Примечательно, что Фредерик Ферре (Ferre), использовавший сходный метод, признал, что даже не теистические мировоззрения могут оказаться равно, а то и более весомыми, нежели христианская модель, при проверке посредством его критериев. Если уж это признают западные теисты, то, безусловно, изощренный индуист или буддист вполне способен разработать комбинированный критерий истинности для подтверждения своих взглядов. Библиография : J. E. Barnhard, The Religious Epistemology and Theodicy of Edward John Cornell and Edgar Sheffield Brightman, unpub. diss., Boston University, 1964. E. J. Carnell, The Burden of Soren Kierkegaard. → The Case for Orthodox Theology. → Christian Commitment: An Apologetic. → «How Every Christian Can Defend His Faith», Moody Monthly, January, February, March 1950. → An Introduction to Christian Apologetics. → The Kingdom of Love and the Pride of Life. → A Philosophy of the Christian Religion. → The Theology of Reinhold Niebuhr. N. L. Geisler, Christian Apologetics, chapter 7. E. Gilson, The Unity of Philosophical Experience. G. Lewis, «Edward John Carnell», W. Elwell, cd., Handbook of Evangelical Theologians. → et al., Integrative Theology, Vol. 1. → Testing Christianity " s Truth Claims. → «Three Sides to Every Story», R. L. Harris, ed., Interpretation and History. R. Nash. The New Evangelicalism. B. Ramm, Types of Apologetic Systems. VV. S. Sailer, The Role of Reason in the Theologies of Nels Ferre and Edward John Carnell, unpub. S.T. D. diss., Temple University. Кларк, Гордон Хэддон (CLARK. GORDON H.) Гордон Кларк (1902–1985) родился в американском городе Филадельфия и получил степень доктора философии в 1929 г. Он преподавал в Уитон-колледже, в Реформатской епископальной семинарии и в Ковенант-колледже, а также на протяжении двадцати восьми лет был председателем философского отделения в Батлеровском университете. Его преподавательская деятельность продолжалась шестьдесят лет. Кларк был сторонником рациональной предпосылочной апологетики, в отличие от Корнелиуса Ван Тила, который был представителем ревеляционной предпосылочной апологетики (см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

548 Charles Birch, John Н. Cobb, Jr., The Liberation of Life (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981). 549 Charles Hartshorne, Reality as Social Process (Glencoe, IL: Free Press, 1953), chap. 1; The Logic of Perfection (LaSalle, IL: Open Court, 1962), chap. 7. 550 Этим определением я обязан Дэвиду Рею Гриффину (David Ray Griffin, «On Ian Barbour’s issues in Science and Religion», Zygon 25 (1988): 57–81. 551 David Ray Griffin, «Some Whiteheadian Comments», in Mind in Nature: Essays on the interface of Science and Philosophy, ed. John Cobb, Jr., and David Ray Griffin (Washington, DC: University Press of America, 1977). 552 David Ray Griffin, «Of Minds and Molecules: Postmodern Medicine in a Psychosomatic Universe», in The Reenchantment of Science, ed. D. Griffin (Albany: State Univ, of New York Press, 1988), p. 154. 553 См. David Pallin, «God as Creator In a Whiteheadian Understanding», in Whitehead and the idea of Process, ed. H. Holz and E. Wolf–Gazo (Frelburg and München: Kart Alber Verlag, 1984); Frank Kirkpatrick, «Process or Agent: Two Models for Self and God», in Philosophy of Religion and Theology, ed. David Ray Griffin (Chambersburg, PA: American Academy of Religion, 1971); Paul Sponhelm, Faith and Process: The Significance of Process Thought for Christian Thought (Minneapolis: Augsburg, 1979), pp. 90–98. 554 William Gallagher, «Whitehead»» Psychological Physiology: A Third View», Process Studies 4 (1974): 263–274; Joseph Earley, «Self–Organization and Agency in Chemistry and In Process Philosophy», Process Studies 11 (1981): 242–258. 555 Mirk Davidson, Uncommon Sense: The Life and Thought of Ludwig von Bertalanffy, Father of General Systems Theory (Los Angeles: J. P. Tarcher, 1983); Ervin Laszlo, An Introduction to Systems Philosophy (New York: Gordon & Breach, 1972). 556 James Huchlngson, «Organization and Process: Systems Philosophy and Whiteheadian Metaphysics», Zygon 11 (1981): 226–241. 561 «Сращение (concrescence) – это название процесса, в котором универсум вещей приобретает индивидуальное единство в результате подчинения «многих» из них конституированию »одной» новой вещи». Отдельные «сращения» Уайтхед называет «актуальными объектами». См. А.Н. Уайтхед, Избранные работы по философии, М.: Прогресс, 1990, стр. 297–298. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

– Теория, недопустимая, в этой общей форме, потому что во 1. Разбираемые предания существовали уже у евреев задолго до плена. – 2. Неправдоподобно, чтобы евреи, научаемые и предостерегаемые своими пророками, официально и для религиозных истин поступили в школу язычников, своих притеснителей. Это не значит сказать, что влияние Вавилона в это время было ничтожно. Выше видели противоположное по поводу херувимов, описанных в видениях Иезекииля, и известно, что названия ассиро-вавилонских месяцев мало-помалу были приняты евреями в течение V-ro века до И. X. Другие критики (Кюенен, Сменд, Будде предпочитают эпоху царей от IX-ro до VII-ro века до И. X. – Правда Израиль находился тогда в сношениях с ассирийцами особенно со времени похода Теглатфалазара III в Палестину (734), но он был предостерегаем против вторжения чужеземных идей проповедью пророков. Нечестивые же цари. Ахаз и Манассия делают заимствования из культа и магии ассирийцев ( 2Цар.16:18.21:3–7 ). Вместе с Бартоном, Гункелем, Диммерном, Драйве- —766— ром, Уайтхаузом и др., католическими авторами Жиго (1. с.) и Цаплеталем следует лучше восходить до эпохи писем Эль Амарна (к 1400 году до И. X.). Эти безгранично важные документы доказывают, что страна Ханаанская была тогда под влиянием Вавилона. Поэмы вроде мифа об Адапе (см. выше) были известны там и даже, кажется, служили упражнениями для чтения. Что-нибудь могло проникнуть через просачивание или заимствование и к евреям (ср. V. Zapletal, О. Р., Der Schöpfungsgedicht, р. 90–93; А. R. Gordon, The early Traditions of Genesis, p. 62–75). Наконец, – это мнение Франца Делича, Гоммеля и др. – Авраам мог передать своим потомкам то или другое предание из распространенных в Халдее, его родной стране. Это объяснение, очень правдоподобное для того, что касается известных первоначальных фактов, чрезвычайно важных, очень хорошо примиряется с предыдущей гипотезой. Эти основные данные, переданные таким образом, без сомнения, затемненные и деформированные в течение веков, могли в различные эпохи дополняться и исправляться отдельными откровениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПЛЕССИ [англ. Du Plessis] Дейвид (7.02.1905, Туэнти-Фор-Риверс, ныне ЮАР - 2.02.1987, Пасадина, шт. Калифорния, США), южноафрикан. пятидесятник, один из организаторов и активных участников международного диалога католиков и пятидесятников. Старший из 9 сыновей Дейвида и Анны Дюплесси; семья имела франц. гугенотские корни. Родители Д. стали пятидесятниками под влиянием амер. миссионеров из «Миссии Дж. А. Доуи» (Зайон, шт. Иллинойс, США). В 1916 г. семья переехала в Басутоленд (ныне Лесото) - черный анклав, где Дейвид работал плотником и помогал миссионерам. По воспоминаниям Д., жизнь среди черных христиан с их «радостным переживанием веры» стала толчком к его обращению и крещению в 1912 г. в Миссии апостольской веры (Apostolic Faith Mission), «крещение Св. Духом» он принял в 1913 г., во время собрания в мастерской по изготовлению гробов. Д. получил образование в колледжах в Ледибранде и Блумфонтейне; в 1927 г. он женился на Анне Корнелии Джейкобс; через год стал пастором, а затем главным редактором англо-африкан. ж. «Утешитель» (Comforter/Trooster) - офиц. органа Миссии апостольской веры. С 1936 по 1947 г. Д.- генеральный секретарь Миссии апостольской веры. В 1947-1958 гг. секретарь Пятидесятнической всемирной конференции (Базель, Швейцария). С 1948 г. постоянно работал в США (с 1968 гражданин США); принимал участие в создании Пятидесятнического содружества Сев. Америки; в 1949-1951 гг. преподавал в Ли-колледже Церкви Бога (Кливленд, шт. Теннесси); в 1952-1956 гг. служил пастором в церкви Стамфордский Ковчег Евангелия (Ассамблеи Бога); в 1956-1959 гг. секретарь Содружества Гордона Линдсея «Голос исцеления» (Gordon Lindsay " s Voice of Healing Fellowship). С 50-х гг. Д. принимал активное участие в объединении мирового пятидесятнического движения и оказался вовлеченным в международное экуменическое движение через президента Международного миссионерского совета Дж. Макея. В 1952 г.

http://pravenc.ru/text/180826.html

Такое выражение служит, в свою очередь, для обозначения не Пасхи, а дня Йом Киппур. Среди ряда обоснований привлекается и иудейская практика многократного произнесения священного Имени как раз в указанный день, а в небольшом параграфе 14 Дидахэ слово κριος употреблено без артикля три раза. Весь контекст Дидахэ хорошо ложится на подобное толкование, а возвращение к литургической тематике после § 9–10 теперь не кажется нелогичным. 229 Комментаторы не пришли к единому мнению, имеет ли здесь это слово исключительно сакраментальный или более широкий характер. 234 Слова «и время», которых нет в Библии, являются позднейшим добавлением; однако они есть в «Таргуме Ионафана», см. Gordon 1974. 235 ον понимается обычно как отсылка к 14 главе и переводится «therefo­re» (согласно словарю W. Bauer’a, здесь возможен, как и в гл. 11, перевод «and next»). Таким образом, совершение евхаристии является первейшей обязанностью епископов и диаконов, хотя на них лежат и другие обязанности: катехизация (гл. 1–6), крещение (7), председательствование на агапах (9–10), общественное служение и т.д. 236 Здесь под «хиротонией» следует подразумевать не рукоположение, а избрание. См. толкование Зонары к 1 Апост. правилу (Прав. Апост., рус. пер. с. 13). Об участии в избрании епископов встречаются свидетельства до времени Киприана, Амвросия и Августина (Сократ, ЦИ 4, 30; Феодорит, ЦИ 4, 6; Церк. Каноны 16). Литературу см. в изд. SC, р. 193, n. 9, и подробное обяснение у Карашева 1896 (с. XLI-XLII, примеч. 2). 237 Ученых озадачивает, что в Дидахэ не упоминаются пресвитеры. По-видимому, здесь, как это было обычно для древнейшей церкви, не делалось особого различия в употреблении терминов пресвитер и епископ. Jefford 1989 пытается решить проблему, предположив, что Дидахэ адресована пресвитерам, но эта гипотеза не была поддержана критикой. 245 Другой перевод («и пусть он не услышит от вас [слова]»), предполагающий разные подлежащие при λαλετω и κουτω, с грамматической точки зрения неудовлетворителен, хотя и принят большинством переводчиков, в т.ч., и в изд. SC с соответствующей оговоркой на с. 79, примеч. 2 (ср. Niederwimmer 1998, р. 204, n. 16). В некоторых случаях он обусловливается еще и неправильным чтением, как у Карашева. 262 Второе особенно трудное место Дидахэ. Греч. текст: σωθσονται π’ ατο το καταθματος. Все переводы, предлагавшиеся в разное время, можно распределить следующим образом: 1. Сохраняя рукописное чтение π,

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

игумена Иннокентия (Павлова). М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996, 41–58. Ср.: Попов К.Д. Заметка по поводу «Введения» Вл. Соловьева к «русскому изданию» – ТКДА 1886, т. 3, 12, 725–731. Соловьев И., свящ. Несколько слов о древности и важности новооткрытого памятника, в подлиннике надписанного Διδαχ τν δδεκα ποστλων. – ЧОЛДП 1886, янв., 1–42. Карашев А.[Ф.] О новооткрытом памятнике «Учение 12 Апостолов» (…) М., 1896. VII, 143, XCVI с. На с. III-IV Приложения помещен лат. текст Doctrina apostolorum. Карашев А.Ф. Речь перед защитой магистерской диссертации… Отд. оттиск. Рязань, 1896. Л[ебедев] А. Вселенские миссионеры II-ro христианского века. 12 с. М., 1896 (из Моск. Церк. Ведомостей). [Аноним]. Новооткрытый памятник древней церковной письменности –      «Учение двенадцати апостолов» (Библиографическая заметка). –      Кишиневские епархиальные ведомости 1906, 47/8, 1579–1583 (небольшая, но содержательная заметка. Обращено внимание, вслед за Дмитриевским, что честь открытия памятника принадлежит архим. Антонину, и на использование произведения Л. Толстым в повести «Хóдите во свете, пока есть свет»). Яхонтов Д. Строй древнехристианских общин по «Διδαχ» и «Канонам Ипполита». – ВиР 1916, 1, 81–112; 2 152–162. Stommel Е. Semeion ekpetaseos (Didache 16, 6). – Römische Quartal-schrift 48, 1953, 21–42. Vööbus A. Liturgical traditions in the Didache. Stockholm Estonian theol. Soc. in exile, 1968 (Papers of the Estonian theol. Soc. in exile 16). 193 p. Giet S. L’énigme de la Didachè. Paris, 1970 (Publ. Fac. Lett. Univ. Strasbourg 149). 283 p. Campos J. La versión latina de la Didaché. – La Ciudad de Dios 184, 1971 (Madrid), 110–114. Alfonsi L. Aspetti della struttura letteraria della Didache. – Studi classici in onore di Quintino Cataudella. Catania, 1972. Vol. 2, 465–481. Rordorf W. La rémission des péchés selon la Didachè. – Irénikon 46, 1973, 283–297. – Idem. Liturgic, foi et vie des premiers chrétiens. Paris, 1988 (Théologie Historique 75), 209–223 (об отпущении грехов после крещения). Gordon R.P. Targumic parallels to Acts XIII, 18 and Didache XIV, 3. – Novum Testamentum. An international Quarterly for New Testament and related Studies (Leiden, Brill) 16, 1974, 285–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Литургический подход в исследовании псалма 120 позволяет увидеть иную перспективу в его интерпретации во времени. А. Вайзер и К. Сейбольд предполагали, что псалом изначально был частной песнью, со временем отредактированной для исполнения на Сионе. Мы же вслед за Г.-И. Краусом предпочли бы думать, что, напротив, псалом изначально был написан каким-то талантливым левитом для храма, а затем возвращающиеся из храма паломники стали петь его по домам . Покидая культовую обстановку, паломники могли переносить содержание псалма в более широкий контекст: не только в храме, но и во всех повседневных делах («выходах» и «входах», Пс. 120:8) они чувствовали себя под защитой Яхве, для Которого каждый шаг человека имеет непреходящее значение (Пс. 120:3).   References Amzallag N., Avriel M. (2010) “Complex antiphony in Psalms 121, 126 and 128: The steady responsa hypothesis”, in Old Testament Essays , vol. 23 (3), pp. 502–518. Baethgen F. (1897) Die Psalmen übersetzt und erklärt . Vol. 2. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. Becking B. (2009) “God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121”, in The Journal of Hebrew Scriptures: Archives , vol. 9 (July), pp. 2–10. Ceresko A. R. (1989) “Psalm 121: A Prayer of a Warrior?”, in Biblica , vol. 70 (4), pp. 496–510. Dyma O. (2009) Die Wallfahrt zum Zweiten Tempel: Untersuchungen zur Entwicklung der Wallfahrtsfeste in vorhasmonäischer Zeit . Tübingen, Mohr Siebeck Publ. Gesenius W., Tregelles S. P. (2003) Gesenius’ Hebrew and Chaldee lexicon to the Old Testament Scriptures . Bellingham, WA, Logos Bible Software Publ. Gordon C. H. (1998) Ugaritic textbook grammar, texts in transliteration, cuneiform selections, glossary, indices . Rome, Pontifical Biblical Institute Publ. Goulder M. D. (1998) The Psalms of the return. Book V, Psalms 107–150 . Sheffield, Sheffield Academic Press. Honeyman A. M. (1952) “Merismus in biblical Hebrew”, in Journal of Biblical Literature , vol. 71 (1), pp. 11–18. Hossfeld F.-L., Zenger E. (2011) Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150 .

http://bogoslov.ru/article/6177544

Именно об этой последовательности пишет Эберхард Юнгель в своем серьезном анализе диалектики бытия и небытия, относящейся к сущности любви (Eberhard Jüngel, Gott als Geheimnis der Welt: Zur Bergündung der Theologie des Gekreuzigten im Streit zwischen Thiesmus und Atheismus, Tübingen: Mohr-Siebeck, 1978, 445), если любовь можно описать как «все больший альтруизм в контексте все большей сосредоточенности на себе " (р. 509, note 11; см. также р. 408). 457       То же касается и говорения на языках. «Стану молиться духом», пишет Павел ( 1Кор. 14:15 ). Об этом см. Gordon Fee, «Pauline Literature» in Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, eds. S.M. Burgess, G.G. McGee, Grand Rapids: Zondervan, 1988, 669. 458       См. F.F. Bruce, Epistle of Paul to the Galatians. A Commentary on the Greek Text, Exeter: Paternoster, 1982, 144; Fee, «Pauline Literature», 669. 459       Herbert Mühlen, Una mystica persona: Die Kirche als das Mysterium der heilsgeschichtlichen Identität des Heiligen Giests in Christus und den Christen: Eine Person in vieden Personen. Mu­nich: Schöning, 1968. 460       Юрген Мольтман критично отметил, что, с точки зрения Мюлена, двоичность действительно присутствует в Боге, который «только внешне представляет собой единство, на деле составляя троицу» (Jürgen Moltmann, Spirit of Life: A Uni­versal Affirmation, Minneapolis: Fortress, 1992, 14). 461       Мюлен утверждает, что если Отец – это божественное «Я», а Сын – божественное «Ты», то Святой Дух, будучи связующим звеном любви между ними двумя, представляет собой божественное «Мы», воплощенное в личности; Дух – это «одна личность в двух» (Una mystica, 197), так что он одновременно присутствует и в Отце, и в Сыне «в силу склада его [Духа] личности« (Herbert Mühlen, Der Heilige Geist als Person. In der Trinität, bei der Inkarnation und im Gnadenbund: Ich-Du-Wir. Mün­ster: Aschendorff, 1980, 164). Согласно тринитарной модели Мюлена, становится ясно, почему Дух, будучи одной личностью, может жить во многих (во Христе и в христианах), объединяя их собой; однако неясно, как Дух может созидать несколько личностей в церкви в «главное «Я»».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

125 Примеры взяты из: Gordon D.Fee, Gospel and Spirit: Issues in New Testament Hermeneutics, pp.2–3, 5. 126 Например, O.Kaiser and W.G.Kümmel, Exegetical Method: A Students’s Handbook, trans. E.V.N.Goetchius (New York: Seabury, 1963); J.H.Hayes, Biblical Exegesis: A Beginner " s Handbook (Atlanta: John Knox, 1983); G.D.Fee, New Testament Exegesis: A Handbook for Students and Pastors (Philadelphia: Westminster, 1983). Однако изложение принципов и методов также может содержать в себе сильный оценочный элемент, например, в вопросе о роли и применении критики форм, как в: H.Conzelmann and A. Lindemann, Interpreting the New Testament: An Introduction to the Principies and Methods of N.T.Exegesis, trans. S.S.Schatzmann (Peabody: Hendrickson, 1988). 127 См. R.E.Palmer, Hermeneutics: Interpretation Theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger and Gadamer – обзор великих герменевтических теорий нашей эпохи, в дальнейшем развитый и уточненный работами Поля Рикёра и Давида Трейси. 129 О борьбе Афанасия с арианами и Василия с евномианамн см.: T.Stylianopoulos, «The Biblical Background of the Article on the Holy Spirit in the Constantinopolitan Creed», Etudes theologiques 2: Le lle Concile oecumenique (Chambesy: Centre Orthodoxe, 1982), pp.155–173, перепечатано в: T.Stylianopoulos, The Good News of Christ: Essays on Gospel Sacraments and Spirit (Brookline: Holy Cross Orthodox Press, 1991), pp.168–195. 132 См. «English Roman Catholic-Methodist Dialogue: Justification – A Consensus Statement». OC 24 (3, 1988), pp.270–273; J.Reumann, «Righteousness» in the New Testament: «ustification» in the United States Lutheran-Roman Catholic Dialogue (Philadelphia: Fortress, 1982); R.E.Brown and others, eds., Peter in the New Testament. R.F.Brown and others, eds.. Mary in the New Testament E.R.Carroll, «Mary in the Apostolic Church: Work in Progress», OC 25 (4, 1989), pp.369–380; G.Wainwright, «Word and Sacrament in the Churches’ Responses to the Lima text», OC 24 (4, 1988), pp.304–327. 133 R.Brown, «Hermeneutics», NJBS, p.1164, мудро замечает, что «здравый смысл требует любое преподавание приспосабливать к способностям аудитории, однако это не означает, что элементарное изучение Библии должно быть некритическим. Это значит лишь, что элементарное изучение должно быть критическим на элементарном уровне».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Лит.: A Critical and Exegetical Commentary on Malachi, Haggai, Zechariah and Jonah/Ed. J. Smith. Edinb., 19122; Bentzen A. Introduction to the OT. Cph., 1952. Pt. 2: The Books of the OT; Pfeiffer E. Die Disputationsworte im Buche Maleachi//EvTh. 1959. Bd. 19. S. 546-568; Boecker H. J. Bemerkungen zur formgeschichtlichen Terminologie des Buches Maleachi//ZAW. 1966. Bd. 78. S. 78-80; Kruse-Blinkenberg L. The Peshitta of the Book of Malachi//Studia Theologica. Colchester, 1966. Vol. 20. P. 95-119; idem. The Book of Malachi: According to Codex Syro-Hexaplaris Ambrosianus//Ibid. 1967. Vol. 21. P. 62-82; Fohrer G. Introduction to the OT. L., 1970; Rudolph W. Maleachi// Idem. Haggai - Sacharja 1-8, Sacharja 9-14 - Maleachi. Guetersloh, 1976. S. 247-299; Smith R. L. Micah - Malachi. Waco, 1984. P. 295-342; Clendenen E. R. The Structure of Malachi: Textlinguistic Study//Criswell Theol. Review. Dallas, 1987. Vol. 2. N 1. P. 3-17; Gelston A. Peshitta of the Twelve Prophets. Oxf., 1987; The Targum of the Minor Prophets/Transl., introd. K. J. Cathcart. Wilmington, 1989; Steck O. H. Der Abschluss der Prophetie im AT: Ein Versuch zur Frage der Vorgeschichte des Kanons. Neukirchen-Vluyn, 1991; Krieg M. Mutmassungen über Maleachi. Zürich, 1993; Gordon R. P. Studies in the Targum to the Twelve Prophets from Nahum to Malachi. Leiden; N. Y., 1994; Petersen D. L. Zechariah 9-14 and Malachi: A Comment. L., 1995; Satran D. Biblical Prophets in Byzantine Palestine: Reassessing the Lives of the Prophets. Leiden; N. Y., 1995; Blenkinsopp J. A History of Prophecy in Israel: Revised and Enlarged. Louisville, 1996; Schwemer A. M. Vitae Prophetarum. Gütersloh, 1997. (JSHRZ; 1/7); Hill A. E. Malachi: A New Translation with Introduction and Commentary. N. Y., 1998; Fernández Marcos N. The Septuagint in Context: Introd. to the Greek Version of the Bible/Transl. W. G. E. Watson. Leiden; Boston, 2000; Floyd M. H. Minor Prophets. Grand Rapids; L., 2000. Pt. 2; Weyde K. W. Prophecy and Teaching: Prophetic Authority, Form Problems, and the Use of Traditions in the Book of Malachi. B.; N. Y., 2000; Neusner J. Zephaniah, Haggai, Zechariah and Malachi in Talmud and Midrash: A Source Book. Lanham e. a., 2007; Ценгер Э. Книга двенадцати пророков//Введение в Ветхий Завет/Ред.: Э. Ценгер; пер.: К. Битнер, М. Паит, Е. Солодухин. М., 2008. C. 676-768; The Minor Prophets in the NT/Ed. M. J. J. Menken. L., 2009; Kessler R. Maleachi: Übersetzt und auslegt. Freiburg; Basel e. a., 2011; idem. The Unity of Malachi and Its Relation to the Book of the Twelve//Perspectives on the Formation of the Book of the Twelve: Methodological Foundations, Redactional Processes, Historical Insights/Ed. R. Albertz, J. D. Nogalski e. a. B.; Boston, 2012. P. 223-236; Dines J. M. The Minor Prophets//The T(?)T Clark Companion to the Septuagint/Ed. by J. K. Aitken. L.; N. Y., 2015. P. 438-455; Noetzel J. Maleachi, ein Hermeneut. B.; Boston, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010