Conc. Romanum, can. 5 (743 r.)//Monumenta…, pp. 50—51. Conc. Wormatiense, can. 73 (868 r.)//Monumenta…, p. 51. Сопс. Epaonense, can. 21 (517 г.)//SC 353, p. 110. Agnellus. De S. Sergio//Monumenta…, p. 51. Ср.: Трулльский собор, кан. 48 (692 г.). Здесь покоится в мире достойная диаконисса Феодора, которая прожила в (этом) веке около 48 лет…». Из г. Тицин (Цизальпинская Галлия), датирована 22 июля 539 г. ( McCaul J . Christian Epitaphs of the First Six Centuries. Toronto, London, 1869, 73). Надпись сомнительная, без даты: «Дациана, диаконисса, которая прожила 45 лет, 3 месяца, была супругой консула Палмата и сестрой пресвитера Викторина. Много пророчествовала с Флаккой Алумной, прожившей 15 лет…» ( Martigny . Op . cit ., p . 244). 1 Cone. Arausicanum (441 г .), can. 26.//Monumenta…, p. 26; Cone. Worm., can. 73. Conc. Epaon., can. 21; Fortunatus. Vita S. Radegundis. XII. 28.//Monumenta…, p. 48. 2 Cone. Aurel. (533 г.), can. 17 – 18. ] И в качестве синонима к этому понятию иногда выступало слово consecratio (Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. V. 1. Paris, 1990, p . 367). См., например: «Не разрешено пресвитеру после принятия сана (benedictione) спать на одном ложе с пресвитерой (cum presbytera, в данном случае супруга пресвитера — А. П.)». Synodus diocesana Autissiodorensis, 561—605 г., can. 21.//SC 354, p. 494. «Из даров Бога и блаженного апостола Павла диакон и казначей святой апостольской кафедры Домеций вместе с диакониссой Анной, своей сестрой, исполнили этот обет, данный блаженному Павлу» ( Kraus F . X . Op . cit . Bd . 1. S . 360). ] Conc . Rom ., can . 5. Вряд ли под presbytera и diacona подразумевались жены пресвитеров или диаконов, поскольку в том же каноне им вообще запрещалось вступать в брак. И конечно, ни о каких священнических функциях для этих двух категорий женщин в Римской церкви не могло быть и речи. Abelardus P. 8 Epistola ad Heloissam//Monumenta…, p. 68. Медиевисты почти не оспаривают происхождение должности канонической аббатиссы от более ранних диаконисе ( Schc ? fer К. Н. Die Kanonissen und Diakonissen . Erganzungen und Krlauterungen//Romische Quartalschrift fur christliche Altertumskunde und fur Kirchengeschichte Bd. 24. Freiburg am Breisgau, 1910. S. 55).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

The study examines the Islamic " gang culture " inside the Whitemoor Prison in Cambridgeshire, which houses around 500 of the most dangerous prisoners in Britain. Researchers from the Cambridge Institute of Criminology who wrote the report found that more than one third (39%) of the prisoners at Whitemoor are Muslims. Prisoners told the researchers that they had felt overwhelming pressure to convert. In some instances, they said, Muslim inmates had left Islamic literature in their cells and ordered them to " read this. " In other instances, inmates were promised that if they converted to Islam, they would be safe from physical assault. The report states that if loners, including sex offenders, converted to Islam, fellow Muslims would defend them; they could thereby gain safety from a large and dominant group. Others used their newly acquired faith as a tool for status in establishing influence. Non-Muslims and prison officers inside Whitemoor described Islam as an " organized gang " and a " protection racket, " which " glorified terrorist behavior and exploited the fear related to it. " Prison guards said there were " proper Al-Qaeda " members in the prison who were regarded with " awe " by younger inmates. Some prisoners described Whitemoor as a " recruiting drive for the Taliban " and fertile ground for hatred and a new generation of extremists. Guards also said they had a policy of " appeasement " towards the powerful and growing Islamic prison population, particularly convicted terrorists who were feared to be recruiting future extremists. The report states: " The threat of assaults motivated by religious fanaticism or extremist ideology added weight to the atmosphere at Whitemoor, " and continues: " The new population mix, including high numbers of Muslim prisoners, was disrupting established hierarchies in the prison. Social relations among prisoners had become complex and less visible. Too much power flowed among some groups of prisoners, with some real risks of serious violence. There were high levels of fear in the prison. In particular, there were tensions and fears relating to 'extremism' and 'radicalization.' "

http://pravoslavie.ru/63406.html

К сожалению, православные полемисты в чрезмерном усердии начали отрицать не только ложную догматическую формулу, но и самую эту истину, стали говорить о небезгреховности Богоматери. Католический догмат 1854 г. гласит, что Пресв. Дeba in primo instante suae conceptionis fuisse singulari omnipotentis Dei gratia et privilegio intuitu meritorum Christi Jesu Salvatoris humani generis ab omni culpae labe praeservatam immunem, т. е. с первого мгновения своего зачатия особенной благодатью всемогущего Бога и в силу особенной привилегии, во внимание заслуг Иисуса Христа, Спасителя нашего рода, сохранена была свободной от всякого пятна греха. Cyбъekmoм immaculama concepmio яbляemcя Богоматерь с первого момента своего зачатия или, согласно толкованию п. Александра VII (Const. Sollicitudo omnium ecclesiarum 1661), в мгновении создания и влития души Марии в тело. При этом нет речи о непорочности рождающей деятельности родителей в момент супружеского coeдuhehuяconcepmio activa, moчhee, generamiva, но также и самое зачатие дитяти (conc. passiva) не является объектом привилегии. Ибо, если разуметь my concupiscenmia passiva, которая есть непосредственный продукт и содержание рождающих haчaл concepmio seminis, conc. camis, conc. inchoatae personae u по времени или, по крайней мере, по природе предшествует влитию (Eingiessung) разумной души, то она еще не содержит в себе личности Марии. Во всяком cлyчae, privilegium coombemcmbyem лишь тому пассивному зачатию, которое позднейшими богословами haзыbaemcяconcepmio passiva adaequata et consummata, а ранними защитниками зobemcя concepmio germinis (b противоположность сопс. seminis) и сопс. spiritualis sive personalis, а uhorдa vimalis sive animalis (b противоположность k concepmio camis) и совпадает c namivimas personae in utero. Продукту рождения приписывается при этом непорочность не вследствие способа происхождения, но, вопреки ему, особенным божественным действием, чрез которое душа Марии создана и влита в тело 16 . В отношении к человеческому зачатию, сопс. humana, это обозначается kak concepmio divina, т. е. a Deo. Непорочное зачатие обозначает ту свободу от первородного греха, которая дается при крещении, и есть, стало быть, крещение Марии еще до рождения Ее, и, следоват., до рождества Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2283 Впоследствии римские паписты утверждали, что титул этот был дан целым собором. (Greg. М. Ерр. 5:18, 20:44). но издатели Григория показывают, что это было не так. 2284 Константинопольское употребление этого титула возникло из ограниченного смысла слова «вселенная» (οιχοορ-νη). См. следующую главу. 2285 В Cod. 1, 2:24, он говорит: Ecclesia omnium omnium eclesiarum est caput». 2286 Епифаний говорит об этих двух апостолах, как бывших епископами Рима вместе (adv. Haer. 1, 2:6). Фультенций обещание ап. Петру ( Матф. 16:18:19 ) истолковывает еще в смысле принадлежащего всей церкви. De Remiss. Pecc. 1:19; 2:20 (Patrol. 65). 2287 Дионисий известен также как составитель пасхального круга, и как автор летоисчисления от христианской эры. 2290 Это название по-видимому, происходит, «а pormica heati Petri apostoli, quae appellatur ad Palmata» (Anastas, in Patroi. 128:700); Hefele, 2:623. Ho было также и место. называвшееся Palma aurea, или domus palmata, на площади (форуме), или вблизи ее (Anast. 226). 2292 Среди этих подделок были и акты мнимого собора Синуесского. Симмах ввел обычай давать паллиум, о чем будет подробнее сказано в позднейшем периоде. См. напр. его 12-е послание (Patrol. 62). 2298 Вдовам духовенства было запрещено вступать в брак под страхом отлучения до смертного одра (Conc. Toled. 1:400 г., с. 18). 2301 Собор Толедский, в 589 году, постановил, что бы священники и диаконы, обратившиеся из арианства, отказались от супружеского сожития, допускавшегося еретической паствой, и если они продолжали «зазорную» жизнь со своими женами, то должны были низводиться на степень чтецов, и что если кто либо из духовенства, находившегося под дисциплиной церкви, окажется и содержащим сомнительных женщин в своем жилище, то женщины должны быть проданы епископами и вырученная сумма должна быть роздана бедным (Conc. Toled. 3, с.5). В следующем году собор Севильский что некоторые епископы небрежно относились к приведению этого канона в исполнение и постановил, что судьи, с позволения епископа, должны были «хватать extraneas feminas vel ancillas» в свою собственную пользу давая епископам клятву, что они не возвратят их духовным сожителям. Conc. Hispan. 1, c. 3 (Patrol. 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 538 г. кор. Теодеберт I обратился через посла к папе Вигилию с вопросом: какое церковное покаяние ему следует выполнить за то, что он женился на супруге своего брата. Папа Римский поручил св. Кесарию , еп. Арелатскому, дать королю подробный ответ ( Jaffe. RPR. T. 1. N 905-906; MGH. Epp. T. 3. P. 57-58). По предположению Убля, король решил обратиться к папе Римскому, чтобы оградить себя от упреков со стороны Н. ( Ubl. 2008. S. 148). В письме еп. Мапиния сообщается, что Н. отлучил от Церкви нек-рых знатных франков за близкородственные браки и подвергся за это гонениям; по требованию Н. кор. Теодебальд (548-555) созвал австразийских епископов на Собор в Тулле (ныне Туль), к-рый должен был состояться 1 июня (вероятно, 550 г.) (MGH. Epp. T. 3. P. 126-127). Сославшись на то, что приглашение не было доставлено вовремя, Мапиний отказался присутствовать на Соборе, очевидно, из-за соперничества Треверской и Ремской (Реймсской) кафедр (см.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 3. Pt. 1. P. 164-165; о соперничестве между кафедрами см.: Schmidt. 1929. S. 21-27). Кор. Хлотарь I неоднократно угрожал отправить Н. в изгнание и осуществил это намерение незадолго до своей кончины (561). По словам Григория Турского, др. франк. епископы одобрили решение короля, и даже треверская паства не поддержала святого ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2-3). Но вскоре король умер, и его преемник, Сигеберт I (561-575), поспешил принести покаяние от имени покойного отца и вернул Н. на кафедру. Сохранилось письмо неизвестного лица с поздравлениями по поводу благополучного возвращения святого в Треверы (MGH. Epp. T. 3. P. 137-138). Н. стремился укрепить положение Треверской кафедры и повысить ее статус; присутствовал на мн. Соборах галльских епископов. В частности, его подпись есть под постановлениями Собора 535 г. в Арверне (MGH. Conc. T. 1. P. 70; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 429-430), общефранк. Собора 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан), 2-го Собора в Арверне (после 549) (MGH. Conc. T. 1. P. 109; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 148-161). Вероятно, Н. присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552) проходившем под председательством свт. Германа , еп. Паризийского. Под решениями Собора стоит подпись еп. Этнеция (Etnecius), отождествляемого с Н. (MGH. Conc. T. 1. P. 117; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 110-111, 157, 168). На Соборе обсуждался важный для Н. вопрос близкородственных браков, весьма распространенных среди франков. Ок. 550 г. с разрешения кор. Теодебальда Н. созвал еще один Собор в Тулле (ныне Туль, Франция), на к-ром обсуждались неканонические браки, и где сам Н. председательствовал. В связи с этим Собором произошел конфликт из-за старшинства между Н. и еп. г. Ремы Мапинием, приглашенным на Собор (Ep. Austras. 11; см.: Anton. 1987. S. 131-138).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Aquil. 66). В своей «Апологии» Палладий именует зачитанное на соборе послание Ария «неизвестным» и отмечает, что Арий давно умер (Arri olim mortui quae ignota esset epistulam proferres – Diss. Max. 90). 1042 С одной стороны, Палладий говорит, что его вера и вера его единомышленников бесславится именем Ария (Arrii nomine infamatur – Diss. Max. 95, 96), а с другой, – цитируя отрывок из послания Ария к Александру Александрийскому , оглашенный на соборе, Палладий характеризует его как воздающий «почтение всемогущему Отцу» (reverentiam Patris omnipotentis – Diss. Max. 98). 1045 Fragmenta theologica. 7 (Gryson R. Scripta. P. 239): «В высшей степени у нас есть причина выступать против тех, кто называют себя православными, которые вторглись в наши церкви и занимают (их) тираническим образом, и говорят, что Сын через все и во всем равен Богу Отцу и Святой Дух равен через все и во всем Богу Отцу и Богу Сыну; и таково есть само их утверждение, единое для почти тридцати их сект» (Causa nobis maxime est adversus eos qui se dicunt orthodoxos, qui eclesias nostras invaserunt et more tyrannico obtinent, dicentes aequalem esse Filium per omnia et in omnibus Deo Patri, et Spiritum Sanctum aequalem esse per omnia et in omnibus Deo Patri et Deo Filio; et haec ipsa adsertio eorum una est de fere triginta sectis eorum). В Opus Imperfectum речь идет не об активных гонениях (non aperte nos persequuntur), но о клевете и поругании (blasphemant nos et dicunt de nobis quae sunt probrosa – PG. 56. Col. 684). 1051 Gesta Conc. Aquil. 6: «Палладий сказал: ...В отсутствие сослужителей наших мы не можем говорить о вере. Амвросий епископ сказал: Кто ваши сотоварищи? Палладий сказал: восточные епископы» (Palladius dixit: ...Absentibus consacerdotibus nostris nos de fide dicere non possumus. Ambrosius episcopus dixit: Qui sunt consortes vestri? Palladius dixit: Orientales episcopi). См. также: Gesta Conc. Aquil. 10. 1052 В интерпретации Палладия Грациан приказал восточным епископам прибыть на собор (Imperator noster Gratianus iussit Orientales venire – Gesta Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

981 McLynn N. The «Apology». P. 64–69; Williams D. H. Ambrose.P. 124–125; Markschies Ch. Op. cit. S. 133. М. Мелен высказывал предположение, что под «сирмийским богохульством» подразумевается «разоблачение» Палладия и Секундиана, сделанное свт. Амвросием во время его встречи в Сирмии с Грацианом в 378 г. (Meslin M. Les Ariens. P. 87). 982 Duval Y. M. Aquilée et Sirmium. P. 370–371. Впрочем, И. М. Дюваль полагает, что под «сирмийским богохульством» имеется в виду «Томос» папы Дамаса, подтвержденный собранием, созванным в Сирмии для поставления Анемия, чтобы указать арианствующим епископам в Иллирике на свою верность никейскому символу, а также на свое согласие с восточным епископатом и Римской кафедрой. 983 Императорский указ о созыве собора дошел до нашего времени в рамках протокола соборного заседания: Gesta Conc. Aquil. 3–4. Император утверждает, что созвал собор с той целью, чтобы «священники не были несогласными в вызывающем споры почтении к догматам» (ambigua dogmatum reverentia ne dissideant sacerdotes). Роль посредников (interpretes) в решении этих проблем император предоставляет тем же самым «первосвященникам» (antistites). 984 Gesta Conc. Aquil. 10: «Он (Грациан во время встречи в Сирмии) сказал мне: “Иди”. Мы сказали: “Восточные собрались?” Он ответил: “Собрались”» (Dixit mihi: «Vade». Diximus: «Orientales conventi sunt?» Ait: «Conventi sunt»). 985 Кроме свт. Амвросия и Валериана Аквилейского в соборе участвовало 11 италийских епископов, два африканских легата, а также пять галльских и четыре иллирийских епископа. Кафедра епископа Януария неизвестна (см. Gesta Conc. Aquil. 1, 55–64). 987 Ambrosius Mediolanensis. Ep. 10–12. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. (PL. 16. Col. 875–1050). 989 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 328; Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 61, 78; Meslin M. Les Ariens. P. 88–89; Paredi A. Op. cit. P. 54; Simonetti M. La crisi. P. 441–442; Simonetti M. La politica. P. 274; Brennecke H. C.Homéens. P. 946.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

881 Brev. 4.10.2 (С.ТЪ. 4.10.2). См. также Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М» 2002. С. 121. 882 Conc. de Sevilla II (619). can. 8: Adversus quem ingrati actio canonum ac legum auctoritate iuste dirigitur... (II Севильский собор (619 г.). Кан. 8: Против которого в соответствии с предписаниями законов и канонов справедливо применяется иск против неблагодарного [вольноотпущенника]...). 884 Conc. de Sevilla II (619). can. 9: Indecorum est enim laicum vicarium esse episcopi et seculares in ecclesia iudicare... (II Севильский собор. Кан. 9: Ведь безобразно, когда викарий епископа – мирянин и когда миряне судятся в церкви...). 887 Isidori Reg. 1.3. Подробнее см. Pérez de Urbel J. Los monjes españoles... T. 2 passim; Orlandis J. La iglesia... P. 241–256. 888 Isidori De eccl. off. II.16.2: Primum genus est coenobitarum, id est, in commune viventium, instar sanctorum illorum qui temporibus apostolorum Jerosolymis, venditis ac distributis omnibus suis indigentibus, habitabant in sancta communione vitae, non dicentes aliquid proprium, sed erant illis omnia communia, et anima una, et cor unum in Deum. 890 См. González T. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe. P. 500–526. 891 Cone, de Sevilla II (619). can. 10: Super haec etiam universi Baeticae provinciae episcopi congregati eundem sacrilegium et eversorem a conmunione suspendant, convulsum monasterium cum rebus suis restaurent, ut quod inpie unus subvertetit, omnes pie reforment (II Севильский собор. Кан. 10: Сверх того пусть все епископы провинции Бетика, собравшись, отвергнут святотатство и оттолкнут от своего сообщества разорителя, и на свои средства восстановят разоренный монастырь, чтобы то, что нечестиво разрушил один, благочестиво воссоздали бы все). 892 Conc. de Sevilla II (619). can. 10: Si quis autem, quod absit, nostrum vel nobis succedentium sacerdotum quodlibet monasterium aut vi cupiditatis expoliandum aut simulatione aliqua fraudis convellendum vel dissolvendum temtaverit, anathema effectus maneat a regno Dei extraneus...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

De orat. 22). Ко временам Палладия (нач. V в.) выражение «невесты Христовы» в отношении дев можно считать устоявшимся (см., напр., Pallad. Laus. 150). На постановление Карфагенского собора (сессия 30 мая 419 г.) применительно к посвящению дев (см. выше: Conc. Carth., 126/140 сап.) в латиноязычной традиции будут отсылки уже с использованием глагола uelare в «Испанском собрании» Африканских соборов (Conc. Afr. secundum trad. collect. Hisp., can. 26) и на Втором Турском соборе 567 г. (2 Conc. Turon. 21/20). Этот обряд uelatio, утвердившийся еще и в связи с процессом формирования целибата духовенства в западной традиции , будет связан с посвящением не только дев, но и вдов, о чем сообщал в 494 г. в одном из канонических посланий Папа Геласий I (Gelas. Ep. 14, can. 13 , 21), а позднее — и настоятельниц монастырей. В последнем случае для Папы Григория I Великого (590–604) «дева» — уже синоним аббатисы, которых он с явной отсылкой на Послание ап. Павла к Тимофею (1 Тим. 5:9–10) запрещал посвящать (uelare) ранее 60летнего возраста (Greg. I Magn. Ep. IV. 11) . Описания покрывала дев не сохранилось, однако св. Исидор Севильский (нач. VII в.) сообщает любопытную деталь, что деве «разрешается [носить] покрывало, чтобы входить в церковь заметной и выделяющейся, демонстрируя [покрывалом] на голове честь добровольно освящаемого тела, а также иметь на макушке митру в качестве венца девственной славы (mitram, quasi coronam uirginalis gloriae, in uertice) (Isid. Hisp. De officiis eccl. II. 18/17.11); [Исидор Севильский, 2022, 224]. Таким образом, в регионе, известном св. Исидору, девы поверх головного покрывала надевали какой-то убор в виде чепца или повязки, но как он конкретно выглядел, остается неизвестным. «Древние установления Церкви» (398 г.), связанные с карфагенской канонической практикой, скорее всего, отразили переход статуса дев к монашескому, по крайней мере в местных условиях, когда дева именовалась монахиней, но не носила особую одежду: «Дева-монахиня (sanctimonialis uirgo), когда приводится для посвящения (ad consecrationem) к своему епископу, пусть приходит в том же одеянии, какое обычно носит: оно подходит и к обязанности, и к святости ее» (SEA, сап.

http://bogoslov.ru/article/6192803

1570 Сатир был в это время только оглашенным, но получил хлеб от верующего. Ambros. De Excess. Frat. Satyri. 1:43. 1573 Conc. Laod. 372 г. (?); c. 28. Suicer под словом, αγπη col. 27. Бл. Августин упоминает, что его мать, будучи в Милане, желала исполнить свой африканский обычай и отнести хлеб и вино на гробницы мучеников. Ho ей сказано было, что св. Амвросий запретил этот обычай (Confess, 2:2). Сам бл. Августин деятельно старался о подавлении обычая есть и пить в церквях, как в своем собственном диоцезе, так и побуждением других епископов принимать участие в этом деле Ерр. 22, 29; De Мог. Ecel. Cath. 1:34 и след. 1579 См. напр. Conc. Antioch. c. 1; Conc. Laud. c. 7. Некоторые из восточных новациан, хотя в общем и православные, придерживались его. Socr. 5:21. 1583 Св. Златоуст в Беседе на праздник Рождества, произнесенной в Антиохии в 386 г., говорит, что праздник этот был введен там не более десяти лет перед тем (2:355). 1589 Val. 1, 367–8 гг. in Cod. Theodos. 9, 38:3,4. Val. 2, 381–4 гг. там же, 6–8. Законов Феодосия нет в этом кодексе. 1598 De iis, qui adeunt Hierosolyma. Opera 2, 1084–7. Подлинность этого места, впрочем, подвергается сомнениям. 1602 Aug. De Haeres. 72. Бл. Иероним называет его «Эпикурон христиан», обвиняет его в том, что он сменил монашескую строгость на жизнь роскоши, и начертывает смешную картину его лоснистой, нарядной и веселой внешности. Он спрашивает, его: «если ты считаешь брак, одинаково хорошим с безбрачием, то почему ты не женишься?» (Adversus Jovin. 1, 1:10). Даже бл. Августин вместо того, чтобы восхвалять в Иовианине безбрачие, считавшееся столь почетным у других, говорит, что он оставался холостым с целью избежать тягостей брачной жизни. De Haeres. 72. 1610 Павлин родился в 353 или 354 году, удалился в Нолу в 394 году, сделался епископом того места в 409 году, и умер в 421 или 424 году. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010