544 Титул IV. Об астономии. В ряде рукописей этот титул выделяется в самостоятельную, четвертую, книгу «Этимологий», что дает для всего сочинения объем не в 20 книг, а в 21. 545 Звезды, созвездия и светила. При переводе терминов «astra», «sidus» и «Stella» мы пользуемся указаниями самого Исидора (см. главу 60), то есть «sidus» – это созвездие, «astra» – звезда, а что касается родового понятия «Stella», то мы переводим его как «светило», поскольку Исидор включает в него и планеты, а иногда – Солнце и Луну. Заметим, что наш автор часто уклоняется от упомянутого разделения (см., например, в главе 63). Кроме того, применительно к движению звезд, планет, Солнца и Луны Исидор почти всегда употребляет термин cursus (бег), а не motus (движение), однако мы оба термина обычно переводим как «движение», поскольку в большинстве случаев употребление слова «бег» режет ухо русского читателя, например: «астрономия... касается бегов созвездий» или «неизменные и определенные бега звезд». Обращение светил вокруг себя – вокруг Полярной звезды. 546 Автор Иосиф утверждает, что Авраам наставил египтян в астрологии – см. Ios., Ant. Iud., 1, 7–8. Иосиф Флавий (37–100 гг. н. э.) – иудейский полководец и писатель-историк, участник Иудейской войны 66–70 гг. н. э., сражавшийся сначала на стороне своего народа, а затем плененный римлянами и принявший их сторону. Автор «Иудейских древностей» в 20 книгах, посвященных истории иудейского народа от сотворения мира до правления Нерона, а также «Иудейской войны» в 7 книгах, описывающей современные ему военные события. Авраама называют переносчиком знаний из Месопотамии в Египет, потому что он был выходцем из «Ура халдейского», бежавшим впоследствии в Египет. Кроме того, Авраама считали сведущим в различных земных и небесных явлениях (см. ссылку на Бероса и Николая Дамаскина в упомянутом месте у Иосифа). 547 Птолемей, царь александрийский. Здесь ошибочно смешаны Птолемеи, цари эллинистического Египта из династии Лагидов (305–30 гг.), и Клавдий Птолемей (после 83 – после 161 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Jo. Chrys. Hom. de legislatore 4. PG 56, 404:3-10, 15-17. Ср. рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 6. Кн. 2. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов, также об одежде священника, и о покаянии. С. 707. У св. Исидора Пелусиота удалось найти цитату с более общим смыслом - о передаче просвещения свыше без упоминания о посредствующей роли священника ( Isid. Pelus. Ep. 1470:155-160/Ed. P . É vieux . Paris, 2000. SC 454. P. 126. TLG 2741/2): «Если вы будете так жить и зажжете яркий светильник добродетели, тогда вам явится с небес Божественное сияние Христово и привлечет к себе, открывая вам и Царствие Небесное и находящееся в нем пресветлое достоинство святых». Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» ( Io . Flav . Ant. Jud. 11, 317:1-339:4/Hrsg. v. B . Niese . Berlin, 1892. TLG 526/1) приводит подробный рассказ о посещении Иерусалима Александром и о почестях, которые оказал ему первосвященник. Согласно его рассказу, еще во время осады Тира Александр направил первосвященнику письмо, в котором потребовал прислать ему подкрепление и провиант, а также уплатить налоги, которые до этого выплачивались Дарию. Первосвященник Иаддуй ответил ему, что он связан клятвой верности Дарию и не сможет нарушить ее при его жизни. После захвата Тира и Газы Александр отправился в Иерусалим. Первосвященник в сопровождении большой свиты из числа священнослужителей и жителей города встретил его на Горе Сафа, откуда открывается вид на Иерусалим и Храм. Финикийцы и хуфейцы, сопровождавшие царя, полагали, что разгневанный неповиновением Александр велит разграбить город и предать первосвященника позорной смерти. Однако, когда царь увидел Иаддуя в первосвященнических одеждах и с золотой табличкой на груди, на которой было имя Господне, он низко ему поклонился и приветствовал. На вопрос приближенных царя, в чем причина его такого необычного поведения, он ответил им, что образ первосвященника явился ему во сне еще в Македонии, призвал его пойти на войну с Дарием, обещал помогать и предсказал ему победу.

http://bogoslov.ru/article/573148

8:29–33 И отвечает Ему Петр: «Ты – Христос!» И Он наказал им никому не открывать о Нем. И начал Он учить их, что Сыну Человеческому должно претерпеть много страданий [...]. А Петр, отведя Его в сторону, начал Ему возражать. А Он [...] строго возразил Петру, сказав ему: «Прочь, сатана! Мысли твои – не Божьи, но человеческие». Открытое провозглашение Петром и принятие Иисусом мессианского титула в перспективе распространенного в ту пору политического мессианства могли показаться обещанием перспективы благополучно-победоносного земного царства. Именно поэтому Иисус спешит сейчас же резко отвергнуть эту перспективу. 9:2 Петра, Иакова и Иоанна. «Господь [...] возводит на высокую гору только трех верховных апостолов – Петра, как исповедавшего и возлюбившего, Иоанна, как любимого, и Иакова, как великого проповедника и богослова» (Блаж. Феофилакт, Толкование на Евангелие от Марка, гл. IX). Многозначительно, что к лицезрению славы Преображения приглашены те же свидетели, которым предстоит пережить кенотичнейший момент Моления о чаше. На высокую гору. Традиция отождествляет гору Преображения (не называемую по имени ни в одном из Евангелий) с горой Фавор» округлый силуэт которой поднимается над Эздрелонской долиной на 588 м. Впрочем, интересно, что Евсевий Кесарийский , прекрасный знаток географии Святой Земли и составитель авторитетного Ономастикона, еще около 330 г. находил возможным оставить вопрос об идентичности места события не вполне решенным, замечая в своем толковании на слова псалма 88/89:13 «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются»: «Я полагаю, что на этих горах произошли чудесные преображения (παρδοξοι μεταμορφσεις) Спасителя нашего» (In ps. LXXXVIII, 13, PG XXIII, col. 1092). Проблема состоит в том, что ряд античных авторов говорит о горе Фавор как о месте многолюдных военных укреплений; уже Антиох II построил там крепость (Polyb. V, 70, 6), а со времен Помпея там было что-то вроде римской военной базы (Jos. Flav. Ant. XIV, 102). Поэтому некоторые современные исследователи высказываются в пользу Фавора; см., например, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Иоанн, сын громов, возлюбленный Иисуса, столп всех церквей мipa, имеющий ключи неба, приобщившийся чаши Христовой, крещенный его крещением, возлегавший, с полною верою, на персях Господа»  315 , ещё при жизни своей видел исполнение пророчеств над Иерусалимом и Божественная душа его скорбно провидела судьбы, ожидающие семь церквей Азийских! Оставляя Малую Азию и возвращаясь на родину, я услаждал себя тем, что имев утешение видеть землю Ветхого и Нового Завета, я посетил также и ту страну, которой принадлежат несколько страниц Божественного Откровения Иоанна, той священной книги, которая указывает нам на новый, небесный Иерусалим и на светлую для надежд верующих Вечность. 1 Virg. Ecl. VI. 86 – Georg. I 96 – Aen. VIII. 106 – Cic. De diviant. I. 12 – Ovid. Metam. II. 60 6 Jos. Flav. Ant I. VI. Противное мнение Калмета опровергается, как нам кажется, тем, что у прор. Иезекииля именно названы во множественном числе острова Хитимские (XXVII. 6), что согласно с мнением Иос. Флавия 10 Гезирет-эль Хадра, не восточной оконечности Рогезского устья Нила; теперь этот остров соединился с твердою землею от наносного ила. 12 Эпоху потопления Танисской области не должно смешивать с отдаленною эпохою, когда берег Египта был соединен с противоположным ему берегом острова Кипра и Малой Азии 15 Любопытнейшее и редчайшее сочинение Массуди названо: Ахбар Еззаман или история веков минувших, древних народов, угасших поколений и царств уничтоженных или стёртых судьбами с лица земли (См. Biogr. Univ. Massoudy). 18 «Ex quibus (т. е. из книг Св. Писания) scrutabantur gentes similitudinem simulacrorum suorum» I. Кн. Макк. 30 Walckenaer, Rech. s. l’inter. De l’Afr. n. Latreille. Ess. s. les expedit. de Suetone Paulin et de Corn. Balbus. P. 1807. in 8° 42 Strab. III. 5 § 6 p. 170. – Pind. Olymp. III. X. Неподалеку оттуда на Азиятском берегу Черного моря был город Геркулесов Heracl?a с гаванью; а далее у кавказского берега два мыса Геркулесовы. Свю Arrian. Peripl. Pont. Eux. § 13 и 18 44 Я имею латинскйи перевод с шведского сочинения Еврения: Atlantica Orientalis sive NH?O? Atlantis a multo retro annis a M.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как «   i                  » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).

http://pravenc.ru/text/578038.html

Александр Дворкин Иванов­ство СССР XX в. XX в. – по насто­я­щее время Порфи­рий Иванов Культ совер­шен­ство­ва­ния чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма, вклю­ча­ю­щий в себя домо­ро­щен­ные язы­че­ские пред­став­ле­ния, Установ­ка на еди­не­ние с природой. Александр Дворкин Родно­ве­рие Россия XX в. XX в. – по насто­я­щее время — Родно­ве­ры про­воз­гла­ша­ют сво­ей целью воз­рож­де­ние язы­че­ства – сла­вян­ских дохри­сти­ан­ских обря­дов и веро­ва­ний. Верова­ния и обря­ды раз­ных групп род­но­ве­ров раз­лич­ны, общим явля­ет­ся пан­те­он сла­вян­ских богов. Алексий Второй Богоро­дич­ный центр Россия XX в. XX в. – по насто­я­щее время Иоанн Береслав­ский Синкре­ти­че­ское уче­ние, вклю­ча­ю­щее в себя неко­то­рые като­ли­че­ские дог­ма­ты (напри­мер, покло­не­ние серд­цу Иисусо­ву и серд­цу Матери Божией, дог­мат о непо­роч­ном зача­тии), софи­о­ло­гию (идеи тож­де­ствен­но­сти Богоро­ди­цы и Софии), гно­сти­че­ские и иудео-хри­сти­ан­ские воз­зре­ния. «Богоро­дич­ный центр» ста­вит целью созда­ние на про­сто­рах быв­ше­го СССР тота­ли­тар­но­го тео­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства — «Новой свя­той Руси». Александр Дворкин Белое брат­ство СССР XX в. XX в. – по насто­я­щее время Юрий Криво­но­гов, Мария Цвигун Соглас­но уче­нию в насто­я­щее вре­мя на сме­ну Евангель­ско­му уче­нию Госпо­да Иисуса Христа при­шло новое уче­ние – юсма­лос (сло­во «юсма­лос» озна­ча­ет имя вер­хов­ной лич­но­сти бога для новой эпо­хи). Полно­стью извра­щая хри­сти­ан­ское уче­ние о Триеди­ном Боге, юсма­ли­ане про­по­ве­ду­ют, что ими руко­во­дят вопло­тив­ши­е­ся и ныне живу­щие в Киеве две ипо­ста­си Божествен­ной Троицы: пер­вое лицо – пат­ри­арх Юоанн Свами (Юрий Криво­но­гов), вто­рое лицо – «Матерь Божия» Мария Дэви (Мария Цвигун). Александр Дворкин Между­на­род­ное обще­ство созна­ния Кришны (ИССКОН, МОСК) и др. криш­на­ит­ские организации США XX в. XX в. – по насто­я­щее время Бхакти­ве­дан­та Свами Прабхупада Услов­ная груп­па инду­ист­ких тече­ний Вайшна­виз­ма, адеп­ты кото­рых покло­ня­ют­ся Кришне, кото­рый счи­та­ет­ся у них истин­ным богом, в его самой чистой фор­ме. Все осталь­ные боги инду­из­ма счи­та­ют­ся у криш­на­и­тов лишь ава­та­ра­ми Кришны либо его тво­ре­ни­я­ми. К ава­та­рам они отно­сят и Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/shemy/tablitsa-eresi.sh...

Nicet.Amas. Patr. Nicetas of Amasia. On the Patriarchs Nicet.Byz. Nicetas of Byzantium Arab. Refutation of the Falsely Written Book of the Arab Mohammed Arm. Refutation of the Epistle Sent by the Prince of the Armenians Lat. Against the Latins Ref.Ep. Refutation of the Epistles of the Hagarenes Nicet.Chon. Thes. Nicetas Choniata. Thesaurus of the Orthodox Faith Nicet.Nicom. Nicetas of Nicomedia Nicet.Steth. Nicetas Stethatos Antidial Antidialogue Arm.etLat. Against the Armenians and the Latins Nicol.I. Ep. Pope Nicholas I. Epistles Nil.Cab. Nilus Cabasilas of Thessalonica Caus.Diss. On the Causes of Dissensions in the Church Prim. On the Primacy of the Pope Nil.Dox. Not. Nilus Doxopatres. The Order of the Patriarchal Sees (Notitia thronorum patriarchalium) Nil.Sor. Nilus Sorskij Pred. Legacy to His Disciples Ustav. Monastic Rule Or. Origen of Alexandria Cels. Against Celsus Jos. Homilies on Joshua Luc. Homilies on the Gospel of Luke Patr.Job. Excerpt from the Record of the Installation of Patriarch Job Patr.Mosc. Establishment of the Patriarchate of Moscow Paul.I. Ep. Pope Paul I. Epistles Paul.Ant. Ep.Thds.Al. Paul of Antioch. Epistle to Theodosius of Alexandria Paul.II.CP. Ep.Thdr. Paul II of Constantinople. Epistle to Pope Theodore Paulin.Aquil. Paulinus of Aquileia Carm. Poems (Carmina) CFor.(796) Council of Frejus-Toulon [Concilium Forojuliense] Fel. Against Felix of Urgel Paulin.N. Ep. Paulinus of Nola. Epistles Petr.Ant. Peter of Antioch Ep.Al. Epistle to the Patriarch of Alexandria Ep.Cerul. Epistle to Michael Cerularius Ep.Dom. Epistle to Dominicus of Venice Ep.H. Epistle to the Patriarch of Jerusalem Ep.Leo IX. Epistle to Pope Leo IX Petr.Chrys. Serm. Peter Chrysologus. Sermons Petr.Dam. Proc. Peter Damian. Against the Error of the Greeks on the Procession of the Holy Spirit Petr.Lomb. Sent. Peter Lombard. Sentences Petr.Sic. Peter of Sicily Hist. History of the Heresy of the Manicheans, Who Are Also Called Paulicians Serm. Sermons against the Manicheans, Who Are Also Called Paulicians

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10341 Unlike the immortals» ambrosia in Greek myth (Homer 17. 19.37–39; 23.184–187; another temporary expedient in 23.188–191). 10342 Spices would diminish the stench and could be sprinkled on the bier or burned during the funeral procession (Meyers and Strange, Archaeology, 97–98), but were not used as preservatives. For the use of spices at funerals, see Josephus Ant. 17.199; War 1.673; m. Ber. 8:6; Safrai, «Home,» 776. 10343 Cf. m. Sanh. 6:6; m. Pesah. 8:8; Móed Qat. 1:5; Meyers and Strange, Archaeology, 28. For a possible contrast between ossuaries and Christian reliquaries, see McCane, «Bones.» 10352 Pace ibid., 1252. To bury Jesus in his own tomb fits the situation of haste and location but also suggests a special love normally reserved for family members or those equally esteemed (1 Kgs 13:30–31; cf. Gen 23 ). 10355 For rabbinic regulations for new tombs, see b. Sanh. 47b. Καινς can often indicate «unused» (Barclay, «Man,» 76). 10356 Brown, Death, 1268–70. See also Josephus Ant. 9.227; 10.46, following 2 Kgs 21:18, 26 (κπος). 10360 Reicke, Era, 187; Yamauchi, Stones, 112; Anderson, Mark, 351; cf. m. c Erub. 1:7; Naz. 7:3; " Oha1. 2:4. So commonly did Judeans use caves that Jewish immigrants in Rome probably adapted this idea in carving their subterranean catacombs (Leon, Jews, 54–55). That John can mention the stone in 20without prior introduction may suggest his audiencés familiarity with the resurrection story (Blomberg, Reliability, 260); but it was also common on at least Judean tombs, though it might be less familiar in urban Asia Minor. 10363 Some later rabbis opined that this decomposition effected atonement (b. Sanh. 47b). The «year» period for mourning also appears in some probably unrelated cultures (Mbiti, Religions, 197–98). 10364 Hachlili, «Necropolis,» 239; idem, «Art and Architecture,» 127; Hachlili and Killebrew, «Customs,» suggest a window perhaps as narrow as 10–70 C.E. (cf. this older custom mentioned in p. Mo " ed Qat. 1:5, §§4–5). It is rare outside the Herodian and, irrelevant here, Chalcolithic periods (Silberman, «Ossuary»; Carmon, Inscriptions, 121); a major change occurred after the fall of Jerusalem (Goodenough, Symbols, 1:84–89; Safrai, «Home,» 780). But some evidence suggests a less significant use for more than a century later (Goodenough, Symbols, 1:114; cf. Rahmani, «Customs»; idem, «Remarks»). Palestinian Judaism in the Hasmonean period may have already borrowed the custom of ossuaries from Roman secondary burial (of ashes in urns or boxes; Levine, Hellenism, 67; McCane, «Burial Practices,» 174). For Jewish loculi in Rome, cf. Leon, Jews, 59; for a broader sweep of archaeological data on Jewish burial customs, cf. Puech, «Nécropoles»; Goodenough, Symbols, 12:22–39.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

34:15). 7613 One would honor persons by meeting them and conducting them to their destination (e.g., 12:13; Dionysius of Halicarnassus R.A. 7.7.2; Chariton 4.7.6; Judg 4:18; 11:31,34 ; 1Sam 13:10; 16:4; 21:1; 25:32 ; cf. royal parousia contexts, e.g., 1 Thess 4:17; cf. 2Sam 19:25 ; Jdt 5:4; 7:15; Pesiq. Rab. 51:8). Certainly cities treated visiting dignitaries in this manner, and the same is probably true for visiting scholars among those who respected them (cf. Acts 28:15). Yet at least by later custom, one should not greet a mourner (p. Ber. 2:6, §3). 7616 Haenchen, John, 2:61. Others regard her faith as inadequate; «any Pharisee could have said this» (Fenton, John, 122). 7619 Cf. similarly Koester, Symbolism, 109. On the soul " s immortality, see, e.g., Sir 9:12 ; Josephus War 1.84; 2.154–155, 163; 7.341–348; Ant. 17.354; 18.14,18; Philo Abraham 258; Moses 2.288; T. Ab. 1:24–25A; 4:9; 9:8B; Ps.-Phoc. 108; Apoc. Mos. 13:6; 32:4; 33:2; Jos. Asen. 27:10; Wolfson, Philo, 395–413. For exceptions, see 1Macc 2:63; Josephus Ant. 18.16. 7620 Malzoni, «La résurrection,» prefers the shorter reading «I am the resurrection» (following some Old Syriac witnesses); the textual tradition would more likely be expansive here, and the omission has significant and early geographic range. The longer reading is more widely attested from the beginning, however (cf. Metzger, Commentary, 234). In either case, «life» is implicit in «resurrection» and «lives.» 7621 «Not die» makes «live» more emphatic (e.g., L.A.B. 23:10; see comment on 8:51), but it deals with the question of eternal life, not the question of Lazarus " s physical raising central to the narrative itself (unless to say that Lazarus " s physical state was irrelevant to his eternal life; cf. Gamble, «Philosophy,» 55; 1 Thess 4:13–14). 7622 Such foreshadowing made sense in a Jewish framework, e.g., Pesiq. Rab Kah. 9:4. John elsewhere uses «tomb» only for that of Jesus (19:41–20:11) or the dead he will raise (5:28). Derrett, «Lazarus,» infers a connection, probably anachronistically, between Lazarus " s resurrection and Moses bringing water from the rock (based on later Roman catacomb paintings).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

4938 Plato Crat. 400BC. Even when the specific language is absent, the concept is frequent: Plato Phaedo 80DE; Epictetus Diatr. 1.1; 1.8–9; 1.9.11–12,16; 3.13.17; 4.7.15; Arrian Alex. 7.2.4; Plutarch Isis 5, Mor. 353A; Marcus Aurelius 3.7; 4.5,41; 6.28; 9.3; Plotinus Enn. 1.5.3; cf. 4 Ezra 7.96; Diogn. 6.7–8. 4939         Let. Aris. 236; L.A.B. 3:10; T. Ash. 2:6; T. Naph. 2:2–3; T. Job 20:3; Apocr. Ezek. 1–2. Often «soul and body» together signified the whole (e.g., 2Macc 7:37; 14:38; Let. Aris. 139; T. Sim. 2:5; 4:8). 4940 E.g., 1 En. 102:5; t. Sanh. 13:2; b. Ber. 10a; 60b; Yoma 20b, bar.; Lev. Rab. 4:8; 34:3; Deut. Rab. 2:37; Pesiq. Rab. 31:2. See especially the Hellenistic dualistic language in Sipre Deut. 306.28.3; later, Gen. Rab. 14:3; Ecc1. Rab. 6:6–7, §1. 4941 E.g., Philo Alleg. Interp. 1.1; Abraham 258; Josephus Ant. 17.354; 18.14,18; War 1.84; 2.154, 163; 7.341–348; T. Ab. 1:24–25A; 4:9; 9:10B; Jos. Asen. 27:10/8; Apoc. Mos. 13:6; 32:4; 33.2. 4942 E.g., 1 En. 22:7; 4 Ezra 7:78; Gen. Rab. 14:9. Some traditions allowed the destruction of both soul and body for the wicked at the final judgment (t. Sanh. 13:4; cf. 1Macc 2:63); Sadducees reportedly denied immortality (Josephus Ant. 18.16). 4944 Snodgrass, «ΠΝΕΥΜΑ,» 195; see also Talbert, John, 77, 98; Maximus of Tyre Or. 10.4; esp. (though later) Porphyry Marc. 19.314–316; 33.516–517. For John, «nature is determined by its origin» (Vellanickal, Sonship, 197–98, citing John " s frequent εναι εκ); cf. 1 En. 15:9–10: celestial spirits (angels) reside in heaven, whereas terrestrial ones (in this case giants born to the evil Watchers) reside on earth. 1QS 3.15–4.26 attributes all actions to either the spirit of truth or the spirit of leading astray. 4945 Philosophers might read this as divinization (Seneca Dia1. 1.1.5; Ep. Luci1. 48.11; Epictetus Diatr. 1.3.3; 2.19.26–27; Plutarch Pompey 27.3; Sent. Sext. 7ab; Marcus Aurelius 4.16; Philostratus Vit. Apol1. 3.18,29; 8.5; Plotinus Virt. 1.2.7), or the soul as the divine part (Plato Rep. 10.61 IDE; Cicero Leg. 1.22.58–59; Tusc. 1.22.52; 1.25.56–1.26.65; Div. 1.37.80; Parad. 14; Seneca Ep. Luci1. 32.11; Epictetus Diatr. 1.1; 1.12; 1.14.6; Marcus Aurelius 2.13,17; 3.5–6,12,18; 5.10.2; 5.27; 12.26; Josephus War 3.372), but in view of God " s Spirit and his peoplés spirit in Ezek 36:25–27 , the issue in John 3is not sameness of spirit (just as flesh begets related but not the same flesh) but likeness and image.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010