квартальных мечетей и, возможно, соборную Джума-мечеть, создав благоприятные условия для исламизации населения ( Бартольд. 1965. С. 421). В VIII в. Византия пыталась восстановить свое влияние в регионе. На землях Хазарии, в то время состоявшей в военно-политическом союзе с империей, появились церковные миссии К-польского Патриархата. В относящемся к этому времени списке подчиненных К-полю кафедр в составе Готской епархии с митрополией в Доросе (Крым) упоминаются 7 епископий: Хоцирская (хазары), Астильская (Итиль?), Хвалисская (Хорезм), Оногурская, Ретегская (?), Гуннская и Таматархская (Тмутаракань) ( Darrouz è s. Notitiae. N 3. P. 241-242). По всей видимости, Д. находился на территории одной из епископий. Однако в кон. VIII в. отношения между державами испортились, и миссия К-поля в Хазарии не получила развития. Активную проповедь христианства в Прикаспии вели сир. несториане, чьи позиции в Д. были достаточно прочными в течение неск. веков. В то же время часть местных христиан сохраняла приверженность Албанской Церкви, а к югу от Дербента она занимала господствующее положение, распространяя свою юрисдикцию и на персид. колонистов, и на нек-рые лезгинские племена ( Артамонов. 1946). В VIII-XIII вв. одновременно в Д. на юге из Арабского халифата распространялся ислам, на западе при содействии Грузии происходила христианизация аварских районов ( Шихсаидов. 1969. С. 205). В XI - нач. XIII в. мусульм. эмиры Дербента в борьбе с местной феодальной знатью и с мусульм. Ширваном использовали христ. войска, состоявшие из «русов», аланов, хазар, серирцев, кайтагцев ( Минорский. 1963. С. 63-70, 186; Бартольд. 1965. С. 423-426). Эмиры Дербента вступали в брак с дочерьми немусульм. правителей Д. ( Минорский. 1963. С. 70). Так, женой эмира Абу-ль-Музаффара была христианка - дочь груз. царя Димитрия I, к-рый посетил своего зятя в Дербенте в 1156 г. (Там же. С. 222-223). Правитель одного из раннефеодальных гос-в Д., салифан Кайтага, формально принадлежал к иудейству, но время от времени склонялся то к христианству, то к исламу.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Chon. Hist. P. 215-218). Окончательное решение было компромиссным. М. К. и Синод согласились убрать упоминание об анафеме богу Мухаммада, но вставить анафему Мухаммаду, его учению и всем его последователям (RegImp, N 1534b-d; Darrouz è s. Tomos inedit. 1972). Ист.: Mich. Syr. Chron.; Cinnam. Hist.; Draseke J. Der Dialog des Soterichos Panteugenos//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 224-237; Васильевский В. Г. Василия Охридского, архиепископа (митрополита) Солунскаго, неизданное надгробное слово на смерть Ирины, первой супруги императора Мануила Комнина//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 1. С. 55-132; Павлов А. Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171 г.//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 2/3. С. 388-393; Petit L. Documents inedits sur le Concile de 1166 et ses derniers adversaires//ВВ. 1904. Т. 11. Вып. 3/4. С. 465-493; idem. Typikon du monastère de la Kosmosotira près d " Aenos (1152)//ИРАИК. 1908. Т. 13. Вып. 3/4. С. 17-77; Курц Э. Еще два неизвестных произведения Константина Манасси//ВВ. 1905. Т. 12. С. 69-98; Μιχαλ Γλυκς. Ες τς πορας τς Θεας Γραφς κεφλαια/Εκδ. Σ. Ευστρατιδης. Αθνα, 1906. 2 τ.; Darrouz è s J. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966; idem. Dossier sur le charisticariat//Polychronion/Hrsg. P. Wirth. Hdlb., 1966. P. 150-165; Idem. Listes synodales et notitiae//REB. 1970. Vol. 28. P. 57-96; idem. Tomos inédit de 1180 contre Mahomet//REB. 1972. Vol. 30. P. 187-197; idem. Un recueil épistolaire du XIIe siècle: Académie romaine Cod. Gr. 508//Ibid. P. 199-229; idem. Décret inédit de Manuel Comnène//Ibid. 1973. Vol. 31. P. 307-317; idem. Notitiae; Mango C. The Conciliar Edict of 1166//DOP. 1963. Vol. 17. P. 317-336; Gouillard. Synodikon; idem. Quatre procès de mystiques à Byzance//REB. 1978. T. 36. P. 5-81; Σκκος Σ. Ν. Η ν Κωνσταντινουπλει Σνοδος το 1170/Χαριστριον ες τν καθηγητν Παναγιτην Κ. Χρστου//Σπουδατριον τς κκλησιαστικς γραμματολογας. Θεσ., 1967. Τ. 6. Σ. 311-353; idem. Ο πατρ μεζων μο στι. Θεσ., 1968: Τ. 2: Εριδες κα σνοδοι κατ τν ιβ ανα; Michel Italikos. Lettres et discours/Éd. P. Gautier. P., 1972; Gautier P. Le typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Nicet. Chon. Hist.; Nicephoro Basilace. Gli encomi per l " imperatore et per il patriarcha/Ed. R. Maisano. Napoli, 1977; Troianos Sp. Ein Synodalakt Michaelis III. zum Begnadigungsrecht//FM. 1984. Vol. 6. P. 205-218; Wilhelmi Tyrensis Chronicon/Ed. R. B. C. Huygens. Turnholti, 1986. 2 t.; Lappa-Zizica E. Une éloge anonyme de Manuel Ier Comnène//Texte und Textkritik: Eine Aufsatzsammlung/Hrsg. J. Dummer. B., 1987. S. 303-310.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσι Πλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр ( Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до XII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней). Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было.

http://pravenc.ru/text/199983.html

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

О раннем распространении христианства свидетельствуют данные эпиграфики, захоронения (Дистос, Заракес, Аливери), светильники с изображением креста (Аливери). Епископия в Каристе возникла, видимо, в нач. IV в. Впервые Каристский епископ по имени Кириак упоминается в 457/8 г. среди участников епархиального Собора в Коринфе, подписавших послание визант. имп. Льву I против учения Диоскора и Тимофея II Элура (ACO II. Vol. 5. P. 89). До перехода в сер. VIII в. Иллирика из церковной юрисдикции Рима в юрисдикцию К-польского Патриархата вся Эвбея была частью Коринфской митрополии ( Mansi. Vol. 7. Col. 612). После учреждения Афинской митрополии имп. Львом VI Мудрым эвбейские епископии стали подчиняться ей, в их числе епископия Кариста занимала сначала 10-е, а затем 7-е место ( Darrouz è s. Notitiae. N 3, 7, 9-10, 13). Нек-рое время она была зависима от Эврипской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. N 21). Это известие повторяется в сочинении Нила Доксопатра (XII в.). С Димитрием Варданом, еп. Каристским, дружил и состоял в переписке Афинский митр. Михаил Хониат (Акоминат). Предание, что в с. Айос-Лукас подвизался прп. Лука Элладский (Стириот), покинувший Беотию во время нашествия болгар, не подтверждается источниками. Видимо, оно возникло в связи с тем, что в 1014 г. в Айос-Лукас учениками преподобного было основано подворье мон-ря Осиос Лукас и построен храм, просуществовавший до 1874 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве Скирос Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве Скирос После захвата крестоносцами К-поля (1204) по соглашению Partitio Romaniae Эвбея должна была отойти венецианцам и лат. имп. К-поля Балдуину I . Но в 1205 г. по просьбе жителей о-ва Эвбея была присоединена к владениям кор. Фессалоники Бонифация Монферратского . Бонифаций отдал Эвбею своему вассалу Жаку II д " Авеню, а тот разделил ее на 3 баронии (юж. часть острова с Каристом досталась Равано далле Карчери). До 1383 г. в барониях правили представители веронского рода далле Карчери, сосуществуя с назначаемым венецианцами байло. Передача Бонифацием, а затем лат. имп. Балдуином II сюзеренитета над Эвбеей ахейским князьям носила номинальный характер, в 1255 г. эвбейские бароны заявили о полном вассальном подчинении Венеции.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Руины раннехрист. базилики в Олимпии [Илийская (Элидская) митрополия; греч. Ιερ Μητρπολις Ηλεας κα Ωλνης], епархия Элладской Православной Церкви . Расположена на территории нома Элида (Илия) на Пелопоннесе. Состоит из 9 эпитропий (округов): Пиргоса, Амальяды, Пинии, Гастуни и Вартоломьо, Лехены, Варды, Олени, Архея-Олимбии, Ламбии. В наст. границах митрополия существует с 1922 г. О древней епископской кафедре в Элиде точных сведений нет. Согласно позднейшим преданиям, ап. Андрей Первозванный проповедовал и претерпел мученическую кончину в Патрах; так же распространению христианства в Элиде могло способствовать посещение ап. Павлом Коринфа. В Олимпии обнаружены руины раннехрист. базилик, что свидетельствует о проникновении христианства на эту территорию. Дионисий, еп. Элидский, принимал участие в Сардикийском Соборе (343) ( Mansi. T. 3. Col. 45). До кон. IX в. епископия находилась в подчинении митрополии Коринфа. Согласно ряду нотиций К-польского Патриархата, в X-XII вв. епископия зависела от Патрской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 303, 326, 362). Печати, датируемые XI в., содержат имена 2 епископов - Луки и Феодора ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1963. T. 5/1. N 657, 678). Во времена франк. владычества в Греции Элида входила в состав Ахейского княжества (1205-1432), столицей которого была Андравида, где находилась лат. епископская кафедра. Здесь была построена ц. Св. Софии в готическом стиле, принадлежавшая доминиканцам. С сер. XV по кон. XVI в. Илийская епископия находилась в подчинении Монемвасийской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 421). Со 2-й пол. XIII по 2-ю пол. XVIII в. епископскую кафедру занимали: Марк (Макарий) (с 1262), Дионисий (с 1630), Никодим (с 1700), Иоаким (с 1727), Парфений (с 1747), Каллиник (с 1769). До начала Греческого национально-освободительного восстания в 1821 г. на территории совр. И. и О. м. располагалась Оленская епископия с кафедрой в г. Пиргосе. После мученической кончины Филарета, еп. Оленского (13 сент. 1821), местоблюстителем был назначен Кирилл (Вогасарис), митр. Ларисский, занимавший этот пост примерно до кон. 1833 г., когда он был поставлен на кафедру Арголидской митрополии . В нояб. 1833 г. на место Кирилла был назначен Иона, митр. Дамалский и Педьядский, к-рый через несколько месяцев ушел на покой по состоянию здоровья. В этом же году Илийская (бывш. Оленская) епископия была объединена с митрополией Ст. Патр в Патрскую и Илийскую архиепископию, 1-м архиереем к-рой стал митр. Мелетий. В 1899 г. Илийская епископия вновь была выделена в качестве отдельной епархии. В июле 1922 г. она была возведена в ранг И. и О. м.

http://pravenc.ru/text/389277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИПОЛЬ [греч. Καλλπολης, Καλλιοπολις], кафедра епархии К-польской Православной Церкви. К. (ныне Гелиболу, Турция) находится во Фракии, на европ. берегу прол. Дарданеллы, недалеко от его соединения с Мраморным м. Название города, по одной версии, связано с его живописным расположением (καλ πλις - красивый город), по другой - с именем афинского полководца Каллия († 432 г. до Р. Х.). К. упоминается в письменных источниках с VI в. до Р. Х. О действовавшей переправе из К. в Лампсак (ныне Ляпсеки) через Геллеспонт (ныне Дарданеллы) говорится в «Географии» Страбона ( Strabo. Geogr. VIIa 1. 56). В 324 г. близ К. произошло морское сражение Криспа (сын равноап. имп. Константина I Великого) с Лицинием . Епископская кафедра существовала в К., видимо, уже в IV в. и подчинялась митрополии Ираклии Фракийской . Первый Каллипольский еп. Кирилл, участник Вселенского III Собора в Эфесе, упоминается в 431 г. Крепостные стены К. были возведены в VI в. имп. Юстинианом I ( Procop. De aedificiis. IV 10. 22). Среди епископий Ираклийской митрополии Каллипольская занимала сначала 2-е ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 207, 219, 234, 252. N 1-4), а затем 5-е место (Ibid. Р. 275, 297, 311, 355, 389. N 7, 9, 10, 13, 16). Из «Краткого обозрения царствования Иоанна и Мануила Комнинов» Иоанна Киннама следует, что в XII в. К. был небольшим городом ( Cinnam. Hist. Р. 201). Антоний Новгородец (ок. 1200) сообщает, что в К. находились мощи свт. Евфимия , еп. Мадитского (Книга Паломник. С. 37). В 1205 г., вскоре после захвата К-поля крестоносцами, К. стал владением венецианцев (которые дали ему название Галлиполи), но в 1234/35 г. был освобожден Никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем . В XIII в. значение города возросло в связи с изменением маршрута переправы через Дарданеллы: К.- Лампсак вместо Авидос - Сест. В 1305 г. город был взят каталонскими наемниками, которые вырезали все население, включая младенцев. Иоанн Кантакузин восстановил город, и в 1331/32 г. его жители успешно отразили нападение эмира Умур-бега. При имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) Каллипольская епископия была возведена в ранг митрополии. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата того времени она занимает 105-е место ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 414. N 19).

http://pravenc.ru/text/1320083.html

Ок. 640 г. благодаря почитанию св. Феодора Е. получили статус автокефального архиеп-ства ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. 206). С VII в. город фигурирует под 28 в списке автокефальных архиеп-ств К-польского Патриархата (Ibid. N 1. 206; 4. 250; 5. 266). В нач. IX в. Е. значились в списке уже под 29 (Ibid. N 2. 218). Статус митрополии Е. получили в 80-х гг. IX в., при имп. Льве VI Мудром (Ibid. N 16. 388). В списке митрополий того времени город занимал 51-е место; в подчинении у митрополита Е. находились епископии Газалы, Котзиагры, Сивикт и Вариана (Ibid. N 7. 287). В списке митрополий Нила Доксопатра (XII в.), где Е. значатся под 54, также указывается, что Е. подчинены 4 епископии (Ibid. N 14. 376). Однако во мн. рукописях отмечается, что эти епископии подчинялись митрополии Нов. Патр, а митрополия Е. не имела подчиненных епископий ( Parthey. 1866. S. 127). В дальнейшем Е., как правило, сохраняют 51-е место в иерархии кафедр К-польской Церкви ( Darrouz è s. Notitiae. N 7. 272). Ок. 940 г. Е. упоминаются под 51 в Να Τακτικ Константина Багрянородного в списке из 53 митрополий (Ibid. N 8. 292). При имп. Алексее I Комнине (1081-1118) Е. числилась 51-й митрополией (Ibid. N 12. 349), при имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) - 50-й (Ibid. N 19. 413). В нояб. 1318 г. имп. Андроник II Палеолог уравнял в правах с митрополией Е. митрополию Апра, тогда же и Синод одобрил это решение ( Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 89-91). В янв. 1327 г. по причине того, что мн. кафедры М. Азии оставались без пастырей, Синод назначил митрополита Кесарии Каппадокийской экзархом всей Анатолии. В числе других митрополий (Икония, Севастии, Мокисса, архиепископии Назианз) в юрисдикцию экзарха попали и Е. На К-польском Соборе 2 февр. 1347 г., низложившем К-польского патриарха Иоанна XIV Калеку, а также на Соборе 1351 г., на к-ром восторжествовало учение св. Григория Паламы и были осуждены Варлаам и Акиндин, вместо митрополита Е. присутствовал Гавриил, митр. Апра. В кон. XV в. Е. исчезают из списка митрополий. В документах XVII в. упоминается, что митрополия Е., имевшая в юрисдикции 4 епископии, теперь не имеет ни одной. В 1-й пол. XVII в. митр. Е. Мелетий отмечал, что его митрополия была вакантной по причине малого числа верующих. В тот период Е. уже не были действующей митрополией, хотя и тогда и позднее туда назначались титулярные митрополиты. В списках митрополий 1645 и 1715 гг. Е. не упоминаются. Архиереи

http://pravenc.ru/text/187898.html

XI в. ( Романчук. 1989. С. 188; 2000. С. 134-135; Сорочан, Зубарь, Марченко. 2000. С. 301; Сорочан. 2005. С. 751, 1160; Хапаев. 2008; Антонова, Никонов. 2009. С. 31-45). Однако вывод о сейсмической катастрофе в наст. время не имеет достаточной доказательной базы и не может считаться научно обоснованным ( Завадская. 2010). Учитывая датировку постигшей город катастрофы, основанную на монетных кладах посл. четв. X - нач. XI в., военные действия 988/9 г. остаются одной из вероятных причин разрушений, границы которых точно еще не определены. В XI-XII вв. в Херсоне активизируется хозяйственная деятельность, жилищное, оборонительное и храмовое строительство; епархия сохраняет свое первенство в ряду архиепископий К. Моливдовул К-польского патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058), найденный в Херсоне, свидетельствует о контактах города с главой К-польской Церкви ( Юргевич. 1886. С. 20). Сохранились немногочисленные свидетельства о Херсонских архиереях этого периода. В их числе 2 печати - архиепископов XI в. Георгия и Константина ( Соколова. 1983. С. 166, 58; Смычков. 1999. С. 125). Подписи Херсонских архиепископов присутствуют под нек-рыми актами заседаний патриаршего Синода и Поместных Соборов в К-поле. Это архиепископы Андрей (1028), Феодор (1094), Феофан (1147) и неизвестный (1197) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 126, 133; Богданова. Церковь Херсона. 1991. C. 22; Виноградов, Каштанов. 2013. C. 95). Боспор на исходе «темных веков», в кон. IX в. вновь входит в состав Византии. В нотициях К-польского Патриархата Боспорская епархия упоминается в ряду др. епархий К. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 273, 294, 345, 351, 389). По мнению Т. И. Макаровой, на рубеже IX и X вв. в припортовой части города на месте ранневизант. базиликального комплекса строится храм во имя Иоанна Предтечи. Однако датировка этого памятника является предметом дискуссий; разными исследователями он датируется в пределах VIII-XIV вв. ( Брунов. 1927; Якобсон. Христ. памятники: Средневек. Крым. 1964. С. 34; Макарова. 1982.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в. Церковь вмч. Димитрия Солунского в крепости Акрокоринф. XVII в. В III в. в Коринфе претерпели страдания за Христа мн. мученики: Магистриан; Еликонида ; Кодрат с Дионисием, Киприаном, Анектом, Павлом, Крискентом; Ирина ; Леонид с Хариессой, Нунехией, Василиссой, Никой, Калисой (Каллией, Галией), Галиной и Феодорой; Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий . В источниках не сохранились имена мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана; при Юлиане Отступнике был казнен мч. Александр . Коринфские епископы участвовали во всех значительных церковных Соборах, кроме I и VII Вселенских Соборов (325 и 787). В 1-й пол. IV в. еп. Гесиод боролся с ересью арианства, Епиктет был адресатом свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского, который отправил к нему послание против ариан (371-372). Коринфский епископ являлся митрополитом всего Пелопоннеса и пров. Ахайя. В сер. V в. Коринфскому митрополиту подчинялся 21 епископ, а к нач. VI в. их число увеличилось до 70. С кон. VII в. Коринф был главным городом фемы Эллада, а с нач. IX в.- фемы Пелопоннес. В 731/2 (или в 733) г. Коринфская митрополия перешла из юрисдикции Римской Церкви в ведение К-польского Патриархата. В связи с возвышением других церковных центров на Пелопоннесе число епископов Коринфской митрополии постепенно уменьшалось. В кон. VII - нач. VIII в. (по др. версии, между 733 и 746), когда Афины также были возведены в ранг митрополии, Афинскому митрополиту были переданы в подчинение 38 епископов, а 32 епископа остались в юрисдикции Коринфской митрополии. В средневизант. период Коринфская митрополия получила статус архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 216, 222. N 2). На моливдовуле (VIII или IX в.) Гавриил Коринфский именуется архиепископом. Анонимный Коринфский архиепископ упоминается в Житии прп. Луки Элладского (Стириота) († 946). В IX в. митрополией также стали Патры, к-рые после слав. завоевания Пелопоннеса соперничали с Коринфом за контроль над полуостровом. Согласно Тактикону имп. Льва VI Мудрого, в подчинении Коринфской митрополии осталось только 7 епископий в вост. части Пелопоннеса и на Ионических о-вах: Дамальская, Аргосская, Монемвасийская, Кефалонийская, Закинфская, Зименская, Майнская ( Darrouz è s. Notitiae. P. 282. N 7). В 9-й и 13-й нотициях (Х в.) в числе епископий Коринфской митрополии, кроме того, указана и Кифирская (Ibid. Р. 302, 361. N 9, 13).

http://pravenc.ru/text/2458655.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010