что Церковь Господня подобна Ноеву ковчегу, вне к-рого нет спасения, а также похвалой И. и его истинно правосл. вере. Затем папа Григорий I переходит к вопросу о симонии в Иерусалимской Церкви. По его сведениям, никто не может без мзды достичь высокого положения в церковной иерархии. Папа призывает И. искоренить этот порок и бороться с еретиками, заручившись поддержкой императора, но при этом не забывать о снисходительности к раскаявшимся в своих поступках. В большинстве древних памятников имя патриарха фигурирует в форме Исакий (реже Исаакий). По неизвестным причинам в «Церковных анналах» кард. Цезарь Бароний называет его Исихием. Впосл. именно в такой форме имя патриарха стало употребляться в лит-ре ( Le Quien. OC. 1958. T. 3. P. 248-249). Ист.: Greg. Magn. Reg. epist.//PL. 77. Col. 1164-1167; Niceph. Const. Chronogr. P. 126; Theoph. Chron. P. 281. Лит.: P[apebrochius] D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae//ActaSS. Mai. T. 3. P. XXIX; Venables E. Hesychius (12)//DCB. T. 3. P. 10; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 2. P. 1001. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю...» (Иез 1. 2). Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х. (4 Цар 24. 10-17), следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х. ( Blenkinsopp. 1990. P. 16). Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… отверзлись небеса, и я видел видения Божии». Упоминание в обоих случаях р. Ховар дает основание считать, что речь идет об одном событии. Однако если датирование событий от пленения Иоакима характерно для всей книги (напр.: Иез 8. 1; 20. 1; 24. 1; 26. 1; 29. 1, 17), то единого понимания выражения «и было в тридцатый год» в традиции и среди совр. исследователей нет. Автор арам. Таргума на Книгу прор. И., с к-рым согласен блж. Иероним, как и нек-рые совр. библеисты (напр.: Blenkinsopp. 1990. P. 16), считает, что пророческое призвание 593 г. до Р. Х. датируется в книге от события обнаружения в храме свящ. Хелкией «книги закона» (4 Цар 22. 8) во время реформы царя Иосии. Нек-рые исследователи считают, что «тридцатый год» указывает на возраст И., в к-рый он был призван к пророческому служению ( Eichrodt. 1970. P. 52; Zimmerli. 1979. P. 113-115, а также мн. древнехрист. авторы: Ориген ( Orig. In Ezech. hom. 1. 4//PG. 13. Col. 672), свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. In Ezech. 2. 2-5//PL. 76. Col. 796-797) и др.). Согласно иудейскому закону, возраст начала служения священника при скинии составлял 30 лет (Числ 4. 30), и И. мог быть призван к пророческому служению в том же году, когда его посвятили во священника. В таком случае годом рождения пророка мог быть 623 или 622 г. до Р. Х. Поэтому свидетельство Иосифа Флавия о том, что И. был отроком, когда его отвели в плен ( Ios. Flav. Antiq. X 6. 1-5), представляется малоубедительным, прежде всего по причине хорошего знания И. храмового устройства и службы ( Orelly. 1909. P. 253).

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

насельниками мон-ря ап. Андрея монашеский образ жизни. В визант. столице он познакомился с выдающимися людьми своего времени, в частности Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом и св. Леандром , еп. Севильским (старшим братом св. Исидора, еп. Севильского), сблизился с семьей сменившего Тиверия имп. Маврикия , став крестным отцом его сына ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Markus. P. 11-12). По просьбе еп. Леандра Г. В. провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова, составивших впосл. большое экзегетическое соч. «Moralia». Он одержал победу в богословском диспуте с К-польским патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения ( Greg. Magn. Moral. XIV 56; ср.: Beda. Hist. Angl. II 1; Paul. Diac. Vita S. Greg. Magn. 9; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 28-30; Duval Y. M. La discussion entre l " apocrisiaire Grégoire et le patriarche Eutychios au sujet de la résurrection de la chair//Grégoire le Grand: Colloque intern. Chantilly, Sept. 1982: Actes/Ed. J. Fontaine, R. Gillet, S. Pellistrandi. P., 1986. P. 129-158). Находясь в К-поле, Г. В. так и не овладел греч. языком ( Greg. Magn. Reg. epist. VII 32; X 39; XI 74; ср.: Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 81). Г. В. не добился у императора военной помощи и в кон. 585 или нач. 586 г. был отозван в Рим. Он вновь вернулся в свой мон-рь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Свящ. Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Г. В. являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II. Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илии и епископам Истрии ( Paul. Diac. Hist. Langobard. III 10) с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея ), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на Вселенском V Соборе . Политическая ситуация в Италии, переживавшей глубокий кризис, была таковой, что лишь Церковь оставалась действенной адм.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Col. 921. Проповедь свт. Григория Чудотворца имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении не более 17 человек De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 909, 953; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29. 74; сирийское Житие. 15. Деятельность свт. Григория Чудотворца распространялась также на соседние города. Так, свт. Григорий Нисский подробно рассказывает о поставлении им во епископа Понтийских Коман угольщика Александра, будущего мученика De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 933–940. Во время гонения имп. Деция (250; см. ст. Гонения в Римской империи) свт. Григорий Чудотворец, подобно свт. Дионисию, еп. Александрийскому, и свт. Киприану, еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 944 sq.. По окончании гонения свт. Григорий «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив [совершать] торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников» De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 953. Ок. 254 (Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись ворады и готы. Свт. Григорий Чудотворец описывает это нашествие в «Каноническом послании». Из последующей жизни святителя известен факт его участия Вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла Самосатского (264 г.). По свидетельству блж. Феодорита, еп. Кирского, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его» Haereticarum fabularum compendium. II 8//PG. 83. Col. 393; ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 28. Умер свт. Григорий Чудотворец в царствование имп. Аврелиана между 270 и 275 гг.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

De civ. Dei. 17. 12). Пример повторного пророчества Н., когда он отменил данное Давиду обетование о построении им храма (2 Цар 7. 3, 13), служит для свт. Григория I Великого примером того, что Св. Дух не всегда освещает умы пророков, потому что «дух дышит, где хочет» (Ин 3. 8 - Greg. Magn. Dial. II 21). Обличение Н. Давида во грехе прелюбодеяния становится для свт. Григория Великого наглядным примером действенного пастырского увещевания: пророк, в начале «связывая виновного сознанием вины, а затем отсекая его от греха через порицания, посредством сходства в притче, предстает искусным хирургом, незаметно вскрывающим больному рану» ( Greg. Magn. Reg. pastor. 3. 2). Подобным образом и свт. Иоанн Златоуст замечает, что Н. не обличает царя поспешно, «с порога», потому как подобное «оглашение грехов вызывает согрешившего на бесстыдство… но сплетает рассказ, скрывая нож под губкою… не смягчает рану, но тотчас открывает ее и весьма быстро разрезывает, чтобы не уменьшить чувства боли» ( Ioan. Chrysost. De poenit. 2. 2). Блж. Августин ошибочно отождествляет Н. с упомянутым в родословии Иисуса Христа потомком царя Давида (Лк 3. 31 - Aug. De cons. evang. II 12). Лит.: Ahlströ m G. W. Der Prophet Nathan und der Tempelbau//VT. 1961. Vol. 11. P. 113-127; Ulsh ö fer H. K. Nathan " s Opposition to David " s Intention to Build a Temple in the Light of Selected Ancient Near Eastern Texts: Diss. Boston, 1977; Caquot A. Brève explication de la prophétie de Natan (2 Sam 7. 1-17)//Mélanges bibliques et orientaux en l " honneur de M. H. Cazelles/Éd. A. Caquot, M. Delcor. Kevelaer; Neukirchen-Vluyn, 1981. P. 51-69; McCarter P. K. 2 Samuel. Garden City (N. Y.), 1984; Lee A. C. C. The David-Bathsheba Story and the Parable of Nathan//Voices from the Margin/Ed. R. Sugirtharajah. L., 1991. P. 189-204; Howard D. M. Nathan//ABD. Vol. 4. P. 1029; Bodner K. Nathan: Prophet, Politician and Novelist?//JSOT. 2001. Vol. 26. N 1. P. 43-54; Anderson A. A. 2 Samuel. Dallas, 2002; DeVries S. J. 1 Kings. Dallas, 2003; Avioz M.

http://pravenc.ru/text/2564764.html

IV al XIX. R., 1891. P. 1181-1187). Вскоре после казни на кладбище был основан первый храм-мартирий. Папа Симмах (498-514) реконструировал его, украсил и пристроил купель (LP. LIII 8). Папа Гонорий I (625-638) возвел на старых фундаментах новую базилику, Сан-Панкрацио-фуори-ле-Мура (LP. LXXII 5), сохранившуюся до наших дней. Алтарь был приподнят, под ним устроена полукруглая крипта, куда перенесли из бокового нефа мощи святого ( Krautheimer. P. 86). В нач. IX в. главу П. перенесли в Рим, спасая святыню от араб. набегов, и поместили в Латеранскую базилику, основав т. о. 2-й центр почитания П. в Риме. Свт. Григорий I Великий в годовщину мученичества П. в базилике Сан-Панкрацио прочел гомилию 25 на 15-ю главу Евангелия от Иоанна ( Greg. Magn. In Evang.//PL. 76. Col. 1204-1210). Для обеспечения ежедневного богослужения и постоянного доступа паломников к гробнице он в 594 г. изъял базилику из-под контроля местных клириков и подчинил ее аббату монастыря святых Виктора и П., основанного по соседству бенедиктинцами из Монте-Кассино. В 1257 г. бенедиктинцев сменили цистерцианцы, в нач. XVI в.- амброзианцы, а в 1662 г. папа Александр VII (1655-1667) передал базилику ордену босых кармелитов, к-рые управляют ею до сих пор. С 1517 г. до наших дней базилика Сан-Панкрацио является титульной церковью одного из кардиналов папской курии. В 1966 г. папа Павел VI возвратил из Латерана в Сан-Панкрацио главу П. Частицы мощей П. хранятся во мн. храмах Европы. Культ возник в Италии, затем П. стали почитать во Франции в г. Сантоны (ныне Сент) Бордоской митрополии. В 596 г. Григорий Великий послал мощи 4 святых, в т. ч. П., епископу Сантонскому Палладию ( Greg. Magn. Reg. epist. 49//PL. 77. Col. 834). Частица мощей П. хранилась в Туре и в Лантоске; посвящения церквей и мон-рей П. чаще всего встречаются в Провансе, в долинах Роны и Соны. В Англию культ П. проник одновременно с христианством. В Кентербери св. Августин († 604 или 609), папский миссионер, 1-й архиепископ Кентерберийский, с ведома кор.

http://pravenc.ru/text/2578817.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010