Добился для кафедры автокефалии от Гангрской митрополии, что подтверждают и офиц. списки кафедр К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 2). Во время нашествия арабов, опустошавших окрестности, Г. призвал всех, пострадавших от набегов врага, укрыться за стенами Амастриды, сам же, безоружный, с молитвой обошел городские стены, т. о. избавив город от разорения. Др. источники не упоминают Амастриду в числе городов, пострадавших от араб. завоевания, однако существуют достоверные сведения о присутствии арабов на юж. и вост. границах Пафлагонии. Своим заступничеством Г. спас амастридских купцов, схваченных и осужденных на смерть в Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) якобы за нарушение таможенных правил. Их отчаянные молитвы чудесным образом были услышаны Г., и он тотчас отправился в Трапезунд. Однако местный воевода (στρατρχης) наотрез отказался отпустить купцов, и тогда его супруга была поражена слепотой. Когда воевода раскаялся и передал Г. узников, женщина прозрела. В Амастриде под покровительством Г. провел 4 года свт. Иоанн Готский , вынужденный бежать от хазар. Г. также возглавлял торжественную процессию по отправлению мощей свт. Иоанна в Тавриду, к месту погребения. Он опекал обездоленных, занимался украшением храмов, особенно заботясь о благочинии алтаря. Г. мирно скончался в правление имп. Никифора I (802-811), к-рому Г. предсказал имп. власть, когда тот еще был придворным чиновником. В житии подчеркивается благочестие Никифора и его равнодушие к власти, сообщается также, что император, сняв порфиру, тайно облачался в одежду Г., считая, что так он поспособствует укреплению царства. В тексте необычным образом приведена дата кончины Г.: «за 2 дня до 10-го числа месяца дистра», из-за чего, по мнению Васильевского, произошли расхождения в установлении дня памяти святителя. Вероятно, греч. составитель минейного сборника, в к-ром содержался оригинал рукописи, посчитал, что месяц сиро-македон. календаря дистр соответствует не марту, а февр., откуда и появилась дата 8 февр. Скорее всего дистр считали февр. и те, кто позднее поместили память Г. под 21 числом. Для объяснения этого решения Васильевский предлагал читать не τ πρ δο τς δεκτης, а τ πρτ πρς δο δεκδας, т. е. в первый день после 2 декад. В примечаниях к «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Февр. С. 366) днем кончины Г. названо 3 марта.

http://pravenc.ru/text/162168.html

Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность. Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд. В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана В 3-й нотиции епархий К-польского Патриархата (нач. VIII в.) говорится о подчиненной Фессалоникийской митрополии Кастрской епископии (Κστρων), к-рую исследователи предположительно отождествляют с Касторийской ( Darrouz è s. Notitiae. N 3. Р. 236). В 780 г. имп. Ирина сослала в Касторию сторонников своего сына Константина VI ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 24). Ядро визант. города - территория в пределах крепости. На месте совр. мечети Куршум-джами размещалась большая раннехрист. базилика, к которой вела улица от Больших ворот. Древнейшие храмы относятся к IX-XI вв. и находятся в квартале Иконому, совпадающем с территорией крепости (ц. Панагии Кумбелидики - единственный в Кастории триконх; небольшие однонефные храмы вмч. Димитрия Солунского, св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) у Гимназии, Пресв. Богородицы у Гимназии), и в соседнем квартале Елеусы (3-нефная базилика первомч. Стефана, очевидно, бывш. соборный храм; однонефный храм вмч. Георгия Победоносца «тис Политиас»). Трехнефная базилика св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников архангелов Михаила и Гавриила) у Митрополии, также относящаяся к IX-X вв., расположена довольно далеко от древнего ядра города. Скорее всего она была кладбищенской церковью, о чем свидетельствуют более поздние изображения усопших касторийцев на ее стенах. Регулярное упоминание Кастории в источниках начинается с описаний болгаро-визант. войн кон. Х в. В Х в. Касторию (болг. Костур) дважды завоевывали болгары - при царе Петре (927-948) и при царе Самуиле (997-1014). В 1018 г. Кастория была возвращена в состав Византийской империи имп. Василием II Болгаробойцей. К нач. XI в., вероятно, относится строительство одной из самых известных визант. церквей города - 3-нефной базилики св. Бессребреников в квартале Вмч. Пантелеимона. В хрисовуле Василия II, касающемся автокефальной Охридской архиепископии (1020), Кастория стояла на 1-м месте из 31 епископии, подчиненной Охриду, и поэтому именовалась «первопрестольной».

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Набеги арабов и землетрясение ок. 670 г. причинили Г. большие разрушения. В эту эпоху кафедру занимал гимнограф свт. Андрей Критский. В 824 г. Г. была завоевана и разрушена арабами, столицей острова стал Рабд-эль-Хандак (средневизант. Хандакс, венецианская Кандия, совр. Ираклио), основанный ок. 824-827 гг. Крит был возвращен в состав Византийской империи в 960-961 гг. имп. Никифором II Фокой. Архиепископская кафедра была перенесена в Хандакс, но предстоятель Критской Церкви продолжал носить титул «архиепископ Гортинский». В кон. Х в. Критская архиепископия занимает 10-е место (перед Коринфской, Сицилийской и Фессалоникийской архиепископиями) в списке митрополий К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 216). С 1204 г. остров находился под властью венецианцев. Избрание правосл. митрополита было запрещено. Неск. раз К-польскими патриархами предпринимались попытки назначить архиереев на Критскую кафедру (напр., критян по происхождению Никифора Мосхопула († 1322) и Анфима, митр. Афинского († 1371)), однако они оставались титулярными архиереями. В это время резиденция лат. архиепископа находилась в Кандии. После османского завоевания Крита, в 1647 г., было разрешено избрание правосл. митрополитов, к-рые с 1700 г. носили титул «архиепископ Крита и всей Европы». До 1900 г. Г. по-прежнему входила в митрополичий округ, только в 1725 г. Гортинская епархия была временно отделена от архиепископии Крита и на ее кафедру был поставлен еп. Григорий. При реорганизации епархий в соответствии с «Уставным законом Критской Церкви» (1900) Гортинская епархия была включена в состав Аркадийской епископии. В 1961 г. она была переименована в Гортинскую и Аркадийскую епископию, а в 1962 г. возведена в ранг Гортинской и Аркадийской митрополии . Памятники Сохранились руины храма Аполлона (VII, IV вв. до Р. Х., II в. по Р. Х.), святилища Исиды, Сераписа и Анубиса (I-II вв. по Р. Х.), одеон (I в. по Р. Х.), преторий, где находилась резиденция проконсула Крита (II в. по Р. Х., перестроен в 381-383 гг. по Р. Х.) и др.

http://pravenc.ru/text/166273.html

Спустя нек-рое время после его смерти на месте гробницы святого жители Монемвасии основали мон-рь. Собор этого мон-ря не сохранился в первоначальном виде из-за многократных перестроек (последняя в 1630). После освобождения Крита от арабов в 961 г. началось заселение острова. К северу от Палеохоры была построена крепость Агиос-Димитриос, ставшая главным населенным пунктом острова. Время возникновения Кифирской епископии неизвестно. В 9-й и 13-й нотициях (Х в.) она указана в числе подчиненных Коринфской митрополии епископий ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 302, 361. N 9, 13). Однако ряд исследователей сомневаются, что Кифира в то время была зависима от Коринфской митрополии и что там существовала епископская кафедра, т. к. остров был мало населен ( Herrin. 2013. P. 144). Наиболее ранние сведения о Кифирских епископах Феоктисте († 1100) и Ниле († 1122) сохранились в рукописи Paris. gr. 1581 ( Μπθα. 2004. Σ. 567). В XII в. Кифира принадлежала Георгию Пахису из Монемвасии, а затем знатной монемвасийской семье Эвдемонояннидов. Во время 4-го крестового похода остров попал в сферу влияния Венецианской республики; в 1207 г. правителем Кифиры (итал. Чериго) был назначен Марко Веньери, а Антикифира была передана семье Вьяро. Марко Веньери также получил земли на Крите, где предпочитал жить, а его власть на Кифире оставалась чисто номинальной. Его сын Бартоломео I Веньери упрочил свое положение, женившись в 1238 г. на дочери Николая Эвдемонояннида. В 70-х гг. XIII в. Кифира и Антикифира были возвращены в состав визант. владений вел. дукой Ликарием. К управлению Кифирой вернулись Эвдемоноянниды. В 1309 г. представитель этой семьи Вериолас выдал свою дочь замуж за Бартоломео II Веньери (правнука Марко Веньери), передав ему остров в качестве приданого. Кифира управлялась родом Веньери до 1504 г. (по устаревшим сведениям до 1530), за исключением 1364-1384 гг., когда венецианцы отстранили от власти Пьетро Веньери за участие в восстании на Крите и назначали правителями Кифиры кастелланов, но потом вернули остров во владение сыновьям Пьетро Веньери.

http://pravenc.ru/text/1841167.html

еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы ( Darrouz è s. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский , описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3). Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество , был проведен в Н. по решению августы св. Ирины , к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Уникальные сведения о святынях и храмах И. Ф. содержатся в Житиях прп. Парфения, еп. Лампсакского (IV в.), и прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.), происходившей из дер. Фракокрина (Авидины) близ И. Ф. (см. подробнее в разделе «Христианские памятники»). Из Жития прп. Елисаветы явствует, что из мощей мц. Гликерии в И. Ф. осталась только ее честная глава ( Halkin. 1973. P. 253-254; с VIII в. появляются известия о местонахождении тела этой святой на о-ве Лемнос). В 475 г. в И. Ф. имп. Василиск (475-476) начал восстание против имп. Зинона. В 515 г. имп. Анастасий I собирался созвать в И. Ф. Собор с участием папы Римского свт. Гормизда , к-рый соглашался прибыть на Собор при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов. Однако позднее Анастасий отказался от намерения проводить Собор. В 518 г., после смерти Анастасия, был созван Собор в К-поле под председательством митр. Феофила Ираклийского, на к-ром был отменен «Энотикон» и анафематствован Севир Антиохийский. В VI в. растущее давление различных племен варваров на Балканы привело к постепенному упадку городской жизни в И. Ф. и к падению ее значения как церковной кафедры. Историк Прокопий Кесарийский отмечал, что во времена имп. Юстиниана I (527-565) И. Ф. стала «почти необитаемой». «То же самое сделало время и с находящимся там дворцом, бывшим в высшей степени замечательным». Император соорудил новый водопровод и отстроил город ( Procop. De aedificiis. IV 9. 14-16). В 591 г. в И. Ф. прибыл имп. Маврикий, по приказу к-рого был восстановлен храм с гробницей мц. Гликерии, разрушенный в предшествующие годы во время нападения аваров. В 610 г. гробницу святой посетил имп. Ираклий. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Ираклийская митрополия устойчиво занимает 3-е место после Кесарии Каппадокийской и Эфеса. Исключение представляют Тактикон имп. Льва III Исавра, в к-ром Ираклийская митрополия занимает 4-е место, уступив Кипрской архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Учительное Евангелие Константина Преславского. XII в. (ГИМ. Син. 262) Учительное Евангелие Константина Преславского. XII в. (ГИМ. Син. 262) В отношении внутреннего управления болг. архиепископ был независим, лишь формально признавая юрисдикцию К-польского Патриарха. Избирался архиепископ Собором епископов, по всей видимости, даже без утверждения его К-польским Патриархом. Решение К-польского Собора 879-880 гг. не включать Болгарию в списки епархий К-польской Патриархии фактически закрепляло за архиепископом Болгарии права автономии. По своему положению в визант. церковной иерархии предстоятель БПЦ получал независимый статус. Особое место, к-рое занимал болг. архиепископ среди глав др. Поместных Церквей, засвидетельствовано в одном из списков епархий Константинопольского Патриархата (X в.), где он вместе с архиепископом Кипрским поставлен вслед за 5 Патриархами перед митрополитами, подчиненными К-полю ( Darrouz è s. Notitiae. N 8. P. 290). Базилика св. Ахиллия на оз. Малая Преспа. Кон. Х — нач. XI в. Базилика св. Ахиллия на оз. Малая Преспа. Кон. Х — нач. XI в. После 870 г. одновременно с созданием Болгарской архиепископии началось и формирование подчиненных ей епархий. Количество созданных в Болгарии епархий и местоположение их центров не поддается точному определению, но, несомненно, их было множество. В письме папы Иоанна VIII кн. Борису от 16 апр. 878 г. упоминается еп. Сергий, кафедра к-рого была расположена в Белграде. На К-польском Соборе 879-880 гг. присутствовали представители БПЦ - епископы Гавриил Охридский, Феоктист Тивериопольский, Мануил Проватский и Симеон Девельтский. Рукоположенный во епископа ок. 893 г. свт. Климент Охридский возглавил первоначально 2 епархии - Драгувития и Велики, а позже под его духовный надзор была передана треть Болгарской державы (Экзархат юго-зап. земель). Между 894 и 906 гг. епископом Преслава стал один из крупнейших болг. церковных писателей Константин Преславский . Вероятно, после 870 г. были восстановлены и епархии, существовавшие на Балканском п-ове до заселения его слав. племенами, с центрами в Средеце, Филиппополе, Дристре и др. Папа Иоанн VIII в письмах в Болгарию утверждал, что болг. епархий стало так много, что их количество не сообразуется с нуждами Церкви (ЛИБИ. Т. 2. С. 145).

http://pravenc.ru/text/149675.html

в К-поль на Собор, а кто имел звание лишь титулярного епископа и постоянно жил в К-поле. Если предполагать, что большинство епископов все же исполняли свои обязанности на местах, то значит, что к кон. VII в. правосл. Церковь еще сохраняла в основном свою иерархию в К. Но в VIII-IX вв. о Православии в К. не известно ничего, кроме одного упоминания митр. Иоанна Помпейопольского. Не позднее нач. X в. Исаврия, бывшая еще под властью мусульман, была включена в нотиции К-польского Патриархата как митрополия, находящаяся в юрисдикции К-поля ( Darrouz è s. Notitiae. P. 72, 283, 337, 362). Второе византийское правление (сер. X - сер. XII в.) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) К кон. 50-х гг. X в. византийцы, наступая на юг с Армянского нагорья, отвоевали ряд областей Сев. Месопотамии. Их вторжения в Равнинную К. в это время стали еще более решительными. Мусульм. гос-ва региона, прежде всего эмират Алеппо (Халеб) во главе с Сайфом ад-Даулой, обладали лишь ограниченными силами для сдерживания византийцев. В 959 г. стратиг Лев Фока захватил и разграбил Иринуполь, после чего начал осаду Аназарва. Несмотря на упорное сопротивление и спешный ремонт стен, в 962 г. Аназарв был взят войсками Никифора Фоки (император в 963-969), после чего византийцы овладели еще неск. десятками мелких крепостей К. В 963-964 гг. Иоанн Цимисхий (император в 969-976) захватил Адану, Мопсуестию и ряд др. городов К. В 965 г. сдался Тарс, после чего вся область надолго перешла под контроль Византии. В 969 г. византийцы взяли Антиохию и до кон. 70-х гг. X в. продолжали активное наступление в Сирии, Палестине и Месопотамии. Византийцы распространили на К. свою систему военных округов - фем, к-рая уже не соответствовала прежнему делению провинций и церковных митрополий. По византийским печатям X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Среди участников заседаний Синода в кон. XIII-XIV в. были Херсонские митрополиты Феофан (1290), неизвестный (1304), Иеремия (1338), Кирилл (1347-1351) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 164; Богданова. Церковь Херсона. 1991. C. 22-23). Повышенное внимание К-польской Патриархии к делам епархий К. в кон. XIII-XIV в. демонстрирует стремление столицы сохранить влияние на полуострове в эпоху господства здесь Золотой Орды и итальянский факторий и, как следствие этого, быстрое распространение ислама и католичества. В 1223 г. в К. вторглись монголо-татары, к-рые после победы над половецко-рус. войском на р. Калке разорили Сугдею. С кон. 30-х гг. XIII в., после походов Батыя, монголам подчинились половцы и степной К. вошел в состав Монгольской империи, а затем Золотой Орды в качестве ее улуса. В татар. бейликах К. рано проявились сепаратистские настроения по отношению к Большой Орде. Уже в 70-х гг. XIII в. К., как и большая часть степного Сев. Причерноморья, стала владением беклярбека Ногая, к-рый правил фактически независимо от Орды и вел борьбу за возведение на ханский трон своих ставленников. После гибели Ногая ок. 1300 г. К. вновь был включен в состав ордынских владений. Ставка ордынских наместников в К. находилась в г. Кырым (Солхат; ныне Ст. Крым). Вид Генуи и ее флота. Копия с рисунка 1481 г. Худож. Кристофоро де Гасси (Морской музей Галата, Генуя) Вид Генуи и ее флота. Копия с рисунка 1481 г. Худож. Кристофоро де Гасси (Морской музей Галата, Генуя) С 1261 г. основным конкурентом Венеции в черноморской торговле вновь была Генуя. Генуэзцы поддержали освобождение К-поля византийцами и получили от визант. имп. Михаила VIII Палеолога исключительные торговые привилегии. В 1266 г. с разрешения ордынцев они основали портовый г. Каффа (Кафа) на месте древнего аланского поселения Ардабда (ныне Феодосия). Генуэзцы получали право свободно торговать в Орде с обязанностью платить пошлины. В 1290 г. все генуэзские фактории были объединены под управлением консула, к-рый находился в Каффе; жизнь города была организована на основе устава самоуправляющейся городской коммуны. Конкуренция венецианцев и генуэзцев привела к торговой войне в 1294-1299 гг., из которой генуэзцы вышли победителями; активность венецианцев была резко ограничена. Постепенно все побережье Чёрного м., в т. ч. юж. берег К., покрылось сетью генуэзских факторий. К 30-м гг. XIV в. среди них находились Воспоро (Черкио; ныне Керчь), с 1357 г.- Чембало (Ямболи; ныне Балаклава); в 1365 г. генуэзцы захватили бывш. венецианскую факторию Солдайю (Судак). Побережье К. от Фороса до Алушты было объединено генуэзцами под управлением капитанства Готия.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002   003     004    005    006    007    008