В связи с распространением рим. обряда в Галлии в литургических книгах VIII в. стали отождествлять Великую Л., совершаемую 25 апр., с 3-дневными Rogationes, которые также могли называться Великой Л., тем более что обе Л. попадали на пасхальный период (см., напр.: Liber Sacramentorum Engolismensis. CXLVII-CLIII 959-986//CCSL. 159C. P. 142-146). В 16-м каноне Собора в Кловешо 747 г. Великая Л. по римскому обычаю была введена в Англии наряду с 3-дневной Л., которая совершалась прежде «по обычаю предшественников»; при этом Великая Л., которая проводилась 25 апр., в тексте канона называется Rogationes ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 368). Майнцский Собор 813 г. в 33-м каноне Великой Л. по-прежнему называет 3-дневные шествия (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 269). Регинон Прюмский, цитируя этот канон, исправляет его, указывая, что Великая Л. совершается один день, а 3-дневные покаянные шествия называются Rogationes. У франков Великую Л. было принято называть римской (litania romana) ( Herard. Turon. Capit. 94//MGH. Capit. episc. Bd. 2. S. 148). Ахенский Синод 836 г. даже специально рассматривал вопрос, надо ли совершать эту Л., если уже существует практика проведения своих Rogationes (MGH. Conc. Kar. Bd. 2. S. 710). Окончательно терминология в рим. традиции утвердилась в X в., когда в литургических книгах к 3-дневным шествиям стали применять термин «Малая литания». Тем не менее в амвросианской (североитальянской) традиции Великую Л. принято называть Litania S. Gregorii или Litaniae Gregorianae (Vita S. Anselmi Episc. Lucens. 41//ASS OSB. Saec. VI. Pt. 2. Luteciae, 1701. P. 485). В Англии вплоть до нормандского завоевания, несмотря на соборные постановления, на практике совершалась только 3-дневная Л., которая называлась Великой ( Hill. 2009). К кон. XI в. процессия Великой Л. в Риме изменила маршрут и разделилась на 3 шествия - папской курии, клира и народа, а также латеранских каноников. Путь сократился, поскольку удаляться от городских стен было в ту эпоху небезопасно (дороги находились в плохом состоянии), и начинался от базилики Сан-Марко (подробнее см.: Dyer. 2007).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

127 В изданной Васильевым А. А. в 1950 г. монографии об имп. Юстине относительно „Авелланы” повторяется то же самое (Vasiliev A. A., Justin the First, Cambridge; Mass., 1950, стр. 20 и прим. 47 на стр. 161). 128 Согласно транскрипции В. В. Болотова: Chyllitanus; согласно Э. Швартцу: Gillensis, согласно же H. Kiepermy город, где был монастырь Феликса, назывался Chyllu (в Нумидии), см. Болотов, Письмо и две записки о неоконченной работе о Рустике. СПб., 1907 г., стр. 25; E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. I, vol. IV, fasc. IV, München, 1923 г., cmp. IX Praefationis; H. Kiepert, Atlas antiquus, 12 изд., Berlin, 1925 г., карта X, Ei. 129 См. выше, стр. 129 настоящей работы. Кроме того, см. J. Haller. Das Papsttum, Idee und Wirklichkeit, Bd. I, Die Grundlagen. Stattgart, изд. 2, 1950 г.,  стр. 531. 130 О Пелагии см.: E. Caspar, II, стр. 241—252 о времени Вигилия и стр. 287—305 о папствовании Пелагия. J. Langen, I, стр. 385—398. L. Duchesne, LEglise au VI siècle, 1925 г., стр. 170—175 и 219—225; Болотов, т. IV, стр. 384—386 и 427—431. Bardenhewer, Patrologie, 1913 г., стр. 550—551. Rauschen, 1925, стр. 364. Есть специальное сочинение о Пелагии — L. Duchesne, Vigile et Pelage, Revue des questions historiques, 1884, II, но мне оно было недоступно. С выводами из него я знакомился по Ш. Дилю — „Юстиниан и визант. цивилизация в VI веке”, СПб., 1908 (пер. с франц.), стр. 357 и 367, и по книге самого Дюшена LEglise au VI siècle. Paris, 1925. 131 О Рустике специальной работы нет. См. о нем: E. Caspar, II, стр. 256—257; Bardenhewer, Patrologie, стр. 551; Altaner, 1951, стр. 416; Pauly-Wissowa-Kroll, Realencyklopädie der klassisch. Altertumswissen., t. II, Reihe I, 1914 г., стр. 1243, E. Schwartz, Acta Conc. Oecum., t. I, vol. IV, fasc. IV, Berlin, 1923 г., cmp. VIII-XVI. Его же, Aus den Akten des Concils von Chalkedon, Abhandl. d. Bayer. Akad. d. Wiss., phil.-hist. Kl. XXXII Bd. 1925 г., стр. 13—21, а главное — заметки Болотова о Рустике в его „Письмах и двух заметках о неоконченной работе о Рустике”, СПб., 1907 г., стр. 20—26. M. Schanz, G. Krüger, Geschichte des Römischen Literatur, Т. IV, H. II, München, 1920 г., стр. 596.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Несмотря на высокий авторитет Н., почитание понтифика начало складываться лишь в эпоху позднего средневековья. Ок. 1370 г. еп. Петр Наталис включил в «Перечень святых» под 6 дек. (день памяти свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских) краткое сказание, в к-ром Н. именуется святым ( Petr. Natal. CatSS. I 34). Поминовение Н. под 13 нояб., датой его кончины, было включено в Римский Мартиролог лишь в издании 1630 г. (Martyrologium Romanum. Venetiis, 1630. P. 559). Н. назван среди св. Римских пап в сочинении Просперо Ламбертини (впосл. папа Бенедикт XIV ) ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. R., 1748. T. 3. P. 489). В 1850 г. поминовение Н. было перенесено на 5 дек., в 1883 г. возвращено на 13 нояб. (MartRom. Comment. P. 519-520). Под этой датой память Н., к-рый «с апостольским усердием» укрепил власть папы Римского над Вселенской Церковью, указана в действующей редакции Римского Мартиролога (MartRom. (Vat.). P. 587). Соч.: Epistolae/Ed. E. Perels//MGH. Epp. T. 6. P. 257-690; PL. 119. Col. 753-1212; Jaff é . RPR. T. 1. N 2674-2888; T. 2. N 704, 745; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. Ист.: MGH. Conc. T. 4; LP. T. 2. P. 151-172; T. 3. P. 125; Annales Bertiniani/Rec. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; 5); Annales Fuldenses sive Annales regni Francorum Orientalis/Rec. F. Kurze. Hannover, 1891. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7); Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. (MGH. Script. Rer. Germ.; 50); Il «Chronicon» di Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte, e il «Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma»/Ed. G. Zucchetti. R., 1920; ЛИБИ. Т. 2. С. 60-125; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia/Rec. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol.; Hinkmar von Reims. De divortio Lotharii regis et Theutbergae reginae/Hrsg. L. Böhringer. Hannover, 1992. (MGH. Conc. T. 4. Suppl. 1); Nicetas David. The Life of Patriarch Ignatius/Ed. A. Smithies, J. M. Duffy. Wash., 2013; Фотий, патр. К-польский, свт. Антилатинские сочинения/Пер.: Д. Е. Афиногенов, П. В. Кузенков. М., 2015; Харламова Н. О. Ответы папы Николая I на вопросы болгар//Труды и переводы/СПбДА. Каф. древних языков. Каф. иностр. языков. СПб., 2017. Вып. 1. С. 206-271.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

В сводах церковного права XI-XIV вв. («Декрет» Бурхарда , еп. Вормса, «Декрет» Иво Шартрского , Декрет Грациана и др.) относительно вопросов назначения на церковную должность при рукоположении и перехода священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия использовались, как правило, описательные выражения - «in civitate [или in ecclesia] ordinare, constituere» (в город [или в церковь] рукополагать, назначать), «sine titulo non ordinare» (без титула не рукополагать), «alicui ecclesiae addicere» (к к.-л. церкви предназначать) и др.; существительное «incardinatio» или глагол «incardinare» употреблялись при этом лишь в единичных случаях, преимущественно в составе посланий папы св. Григория Великого. В Декрете Грациана представлены каноны, посвященные запрету священнослужителям переходить из одного диоцеза или прихода в другие (Causa 7 quaestio 1, Causae 19, 23, 24, 26, 28 и др.), запрету рукополагать клирика из др. диоцеза и допускать его к служению без письменного согласия его епископа (littera commendamicia) или специального папского предписания (Distinctiones 71-72; Causa 9 quaestio 2 pars 1; Causa 21 quaestio 2; ср.: Liber Extra. III 4. 5), запрету рукополагать без одновременного назначения к определенной церкви (Distinctio 70), а также каноны, регламентирующие совмещения церковных должностей путем комменды (Causa 21 quaestio 1). Однако, несмотря на неоднократные канонические предписания, касавшиеся вопросов И., проблема бродячих (vagi) клириков, покидавших место служения и зачастую занимавшихся попрошайничеством, продолжала оставаться, в результате чего был принят ряд мер, направленных на искоренение этого явления. Так, Тридентский Собор постановил (Conc. Trident. Sess. 21. Decretum de reformatione. Cap. 2), что священнослужителям не приличествует просить милостыню или добывать пропитание к.-л. презренным занятием (sordidum quaestum), а также запретил рукополагать секулярных клириков без предоставления бенефиция , обеспечивающего достойный уровень жизни (ad victum honeste sufficiat). В случае если клирик желал покинуть вверенный ему приход, он мог получить увольнение у правящего епископа только если имел др. источники дохода (наследство или к.-л. денежные поступления - patrimonium vero vel pensionem). Ссылаясь на 6-е прав. IV Вселенского Собора, Тридентский Собор подтвердил запрещение рукополагать клириков без назначения их к к.-л. конкретной церкви или к иному священному месту, а также допускать к служению клириков, покинувших свой приход без санкции их правящего епископа, и странствующих клириков, не имеющих рекомендательных писем (Conc. Trident. Sess. 23. Decretum de reformatione. Cap. 16).

http://pravenc.ru/text/389603.html

Jahrbücher“, 1850; Hingenfeld–„Die Evangelienforschung nach ihrem Verlaufe“, u. s. w. –„Zeitschrift für Wissenschaft!. Theologie“. 1861. „Der Kanon und die Kritik des Neuen Testaments“. Conr. GlöJcler–„Die Evangelien des Matheis, Marci und Lucas in Ueber- einstimmung gebracht und erklärt“, Frankfurt. 1834 . 2 Theile. G. H. A. Ewald–„Die drei erster Evangelien übersetzt und erklärt“. Gott. 1850. F.JBieeü–„Die drei erster Evangelien“. 2 Theile. Berlin. 1862. C. Weizsäcker– „Untersuchungen über die evange¬lische Geschichte, ihre Quellen und den Gang ihrer Entwicklung“. Gotha. 1864. Bruno Bauer–„Kritik der Evangelien und Geschichte ihres Ursprung“. Berlin. 1850. Holzmann–„Die Synoptischen Evangelien“. 1863. Delitzsch – „Neue Untersuchungen über Entstehung und Anlage der kanonischen Evangelien“. 1853. Sieff " ert – „Ursprung des ersten kanonischen Evangeliums“. 1832. Wilke – „Urevangelist oder Untersuchung über das Verwandtschaftverhältniss der drei ersten Evangelien“. 1838. Hug – „Einleitung in die Schriften des Neuen Testamentes“. 1808. F. .Т/Schwarz – „Neue Untersuchungen über das Verwandtschaftverhältniss der Evangelien“. 1844. Lessing–„Neue Hypothese über die Evangelisten, als bloss menschliche Geschichtschreiber betrachtet“. 1778. Bichhorn–„Allgem. Biblioth. der biblisch. Litteratur“. 1794. Credner–„Einleitung in’s Neue Testament“. 1836. Gieseler–„Ueber die Entstehung und frühesten Schicksale der schriftl. Evangelien“. 1818. D. Strauss–„Das Leben Jesu“. 1840 и 1874. Ebrard–„Wissenschafmliche Kritik der evangelischen Geschichte“. Ein Kompendium tür Geistliche und Studirende. 1850 и 1868. Weisse–„Die evangelische Geschichte, kritisch und phi¬lologisch bearbeitet“. 1838. Thiersch–„Einige Worte über die Aechtheit der neuetesta- mentl. Schriften“. 1816– Kuhn–„Das Leben .Tesu, wissenschaftlich] bearbeit“. 1838. Gue- rieke – „Ncutestamentliche Isagogik“. 1868. Weiss – „Das Leben Jesu. 1882. Gfrörer – „Geschichte des Urchristentums“. De Weife–„Einleitung in’s NeueTestament“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

This murderer lead a battalion made up of bandits who lived in Kharkov in the area of Ivanovka (a place that was known as a hotbed of criminality.) This gang of “special purpose”, which earned horrific notoriety not only in the Ukraine (even Batka Makhno i was afraid of him), but throughout Russia, destroyed in this Sumy episode several dozen hostages—as early as July 2 they were alive and coerced into signing a collective letter to A. I. Denikin, which the Bolsheviks used as an instrument of pressure. A report dated August 17, 1919 on the Bolshevik terror prepared by the department of propaganda of a special communiqué under commander A. Denikin states: An examination of the bodies of the Kharkov hostages found during grave excavations on a hill near the train station in Sumy showed that the majority died from saber wounds. Among these were discovered ten formless corpses with severed heads and extremities. Most likely one of these victims was Fr. Nicholai Strelletsky. Some sources suppose that the priest was executed in Orel, where the chekists intended to take the hostages. However, there is evidence that only five of the thirty-eight hostages made it to Orel, and they were women. In his book, Dzerzhinsky, Roman Gul writes that as a result of his own savagery Saenko “lost his mind and his comrades ‘slapped’ [shot] him.” This is what happened according to Solzhenitsyn, Alexei Tolstoy, and the Russian historian, journalist, and public activist S. P. Melgunov, who was in exile from the country in 1922 with a large group of scientific intelligentsia, and was the author of the book, Red Terror in Russia: 1918-1923. However, after conducting archival research, the expert on Kharkov lore A. Zinukhov wrote in his article, “Commandant Saenko” (1994) that the pensioner of soviet directive Stepan Afanasievich Saenko died on August 17, 1973 in Kharkov at eighty-seven years of age. What is the providential significance of the fact that torturer-executioners generally live long lives? There are not a few examples of this. Perhaps it is for their own torment, which a poet calls, “the snake gnawing at the heart”? In that case we can suppose that for the torturers this is that earthly hell—as a foretaste of eternal hell.

http://pravoslavie.ru/72953.html

­The country, however, that has the largest concentration of Christians in the Middle East is Egypt: between 8 and 10 million. Despite their number, Egyptian Christians are no better off than the Iraqi or Syrian Christians. Th­ey have suffered from discrimination, abduction, attacks on monasteries and churches, and sometimes murder. Twenty-one Egyptian Christian workers in Libya were kidnapped in 2013 by extremists loyal to the Islamic State or ISIS, and butchered in 2015 on a Libyan beach. About the same time the Copts were kidnapped, St. Mark’s Cathedral in Cairo was attacked while a service was in progress. Two were killed, 80 wounded, and the service interrupted. Outside Cairo, especially in southern Egypt, attacks on priests and churches, and kidnappings for ransom, are not uncommon. Muhammad Mursi’s one-year presidency was the worst for the Copts. Following his overthrow, the Copts were blamed, and consequently, they suffered more attacks and abductions for ransom. At this point, it is important to mention that some Muslim intellectuals in the U.S. and the Arab world condemned the Islamic State’s attacks on Arab Christians and other minorities, as well as the destruction of historical, religious, and cultural landmarks in Syria and Iraq at the hands of extremists. A good representative of these writers is ‘Azizah al-Hibri, a professor Emerita and a human rights lawyer. In an article entitled “Christian minorities: our trust betrayed,” ‘Azizah says, A couple of weeks ago, the sleepy village of Ma’lula in Syria was attacked by a gang of armed terrorists. Several of its inhabitants were killed, its historic monasteries and churches pillaged, and its crosses were removed. Ma’lula is one of the last places on earth that speak Aramaic, the language of Jesus. Its interfaith population has lived for over a thousand years peacefully together. ­These terrorists whether in Ma’lula, [or elsewhere], have committed atrocious crimes under the color of our religion. We Muslims, cannot stand in silent witness of their acts.

http://pravmir.com/will-the-cradle-of-ch...

Сознавая такой риск, Католическая Церковь утверждает, что права и обязанности по своей сути связаны в человеческом существе (13). В такой перспективе человеческая жизнь имеет неприкосновенную ценность " от своего начала и до своего конца " , и все люди имеют право на жизнь, с момента зачатия и до своей естественной смерти (14). Другой признак постепенного удаления Европы от своих христианских корней мы видим в европейской политике относительно семьи, института, который стараются ассимилировать с другими формами союзов и который, таким образом, не защищаетсяв качестве союза, основанного на браке мужчины и женщины, что является глубоким выражением социальной природы человека и основным ядром общества. От восстановления ее культурной, моральной и духовной идентичности будет для Европы зависеть ее способность смело идти навстречу будущему и сравниваться с другими крупными мировыми культурами; а значит еще и олицетворять те идеалы секулярности, демократии и свободы, которые ее характеризовали в истории. Но все культуры и религии призваны к рациональному диалогу и внесению своего вклада в общее благо благодаря созиданию морального и рационального порядка, основанного на истине, на свободе, на справедливости и на любви, согласно учению Папы Иоанна XXIII (15). Я хотел бы закончить, процитировав вам старую африканскую поговорку: " Человек, который идет один, быстро передвигается, но тот, который идет в компании своих друзей, идет очень далеко " . Только материальное благополучие и научно-технический прогресс идут быстро; но общий путь культур и религий, основанный на человеческом достоинстве и на рациональном диалоге, даже если он медленный и трудный, приведет к полному утверждению человеческого достоинства, к миру и к гармонии между народами. (1) O. SPENGLER, Der Untergang des Abendlandes, Beck, München, 1927. (2) A.J. TOYNBEE, Der Gang der Weltgeschichte II: Kulturen im Übergang, Europa-Verlag, Zürich-Stuttgart-Wien, 1958. (3) Cf. J. RATZINGER, Europa: I suoi fondamenti oggi e domani, Ed.

http://religare.ru/2_34962_1_21.html

The witnesses say that the city was terrorized by a gang of hired assassins, to whom the local criminal organization joined, with total number of 200-300 people. Then the hired assassins moved to Jalal-Abad, where the same scenario repeated. Now in the cities of Osh, Jalal-Abad and their suburbs there is a grievous recovery to life after the bloody nightmare of the last days.  On the surface everything has smoothed down.At least they do not shoot.  But the people have survived through a great shock which they won’t get over quickly.  Now the problem of physical survival arises because there is no food and it cannot be bought anywhere, even if you have money. - Does the conflict concern Russian-speaking population? On the large scale the Russian-speaking population was not involved in this conflict, though there are separate victims both among Russians and Tartars, and representatives of other nationalities.  But, no doubt, the Russian-speaking population suffered moral damages.  It is hard to stay in the epicenter of mindless and ruthless anger. - How does the Orthodox Church help people these days ?  With what questions and requests do the people apply? Do the people expect anything from the Church in such a situation? - Certainly, the Church participates in what is happening now. Humanitarian aid – food stuff, infant foods are gathered and sent to the South. Of course, everyone is praying. Throughout the Churches of Kirghizia the divine services are performed in the usual way without change. Archpriest Victor Reimgen, Dean of the Osh district, officiated at the Church of St. Michael the Archangel in Osh on Saturday and Sunday. On Sunday, when the epicenter of outrage moved to   Jalal-Abad, he performed the rite of the blessing of water and walked in a sacred procession around the whole quarter, in which the church is situated, aspersed with holy water the fighting equipment and soldiers. Now he is distributing humanitarian aid that comes from Bishkek. It is very important, because there are separate cases of selling humanitarian aid to the population.

http://pravmir.com/article_1010.html

апостолов, ясно видятся черты лица каждого из них 32 , в сознании которой, наконец, что особенно важно, всегда, во всей целости и непосредственности, твердо сохранялся и хранится доселе истинный Богочеловеческий Образ ее Господа и Спасителя, преднаписанный Его самовидцами и слугами и уясненный затем во всех своих чертах ее же богопросвещенными отцами и учителями. Под кровом и руководством такой Церкви мы еще с более спокойным сердцем можем смотреть на всю эту многолетнюю борьбу скептических умов против евангельской истины, – с спокойным сердцем, но, прибавим также, не с праздными руками. 3 Die modernen Darstelbingen des Lebens Jesu. Leipz. 1864. S. 37: ср. «Новейшие сочинения о жизни И. Христа». Из апологетических чтений Ульгорна, стр. 56 и сл. (брош). 4 Более подробную историю литературы см. на рус. Языке в сочинении архим. (епископа) Михаила: «О Евангелиях и Евангельской истории». Москва, 1870, стр. 19 Leipz. 1875. Ss. 183 – 210. 5 Таковы сочинения архим. (ныне епископа) Михаила: «О Евангелиях и Евангельской истории». Москва. 180 г. «Учение Господа И. Христа и Себе как о Мессии и Сыне Божием». Свящ. Мих. Златоверховникова 1876 г. «О происхождении первых трех канонических Евангелий». Соч. Н. 18 8 г. отдельных статей, размещенных в наших дух. журналах за ранние годы. 6 Kritische Unter-uchangen über die Kanonischen Evangelien, Ferd. Christ. Baur, Túbing . 1847 SS. 40 – 76. 8 Das Evangelium St. Johannis und seine neuesten Widersacher, von C. Leuschner. Halle, 1873. S. 2. 10 Hilgenfeld, Einleitung in d. N. Testament. S. 698. Cf. c. Weizscker – Untersuchungen uber die evangelische Geschichte, ihre Quellen und den Gang ihrer Entwickiung. Gotha. 1864. S. 220 undf. 11 Со стороны Баура и его школы делалась даже, как известно, настойчивая христианства его происхождение, 12 Сами отрицательные критики этого направления называют его литературно-историческим в также мало, как у Баура и Штрауса 16 Прием этот напоминает нам те древние христианские апологии (так называемые политико-юридические), в которых первые апологеты старались выговорить пред римским правительством гражданское право существования для христиан, – рассеять разного рода предубеждения языческих властей и общества относительно в особенности поведения христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010