К. опубликовал в Кёльне еще одну переработанную и сокращенную редакцию катехизиса, впосл. названную им Малой; в этом издании в заглавии сочинения впервые появилось слово «катехизис» - «Малый католический катехизис» (описание изданий см.: Streicher. 1933. P. Sommervogel. 1891. Col. 634-644; совр. крит. изд.: Catechismus minor sive Parvus catechismus catholicorum//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 209-261). Эта редакция катехизиса переиздавалась чаще других и стала наиболее распространенной ( Begheyn. 2006. P. 59-60). Обе сокращенные версии вскоре после их публикации были переведены на нем. язык, скорее всего, самим К. (совр. крит. изд.: Catechismi latini et germanici. 1936. Pars 2: Catechismi germanici). Полный текст Большого катехизиса переиздавался с незначительными поправками и изменениями в формулировках ( Streicher. 1933. P. до 1566 г., когда К. опубликовал в Кёльне переработанное новое издание под заглавием «Сумма христианского учения, искусно изложенная посредством вопросов, ныне исправленная и дополненная» (Summa doctrinae Christianae. 1566; совр. крит. изд.: Catechismus major seu Summa doctrinae Christianae Post-Tridentina//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 77-207). Основной причиной переработки текста было желание К. привести формулировки катехизиса в соответствие с постановлениями Тридентского Собора; почти в 2 раза увеличилось число отсылок на Свящ. Писание и сочинения отцов Церкви ( Begheyn. 2006. P. 57). В качестве отдельного приложения К. добавил разд. «О падшем человеке и об оправдании», в котором в 20 главках почти дословно приводились каноны Тридентского Собора (5-я и 6-я сессии). Перед сочинением к эдикту Фердинанда I был добавлен выпущенный в дек. 1557 г. эдикт испан. кор. Филиппа II , в котором предписывалось использовать катехизис К. в качестве учебника во всех школах подвластных испан. королю Нидерландов (текст см.: Boero. 1864. P. 482-483; ср.: PCEA. Vol. 5. P. 804). В катехизисах К. использовал традиционную для этого вида религ.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

„Как иначе», говорит он, „достигнуть человеческой мудрости? Как можно научиться управлять своими мыслями и поступками без изучения (языческой) литературы, служащей орудием всей человеческой жизни? Как мы можем отвергнуть светское образование (saecularia studia), без которого невозможно религиозное (divina) 27 ?» Но лучшим доказательством уважения Тертуллиана к светскому образованию служит то широкое пользование языческой литературой и философией, которое обнаруживается в его сочинениях. Блаженный Августин в особенности подробно изложил свои суждения о пользе и характере изучения светских наук в двух сочинениях: „О порядке (De ordine) и „Христианская наука» (De doctrina christiana). Но на первом из них мы не считаем нужным останавливаться, как написанном до принятия крещения блаж. Августином 28 . Мы отметим лишь основную мысль этого сочинения, которая состоит именно в том, что по всем должно соблюдать порядок и что нельзя достигнуть высшего религиозного знания без предварительного приготовления, и именно без постепенного усовершенствования ума посредством изучения грамматики, риторики, истории и других светских наук, которые должны быть изучаемы также и для житейского употребления 29 . Для нас гораздо важнее второе сочинение (De doctrina christiana), как написанное Августином в то время, когда он уже был епископом, и именно, в последние годы жизни его, и как предназначавшееся главным образом для руководства молодым людям, приготовлявшимся к служению Церкви 30 . Здесь он выясняет для „юношей, имеющих страх Божий и взыскующих Бога (кн. II, гл. 58), пользу изучения светских наук, как ведущих к познанию Бога, необходимых для понимания смысла Св. Писания и заключающих в себе сведения, могущие быть полезными в жизни, и в частности пользу изучения грамматики, диалектики, риторики, науки счисления (арифметики, геометрии), музыки, астрономии, ремесел и искусств, при чем в особенности признает полезным изучение истории и диалектики. Оп отвергает лишь те ложные знания, изучение которых совершенно бесполезно или вредно, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

1786 Nunc enim ne pluseis quam oportet, tribueremus, admonui te; ut jam non crederemus tantum, sed etiam intelligere inciperemus quam vere scriptum sit auctoritate divina, ne nobis quemquam magistrum dicamus in terris, quod unus omnium magister in coelis sit (Math. XXIII, 8–10) [Теперь же, дабы мы не приписывали им более, чем должно, я напомнил тебе, чтобы мы не только верили, но и начали понимать, сколь истинно написанное по Божественной воле, что мы не должны никого называть учителем на земле, потому что Единый Учитель всех пребывает на небесах ( Мф.23:8–10 )] (Ibid. 46, PL 32, 1220). 1787 Omnes igitur artes hujusmodi… ex quadam pestifera societate hominum et daemonum, quasi pacta quaedam infidelis et dolosae amicitiae constituta [Таким образом, все искусства подобного рода… произошли от некоего пагубного союза людей и демонов, как бы заключенного некоей нечестной и лукавой дружбой] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana II, 36, PL 34, 53). Quae omnia tantum valent, quantum praesumptione animorum quasi communi quadam lingua cum daemonfcus foederata sunt [Все это имеет силу благодаря предварительному договору душ, заключенному с демонами на некоем общем языке] (Idem. De magistro II, 37, PL 34, 53). 1789 Sic etiam illa signa, quibus perniciosa daemonum societas comparatur, pro cujusque observationibus valent. Quod manifestissime ostendit ritus augurum, qui et antequam observant, et posteaquam observata signa tenuerint, id agunt ne videant volatus, aut audiant voces avium; quia nulla ista signa sunt, nisi consensus observantis accedat [… Так, те знаки, благодаря которым заключается губительный союз c демонами, имеют свой смысл в зависимости от наблюдения человека. Это совершенно очевидно показывает обряд авгуров, которые и прежде гадания, и после того, как совершили свое наблюдение берут на себя труд не видеть полет птиц и не слышать их крики; потому что эти знаки ничто без предварительного соглашения них в наблюдающего] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana ΙΙ, 37, PL 34, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Что касается всех остальных девяти, приводимых критиком сопоставлений, то они таковы, что во всяком, сколько-нибудь понимающем дело, читателю необходимо должны возбудить или чувство сожаления к моему критику по поводу глубины его невежества, или – негодования по поводу его невозможной бесцеремонности, чтобы не сказать гораздо резче. В самом деле, во всех девяти указываемых критиком местах в моей книге содержится изложение и анализ разных документов, имеющих отношение к истории английской реформации и к рассматриваемому мной вопросу, а именно: «Наставления христианского человека» (The Institution of a Christian Man), «учения и наставления необходимого для всякого христианина» (A necessary Doctrine and Erudition of any Christian Man) (стр. моей книги 63 и 222), чина епископского рукоположения римской церкви (стр. 79– 80), грамот королевы Марии (стр. 110 –111), грамот епископа Боннера и той же королевы Марии (стр. 114–116), формул римско-католического и англиканского рукоположения (стр. 203), «Объявления об обязанностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров» (A Declaration made of the Functions and Divine Institution of Bishops and Priests) (стр. 218), «Краткого наставления в христианской религии на особенную пользу детям и юношеству» (A short Instruction to Christian Religion for the singular profit of Children and joung People) (стр. 224–225), декрета папы Евгения IV и определения Тридентского собора (стр. 273 – 274). Конечно, о всех этих документах говорится, и не могло не говориться, так или иначе в книге Денни и Ласи, но что же из этого? Всякий читатель моего исследования может ясно видеть, что я заимствую свои сведения не у Денни и Ласи, а из непосредственного изучения самих документов, причем указываю и те издания их, который были предметом моего изучения, а именно: Collier, Burnet, Pontificale Romanum, Wilkins, Rymer, Heylyn, The Book of Common Prayer, Binii-Concilia generalia и Canones et decreta concilii Tridentini, ed. Richmer’a.–Tak как я излагаю нужные для моего вопроса сведения не по книге Денни и Ласи, то в моем изложении очень часто читатель найдет гораздо большую полноту и встретит такие данные, о которых у англиканских исследователей нет и помина, таковы напр. мое изложение свидетельства дневника Мачина, Цюрихских писем, грамот королевы Марии, дела Гордона, «Объявления об обязанностях!», декретов папы Евгения и Тридентского собора (стр. 46–47, 110 –111, 124, 218, 273–274). Как же, после всего этого, смеет мой критик говорить о моей «несамостоятельности» и называть мое исследование лишь «переработкой» книги Денни и Ласи?! Прикрываясь голыми цифрами страниц и в надежде, что читатель не станет проверять его, он вводить его в обман и утверждает явную ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Оудэн Томас Кларк Профессиональные интересы: Догматическое богословие, Патрология, Богословие Конфессии: Методизм Краткая биографическая справка: American United Methodist theologian and religious author; Buttz Professor (retired) of Theology and Ethics at Drew University in New Jersey. He was born in Altus, Oklahoma, and holds a Doctor of Literature from Asbury College.  Oden is best known as a proponent of paleo - orthodoxy , an approach to theology that often relies on patristic sources. He has published a series of books that he says are tools for promoting " classical Christianity. " Oden suggests that Christians need to rely upon the wisdom of the historical Church, particularly the early Church, rather than on modern scholarship and theology, which is often, in his view, tainted by political agendas. Oden is also the general editor of the pioneering series The Ancient Christian Commentary on Scripture. He has held positions at Yale University, Texas Medical School, Princeton Theological Seminary, School of Theology at Claremont, and many other universities. Библиография работ автора на языке оригинала:  Agenda for Theology, later re-published as After Modernity...What?   Ancient Christian Commentary on Scripture series, which pieces together Biblical commentary from the Church " s first millennium   Care of Souls in the Classic Tradition   Classical Pastoral Care series Vol. 1: Becoming A Minister Vol. 2: Ministry through Word and Sacrament Vol. 3: Pastoral Counsel Vol. 4: Crisis Ministries   Doctrinal Standards in the Wesleyan Tradition   John Wesley " s Scriptural Christianity: A Plain Exposition of His Teaching on Christian Doctrine   One Faith: The Evangelical Consensus (written with J. I. Packer) Pastoral Theology: Essentials of Ministry   The Rebirth of Orthodoxy: Signs of New Life in Christianity Requiem: A Lament in Three Movements

http://bogoslov.ru/person/2572395

После смерти К. оставшиеся от него бумаги перешли во владение пуритан Джона Дода (1550-1645) и Артура Хилдерсема (1563-1632). Ими были обнаружены рукописи нескольких неизданных сочинений, над к-рыми К. работал в 80 - 90-х гг. XVI в. Впосл. эти рукописи были переданы для публикации различным издателям в Англии и в Нидерландах. Поскольку представленные в них сочинения К. нередко были недоработанными, а также содержали неясности и лакуны, готовившие издания редакторы исправляли их по своему вкусу. Т. о., хотя принадлежность большинства этих трактатов К. неоспорима, в них могут присутствовать нек-рые мысли и высказывания, привнесенные издателями и чуждые К. (наиболее полный список всех сочинений К. см.: Cooper. 1861. P. 363-366; ср. также: Pearson. 1925. P. 398-405; Cartwright. Opusc. P. 1-16). Наиболее важным из опубликованных после смерти К. сочинений является созданный им катехизис , 1-е издание к-рого вышло без указания имени автора под названием «Христианская религия, рассмотренная по существу и по порядку ради ясности и пользы» (Christian Religion: Substantially, Methodicallie, Plainlie, and Profitablie Treatised. L., 1611). Поскольку это издание было неполным и изобиловало ошибками, друг К. пуританин Уильям Брэдшоу (ок. 1570-1618) подготовил исправленное 2-е издание, вышедшее в 1616 г. под инициалами автора (T. C.) c заглавием «Трактат о христианской религии, или Полный обзор богословия» (A Treatise of Christian Religion, or, The Whole Bodie and Substance of Diuinitie). Катехизис состоит из 57 глав, написанных в вопросоответной форме, в к-рых последовательно рассматриваются: учение о Боге и Его свойствах; учение о творении и грехопадении; учение о «завете дел» (covenant of works), т. е. о десяти заповедях ВЗ; учение о «завете благодати» (covenant of grace), т. е. о личности и служении Иисуса Христа и совершенном Им искуплении; учение о Церкви и таинствах; учение о молитве на примере Молитвы Господней ; учение о последнем суде и воздаянии. Каждая глава открывается специально подобранным по теме фрагментом Свящ. Писания; Бредшоу дал главам названия и поместил перед главами схемы, емко и наглядно отражающие их содержание. Кроме большого катехизиса К. был также создан малый катехизис, впервые опубликованный в 1616 г. как приложение к большому (The Doctrine of Christian Religion, Contracted into a Short Catechisme//Ibid. P. 361-378; совр. изд.: Cartwright. Opusc. P. 159-173).

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Наконец, восьмому курсу (1835–1837 г.) Иннокентий, по-видимому, не читал ничего. Между конспектами, представленными к декабрьским экзаменам 1835 г., конспекта за подписью Иннокентия не оказывается 18 . Между прочим, в числе представленных к этим экзаменам конспектов встречается, за подписью «extraordinarius professor, hieromonachus Antonius» (Шокотов), conspectus praelectionum theologicarum, studiosis K.E. Academiae anni 183536 spatio dimidu primi traditarum, который, (под рубриками: I. Ex prolegomenis in universam theologiam, II. Ex doctrina de religion in genere, III. Ex doctrina de religion christiana), обнимает собою материал, составлявший тогда содержание введения в круг богословских наук; отсюда нужно заключать, что даже введение в круг богословских наук восьмому курсу читано было не самим Иннокентием. Не встречается за его подписью ни одного конспекта и в числе представленных к июньским экзаменам 1836 года 19 ; да и самого Иннокентия тогда в Киеве не было. За месяц до этих экзаменов, от 16 мая 1836 г., ему разрешен был двухмесячный отпуск для поправления здоровья, под видом командировки для обозрения духовных училищ Киевской епархии и семинарий Волынской, Кишиневской и Воронежской 20 . Даже и декабрьские экзамены 1836 года производились без него, и составленные к этим экзаменам конспекты и списки, как конспекты и списки и к прошлым июньским экзаменам, академические наставники представляли ректору семинарии Иеремии 21 , который на время отсутствия Иннокентия назначен был «правящим должность ректора Академии» 22 . Сам Иннокентий, по-видимому, оставался еще в Петербурге, куда он, предписанием Комиссии Духовных Училищ от 12 октября 1836 г. за был вызван «для наречения и посвящения в епископский сан» 23 . Не встречается, наконец, за подписью Иннокентия, конспекта и в числе представленных к выпускным экзаменам восьмого курса 24 . Ставши епископом, он не читал уже постоянных и регулярных лекций, а, как гласит предание, только изредка являлся в аудиторию и прочитывал по выбору отдельные трактаты из какой-нибудь богословской науки 25 . Заместителем его по богословской кафедре (еще, впрочем, с начала 1836 г.) является Димитрий (Муретов) 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Предыдущий Следующий Смотри также On the Knowability of God in the Cappadocians and St. John Chrysostom Jesse Dominick On the Knowability of God in the Cappadocians and St. John Chrysostom Jesse Dominick But the uniqueness of the Orthodox Church is precisely that it alone among the Christian confessions refuses to reduce the perfection of Christ, and what it means to be perfect in Christ. The martyric spirit of the martyrs themselves and the monastics after them is not driven and sustained by a wise teacher, but rather by the God Who is Life and Who offers that Life to us through His salvific economy in His Church. Clash of Paradigms: The Doctrine of Evolution in the Light of the Cosmological Vision of St. Maximos the Confessor, by the Rev. Vincent Rossi Vincent Rossi Clash of Paradigms: The Doctrine of Evolution in the Light of the Cosmological Vision of St. Maximos the Confessor Vincent Rossi Going beyond the typical surface-level considerations of the degree of compatibility between evolution and Orthodox theology, Vincent Rossi offers an indepth explanation and examination of the shining cosmological vision of the great St. Maximus the Confessor, considering the implications of the theory of evolution in light of the seventh century saint " s system. Interview with Fr. Damascene (Christensen), from the Monastery of St. Herman of Alaska in Platina, California Hieromonk Damascene (Christensen), Nun Kornilia (Rees) Interview with Fr. Damascene (Christensen), from the Monastery of St. Herman of Alaska in Platina, California Hieromonk Damascene (Christensen), Nun Kornilia (Rees) On Wednesday, the fourth day of the annual Nativity readings began the conference section dedicated to the «Orthodox understanding of creation of the world». One of the speakers was an Orthodox hieromonk, Fr. Damascene (Christensen), an American from the Monastery of St. Herman of Alaska in Platina, California, which belongs to the Serbian Orthodox Diocese of Western America. This monastery is well known in Russia as the home of Fr. Seraphim Rose, its founder, and Fr. Damascene is a member of the Brotherhood from the time of Fr. Seraphim’s repose. He is the author Fr. Seraphim’s biography (due to appear in a new Russian version this year under the title Father Seraphim Rose: His Life and Works), and is something of an expert on Fr. Seraphim’s Life and writings in general. Комментарии © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/89663.html

Mathaeus, ut Hebraeis scribens, genealogiae Christi ordinem texuit, ut ostenderet, ab ea Christum deseendisse progenie, de qua eum nasciturum universi prophetae cecinerant. Johannes autem ad Ephesum constitutus, qui legem tanquam ex gentibus ignorabant, a causa nostrae redemptionis Evangelii sumpsit exordium: quae causa ex eo apparet, quod Filium suum Deus pro nostra salute voluit incarnari. Lucas vero a Zachariae sacerdotio incipit, ut ejus filii miraculo nativitatis, et tanti praedicatoris officio, divinitatem Christi gentibus declararet. Unde et Marcus antiqua prophetici mysterii eompetentia adventus Christi declarat: ut non nova, sed antiquius prolata ejus praedicatio probaretur. Aut per hoc Evangelistis curae fuit, eo uti prooemio quod unusquisque judicabat auditoribus expetere. Nihil ergo contrarium reperitur, ubi licet diversis scriptis, ad eandem tamen patriam pervenitur. Vid. Gott. Lumperi. Histor. Theologico-Critic. de vita, scriptis atque doctrina S. Patrum... trium primorum saeculorum, edit. Augustae Vindelicorum, 1783, p. 347–352; также S. Clementis Rom., S. Ignatii, S. Polycarpi... quae supersunt, ed. a Guielm. Jacobson. Oxonii 1838, tom. II, p. 492–495. 401 Именно следующие: 1) вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть, и 2) тма его (света) не объят (Orat. ad Graecos n. 19 et n. 13). 402 Евсев. церк. истор. кн. IV, г. 19; Chronic. Paschal. ad Olympiad. 238; Епифан. Haeres. XLVI; Феодорит. lib. 1, haeret. fabul. cap. 20. 405 Et super наес id, quod est secundum Lucam, evangelium circumcidens, et omnia, quae sunt de generatione Domini conscripta auferens, et de doctrina sermonem Domini multa auferens..., semetipsum veraciorem, quam sunt hi, qui Evangelium tradiderunt, Apostoli, suasit discipulis suis, non Evangelium, sed particulam Evangelii tradens eis... Apostolos enim admiscuisse ea, quae sunt legalia, Salvatoris verbis... (Contra haeres. lib. I, cap. 27; lib. III, cap. 2). 406 Qui (Christianus) cum fuisses, exscidisti rescidendo quod retro credidisti, sicut et ipse confiteris in quadam epistola, et tui non negant, et nostri probant (De carne Christi cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января During week of prayer for unity, Philippine churches set aside differences 23 января 2012 03:01 – 1 января 1970 03:00 События In the midst of a governance crisis that threatens to divide the Philippines, several churches say they are marking the Week of Prayer for Christian Unity by setting aside doctrinal differences, praying and working for change. " Even amidst new political trouble that threatens to polarize again our country, we Christians can take the lead in getting together in prayer, " the Rev. Felipe Ehican of the Lutheran Church of the Philippines told ENInews on 18 January. The week of prayer usually takes place between 18 and 25 January. Resources such as texts for ecumenical servicees are sponsored jointly by the Geneva-based World Council of Churches (WCC) and the Roman Catholic Church " s Pontifical Council for the Promotion of Christian Unity. Ehican was referring to the current Senate impeachment proceedings of Supreme Court Justice Renato Corona, which began 16 January, also the start in the Philippines of the celebration of the week of prayer. The Rev. Joie Galinato of the United Methodist Church likewise stressed the importance of strengthening the unity of the Christian population to prevent the country " s division as a result of the impeachment trial of Corona. " The impeachment trial is now dividing the country between the pro-Corona and the anti-Corona, " Galinato told ENInews. " But we can help a lot in bridging divisions by our coming together in prayer as Christians from various denominations, united in our common desire for righteous and good governance. " Roman Catholic lay leader Dr. Raylita Calimlim also acknowledged and prayed for Bukal, an ecumenical pastoral group. She said Bukal volunteers from Baguio City travelled to southern Philippines to counsel and rehabilitate traumatized survivors of a deadly storm there last December. " Bukal has been doing a great job in helping bring change, " she said.

http://bogoslov.ru/event/2372652

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010