190–191) и всячески недопустимы в устах Господа Искупителя (ibid. 1, S. 177), почему невероятны в Апостолах и всех преемниках их служения и благочестия (ср. Frank С. Porter в «The American Journal of Theology» II 1, p. 322: 2 ). В таком случае мы необходимо вынуждаемся к принятию чисто спиритуалистических предикатов для духовности в ее существе и во всех проявлениях. Последние необходимо постулируют к соответствующим личным носителям, обеспечивая самобытную индивидуальность Духа Св. при божественном Сыне (ср. выше в главе пятой трактата второго прим. 1997; см. также W. Kölling, Pneumatologie, S. 1 ff. Prof. Ernst Cremer, Art. «Geist, heiliger» в «.Realencyklopädie» von Prof. A. Hauck VI 3 , S. 449, и G. B. Stevens, The Theology of the New Testament, p. 444–445), потому что – тожественные в своих благодатных действиях ( 2Кор. 3:17–18 ) – они остаются различными персонально (ср. у Rev. Principal А. Robertson, Studies in the Epistle to the Homans. 3. Christian Ethics and the Spirit в «The Expositor» 1899, V, p. 350–351: ... «the doctrine of the Holy Spirit was given at first not as an abstract doctrine, hut as a fact in experience. The indwelling Christ and the indwelling Spirit were one fact, one thing, and are spoken of by St. Paul convertibly. Beginning from a formulated theology of the Holy Trinity, the two could never be confused; but beginning from the facts of Christian experience, they were but slowly distinguished»). Здесь достойно внимания и то наблюдение, что критические выводы иногда встречают неожиданную защиту со стороны несомненных и безупречных поборников веры и благочестия. Так, [Rev. J. В. Johnson пишет (The Angels of God, p. 3, 2 ), будто «it is surely not unreasonable to think that the Angelic nature may be capable of reproducing itself», а] покойный епископ Игнатий Брянчанинов (в «словах» «о чувственном и о духовном видении духов» и «о смерти», с прибавлением ко второму, и в «письме о существе сотворенных духов и души человеческой») энергически провозглашал в качестве догмата православия , что дух – во всех его формах – есть только тонкое, эфирное, воздушное или газообразное тело (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Появился причудливый рой мелких брошюр и всякого рода листков, которые удобно прочитываются в трамвае, на станции, за чашкой чаю. Это, конечно, самая распространенная и самая опасная для церкви литература. Хлесткие изречения, партийные лозунги, победные крики, наполняющие воздух, действуют на толпу почти неотразимо. Но более или менее прочная критика этой легкой, роящейся и жужжащей, аргументации невозможна без предварительного рассмотрения некоторых предпосылок. Основные директивы противохристианской литературной борьбы даются кабинетною ученостью. В самых крикливых уличных листках мы без труда подметим мотивы ученой философской мысли. И необходимо разделаться с этими философскими основаниями. 1536 1537 Итак, бесспорно можно указать те важные задачи, решением которых должно начинать и кончать нравственное богословие, однако столь же бесспорно, что это скорее задачи, которые предстоят академической кафедре нравствен- —45— ного богословия, при современном распределении академических дисциплин, чем части системы нравственного богословия в строгом смысле. Это, с одной стороны, вводная часть, объем которой значительно может сократиться от учреждения кафедры библейского богословия, – вводный параграф об источниках нравственного богословия и, с другой стороны, приложение к нравственному богословию, причем и то и другое может разрабатываться самостоятельно, во всяком случае – безотносительно к вопросу о принципе нравственного богословия как системы. Подойдем теперь ближе к этому центральному пункту нравственно-богословской системы. В старину все содержание богословия разделяли на два отдела: doctrina christiana de credendis (=догматическое богословие) и doctrina christiana de agendis (=нравственное богословие). Это разделение, которое и ныне почти удерживается, следует назвать неудачным, слишком грубым, механическим. Ведь, при более глубоком понимании предмета, вера, во всём своём объеме, входит в понятие христианского дела. Иначе сказать, в христианстве нет места ни отрешенному гносису, ни внешне-юридическим делам. И евангелие не учит раздельно вере и жизни. 1538 Но можно различать две точки зрения на весь объем христианского богословия: объективную и субъективную. Можно всё содержание богословия изложить под углом объективного воззрения на него, и это именно есть то, что составляет догматическое богословие, и можно также всё содержание христианского богословия изложить под углом субъективного воззрения на него. Первая – это теологическая точка зрения, вторая – антропологическая. Последнею обнимается всё содержание христианского учения, но не с объективной стороны – со стороны существования Бога, Его дел и повелений, включая сюда сотворение человека, его руководимую Промыслом судьбу историческую и загробную, а со стороны личного опыта человека, его личных переживаний. Ибо, и существование Бога, и лицо Христа, и действие Св. Духа, и вся судьба человечества, как дело Промысла – всё это может быть содержанием человеческого опыта, лич-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

513 В этой области исследований основным трудом является первый из трех томов Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee: Theologie du Judeo-christianisme (Tournai, 1957). В данном направлении исследований Даниелу оказался несколько в стороне, опереженный Петерсоном, из работ которого отмечу исследования, собранные в Frukirche, Judentum und Gnosis. Roma; Freiburg; Wien, 1959). О Петерсоне и в целом об исследованиях иудеохристианства см.: Verus Israel/G. Filoramo, С. Gianotto Brescia, 2001; Parente P. Verus Israele di Marcel Simon a cinquant " anni dalla pubblicazione. P. 19–46; Bolgiani P. Erik Peterson e il giudeocristianesimo. P. 379–394. 514 Показателен в этом смысле документ в третьем томе Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee Даниелу: Les orgines du christianisme latin, посмертно опубликованный в Париже в 1978 г., где иудеохристианский компонент в зарождении христианства преувеличен чрезмерно. В основе этой переоценки и все еще существующих разногласий по этому вопросу лежит невозможность найти и установить точное определение иудеохристианства. Те, кто, как Даниелу, определяли этот феномен на культурной основе, очевидно приходили к расширению значения, усматривая везде влияния литературного характера. Напротив, слишком зауженное определение иудеохристианства, рассматриваемого, по сути, в качестве секты эбионитов, см.: Schoeps H.-J. Theologie und Geschichte des Judenchristentums. Tubingen, 1949; Idem. Das Judenchri-stentum. Bern, 1964. Эта проблема до сих пор спорная. Прежде всего следует задаться вопросом, существовало ли когда-либо иудеохристианство в чистом виде, учитывая сложность, если не невозможность, выделить в изолированном виде иудейские и эллинистические влияния на раннюю доктринальную рефлексию христиан. См. по этому поводу мою работу Cristologia giudeocristiana (Studi sulla cristologia del II e III secolo. Op. cit. P. 7–22). 515 Текст проповеди Мелитона см. в издании О. Перлера в SC 123; текст In sanctum Pascha см.: Visona G. Pseudo Ippolito, In sanctum Pascha. Studio edizione commento. Milano, 1988. На эту тему в первую очередь см.: Cantalamessa R. Lbmelia In s. Pascha dello Pseudo-Ippolito di Roma. Ricerche sulla teologia dell " Asia Minore nella seconda meta del II secolo. Milano, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

[Гл. II:] Если даже тогда, когда Ангелы подвергаются увещаниям, разумеется, что увещанье направлено к людям, то во всех тех-же самых наставленьях мы узнаем, что ложные братья за имя Божие чрез терпение должны быть испытаны, и возвратиться к добрым делам чрез покаяние, и перенести за впору гонения до смерти и понести служение в любви. А к концу книги, когда говорится о святом граде он говорит: [Гл. XXI:] Не войдет в него что-либо оскверненное, как и делающий мерзость, и [говорящий] ложь [ст. 27]. [Гл. XXII:] Блаженные те, которые омывают свои одежды в крови Агнца, чтобы иметь обладание древом жизни, чтобы они вошли в жизнь. А вне его псы, чародеи и бесстыдники, и человекоубийцы, и служащие идолам и всякий, кто любит и говорит ложь. Я, Иисус, послал Ангела Своего засвидетельствовать вам это [ст. 14–16]. 7 В Вульгате это место читается так: cantabo et psallam in gloria mea; exsurge gloria mea; а здесь, повидимому, есть пропуск. 11 О писателе этой книги блаж. Августин не так говорил в 2 кн. сочинения: De Doctrina Christiana (гл. 8, отд. 13); но когда он составлял настоящее произведение, то оставил первоначальное мнение, состоявшее в том, что книга Премудрости написана Иисусом Сирахом. (Сравни lib. 2 Retractationum, стр. 4, а также и примечание к вышеуказанному месту 2-й книги: De Doctrina Christiana). Примечание Mignea. 12 Ни в греческом тексте, ни в тексте блаж. Иеронима нет слов: dicentes: Pax huic domini; но в Вульгате они есть. Есть они также в соответствующем месте еванг. Луки (гл. X, ст. 5: λγετε ερνη τ οκ τοτ). 15 Греческое слово φυλακτριον у бл. Августина передано в форме phylacterium, т. е. оставлено без перевода; оно значит: сторожка, караульня, а затем предохранительное средство, амулет, талисман. Примеч. переводчика. 17 Слова: διδσκαλος и καθηγητς у бл. Августина безразлично переведены словом magister и потому получается однообразие в передаче речи Господа. Слово αββε у бл. Августина оставлено без перевода. 20 Justificatus ab illo. Греч.: δεδικαιωμνος… γρ κενος или: παρ κενον, что значит – оправданный... чем даже тот, или: оправданный больше того. Такой же смысл можно придать и латинскому ab illo в виду контекста речи, сопоставляющей hic и ille.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

For those who wish to know in detail the reasons why the papists have deviated so far from Orthodoxy, it’s useful to read a recently published work by Avdii Vostokov [late nineteenth century] about the Roman Church’s relationship with other churches. In the second part of this book are particularly striking passages about the oath of Latin bishops to their pope and about slanders of papists against the Orthodox (p. 49, 60 and 137). St. Ambrose of Optina Translation by Simeon Shieh 26 августа 2013 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Комментарии robert Jozwiak 14 февраля 2016, 03:00 the russian church needs to stay clear of the roman impostor church now and forever L Grima 5 февраля 2016, 17:00 By the Grace of God,I was baptised a Christian - and that is what I strive to be - just a Christian.It does not matter to me whether my brother is a Roman Catholic Christian, or Russian Orthodox or Greek Orthodox Christian,Lutheran or Protestant. There seems to be a lot of latent animosity out there.We should all pray for guidance from the Holy Spirit rather than anything else. Anthony 15 ноября 2014, 19:00 I think the self styled Green Patriarch Bartholomew should have a good read of this...getting a bit too close for comfort with Mr Pope Frank Archimandrite Philemon 27 мая 2014, 03:00 Saint Ambrose words are worthy of re-echoing as far as the Philippines, where doctrinal heresies and syncretism are deeply rooted in quasi-religious denominations brought in by the Latin papism of half-century ago. May the fledgling community of Orthodox Christians in the Philippines withstand such temptation and hold fast fast to the Faith once delivered to the Saints. Dr. Leonard Lubega 26 мая 2014, 11:00 Good article. I was ordained a deacon,and a priest in the orthodox church and then left and joined the catholic church. I was consecrated a bishop and later installed as an archbishop in same church.What can I do in order to go back to one holy catholic and apostolic orthodox church that I have found as a right one basing on various articles particularly this one.? claude Lopez-Ginisty 23 сентября 2013, 17:00 Dear Brethren in Christ, Thank you for the great quality of your site.

http://pravoslavie.ru/63657.html

Fears of " Grave Future " for Egypt " s Christians/Православие.Ru Fears of " Grave Future " for Egypt " s Christians By Alison Matheson Post Correspondent May 12, 2011 Christians look at the Saint Mary Church, which was set on fire during clashes between Muslims and Christians on Saturday in the heavily populated area of Imbaba in Cairo May 8, 2011. (Photo: Reuters/Mohamed Abd El-Ghany) After violent clashes in Cairo that left at least four Christians dead and churches ablaze, a human rights organization is warning of a “grave future” for Egypt’s Christians unless the government takes immediate action. International Christian Concern’s regional manager for the Middle East, Aidan Clay, warned that Islamic militants are becoming bolder “because the law is not being applied and criminals are not being brought to justice.” “While the majority of Egyptian Christians participated in the revolution, they were uncertain what the future held,” he said. “That uncertainty has turned to fear as Islamic militants have taken advantage of newfound freedoms by imposing a radical agenda and attacking anything they view contrary to their Islamic doctrine.” The death toll from last weekend’s violence, in which two churches were set on fire by Muslims, has risen to 15. Egypt’s National Council for Human Rights said in a report on Wednesday that the violence was partly to be blamed on “the intensification of extremist religious interpretations that propose rearranging Egyptian society to exclude Christians.” International Christian Concern’s regional manager for the Middle East, Aidan Clay, warned that Islamic militants are becoming bolder “because the law is not being applied and criminals are not being brought to justice.” “While the majority of Egyptian Christians participated in the revolution, they were uncertain what the future held,” he said. “That uncertainty has turned to fear as Islamic militants have taken advantage of newfound freedoms by imposing a radical agenda and attacking anything they view contrary to their Islamic doctrine.”

http://pravoslavie.ru/46489.html

1741 Omnes significationes pro suae cujusque societatis consensione animos movent, et quia diversa consensio est, diverse movent; nee ideo consenserunt in eas homines, quia jam valebant ad significationem, sed ideo valent, quia consenserunt in eas [Все знаки воздействуют на души по соглашению человеческого общества, и поскольку это соглашение каждом различно, то и знаки воздействуют на души различно, но не потому люди условились относительно них, что они уже были до того пригодны для обозначения, а потому они пригодны, что люди условились относительно них] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana II, 37, PL 34, 53). 1742 Quid est integritas locutionis, nisi alienate consuetudinis conservatio, loquentium veterum auctoritate firmatae [Что же такое чистота речи, как не сохранение чужого обычая установленного авторитетом древних?] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana II, 19, PL 34, 44). Cp.: De musica III, 2, PL 32, 1115. 1744 Illa res cui nomen impositum est, utique alio quoque nomine, non enim aliter poterat enuntiare [… та вещь, которой назначено имя, не могла быть выражена иначе, хотя, конечно, она могла быть названа другим именем] (Augustinus Hipponensis. Liber imperfectus de Gencsi ad litteram, 26, PL 34, 230). 1745 Omne quippe vocabulum ad distinetionem valet. Unde etiam nomen, quod rem notet, appellatum est, quasi notamen. Notet autem, id est distinguat et doctitanter ad discernendum adjuvet [Всякое слово способно к различению Отсюда и слово «имя», которое обозначает вещь, произошло как бы от слова «notamen» есть от notare – «Обозначает» значит разделяет и помогает ученому различению] (Augustinus Hipponensis. Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 26, PL 34, 230). 1746 Aliter enim dicuntur verba quae spatia temporum syllabis tenent, sive pronuntientur, sive cogitentur [Иначе говорят слова, которые благодаря своим слогам требуют себя времени, произносят ли их или мыслят…] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate IX, 15, PL 42, 968). Perveniendum est ergo ad illud verbum hominis… quod neque prolativum est in sonum, neque cogitativum in similitudine soni, quod alicujus linguae esse necesse sit [Теперь следует обратиться к тому слову человека… которое не обратилось в звук и которое не мыслили, как звук, наподобие того как это бывает со словом какого-нибудь языка] (Ibid. XV, 20, PL 42, 1071). Ср.: Ibid. XV, 19, PL 42, 1071.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но всему своё время, и нет ничего странного, если современники блаженного Августина , несмотря на некоторую натянутость и забавность его гомилетического экзегезиса, могли поражаться и восхищаться силою его остроумия, умевшего находить божественные тайны там, где, на обыкновенный взгляд, не оказывается никакого содержания, кроме простого обозначения количественных отношений. Глава V. Изложение гомилетических воззрений блаженного Августина. Обзор содержания его «Христианской науки» (De doctrina christiana) Блаженный Августин известен не только как замечательный и выдающийся проповедник своего времени, но и как самый древний, первый по времени составитель теории церковной проповеди, как гомилет. У писателей древнехристианской церкви до Августина встречаются лишь частные, случайные указания по вопросу о церковной проповеди. Такие указания можно находить ещё у Оригена . Он первый высказывает мысль, что проповедь может быть предметом науки, и «что христианское красноречие имеет сторону, которая может и должна быть продуктом самодеятельности человеческого духа» 997 . Ориген советует соединять в проповеди учение с увещанием и нравственным наставлением, так как чрез нравоучение «в слушающих пробуждается совесть; из того, что говорится, каждый усмотрит собственную греховность и получит побуждение исповедать свои грехи, втайне совершённые» 998 . Такие же эпизодически разбросанные гомилетические наставления можно находить, кроме Оригена , и у других древних церковных писателей. Так, Киприан рекомендует учителям народа, – пастырям церкви, полагать в основу своих учений Библию и Св. Предание 999 , советуя им при этом развивать способность к учительству практически, чрез слушание речей других выдающихся ораторов 1000 . Подобные же случайные гомилетические заметки встречаются у Арнобия, Лактанция , Илария, Амвросия, Иеронима и других 1001 . Только со времени Августина получает своё начало систематическая теория проповедничества, и ему обязана своим возникновением гомилетика как наука о церковной проповеди. Он первый из отцов древнехристианской церкви позаботился о применении риторики, или науки о красноречии, к потребностям церковной кафедры и целям религиозного научения 1002 . «На Августина поэтому мы должны смотреть как на основателя (Begründer) гомилетики в собственном смысле» 1003 . Гомилетические воззрения свои блаженный Августин излагает в двух принадлежащих ему сочинениях: в «христианской науке» (De doctrina christiana) и в другом, известном под заглавием: «De catechisandis rudibus». Рассмотрим особо каждое из этих сочинений 1004 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

It is seems to me imperative to focus on the truth as he understood it, in order to find and maintain our spiritual equilibrium, even if it is necessary to sometimes exaggerate a point or express the truth with more assertiveness and zeal as did many fathers in the past, St Augustine for example in his struggle against Donatism, or St John of Kronstadt who has no qualms of warning us about the fires of hell. The media and popular entertainment if not openly hostile to the truths of Christianity, gloss over them or present them in the rosy tones of an all forgiving benevolent Force in the sky who celebrates and rewards some sort of nebulous goodness in people regardless of their beliefs and lifestyle. There is no need to make excuses for St. Alexis or reinterpret his powerful witness, we need only humbly accept and follow his direction. Thank you. Archimandrite Luke (Murianka) 16 октября 2015 г. Предыдущий Следующий Смотри также Reveal Your Saints and You Reveal Your Church Gabe Martini Reveal Your Saints and You Reveal Your Church Gabe Martini For many, this event is little more than a well-leveraged commemoration of an extended olive branch between these two ancient, Christian faiths. For others, concern over the future of their respective churches takes center stage. Will this event be used as an impetus for doctrinal compromise? Will the future of either Eastern Orthodoxy or Roman catholicism hang in the balance as a result of this pending exchange of pleasantries? From Catholic to Orthodox? From Catholic to Orthodox? The conservative Catholic writer John Zmirak says that Pope Francis and his allies in Rome are playing with fire in their attempts to liberalize Catholic practice on divorced Catholics receiving communion. 5 Ways Eastern Orthodox Differs From Other Christian Denominations 5 Ways Eastern Orthodox Differs From Other Christian Denominations Eastern Orthodox Christianity predates Protestantism by about 500 years. Their core beliefs are similar to those of Catholicism.In fact, the creeds of the two denominations are nearly identical. However, there are key differences between Orthodox Christianity and other Christian denominations. Комментарии © 1999-2015 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/86813.html

edn» (Clarendon Press, 1993) и The Christian God (Clarendon Press, 1994). Для целей настоящей книги не принципиально, как конкретно мы понимаем «всемогущество», «всеведение» и иные качества, присущие Богу. 18 См., например, L.W. Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement (Longmans, 1920). 19 Полное изложение этой теории см. в моей работе Responsibility and Atonement (Clarendon Press, 1989), в особ. ch. 10. 21 1,4 Тем не менее я бы не хотел на данном этапе прибегать к учению о Троице, поскольку полагаю, что доктрина воплощения может быть изложена и без предположения о том, что Бог состоит более чем из одного Лица. Хотя, мне кажется, серьезное восприятие того, что написано авторами евангелий и других книг Нового Завета о божественной природе Иисуса, должно привести нас к восприятию его как личности, в известной степени самостоятельной по отношению к Отцу. (См. далее главу 8). В книге The Christian God (ch.8) я на основании независимых априорных источников обосновывал положение о том, что Бог состоит из трех Лиц. 22 Дуне Скот ясно представлял себе это в отношении Бога; что будет достаточным возмещением для Бога, зависит от того, что Он посчитает достаточным. См. цитаты и обсуждение в Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement, 158–60. Тем самым Дуне Скот увел дискуссию в сторону от разговора о том, что для возмещения грехов нашей бесконечной испорченности необходима в качестве жертвы бесконечная добродетель. 26 Фома Аквинский цитирует Августина: «Ничто не является столь необходимым для укрепления нашей надежды... как если бы нам показали, сколь сильно Бог любит нас». De TrinitateXIll, 10 (PL 42:1024). 27 S. Kierkegaard, Philosophical Fragments, trans. D.F. Swanson (Princeton University Press, 1962), ch. 2. 28 Фома Аквинский цитирует проповедь Августина (Sermo CCCLXXI, 2 (DeNativitateDomini) (PL 39:1660)): «Следовательно, Бог стал человеком для того, чтобы стать зримым для человека и человек мог увидеть Его; чтобы был тот, за кем человек мог последовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010