О Николаевском храме в Колодном обыкновенно говорится, что он построен в XV веке, однако к этому времени относится лишь древнейшая часть сруба - в алтаре до сводов, в нефе и бабинце до опоясья. Общий вид церкви таков: " ...храм небольшой, но его силуэт чрезвычайно монументален. Это достигнуто пропорциями масс, их членением. Над бабинцем вздымается высокая башня-колокольня с приятного профиля ренессансным завершением над открытой аркадой. В дубовом срубе абсиды сохранились первоначальные оконца круглой и крестообразной формы, похожие на бойницы. Западный фасад храма после перестройки в XVII веке приобрёл живописный вид благодаря крыльцу с резными столбиками и галереей над бабинцем " (И. Поп, Д. Поп. В горах и долинах Закарпатья (1971)). Существуют предположения, что церковь Николая Чудотворца первоначально была наделена оборонными функциями, что нашло определённое отражение в её архитектуре. В XVI веке появился второй ярус над нефом, а в 1770-е годы, над бабинцем выросла каркасная башня-колокольня с барочным завершением. И здесь надо иметь в виду, что на формирование поздних традиций закарпатского деревянного зодчества значительное влияние оказали местные инославные храмы с их высокими, увенчанными шпилями башнями над входом. При входе в храм мы видим то, что в России назвали бы папертью или крыльцом, а в здешних краях называется ганком, причём слово это пришло в местный обиход из идиша (а в идиш, в свою очередь, из немецкого: " gang " по-немецки - " вход " или " коридор " ). Ганок у Николаевской церкви появился в то же время, что и башня над бабинцем, то есть в XVII-XVIII столетии. В срубе алтаря до сего дня сохранились первоначальные - XV века - окошки круглой и крестчатой формы. Вероятно, порой они могли служить и бойницами. В алтаре и нефе частично сохранились росписи, выполненные в технике клеевой живописи. Росписи алтаря исследователи обыкновенно относят к XVII веку; о росписях нефа известно, что они выполнены в конце XVIII века. " Характерно, - замечает в связи с этим Г.Н. Логвин, - что в тематике настенной украинской живописи XVIII в. наблюдается много общего с книжной гравюрой и миниатюрой: и там и здесь кроме библейских встречается много исторических и мифологических сюжетов " .

http://sobory.ru/article/?object=08887

The new US position, which was announced after the strategic decision to form an alliance with Scientology, and which could not but have been assumed in order to sustain that decision, means that a religious organization’s beliefs no longer need be sincerely held. As the Scientology v. Armstrong legal cases demonstrate, Scientologists universally are contracted to violate their own “creed,” the formal statement of their “beliefs” that founder Hubbard published to give the organization the trappings of traditional religions in the period before the US made even such trappings unnecessary. The new US position in reality removed any requirement, as far as the Government is concerned, for truthfulness or honesty in any “new religion’s” claims or activities. In Scientology, as in any criminal gang, hypocrisy is a virtue, telling the truth, except to one’s bosses, is punished, and lying is enforced. Because the organization is a religion, lying is properly called a “sacrament.” To be “religious,” an organization need not embrace or even pay lip service to the worship of God; indeed, Scientology and Scientologists, psycho-theologically speaking, are at war with Him. Following its decision that made an ally of Scientology, the US passed into law the International Religious Freedom Act of 1998 (IRFA), which capitalizes on that decision to forward the US’s global hegemonic interests. Although the IRFA’s published purpose is unquestionably noble, the US’s application of the law in the Scientology v. Armstrong issue shows that another purpose is present and dominant. The IRFA, if read realistically, would direct the US to condemn Scientology’s violations of my religious freedom, assist the Canadian and European governments to promote my fundamental right to freedom of religion, and to stand with me against Scientology’s religious persecution, which is government tolerated. (See 22 USC 6401(b)(1)-(5)) I have formally requested that US officials meet with my wife Caroline and me and, as the IRFA mandates, help us against Scientology religious persecution. http://www.gerryarmstrong.org/archives/4

http://pravoslavie.ru/46590.html

Darnton, Robert. 1984. The Great Cat Massacre. New York: Vintage Books. Davenant, Charles. 1771. “Discourses on the Public Revenues and on Trade. Discourse II: Concerning Credit, and the Means and Methods by which it may be restored.” In The political and commercial works of that celebrated writer Charles D " Avenant: relating to the trade and revenue of England, the Plantation trade, the East-India trade and African trade (Sir Charles Whitworth, editor), pp. 150–206. London: R. Horsefeld. Davidson, Paul. 2006. “Keynes and Money.” In AHandbook of Alternative Monetary Economics (Philip Arestis and Malcolm Sawyer, editors), pp. 139–153. Cheltenham: Edward Elgar. Davies, Glynn. 1996. A History ofMoney. Cardiff: University of Wales Press. Davies, Kenneth Gordon. 1975. The North Atlantic world in the seventeenth century. St. Paul: University of Minnesota Press. Davis, John. 1904. Corporations. New York: Capricorn. Delage, Denys. 1993. Bitter Feast: Amerindians and Europeans in Northeastern North America, 1600–1664. Vancouver: University of British Columbia Press. Deleuze, Giles and Felix Guattari. 1972. Anti-Oedipe. Translated into English as Anti-(Edipus. (Robert Hurley, Mark Seem and Helen R. Lane, translators.) New York: Continuum, 2004. Deng, Gang. 1999. The Premodern Chinese Economy: Structural Equilibrium and Capitalist Stagnation. London: Routledge. Denzel, Markus A. 2006. “The European bill of exchange.” Paper presented at the XIV International Economic History Congress, Helsinki, Finland, 21 to 25 August 2006. http://www.helsinki.fi/iehc2006/papers 1/Denzel2.pdf Derrida, Jacques. 2000. Of Hospitality: Anne Dufourmantelle Invites Jacques Derrida to Respond. (Trans. Rachel Bowlby), Stanford: Stanford University Press.. 2001. Acts of Religion. London: Routledge. Descat, Raymond. 1995. “L " economie antique et la cite grecque: Un modele en question.” Annales. Histoire, Sciences Sociales, SOeAnnee, no. 5:961–989. Dhavalikar, Madhukar Keshav. 1975. “The Beginning of Coinage in India.” World Archaeology 6 (3): 330–338.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

" Instead, according to the father and many Copts in the village, " the whole story was fabricated by Muslim hard-liners from neighboring village to cause sectarian strife. " According to a separate Arabic report, " criminal groups and gangs managed to acquire guns and weapons and, as usual, have attacked and abused the Christians … [and] forced Copts to pay large amounts of money as tax [jizya] in order not to steal and/or plunder their lands. " The report also points out that no one does anything to oppose these gangs: " they simply kill Christians and their families as happened in the village of Shameiya when two Copts refused to pay the tax: the gang killed them and this was repeated in many other villages belonging to the governorate of Asyut. It is becoming so normal now to watch as these crimes against Christians occur day by day and nothing is done. " Indonesia: Still insisting that Susan Jasmine Zulkifli, a Christian woman appointed governor of the sub-district of Lenteng Agung, in West Java, be removed solely because of her faith (see September report), Muslim protesters stepped up their threats, including carrying a coffin in a protest march of some 600 Muslims—a clear death threat —and waving flags symbolic of death. The Christian woman had been promoted in June by the Governor of Jakarta, who said in response: " I make my choices based on merits, not looking at religion. " Iran: After being arrested in a house church December 2012 and charged with consuming alcohol in violation of the Islamic theocracy's laws, four Christians were sentenced to 80 lashes for drinking communion wine. " The sentences handed down to these members of the Church of Iran effectively criminalize the Christian sacrament of sharing in the Lord's Supper and constitute an unacceptable infringement on the right to practice faith freely and peaceably, " a human rights activist said. Iraq: The nation's Christians, more than half of whom have fled since the U.S.-led invasion a decade ago, are now also being targeted in and fleeing from northern Iraq, which until recently was considered a relatively safe region for Christians fleeing violence in the south. Recently, for example, a suicide bomb went off outside the home of Christian politician Emad Youhanna in Rafigayn, part of the Kirkuk province, injuring 19 people, including three of his children. Several more bomb attacks have also taken place in the northern city of Erbil, for which al-Qaeda claimed responsibility. According to Christian News, " In early September, Christians in the village of Deshtakh complained that they were facing harassment from local police. A group of Christian young people said that policemen told them that they 'should not be in Iraq because it is Muslim territory.' Violence in the south of the country is also escalating. Church leaders in Baghdad say that there are attacks on Christians every two or three days. "

http://pravoslavie.ru/66898.html

Nein, ich meine nicht die Fremdwahrnehmung der Migranten, sondern ihre Selbstwahrnehmung. Ich zitiere noch einmal Alice, wie sie mit einem Vogel, dem Marabu, spricht: „Ja, es kam sogar zu einem längeren Wortwechsel zwischen ihr und dem Marabu, der schließlich mürrisch wurde und nichts mehr anderes sagte als: ‚Ich bin älter als du und muß es also besser Kommt Ihnen das nicht bekannt vor? Hören Sie da, verehrte Damen und Herren, nicht auch einen gewissen, auch in orthodoxen Kreisen durchaus möglichen Dünkel heraus. Jedes Mal, wenn ich – wie heute auch – durch die Sicherheitskontrollen am Flughafen gehe, meine ich in den Mienen der Kontrolleure das Grübeln, welcher der großen monotheistischen Religionen ich wohl angehöre, wenn ich so aussehe, wie ich aussehe, zu entdecken. Ich denke dann immer an die Szene, als ein – unlängst verstorbener – ehemaliger Metropolit von Deutschland an einem dieser Kontrollpunkte zu seinem damaligen Vikarbischof sagte: „Sag Ihnen, ich bin der Metropolit“, was wohl heißen sollte, ‚mich braucht man nicht zu kontrollieren’. Die Antwort, die der Beamte dem gehorsamen Vikarbischof gab, der das Ansinnen des Metropoliten weiterleitete, ist auch überliefert: „Und ich bin der Kaiser von China!“ Ich erinnere mich aber auch an die große Kennerin und bekennende Liebhabern der Orthodoxie, Fairy von Lilienfeld, Theologieprofessorin an der Evangelischen Fakultät in Erlangen, die mir mal sagte: „Ich hörte den Ausführungen eines jungen Archimandriten aus Griechenland zu, der seit zwei Wochen in Deutschland war und mir den deutschen Protestantismus erklärte. Schlimmer als die Fehlinformationen, die er mitgebracht hatte, war nur noch die Aufgeblasenheit, mit er sie vortrug.“ Es war gut, dass Fairy von Lilienfeld, wie gesagt, eine Freundin des Dialogs war und diese und andere Enttäuschungen wegstecken konnte. Freunde des Dialogs waren auch alle vier Metropoliten, die hier Dienst taten und tun. Wie haben sie ihre Enttäuschungen weggesteckt? Bei ihrem Gang durch das Wunderland gelangt Alice in einen Raum, in dem drei Gestalten (der Hutmacher, der Schnapphase und die Haselmaus) an einem großen gedeckten Tisch sitzen. Ich zitiere: „Der Tisch war schon eher eine Tafel, doch saßen alle drei eng zusammengedrängt in einer Ecke. ‚Besetzt! Besetzt!’ riefen sie, als sie Alice näher treten

http://bogoslov.ru/article/3558313

Взгляд, уравнивающий авторитет тех и других книг, начал устанавливаться в Западной Церкви еще в IV–V веках (выражен, напр., у блаж. Августина в De doctr. christ. II, 8, 13), но узаконен Тридентским собором. Этот собор провозгласил даже «анафему» на христиан, несогласных признать «священными и каноническими» всех ветхозаветных книг, «в целом их содержании и во всех их частях», как «оне читаются и принимаются» в Римской Церкви и «содержатся в древней латинской Вульгате». К таким книгам собор в своем исчислении их отнес не только общепризнанные канонические книги, с усвоением канонического достоинства и неканоническим их «частям», но и неканонические, именно: Товит, Юдифь, Премудрость Соломона, Екклезиастик (Премудрость сына Сирахова), первую и вторую книги Маккавейские, так что число канонических книг в Ветхом Завете римскою церковью определяется в 45 (Conc. trident. Sess. IV) [ 7 ]. Тридентское определение ο составе ветхозаветного канона подтверждено и Собором Ватиканским 1871 г. Здесь изречена анафема на всякого, «кто не признает богодухновенности книг, утвержденных Тридентским собором» (Sess. III, cap. II, can. 4). Ho уравнение по достоинству и авторитету с каноническими неканонических книг и частей в канонических книгах ничем не может быть оправдано. Ветхозаветной Церкви вверена быша словеса Божия (Рим 3, 2), возвещавшиеся через ветхозаветных посланников Божиих. Поэтому исключительно ей принадлежало право определять, какие из ветхозаветных писаний суть подлинно богодухновенные священные писания, какие нет, т. е. определять объем и состав ветхозаветного канона. И ею, при заключении своего канона, т. е. окончательном собрании священных канонических книг, к которому невозможно было уже дальнейшее «прибавление и убавление», канон определен в двадцать две книги (И. Флав. Прот. Аппиона, I, 8). Совершено заключение канона Ездрой, Неемией и Великой синагогой. По времени оно совпало с прекращением пророческого служения в иудейском народе, а с прекращением его закончилось и появление священных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

о низложении папы «Вселенским Собором» (RegPatr. Vol. 1. N 483-485). Однако Захария не успел выполнить свою задачу, т. к. в ночь на 24 сент. Михаил III был убит по приказу Василия Македонянина. Новый император сразу же сместил Фотия и вернул кафедру патриарху Игнатию. Об этом говорилось в посланиях, с к-рыми Василий и Игнатий обратились к папе Римскому (11 дек. 867 - RegPatr. Vol. 1. N 499). О низложении Фотия в Риме узнали лишь летом 868 г., когда Папский престол занимал уже Адриан II, преемник Н. (MGH. Epp. T. 7. P. 747-750). Летом 867 г. Н. получил из Болгарии сведения о полемике, развернутой Фотием и направленной против зап. церковных обычаев, и особенно против Filioque. Намерение патриарха перевести юрисдикционный спор между Римом и К-полем в сферу догматики вызвало серьезную обеспокоенность понтифика. Посланники Гинкмара, жившие в Риме с авг. по окт. 867 г., передавали, что тяжелобольной Н. в последние месяцы жизни занимался только этой проблемой. Папа решил привлечь к спору с византийцами франк. епископов. В окт. 867 г. он отправил архиепископам Гинкмару Реймсскому и Лиутберту Майнцскому, королям Карлу Лысому и Людовику Немецкому послания о «клевете [греков] на святую Римскую Церковь, то есть всю Церковь, которая использует латинский язык» (Annales Bertiniani. 1883. P. 89; Annales Fuldenses. 1891. P. 66). Понтифик велел митрополитам при поддержке королей созвать епископов и составить опровержение полемических тезисов Фотия (Ep. 100-102). Гинкмар получил папское послание 13 дек. и немедленно ознакомил с ним Карла Лысого и епископов Западнофранкского королевства (Annales Bertiniani. 1883. P. 89-90). В мае 868 г. восточнофранк. епископы собрались в Вормсе и опубликовали полемический трактат «Ответ против ереси греков о вере Св. Троицы», составленный в соответствии с указаниями Н. Трактат подписали архиепископы Зальцбурга, Майнца и Гамбурга-Бремена, 18 епископов и 7 аббатов (MGH. Conc. T. 4. P. 261-262, 291-307; Annales Fuldenses. 1891. P. 67). На призыв Н. незамедлительно отреагировали и в Западнофранкском королевстве. Эней , еп. Парижский, написал «Книгу против греков»; мон. Ратрамн из Корби - соч. «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь»; автором 3-го, ныне утраченного полемического трактата был Одон, еп. Бове (см.: Gemeinhardt. 2002. S. 201-227; Бармин. 2006. С. 66-76). Несмотря на то что далеко не все зап. епископы разделяли экклезиологию Н. и одобряли его церковную политику, они без колебаний поддержали его в полемике с византийцами; это было признаком серьезных идейных расхождений между Зап. Европой и Византией ( Herbers. 1993).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Однако о том, насколько мало даже в Испании принимали во внимание этот первый закон о безбрачии, можно сделать вывод из послания папы Сириция к епископу Имерию Таррагонскому, где указывается, что в конце IV века plurimi sacerdotes Christi et levitae (многие священники Христа и левиты) жили в браке. 789 CaII. 6 (29, Hefele I. 27): «Praeterea, quod dignum, pudicum et honestum est. suademus fratribus, ut sacerdotes et levitae cum uxoribus suis con coèant, quia ministerio quotidiano occupantur. Quicunque contra hanc constitutionem fecerit, a cleritatus honore deponatur». 790 Can. 10 (Hefele, Conciliengesch. I, p. 230, 2 le Aufl.). Канон включен в Corpus juris can., с. 8, dist. 28. Неокесарийский собор, между 314 и 325 г., caII. 1, запрещает священникам жениться под угрозой смещения с должности. Это не противоречит другому канону, и оба постановления вошли в Канонический Закон, с. 9, dist. 28. См. Hefele, I. 244. 791 «Из тех, кто становится клириком, будучи неженатым, мы позволяем только чтецам и певчим, если они того желают, вступать позже в брак». 792 Этот важный инцидент с Пафнутием подтвержден единодушными свидетельствами хорошо информированных историков Сократа (Hist. Eccl. I. 11), Созомена (Η. Ε. I. 23) и Геласия Кизического (Hist. Conc. Nic. II. 32); см. Mansi, Harduin, and Hefele (I. 431–435). Более того, это соответствует указаниям Апостольских постановлений и канонов и современной практике Восточных церквей. Возражения Барония, Беллармина, Валесия и других защитников римской практики необоснованны, их опровергают Наталис Александер и Гефеле (I.c.). Функ (католик) говорит: «Die Einwendungen, die gegen den Bericht vorgebracht wurden, sind völlig nichtig» (совершенно неполезно). 793 Для благозвучия именуемыми συνεσακτος, subintrodueta (представленная в качестве товарища), αγαπητ, soror. См. Hefele, I. 380. Насчет этого канона см. также W. Bright, Notes on the Canons of the First Four General Councils. Oxford 1882, pp. 8, 9. Антиохийский собор сместил с должности Павла Самосатского, епископа Антиохии, за эту неподобающую практику и ересь. Euseb. Η. Ε. VII. 30. 794 Несмотря на этот канонический запрет, нечестивая практика продолжалась. Златоуст написал речь «против лиц, χοντας παρθνους συνεισκτους», и другую, в которой призывал дев не жить с такими. Иероним жалуется на «pestis agapetarum» (Ер. XXII. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

173 „Caveat omnia apocrypha... Sciat non eorum esse quorum titulis praenotentur“ (Всяких апокрифов она должна остерегаться... Пусть знает, что это – книги не тех лиц, кому они приписываются в заглавиях). Бл. Иеронима, Ad Laetam, Ep. CVII, t. XXII, col. 877. 174 „Cetera quae ab haereticis sive schismaticis conscripta vel praedicata sunt, nullatenus recipit catholica et apostolica romana Ecclesia“. Следует лист книг, признанных апокрифами. Thiel, Epist. Rom, Pont, t. 1, p. 462–469; Mansi, Conc., ann. 494, t. VIII, Col. 166–172. 176 Об этой апокрифической переписке И. Христа – см. издаваемый под нашей редакцией Dictionnaire de la Bible, t. I, col. 37–40. 177 О книгах апокрифических, их числе, происхождении, которое им было приписываемо, cp. IV Eздp. XIV, 44 ; св. Епифания, De mensuris, X, t. XLIII, col. 253; Evang. Nicod., 1, 28, y Тило, Codex apocryphus Novi Testamenti, p. 793 и Тишендорфа, Evangelia apocrypha, 1876, p. 410. – Сл. Livres apocryphes, в Dictionnaire de la Bible, t. I, col. 766–772; W. J. Deane, Pseudepigrapha, in-8°, Лондон, 1891 (этюды o Псалмах Соломона, книге Эноха, Успении Моисея, Апокалипсисе Варуха, Завещании двенадцати патриархов, книг е Юбилеев, Вознес е нии Исаии и сивиллиных книгах); A. Baumgartner, Geschichte der Weltliteratur, т. I, Фрибург, 1897, стр. 154–174. [Русская литература:М. Шаврова, „О третьей книг е Ездры“. Опыт и с сл е дован и я о книгах апокрифических“, С.-Петербург, 1861; Н. Лавровского, „Обозр е ние ветхозав е тных апокрифов“, (Откров е ние Авраама; Зав е ты 12 патриархов; Исход Моисеев; Пов е сть о пл е нении Иерусалима), Дух. Вестник, 1864, IX, стр. 309–372, 459–498; C. М. Сольского, „Из чтений по Ветхому Зав е ту“, § 23, Книги апокрифически е , Труд. Киевск. Д. Акад., 1871, III (июль); еписк. Михаила (Лузина), „Библейская пи с ьменность... апокрифическая», Чт. в Общ. люб. дух. Просв., 1872, февраль, стр. 67–82 (о происхождении и общем характер е этой письменности); и с сл е дование проф. И. Я. „Апокрифически е сказания о ветхозав е тных лицах и событиях“, Казань, 1873; анализ содержания и сжатый обзор ветхозав е тных апокрифов см. в труд е проф. прот. A. В. Смирнова, „Ме с сиански е ожидания и в е рования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами), Казань, 1899; много ценных св е д е ний об апокрифах Ветхого Завета сообщается в стать е проф. H. Н. Глубоковского (представляет часть монументального труда этого автора об апостоле Павле): „Благов е стие апостола Павла и апокрифическая иудейская литература“, Христ. Чтен., 1900, июнь. Пр. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Римская Церковь - общая мать христиан (Ep. 88), на ее предстоятеля возложена ответственность за всех верующих (sedes haec sancta atque praecipua, cui dominici gregis est sollicitudo curaque commissa - Ep. 5; ср.: Ep. 86). Папский престол - источник епископского служения и церковной иерархии (principium episcopatus - Римский Собор 863 г., канон 3; см.: MGH. Conc. T. 4. P. 154), поэтому Римская Церковь занимает особое место среди локальных Церквей (Ep. 7), она - «наставница, мать и глава» всех Церквей (Ep. 71), «мать всех земель» (Ep. 8). Преемник ап. Петра осуществляет попечение о Вселенской Церкви и всех христианах (ad unam Petri sedem uniuersalis ecclesiae cura confluit... totius enim ecclesiae Deo auctore generaliter gerimus sollicitudinem - Ep. 71; ср.: Ep. 29, 77, 91). Более того, Римская Церковь «содержит» в себе Вселенскую Церковь (Romana ecclesia, quod Deus uniuersalem ecclesiam suscipere ac continere praecepit - Ep. 88; подробнее см.: Congar. 1968. P. 206-216; Goetz. 1993). Согласно Н., папа Римский обладает верховной юрисдикцией, полнотой законодательной и исполнительной власти в Церкви (facultas... in tota Christi ecclesia leges ponere ac decreta statuere atque sententias promulgare - Ep. 29; quia sedis apostolicae de tota ecclesia fas habentis iudicare moderamina retinemus - Ep. 90). Никто не имеет права судить рим. понтифика (prima sedes non iudicabitur a quoquam - Ep. 88) и пересматривать принятые им решения (Ep. 100). В непосредственном ведении Папского престола находятся «важнейшие дела» (causae maiores), прежде всего связанные с низложением епископов (напр.: Ep. 71); в др. случаях папа Римский осуществляет апелляционную юрисдикцию. Как правило, Н. вмешивался в спорные дела и конфликтные ситуации только после обращения одной из сторон к Папскому престолу, однако, принимая дело к рассмотрению, настаивал на том, что только он может вынести окончательное решение. «Пассивный» и «реакционный» образ действий в целом был характерен для Папского престола до григорианской реформы и борьбы за инвеституру (ср.: Herbers.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010