31 Buxtorf. I. c; Levy. Chaldaisches Wörterbuch II, 31; Eisemenger. Entdecktes Iudenthum II, s. 396; Hengstenberg; Röhling. Reinke, Beitrage z. F.rklär. d. А. Т. В. IV, s. 332. 33 Schmider (Excursus de Metatrone, p. 41 s. 22.) и др. производят слово Метатрон от имени персидского божества Митра. Генгстенберг (Christolog. I, 250) решительно отвергает эту этимологию, как ничем не оправдываемую. 34 Достопримечательными подтверждением этого, по-видимому, служит находящееся в книге Зогар место, по которому Метатрон in utero materno примет человеческое тело. Aug. Röhling, b. den Jehovahengel, 1866, s. 7. 42 Kurtz по его первоначальным воззрениям(в 1 изд. его Geschichte d. A. Bundes, 1848, I Bd., 121–126 и в особом трактате «Der Engel d. Herrn» в «Litterarischer Anzeiger» (Tholuk’s) 1846, Nr. 11–14, ss. 82–112). 48 Kuhn (Katholische Dogmatik 1857, Bd. II, 1857, s 12–16. Heinrich. Dogmatische Theologie Bd. V, s. s. 514–518). 57 Commentaria in Pentateuchum, 1714, p. 166, 175 etc. Cnf. Curs, complet. sacr. script, t. V, p. 358, 400, 435 etc. 62 Steudei, Veteris Testamenti libris insitne notio manifesti ab occulto distinguendi numinis? 1830; Yorlesungen ub. d. Theologie d. A. T. 1840 63 Weissagung und Erffüllung (Nordlingen. 1841 s. 127 132) u Schrifmbeweis (2 Auf 1857 s. 378 ff). 82 С. H. Sack. Commentaines, quae ad rhcologiam historicani pertinent, 1621, p, 19 u Chrismliche Apologetik, 2 A. 1841, s. 171. 85 Так трактуют ветхозаветное библейское учение об Ангеле Иеговы (как и об, ангелах вообще): De Wette (Die Biblische Dogmatik 1831 §§ 101, 108 s.74–75), Vatke (Biblische Theologie 1835 I-ter Bd.; s. 280 ff., 440 ff.). Hase (Evangelische Dogmatik (1842) § 140), Hitzig (Vorlesungen, s. 64), Hirschfeld (Geschichte des Volkes Israël Bd. II, s. 278), Aug. Dillmann (Die Bücher Exodus u. Leviticus, 12-te Lieferung 1880). Schenkel (Bibellexicon Bd. II, s. 110). 87 Sack (Apologetik. 2 А. 1841. s. 246); G. A. Meier (Die Lehre von Trinität in ihrer historischen Entwicklung, Bd. I, s. 12–18), более, чем Сакк, отмечает абстрактное значение имени Maleach Jehovah. Впрочем, по взгляду Мейера, в ветхозаветном учении об Ангеле Иеговы дана почва для новозаветного учения о Троичности. К Мейеру близко примыкает I. Т. Beck в своем сочинении Christliche Lehrwissenschaft (Stuttg. 184т, § 9), а с мнением Сакка более согласуется boззpehueRoos´a, Christl. Glaubenslehre; первый признает в представлении об Ангеле Иеговы зародыш (Keim.-Ansatz) новозаветного учения о троичности лиц в Боге, а последний выдвигает историческую, связь реального явления Сына Божия во плоти с докетическими явлениями Его в человеческом о6разе, в виде Ангела Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

497 Сколько времени продолжалось отсутствие Неемии из Иерусалима, неизвестно, так-как указывающее на это замечание Неем. 13 („по прошествии нескольких дней опять бы выпросился у царя») неопределенно. Судя по тем беспорядкам, которые нашел Неемия, можно полагать, что отсутствие его из Иерусалима продолжалось несколько лет. Ср. Marquart, 36. Bertholeth , 91. 503 Juynboll, Comment, р. 85sq. Petermann в Herzog’s Real. Encycl. 1 Ausg. XIII, 367. Steuernagel, Allg. Einleitung in Hexateuch. 1900. S. 276. Bertholeth, S. 93. 508 Appel. Quaestiones 19. Riessel, 356–357. Wellhausen, Israel, und Jud. Gesehichte 2-te Aufl. 1895. S. 184. Slade, Gesch. V. I. II, 1, 89. Bibl. Theologie A. T. 1905. S. 355. Montgomery. 68, 509 Торрей полагает, что у И. Флавия разумеется Саяаваллат II-й. Существование другого Санаваллата Торрей считает весьма вероятным потому, что у евреев, как вообще у семитов, был обычай внуку давать имя деда. Из элефантинских папирусов нам известны от 408 г. сыновья Санаваллата. Если у одного из них был сын, то он должен был носить имя Санаваллата и мог жить около 332 г. Esra studies р. 330. Но, очевидно, для отнесения Неем. 13и свидетельств И. Флавия к разным фактам нужно, чтобы Санаваллат II-й имел и дочь, и зятя-священника, прогнанного из Иерусалима, и т. д. 510 Buchler, La relation de Joscphe concernant Alexandre le Grand. Revue d. etud. juiv. 1898. janv.-mars. p. 1–26. Cp. Henrichsen, Das Verhaltniss d. Juden zu Alexander Grossen. Theol. St. und Kr.1871.H.3.S.458–480 511 Кауч (Herzog, R, E. 2 изд. XIII), Евадьд (Geschichte, IV, 283–284). Евальд loco cit. Допускает впрочем, что уже до времени Александра В. был на Гаризиме самарянский жертвенник. Хронологическую дату И. Флавия принимает и А. А. Олесницкий , Св. Земля, т, 2, стр. 358. 513 Кениг считает датой построения храма 430-й (Geschichte, 285) Hunter – 424-й (After exile II, 280). 515 Велльгаузен полагает, что при Ездре и Неемии Пятикнижие явилось уже в полном объеме. См. его Введение в историю Израиля, пер. Никольского. СПБ. 1909, Стр. 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Соч.: собрания : PG. 35-38; ΒΕΠΕΣ. Т. 58-64. θαι,1979–1986; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова: В 6 ч. М., 1843–1848, 18893; Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского: В 2 т. СПб., 1912. Серг. П., 1994р. Минск, 2000п; слова: PG. 35. Col. 395–1252; 36. Col. 9–623; SC. N 247, 250, 270, 284, 309, 318, 358, 384, 405; CCSG. CN. 28 34 36 37 38 42 43 45 49 47 52 53 57 Tutte le orazioni/Introd. C. Moreschini. Mil., 2000; Die fünf theologischen Reden/Einleit., Text, Übersetz., Komment. von J. Barbel. Düsseldorf, 1963. S. 38–277; Mossay J. Repertorium Nazianzenum. Orationes: Textus graecus. Paderborn e. a., 1981–1998. Bde. 1–6. (Stud. z. Geschichte u. Kultur d. Altertums. N. F., 2. R.: Forschungen zu Gregor von Nazianz; 1, 5, 10–12, 14); Orationes theologicae/Übersetz, Eingeleit. von H. J. Sieben. Freiburg e. a. 1996. (Fontes Christiani; 22) (лат. пер.: Rufinus. Interpretatio orationum Gregorii Nazianzeni/Ed. A. Engelberecht. Vindobonae, 1910. (CSEL; 46); рус. пер.: 13 слов Григория Богослова/Пер.: еп. Ириней (Клементьевский). М., 1798; Из надгробной речи Василию Великому: [Or. 43. 5]; Фрагм. из 2-й речи против Юлиана: [Or. 5. 11]/Пер.: Т. В. Попова//Памятники визант. лит-ры IV–IX вв. М., 1968. С. 77–83; О началах: [Or. 1 ]/Пер., коммент.: Т. Сидаш//Вестн. РХГИ. 1997. 1. С. 167–176); поэтические произведения: Carmina dogmatica//PG. 37. Col. 397–522; Carmina moralia//Ibid. Col. 521–968; Carmina de se ipso//Ibid. Col. 968–1452; Carmina quae spectant ad alios//Ibid. Col. 1452–1600; Epitaphia 1–129//PG. 38. Col. 11–82; Epigrammata 1–94//Ibid. Col. 81–130; Le Passion du Christ. P., 1969. (SC; 149); De vita sua/Einleit., Text, Übersetz., Komment. von C. Jungck. Hdlb., 1974. S. 55–149; Carmina de virtute/Hrsg., Übersetz., Komment. von R. Palla, M. Kertsch. Graz, 1985. S. 113–118; Gegen die Habsucht (Carm. 1, 2, 28)/Einleit., Komment. von U. Beuckman. Paderborn e. a., 1988. (Stud. z. Geschichte und Kultur des Altertums, N.

http://pravenc.ru/text/166811.html

355 Chr. A. Bugge находит (Das Gesetz und Christus nach der Anschauung der ältesten Christengemeinde в «Zeitschtift für die neutestamentliche Wissenschaft» IV 2, S. 97 ff.) находит в иудействе предпосылки даже для Павлова антиномизма. 356 Prof. Н. Н. Wendt в «Zeitschrift für Theologie und Kirche» IV (1894), 1, S. 75 и cp. к сему Prof. Ad. Jülicher в «Theologische Rundschau» IV (1901), 5, S. 189. 358 Hans Vollmer говорит (Die alttestamentliche Citate bei Paulus, Freiburg i. B. und Leipzig 1895, S. 5): «после того, как – с препобеждением древнего понятия о вдохновенности – в писаниях Н. Завета стали различать шелуху и зерно, после этого теперь даже с точки зрения супранатурализма признали, что апостольское (т. е. Павлово) истолкование В. Завета необязательно». 360 Prof. O. Pfleiderer, The Influence of the Apostle Paul on the Development of Christianity, p. 288–289, что и у Апостола Павла мы в праве отыскивать только дух, как это он делал по отношению к Ветхому Завету. 362 С. Holsten в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XLIII (N. F. VIII für 1900), 2, S. 229. 365 Prof. Orello Cone, Paul, p. 280 и в «The New World» III, 10 (June. 1894), p. 275. Prof. Dr. Karl Müller, Beobachtungen zur paulinischen Rechtfertigungslehre (Lpzg 1905), S. 6 ff. 366 Dr. Martin Brückner, Die Entstehung der paulinischen Christologie, S. 40. 46. Отсюда выводится, что для воплощения Апостол Павел допускал «die substantielle Veränderung» (Prof. W. Wrede, Paulus, S. 54), а потом в историческом Христе видел лишь простого человека (S. 55). 367 М. Brückner, Die Entstehung der paulinischen Christologie, S. 190. Однако другими (справедливо) констатируется замирание мессианских идей (Prof. Arthur Titius, Die neutestamentliche Lehre von der Seligkeit II, S. 160), которое доселе отрицает основной догмат Апостола Павла о распятии или искупительной смерти Мессии (Rev. Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teaching of Christ, p. 220–221). 373 W. Mackintosh ibid., p. 400. Prof. Theodor Ziegler, Geschichte der christlichen Ethik II, S. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

11 Eusebius’ Werke. Harausgegeben im Auftrage der Kirchenväter-Commission der königl. preuss. Akademie d. Wiesenschaften. I. Über das Leben Constautins. – Constantin " s Rede an die Heilige Versammlung – Tricennatsrede an Constantin. Hrsg. von J. A. Heikel. 358 S.) 1901.=Euseb. V. C. II. Die Kirchengeschichte. Bearbeitet von E. Schwartz. Die lateinische Übersetzung des Rufinus. Bearbeitet von Th. Mommsen.=Euseb. h. e. III. 1. Hälfte Das Onomastikon der biblischen Ortsnamen. Hrsg. von E. Klostermann. (XXXVI, 207 S. m. 1 Karte.) 1904. 2. Hälfte. Die Theophanie. Die griechischen Bruchstücke u. Ubersetzung der syrischen Uberlieferungen. Hrsg. von H. Gressmann. (XXIX, 272 S.) 1904. IV. Gegen Marcell. – Über die kirchliche Theologie. -Die Fragmente Marcells. Hrsg. von E. Klostermann. (XXXII, 256 S.) 1906. 14 Seeck, Die Urkunden ZKG, XVIII, 1898 S. 322 ff. Seeck. Untersuch. z. Gesch. d. Nic. Konc. ZKG XVII, 1896 S. 52 ff. 15 Gelasii Cyziceni commentarius actorum concilii nicaeni II, 36 см. y Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae. 1759=Mansi t. 2 p. 920. 20 Ammiani Marcellini. Орр. ed. Gardthausen Leipz. 1874 (особенно Lib. XXI) Eutropii. Opp. ed. Ruehl. (особ. Lib. X) 1890. Ζσιμος, στορα να ed. Mendelsohn, Leipz. 1889. (особ. Lib. II). 22 V. Schultze Geschichte des Unterganges des griechisch – römischen Heidentums Jena, 1887 Bd. 1 S. 39 ff. Seech a. a. O . S. 58 Буасье Паден. языч. стр. 15. 26 Lactantius, de mortibus persecutorum 48 Migne, Patrologiae cursus completns sive bibliotheca omnium ss. patrum Series latina=MSL t.t. VI, VII, a также лучшее издание Corpus scriptorum lationorum editum consilio et impensis academiae litterarum Caesarae Vindobonensis=CSEL 19. 27, 1. 2. Vindob. 1890, 1893, 1896 pycc. пер. Лактанция Фирмиана. Μ. 1783 (изд. Новикова) т. II стр. 497 Eesebii Historiae ecllesiasticae X, 5 русск. пер. С.-Петербургской духовной академии. СПБ. 1848 т. 1 стр. 526. 27 Herm. Hülle Die Toleranzerlasse römischer Kaiser für das Christentum bis zum Jahre 313 Berl. 1895 S. 80 ff. Seeck Das sogenannte Edikt von Mailand ZKG XII, 1891 S. 381 ff. Schultze art. Konstantin. d. Gr. в RE. Bd. 10 S. 763 p. Görres ZwTh. XXXV, 1892 S. 282 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1339 Это явное противоречие между ортодоксальными канонами и полуарианскими вероисповеданиями привело к возникновению различных гипотез, связанных с этим Антиохийским синодом. См. Hefele, i, p. 486 sqq. 1341 Всего в Сардикийском соборе принимало участие сто семьдесят епископов (так говорит Афанасий), из которых девяносто восемь были с Запада и семьдесят шесть – с Востока, то есть евсевиане. Созомен и Сократ, напротив, утверждают, что участников было триста. Подписанные акты собора утрачены, сохранился только список имен пятидесяти девяти епископов у Илария. 1343 Отступничество Либерия подтверждается ясными свидетельствами большинства ортодоксальных отцов церкви, Афанасия, Илария, Иеронима, Созомена и других, а также тремя посланиями самого Либерия, которые Иларий приводит в своем шестом фрагменте и сопровождает некоторыми замечаниями. Иероним пишет в своей «Хронике»: «Liberias, taedio vietus exilii, in haereticam pravitatem subscribens Romam quasi victor intravit». См. также его Catal. script, eccl., с. 97. Вероятно, он подписал так называемую третью Сирмийскую формулировку, то есть сборник полуарианских постановлений, принятый на третьем соборе в Сирмии в 358 г. Гефеле (i, 673), рассматривая ситуацию со своей католической точки зрения, говорит в его оправдание лишь, что он отрекся от никейского слова (ομοοσιος), но не от никейской веры. Но так как именно термин μοοσιος был причиной стольких раздоров, да и сам Либерии позже называл его «оплотом против всякой арианской ереси» (Сократ, Η. Е., iv, 12), то мы не можем принять оправдание Гефеле как удовлетворительное. 1344 Ортодоксы и полуариане ненавидели его и называли θεος. Он был выдающимся диалектиком, врачом и богословом из Антиохии и умер около 370 г. в Константинополе. 1345 Он был учеником и другом Аэция и популяризировал его учение. Он умер в 392 г. О нем см. в Klose, Geschichte и. Lehre des Eunomius, Kiel, 1833, и Dorner, l. с, vol. i, p. 853 sqq. Дорнер называет его диаконом, но при посредничестве епископа Евдоксия Константинопольского (а ранее Антиохийского) он получил епископство в Кизике уже в 360 г., до того, как возглавил арианскую партию. Феодорит, H. Е., 1. ii, с. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

231–232); – р. 232: There is no little uncertainty as to the succession of the bishops of Antioch immediately before and after the council of Nicaea, and it has been seriously questioned, and that on no unsufficient grounds, whether there were two bishops of the name of P., one immediately preceding, the other immediately succeding Eustathius, or only one; and also whether that one is to be placed before or after Eustathius. Dr. Lightfoot decides that there was only one, and makes him Eustathius " s predecessor. – – But he seems to overlook the statement of the Eusebian bishops of Philippopolis (Hilar. Frag. ii, p. 26) supported by Sozomen (H. E. iii, 11) that P. was the friend of Hosius, and had been deposed for magic, and other alleged crimes. – Так как Ляйтфут коснулся вопроса о Павлине тирском-антиохийском лишь случайно, и вообще история церкви IV века не была его специальностью [его капитальный труд, как известно, посвящен мужам апостольским, а καθ» ξοχν св. Игнатию], то, конечно, вполне возможно, что он действительно «проглядел» этого Павлина «филиппопольских» отцов и Созомена; и это, конечно, упростило ему задачу. Но так как в действительности этот загадочный Павлин – не то дакийский, не то антиохийский – не имеет никакого отношения к вопросу о Павлине тирском, то не невозможно, что Ляйтфут ничего не «проглядел», а совершенно сознательно игнорировал известия Созомена и «филиппопольского» послания просто, как не относящиеся к делу. Неизлишне отметить, что этого Павлина иногда игнорируют и представители обычного взгляда на Павлина тирского, как, напр., Швартц. В Zur Geschichte des Athanasius VII, 356, 1 , говоря о низложении св. Евстафия, он приводит из Hilar, frg. hist. 3, 27 как раз приведенную выше (см. в V части) тираду quod convixerit – ’omnibus declaravit, но с пропуском сообщения о Павлине. Через 2 страницы (S. 358, 1 ) у него решается вопрос о Павлине тирском (см. выше, V часть); но о Павлинн фрагментов Илария и Созомена не сказано ни слова. И в Mitteilung VIII, 406, 3 он также приводит из даннаго места фрагментов только сообщение об Евстафии и Киматии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

349 Yendidad Farg. 1. 2. Bundeh. 1. 3. 15. 31. Смотр. у Геттингера: „Аполог. Христ.“ ч., II, стр. 274. 355 Кроме указанного выше сочинения Вельтистова, можно указать на сочинение Ястребова: „Чтение Аугсбургского исповедания и его Апология о первородном грехе“. Киев, 1877. 356 Смотр. подробнее о том в сочинении Вельтистова: „Грех, его происхождение, сущность и следствия“ и в сочинении Ястребова: „Учение Аугсбургского исповедания и его апология о первородном грехе“. 358 Литература вопроса: Юнгерова: „Учение Ветхого Завета о бессмертии души в загробной жизни“. Казань, 1882г. Еписк. Хрисанфа: „Религии древнего мира в их отношении к христианству“. Т. III, стр. 170–220. Рождественского: „Христиан. Апологетика“. Т. II, стр. 370–386. 360 Начало отрицанию учения о бессмертии в Ветхом Завете положил гностик Маркион. Tertullian advers. Marc. IV, 14. 25. 34. В новое время оно отрицается большинством рационалистов и особенно Валем (Wahl) и Стаде (Stade). Wahl: „Unsterblichkeits und vergeltungslehre des Alttestamentlichen Hebraismus“. 1871. Stade: „Alttestamentliche Vorstellungen von Zustande nach dem Tode“. 1877. 363 Подробное обяснение каждого из приведенных, в доказательство загробного возмездия, мест находится у Юнгерова. 364 Литература: Преосвящ. Макария: „Введение в правосл. Богослов.“ Архиеп. Филарета: „Православ. Догмат. Богословие“. Лаврова: „Обетования и пророчества в Пятикнижии Моисеевом“ (Прибавлен. к издан. Творен. Св. Отц. ч. 15-я 1856г.). Смирнова С. „Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и царства Его в ветхом завете“. Москва, 1872г. Еписк. Палладия: „Толкование на Псалмы“. Вятка. 1874г. Его же: „Толкование на Св. пророков“. Вятка. 1872г. Hengstenberg: „Christologie des Alt. Test.“ 1854. Neumann: „ Geschichte der Messianischen Weissagung in Alten Testament“. Bleicherode, 1855. Bade I.: „Christologie des Alten Testument, oder die Messianischen Verheissungen, Weissagungen und Туреп“. Th. I–III Munster, 1852. Orelli: „Die Alttestamentliche Weissagung von der Vollendung des Gottesreiches, in ihrer geschichtlichen Entwicklung dargestellt“. Wien, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

358-393; idem. Notker I. von St. Gallen//Die deutsche Literatur des Mittelalters. B.; N. Y., 1987. Bd. 6. Sp. 1187-1210; Гаспаров М. Л. Ноткер Заика//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. C. 361-363; L ö we H. Das Karlsbuch Notkers von St. Gallen und sein zeitgeschichtlicher Hintergrund//Schweizerische Zschr. für Geschichte. Zürich, 1970. Bd. 20. S. 269-302; Eggert W. Zu Kaiser- und Reichsgedanken des Notker Balbulus//Philologus. B., 1971. Bd. 115. S. 71-80; Goetz H.-W. Strukturen der spätkarolingischen Epoche im Spiegel der Vorstellungen eines zeitgenössischen Mönchs: Eine Interpretation der «Gesta Karoli» Notkers von St. Gallen. Bonn, 1981; Cattin G. Music of the Middle Ages. Camb., 1984. Vol. 1. P. 66, 101-105; Berschin W. Ex ipsorum comparatione merito se indoctissimum iudicans: Der sanktgallische Universalbiograph Notker// Idem. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1991. Bd. 3: Karolingische Biographie, 750-920 n. Chr. S. 388-416; Duft J. Der Impetus für Notkers Sequenzen// Idem. Die Abtei St. Gallen. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Beiträge zur Kenntnis ihrer Persönlichkeiten. S. 136-147; Rankin S. K. «Ego itaque Notker scripsi»//RBen. 1991. T. 101. N 3/4. P. 268-298; eadem. The Earliest Sources of Notker " s Sequences: St. Gallen, Vadiana 317, and Paris, Biblioth. Nat. Lat. 10587//Early Music History: Studies in Medieval and Early Modern Music. Camb., 1991. Vol. 10. P. 201-233; eadem. Notker und Tuotilo: Schöpferische Gestalter in einer neuen Zeit//Schweizer Jb. für Musikwissenschaft. N.F. Bern, 1991. Bd. 11. S. 17-42; eadem. Notker Bibliothecarius//Medieval Cantors and their Craft: Music, Liturgy and the Shaping of History, 800-1500/Ed. K. A.-M. Bugys e. a. Woodbridge, 2017. P. 41-58; Ochsenbein P., Schmuki K. Die Notkere im Kloster St. Gallen. St. Gallen, 1992. S. 17-52; Haefele H. F., Gschwind Ch. Notker I//LexMA. 1993. Bd. 6. Sp. 1289-1290; Herbers K. Notker Balbulus//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 1032-1035; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

358 Ст. 26. Подробное опровержение см. Selden. De Synedrüs vet. Ebr. L. II. S. 4, 3, р. 82 и сл. с. IV, 7, р. 102 и сл. 359 Jahn. Bibl. Archäologie Th. II. Bd. II. S. 305; De Wette. Lenrbuch d. herb-jud. Archäologie s. 206; Маккавейский. Археология страданий И. Христа, стр. 59. 364 Gem. hier. c. I. Ugolino. Thesaur. ant. vet. Hebr. t. XXV. p. 46. Gem. bab. c. 1. Ugolino, р. 418–420. 368 Bell. Iud. II, 20, 5. Ed Niese t. VI. p. 257. След. коллегия состояла из 71 члена, включая сюда председателя, которым был И. Флавий, что видно из его способа выражения: «себе и тем 70 мужам». Jelski. Op. cit p. 21. 369 Kuenen (Gesamm. Abhandl. S. 74) ослабляет доказательную силу этого свидетельства ссылкой на Vita 14, где говорится, что галилейское начальство в количестве 70 человек, уже существовало до прибытия Иосифа. Напротив, Schürer ( Geschichte. Bd. II. S. 198, Anm. 29) отдает предпочтение свидетельству Bell. Iud. II, 20, 5, а сообщение с Vita 14, он считает, не без основания, искаженным. 372 Не лишне привести мнение Деренбурга (Essai sur I´histoire et la Palestine t. 1, p. 91 и сл.) о численном составе Синедриона. Сказав предварительно, что в храме Иерусалимском заседали три Синедриона, каждый из 23 членов (р. 89), он продолжает: «Всматриваясь в численный состав трех трибуналов, легко заметить, что меньший Синедрион (из 23 человек) образует как бы среднее звено прогрессивной пропорции между двумя другими синедрионами (синедр. из 7 членов и синедр. из 71 члена): синедр. из 23 членов –это тройной трибунал из 7 членов малого синедр. с прибавкой президента и вице-президента (23=3x7+2); в свою очередь трибунал из 71 члена есть тройной синедрион из 23 членов с прибавкой президента и вице-президента (71=3x23+2). Если таким образом, предание о трех трибуналах (из 23 членов), заседавших в храме, верно, то нужно предположить, что В. Синедрион был просто собранием этих трех низших инстанций, которые собирались в чрезвычайных ситуациях для образования высшего судебного трибунала. Можно идти даже дальше: принимая во внимание тройной состав иудейского патрициата – священников, левитов и израильтян, правоспособных вступать в союзы со священниками, а вместе постепенность относительно священности различных мест храма, в которых размещаются эти трибуналы, в них можно видеть: трибунал священников в зале тесаных камней (во дворе храма); трибунал левитов (при воротах скинии) и третий трибунал израильтян при входе в храм с нагорной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010