В житии преп. Нила Нового (910–1005) в момент входа этого святого в Рим упоминалась диаконисса, “игумения монастыря”, которая, “собрав подчиненных ей дев, вышла навстречу святому” 117 . В раннесредневековую эпоху диакониссы могли входить в число клириков, очевидно, не исполнявших литургических функций. За церковью города Опорто (Португалия) папа Бенедикт VIII (1012–1024) утвердил привилегию “любого посвящения епископов, а также пресвитеров, диаконисс или иподиаконов” 118 . В галльской церкви словом диаконисса иногда означалась жена диакона 119 . Возможно, в вышеупомянутой надписи по обету Анна была названа диакониссой, только поскольку являлась сестрой диакона. В чем заключалась деятельность диаконисс в ранний период истории западной Церкви, неизвестно, поскольку вообще первое определенное упоминание о них относится лишь к 441 г. (1 Conc. Araus., can. 26.), да и оно связано с запрещением женского служения. Согласно Глоссе, диаконисса посвящалась, чтобы обучать “всех христианок вере и закону Божию”, но ниже говорилось: “…(подобные женщины – А. П.) были и в ветхозаветное время, о таковой говорит и апостол: «Вдова избирается не менее 60 лет», и такими были евангельские старицы, (например) 80-летняя Анна”, — то есть правом наставлять других, по мнению комментатора, пользовались женщины благочестивой жизни и преклонного возраста. К тому же данные сведения относились не собственно к диакониссе, а к аббатиссе, которая по роду своих обязанностей как настоятельница монастыря должна была выполнять функции наставницы. Из конкретных дел диаконисс по эпитафии Дацианы известно, что последняя “много пророчествовала”, но этот дар нельзя назвать специфическим для служения диаконисс. Сам факт того, что запрет диаконисс был неоднократно повторен на нескольких соборах (Conc. Epaon., can. 21; 2 Conc. Aurel., can. 18.), свидетельствовал о неполном исчезновении этого служения в Галлии в V–VI вв. Более того, второй Орлеанский собор, как бы мирясь с наличием женщин, “которые вопреки запрещениям канонов принимают благословение диаконское”, предписывал необходимость для них безбрачия 120 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

64 По мнению Иоанна Бикларского, искоренение ереси началось с Константина, а закончилось усилиями Реккареда. loan. Biel. Chron. (а. 590): A vicésimo ergo imperii Constantini principie anno, quo tempore haeresis Arriana initium sumpsit, usque in octavum annum Mauricii principie Romanorum, qui est Reccaredi quartus regni annus, anni sunt CCLXXX, quibus ecclesia catholica huius haeresis infestatione laboravit... (Иоанн Бикларский. Хроника (590 г.): От 20-го же года власти правителя Константина, при котором возникла арианская ересь, до 8-го года Маврикия, римского правителя, что есть 4-й год царствования Реккареда, прошло 280 лет, в течение которых католическая церковь подвергалась нападениям от этой ереси: но божьей милостью победила, ибо установлена была на камне. – Пер. А. Голованова). 65 Homilia sancti Leandri//ССН./ed. Martínez Diez G., Rodríguez F. Vol.V. Madrid, 1992. P. 148–159. 66 Conc. de Toledo III. Item ubi damnata Arriana haeresis. (a. 589): Ceterum si totis nitendum est uiribus humanis moribus modum ponere et insolentium rabiem regia potestate refrenare, si quieti et paci propagandae opem debemus impenderé, multo magis est adhibenda sollicitudo desiderare et cogitare diuina, inhiare sublima et ab errore retractis populis ueritatem eis serena luce ostendere. 67 Conc. de Toledo III. Item ubi damnata Arriana haeresis. (a. 589): De cetera autem pro inhibentis insolentium moribus, mea uobis consentiente dementia, sententiis terminate districtioribus; et firmiori disciplina, quae facienda non sunt, prohibite; et ea quae fieri debent, immobili constitutione fírmate. 68 Moreno Casado ]. Los concilios nacionales visigodos, iniciación de una política concordatária. Granada, 1946. P. 16–22; Thompson E.A. Goths in Spain. Oxford, 1969. P. 94–101. 69 Conc. de Toledo III (a. 589). Edictum regis in confirmatione concilii: Nostra proinde auctoritas id omnibus hominibus ad regnum nostrum pertinentibus iubet ut si qua definita sunt in hoc sancto concilio habito in urbem Toletanam anno regni nostri feliciter quarto, nulli contemnere liceat, nullus praeterire praesumat (III Толедский собор. Королевский эдикт в подтверждение собора: Поэтому всем людям, относящимся к нашему королевству, Наша власть приказывает следующее: пусть никому не будет позволено нарушать или никто не пренебречь тем, что было решено на этом священном соборе на четвертый год Нашего счастливого правления).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

27 О правах примасов и карф. епископа см. Sehelstr. Eccles. Africana-dissert. 1. cap. IV et . Münteri – Primardia Ecclesiae Afric. pag. 45–48. 28 Диаконы эти писали, конечно, не без ведома папы Вигилия, который тогда позван был в Константинополь и нарочно промедлил в Сицилии, именно – больше четырех месяцев. 30 Известно, что вопрос этот решен утвердительно на основании примера царя Иосии, который велел выкопать и сжечь кости идолослужителей 14 Царств XXIII, 16j. Baroni-Annal. Eccl., ad. an. 553, III. 33 Morcelli – Africa Christ. III, 302–303 Известно, что папа еще несколько раз изменял свои мысли, даже не присутствовать на заседаниях пятого вселенского собора и только через шесть месяцев подписался под определениями его. 34 Перфект Африки, Ареовинд после непродолжительной борьбы у стен Карфагена с военачальником Гонтарисом, возмутившимся против него, скрылся в укрепленном монастыре греческом (лавра св. Саввы). Похититель власти отправил к нему епископа Репарата объявить, что ему дарована будет жизнь, если он явится с покорностью, в противном случае Гонтарис грозил осадою и смертью . Ареовинд, полагаясь на ручательство епископа, явился к Гонтарису; но на другой день был убит. Чрез месяц и сам похититель погиб от рук убийцы. Это происходило в 545 году. Morcelli-Africa Chr. III, 298–300. 36 Собор пятый вселенский имел восемь заседаний; начался 4-го мая, а кончился 2-го июня 553 года. 37 Так думает Morcelli – Afr. Christ. III, 314–323. Более об этих личностях не находим упоминания у историков того времени. Только Евагрий записал, что импер. Юстин возвратил из ссылки всех, по делам веры заточенных Юстинианом, не потребовавши у них отчета их образ мыслей: μηδενος περ τν πστιν καινουργουμνου ( Eccl. V, 1 ). 40 Например: Ut episopus a tribus ordinctut, consrntiantibou aliis per scripta, cum confurmatione metropolitan vel primatis. Concil. Nicun.; titul. 4. Item titul. 6.; Concil. Antiocheni tit. 19.; Conc. Land. Tit. 12 ; Conc Carthag. Sub antistite Genethlio tit. 10; Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Nam denique nisi sic a nobis geratur, invenimur firmare eorum sententiam qui vacuis verbis sacerdotalem officium quantum ad ipsos sanctis denegaberunt. Quomodo non valevit eorum sententia aut auctoritas sacerdotalis, si eis baptizandi licentiam demus? Si habent licentiam baptizandi, habent et sacerdotes ordinandi; opus opificem probat). Таким образом, речь идет о полном непризнании «церковного» характера кафолического епископата и общин. См. также Opus Imperfectum: «Так и тот, кто не крещен, как может крестить другого? Соответственно, мы и говорим о еретиках, так как где есть вера, там есть и Церковь , где есть Церковь , там есть священник, где есть священник, там есть Крещение, где есть Крещение, там есть и христианин. Где же нет веры, там нет Церкви, где нет Церкви, там нет священника, где нет священника, там нет Крещения, где нет Крещения, там не может кто-либо быть христианином» (Sic et ipse, qui baptizatus non est, quomodo alteri potest baptismum dare? Secundum hoc et de haereticis dicimus: quia ubi est fi des, illic est Ecclesia: ubi Ecclesia, ibi sacerdos: ubi sacerdos, ibi baptismum: ubi baptismum, ibi Christianus. Ubi autem fi des non est, ibi non Ecclesia est: ubi Ecclesia non est, nec sacerdos est: ubi sacerdos non est, nec baptismum: ubi baptismum non est, nec Christianus fit aliquis) (PG. 56. Col. 673). Подобного рода рассуждения явно навеяны богословием св. Киприана Карфагенского (см. Cyprian. Liber de unitate Ecclesiae. 11). 1040 Fragmenta theologica. 6 (Gryson R. Scripta. P. 237): «Мы воистину христиане, на которых наложено ложное имя ариан...» (Nos vero cristiani, quibus inpositum est falsum nomen arrianos). 1041 Заявление по этому поводу Палладия: «Ария я не видел и не знаю, кто он такой» (Arrium nec vidi, nec scio qui sit – Gesta Conc. Aquil. 14). Далее Палладий отказывается комментировать утверждения Ария: «Откуда я знаю, кто он такой? Я отвечаю тебе за себя» (Unde scio qui sit? Ego pro me respondeo tibi – Gesta Conc. Aquil. 31). То же самое утверждает и Секундиан: «Кем он был, не ведаю, что говорил, не знаю» (Qui fuerit ignoro, quid dixerit nescio – Gesta Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

932 Ельвирский (Eliberitanum) 305 г., Таррагонский – 516 г., Геронский (Gerundense) – 514 г., Сарагосский (Cesaraugustanum) 380 г., Леридский (Hilerdense) 546 г., Вальадолидский (Valletanum) 546 г., (по друг. 524 г.) Толедские 1-й 400 г., 527 г., III-й 589 г., 633 г. Брагский 563 г., II-й 572 г., Capitula Мартина Брагского, собор Севильский (Spalensis) 590 г. Севильский II-й 619 г., Sententiae, quae in veteribus exemplaribus non habentur, sed a quibusdam in ipsis insertae sunt (каноны 48–70 собора Агдского в Галлии), Decreta quorundam praesulum Romanorum и собор Толедский 68 епископов, неизвестно какой. 933 Папы Дамаса – 2 декреталии, Сириция – 2, Иннокентия I – 22, Зосимы – 2, Бонифация I – 4, Целестина – 3, Льва I – 39, Илария – 3, Симплиция – 2, Феликса – 3, Геласия I – 2, Анастасия II – 1, Симмаха – 1, Гормизды – 10, Вигилия – 1, Григория Великого – 4, Гормизды – de recipiendis (libris). 934 Этим, или другим подобным сборником пользовался в Галлии собор Турский II 567 г., ибо 20-е правило этого собора приводит правило собора Карфагенского 418 г. под именем канона Милевийского, под каковым (26-е Milevitanum) оно приведено и в Испанском сборнике. Ballerini, col. 89. – Maassen, I, 774. 936 Издания: Voelli et Justelli, Biblioth. juris canonici veteris, I, 447–485. – Migne, Patrol. LXVII, col. 949. 937 Maasen, I, 800, на основании свидетельства Факунда (IV, 3), который по Сирмонду (Not. ad. Facundum. Biblioth. max Patrum, X, 113) писал свое сочинение в 546 г. Поэтому Ферранд не мог составить своего Сокращения в этом 546 г., как утверждает, однако, проф. Суворов (Курс, I, 274). 938 Проф. Суворов (ib.) утверждает, что Сокращение есть «сборник извлечений», что «греческие каноны изложены здесь в извлечении, сделанном по так называемой Исидоровской или испанской версии». Это не правда. Никаких извлечений в сборнике нет; в нем каждый параграф представляет: во-первых, краткое положение, составленное самим Феррандом, а во-вторых, цитаты, указывающие на полный текст канонов. Напр. Ut neophyti non ordinentur. Conc. Nicaen. tit. 2; conc. Sardic. tit. 14; conc. Laodic. tit. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

практике совершения обряда целования мира и чтения диптихов (Admonitio generalis. 53-54//MGH. Capit. T. 1. P. 57; ср.: Concilium Francofurtense. 50-51//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 171). В источниках часто отмечается, что Карл Великий распространял римское пение (или рим. чин псалмопения) (Admonitio generalis. 80//MGH. Capit. T. 1. P. 61; Capitula de examinandis ecclesiasticis. 2//Ibid. P. 110; Capitulare missorum in Theodonis villa. 2//Ibid. P. 121; ср. в хронике мон-ря Муасак под 802 г.: PL. 98. Col. 1429). Однако его деятельность в этом направлении не привела к тотальной романизации, а скорее увеличила различия в богослужении на местах. Видимо, по этой причине в период правления имп. Людовика Благочестивого были предприняты попытки исправить ситуацию на местном уровне (реформы аббата Элизахара в придворной капелле в Ахене и исправление Антифонария Амаларием Мецским), что, однако, вызвало критику и противодействие сторонников сохранения прежних традиций (прежде всего архиеп. Агобарда Лионского и диак. Флора Лионского). Особое внимание Карл Великий уделял проблеме совершения таинства Крещения (о том, что оно также должно совершаться по рим. чину, сообщается в: Duplex legationis edictum. 23//MGH. Capit. T. 1. P. 64; ср.: Concilium Moguntinense. 4//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 261). В дополнениях к канонам Соборов в Риспаке, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800) говорится о введении во Франкском гос-ве 4 рим. праздников в честь Пресв. Девы Марии (Purificatio, Conceptio, Assumptio, Nativitas), а также Пепельной среды в качестве начала Великого поста и рим. обрядов Страстной седмицы (Statuta Rispacense, Frisigense, Salisburgense. 41-43//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 212). Эти изменения отражены в OR XXII и OR XXIV. Майнцский Собор (813) постановил совершать великую литанию 25 марта по римскому обычаю (наряду с 3 днями «рогаций» (rogationes), принятыми в Галлии) (Concilium Moguntinense. 33//Ibid. P. 269). Чин литании излагается в OR XXI, но неизвестно, была ли она введена повсеместно, поскольку Ахенский Собор (836) повторяет это предписание (Concilium Aquisgranense.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

999 Orlandis ). Notas sobre la sociologia monástica de la España visigoda//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 40–46. 1000 Conc. de Toledo III (589). can. 10. Ut viduis pro castitate violentiam ullus inferat, et ut mulier invita virum non ducat; can. 11. Ut poenitens poenitentiam agat; can. 12. De his, qui poenitentiam poscunt: si vir, prius tondeatur, sifemina, prius habitum mutet. 1001 Conc. de Toledo III (589). can. 4. Ut liceat episcopo unam exparrochiis basilicam monasterium facere 1002 Mellado Rodríguez J. Léxico de los concilios visigóticos de Toledo: 2t. Córdoba, 1990. T. II: К – Z. P. 425. 1004 Conc. de Toledo IV (633). can. 49: ...et omnem ad seculum interdicimus regressum (IV Топедский собор. Кан. 49: ...и мы запрещаем любое возвращение в мир). 1005 Isidori Reg. mon. 4.2: Omnis conversus non est recipiendus in monasterio, nisi prius ipse scripto se spoponderit permansurum (Исидор. Монашеский устав. 4.2: Всякий обращенный пусть не будет принят в монастырь, пока сам не пообещает на письме там остаться). 1006 Isidori Reg. mon. 4.1: Qui renuntians saeculo, ad monasterium venerit, non statim in coetum deligendus est monachorum. Vitam enim unicuique in hospitalitatis servitium tribus mensibus considerare oportet, quibus peractis ad coetum sanctae congregationis accedet... (Исидор. Монашеский устав. 4.1: Тот, кто, отринув мир, придет в монастырь, пусть не сразу будет допущен в общество монахов. Ведь подобает следить за жизнью каждого, кто находится в невольном положении гостя, в течение трех месяцев, по истечению которых пусть он будет допущен к сообществу священной общины...). 1007 См. Calabrus Lara J. Las relaciones paterno-filiales en la legislación visigoda. Granada, 1991. P. 86–87. 1008 Isidori Reg. mon. 4.2: Qui non rigida intentione convertuntur, cito aut superbiae morbo, aut vitio luxuriae subduntur (Исидор. Монашеский устав. 4.2: Тот, кто принимает постриг без твердого намерения, быстро заражается болезнью высокомерия или пороком непокорности).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

2839 An clerici non continere valentes possint contrahere, et si contraxerint an debeant ad saeculum redire? Jnterrog. 2 ap. Greg. Ep. 11:94. Вместо полного ответа на этот вопрос Григорий дает руководство касательно духовных лиц в низших степенях, приведенное выше (стр. 545). 2842 См. выше стр. 294. 3-й собор брагский от 675 года. без особого позволения не допускает никого, кроме матери (с. 5). 2843 Напр. Capit. от 789 года, с. 3; Capit. от 806 г., с. 1. Но 2-ой собор Экский (Aix), от 836 года. исключает всех женщин, с. 11. 2844 Кафедра Меца была только епископией, но Хродеганг (занимавший ее с 742 по 760 г.) и некоторые из его преемников получили титул архиепископа, вместе с паллиумом от папы, как личное отличие. 2846 С. 8. Capitulum названо было так вследствие того, что у бенедиктинцев ежедневно прочитывалась одна глава из их устава. 2848 Цивилизующее значение монашества красноречиво изображается в сочинении Монталамбера «О западном монашестве». 2849 С. 19. У Сальвиана термин «religiosi» обозначает как монахов, так и вообще духовенство (Baluz. in Salo; Patrol. 53:31, 86:109). Собор эпаонский от 517 года употребляет слово «religio» для обозначения целибатства (с. 19; см. Hefele, 2:666). 2850 Испанские соборы постановляют, чтобы вдовы королей не выходили вновь замуж и удалялись в монастыри. Conc. Tolet. 13, от 685 года, с. 5. 2853 Можно напр. указать на поведение епископа Сидония по отношению к монахам Сен-Галла, и на привилегию, дарованную папой Адеодатом монастырю св. Мартина в Туре (Patrol. 87:1143). 2854 Напр. Conc. Tolet. 4, от 633 года, с. 51 (где говорится, что епископы обращаются с монахами, как с рабами. Conc. Tolet. 9, от 655 года. с. 2. 2856 Acta SS. Oct. 16, p. 1063. Захария, будто бы, даровал подобную же привилегию и Монте-Кассино в 747 году. Подобные изъятия более раннего времени составляют несомненный подлог. 2857 Vita S. Sturmi, ap. Pertz. 2:373–7; Mabill, Acta SS. Ben. 4:279–84, 400. Ho, согласно жизнеописателей Лулла (сс. 22–22), причиной изгнания Стурмия были некоторые «сварливые люди», и Лулл содействовал его возвращению (Acta SS. Oct. 16, pp. 1050, 1063–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3630 Таково истинное объяснение мест, в которых Анастасий говорит о Льве III, что он украсил латеранскую церковь окнами «ех vitro diversis coloribus» (Patrol 128:1236), н o Бенедикте III, что он украсил храм св. Марии в Трастевсре «vitreis coloribus» (там же, 1354). 3636 См. письмо одного шпейерского гражданина к Гериберту, архиепископу кельнскому, о новых притязаниях духовенства по вопросу ο разрешении (около 1000 года). (Patrol, 151:693–8). 3638 О св. Герарде, епископе Тула, умершем в 994 году, рассказывается, что он каждый вечер, во время своих благочестивых упражнений, тайно снимал все отлучения, которые он произносил чтобы кто-либо из виновных лиц не умер в течение ночи неразрешенным от них, и что этот приговор отлучения он вновь налагал по утрам. Vita, с, 2 ap. Marte ne, l " hes. 3:1054. 3639 См. например, проклятие, произнесенное собором в Реймсе против убийц архиепископа Фулька от 900 года (Hard. 6:465), с рассказом Ришера о смерти Винемара, одного из убийц (1:18). Сборник формул можно видеть в Martene, De Antiq. Eccl. Ritibus, 2:322–5. 3640 Обстоятельное описание результатов интердикта см. у Hurter, Geschichte Innocent 3:1;374 и след. (edit. 2). 3643 См. Herzog, ст. Interdict. Иво Шартрский, умерший в 1125 году, говорит о нем, как новом и всеобщем средстве. Ерр. 95, 121 (Patrol. 142). 3647 Hard. 6:885. Rad. Glab. 4:5. Бароний весьма негодует на соборы за принятие таких мер без согласия папы. 1034, 5–6. 3651 Rad. Glab. 5:1, pp. 59–60. Войны, против которых направлялось перемирие, были не обшественные, a частными. 3656 Conc. Clarmont, от 1095 года, с. 1. Conc. Lat. 2 от 1139 года, с. 12; Conc. Lat. 3 от 1179 г. с. 21. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010