Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI - 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича , одного из соправителей Киева и Киевского княжества. Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой - Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογρδων, др. греч. название - Ασπρκαστρον τ μγα) названа первой перед Новгородом ( Darrouz è s. Notitiae. N 12; cf. N 17). Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов - Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II . Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

http://pravenc.ru/text/77864.html

Согласно имп. Константину VII Багрянородному (913-959), маниоты (жители М.) во главе с назначаемым Византией архонтом ежегодно выплачивали 400 номисм ( Const. Porphyr. De adm. imp. 50, 79-82), что служило знаком их подчинения империи и обеспечивало относительную автономию и более гибкую связь с центральной властью. Проблема христианизации М. занимала исследователей с нач. ХХ в. Сообщение имп. Константина VII Багрянородного о том, что маниоты стали христианами только в IX в., при имп. Василии I Македонянине (Ibid. 50, 71-76), стало предметом дискуссии. Совр. исследователи пришли к выводу, что христианизация Меса-Мани в ранневизант. период захватила только прибрежные районы и ограничивалась чужеземцами и небольшим числом местных жителей в портах. Внутренние области, где отсутствуют раннехрист. археологические находки, возможно, оставались языческими до IX в., когда при имп. Василии I началось распространение христианства по всему полуострову ( Γκιολς. 1984-1985 . Σ . 81-85; Ιστορες θρησκευτικς πστης στη Μνη. 2005. Σ . 22-23). Пелопоннес с митрополией в Коринфе относился к Вост. Иллирику и подчинялся Риму до 732/3 г., а затем перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Между 901 и 907 гг. впервые упоминается в нотициях Майнская епископия, подчиненная Коринфской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 282. N 7). В средние века Военным и адм. центром п-ова Мани являлась крепость Майна, к-рая отождествляется исследователями с замком на мысе Тигани. Эпиграфические данные подтверждают присутствие на Тигани имп. флота, контролировавшего морские пути в период конфликтов с базировавшимися на Крите арабами ( Avraméa. 1998. P. 56). Успешный поход в 961 г. имп. Никифора II Фоки на Крит против арабов и последовавшее за этим прекращение их пиратских нападений в Эгейском м. привели к экономическому развитию Пелопоннеса и процветанию торговли на полуострове. Во 2-й пол. Х в. решающее значение для развития этого региона имело присутствие в юж. части Пелопоннеса прп. Никона Метаноите , происходившего из М.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Во 2-3-й четв. IV в. К. К. была митрополией Понтийского диоцеза, занимавшего ок. половины территории М. Азии. Именно здесь был поставлен 1-й епископ Армянской Церкви - свт. Григорий Просветитель (возможно, в 314), а также его родственники-преемники (по меньшей мере до епископства свт. Василия Великого). В К. К. проходили антиарианские Соборы в 318, 358 и 371 гг. С 372 г. К. К.- митрополия пров. Каппадокия Первая с 5 суффраганами: Василика-Ферма, Камулиана, Кискисс, Нисса и Феодосиополь. После вхождения в состав К-польского Патриархата К. К. стала первопрестольной митрополией, что отражено в 1-й нотиции ( Darrouz è s. Notitiae. P. 204). В нач. Х в., согласно 7-й нотиции (Ibid. P. 274), добавились следующие суффраганы: Эполии, Арагена, Ариарафия (позднее вернулась в Мелитинскую митрополию), Дасмендрон, Эваисса, Агиос-Прокопиос, Севериада, Сириха, Совес и Цаманд; с XIV в. в состав митрополии вошел Тамис. В том же веке митрополиту К. К. были переданы во временное управление запустевшие церковные территории М. Азии: в 1327 г.- митрополии Севастии Армянской, Евхаиты, Икония, Мокисса и архиепископия Назианза; в 1365 г.- те же, кроме Евхаит; в 1370 г.- Тианы и Мокисса, а Назианз был окончательно присоединен к К. К. ( Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 143-144, 468, 536-538). С 1922 г. К. К. стала титулярной кафедрой. На I Вселенском Соборе в Никее (325) К. К. представляли митр. Леонтий и его будущий преемник Ермоген, переписывавший текст Символа веры. К сер. IV в. в К. К. сложилась большая христ. община, ее членами были в т. ч. и знатные горожане, и многочисленные представители духовенства (нек-рые из них занимались ремеслом). С июня 370 по 1 янв. 379 г. кафедру К. К. занимал свт. Василий Великий. При нем за городом была построена Василия - квартал благотворительных заведений, включавший столовую, больницу и приют. Этот квартал также называли Новым городом. В нем свт. Василий, вероятно, и был погребен. Ок. 393 г. Василию посещал св. Гауденций , еп. Бриксии (Брешиа, Италия). Видимо, именно в К. К. была создана Литургия свт. Василия Великого, который отредактировал анафору Божественной литургии, совершавшейся в церквах К. К. Во времена свт. Василия в городе был известен суточный круг богослужений, состоявший из полунощницы, утрени, малых часов и вечерни. В К. К. были составлены в виде ответов на частные вопросы мн. дисциплинарные правила, введенные свт. Василием. Чтецом у свт. Василия служил свт. Евагрий Понтийский .

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Первым митрополитом Тырновской епархии в составе К-польского Патриархата стал Игнатий, бывш. митр. Никомидийский: его подпись стоит 7-й по счету в списке представителей греч. духовенства на Флорентийском Соборе 1439 г. В одном из списков епархий К-польского Патриархата сер. XV в. Тырновский митрополит занимает высокое 11-е место (после Фессалоникийского); ему подчинены 3 епископских кафедры: Червен, Ловеч и Преслав ( Darrouz è s. Notitiae. N 21. P. 419-421). До сер. XIX в. Тырновская епархия охватывала большую часть земель Сев. Болгарии и простиралась на юг до р. Марица, включая районы Казанлыка, Стара- и Нова-Загоры. Тырновскому митрополиту были подчинены епископы Преславский (до 1832, когда Преслав стал митрополией), Червенский (до 1856, когда Червен также был возведен в ранг митрополии), Ловчанский и Врачанский. Рильский мон-рь Рильский мон-рь К-польский Патриарх, считавшийся верховным представителем перед султаном всех правосл. христиан (миллет-баши), обладал широкими правами в духовной, гражданско-правовой и экономической сферах, но оставался под постоянным контролем османского правительства и нес личную ответственность за лояльность своей паствы власти султана. Церковное подчинение К-полю сопровождалось усилением греч. влияния в болг. землях. На кафедры назначались архиереи-греки, к-рые в свою очередь поставляли в мон-ри и приходские храмы греч. священнослужителей, следствием чего стала практика проведения богослужений на греч. языке, непонятном большей части паствы. Церковные должности нередко занимались при помощи крупных взяток, на местах церковные налоги (известно свыше 20 их видов) взимались произвольно, нередко насильственными методами. В случае отказа в выплатах греч. иерархи закрывали церкви, анафематствовали непокорных, представляли их османским властям как неблагонадежных и подлежащих переселению в др. местность или взятию под стражу. Несмотря на численное превосходство греч. духовенства, в ряде епархий местное население сумело сохранить настоятеля-болгарина. Мн. мон-ри (Этропольский, Рильский, Драгалевский, Куриловский, Кремиковский, Черепишский, Гложенский, Кукленский, Эленишский и др.) сохранили церковнослав. язык в богослужении.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Последний регион - Саленто. Со времени своего основания калабрийская митрополия Санта-Северина подчинялась престолу Галлиполи, к-рый еще долгое время оставался греч. и после норманнского завоевания. Перед падением визант. господства к ним присоединился Палеокастрон (Кастро) ( Darrouz è s. Notitiae. N 10). С др. стороны, Лечче была греч. епархией и не исключено, что 2 еп-ства ниже Саленто - Удженто и Алессано (Левка) - были основаны незадолго до падения визант. власти в регионе. Отранто оставалось вне этой системы: оно было автокефальным с 968 г., и местный митрополит ставил новых епископов на границе Апулии и Лукании (Гравина, Матера, Ачеренца, Трикарико, Турси). Напротив, в 1-й пол. XI в. известно неск. епископов-греков, с одной стороны в Таранто, с др.- в принципате Салерно. Они исчезают к сер. XI в. Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) На основании подписей в актах церковных Соборов известны нек-рые имена греч. епископов Калабрии и Саленто. Так, митр. Ипатий из Отранто присутствовал в 1054 г. на Соборе в К-поле, когда Патриарх Михаил I Кируларий анафематствовал легатов папы Льва IX , и, возможно, в 1066 г. в синоде Патриарха Иоанна VIII Ксифилина ; еп. Стефан из Реджо посещал К-поль в 1032 и 1039 гг.; митрополиты Василий и Иоанн из Санта-Северины подписывали документы в X и XI вв., так же как и митрополит Отранто. Единственный епископ, житие к-рого дошло до нас,- Лука, родом из юж. Калабрии, занимал кафедру в Капо-Риццуто в кон. XI в. Он проповедовал в своей епархии и на Сицилии, полемизировал с латинянами по вопросам церковной дисциплины. В то же время Лука из Бовы прославился как автор гомилий. Частноправовые акты дают нек-рые сведения о составе кафедрального клира, гл. обр. в Калабрии. Кроме протодиакона и протоиерея (протопапаса) в Санта-Северине известен доместик кафедрального собора, в Оппидо имелись примикирий, кимилиарх или скевофилак, канстрисий, кувуклисий, священник иеромнемон; в Реджо - примикирий, диакон-хартофилакс, лаосинакт. В этой митрополии получает владения «Великая Церковь»; кроме того, диаконат сообща пользуется нек-рыми владениями. Подобная организация во многом повторяет структуру патриаршего ведомства К-поля.

http://pravenc.ru/text/372678.html

регион Мелитины, преимущественно его монастыри, стал центром подъема сиро-яковитской культуры, письменности и самосознания. Упадок яковитской традиции в К. начался лишь после нашествия монголов в 1243 г. К кон. XIII в. 7 яковитских городов близ Мелитины, в т. ч. Арка, Губос и Калудия, были разрушены. Резиденция яковитских патриархов была перенесена в Сис в Киликийской Армении; последним известным яковитским епископом Мелитины в 1293 г. был некий Константин (TIB. Bd. 2. S. 118-120). Эмир Василеос Гиоргюп. Ктиторский портрет в росписи ц. вмч. Георгия Победоносца в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Положение церковных общин и кафедр в К. в XIV в. частично восстанавливается по сохранившимся актам Соборов К-польской Церкви и нотициям. В целом судьба кафедр К. была типична для визант. церковных структур всей М. Азии, постепенно попадавших в сферу влияния тюрок-мусульман. С уничтожением визант. адм. структур на этой территории Церковь осталась единственным организующим началом для греч. и арм. населения. Вместе с тем лишенные привычной гос. поддержки и подвергающиеся давлению иноверцев церковные институты неизбежно постепенно приходили в упадок. Так, в 17-й нотиции, составленной в правление имп. Андроника II (1282-1328), ряд важных кафедр М. Азии был понижен в общей иерархии митрополий ( Darrouz è s. Notitiae. P. 393-403). Севастию перевели с 11-го места на 14-е, Мелитину - с 13-го на 16-е, Тиану - с 14-го на 17-е, Иконий - с 24-го на 29-е, Мокисс - с 29-го на 36-е, Назианз - с 72-го на 88-е. Вероятно, уже к нач. XIV в. большинство провинциальных общин в К. находилось в тяжелом положении. Соборным актом 1327 г. под управление митрополита Кесарии временно передавались митрополии Севастии, Икония, Мокисса и Евхаиты (RegPatr, N 2133) ввиду невозможности замещения этих кафедр. Т. о., территория, где до XII в. находились 5 митрополий и 29 епископских епархий, теперь окормлялась лишь одним архиереем. В 1365 г. права Кесарии на управление этими епархиями были вновь подтверждены с добавлением к ним митрополии Назианза (RegPatr, N 2484, 2486, 2487).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Высокое положение Церкви К. нашло подтверждение на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. По итогам Собора имп. Феодосий I издал эдикт, в котором перечислялись хранители православной веры на Востоке Римской империи,- к этим наиболее авторитетным епископам следовало обращаться за решениями, если возникали нестроения. Епископы Евладий Кесарийский и свт. Григорий Нисский из К. были названы таковыми для всего диоцеза Понт ( Greg. Nyss. Ep. 1. 31; Sozom. Hist. eccl. VII 9). На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) присутствовало 14 епископов из бывш. Б. Каппадокии (Кесария, Тиана, Мелитина, Нисса, Василика-Ферма, Кивистра, Колония, Назианз, Парнасс, Арависс, Арка, Ариаратея, Комана, Кукус). В это время весь регион К. окончательно переходит в юрисдикцию К-польского Патриархата, а митрополичья кафедра Кесарии ввиду ее особого значения в церковной истории получает ранг первопрестольной. С нач. V в. резко сужается круг письменных источников, позволяющих реконструировать подробности церковной истории К. С этого времени регион сильно пострадал от нападений исавров, цаннов, гуннов-сабиров (нач. VI в.). В К. прекратилась активная богословская и лит. деятельность, прославившая ее в предшествующий период. Но тем не менее в V-VI вв. продолжилось церковное развитие, о чем можно судить по нек-рым сохранившимся или исследованным археологами храмам этого периода. О состоянии монашества в ранневизантийский период в К. практически ничего не известно. С V в. и на протяжении почти всего позднейшего византийского тысячелетия единственными надежными источниками сведений о положении Церкви К. служат акты церковных Соборов со списками участвовавших в них иерархов, а также нотиции К-польского Патриархата, представляющие собой перечни действующих церковных кафедр разного времени. 1-я нотиция К-польского Патриархата (VII-IX вв., старейший сохранившийся перечень визант. епархий) на 1-е место в числе митрополий, подчиненных К-полю, ставит К. с центром в Кесарии. Армения Первая (Севастия) стоит на 11-м месте; Армения Вторая (Мелитина) - на 13-м; Каппадокия Вторая (Тиана) - на 14-м; Каппадокия Третья (Мокисс) - на 26-м. Митрополии Кесарии подчинялись 5 епархий: Василика-Ферма, Нисса, Камулиана, Кискисс, а также Феодосиополь (ныне Эрзурум, вероятно титулярно). Армения Вторая (Мелитина) состоит из 5 епархий: Арка, Кукус, Арависс, Ариарафия и Команы. В Армении Первой (Севастия) - также 5 епархий: Севастополь, Никополь, Сатала, Колония, Верисса. В Каппадокии Третьей (Мокисс) - 4 епархии: Назианз, Колония, Парнасс и Доара ( Darrouz è s. Notitiae. P. 204-215). Этот перечень воспроизводит структуру церковных епархий К., сохранявшуюся с VI по IX в. (TIB. Bd. 2. S. 114).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРТИНСКАЯ И МЕГАЛОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γρτυνος κα Μεϒαλοπλεως], епархия Элладской Православной Церкви. Мегалополь (совр. Мегалополи) был основан в 370 г. до Р. Х. и являлся одним из крупнейших городов в исторической обл. Аркадия на Пелопоннесе. Епископская кафедра существовала в Мегалополе уже в V в. Возникший в визант. период г. Христиануполь принято считать преемником античного Мегалополя, хотя археологами высказывались и др. мнения (напр., об отождествлении Христиануполя с совр. городком Христиани). В кон. XI в. Христиануполь становится митрополией ( Darrouz è s. Notitiae. P. 344). В это время был возведен собор в честь Преображения Господня, архитектурный тип к-рого близок к архитектурному типу кафоликонов Осиос Лукас и Дафни. Гортина (Гортиния), город к северу от Мегалополя, переживала расцвет в IV в. до Р. Х. На месте древнего города сохранились развалины 2 крепостных сооружений и святилища Асклепия, а также храм ап. Андрея, построенный в кон. Х в. на месте здания рим. эпохи. В средние века Гортина входила в состав Лакедемонской митрополии, а Христиануполь являлся кафедрой Христианупольской митрополии (в к-рую входили Фанарийская, Каритенская и Леондарийская епархии). В дек. 1833 г. Мегалопольская епархия была слита с вновь образованной Мантинийской епископией, а Гортинская разделена на 2 епископии - Эримантийскую с кафедрой в Димицане и собственно Гортинскую с кафедрой в Каритене. Вскоре после ухода на покой Гортинского еп. Прокопия обе части объединились в Гортинскую епархию. В 1852 г. Гортинская и Мегалопольская епархии были объединены в Гортинскую и Мегалопольскую епископию, к-рая в 1922 г. была возведена в ранг митрополии. Кафедра находится в Димицане (собор освящен во имя мц. Кириакии), зимняя резиденция митрополита - в Мегалополи. В наст. время в епархии 146 приходских храмов, 100 парекклисионов, 518 экзокклисионов (церквей и часовен в сельской местности), 146 кладбищенских храмов, 20 монастырских церквей.

http://pravenc.ru/text/166277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИТОЛА Бúтола [македон.; болг. Битоля, Манастир; серб. греч. Μοναστριον], второй по величине город Республики Македонии, находится на Пелагонийской равнине у подножия горы Пелистер (2601 м). Древнейшее поселение на этом месте датируется сер. V тыс. до Р. Х. Б. возникла как крепость рядом с развалинами античного г. Гераклея Линкестидская (Heraclea Lyncestis, Heraclea Pelagoniae; основана в 359 г. до Р. Х. македон. царем Филиппом II), расположенной на рим. дороге Виа Эгнатия. Из общественных сооружений сохранились театр (II в.), термы (нач. IV в.), форум и портик дикастирия (нач. II в.). В ряде рим. и визант. источников город также называется Пелагония (Πελαγονα) и Бутелион (Butelion). Битола. Малая базилика. Кон. IV в. Битола. Малая базилика. Кон. IV в. В IV в. по Р. Х. Гераклея становится епископской кафедрой (первое упоминание Евагрия, епископа Гераклеи, встречается в актах Сардикийского Собора 343 г.). Гераклея (Ираклия, Пелагония) находилась в подчинении архиепископа Фессалоники, центра епархии Первая Македония ( Darrouz è s. Notitiae. N 3). Археологами открыты остатки епископской резиденции (IV в.), Малой базилики (кон. IV в.) и Большой базилики (кон. V в.), украшенные напольными мозаиками. Мозаики Большой базилики (V-VI вв.) являются уникальными: они покрывают площадь ок. 100 кв. м, композиция в нартексе изображает христ. модель мироздания (Царство Небесное, рай, земля и вода). Город был разграблен в 472 и 479 гг. Теодорихом, но затем восстановлен. В правление визант. имп. Юстиниана I вне городских стен была воздвигнута огромная церковь, названная археологами Кладбищенской базиликой, т. к. рядом были обнаружены раннехрист. захоронения. После нашествия аваров и заселения этой местности в кон. VI-VII в. слав. племенами драгувитов и верзитов Гераклея приходит в запустение. Первое упоминание Б. относится к X в. По одной версии, название происходит от старослав. слова «обитель», по др.- от древнего названия этого города Бутелион. При царе Самуиле (997-1014) Б. становится важным стратегическим центром Болгарской державы и епископской кафедрой. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной в столице Самуила Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Битольской епархии. Сын Самуила Гавриил Радомир перенес свою резиденцию в Б. В 1015-1016 гг. болг. царем Иваном Владиславом там была воздвигнута новая крепость.

http://pravenc.ru/text/149239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН († после 1154, Киев?), еп. Юрьевский (Каневский) (см. Юрьевская на реке Рось епархия ). Сведения о Д. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. в составе Ипатьевской летописи и Московском летописном своде кон. XV в. Очевидно, архиерей был поставлен ранее 1145 г.: в этом году Киевский митр. Михаил уехал в К-поль и рус. епископы, в т. ч. Д., дали ему «рукописание», что не станут без митрополита «в Святей Софьи служити». В 1147 г., выполняя приказ вел. кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , вместе с др. 6 южнорус. епископами Д. приехал в Киев для участия в Соборе, целью к-рого было поставление на Киевскую митрополию зарубского схимника и книжника Климента Смолятича , состоявшееся 27 июня. Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) В 1154 г., после того как в битве под г. Белая Вежа войска правившего в Киеве смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича потерпели поражение от войск черниговского кн. Изяслава Давидовича и кн. Глеба Юрьевича, в союзе с к-рыми выступили половцы, киевляне, опасаясь захвата города половцами, послали Д., находившегося в то время в Киеве, звать на княжение Изяслава Давидовича. Благодаря посредничеству Д., к-рого летописец уже титулует Каневским, передача власти в Киеве прошла мирно. По мнению Я. Н. Щапова , миссия Д. в 1154 г. говорит «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Изменение титула Д. между 1147 и 1154 гг. свидетельствует о переносе епархиального центра в этот период с верховьев Роси в ее низовье, в Канев, что может быть связано с усилением опасности со стороны степи в эти годы. В визант. перечне рус. епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367. Note 768).

http://pravenc.ru/text/168776.html

   001   002     003    004    005    006    007    008