Наибольший резонанс имело его участие в проходивших с 16 марта по 6 апр. 1929 г. «Вторых давосских днях высшей школы» - учебных курсах, организаторы к-рых приглашали в Давос наиболее выдающихся европ. мыслителей, работавших в различных областях науки. В рамках курсов, на которые собирались студенты и слушатели со всей Европы, приглашенные лекторы в одном или неск. выступлениях излагали собственные научные концепции, а затем отвечали на вопросы присутствующих и принимали участие в дискуссиях; целью организаторов было создание пространства для «взаимопонимания и совместной работы народов, в особенности - немецкого и французского» ( Paetzold. 1994. S. 86). Расположенный в швейцар. Альпах Давос с XIX в. был популярен как курорт для легочных больных; именно в этом качестве он стал местом действия знаменитого романа Т. Манна (1875-1955) «Волшебная гора» (Der Zauberberg, 1924). Насыщенный мировоззренческими спорами роман организаторы и участники курсов рассматривали как символическое предвосхищение собственных интеллектуальных дискуссий ( Gordon. 2010. P. 87-90). В число присутствовавших в 1929 г. в Давосе лекторов входили католический теолог Э. Пшивара (1889-1972), философы К. Йоэль (1864-1934), Л. Брюнсвик (1869-1944), К. Рицлер (1882-1955), А. Карлини (1878-1959), филологи А. Лихтенбергер (1864-1941) и Х. Й. Пос (1898-1955), и др.; среди слушателей были Э. Левинас (1906-1995), М. де Гандильяк (1906-2006), Ж. Кавайес (1903-1944), П. М. Шуль (1902-1984), О. Ф. Больнов (1903-1991), О. Финк (1905-1975), Г. Маркузе (1898-1979), Р. Карнап (1891-1970) и др. (подробнее см.: Ibid. P. 95-109). Главной темой курсов в 1929 г. был объявлен вопрос о природе человека и его месте в истории. М. Хайдеггеру (1889-1976) и К. было предложено выступить с основными докладами на эту тему, а также обсудить значение классической философии для современности на примере кантианства. Выбор организаторами Хайдеггера и К. в качестве оппонентов был не случайным: незадолго до давосской дискуссии каждый из них выпустил программное сочинение: для К.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

Проблемы хронологии и датировки памятников. Ч. I. СПб., 2004. С. 87–94; а также в ее докладе, прочитанном 15 февраля 2010 г. в ИВКА РГГУ. Предложение самой Грацианской датировать некоторые сюжеты серединой II в. поддержки у исследователей, как кажется, не нашло. 74 Seeck O. Decemprimat und Dekaprotie. Klio, 1, 1901–02. S. 147–188; Ruggiero E. de. Decemprimi (Dizionario epigrafi co, II.2). Spoleto, 1910. P. 1473–1474. 75 Feissel D. Philippidis-Braat А. Inventaires en vue d’un recueil des inscriptiones historique de Byzance. III. Inscriptions du Péloponnèse (à l’exception de Mistra). TM, 9, 1985. P. 284. 22 76 Gordon A.E. Supralineate Abbreviations in Latin Inscriptions. University of California Publications in Classical Archaeology. Vol. 2. 3. P. 78. 84 Виноградов А.Ю. К датировке надписи Юстиниана с Мангупа. ΑΝΑΧΑΡΣΙΣ. Памяти Ю.Г. Виноградова (Херсонесский сборник, 11). Севастополь, 2001. С. 70–71. 85 Соломоник Э.И. Некоторые новые греческие надписи Средневекового Крыма. ВВ, 47, 1986. С. 213–214. 4. Рис. 8. 86 Баптистерием при Восточной базилике могло быть обрушившееся в море помещение между апсидой храма и северной «часовней» (см: Айналов Д. В. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. Развалины храмов. М., 1905. С. 44–45). 89 На таком же мнении в личной беседе с нами настаивал один из крупнейших специалистов по церковной археологии – проф. Ж.М. Спизер (Университет Фрибур, Швейцария). 90 Впрочем, недавно А. Бернацки (Biernacki A.B. Wczesnobizantyjskie elementy i detale architektoniczne Chersonezu Tauridzkiego. Pozna, 2009. P. 207), ошибочно отнесший эту плиту к Уваровской базилике, датировал ее VI веком. 91 См. Кленина Е.Ю. Восточная базилика (Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса Таврического. Т. I. Под. ред. А.Б. Бернацки, Е.Ю. Клениной и С. Г. Рыжова). Pozna, 2004. C. 77. 92 Гайдуков Н.Е. Отверстия для вложения мощей в византийских храмах Херсона (Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы Судакской международной научной конференции, 1). Киев. Судак, 2004. С. 52–53, 62. 95 Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия (В свете датированных боспорских надписей V века). ВДИ, 1, 1998. С. 239–240. 4. 96 Ступко М.В., Туровский Е.Я., Филиппенко А.А. О судьбах расписных склепов первых христиан Херсонеса. Sacrum et profanum, 3, 2007. С. 189–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Goodman, «Identity»   Goodman, Martin. «Identity and Authority in Ancient Judaism.» Judaism 39 (1990): 192–201. Goodman, «Nerva»   Goodman, Martin. «Nerva, the Fiscus judaicus, and Jewish Identity.» Journal of Roman Studies 79 (1989): 40–44. Goodman, State   Goodman, Martin. State and Society in Roman Galilee, A. D. 132–212. Oxford Centre for Postgraduate Hebrew Studies. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983. Goodman, Henney, and Pressel, Trance   Goodman, Felicitas D., Jeannette H. Henney, and Esther Presse1. Trance, Healing, and Hallucination: Three Field Studies in Religious Experience. New York: John Wiley & Sons, 1974. Goppelt, «Church in History»   Goppelt, Leonhard. «The Existence of the Church in History according to Apostolic and Early Catholic Thought.» Pages 193–209 in Current Issues in New Testament Interpretation: Essays in Honor of Otto A. Piper. Edited by William Klassen and Graydon F. Snyder. New York: Harper & Row, 1962. Goppelt, Jesus, Paul, and Judaism   Goppelt, Leonhard. Jesus, Paul, and Judaism. Translated by Edward Schroeder. New York: Nelson, 1964. Goppelt, Theology   Goppelt, Leonhard. Theology of the New Testament. Translated by John E. Alsup. Edited by Jürgen Roloff. 2 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1981–1982. Goppelt, Times   Goppelt, Leonhard. Apostolic and Post-apostolic Times. Translated by Robert Guelich. Grand Rapids: Baker, 1980. Gordis, «Messiah»   Gordis, Robert. «The " Begotten» Messiah in the Qumran Scrolls.» VT7 (1957): 191–94. Gordon, Civilizations Gordon, Cyrus H. The Common Background of Greek and Hebrew Civilizations. New York: W. W. Norton, 1965. Gordon, East   Gordon, Cyrus H. The Ancient Near East. New York: W. W. Norton, 1965. Gordon, «Prayer»   Gordon, Ernest. «Our Lord " s Priestly Prayer.» Homiletic and Pastoral Review 92, no. 2 (1992): 17–21. Gordon, « Psalm 82 » Gordon, Cyrus H. «History of Religion in Psalm 82 .» Pages 129–31 in Biblical and Near Eastern Studies: Essays in Honor of William Sanford LaSor. Edited by Gary A. Tuttle. Grand Rapids: Eerdmans, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

The New England Association of Schools and Colleges (NEASC) may have left Gordon alone for the time being but only because they are satisfied that advocates for homosexual relations have (so to speak) secured the beachhead and are advancing inland. After reading the College’s own “Questions about Gordon’s Working Group” I felt some sadness for a college I love (my wife is an alum of Gordon; I took a transfer term there in Spring 1979 while a Dartmouth student). Yes, the Board “unanimously reaffirmed the College’s historic, theological conviction regarding biblical teaching around human sexuality and behavior, and is not making any change at this time to the College’s Life and Conduct Statement” (my emphasis). Yet why add “at this time”? The qualifier sounds ominous. More: I am concerned that the Administration and Board may have made too many concessions to an “LGBTQ” agenda, presumably under duress and some wishful thinking. They are therefore in need of our support and prayer. These concessions include the following: (1) Deferential recognition of advocates of sexual heresy at Gordon. I had thought that only a tiny minority of Gordon’s faculty, staff, and students were supporting a change in the sexuality standard. So I had hoped that the governing authorities at Gordon would have rejected advocacy of homosexual unions as being every bit as inconsistent with continued association with the College as advocacy of consensual incest, polyamory, adultery, and fornication. Instead, we only read: “The Board . . . clearly recognizes that the campus and Gordon’s constituents are not of one mind on this topic.” Why are proponents of homosexuality being given such legitimacy? Has the train already left the station? There’s more, and you should read the whole thing. Gagnon stresses that he writes not to condemn Gordon College or to encourage people to write it off, but to point out how extremely difficult its circumstances are, and to dissuade Christians from having false confidence.

http://pravoslavie.ru/79252.html

Falk, Jesus   Falk, Harvey. Jesus the Pharisee: A New Look at the Jewishness of Jesus. New York: Paulist Press, 1985. Fallaize, «Purification» Fallaize, Ε. N. «Purification: Introductory and Primitive.» Pages 455–66 in vo1. 10 of Encyclopedia of Religion and Ethics. Edited by James Hastings. 13 vols. Edinburgh: T8cT Clark, 1918. Fallon, «Law»   Fallon, Francis T. «The Law in Philo and Ptolemy: A Note on the Letter to Flora.» Vigiliae christianae 30 (1976): 45–51. Fallon, «Theodotus»   Fallon, F. Introduction to «Theodotus.» OTP 2:785–89. Farmer, Problem   Farmer, William R. The Synoptic Problem: A Critical Analysis. New York: Macmillan, 1964. Farmer, «Samaritan Woman» Farmer, Craig S. «Changing Images of the Samaritan Woman in Early Reformed Commentaries on John.» Church History 65 (1996): 365–75. Farmer, Verses Farmer, William R. The Last Twelve Verses of Mark. SNTSMS 25. Cambridge: Cambridge University Press, 1974. Farmer and Kereszty, Peter and Paul Farmer, William R., and Roch Kereszty. Peter and Paul in the Church of Rome: The Ecumenical Potential of a Forgotten Perspective. Studies in Contemporary Biblical and Theological Problems. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 1990. Farrer, «Q»   Farrer, Austin. «Q.» Theology 59 (1956): 247–48. Fascher, «Jesus»   Fascher, E. «Jesus der Lehrer.» Theologische Literaturzeitung 79 (1954): 325–42. Fass, «Angels»   Fass, David E. «How the Angels Do Serve.» Judaism 40 (1991): 281–89. Fauth, «Metatron»   Fauth, Wolfgang. «Tatrosjah-Totrosjah und Metatron in der judischen Merkabah-Mystik. " JSJ 22 (1991): 40–87. Fears, «Rome»   Fears, J. Rufus. «Rome: The Ideology of Imperial Power.» Thought 55 (216, 1980): 98–109. (NTA 24:284). Fee, Corinthians Fee, Gordon D. The First Epistle to the Corinthians. New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1987. Fee, «Inauthenticity» Fee, Gordon D. «On the Inauthenticity of John 5 :3b-4.» EvQ 54 (1982): 207–18. Fee, «Once More»   Fee, Gordon D. «Once More– John 7:37–39 .» ExpTim 89 (1977–1978): 116–18.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Весьма вероятно предположение ведущих рус. и зап. историков права (Н. С. Суворова, ван дер Вала, Локина), что «Собрание 87 глав» - это светское дополнение к «Синагоге 50 титулов», содержавшей только церковные каноны. Т. о., труд И. С. предвосхитил появление нового церковно-юридического жанра - номоканона, в к-ром имп. постановления о Церкви соседствовали с церковными канонами в рамках единого правового кодекса. Как показывает визант. рукописный материал, «Собрание 87 глав» могло распространяться в виде отдельного сборника. Вероятно, в 1-й пол. X в. сборник был переведен в Болгарии на церковнослав. язык как приложение к визант. «Синтагме 14 титулов». Оригиналом перевода послужила греч. рукопись, содержавшая дополнительные 6 глав, вслед. чего у славян данное собрание насчитывает не 87, а 93 главы. В XI в. сборник попал на Русь вместе с древнеслав. Кормчей книгой без толкований. Слав. «Собрание 87(93) глав» сохранилось в рус. Ефремовском кодексе XII в. и в ряде позднейших списков (изд.: Бенешевич. 1906-1907. С. 739-837). В кон. XIII или в нач. XIV в. в Сев.-Вост. Руси фрагменты «Собрания 87 глав» были включены в Устюжскую кормчую ( Maksimovi . 1998. S. 480. N 24, 26). В нач. XIII в. в Сербии в связи с образованием автокефальной Сербской Православной Церкви при св. Савве Сербском был сделан новый слав. перевод «Собрания 87 глав», уже без дополнительных 6 глав, но с особым оглавлением. Во 2-й пол. XIII в. серб. «Собрание 87 глав» вместе с серб. кормчей («Номоканон св. Саввы») попадает из Болгарии на Русь, где расходится в большом количестве списков и используется в 70-х гг. XIII в. при создании Кормчей рус. редакции. В рус. печатной кормчей «Собрание 87 глав» составляет гл. 42 ( u ek. 1964. P. 82). Интересная редакция «Собрания 87 глав» находится в древнерус. юридическом сборнике кон. XIII в. «Мерило праведное». В этом тексте до гл. 61 использован древнейший болг. перевод, главы 62-86 взяты из серб. перевода, гл. 87 опущена. В XIV в. части «Собрания 87 глав» вошли в особую (Мазуринскую) редакцию Сербского номоканона, а в XVI в.- в Сводную кормчую и решения Стоглавого Собора 1551 г. о святительских судах и др. церковно-юридических предметах ( Белякова, Щапов. 2005. С. 36-37). Почитание

http://pravenc.ru/text/469582.html

(по мнению акад. М. Н. Тихомирова) правовой кодекс Сев.-Вост. Руси «Мерило праведное» (изд.: Тихомиров. 1961. С. 334-393), а в сер. XVII в.- в Печатную Кормчую. Неск. фрагментов «Эклоги» «О послусех» (т. е. свидетелях) вошли в рус. правовой сб. XIII в. «Книги законные» (Ecl. 14. 8; 14. 1; 14. 2-5; ср.: Павлов. 1885. С. 86-87, 90; Милов. 1984). Еще один фрагмент о запрещенных браках (Ecl. 2. 2) в версии, близкой к болг. переводу, вошел в дополнительные статьи Древнеславянской кормчей без толкований (изд.: Бенешевич. 1987. С. 51-52). «Собрание 87 (93) глав» " Собрание 87 глав " Иоанна Схоластика в сб. " Мерило праведное " (РГБ. Тр. 15. Л. 142 об., XIV в.) " Собрание 87 глав " Иоанна Схоластика в сб. " Мерило праведное " (РГБ. Тр. 15. Л. 142 об., XIV в.) Др. визант. сборником, нашедшим популярность у славян, было т. н. «Собрание 87 глав» (Collectio LXXXVII capitulorum), представлявшее собой тематическую выборку из новелл Юстиниана, относящихся к Церкви. Автором «Собрания» считается Иоанн Схоластик. Перевод на слав. язык был сделан в Болгарии, вероятно, в X в., оригиналом послужила рукопись, содержащая дополнительные 6 глав, вслед. чего у славян данное собрание насчитывает не 87, а 93 главы ( Va š ica. 1959). В XI в. сборник попадает на Русь вместе с Древнеславянской кормчей без толкований. Как и последняя, слав. «Собрание 87 (93) глав» сохранилось в рус. «Ефремовском» кодексе XII в. и в ряде позднейших списков (изд.: Бенешевич. 1907. С. 739-837). В кон. XIII или нач. XIV в. в Сев.-Вост. Руси фрагменты «Собрания 87 (93) глав» были включены в Устюжскую кормчую ( Maksimovi . 1998. S. 480. 24, 26). В нач. XIII в. в связи с образованием автокефальной Сербской Церкви при свт. Савве Сербском (возможно, еще раньше на Афоне) был сделан новый слав. перевод «Собрания 87 глав» на этот раз без дополнительных 6 глав, зато с особым оглавлением. Во 2-й пол. XIII в. Сербская кормчая («Номоканон св. Саввы») вместе с «87 главами» попадает через Болгарию на Русь, где расходится в большом количестве списков и используется в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Goffart. Barbarians. – Goffart W. Barbarians and Romans: a.d. 418–584. The techniques of accomodation. Princeton, 1980. Golqb. Veneti. – Golqb Zb. Veneti/Venedi. The oldest name of the Slavs. – Journal of Indo-European Studies. Hattiesburg, 1975, vol. 3. Goldstein. Kriterji. – Goldstein I. Historiografski kriterji Prokopa z Cezarje. – ЗРВИ. 1985, 24. Gordon. The age of Attila. – Gordon CD. The age of Attila. Ann Arbor, 1961. Grafenauer. Nekaj vprasanj. – Grafenauer B. Nekaj vpraSanj iz dobe naseljevanja juznih Slovanov. – Zgodoviriski casopis. Ljubjana, 1950, t. 4. Gregoire. L " habitat. – Gregoire H. L " habitat «primitif» des Magyars. – Byz. 1938, vol. 13. Gregoire. Croates. – Gregoire H. L " origine et le nom des Groates et des Serbes. – Byz. 1944–1945, vol. 17. Grienberger. Volker. – Grienberger V. Ermanariks Volker. – Zeitschrift fur deutsches Altertum und deutsche Literatur. Hamburg, 1895, Bd. 39. Groh. Geschichte. – Groh K. Geschichte des ostromischen Kaisers Justin II. Lpz., 1889. Gross. Zur Entstehungs-Geschichte. – Gross H. Zur Entstehungs-Geschichte der Tabula Peutingeriana. В., 1913. Grosse. Marschlager. – Grosse R. Das romisch-byzantinische Marschlager vom 4.–10. Jh. – BZ. 1913, Bd. 22. Grosse. Militargeschichte. – Grosse R. Romische Militargeschichte von Gallienus bis zum Beginn der byzantinischen Themenverfassung. В., 1920. Grumel. La chronologie. – Grumel V. La chronologie. P., 1958. Gschwaniler. Zum Namen. – Gschwantler O. Zum Namen der Rosomonen und an Jonakr. – Die Sprache. Wiesbaden, 1971, Bd. 17, Hf. 2. Gschwantler. Ermanarich. – Gschwantler O. Ermanarich, sein Selbstmord und die Ham-dirsage zur Darstellung von Ermanarichs Ende in Getica § 24, 129 f. – Die Volker an der Mittleren und Unteren Donau im V, und VI. Jh. Wien, 1980. Guilland. Recherches. – Guilland.R. Recherches sur les institutions byzantines. Vol 1–2. 1967. Guizot. Cours. – Guizot M. Cours d " histoire moderne. Histoire de la civilization en France depuis la chute romain jusqùen 1782. T. 3. Bruxelles, 1835.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

По мнению большинства исследователей (см, напр.: Gordon. 2009. P. 33-34; однако Паркер это оспаривал: Parker. 2006. P. 199), К. описывал опыт обращения в своем ответе на письмо кард. Якопо Садолето (1477-1547), выступая от лица каждого протестанта и одновременно опираясь на собственные воспоминания. В письме К. создает образ искренне верующего католика, постепенно приходящего к осознанию того, что в католич. Церкви вместо Евангелия Христова проповедуются многочисленные человеческие суеверия, к-рые заслоняют истинные догматы христианства и не дают человеку достичь спасения (см: Calvinus. Responsio ad Sadoleti epistolam//CO. Vol. 5. Col. 511-512). Вскоре пребывающий в сомнениях человек находит учителей, раскрывающих ему смысл Евангелия, однако от безоговорочного следования им его удерживает «почтение к Церкви» (ecclesiae reverentia - Ibid. Col. 512). К. описывает мучения и ужас, сопровождающие выбор между Свящ. Писанием и католич. Церковью, усиливающиеся от сознания того, что результатом ошибочного выбора может быть вечная гибель. Наконец, человек решает всецело подчиниться Богу, Который «по Своей неизреченной благости» избавляет его от сопротивления истине и помогает ему стать всецело покорным Свящ. Писанию (Ibid. Col. 513). Очевидно, что по содержанию этот отрывок согласуется со свидетельством «Комментария на Псалтирь»: в обоих случаях слабое стремление человека к истине в некоторый переломный момент его жизни получает силу от Бога, подающего человеку способность научаться истине и готовность отстаивать ее ( Spijker. 2009. P. 19-20; подробнее об обращении К. см.: M ü ller. 1905. S. 206-214; Sprenger. 1960; Ganoczy. 1987. P. 239-306). Относительно времени обращения К. исследователями выдвигались различные гипотезы (обзор см.: Nijenhuis. 1994. P. 5-6). Наиболее ранняя из предлагавшихся датировок - 1528 г. ( Parker. 2006. P. 203), однако более вероятна поздняя датировка - ок. 1533 г. ( Greef. 2008. P. 7; Gordon. 2009. P. 33-36). Хотя К. несомненно был знаком со сторонниками протестантизма и последователями Мартина Лютера (1483-1546) в Париже и Орлеане, нет никаких свидетельств того, что он проявлял специальный интерес к протестант.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Holladay C.R. Introduction to the New Testament. Reference Edition. Waco, Texas, 2017. Hurtado L.W. Jesus’ Divine Sonship in Paul’s Epistle to the Romans. – Romans and the People of God: Essays in Honor of Gordon D. Fee on the Occasion of His 65 th Birthday. Ed. by S.K.Soderlund and N.T.Wright. Grand Rapids-Cambridge, 1999. P.217–233. Hurtado L.W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Early Christianity. Grand Rapids-Cambridge, 2003. Jewett R. Romans. Minneapolis, 2007. Johnson L.T. Reading Romans: A Literary and Theological Commentary. Macon, 2001. Käsemann Е. Commentary on Romans. Grand Rapids, 1980. Käsemann E. Perspectives on Paul. Philadelphia, 1971. Keener C.S. Acts: An Exegetical Commentary. Vol.3. Grand Rapids, 2014. Keener C. S. Paul, Women and Wives: Marriage and Womens Ministry in the Letters of Paul. Peabody, MA, 1992. Kirk Κ.E. The Epistle to the Romans. Oxford, 1937. Koch D.-A. Die Schrift als Zeuge des Evangeliums: Untersuchungen zur Verwendung und zum Verständnis der Schrift bei Paulus. Tübingen, 1986. Koester H. Paul and His World: Interpreting the New Testament in Its Context. Minneapolis, 2007. Kruse C.G. Paul, the Law and the Spirit. – Paul and His Theology. Ed. by S.E.Porter. Leiden-Boston, 2006. P. 109–130. Liddell H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1989. Lincicum D. Paul and the Early Jewish Encounter with Deuteronomy. Grand Rapids, 2013. Loader W. The New Testament on Sexuality. Grand Rapids, 2012. Longenecker B.W. Contours of the Covenant Theology in the Post-Conversion Paul. – The Road from Damascus: The Impact of Paul’s Conversion on His Life, Thought, and Ministry. Ed. by R.N.Longenecker. Eugene, Oregon, 2002. P.125–146. Longenecker R.N. Galatians. Grand Rapids, 1990. Longenecker R.N. The Epistle to the Romans: A Commentary on the Greek Text. Grand Rapids, 2016. Longenecker R.N. The Focus of Romans: The Central Role of 5:1–8:39 in the Argument of the Letter. – Romans and the People of God: Essays in Honor of Gordon D. Fee on the Occasion of His 65 th Birthday. Ed. by S.K. Soderlund and N.T. Wright. Grand Rapids-Cambridge, 1999. P.49–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010