9) Порой Ориген гипотетически обсуждает возможность нового падения духовных существ после апокатастасиса, а также периодичности такого рода падений и восстановлений. Однако, отсюда еще нельзя сделать вывод, будто он однозначно придерживался такой версии гипотезы множественности миров; 10) Анализ тех текстов, в которых Ориген обращается к концепции «вечного возвращения», позволяет критически оценить нередко встречающийся в научной литературе тезис, согласно которому оригеновская гипотеза множественности миров возникла под непосредственным влиянием античных теорий космического циклизма, и показывает, что значение, которое эти теории имели для формирования оригеновской космологии, можно определить как сугубо негативное: они были тем, с чем он спорил, но вовсе не тем, чему он подражал; 11) Подлинная роль гипотезы множественности миров в мысли Оригена может быть понята не в перспективе однозначного выбора между « Оригеном -христианином» и «Оригеном-платоником» (или «Оригеном-стоиком»), но только в результате фокусировки внимания на оригинальности самого Оригена, который, основываясь все-таки на данных библейского текста и определенных элементах раннехристианского предания, представил свою, совершенно своеобразную версию космической истории, конечно, отклоняющуюся от норм христианской ортодоксии, но вовсе не за счет рабского подражания античным космологическим теориям. Принятые сокращения I. Издания текстов и справочная литература ACO – Acta conciliorum oecumenicorum. DThC – Dictionnaire de mhйologie catholique. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller. PG – Patrologia graeca. PL – Patrologia latina. PR – Paulys Realencyclopдdie der classischen Altertumswissenschaft. SC – Sources chretiennes. SVF – Stoicorum veterum fragmenta. II. Сочинения Оригена Adn. Gen. – Adnotationes in Genesim. CC – Contra Celsum. CJ – Commentarii in evangelium Joannis. СМ – Commentarium in evangelium Matthaei. CR – Commentaria in epistolam Pauli ad Romanos (lat.). CR (in Rom.3, 5–5, 7 ) – Commentarii in in epistolam Pauli ad Romanos III. 5-V. 7. CR (I.1-XII. 21) – Commentarii in epistulam ad Romanos (I.1-XII. 21) (in catenis). De eng. – De engastrimytho ­­ Homilia in 1 Reg. Sam.] 28. 3–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gipotez...

Павла (очень сложная часть его вероучительной системы) разбираемого нами термина касается только тремя вопросами: принятие плоти (воплощение), смерть плоти Христовой (искупление), наконец, прославление Христа 17 . Сущность воплощения у апостола изображается в том, что Сын Божий «родился от семени Давидова по плоти» (κατ σρκα Рим.1:3 ). В этом тексте апостол повторяет христологические воззрения синоптиков и кн. Деяний, а потому в происхождении Христа по плоти разумеет принятие Им всей человеческой природы. Христос по плоти (κατ σρκα) от израильтян ( Рим.9:5 ). Сравнивая отношение Христа к своему народу в этом изречении апостола с изречениями его о Своих отношениях к Израильтянам нельзя не видеть сходства. Израильтян апостол называет своими, родственниками по плоти (συγγενες κατ σρκα, Рим.9:3 ; μου τν σρκα Рим.11:14 ). Но, понятно, связь человеческой личности со своим народом есть нечто большее, чем телесное происхождение; это связь личности cj своей средой на почве и духовных и телесных отношений. Сам апостол был евреем от евреев ( Фил.3:3 ). Здесь слово σρξ, очевидно, употребляется в смысле всего человека (см. выше, II). И по отношению ко Христу приведённые места надо понимать в смысле указания на происхождение его от израильтян, от семени Давидова по плоти и по душе, словом, по человечеству. Он был подобен человекам (ν μιματι νϑρπων γενμενος). Значение слова μωμα не настолько слабо, чтобы обозначать только формальное подобие, подобие по телесной стороне человеческого существа. Тем более здесь у апостола о видимом подобии Христа человекам говорится особо: по виду (σχματι) стал как человек ( Фил.2:7 ). Поэтому нет никакого основания приписывать апостолу мысль, что Христос принял на себя одно человеческое тело без души 18 . Телесность Христа яснее указывается в Кол.1:21–22 , где ему приписывается τ σμα τς σαρκς (единств. паралл. Сир.23:22 ), тело живое, одушевлённое, словом, земное тело. В посл. к Евреям «как дети причастны плоти и крови и Он также воспринял оные» (κεκοιννηκε...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕТИ НЕЗАКОННОРОЖДЁННЫЕ дети, рожденные вне законного брака (iustae nuptiae). В древнейшем рим. праве незаконные (iniusti), или побочные, дети не имели юридически значимой связи как с отцом, так и с матерью и соответственно не только не имели права на наследование от родителей и их родственников, но и не могли претендовать на содержание с их стороны. С признанием юридического значения когнатического, кровного, родства побочные дети стали признаваться состоящими в юридическом родстве с матерью (Inst. Just. III 5. 4), приобрели право воспринимать ее юридический статус и пользоваться правом наследования по отношению к матери и ее родственникам. Однако они по-прежнему не имели никакой юридически значимой связи с отцом, к-рый в юридическом смысле был неизвестен и не пользовался в отношении своих побочных детей отеческой властью (patria potestas), а побочные дети не имели по отношению к нему прав наследования. Все Д. н. в широком смысле именовались «естественные» (namurales). Однако среди них существовало деление на естественных детей (liberi naturales) в узком смысле слова, или побочных, рожденных в конкубинате , и на детей внебрачных (vulgo quaesiti), или нечистых (spurii), рожденных от незаконных (кровосмесительных или прелюбодейных) или неурегулированных правом союзов. С началом эпохи христ. императоров (IV в.) правовое положение побочных детей в Римской империи улучшилось в связи с общим изменением законодательной политики в отношении конкубината. Они получили право ограниченного правопреемства по отношению к отцу, а также посредством узаконивания (legitimatio) могли приобрести свойства законных детей. Вместе с тем, согласно конституциям 336 г., дети, рожденные от сожительства лиц, не равных по положению, а именно от высокопоставленного мужчины и женщины с низким правовым статусом, не могли быть усыновлены или одарены. Имущество, к.-л. образом отчужденное отцом в пользу Д. н., при наличии законных наследников (законнорожденных детей, родных братьев и сестер отца) передавалось в их пользу, при отсутствии таковых лиц - в пользу казны (CTh. IV 6. 2). Дети, рожденные от неравного сожительства между сенаторами, губернаторами провинций и т. п. и рабынями, вольноотпущенницами, актрисами, трактирщицами и т. п., даже в случае усыновления возвращались в прежнее состояние, а приобретенное ими от отца имущество вне зависимости от их правового статуса передавалось законным наследникам или казне (CTh. IV 6. 3; ср.: CJ. V 27. 1). Эти положения были отменены в 539 г. (Novell. Just. 89. 15; Biondi. 1954. P. 67).

http://pravenc.ru/text/171778.html

п. Фундаментальные институциональные различия между Церковью и гос-вом были закреплены разделением юрисдикции на светскую и церковную. Наряду с обычными судами со времени правления имп. Юстиниана по нач. XIII в. был имп. суд на ипподроме, служивший высшей инстанцией по делам светского характера ( Медведев. 1991. С. 298). В то же время в К-поле существовал высший Патриарший суд, в к-ром разбирались тяжбы с участием архиереев (Халк. 9; 17). Для разрешения споров между клириками на местах и по вопросам, связанным с верой, Церковью и культом, существовал суд местного епископа (audientia episcopalis), упоминавшийся уже в IV в. ( Euseb. Vita Const. IV 27; Const. Ap. II 12.1; ср. также: CJ I 3. 25; I 4; Novell. Just. 79; 83. Prooem.; 123. 21. Prooem.; Ehrhardt. 1955. S. 170; Τρωινος. 1999. Σ. 25). Если тяжба с участем клириков касалась денежно-имущественных вопросов, то тяжущиеся стороны также должны были получить приговор местного епископа (в столице - Патриарха К-поля), к-рый затем приводился в исполнение гос. чиновником; только в случае невозможности или нежелания одной из сторон сделать это допускался суд имп. наместника (в столице - префекта претория). Неск. особняком в юридической традиции стоит новелла имп. Ираклия 629 г., утвердившая принцип «истец следует юрисдикции ответчика» (τν κτορα τν το ου μεταδικειν φρον - Novell. Heracl. a. 629: R halles, Potles. T. 5. P. 228). Светский суд над клириком или епископом допускался также в том случае, если он подвергался судебному преследованию в столице, находясь вдали от своей епархии (Novell. Just. 123. 24; Novell. Herakl. a. 629). Уголовные процессы с участием клириков должны были рассматриваться епископом (Патриархом), к-рый в случае доказательства вины клирика мог извергнуть его из сана, после чего за дело брались гражданские судьи или наместник провинции (Novell. Just. 83. 1; 123. 21. 1; Nov. Herakl. a. 629). Иски клириков против епископов (своей или др. епархии) по церковным делам разбирались епархиальным Собором (Конст. 6; Халк. 9; 17), а споры между епископами - экзархом диоцеза или Патриаршим судом в К-поле (Там же; Novell. Just. 123. 22).

http://pravenc.ru/text/372678.html

P/S Мне очень понравился утонченный доброюморный стиль автора, хотя и не cj всеми мыслями я согласна. Как видите, это не лесть. )) Надя 7 декабря 2013, 15:32 Иначе - это свидетельствует либо об ограниченном количестве идеологически выверенных одномерных лозунгов, методически внедряющихся в сознание авторитарного (без вариантов!) общества, либо о полнейшей анархии царящей в обществе (вы представляете себе человекомассу мечущуюся от лозунга к лозунгу, от одной полярной идеи к другой?). Народ просто обязан отфильтровывать поступающие идеи. Иначе гаплык этому народу. Другое дело, что фильтрация эта происходит скорее на эмоциональном уровне чем на аналитическом. И не всегда народом усваиваются рациональные идеи. Тем паче на фоне социальной напряженности. Вот именно тогда передний план и выступают как герои, так и " псевдогерои " , в героев играющие. Впрочем, даже, о своей выгоде пекущийся, " псевдогерой " , порой бывает не столь страшен, как " герой " одержимый деструктивной идеей и своеобразным пониманием общественного блага. Гитлер, Сталин, Ленин, Робеспьер, Мао. Надя 7 декабря 2013, 15:31 " Вот вам подход к народной истории не жлобский, а аристократический и сострадательный. " Позвольте не вполне согласиться с этим утверждением. Подход действительно аристократический. Но сострадательный ли? Пожалуй нет. Скорее всего довольно сухой и научный. Дело в том, что народ, как мне кажется, пропускает или усваивает не сами идеи, а эмоции произведенные теми и ли иными идеями на фоне атмосферы спродуцированной (навеянной?)все тем же банальным базисом - социально-экономическими обстоятельствами. Народ, в своей совокупности и не обязан быть восприимчив ко всем идеям, вбрасывающимся в массы. Макар 4 сентября 2013, 16:43 Приветствую и благодарю тебя, Андрей, за познавательные и поучительные телепередачи " На сон грядущим " которые иногда с удовольствием вкушаю как нечто жизненно необходимое. Андрей, смею ли надеяться получить ответы от мудрого человека на некоторые интересующие вопросы?

http://pravoslavie.ru/53490.html

С унитаристской точки зрения, все это вполне совместимо с взглядами Оригена -христианина, в пользу чего можно привести три аргумента. Первый состоит в том, что в некоторых текстах Ориген -христианин формулирует как раз эссенциалистскую концепцию, трактуя Божество как разумную субстанцию, а не абсолютно трансцендентное первоначало по ту сторону ума и сущности. Например, в PA (I 1. 6. 10–14 Koetschau) Бог характеризуется как ум: «Следовательно, Бога не следует считать неким телом или [находящимся] в теле, но простой разумной природой (intellectualis natura simplex), не допускающей в себе совершенно никакого добавления (adjunctionis), так чтобы не полагать, будто в Нем есть нечто большее или низшее, но чтобы Он был во всех отношениях монадой и, так сказать, генадой 111 , умом (mens) и источником, из которого берет начало вся разумная природа или ум» 112 . Определение Бога как сущности можно найти, к примеру, в CJ. XX 18. 159, где Ориген , опять же имея в виду представление о Боге как о телесной природе, заявляет: «Это – мнения людей, и во сне не представлявших себе невидимую и бестелесную природу, являющуюся сущностью в собственном смысле ( φσιν ρατον κα σματον... ο σαν κυρως οσαν)». Однако в этих местах основная задача Оригена состоит в полемике с материалистической трактовкой Божества как телесной природы. Именно с этой целью он в самом общем смысле настаивает на том, что Бог есть разумная субстанция или природа 113 . В результате может сложиться впечатление, что Ориген однозначно придерживается эссенциалистской концепции первоначала, но ряд других мест, где наряду с ней он прямо упоминает или обсуждает апофатическую концепцию 114 , способны такое впечатление существенно скорректировать. Прежде всего, есть случаи, когда одновременно с эссенциалистскими Ориген использует апофатические формулировки, восходящие к классическому в этом отношении месту из Plat. Resp. 509b8–10 115 , словно бы указывая на некую возможность мыслить о Боге еще более возвышенным образом, но не делая окончательного выбора в ее пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

Ю. имп. постановления, в т. ч. и рескрипты, приобретают юридическую силу всеобщих конституций (Haec. 2; Summa. 3). В отличие от юстиниановских юристов составители Кодекса Феодосия должны были собрать те конституции, к-рые уже имели признаки всеобщего закона, установленные в конституции Валентиниана III в 426 г. (CJ. I 14. 3; см.: CTh. I 1. 5, 6; Voci. 1985. P. 303-304). В постклассическую эпоху значения терминов lex и constitutio совпадают ( Kussmaul. 1981. S. 75-77). В конституции Haec quae necessario сформулирован ответ на вопрос о принципах отбора имп. постановлений, не обладающих признаками всеобщего закона, для включения в К. Ю.: отбор происходил на основании «полезности» (propter utilitatem sanctionis) содержащихся в них правовых норм (Haec. 2). К нач. VI в. концепция lex generalis претерпела, т. о., значительные изменения. При имп. Юстиниане термин приобретает новое значение: если в нач. V в. всеобщность (generalitas) закона определялась в основном на основании его формальных характеристик, то в нач. VI в. она определяется его нормативно-правовым содержанием (см. в ст. Кодекс Феодосия , а также: Сильвестрова. 2007). Структура К. Ю. Кодекс 2-го издания состоит из 12 книг. Книги разделены на титулы. Титулы имеют наименования и включают фрагменты имп. постановлений, расположенные в хронологическом порядке. В 1-й книге содержатся постановления по религ. вопросам (титулы 1-13), затем расположен материал, касающийся источников права (титулы 14-23). К источникам права отнесены различные виды имп. постановлений, приравненные в соответствии с критериями новой формы позитивации права к всеобщим законам; решения сената, санкционированные авторитетом императора, а также юридическая доктрина. Не все мнения юристов наделяются общеобязательной юридической силой, но только те, которые включены в принятый императором кодекс фрагментов сочинений древних знатоков права - в «Дигесты». В 17-й титул 1-й кн. К. Ю. помещены 2 конституции. Первая - Deo auctore, в которой содержатся инструкции по составлению Дигест.

http://pravenc.ru/text/1841636.html

Классическая античность не знала подобной практики. Рим. право предусматривало для вдовы участие в наследовании мужу. В Др. Риме, согласно законам XII таблиц, вдова получала часть наследства мужа наравне с его детьми. «Жена, которая находится под супружеской властью того, кто умирает, является ближайшей наследницей» (Inst. III 2. 3). Позднее, когда наследство стало рассматриваться исключительно как достояние рода, принадлежность к к-рому определялась происхождением от отца, принадлежащего к данному роду, наследственные права вдовы были умалены: она имела уже меньшие права на наследство мужа, чем самые дальние его кровные родственники по муж. линии; однако это ограничение касалось вдов, к-рые либо располагали собственным имуществом, либо могли иметь содержание от своих родственников. Неимущие вдовы в соответствии с рим. законодательством получали четверть наследства мужа; если же у него оставалось более 3 детей, то - меньше четверти, но в одинаковом размере с каждым из наследующих детей. В Римской империи вдова имела право выйти замуж, но не ранее 10 месяцев по смерти мужа (траурный год - CJ III 3. 6), в частности потому, что в течение этого срока у нее мог родиться его ребенок. Вдова, нарушившая этот срок, подвергалась бесчестию (infamia - Ibid. III 2. 3) - речь идет при этом не только о репутации, но и о юридическом акте, связанном с лишением ряда прав. Уже в христ. эпоху имп. св. Феодосий I Великий увеличил продолжительность траурного года для вдовы до 12 месяцев. Новелла имп. Феодосия II предоставляла вдове право нового замужества, при условии что она через др. опекуна имущественно обеспечила своих детей (NovTh 11; 10 июля 439). Новелла имп. Майориана предписывала вдовам моложе 40 лет в течение 5 лет выйти замуж; вдовы, имевшие детей, имели право выйти замуж, но при этом они не могли в своем завещании благоприятствовать кому-то из детей за счет других, в противном случае завещание объявлялось недействительным (NovMaj 6; 26 окт. 458). Ветхий Завет о В. У древних евреев вдовы пользовались наравне с сиротами и отчасти чужеземцами, в соответствии с ветхозаветным законодательством, особой защитой и покровительством со стороны общины (кагала). Об особенном попечении и заботах Божиих о вдовах и сиротах часто упоминается в Свящ. Писании (Ис 1. 17; Иер 22. 3; и др.). Заповедь о милосердии по отношению к вдовам и сиротам выражена в кн. Исход: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх 22. 22-24). Во Второзаконии сказано, что Бог «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» (Втор 10. 18). «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову»,- гласит 145-й псалом (9).

http://pravenc.ru/text/149997.html

Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант - китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне. «СП»: - По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения... - Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A - КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании. Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2. - Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США - «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем. В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.

http://ruskline.ru/opp/2017/aprel/21/kit...

При имп. Юстиниане не разрешался К. между лицами, не достигшими брачного возраста, состоящими в той степени родства, в которой был запрещен брак, или же состоящими в др. браке или К. (Novell. Just. 18. 5). К. заключался посредством взаимного согласия, без совершения к.-л. обрядов и без предоставления приданого, однако имел определенные правовые последствия. У родителей и детей, рожденных в К., возникали по отношению друг к другу права и обязанности. Согласно постановлению имп. Юстиниана от 528 г. (CJ. 5. 27. 8), в случае отсутствия рожденного в законном браке потомства и произведшей его на свет матери отцу разрешалось оставить в виде отказа по завещанию (или передать иными способами) конкубине и ее детям до половины имущества. В 539 г. имп. Юстиниан позволил передавать внебрачным детям в случае отсутствия законнорожденных детей все имущество (Novell. Just. 89. 12. 3). При отсутствии законных наследников и законной супруги конкубина и ее дети могли наследовать главе семейства без завещания (по закону) в 6-й части его имущества (Novell. Just. 18. 5; ср.: Ibid. 89. 12. 4). Данная мера была нововведением имп. Юстиниана в сфере наследственного права: в классическую эпоху дети конкубины не могли наследовать своему отцу по закону, хотя известны и редкие исключения из этого правила (согласно постановлению имп. Траяна от 106 или 107 г., адресованному префекту Египта, внебрачные дети солдат, несших службу в Египте, и дети, прижитые ими во время этой службы, могли наследовать своим отцам без завещания по преторскому праву среди кровных родственников - Meyer P. Die ägyptischen Urkunden und das Eherecht der römischen Soldaten//ZSRG.R. 1897. Bd. 18. S. 44-49; речь идет о детях от конкубин. Даже если имп. Траян признал уже существовавшую практику, постановление могло иметь временный характер и действовать только на территории Египта - Tomulescu. 1972. P. 307). Если при имп. Юстиниане К. был моногамен (нельзя было иметь одновременно не только супругу и конкубину, но и неск. конкубин; в последнем случае находящиеся в подобной связи лица утрачивали права, которые получали состоящие в моногамном К.

http://pravenc.ru/text/1841944.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010