Именно в силу того, что все действия совершаются Богом Словом, возможно признание communicatio idiomatum (ссылки на источники и их анализ см.: Ibid. S. 460-472, 477-479). Из этого, впрочем, не следовало умаления человечества Господа. Поскольку Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский и затем Несторий развивали свое учение в русле противостояния всем 3 разновидностям христологии «Слово-плоть», учение о полноте человеческого состава во Христе не могло не стать фундаментальным положением строгого дифизитства, одной из форм которого было Н. Кроме того, несториане отрицали «взаимообщение свойств», означавшее, по их мнению, перенос человеческих свойств на божественную природу Логоса, что могло поставить под сомнение неизменяемость Бога. С другой стороны, содержательный анализ данных фрагментов (подробнее см.: Заболотный. Учение Диодора Тарсийского. 2015; Он же. 2016. С. 98-101) показывает, что Диодор использовал термины «тело» и «плоть» для обозначения понятий «человеческая природа» и «человек» (Blasphemiae Diodori, Theodori et impii Nestorii: Fragmenta ex Diodore Tarsensi. N 12, 29 - Behr. 2011. P. 176, 192), при этом он не рассматривал человека как орудие (ργανον) Бога Слова (это учение активно развивалось в рамках христологии «Логос-плоть», в частности свт. Афанасием Александрийским; подробнее см.: Grillmeier. 1990. Bd. 1. S. 471-472), а фактически писал о нем как о субъекте, отличном от Логоса (Blasphemiae...: Fragmenta ex Diodore Tarsensi. N 6 - Behr. 2011. P. 172). Др. фрагменты также свидетельствуют о равнозначности терминов «плоть» и «человек» в рамках христологии Диодора (Ibid. P. 172. N 6; P. 176. N 11; P. 188. N 25). О полном совпадении значения этих понятий писали также Феодор Мопсуестийский ( Theod. Mops. Comm. in Ioan. I 14//CSCO. Vol. 115. P. 33-34) и Несторий ( Nest. Liber Heracl. II 1. P. 212-213), принадлежность к-рых к схеме «Логос-человек» не вызывает никаких сомнений. Более того, несмотря на отсутствие в сохранившихся фрагментах творений Диодора упоминания человеческой души Христа, выраженного эксплицитно, в них можно найти не только слова о Его совершенной человеческой природе, но и формулу, весьма близкую к учению Феодора о воспринятом человеке: «Совершенный образ Бога Слова [и] совершенный «образ раба» (Флп 2. 7), который Он воспринял (                  )» (цит. по: Sever. Antioch. Contr. gramm. III 23//CSCO. Vol. 101. P. 13). Др. сходная формула из сочинения Диодора, также сохраненная Севиром Антиохийским: «Бог совершенный от Бога совершенного воспринял совершенного человека (                )» (Ibid. 26//CSCO. Vol. 101. P. 63). В толковании на Пс 2 Диодор прямо писал о Вочеловечении (νανθρπησις) Господа ( Diod. Tars. Comm. in Ps. II 8//CCSG. 1980. Vol. 6. P. 15). Т. о., характерное для Нестория исповедание полноты человеческого состава во Христе уходит своими корнями не только в учение Феодора Мопсуестийского, но и в более ранний вариант антиохийской христологии - доктрину Диодора Тарсийского.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

184 Breviarium historicum// Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani . Opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880. P. 1–77. He использованная Де Боором рукопись Lond. Add. 19390 (IX в.), которая, впрочем, доходит только до 713 г., была исследована Л. Орошем ( Orosz L. The London Manuscript of Nikephoros «Breviarium». Budapest, 1948), который опубликовал текст начальной части (до р. 15.2 по изданию Де Боора), а для остальной части, обнаруживающей незначительные расхождения, предложил колляцию с изданием Де Боора. О литературном творчестве Никифора см. обстоятельную работу: Alexander . Patr. Nicephorus. 185 Русский перевод: История императора Иракла/Перевод с армянского К. Патканова. СПб., 1862; французский перевод: Histoire d " Héraclius par l " évêque Sebéos/Traduite de l " arménien et annotée par F. Macler. Paris, 1904. Относительно спорного вопроса о составе, источниках и времени составления сочинения см.: Малхасянц С.С. Историк Себеос (Аноним и Марабас Мцурнинский)//ВВ 2 (1949). С. 94–105. 186 Издание с фр. переводом: Zotenberg H. Chronique de Jean, Evêque de Nikiou. Paris, 1883. (Notices et Extraits des Mss. de la Bibl. Nationale; XXIV). Английский перевод: Charles R.H. The Chronicle of John, Bishop of Nikiu, translated from Zotenberg " " s Ethiopic Text. London, 1916. 187 Издание с латинским переводом И. Гвиди, Э. Брукса и Ж.-Б. Шабо: Chronica minora. I-III//CSCO. Ser. III. T 4, partes 1–3. Scriptores Syri. Vol. 1–6. Parisiis, 1903–1907. 188 Издание и латинский перевод: Eliae metropolitae Nisibeni . Opus chronologicum. I-II/Ed. E.W. Brooks et J.-B. Chabot//CSCO. Ser. III. T. 7–8. Scriptores Syri. Vol. 21–24. Parisiis, 1909–1910. 189 Издание с французским переводом: Chronique de Michel le Syrien/Ed. J.-B. Chabot. Paris, 1899–1924. Vol. 1–5. 190 Издание с латинским переводом: AASS. Octobris t. IV Bruxellis, 1780. P. 104–162, 162–190 ( PG 116. Col. 1203–1324, 1325–1384). Дополнения: Tougard A. De l " histoire profane dans les actes grecs des Bollandistes. Paris, 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 Antirrhetici tres adversus Constantinum Copronymum//PG 100. Cols. 205A–533A; Apologeticus pro sacris imaginibus//PG 100. Cols. 533B–832A (далее: AA). 8 Комментарии были воспроизведены в Боннском издании «Ромейской истории» Никифора Григоры: Nicephori Gregorae Byzantina Historia/Cura L. Schopeni. Vol. I. Bonn, 1829. P. 1297– 1300. 9 На сегодняшний день более доступно исправленное и дополненное издание: Fabricius J. A. Bibliotheca graeca sive notitia scriptorum veterum graecorum.../Editio nova... curante G. Chr. Harles. Vol. 7. Hamb., 1801. P. 603–632. 10 Spicilegium Solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera…/Cur. J. B. Pitra. T. 1. P., 1852. P. LXV–LXXV. 12 Lombard A. Constantin V, empereur des romains (740–775). P., 1902 (Bibliothèque de la Faculté des lettres de l’Université de Paris 16). 13 Blake R. Note sur l’activité littéraire de Nicephore Ier Patriarche de Constantinople//Byz 14 (1939). Fasc. 1. P. 1–15. 14 O’Connell P. The Ecclesiology of St. Nicephorus I (758–828) Patriarch of Constantinople. Pentarchy and Primacy. R., 1972 (OCA 194). 15 Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V. With Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1977 (CSCO 384). 16 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. 17 Parry K. Depicting the Word. Byzantine Iconophile Thought in Eighth and Ninth Centuries. Leiden; N.-Y.; Köln, 1996 (The Medieval Mediterranean. Peoples, Economies, and Cultures, 400– 1453. Vol. 12). 18 Мелиоранский Б. М. Георгий Киприянин и Иоанн Иерусалимлянин, два малоизвестных борца за православие в VIII веке. СПб., 1901 (Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета 59). С. 118–121; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Breslau, 1929. S. 8–11; Textus byzantinos ad iconomachiam pertinentes/Ed. H. Hennephof. Leiden, 1969 (Byzantina Neerlandica. Series A. Fasc. 1). P. 52–57; Rochow I. Kaiser Konstantin V. (741–775). Materialen zu seinem Leben und Nachleben. Mit einem prosopographischen Anhang von K. Ludwig, I. Rochow und R.-J. Lilie. Fr. am Mein; Berlin u. a., 1994. (BBS 1). S. 177–188.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Baumstark A. – Nocturna laus. Typen frühchristlichen Vigilienfeier und ihr Fortleben vor allem in römischen und monastischen Ritus. Aus dem Nachlass hrsg. von O. Heiming (LQF 32). Münster, 1993. Bonnet. 1903 – Bonnet M. Acta Philippi et acta Thomae. Lipsiae, 1903. Bouyer. 1968 – Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. Notre Dame; London, 1968. Connolly. 1929 – Connolly R. H. Didascalia Apostolorum. Oxford, 1929. Daoud. 1959 – Daoud M. The Liturgy of the Ethiopian Church. The Egyptian Book Press, 1959. Didascalia. 1905 – Didascalia et Constitutiones apostolorum/Ed. F. X. Funk. Vol. I. Paderborn, 1905 (Torino, 1960). Festugiere. 1983 – Festugiere A. Les actes apocryphes de Jean et Thomas. Geneve, 1983. Klijn. 1962 – Klijn A. The Acts of Thomas. Leiden, 1962. Longo – Longo A. Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Hermineiai» di Nicone//Estratto della «Rivista Bizantini e Neoellenici». N. S. 2–3 (1965–6). Metzger. 1987 – Metzger M. Les Constitutiones Apostolorum. T. 3: libres 7–8. Paris, 1987 (SC 336). Rahmani. 1899 – Rahmani I. E. Testamentum D. N. J. C. Mainz, 1899. Renoux. 1971 – Renoux A. Le Codex armenian Jerusalem 121. Turnhout, 1971. (Patrologia Orientalis. T. XXXVI, fasc. II). Roberson. 1987 – Roberson R. Eastern Churches Bibliography Since 1975//Seminarium, 1987. 27. Rordorf, Tuilier. 1978 – Rordorf W., Tuilier A. La Doctrine des Douze Apotres (Didache). Paris, 1978 (SC 248). Taft. 1986 – Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. Collegeville, 1986. Тархнишвили – Тархнишвили M. Le grand lectionnaire de ÍEglise de Jerusalem (V-e – VIII-e siecles). – CSCO. 188, 189, 204, 205. Thiermeyer. 1992 – Thiermeyer A. A. Das Typikon-Ktetorikon//OCP, 1992. Vol. 58, fasc. II, p. 475–513. Шургая. 1996 – Шургая Г. La tradizione liturgia del sabato di Lazzaro e della domenica delle Palme nei manoscritti bizantini dei secoli XI-XII. Roma, 1996. Список сокращений (организации, хранилища, фонды, серийные издания, varia)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1225 «Α δ μετ τν τν θεων Εαγγελων νγνωσιν εχα τε κα ατσες χρι το χερουβικο μνου ... Протеория 17//PG 140, 440. 1226 См. du Cange. P. 37; Germanus HE//PG 98, 401 (синапта) и Кавасила Изъяснение божественной литургии 12//PG 150, 392, 441. В кодексе Петербург 226 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. P. 285) синапта называется «этисисы Трисвятого». 1228 Ibid., II. P. 297 (Εχ VI, VII). The диатаксис по списку Ethnike bibl. 662 ( Trem- pelas. P. 10) также называет синапту с этисисом просто «синаптой». 1234 Например, кодекс Севастьянов 474 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 237280); Sinai 958, 959, 961, 962 и другие позднейшие рукописи (см. Jacob A. Formulaire. P. 206249 и даллее). Paris Gr. 324 (XIV в.), который не содержит диаконики, является исключением в древней константинопольской редакции (Jacob A. Formulaire. P. 251). 1235 Диаконика могла включаться в евхологий, как в списке Barberini 336 (Strittmatter A. Barberinum. 124, 134, 133, 176, 180, 184, 188, 212, 249, 271, 272, 276, 313, 314, 315) или в отдельные свитки для диакона как в Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 127, 135; Vatican 2285A (XIIXIII в.) 1241 Кодекс Borgia Syr. 13 (f. 117r) и Vatican Syr. 41 (f. 358r). Мы признательны Матеосу, за привлечение нашего внимания к данным спискам. 1242 Например, Barberini 336 (f. 291v; см. Strittmatter A. Synapte. P. 69): πρ τν προτεθντων. πρ τν εσεβστατων. πρ τς πλεως κα τ j. ντιλαβο. Τν σπραν κα τ ξς. См. также кодекс Burdett-Coutts III, 42 (Swainson. P. 183). 1247 Гавриил Катрайя (ок. 615) свидетельствует о всех прошениях кроме ( 6 ); Псевдо-Георгий Арбельский (XI в.) – обо всех, за исключением ( 7 ) и ( 11 ) (A-nonymi Auctoris Expositio officiorum Ecclesiae Georgio Arbelensi vulgo adscripta//CSCO 64, 71. Scr. Syri 25, 28. Ser. 2. Tom. 91. Paris-Leipzig, 19111915. I, 91. P. 143149). Отсюда, вся литания была частью древней халдейской традиции (см. реконструкцию: Jammo. P. 146147). 1248 Divine Liturgy of the Armenian Apostolic Orthodox Churche, New York, 1950. P. 5051; LEW. P. 428429.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Критическое издание: Romanos le Mélode, Hymnes/Intr., texte crit., trad. et notes par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1965. (Sources chrétiennes; 110). P. 43–77. Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца/Пер. диак. С. Цветкова. М., 1881. С. 33–39. Критическое издание: Romanos...  (Sources chrétiennes; 110). P. 79–111. Критическое издание: Ibid. P. 113–129.   Критическое издание: Ibid. P. 131–161.   Издание:  Treu K.  Neue Berliner liturgische Papyri//Archiv für Papyrusforschung. 1971. Bd. 21. S. 57–79, здесь 66. Издание:  Treu K., Diethart J.  Griechische literarische Papyri christlichen Inhaltes. Wien, 1993. Bd. 2. S. 40–46.   Издание:  Treu.  Neue Berliner... S. 60–62; новое издание с уточнениями: Brashear W. «Ein Weihnachtshymnus» neu betrachtet//Archiv für Papyrusforschung. 1997. Bd. 43: 2. S. 374–384.   Издание:  MacCoull L.  A Nativity Hymn from Egypt in the Coptic Museum//Archiv für Papyrusforschung. 1994. Bd. 40: 2. S. 127–132.   Le Grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e  siècle)/Ed. par M. Tarchnishvili. T. 1. Louvain, 1959. (Corpus scriptorum christianorum orientalium [CSCO]; 188. Scriptores Iberici; 9). P. 1–8 (trad.: SCSO; 189. P. 9–14).   Метревели Е. П., Чанкиева Ц. А., Хевсуриани Л. М.  Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980. С. 7–22.   Скабалланович М. Н.  Рождество Христово. Киев, 1916. (Христианские праздники; 4). С. 104–140.   Там же. С. 104–143.   Многоценная жемчужина: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э./Пер. с сир. и греч. С. Аверинцева. М., 1994. С. 370–375.   Издание: Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris (I. Schirò, consilio et ductu edita). T. IV: Canones Decembris/Coll. et instr. A. Kominis. Roma, 1976. P. 631–652, 867–869.   Ibid. P. 567–575.   Ibid. P. 755–761.   Ibid. P. 676–683, 693–701, 740–754. Στθης Γρ. Θ. Τριθκτη. Αθνα, 2000. Σ. 110–112. Процитировано по рукописи Студийско-Алексиевского устава ГИМ. Син. 330, 70-е гг. XII в.; см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 307–308.

http://bogoslov.ru/article/2346647

Большинство древних мон-рей Египта в эту эпоху находились в руках коптов. Из обителей, принадлежавших православным, наиболее известен мон-рь Эль-Кусайра на г. Мукаттам под Каиром, разрушенный в 1010 г. во время гонений аль-Хакима. С кон. XI в., после завоевания Палестины крестоносцами и упразднения правосл. Иерусалимского Патриархата, Александрийские Патриархи взяли под свое управление окраинные епархии Иерусалимского диоцеза - Синай, митрополию Петру, Газскую архиепископию и др. В сер. XIV в. эти территории были возвращены Иерусалиму, однако синайский мон-рь вмц. Екатерины еще неск. раз переходил из рук в руки и долгое время оставался предметом споров между Патриархатами. Ист.: al-Makin. Historia Saracenica ... a Georgio Elmacino/Ed. Th. Erpenius. Lugd. Batav., 1625; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2; Severus ben el Moqaffa‘. Historia patriarcharum Alexandrinorum//CSCO. Ser. 3. T. 1. Beryti, 1904-1910; Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. P., 1906; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//PO. 1907. T. 1; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. P., 1909. (Рус. пер. отр. в кн.: Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского//ЗИАН. 1883. Т. 44. Прил. 1); al-Maqrizi. Kitab al-Mava‘iz wa al-i‘tibar. Le Caire, 1911-1927 (франц. пер.: Maqrizi. Histoire de l " Égypte. P., 1908). Лит.: [Матвеевский П.] Очерк истории Александрийской церкви со времени Халкидонского собора//ХЧ. 1856. Кн. 1. С. 188-391; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Runsiman S. A History of the Crusades. Camb., 1968. Vol. 2-3; Skreslet S. The Greeks in Medieval Islamic Egypt (640-695). Diss. Yale, 1988; Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте IX-X вв. М., 1991; Большаков О. Г. История Халифата. СПб., 1993-1998. Т. 2-3; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998; Рансимен С. Восточная схизма: Византийская теократия. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Авва Исайя, Logos 23, франц. пер. Etiolles 1970, с. 198 слл. Он же, Аскетикон CSCO 293, Syri 122, Указатель, с. 511: работа. См. обширную библиографию в кн.: L. Daloz, Le travail selon saint Jean Chrysostome, Paris 1959. Апостольское служение Василий Великий , Великое правило 32 (о паломниках), 33 (о сестрах), 36 (в миру); Краткое правило 311, 312, 131. Иноческий устав св. Василия 9, PG 31, 1369с-1372Ь (иноку не следует стремиться к священству). Кассиан, Трапеза SC 64 (1959): наставление, с. 236. Иоанн Златоуст , О священстве, PG 48, 633–692; другие тексты Златоуста см. в кн.: I. Auf der Maur, Mönchtum und Glaubensverkündigung in den Schriften des hl. Johannes Chrysostomus, Freiburg Schw. 1959. Воспитание Климент Александрийский , Педагог III, 8, 41, SC 158 (1970), с. 91 слл. Василий Великий , Великое правило 15, 53; Краткое правило 292. Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей, SC 188 (1972). Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 4–5, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург .(б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 457 слл. Делание Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170 (вера должна сопровождаться делами). Кассиан, см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 243: praktikè. Греч. изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 310–311: праксис. Аскеза Филоксен Мабугский, Том. 11, SC 44 (1956), с. 373–428 (суровость аскезы). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles 1970, Указатель, с. 301: аскеза, умерщвление. Соловьев В., Оправдание добра I, II, 1–8, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 66–85 (роль начала добра в аскетизме); Там же III, XI, 3, с. 256 слл. Самоотречение Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 9, Краткое правило 2, 92, 94, 187, 188, 189, 190, 234, 237. Авва Исайя, Logos 15, франц. пер. Etiolles 1970, с. 123–126. Филоксен Мабугский, Гом. 8, SC 44 (1956), с. 221–224. Дорофей Газский, Поучения 1, 1–25, SC 92 (1963), с. 146–185. Феолепт Филадельфийский, во франц. изд. Добротолюбия, с. 222–226 (отречение от воспоминаний и прошлого).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

174 Цит. по: Лебедев А. П. Новые и старые источники истории первоначального монашества//Богословский Вестник. Сергиев Посад. 1892. 4. С. 48,164–166. 176 Orlandi Т. Coptic Literature//The Roots of Egyptian Christianity. Philadelfia, 1986. P. 53. Самый древний кодекс на коптском, содержащий девять книг Ветхого Завета, 15 книг Нового Завета и гомилию Мелитона Сардийского , датирован 200 г. по Р.Х. (Atiya A. S. A History of Eastern Christianity. London, 1986. P. 16). 179 Orlandi T. Ор. cit. Р. 63; Garitte G. Les lettres de s. Antoine, version georgienne et fragments coptes//CSCO. 148/149. 1955. 180 Очень рано, вероятно, до начала IV в. на гору Атрипе пришли христианские отшельники. Апа Пжоль основал Белый монастырь в 341 г., Шенуте стал настоятелем после его смерти в 383 г. Церковь Белого монастыря до сих пор стоит на окраине Ливанской пустыни, на левом берегу Нила, примерно в десяти километрах от города Сохаг. Она и сейчас остается местом < Отсутствуют страницы 100, 101 в отсканированном тексте > 183 Только предание монастырей св. Пахомия о III Вселенском Соборе не упоминает об участии в нем настоятеля Белого монастыря. Беса же в житии своего апы, обращаясь к истории Эфесского Собора, рядом с именами свт. Кирилла и Шенуте всегда упоминает имя архимандрита Виктора (Еланская А. И. Изречения египетских отцов... С. 124). 187 Muller С. D. G. Aufbau und Entwicklung der koptischen Kirche nach Chalkedon (451). P. 202–210. 188 Предполагают, что деятельности Шенуте послужила причиной устройства тайника для гностической библиотеки в Наг Хаммади: одна из гностических групп, изгнанная Шенуте, либо основала общину, которой и принадлежали рукописи, либо усилила общину, уже существующую в тех местах (Bellet Р. The Colophon on the Gospel of the Egyptians: Concessus and Macarius of Nag Hammadi//Nag Hammadi and Gnosis. Ed. by R. McL. Wilson. Leiden, 1978. P. 44–65). 189 Возможно, это работы гностического содержания. Стать гностиком не означало отвергнуть язычество. Даже гностики христианского толка могли принимать участие в языческих культах (Jonson D. W. Coptic Reaction to Gnosticism and Manichaeism//Muséon. 100. 1987. P. 202.; Bellet P. Op. cit. P. 64.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русский странник в кн.: T. Špidlik , I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 247–268. On the Frayer of Jesus. From ascetic Essays of Bishop Ignatius Brianchaninov. Translatée! by Father Lazarus, London 1952. The Art of Prayer. An Orthodox Anthology compiled by Igumen Chariton. Translated by K. Kadloubovsky and E. Palmer, London 1966. Созерцание Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 5–7, SC 20 (1948), с. 66–75 (умное богопознание). Кассиан, Трапеза 14, SC 54 (1958), с. 182–208 (о духовном знании). Диадох Фотики йский , Сто глав 67–74, SC 5 ter (1966), с. 127–133 («богословствование» и созерцание, удобопревратность созерцания). Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 98–100 (от соблюдения заповедей к созерцанию Бога); 19, с. 326–328 (уловить Бога неуловимого); 21, с. 364–392 (вера, что ведет к созерцанию). Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 78 слл. (о жизни деятельной и созерцательной). Чувства Григорий Нисский , О сотворении человека 10, SC 6 (1943), с. 117–120 (действие духа через чувства). Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей 28 слл., SC 188 (1972), с. 144 слл. Лактанций, О творчестве Божьем 9, SC 213 (1974), с. 157 слл. (в какой мере можно доверять чувствам). Вера Василий Великий , Великое правило Прол., 28; Краткое правило 21, 36, 38, 39, 248, 260. Псевдо-Макарий, Гом. 48, PG 34, 808–812 (о совершенной вере в Бога). Филоксен Мабугский, Гом. 2 и 3, SC 44 (1956), р.45–87. Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170–172. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 1, CSCO 215, Syri 91, с. 8–25. Антиох Монах, Гом. 1, PG 89, 1432–37. Естественное созерцание Афанасий Александрийский , Слово на язычников И, 30–34, SC 18 (1946), с. 170–178 (познание природы приводит душу к познанию Бога). Иоанн Златоуст , О статуях 9, 2 слл., PG 49, 105 слл.; Там же 12, 2, col. 129 слл. Авва Исайя, Logos 12, франц. пер. Etiolles 1970, с. 111–113. Тихон Задонский , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 61–67.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010