В рассуждениях о едином и начале Н. К. опирается на комментарий Прокла к диалогу Платона «Парменид» и др. философские сочинения платоников. Под влиянием Прокла Н. К. предлагает радикальное прочтение отрицательной теологии: «До сущего - не-сущее, до разума - не-разум, до всего выразимого - невыразимое»; поскольку Бог как «превознесенное начало» (principium superexaltatum) не есть ничто из начавшегося от Него, отрицание «лучше» и «выше» утверждения, к-рое рождается из отрицания (см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 10. Fasc. 2b. P. 47-50). Несмотря на все заявления о невыразимости и неименуемости единого начала, в триадологических построениях трактата Н. К. стремится доказать, что происхождение Сына от Отца не препятствует тому, чтобы Сын был началом в той же мере, в какой Отец. Если в чувственном мире происходящее от к.-л. начала (principatum) вторично по отношению к нему и возникает позже него, то в бесконечном мире божественной жизни Сын как «начало от начала» (principium de principio) равен Отцу и Св. Духу. Т. о., в сравнении с предшествующими сочинениями Н. К. меняет лишь рассматриваемые понятийные наименования Бога, тогда как способ обоснования основной идеи остается прежним: Бог един, Лица Св. Троицы отображают вечные модусы бытия Бога, они не разделяются, но существуют в абсолютном единстве вследствие самотождественности и бесконечности Бога. Идеи Прокла и других античных философов с «исправлениями» встраиваются в упрощающую и христианизирующую их интерпретацию трансцендентного единства, где вследствие абсолютизации божественной бесконечности, в к-рой все совпадает, оказываются сняты любые противоречия между единством и множественностью. 18. «О возможности-бытии» (Trialogus de possest; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 1973. Vol. 11. Fasc. 2; рус. пер.: Лосев. 2016. Т. 1. С. 635-678 ред., 30-е гг. XX в.]; С. 151-182 ред., 1937]; С. 226-256 ред., 1980]=Соч. 1980. Т. 2. С. 137-181), 1-е сочинение группы диалогов 60-х гг. XV в., завершено во 2-й пол. февр. 1460 г. (анализ содержания см.: Лосев.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

изд.: Nicol. Cus. Opera. 1932, 20072. Vol. 2; рус. пер.: Соч. 1980. Т. 2. С. 7-32), сочинение в форме диалога, завершено 9 окт. 1449 г. (обзор содержания см.: Senger. 2017. S. 48-49). Н. К. отвечает на трактат Й. Венка «О непознанном учении», в к-ром с позиций аристотелевско-альбертистской схоластики были подвергнуты критике философский метод Н. К. в целом и мн. частные положения соч. «Об ученом незнании». Ответ имеет косвенный характер, т. к. диалог не адресован самому Венку, а представляет собой беседу наставника (т. е. Н. К.) с преклоняющимся перед его мудростью верным учеником; ученик зачитывает наставнику отрывки из трактата Венка, а наставник комментирует их, причем само повествование ведется от имени ученика. Выбор такой формы свидетельствует о желании Н. К. не вступать в прямую дискуссию с Венком, а представить себя в позиции авторитетного учителя. Намерение оказать воздействие на противника собственным церковным авторитетом отражается и в общем иронично-снисходительном тоне диалога, и в помещении в текст прямых указаний на то, что Н. К. является кардиналом ( Nicol. Cus. Opera. 2007. Vol. 2. P. 1) и другом папы Римского Николая V (Ibid. P. 10). С содержательной т. зр. диалог делится на 3 смысловых раздела: 1) ответ на методологические обвинения, в к-ром Н. К. объясняет смысл понятий «ученое незнание» и «совпадение противоположностей»; 2) ответ на обвинение в еретическом отождествлении Бога и творения; 3) краткое рассмотрение некоторых частных замечаний Венка. Главным способом подтверждения собственной правоты для Н. К. в диалоге становятся ссылки на концепции и изречения древних философов и церковных писателей. Центральное место среди привлекаемых Н. К. авторитетов занимают «Ареопагитики». Входящие в этот корпус трактаты Н. К. считал подлинными сочинениями сщмч. Дионисия Ареопагита и ссылками на них он подтверждал все основные положения собственного учения. Н. К. отмечает, что именно в «Ареопагитиках» представлена наиболее глубокая и точная христ. «мистическая теология», к-рой он точно и верно следует, поэтому все мнимые ереси и противоречия, будто бы найденные Венком в соч.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Пс.118:41.   И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему. Пс.118:42.   И отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. Цель милости Божией — «спасение» наше; поэтому прилично молиться прежде о «милости» , от которой зависит наше «спасение» . Приобретший «милость» имеет также дерзновение против тех, которые поносят и восстают на него (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Феодор, Иларий). Пс.118:43.   И не отьими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. Пс.118:44.   И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. Молящемуся ничего более не нужно, кроме этого. А если впадает кто в какой-либо грех, у того отнимается слово «истины» не только из уст, но и из сердца. Ибо драгоценна «истина» , как и Сам Христос сказал: «Аз есмь истина и живот» (Ин. 14:6) (Епифаний, Златоуст, Анфим). Пс.118:45.   И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках. Пс.118:46.   И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся. Это небоязненное свидетельство истины Божией. Если даже «пред цари» , то о других прочих и говорить нечего. Жизнь по «заповедям» Господним производит дерзновение: пример которому представляет сам Давид. До грехопадения он очень свободно беседовал с Саулом; после же грехопадения — убегая даже от своего сына, восставшего против него, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.118:47.   И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. Пс.118:48.   И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. С «поучением» Давид соединял и делание «заповедей» , показав горячую любовь к ним в том, что непрестанно «глумляхся» , т.е. углублялся в них (Златоуст). Пс.118:49.   Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. Пс.118:50.   То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Когда Бог дал закон, то хранящим его обещал Свою милость, а преступникам угрожал наказанием (см. Исх. 20:5—6). Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил Свои обещания, на которые повелел возлагать «упование» . Ибо именно «упование» — «то (мя) утешило» во всех бедствиях. В какой мере возрастает Божие слово в душе человека, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, чтобы жить добродетельно (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

г. Флеммингтон (Flemmington) Церковь во имя святого Саввы (СПЦ) Адрес: 34 Hampstead Road, FLEMMINGTON NSW 2140. Настоятель: протоиерей Владислав (Дордевич). Телефон: + 61 (2) 9681 5757. Северная Территория (Northern Territory) г. Дарвин (Darwin, столица территории) Миссионерское подворье святого Саввы Сербского (СПЦ) Адрес: P.O. Box 711 KARAMA Darwin NT 0812. Настоятель: иерей Радомир (Алексич). Телефон: + 61 (8) 8872 3540. Квинсленд (Queensland) г. Брисбен (Brisbane, столица штата) Свято-Никольский собор (РПЦЗ) Адрес: 344 Vulture Street Woolloongabba QLD 4152. Настоятель: протоиерей Гавриил (Макаров). Телефон: + 61 (7) 3341 8881. Свято-Никольский храм (СПЦ) Адрес: 243-247 Valture Street, SOUTH BRISBANE QLD 4104. Настоятель: протоиерей Милан (Цветкович). Телефон: + 61 (7) 3844 3092. Свято-Благовещенская Церковь (ПЦА) Адрес: 163 Park Rd, Woollongabba/Brisbane, QD 4102. Телефон: + 61 (7) 266 3274. Служат на английском и церковнославянском г. Голд-Кост (Gold Coast) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (СПЦ) Адрес: 114-118 Allied Drive, ARUNDEL QLD 4214. Настоятель: протоиерей Душан (Стефанов). Телефон: + 61 (7) 5594 6456. Южная Австралия (South Australia) г. Аделаида (столица штата) Храм во имя святого Саввы (СПЦ) Адрес: Mary Street, HINDMARSH Adelaide SA 5007. Настоятель: протоиерей Славко (Касикович). Телефон: + 61 (8) 8346 3580. Церковь во имя святой Параскевы (Петка) (БПЦ) Адрес: 1 Merlin Rd., Fulham 5024 S.A. Adelaide, SA. Настоятель: протоиерей Тодор (Попов). Телефон: + 61 (8) 8445 7771. г. Уэйвилл (Wayville) Свято-Никольская церковь (РПЦЗ) Адрес: 41-42 Greenhill Road, Wayville SA 5034. Настоятель: протоиерей Владимир (Дедухин). Телефон: + 61 (8) 8271 2653. о. Тасмания (Tasmania) г. Хобарт (Hobart, столица штата) Храм в честь Воздвижения Креста Господня (РПЦЗ) Адрес: 3 Augusta Road, Lenah Valley TAS 7008. Настоятель: протоиерей Михаил (Протопопов). Телефон: + 61 (3) 9706 3122. Виктория (Victoria) г. Мельбурн (Melbourne, столица штата) Свято-Троицкий приход (РПЦ МП)

http://pravoslavie.ru/2829.html

Квинсленд (Queensland) г. Брисбен (Brisbane, столица штата) Свято-Никольский собор (РПЦЗ) Адрес: 344 Vulture Street Woolloongabba QLD 4152. Настоятель: протоиерей Гавриил (Макаров). Телефон: + 61 (7) 3341 8881. Свято-Никольский храм (СПЦ) Адрес: 243-247 Valture Street, SOUTH BRISBANE QLD 4104. Настоятель: протоиерей Милан (Цветкович). Телефон: + 61 (7) 3844 3092. Свято-Благовещенская Церковь (ПЦА) Адрес: 163 Park Rd, Woollongabba/Brisbane, QD 4102. Телефон: + 61 (7) 266 3274. Служат на английском и церковнославянском г. Голд-Кост (Gold Coast) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (СПЦ) Адрес: 114-118 Allied Drive, ARUNDEL QLD 4214. Настоятель: протоиерей Душан (Стефанов). Телефон: + 61 (7) 5594 6456. Южная Австралия (South Australia) г. Аделаида (столица штата) Храм во имя святого Саввы (СПЦ) Адрес: Mary Street, HINDMARSH Adelaide SA 5007. Настоятель: протоиерей Славко (Касикович). Телефон: + 61 (8) 8346 3580. Церковь во имя святой Параскевы (Петка) (БПЦ) Адрес: 1 Merlin Rd., Fulham 5024 S.A. Adelaide, SA. Настоятель: протоиерей Тодор (Попов). Телефон: + 61 (8) 8445 7771. г. Уэйвилл (Wayville) Свято-Никольская церковь (РПЦЗ) Адрес: 41-42 Greenhill Road, Wayville SA 5034. Настоятель: протоиерей Владимир (Дедухин). Телефон: + 61 (8) 8271 2653. о. Тасмания (Tasmania) г. Хобарт (Hobart, столица штата) Храм в честь Воздвижения Креста Господня (РПЦЗ) Адрес: 3 Augusta Road, Lenah Valley TAS 7008. Настоятель: протоиерей Михаил (Протопопов). Телефон: + 61 (3) 9706 3122. Виктория (Victoria) г. Мельбурн (Melbourne, столица штата) Свято-Троицкий приход (РПЦ МП) Адрес: Cnr of Royal Pde. & The Avenue, Parkville VIC Australia. Настоятель: иерей Игорь (Филяновский). Телефон: + 61 (3) 9375 7116, 0403381967. Свято-Троицкий храм (СПЦ) Адрес: Cnr. Nicholson Street & Glenlyon Road BRUNSWICK EAST VIC 3057. Настоятель: протоиерей Мирослав (Хаджи-Попович). Телефон: + 61 (3) 9387 6420. Церковь во имя святых Кирила и Мефодия (БПЦ) Адрес: 3 Bayview St., Northcote 3070 Melbourne, Victoria. Настоятель: протоиерей Велин (Ильев).

http://pravoslavie.ru/put/070118140118.h...

Взгляды многих исследователей на историческую реальность неизбежно находятся под влиянием различных факторов: предположения, что с самых апостольских времен положение римского епископа среди других епископов было таким же, как положение Петра среди других апостолов, что слова Иисуса, относящиеся к Петру ( Мф. 16, 18 ; Лк. 22, 32 ; Ин. 21, 15–19 ), применимы только к римскому епископу, или же предположения обратного- что ростом своего влияния Римская церковь обязана только своему положению в столице империи и потому есть явление чисто человеческое. Однако в настоящее время есть определенное согласие в одном пункте: первенство Рима, как оно существовало в Vb., божественного ли оно происхождения или нет, было уже результатом известной эволюции; эволюция эта продолжалась в течение ранних Средних веков и достигла своего апогея в григорианской реформе в конце XI столетия. Поэтому вопрос о том, был ли этот исторический процесс (который остался не понятым и не принятым на Востоке) законным, есть вопрос богословской оценки. Иллюстрирующие его факты могут быть признаны историками и той, и другой конфессионально разделенных сторон. Нельзя отрицать, что в первой половине Vb. римский епископ пользовался сильным фактическим авторитетом, помогая разрешать вероучительные и дисциплинарные споры. Этот авторитет признавался в известной степени и Востоком, и Западом, но не был формально определен ни одним соборным постановлением. Только каноны поместного Сардикского собора (343) давали право клирикам, недовольным дисциплинарными решениями своих митрополитов, просить Рим составить новую судебную коллегию из соседних епископов. Согласно этим правилам роль Рима заключалась в обеспечении правильности процедуры внутри существующих структур поместных церквей, определенных в Никее, а не в выработке личных суждений 166 . Разделение Империи после смерти Константина (337) на Восточную и Западную содействовало папскому престижу. Папа-один из тех главных руководителей Церкви, кто находился вне непосредственной досягаемости могущественного константинопольского императора, а западные императоры, гораздо более слабые, не были в состоянии его контролировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

То, как святой готовится к смертному часу, и описание момента его кончины также стали «общим местом», характерным для житий, написанных согласно различным традициям. Сцену, наиболее близкую по содержанию к соответствующим местам из «Жития св. Катберта» Беды, находим в «Собеседованиях» св. Григория Великого . Св. Бенедикт Нурсийский стал готовиться к своей смерти заранее: «За шесть дней до смерти своей он повелел открыть для себя гробницу. Потом стала мучать его лихорадка. Через несколько дней слабость усилилась; на шестой день он повелел ученикам нести себя в храм, там приготовился к смерти приобщением Тела и Крови Господней и, опираясь слабыми членами своими на руки учеников, встал с воздетыми к небу руками и испустил последний вздох в словах молитвы» 223 . Последовательность событий, описанная у Беды, такая же: святой объясняет ученикам, где находится его каменный гроб; дает им последние наставления; в день смерти просит перенести себя в церковь эремиция и там, после причащения, «подняв очи горе и простирая руки к небу, он предал дух свой, славословящий Господа, в радость Царства небесного» (VB. 39). Такие же описания самого момента кончины встречаются и в кельтских житиях, и в египетских патериках. Руфин таким же образом описывает кончину св. Иоанна Ликопольского: «... склонив колена, на молитве предал дух свой и отошел ко Господу» 224 . В «Житии галльских отцов» читаем о св. Сальвии: «простер руки свои к небу и предал дух Господу в благодарении» 225 . Такова же была и кончина св. Колумбы. Можно заключить, что описание последних дней Катберта и его смерти в целом носят общехристианский характер, однако последовательность событий при подготовке святого к смертному часу сходна с соответствующим эпизодом из «Собеседований» св. Григория Великого . Топос «обретения мощей» часто встречается в житиях. Описание мощей Катберта в момент их обретения, отсутствующее у анонима, сближает житие Беды с книгой Григория Турского «Жизнь «галльских» отцов». О Катберте говорится: он «был скорее похож на спящего, чем на усопшего. Более того, все облачения, в которые он был одет, не только не истлели, но казались совершенно новыми, и цвета их чудесным образом не поблекли» (VB. 42). Эти же черты (сходство со спящим, неповрежденность облачений по прошествии долгого времени) встречаем в житии св. Григория Лангрского. Когда были обретены мощи этого галльского святого, обнаружилось, что его лик «был цел и невредим, так что можно было подумать, что он не умер, но спит. Также не было никакого изъяна в облачениях, которые были на нем» 226 . Таким образом, описание мощей Катберта имеет ярко выраженные кельтские черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Поскольку арианство было официальным исповеданием большинства германских христианских правителей Средней Европы, взаимоотношения между варварами и Церковью практически ограничивались землями к югу от старой римской границы по Дунаю. Однако в пограничных областях, где доминировала варварская культура, продолжало существовать и кафолическое христианство 269 Так, епископская кафедра Том в устье Дуная прославилась деятельностью святого Феотима, друга святого Иоанна Златоуста . В первой половине Vb. яркой личностью и выдающимся латинским писателем был святой Никита Ремесианский (Ремесиана-город Ниш в современной Югославии ). Помимо шести написанных им книг «Наставлений» для приходящих ко крещению Никита сочинял богослужебные песнопения (включая, вероятно, и знаменитое Тебе, Бога, хвалим, приписываемое Амвросию). Его наследие способствовало выживанию латино-язычного христианства на Балканском полуострове, самым выдающимся свидетельством чего являются современные нам румыны. Дальше к северо-западу, в бывшей римской провинции Noricum Ripense (к югу от Вены) вызывал общее уважение, приводя ариан к обращению в православие, выдающийся монах, не имевший духовного сана, святой Северин (ум. 482), основатель монашеских общин и высший авторитет в спорах. Существование столь активных общин и наличие постоянного компетентного руководства указывают на жизненную силу кафолической православной традиции даже в областях, где правили готы-ариане, предвосхищая будущее ее торжество над арианством. 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина Из всех стран, занятых в Vb. германскими племенами, Галлия (помимо Италии) имела самую старую христианскую традицию, восходящую по меньшей мере ко IIb. (святой Ириней Лионский ), а также сравнительно крепкую церковную организацию. После Туринского собора (400г.) она следовала в принципе системе «провинциальной» организации, какой та была определена в Никее. В царствование императора Валентиниана III (423–455) талантливому римскому полководцу Аэцию удавалось сохранять римское господство на большей части территории страны. Кроме того, он добился согласия между германскими вождями и галло-римским населением, объединившимися против общего врага-гуннов Аттилы. Аттиле действительно не удалось взять Париж (чудо, приписываемое заступничеству святой Женевьевы), и Аэций разбил его около города Труа (451). Спасение своих городов от гуннов население Орлеана и Труа приписывало святым епископам Аниану Орлеанскому и Лупу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

При преемнике Илария Равеннии арльская кафедра пыталась восстановить свое первенство (папа Лев перенес его в Виенну), и ее поддержал епископат Галлии. Позже, в 514г., при епископе святом Кесарии власть Арля приобрела форму папского викариатства, установленного папой Симмахом наподобие ви-кариатства фессалоникийского 274 . Эта победа папской власти в Галлии показывает, что на Западе гражданская и культурная римскость (romanitas) вообще считалась чем-то неотделимым от понимания папства как апостольского служения Петра. Однако, как видно из истории Арля, навязывание римской власти не обходилось без противодействия со стороны тех, кто придерживался других взглядов на права местных епископов и провинциальные первенства. В течение всего Vb. христианство в Галлии проявляло замечательную жизненную силу-духовную, организационную и миссионерскую. Арианство, потеряв почву в Галлии, к концу Vb. почти повсюду превратилось в православие- не столько силой политических обстоятельств, сколько благодаря духовному авторитету и пастырским способностям таких епископов, как святой Иларий и святой Кесарии Арльские, святой Авит Виеннский и святой Герман Оксеррский. Самое важное в этом отношении событие произошло в 498 или 499г., когда молодой король франков, язычник Хлодвиг, вместе с тремя тысячами своих воинов получил в Реймсе от местного епископа Ремигия крещение не в арианство, а в кафолическое христианство. Женившись в 493г. на кафолической христианке, королеве Клотильде, Хлодвиг обратился в «ее веру» и добился победы над алеманнами. Это сыграло решающую роль в его обращении. Став христианином, он вошел в тесные сношения и завел переписку с кафолическими епископами, особенно со святым Авитом Виеннским. При их сочувствии и поддержке он сокрушил власть ариан-вестготов в Южной Галлии (507–511), раздвинув границы своего королевства до Пиринеев. Бургунды, помогавшие Хлодвигу в войне против вестготов, вскоре отказались от арианства и вошли в королевство франков (536). Галло-римские епископы приветствовали победы Хлодвига как торжество самой Церкви, а константинопольский император Анастасий даровал ему титул консула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В «Житии св. Феликса» топос «сияющего лица святого» не так явен. Беда нигде не описывает внешность героя, но отмечает его эмоциональный настрой: св. Феликс, «радостный» (с. 792), общается с жителями Нолы, «улыбаясь», разговаривает с не узнавшими его преследователями (с. 792). После того как он в течение шести месяцев укрывался от преследователей – язычников в тайнике, жители Нолы приняли его, «как пришедшего из Рая» (с. 794). Это сравнение ближе всего подходит к отражению в тексте жития топоса «сияющее лицо», так как жители Рая – ангелы или души праведных людей – являются живущим, как озаренные божественным светом. Интересно, что это единственный топос, характерный для агиографии, который можно обнаружить и в «Жизнеописании», произведении исторического жанра. Рассказывая о жизни Эостервине, одного из пяти настоятелей Веармута и Ярроу, Беда упоминает о «свете» его лица (с. 791). Этот топос часто встречается и в анонимном «Житии св. Катберта», и в житии этого же святого, составленном Бедой. Так, согласно анониму, он «был всегда весел и счастлив, не омрачаясь воспоминаниями о грехах, не превозносясь от громких похвал тем, кто дивился его образу жизни» (VA, L. III, 7). Сходным образом характеризует своего героя и Беда: Катберт обращается к собеседникам «со спокойным лицом и умом» (VB. 16), «со спокойным лицом и даже радостной речью» (VB. 36). Топос «светлого» или «сияющего лица» может быть возведен к Писаниям Ветхого и Нового Завета, в частности, к таким цитатам, как Книга Исход (34:29), завет св. ап. Павла: «всегда радоваться, непрестанно молиться и всех благодарить» ( 1Кор 5:18 ), или к Евангелию от Матфея: «... тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф 15:41 ). Этот христианский топос является общим для всех агиографических традиций. В своем поведении подвижник подражает Христу как образу смирения, поэтому эта черта становится необходимой при характеристике святого 199 . Так, св. Феликс по смирению отказывается стать епископом Нолы, хотя вся община единогласно избирает его на это служение. Он возражает собратиям «робким голосом» (с. 794) и, чтобы скрыть «высоту смирения», которую он «стяжал в своем сердце» (с. 794), он находит канонический предлог избежать такого высокого сана. Св. Феликс называет имя человека, который был рукоположен во пресвитера на неделю раньше и, следовательно, должен занять епископскую кафедру по старшинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010