1225 «Α δ μετ τν τν θεων Εαγγελων νγνωσιν εχα τε κα ατσες χρι το χερουβικο μνου ... Протеория 17//PG 140, 440. 1226 См. du Cange. P. 37; Germanus HE//PG 98, 401 (синапта) и Кавасила Изъяснение божественной литургии 12//PG 150, 392, 441. В кодексе Петербург 226 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. P. 285) синапта называется «этисисы Трисвятого». 1228 Ibid., II. P. 297 (Εχ VI, VII). The диатаксис по списку Ethnike bibl. 662 ( Trem- pelas. P. 10) также называет синапту с этисисом просто «синаптой». 1234 Например, кодекс Севастьянов 474 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 237280); Sinai 958, 959, 961, 962 и другие позднейшие рукописи (см. Jacob A. Formulaire. P. 206249 и даллее). Paris Gr. 324 (XIV в.), который не содержит диаконики, является исключением в древней константинопольской редакции (Jacob A. Formulaire. P. 251). 1235 Диаконика могла включаться в евхологий, как в списке Barberini 336 (Strittmatter A. Barberinum. 124, 134, 133, 176, 180, 184, 188, 212, 249, 271, 272, 276, 313, 314, 315) или в отдельные свитки для диакона как в Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 127, 135; Vatican 2285A (XIIXIII в.) 1241 Кодекс Borgia Syr. 13 (f. 117r) и Vatican Syr. 41 (f. 358r). Мы признательны Матеосу, за привлечение нашего внимания к данным спискам. 1242 Например, Barberini 336 (f. 291v; см. Strittmatter A. Synapte. P. 69): πρ τν προτεθντων. πρ τν εσεβστατων. πρ τς πλεως κα τ j. ντιλαβο. Τν σπραν κα τ ξς. См. также кодекс Burdett-Coutts III, 42 (Swainson. P. 183). 1247 Гавриил Катрайя (ок. 615) свидетельствует о всех прошениях кроме ( 6 ); Псевдо-Георгий Арбельский (XI в.) – обо всех, за исключением ( 7 ) и ( 11 ) (A-nonymi Auctoris Expositio officiorum Ecclesiae Georgio Arbelensi vulgo adscripta//CSCO 64, 71. Scr. Syri 25, 28. Ser. 2. Tom. 91. Paris-Leipzig, 19111915. I, 91. P. 143149). Отсюда, вся литания была частью древней халдейской традиции (см. реконструкцию: Jammo. P. 146147). 1248 Divine Liturgy of the Armenian Apostolic Orthodox Churche, New York, 1950. P. 5051; LEW. P. 428429.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Издание. LA. T. IV. Р. 775−790. Г. Литургические и прочие труды. 22. «Шестнадцать гимнов о Рождестве». В них упоминается все, что связано с Крещением и Рождеством Христа, поэтому они, видимо, посвящены единому празднику, отмечавшемуся шестого января. Сохранились во фрагментах в рукописи 519 г. Brit. Mus. Add. 14571, а полностью в рукописи 552 г. Vat. Syr. 112. В них можно найти многое о догматах и кое что о литургии. Издания. Веек Е. CSCO 186−187 (Ser. Syn 82–83). Louvain, 1959 (c нем. переводом); AS. T. II; LA. T. H. S. 429−510 (несовершенное издание с лат. переводом); англ. перевод: Morris J. В. and Johnston Α. Ε. Gwynn J. Selections translated into English from the Hymns and Homilies of Ephraim the Syrian, and from the Demonstrations of Aphrahat the Persian Sage. Oxford, 1898. P. 223−262. Исследования. Paschini P. A. proposito di un inno di S. E. sulla Natività di Nostro Signore. Ephem. Liturg. 41 (1927). P. 151−153; Beck E. E. Reden über den Glauben. Rom, 1953. S. 130. 23. «Гимны о посте». Явно предназначены для времени Великого поста. В литургических книгах встречается много текстов такого рода, приписываемых св. Ефрему. Однако только эти гимны не вызывают сомнения, так как находятся в очень древних рукописях, а именно в Brit. Mus. Add. 14571 (519) и Add. 14627 (VI−VII вв.). Первая из них содержит пять гимнов и часть шестого, а вторая – не более двух. Издания. Издания: LA. Т. II. Р. 651−678; Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Ieiunio. Hrsg. E. Beck. CSCO. Vol. 246 (Scr. Syri 106). Louvain, 1964 (с нем. переводом: CSCO). Vol. 247 (Scr. Syri 107). 24. «Гимны о Воскресении Христовом». Содержатся в вышеприведенной рукописи Brit. Mus. Add. 14627. В них воспевается сошествие Христа во ад и Воскресение. Издания. LA. T. II. Р. 741 −774; Des heiligen Ephraem des Syrers Paschahymnen: de azymis, de crucifixione, de resurrectione. Hrsg. E. Beck. CSCO. Vol. 248 (Scr. Syri 108). Louvain, 1964 (с нем. переводом: CSCO). Vol. 249 (Scr. Syri 109). 25. «Гимны об опресноках». Из двадцати одного гимна шесть утрачены (7−12). Содержатся в очень старых рукописях Brit. Mus. Add. 14627 VI – VII вв. и Add. 14571 519 г. В этих гимнах вспоминаются таинства крестного страдания и Воскресения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Также П. И. считается косвенным автором сборника антихалкидонского характера «Плирофории», составленного еп. Иоанном Руфом: мн. сюжеты были записаны со слов П. И., представленного в произведении как главное действующее лицо. Первый издатель этого труда Ф. Но считал П. И. настоящим автором «Плирофорий» ( Ioan Ruf. Pleroph.). Ист.: Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. 1895; idem (Iohannes Rufus). The Lives of Peter the Iberian, Theodosius of Jerusalem, and the Monk Romanus/Ed. C. B. Horn, R. R. Phenix. Atlanta, 2008; Марр Н. Я. Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и еп. Маюмского, V в.//ППС. 1896. Вып. 47. Т. 16. Вып. 2. С. I-XXXIX (предисл.), 1-80 (на груз. яз.), 81-122 (на рус. яз.); Zacharias Gazaeus (Rhetor). Die Sogenannte Kirchengeschichte/Hsrg. K. Ahrens, G. Krüger. Lpz., 1899; Zacharia Mitylenensis. Fragmentum Vitae Petri Iberi//Vitae virorum apud Monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P.; Lpz., 1907. P. 11, 12. (CSCO. Syr. Ser. 3; 25); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 256-272; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 213-263; 1968. Т. 4. С. 378-384, 384-385; Ареопагитский сб./Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1983. С. 117-158 (на груз. яз.); Житие Петра Ивера/Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1988 (на груз. яз.); Макарий Месхи. Чудеса и жизнь Петра Ибера/Изд. М. С. Цинцадзе; ред. Ш. Квезерели//Петр Ивер: Сб. Тб., 2010. Т. 1 (на груз. яз.); [Захарий Грузин]. Жизнь и деятельность святого и блаженного отца нашего Петра Грузина, который был сыном груз. царя/[Сост.: А. Абуладзе, Н. Закрошвили, М. Микиашвили]. Тб., 2013 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Chabot J. B. Pierre l " Ibérien, évêque monophysite de Mayouma [Gaza] à la fin du Ve siècle//Revue de l " Orient latin. P., 1895. Vol. 3. P. 367-397; Николадзе Е. История Грузинской Церкви. Тифлис, 1918 (на груз. яз.); Каухчишвили С. Захарий Ритор//Georgica: Сведения визант. писателей о Грузии. Тифлис, 1936. Т. 3. С. 1-22 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Н. Л.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

of Merw. Horae Semiticae. P. 5−7, 10. Cambridge, 1911−1913. Исследования. Baumstark Α. Griechische und hebräische Bibelzitate in der Pentateucherklärung I. v. M. ОС 1 (1901). S. 1−19; Vosté J. M. Mar I. de M. sur les psaumes. Bi 25 (1944). P. 261−296; Idem. La table ethnographique de Gen. X d " après Mar I. de M. Mus. 59 (1946). P. 319−332; Idem. La bénédiction de Jacob d " après Маг I. d. M. Bi 29 (1948). P. 1−30; Idem. Les Oracles de Balaam d " après Mar I. d. M. Bi 29 (1948). P. 169−194; Idem. Le Proto-évangélie selon l " exégèse de Mar I. d. M. Bi 29 (1948). P. 313−320; Idem. Le Prophète promis par Moïse d " après Mar I. d. M. Bi 30 (1949). P. 1−9; Idem. Les 2 versions syriaques de la Bible d " après I. de M. Bi 33 (1952). P. 235−236; Levene A. Remarques sur deux commentaires syriaques de la Genèse. OS 5 (1960). P. 55−62; Idem. Some Observations on the Commentaries of I. Bishop of Hadatta and of the Manuscript Mingana 553 on Genesis. Studia Patristica 4. P. 136−142; Clarke E. G. The selected Questions of Isho» Bar Nun on the Pentateuch. Leiden, 1962. § 159. Илия бар Шинайа (Нисибинский) Несторианский автор, родился в 975 г., был монахом, затем епископом Бет-Нухадры, а с 1002 г. – Нисибина. Умер после 1049 г. Из его литературного наследия мы рассмотрим лишь то, что важно для патриотической эпохи. «Хронография», доходящая до 1018 г., имеет две части. В первой приводятся важнейшие события, расположенные по образу хроники, и с указанием предшествующих источников. Вторая часть изобилует хронологическими таблицами. Этот труд написан на сирийском и арабском языках. Издания. Eliae Nisibeni Opus chronologicum. Ed. E. W. Brooks, J. B. Chabot. CSCO. Vol. 62 (Ser. Syri 21, 22). Parisiis, 1909–1910; лат. перевод: E. W. Brooks, J. В. Chabot. H CSCO. Vol. 63 (Ser. Syri 23, 24). Parisiis, 1910; издание грамматики: Gottheil R. J. A Treatise on Syriac Grammar by Mar Elia of Sóbhâ. Berlin, 1887; издание словаря: Thomas a Novaria. Thesaurus arabico-syr-latinus. Romae, 1636. Исследования. De Lagarde P. Praetermissorum libri duo. Göttingen, 1879. P. 1−89; Merx A. Historia artis grammaticae apud syros. P. 112−124; Baumstark. S. 287−288; Delfy K. E. La théologie d " Elie bar Sénaya. Étude et traduction de ses Entretiens. Rome, 1957. § 160. Словари, составленные Иисусом (Ишо) бар Али и Абу-ль-Хасаном бар Бахлулом

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Oxonii, 1658. Vol. 2. P. 105-107; Gesta de nomine Acacii//CSEL. 35. Vol. 1. P. 440-453; Incipit rationis reddendae Acacium a Sede Apostolica conpetenter fuisse damnatum: Append. 1//Ibid. 35. Vol. 2. P. 774-790; Narrationis ordo de pravitate Dioscori Alexandrini: Append. 2//Ibid. P. 791-795; Ablatio ex gestis quibus Acacius Constantinopolitanus episcopus monstratur hereticus et a Papa Felice damnatus: Append. 2//Ibid. P. 795-801; Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6-9, VI 7; Theodorus Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1971; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13, 20; Theoph. Снгоп. P. 128-131; Niceph. Consm. Chronogr. P. 128; Mich. Syr. Chron. IX 6; Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO. Т. 2. Vol. 5. P. 98-148; Victor Tunnunensis. Chronicon//PL. 68. Col. 941-962; Jean de Nikiou. Chronique/Publ., trad. H. Zotenberg. P., 1883; Chronicon anonumum ad ann. p. Chr. 846 pertinens//Chronica minora/Ed. E. W. Brooks. Louvain, 1955. Vol. 2. P. 121-180, 156-238. (CSCO. Ser. 3; Syr. 4); Chronicon Anonymum Pseudo-Dionysianum/Ed. R. Hespel. Lovanii, 1989. (CSCO; 507. Syr.; 213). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 416-419; Roux A. Le pape Saint Gélase I-er, 492-496. P., 1880; Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 1910. Vol. 3. P. 501-502, 511-512; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2. P. 24-27; Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Würzburg, 1951. Bd. 2. S. 41-68, 264-265; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 11 ff.; Pietri Ch. D " Alexandrie а Rome: Jean Taluia, émule d " Athanase au V-e s.//ΑΛΕΞΑΝΡΕΙΑ: Hellénisme, judaîsme et christianisme à Alexandrie: Mélanges offerts au P. Claude Mondésert. P., 1987. P. 277-295; Grillmeier A., Hainthaler Th. Le Christ dans la tradition chrétienne: L " Eglise d " Alexandrie, la Nubie et l " Éthiopie après 451. P., 1996. P. 70, 72, 136, 144; DHGE. T. 27. Col. 671-695; Кулаковский. История. Т. 1. С. 345-347. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/469606.html

Источники называют разные поводы опалы Н., в т. ч. его отказ выдать замуж за шаханшаха свою дочь и месть сына Ади ибн Зайда, имевшего влияние при дворе Хосрова II, за отца, по приказу Н. брошенного в темницу и там убитого. Вызванный в Ктесифон, Н. после неудачной попытки скрыться явился к шахскому двору; он попал в заточение, где, по одной из версий, умер (возможно, был отравлен), по другой - был брошен под ноги слонам и растоптан ими. Власть в Хире получил араб-христианин Ияс ибн Кабиса. После смерти Н. сасанидские власти заявили претензии на его наследство (конские табуны, ценное оружие и амуницию), оставленное племени бакритов, когда Н. решил сдаться шаханшаху. Сасанидское войско, состоявшее из персов и их араб. союзников, преследуя бакритов, прижало их к пустыне и вынудило ок. 604 г. принять бой при Зу-Каре, в котором иран. войско было наголову разбито. Отсутствие лахмидского буфера облегчило мусульманам в 633 г. вторжение в область Хиры, которое явилось прелюдией арабских завоеваний . Ист.: христ.: Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 22; Hist. Nestor. Pt. 2. P. 478–481; Chronica minora. Pars 1/Ed., interpr. I. Guidi. Parisiis; Lipsiae, 1903. Vol. 1. P. 17–20 [текст]; Vol. 2. P. 16–19 [пер.]. (CSCO. Syr. Ser. 3; 4); мусульм.: Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 111–112; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 86–88; Jacut’s geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1867. Bd. 2. S. 707–709; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881/1882. T. 2. P. 913–914, 1016–1031; Ibn Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub Historiae/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. Pars 1. P. 241–244; Ab anfa ad-Dnawar. Kitb al-abr a-iwl/Ed. V. Girgas. Leiden, 1888. P. 113, 115; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Ab al-Baq’ Hibatallh al-ill. Kitb al-manqib al-mazyadiyya f abr al-mulk al-asadiyya. ‘Ammn, 1984. P. 266–269.

http://pravenc.ru/text/2577985.html

Последование А., помещенное в печатных греч. и рус. Минеях и состоящее из канона Феофана 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρτυρικν σνοδον θεοτερπα μλψωμεν μνοις» (греч.- Мученический собор богокрасно воспоем песньми), стихир на Господи воззвах 1-го гласа со славником 4-го гласа «Ασματικς τν ποιμενρχην σμερον πιστο» (        ), седальна 4-го гласа «Το σταυρο τ δυνμει» (    ), кондака с икосом 4-го гласа, известно по рукописным Минеям как студийской (РНБ. Греч. 227-1. Л. 96-96об., XII в.; ГИМ. Син. 160. Л. 179-185об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.; Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 77об.- 78, XIV в.). Кроме текстов печатных Миней в рукописях сохранились и др. тексты А.: анонимный канон 4-го гласа со 2-й песнью без акростиха (Ταμεον. Ν 137. Σ. 67), иной цикл стихир на Господи воззвах 4-го гласа, сохранившийся в Минеях как студийского (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 90-90об., XII в.), так и иерусалимского (БАН. РАИК. 98. Л. 5об., XIV в.) типов, а также 2 седальна, 4-го и 4-го плагального, т. е. 8-го, гласов, сохранившиеся только в рукописях студийского типа. Ист.: BHG, N 166-167; ВНО, N 99-106; ActaSS. Oct. T. 10. P. 721-759; Записки о мученичестве св. Арефы/Пер. еп. Арсения (Иващенко)//Странник. 1873. 6. С. 217-262; La lettera di Simeone vescovo di Beth-Ar s am sopra i martiri omeriti/Publ. e trad. dal socio I. Guidi//Atti della Reale Accad. dei Lincei; ser. 3a: 1881. Vol. 7. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст); Historia dos martyres de Nagran: Vers. ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboã, 1899. P. 79-122, 169-185 (эфиоп. текст), 123-165, 175-189 (португ. пер.) (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223-226); ЖСв. Окт. С. 528-553; The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 4b, 5a, 8a (сир. текст), CII-CIII, CV-CVI (англ. пер.) (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 211-212); Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum//CSCO. Syr. Ser. 3. P., 1927. T. 1. P. 63-65 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 621-630); Shah î d I. The Martyrs of Najrân: New Doc. Brux., 1971. (SH; N 49). P. XI-XIV (сир. текст), 49-51 (англ. пер.).

http://pravenc.ru/text/75906.html

Издания. Nau E. ROC 15 (1910). Р. 53−72, 182−91 (с фр. переводом); древний гр. перевод: Gebhardt О. TU 51. S. 148−199, где ошибочно предполагается, что греческий был первоначальным языком этого повествования. Исследования. Burkitt E С. Euphemia and the Goth. London, 1913; Baumstark. S. 96. Г. Легенда о Юлиане. Так называется вымышленное сочинение, состоящее из трех частей и находящееся в рукописи Brit. Mus. VII в., написанное неким эдесским монахом между 502 и 532 гг., и на протяжении того же века подвергшееся пересмотру. Из этой легенды черпают свои сведения мусульманские историки ат-Табари и аль-Йакуби. Сочинение излагает историю Константина и трех его сыновей, мученичество некоего епископа Евсевия при Юлиане Отступник, и историю Иовиана при Юлиане и после его смерти. Издание. Hoffmann J. G. E. Julian " s der Abtrunnige. Syrische Erzählungen. Leiden, 1880. Исследования. Asmus Α. Julian " s autobiographischer Muthus ais Quelle des Julian " s rom ans. ZDMG 68 (1914). S. 701−704; Baumstark. S. 183. Глава 3. Хроники и другие сочинения Общее исследование. Haase F. A christuche Kirchengeschichte nach orientauschen Quellen. Leipzig, 1925. § 148. Малые хроники Под этим удобным общим заглавием были одновременно изданы различные древние хроники согласно следующему порядку: 1. Эдесская хроника. Составлена анонимным автором, очевидно эдессянином, в конце VI в. на основании официальных местных записей и других источников. Повествование начинается наводнением 201 г., о котором автор рассказывает по описанию нотариев, являющемуся первым точно датируемым документом, составленным по-сирийски. По всей хронике рассыпаны ценные сведения о епископах и священных сооружениях Эдессы. Издание выполнено по единственной рукописи Vat. Syr. 163 VII в. Издания. Assemani J. S. ВО. Т. 1. P. 388−417; Hallier L. Untersuchungen über die Edessenische Chronik. TU. 9, 1. Leipzig, 1892; Chronica Minora. Ed. I. Guidi. CSCO. Vol. 1 (Ser. Syri 1). Lovanii, 1903. P. 1−13; лат. перевод: Assemani. Op. cit.; Guidi L. Op. cit. P. 1−11; англ. перевод: Journal of Sacred Literature 5 (1864). P. 28−29; нем. перевод: Hallier L. Op. cit.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В Пасхальной хронике под 163 г. со ссылкой на некий агиографический текст упоминается о мученичестве П. во время гонения на христиан в Пергаме (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 481). Такое же сообщение приведено в Сирийской хронике 724 г. (Chronica minora. Louvain, 1955. T. 2. P. 96. (CSCO. Ser. 3; Syr. 4)). По мнению Дж. Б. Лайтфута , представление о П. как о мученике основано на отождествлении его с мч. Папилом (см. ст. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ), к-рый пострадал в Пергаме, согласно Евсевию, при имп. Марке Аврелии (161-180). Др. исследователи считают вопрос о происхождении этих сведений открытым (см.: Shanks. 2008. P. 112-124, 281-282). Хотя блж. Иероним назвал П. святым ( Hieron. Ep. 71. 5), о его почитании в древности нет сведений. Лишь в IX в. архиеп. Адон Вьеннский, опираясь на свидетельства Евсевия и Иеронима, внес память П. в составленный им Мартиролог под 22 февр. Из Мартиролога Адона поминовение было заимствовано в Мартиролог Узуарда и затем в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 72). В календаре РПЦ память П. отсутствует. Сочинение «Объяснение Господних изречений» (Λογων κυριακν ξγησις) состояло из 5 книг ( Euseb. Hist. eccl. III 39; ср.: Iren. Adv. haer. V 33.4). Его лит. форма и содержание остаются предметами дискуссий. Согласно цитате из предисловия, приведенной Евсевием, наряду с толкованиями (τας ρμηνεαις) П. в тексте изложил предания, о которых он узнал от старцев (παρ τν πρεσβυτρων). Евсевий упоминал, что в сочинении П. содержались рассказы о чудесах, «странные притчи Спасителя и Его наставления» (ξνας... παραβολς το Σωτρος κα διδασκαλας ατο), некие сказочные (μυθικτερα) утверждения, в т. ч. о 1000-летнем царстве Христа на земле (см. Хилиазм ). «Господние изречения», к-рые были главной темой сочинения П., одни исследователи понимают как логии Христа ( Bauckham. 2014), другие пишут о наличие в тексте сведений о Его земном служении ( Shanks. 2008. P. 150-157). Согласно наиболее распространенной т. зр., в сочинении П. были и толкование изречений Христа, и сведения о Его земной жизни, заимствованные из Евангелий и из устной традиции ( Schoedel. 1993. S. 245-246; K ö rtner. 2010. P. 165-168). Возможно, рассказы о деяниях Христа и апостолов приводились для пояснения богословских суждений П. ( K ö rtner. 1983. S. 151-167; ср.: Baum. 1996). Сочинение П. можно рассматривать либо как экзегетический труд ( Hill. 1998), либо как подражание евангельским текстам ( K ö rtner. 2010. P. 165-168). Согласно др. т. зр., задачей П. было только изложение сведений о Христе, заимствованных из письменных и устных источников, но не их толкование ( K ü rzinger. 1983. S. 76-77), поэтому сочинение П. следует отнести к историографическому жанру ( Bauckham. 2014).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

Д. являлся автором многочисленных сочинений, таких как тайноводство (μυσταγωγαι), праздничные послания (ορταστικα), толкования на Свящ. Писание (καθηγσεις), полемические трактаты против мелетиан, сторонников софиста Стефана, Петра Каллиникского, тритеитов и др. Он писал проповеди, получившие широкое распространение. Фрагменты одной из них, произнесенной на Рождество Христово в Александрии, сохранились в копт. версии ( Crum W. E. Theological Texts from Coptic papyri. Oxf., 1913. P. 13-23). В писаниях Д. присутствуют анафемы Халкидонскому Собору и томосу папы Льва. Из его сочинений полностью сохранились лишь синодик к Иакову Барадею и письмо на смерть Иакова ( Michel le Syrien. P. 325-334, 339-342). Согласно «Истории Александрийских патриархов» Севира (Ибн аль-Мукаффы) и «Синаксарю Александрийской Церкви», Д. скончался 12 июня (18 числа месяца бауна) 604 г. Ист.: Sewerus ibn al-Muquaffa, Bishop of el Ashmunein. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//PO. 1907. T. 1. Fasc. 4. P. 97-101; Idem.//CSCO. Arab. Ser. 3. 1962r. T. 8. P. 473-478; Johannes Ephesinus. Historiae Ecclesiasticae pars tertia. IV 41-44, 60-61/Ed. E. W. Brooks//CSCO. Syr. Ser. 3. 1936. T. 3. Pt. 2: Versio; Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte)/Éd. R. Basset//PO. 1923. T. 17. Fasc. 3. P. 575-577; Michel le Syrien. Chronique. X 13-14, 16-17, 21-22/Éd. J. B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 325-334, 344-346, 361-371, 382; Peter of Callinicum. Anti-Tritheist dossier/Ed. R. Y. Ebied e. a. Leuven, 1981; idem. Tractatus contra Damianum/Ed. R. Y. Ebied e. a. Turnhout, 1994. T. 1: Quae supersunt libri secundi; 1996. T. 2: Libri tertii capita I-XIX; 1998. T. 3: Libri tertii capita XX-XXXIV; 2003. T. 4: Libri tertii capita XXXV-L et addendum libro secundo. (CCSG; 29, 32, 35, 54); Synaxarium Alexandrinum/Ed. I. Forget//CSCO. Arab. 1926. T. 19. Pt. 2: Versio. P. 174-175, 187; Van Roey A. Het dossier van Proba en Juhannan Barboer//Scrinium Lovaniense: Mélanges historiques E. van Cauwenbergh. Gembloux, 1961. S. 181-190.

http://pravenc.ru/text/168772.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010