Важное значение термин «Б.» имел в истории формирования правосл. христологии. Подчеркивая реальность Боговоплощения, свт. Василий Великий употребляет выражение «богоносная плоть» ( θεοφρος σρξ) ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 45, 59; De Spirit. Sanct. 5. 12; Ep. 261. 2). Свт. Григорий Нисский, рассуждая о схождении Христа в ад, также говорит о «богоносной плоти» Спасителя ( Greg. Nyss. In resurrect. 1). Выражение «человек богоносец» (νθρωπος θεοφρος) в христологии в качестве термина впервые стало активно использоваться последователями Аполлинария (младшего) Лаодикийского в отрицательном смысле для характеристики христологических взглядов своих противников, утверждавших полноту человеческой природы во Христе. Свт. Григорий Нисский указывает на обвинение его со стороны аполлинариан в том, что он делает «вышнее нижним, порабощая богоносных ангелов богоносному человеку» ( Greg. Nyss. Antirrh. c. Apollin.). По свидетельству свт. Григория Богослова , они при разъяснении своей доктрины приходили к вероисповедной формуле, утверждавшей необходимость поклонения «не человеку богоносцу, а Богу плотоносцу» (τ δεν προσκυνεν μ νθρωπον θεοφρον, λλ Θεν σαρκοφρον - Greg. Nazianz. Ep. 102. 18). В полемике с ними свт. Григорий подвергает критике такой способ выражения (Ibidem). Однако впосл. подобная формула стала широко применяться в правосл. богословии. Свт. Кирилл Александрийский в своей антиарианской полемике упрекает противников в том, что они приравнивают Сына Божиего к тварным созданиям, называя Его «богоносным» или «неким богоносным сосудом» (θεοφρον τι σκεος - Cyr. Alex. In Ioann.). В полемике с Несторием свт. Кирилл также указывает на невозможность употребления по отношению к Христу этого выражения, противопоставляя ему выражение «вочеловечившийся Бог» (Θες νηνθρωπικς - Hom. pasch. 17. 2). Прп. Иоанн Дамаскин указывает на то, что Несторий говорил о Христе как о «богоносном человеке» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 56, 87; De haer. 83; Adv. nest. 19, 42). По его словам, всякий Б. человек может называться Христом, но не Богом по естеству, подобным образом и Спаситель, будучи Богом по естеству, не может называться Б. человеком, но должен именоваться воплощенным Богом (θες σεσαρκωμνος - De fide orth. 56).

http://pravenc.ru/text/149513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСК [греч. κηρς; лат. cera], вырабатываемое пчелами вещество, используемое как основной материал при изготовлении свечей , в т. ч. церковных. В античной средиземноморской культуре В. применялся очень широко: кроме материала для изготовления печатей ( Lucian. Alexandr. 21; Basil. Magn. Ep. 3. 1), свечей ( Heliodor. Aethiopica. 9. 11) и табличек для письма ( Herod. Hist. 7. 239; Lucian. Somnium. 2; Lib. Ep. 886. 1) он служил косметическим средством ( Philostrat. Ep. 22) и средством для бальзамирования ( Plut. Vitae. Agesil. 40); на использовании В. в живописи основана техника энкаустики; из него изготавливались посмертные изображения императоров ( Herodian. Hist. 4. 2. 2); В. применялся в медицине и даже в магических практиках. В Свящ. Писании ВЗ неоднократно встречается образ тающего В., символизирующий гибель противящихся Богу (Иф 16. 15; Пс 21. 15; 67. 3; 96. 5; Мих 1. 4). В христ. богослужении до IV в. В. использовался мало - раннехрист. авторы нередко ассоциируют восковые свечи с языческими культами ( Tertull. Apol. adv. gent. 35, 46; ср.: Juvenal. Satir. 12. 92); обычным средством освещения в ранней Церкви служили не свечи, а масляные светильники. Одно из первых упоминаний об использовании в христ. богослужении восковых свечей содержится в Мученичестве сщмч. Киприана Карфагенского (III в.; Confessio S. Cypriani et martyrium. 5. 7). В церковный обиход свечи из В. стали входить по мере христианизации рим. гос. власти (напр., сопровождающие свещеносцы были неизменным атрибутом высших имперских чиновников). С IV в. неуклонно возрастает число свидетельств о погребальных шествиях с восковыми свечами и возжжении свечей рядом с телом умершего ( Euseb. Vita Const. 4. 66; Greg. Nyss. De vita Macr. 34; Anton. Vita Symeoni Stylit. 29; Иоанн Мосх. Луг духовный. 88). Евсевий Кесарийский сообщает о возжжении больших восковых свечей на Пасху по повелению императора ( Euseb. Vita Const. 4. 22). К кон. IV в. относятся сообщения о ношении свечей в богослужебных процессиях и крестных ходах ( Greg. Nyss. Ep. 6//PG. 46. Col. 1036; Sozom. Hist. eccl. 8. 8. 4). Уже с нач. V в. употребление свечей стало нормой церковного богослужения.

http://pravenc.ru/text/155290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКИТИРИЙ АСКИТИРИЙ [греч. σκητριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим ( Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» ( Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому , упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (σκητρια κα μοναστρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικν κα μιγδων) ( Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I , Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы ( Miracula Cyri et Joannis. 34//PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (συχαστριον) и «эримитирий» (ρημητριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской ); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского ). Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона , еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями ( Καδς Σ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Τ μοναστρια κα ο Θησαυρο τους. Αθνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. ( Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/76624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ И ФЛОРЕНТИЙ [лат. Eutychius (Eutitius, Euticius), Florentius] († 1-я пол. VI в.), преподобные Нурсийские (Италийские) (пам. 23 авг.; пам. зап. 23 мая, 28 дек.). Свт. Григорий I Великий в 15-й гл. «Диалогов о жизни италийских отцов» ( Greg. Magn. Dial. III 15) передает рассказ пресв. Санктула о Е. и Ф., согласно к-рому в Нурсийской пров. жило 2 отшельника: Ф. подвизался в молитве, Е. проповедовал христианство местным жителям. После смерти настоятеля одного из окрестных мон-рей братия просила Е. стать их духовным наставником. Преподобный согласился и в течение мн. лет управлял обителью. По молитве Ф., жившего в уединении, Бог послал ему помощника - медведя, к-рый пас овец и возвращался точно в указанное время. 4 монаха из мон-ря Е. позавидовали дару Ф. творить чудеса и убили зверя. Ф. проклял их. Вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, Ф. раскаялся в произнесенных словах; всю жизнь он плакал об иноках, считая себя убийцей. В др. раз некий диакон, пришедший к святому, испугался множества змей, обитавших возле его келлии. По молитве Ф. раздался гром и молния истребила гадов, а прилетевшие птицы унесли их трупы. Е. прославился посмертными чудесами: во времена лангобардов (с 568) в засуху местные жители устраивали молебны и процессии с одеждой Е., после чего шел дождь (последний раз подобное чудо было зафиксировано в 1492). Хронист Флодоард Реймсский (X в.) в соч. «О триумфах святых в Италии» переложил в стихотворной форме рассказ о Е. и Ф. с нек-рыми деталями. Повествование о Е. из «Диалогов» свт. Григория вошло в легендарное сказание XII в. об одноименном пресвитере из Суриана в Тусции (Тоскане), пострадавшем во время гонения имп. Диоклетиана (303-305) (BHL, N 2780b). Согласно этой легенде, прежде чем вступить на путь благочестия, Е. долго скитался: сначала он жил в окрестностях г. Вольсинии (ныне Больсена, обл. Лацио, Италия), а затем поселился в Касторианской долине близ г. Нурсия (ныне Норча, обл. Умбрия, Италия), где и встретил Ф.

http://pravenc.ru/text/187594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПЕРЕХИЙ [Ипирихий; греч. Υπερχιος] (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную; пам. греч. 7 авг.). Под именем И. сохранилось соч. «Увещание к подвижникам» (Παρανεσις ασκητν; Adhortatio ad monachos), состоящее из 160 глав. Автор назван в заголовке «блаженный» (PG. 79. Col. 1471-1490; CPG, N 5618). Оно вошло также в греч. корпус творений прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3963 (рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Слово 50. Советы подвижникам//Творения. М., 1993р. Т. 2. С. 373-382)). Сохранился также арм. перевод этого произведения под именем Нила Анкирского. Биографические сведения об И. не сохранились. Неск. изречений из этого сочинения вошло в сб. Apophthegmata Patrum : в алфавитное собрание включено 8 изречений И., в систематическое - 18. Исследователи рассматривали возможность отождествления И. с одноименными деятелями IV в.: с неким еп. Иперехием, упомянутым в послании Либерия, еп. Римского, епископам Македонским (366) ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12); с александрийским грамматиком Иперехием, автором сочинений «Искусство грамматики», «Об именах», «О глаголе и орфографии», жившим во времена имп. Маркиана (450-457) и упомянутым в словаре «Суда» (PG. 117. Col. 1278); с адресатом свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 328); с Иперехием, фигурирующим в одном из посланий свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 134). А. Ж. Фестюжьер не исключал возможности, что И. может быть одним лицом с учеником ритора Ливания (ок. 355) ( Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 142-153). Однако все перечисленные Иперехии вряд ли были пустынниками, как И. Болландисты отождествили И. с одноименным преподобным, память к-рого содержится под 7 авг. в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coisl. 223, 1301 г.), где говорится, что он почил в мире, и приводится двустишие «Иперихий, даже и скрытый во гробе, равен стал чинам ангельским» (неточный южнослав. пер. XIV в.: «Иперхие аще и в гроб соскутан, вышьши бысть и от ангел» - Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 453). Имя И. включено в 6-ю песнь канона субботы сырной.

http://pravenc.ru/text/673761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИТАЛИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ 440 чел., казненных лангобардами (ок. 579) (пам. 2 марта). И. м. посвящены 2 главы «Диалогов» папы Римского свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Dial. III 27-28). В 27-й гл. рассказывается о 40 мучениках, убитых язычниками-лангобардами за отказ вкушать идоложертвенное. В 28-й гл. сообщается о 400 захваченных в плен жителях Италии, к-рых лангобарды пытались привлечь к языческому празднеству и заставляли поклониться козлиной голове; когда те отказались, то также были убиты. Свт. Григорий Великий уточняет, что описанные события имели место ок. 15 лет назад, т. е. ок. 579 г., если считать датой составления «Диалогов» 4-й год его понтификата (593-594). Эта дата вписывается в контекст истории лангобардского завоевания Италии, когда в 574-584 гг. власть у лангобардов была поделена между 35 вождями (дуксами, или герцогами), многие из к-рых были язычниками. В заключении 28-й гл. свт. Григорий Великий приводит пространное рассуждение назидательного характера: люди, к-рые в мирное время, как казалось, не отличались христ. добродетелями, во времена гонений показали себя истинными мучениками за Христа. Место страдания И. м. (кроме общего определения - Италия) неизвестно; к.-л. почитания мучеников в средние века не зафиксировано. В XIV в. Петр Наталис внес память И. м. под 2 марта в составленный им «Каталог святых» ( Petr. Natal. CatSS. III 167). Также под 2 марта память И. м. указана в позднейших изданиях XVI в. Мартиролога Узуарда с дополнениями (изд. Х. Гревена (Martyrologium Usuardi Monachi quod ad Karolum Magnum scripsit... Coloniae, 1515, 1521), а также Ж. де ла Моля (Молана) (Usuardi Martyrologium quo Romana ecclesia ac permultae aliae utuntur... Lovanii, 1573, 1577)). В исправленном виде издание Ж. де ла Моля было опубликовано в Антверпене (1583), им пользовались при составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний , а также редакторы, проводившие ревизию Римского Мартиролога в XVII в. В изданиях XVI в. Мартиролога Узуарда со ссылкой на 28-ю гл. 3-й кн. «Диалогов» свт. Григория Великого упоминается только о 400 мучениках (место их кончины не уточняется). Бароний по неизвестной причине сократил число мучеников до 80, а местом их мученичества указал Кампанию (MartRom. P. 83).

http://pravenc.ru/text/1237715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] [лат. Benedictus Nursiensis] (ок. 480, близ г. Нурсия (совр. Норча, обл. Умбрия, Италия) - 21.03.547, мон-рь Монте-Кассино, Италия), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля), основатель мон-ря, получившего в дальнейшем название Монте-Кассино , законодатель и реформатор зап. монашества. Жизнь Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. XX в. Единственным ранним источником сведений о В. Н. является его жизнеописание в «Собеседованиях о жизни Италийских отцов...» («Диалогах») Римского папы свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Dial. II, а также III 16; IV 7, 8), написанных в 593-594 гг. Рассказ свт. Григория Великого, посвященный гл. обр. описанию добродетелей и чудес В. Н., не содержит хронологии его жизни. Его восполняют указания в Liber pontificalis, а также расчеты средневек. хронистов аббатства Монте-Кассино Льва Марсиканского, кардинала Остии, и Петра Диакона (нач. XII в.). Историческая справка о В. Н. содержится также в сочинении Петра Диакона «О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино» (De viris illustribus Casinensibus. 1//PL. 173. Col. 1011-1012). В. Н. происходил, вероятно, из патрицианской семьи, имел сестру св. Схоластику . В юности был отправлен для получения традиц. образования - обучения «свободным искусствам» (см. Artes liberales) - в Рим. Однако, удаляясь мирских соблазнов, он оставил учебу и начал подвижническую жизнь в мест. Эффиде (Энфиде, совр. Аффиле), в 60 км от Рима, куда за ним последовала его кормилица. Желая полного уединения, В. Н. покинул Эффиде и ок. 500 г. поселился в пещере в долине р. Анио (совр. Аниене) в местности Сублак (см. Субиако). Здесь он принимал помощь лишь от насельника одного из небольших местных мон-рей мон. Романа ( Greg. Magn. Dial. II 1). Через 3 года весть об аскетических подвигах В. Н. распространилась по окрестностям, и монахи близлежащего мон-ря, вероятно, Вик Варрона (совр. Виковаро), пригласили его стать настоятелем. В. Н. долго не соглашался, но склоненный просьбой братии принял на себя это бремя. Однако через нек-рое время монахи, недовольные строгостью В. Н., решили его отравить. Этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: при благословении В. Н. чаши с отравленным вином она распалась. Узнав о злом умысле монахов, В. Н. покинул мон-рь и вновь удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших мон-рей, определив настоятелей и поместив в каждом по 12 монахов, сам же стал руководителем всех общин, оставив при себе нек-рых учеников. Среди ближайших учеников В. Н. свт. Григорий Великий называет Мавра и Плацида , сыновей знатных римлян (Ibid. II 3). В. Н. устроил, т. о., в Сублаке монашескую организацию, напоминающую общины, созданные прп. Пахомием Великим в IV в. в Фиваиде.

http://pravenc.ru/text/150223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИКА [лат. dalmatica], в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника). Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56) Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56) Название происходит от рим. пров. Далмация, где появился этот вид одежды. В Риме Д. носили со II-III вв. (Scr. hist. Aug. Commod. 8. 8; Pertinax. 8. 2; Heliogab. 26. 2; Claud. 17. 6; Acta proconsularia S. Cypriani. 5. 14), а к IV в. она стала одеждой высших сословий (на консульских диптихах в Д. одеты рим. высшие чиновники; ср. также: δελματικ и δελματικομαφρτιον в Эдикте имп. Диоклетиана о максимуме цен. Гл. 19, 22, 26). В нек-рых памятниках Д. называется также κολοβων ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 1. 15). Изначально Д. имела Т-образную форму. Ее носили с поясом или без. Муж. Д. была с разрезами по бокам подола или по центру для облегчения передвижения пешком или верхом на лошади. Впосл. появилась Д. треугольной, расширенной книзу формы, длина рукава и цвет варьировались. В Византийской империи в средние века Д. изготовлялась из парчи, украшалась жемчугом и драгоценными камнями. В качестве церковного облачения Д. начинает использоваться с IV в. Согласно Liber Pontificalis, ношение Д. вместо короткой туники в 322 г. предписал рим. диаконам папа Сильвестр (LP. Vol. 1. P. 171). Как одежда диаконов Д. упоминается у Амброзиастера в «Вопросах Ветхого и Нового Завета» ( Ambrosiaster. Quaest. Vet. et Nov. Testam. 46). Свт. Григорий Великий сообщает, что рим. диак. Пасхазия хоронили, покрыв его тело Д. ( Greg. Magn. Dial. 4. 40(42)). В литургических памятниках Д. упоминается в Ordo Romanus I 6 (34) (VIII в.) среди облачений папы ( Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 78). Согласно Ordo Romanus XXXIV 10 (VIII в.), Д. надевалась на диакона сразу после хиротонии ( Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 603-613).

http://pravenc.ru/text/далматике.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Явление Иисуса Христа апостолам Луке и Клеопе. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. [греч. Κλεπας, Κλωπς; лат. Cleophas] (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов). К. был одним из 2 учеников Спасителя, к-рым Господь явился после Своего воскресения (Лк 24. 18). Мн. исследователи полагают, что его имя - сокращенный семитизированный вариант имени Κλεπατρος («прославленный отец» - O " Toole. 1992. P. 1063; Ilan. 2002. P. 291), тем не менее оно зафиксировано в форме Κλεπας в надписи I в. по Р. Х. из Берои в Македонии (A Lexicon of Greek Personal Names/Ed. P. M. Fraser, E. Matthews. Oxf., 2005. Vol. 4. P. 194). Форма его имени Κλωπς может являться эллинизированной формой арам. имени   или   ( Fitzmyer. 1985. P. 1554-1555; Goulder. 1989. P. 784). Имя К. в форме   или в написании   встречается в арам. эпиграфике ( Ilan. 2002. P. 291). Обычно это имя связывают с персонажем, к-рый описательно упомянут в Ин 19. 25, где сказано, что при кресте Спасителя стояла Мария Клеопова (Μαρα το Κλωπ) - т. е., вероятно, жена К. Среди исследователей существуют разные мнения о том, подразумевалось ли в этих стихах одно лицо ( Goulder. 1989. P. 784; Бокэм. 2011. С. 156, 549), или речь шла о разных людях ( L é one-Dufour. 1978. P. 170-171; Platz. 1962; Ilan. 2002. P. 291). Упоминание имени одного из спутников в Евангелии от Луки может служить указанием на то, что в его основе лежит воспоминание самого К. о встрече с воскресшим Господом, евангелисту важно было привести точное указание на авторство этого предания ( Nolland. 2002. P. 1194; Бокэм. 2011. С. 65, 72, 541). Когда К. и его спутник шли по дороге в Эммаус из Иерусалима и говорили о последних событиях, к ним приблизился воскресший Господь. Сначала они не узнали Иисуса Христа, Который стал истолковывать им ветхозаветные пророчества о Своем воскресении (Лк 24. 27). Придя в селение, они пригласили Господа остаться у них дома, потому что наступил вечер, и лишь после того, как «Он... благословил, преломил и подал им» хлеб, у них открылись глаза и они узнали Его (Лк 24. 30, 31). Поведение К. и его спутника в церковной экзегезе истолковывается в качестве назидательного примера: обрести веру и испытать живую встречу с Господом можно через гостеприимство и заботу о странниках, т. е. через исполнение заповеди о любви к ближнему ( Aug. Serm. 235. 3//PL. 38. Col. 1119; Greg. Magn. De testimoniis in Evangelium secundum Lucam. 67//PL. 79. Col. 1074). Блж. Иероним Стридонский в одном из писем отмечал, что через преломление хлеба Господь освятил дом К. как первую церковь в Эммаусе ( Hieron. Ep. 108. 8).

http://pravenc.ru/text/1841293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ († 580-590), прп. (пам. зап. 6 сент.), основатель монастыря св. Марка в Сполетии (ныне Сполето, Италия). Сведения о Е. сохранились в «Диалогах» св. Григория I Великого, папы Римского, который лично знал преподобного и посвятил ему главу в этой книге. Ок. 535 г. в роще за городскими стенами Сполетия Е. основал мон-рь и 30 лет подвизался там со своим братом Иоанном. Перед захватом Сполетия лангобардами (568) Е. бежал в Рим, где нашел приют в основанном свт. Григорием мон-ре св. Андрея на Авентинском холме. Там преподобный провел много лет, заслужив уважение братии и свт. Григория, к-рый называл его «достопочтенным отцом», «человеком Божьим», «святейшим человеком» и т. д. От Е. свт. Григорий узнал о подвижниках из Сполетия и написал о них в «Диалогах» ( Greg. Magn. Dial. III 14 - об Исааке, Dial. III 21 - о монахине, избавившей человека от беса). О Е. он рассказал, что преподобный в Сполетии однажды попросился на ночлег в жен. мон-рь, где жил одержимый бесом отрок. Сестры оставили отрока на ночь с Е. и наутро с удивлением узнали, что в эту ночь вопреки обыкновению бес не терзал мальчика. Е. взял отрока в свой мон-рь, и бес оставил ребенка в покое. Преподобный возгордился, и, после того как Е. объявил братии об исцелении отрока, бес вновь стал терзать того сильнее прежнего. Потребовалась слезная молитва всей братии и строгий пост, чтобы изгнать беса. Свт. Григорий Великий вспоминал, как по молитве Е. был сам исцелен от болезни. Ученики преподобного рассказывали папе Григорию, что Е. воскресил умершего. Е. скончался в мон-ре св. Андрея. Его останки были перенесены в Сполетий и погребены в мон-ре св. Марка рядом с останками его брата Иоанна. Позднее мощи братьев поместили в кафедральный собор города. Наиболее ранним свидетельством почитания Е. является письмо папы Римского Адриана I к франк. имп. Карлу Великому от 787 г. (PL. 98. Col. 1285). В Римском Мартирологе память Е. помещена под 6 сент., вероятно в результате путаницы, т. к. в Мартирологе блж. Иеронима под этим числом значится мч. Елевферий из г. Реата (ныне Риети). В средние века в Сполето память Е. праздновалась 18 апр., когда его останки были перенесены из Рима в Сполетий. В X в. о Е. и Иоанне писал каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии». Ист.: Greg. Magn. Dial. III 33//PL. 77. Col. 296-300; ActaSS. Sept. T. 2. P. 682-685; Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. XIV 6//PL. 135. Col. 857-858; MartRom. Comment. P. 382-383; MartHieron. Comment. P. 490-491. Лит.: RPR. T. 4. P. 11; Verbraken P. Éleuthère de Spolète//DHGE. T. 15. Col. 149-150. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)

http://pravenc.ru/text/189699.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010