Левка, где почивали мощи святого, К. призвала сестер обители и объявила о своей скорой кончине. Дав последние наставления, К. горячо молилась Господу в церкви. Две служанки, тайно наблюдавшие за ней, внезапно увидели в церкви свет, подобно молнии, и почувствовали благоухание, а когда вошли в храм, то нашли К. уже отошедшей ко Господу. В час ее кончины посреди дня над обителью показался венец из звезд, внутри к-рого был крест. Паломники, находившиеся в это время в Левке, также увидели знамение и спрашивали, что оно означает. Тогда еп. Павел, духовно уразумев значение этого явления, объявил о кончине К. Вернувшись в город, епископ при большом стечении народа и священнослужителей перенес останки К. в центр города, при этом венец с крестом продолжал пребывать над гробом. Всю ночь тело святой оставалось посреди города, и мн. больные получили тогда исцеления. После погребения К. знамение на небе исчезло. Вскоре отошли ко Господу и служанки К., одна из которых перед смертью рассказала насельницам обители об истинном происхождении своей госпожи и о ее жизни до прихода в Миласы. Спустя немного времени почил и еп. Павел, который прославился пред Богом тем, что еще при жизни изгонял бесов и исцелял больных. Похоронен он был в ц. ап. Андрея в своем мон-ре. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что К. скончалась не позднее 457 г., однако данное мнение необоснованно. Прп. Ксения Миласская. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 26) Прп. Ксения Миласская. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 26) Издатель Жития, Т. Ниссен, отметил наличие в тексте параллелей с «Деяниями ап. Павла и Феклы», а также общих черт с др. апокрифическими деяниями апостолов и с античными романами: слуги, которые помогают в бегстве своим хозяевам; корабль в порту, готовый к отплытию; собрание множества людей в день кончины, к-рые становятся свидетелями чудес; славословие и благодарение Богу в конце повествования. Автор Жития - уроженец Милас, возможно, был современником описываемых событий и заботился о славе своего родного города.

http://pravenc.ru/text/2462115.html

151 Следует особо подчеркнуть, что все источники, сколь бы ценны они ни были сами по себе, не имеют значения в вопросе о заточении Мефодия, поскольку имеется совершенно ясное указание самого узника на то, что к моменту появления этого пророчества (апрель-май 829 г.) он уже долгое время провел в тюрьме закованным в кандалы, а затем после следствия и бичевания был заточен на том самом острове, где затем пострадал Евфимий Сардский (см. Gouillard, La vie d» Euthyme, p. 39, 250 и 41, 267–270). Таким образом, Мефодий не был освобожден в правление Михаила, как утверждает сохранившееся Житие и до сих пор полагают некоторые ученые (ср. PanagiwtopouloV, O oikoumenikoV patriarchV. s. 211–213). 152 Подробнее о пребывании Мефодия в Риме и значении его миссии Афиногенов, Константинопольский патриархат, с. 83 и 86. 154 Патриарх присутствовал при торжественном погребении мощей Феодора и Иосифа в Студийском монастыре в январе 844 г. – см. van de Vorst, La translation de S. Theodore, p. 58. 156 То есть между самим перенесением мощей и смертью Мефодия. В тексте последний ни разу не назван «святым» (agioV) или «блаженным» (makarioV). Эпитет «святейший» (agiwtatoV) относится к титульным и не может быть приравнен к двум вышеуказанным. 159 См., например, Michel A., Die jahrliche Eucharistie nach dem Bildersturm//Oriens Christianus, N. S. 12–14 (1922–1924), S. 151–161. 160 Первым в традиционной датировке усомнился Н. Ф. Красносельцев : Типик церкви Св. Софии в Константинополе//Летопись историко-филологического общества при Новороссийском университете, 2, Византийское отд., 1, 1892, с. 221 сл. 167 Эпитеты «kaqolikh kai megalh», отсутствующие в издании Комбефиса, можно найти, в частности в следующих рукописях (все XI в.): Cambridge, Trinity College, В. 8. 7; Bodl. ROE. 28; Bodl. Laud Gr. 82; Oxford, St. Mary Magdalene College, Grace. 4; Vat. Gr. 1595; Athous Panteleem. 87 (Lambros 5593); Scorial. Gr. 166 (T. III. 6.). 170 См. любое печатное издание греческой Триоди на первое воскресенье Великого Поста, после шестой песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Camb. (Mass.), 2010. Vol. 85. P. 1-46; Hunink V. St. Cyprian, a Christian and Roman Gentleman//Cyprian of Carthage: Studies in His Life, Language, and Thought/Ed. H. Bakker, P. van Geest, H. van Loon. Leuven, 2010. P. 29-41; idem. «Practicing What He Has Taught»: Augustine " s Sermons on Cyprian//«In Search of Truth»: Augustine, Manichaeism and Other Gnosticism: Studies for J. van Oort at Sixty/Ed. J. A. van den Berg et al. Leiden, 2011. P. 97-108. А. А. Королёв Иконография Одно из первых визант. изображений К. сохранилось в наосе храма мон-ря Осиос Лукас (30-е - 40-е гг. XI в.), он представлен на одном из сводов (вместе со святыми Спиридоном, Сильвестром и Ахилием) в рост, с епископским омофором; средовек с серыми, расчесанными на прямой пробор волосами, средней длины бородой, в его руках - книга в драгоценном окладе. Самое большое число изображений К. сохранилось в иллюстрированных рукописях 16 литургических гомилий свт. Григория Богослова (Назианзина), подавляющее большинство которых относится ко 2-й пол. XI - нач. XII в. На миниатюрах из гомилий К. обычно представлен как седовласый старец с недлинной бородой, в епископских одеждах, иногда с книгой в руке. Образы К., представленного в рост, стоящего или склонившегося перед свт. Григорием (как, напр., в рукописях Bodl. Canon. gr. 103. Fol. 57; Paris. gr. 533. Fol. 58 и Ambros. F 88 supl. Fol. 73), или сидящего и ведущего разговор со свт. Григорием (как, напр., в рукописях Laurent. Plut. VII. 32. Fol. 48; Bodl. Seld. B. 54. Fol. 19v), или в сцене мученичества (как, напр., в рукописях ГИМ. Син. греч. 61. Л. 50 об.; Taurin. C. I. 6. Fol. 37v) служат иллюстрациями к 24-й гомилии свт. Григория. В некоторых рукописях показан свт. Григорий, произносящий проповедь о К. предстоящим перед святителем (напр., в рукописях Ath. Dionys. 61. Fol. 165; Hieros. Patr. S. Sepulchr. 14. Fol. 58; Paris. Coislin. 239. Fol. 46v). В рукописи из Туринского ун-та художник по ошибке помимо усекновения главы святого изобразил также традиц. сцену успения: К. лежит на смертном одре, свт. Григорий произносит надгробную речь в присутствии диаконов и епископов (Taurin. C. I. 6. Fol. 37v). В отдельных случаях образ К. смешивали с образом сщмч. Киприана Антиохийского, почитаемого вместе с мц. Иустиной. Так, в рукописи полной редакции гомилий свт. Григория Богослова (Ambros. E 49-50 inf. Pag. 346-347), созданной, вероятно, в нач. IX в., святые Киприан и Иустина представлены на развороте листов; их изображения иллюстрируют 24-е Слово свт. Григория. Обоих Киприанов обычно изображали бородатыми старцами в епископских одеждах, поэтому при отсутствии пояснительных надписей сщмч. Киприана Антиохийского, очевидно, можно точно идентифицировать только при наличии образа мц. Иустины рядом с ним.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Ранние типы М. представляют собой Сакраментарии с выписанными на полях инципитами песнопений из Градуала (Reims. Bibl. Municip. 213, ок. 869 г. (Сент-Аман-лез-О); Paris. Nouv. acq. lat. 1589, 2-я пол. IX в. (Тур); Paris. lat. 9432, кон. IX - нач. X в. (Амьен); Angers. Bibl. Municip. 102 (94), кон. X в. (Анже); Düsseldorf. Univ. u. Landesbibl. D 2, 1-я пол. X в. (Корвей); Oxon. Bodl. 579, X в. (т. н. Миссал Леофрика, привезен в Англию из Камбре)). Известно также множество рукописей Градуалов-Сакраментариев, в к-рых песнопения проприя мессы выписаны перед текстом Сакраментария (самый ранний пример: Zurich. Zentralbibl. Rheinau. 30, кон. VIII в. (Нивель); Paris. lat. 12050, после 853 г. (Корби); Paris. Bibl. Ste-Genevieve. 111, 877-882 гг. (Сен-Дени); Oxf. Bodl. Can. lit. 319, ок. 997 г. (Райхенау)). Из 57 подобных рукописей XI-XII вв. только 3 происходят не из герм. региона (Amiens. Bibl. Municip. 155 (Корби); Paris. lat. 2293 (Муасак); Paris. lat. 9434 (Тур)). Еще один этап эволюции в создании М.- появление Сакраментариев со вставками полных нотированных текстов песнопений (Angers. Bibl. Municip. 91 (83), X в. (Анже); Tours. Bibl. Municip. 184, XI в. (Тур); Trent. 43, X-XI вв. (Фрайзинг или Аугсбург)). Основной трудностью при соединении Сакраментария с Градуалом (Антифонарием) было то, что Сакраментарии начинались с вигилии Рождества Христова, тогда как Градуалы - с 1-го воскресенья Адвента (интроит Ad te levavi). Комплексные книги обычно следовали структуре Градуала; при этом в них появился раздел Общих служб святым (Commune Sanctorum), к-рого не было в Градуалах. Помимо соединения Сакраментария с Градуалом продолжается и включение в текст Сакраментария чтений из Свящ. Писания (напр., Düsseldorf. Univ. u. Landesbibl. D 3, сер. X в. (Кёльн)). В XI в. появляются книги, содержащие под одной обложкой, но не смешанные тексты Градуала, Сакраментария и Лекционария (Brussels. Bibl. Royale Albert I. Sect. de la Musique. 2031-2032 (из Жамблу, для аббатства Ставло)). Чаще такие рукописи встречаются в швейцар. регионе (Solothurn, Archiv des Bistums Basel (Codex Gressly), кон. XI в. (Базель), ркп. содержит Антифонарий (Fol. 1-51), Календарь (Fol. 52-54v), Сакраментарий (Fol. 56-150), Лекционарий (Fol. 150v - 353v) и Ритуал (Ordines) (Fol. 354v - 380v)). Эти книги очень неудобны в использовании из-за своего объема, тем не менее их продолжали переписывать до XV в.

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33),- память К. также отмечается 25 нояб. Сщмч. Климент, еп. Римский, и сцена мученической смерти сщмч. Петра, еп. Александрийского. Фрагмент миниатюры из Минология XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v) Сщмч. Климент, еп. Римский, и сцена мученической смерти сщмч. Петра, еп. Александрийского. Фрагмент миниатюры из Минология XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v) Согласно серб. Типику Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 62б), 25 нояб. соединяются последования отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы , К. и сщмч. Петра Александрийского; указан общий отпустительный тропарь 4-го гласа       на «Господи, воззвах» поются стихиры праздника и цикл стихир-подобнов К.; на утрене - 3 канона: Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского; на хвалитех - стихиры-подобны святых; на литургии назначаются песнопения и чтения как праздника, так и святых. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 25 нояб. также описано соединение последований отдания праздника Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского, хотя на утрене на хвалитех поются стихиры праздника, а не святых; на литургии - все праздника. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 25 нояб. отмечено знаком , что предполагает совершение шестеричной службы (см. ст. Знаки праздника месяцеслова ); соединяются последования отдания праздника Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского; К. назначается особый отпустительный тропарь 4-го гласа -         кондак 2-го гласа     также указан общий кондак К. и сщмч. Петру 2-го гласа     на хвалитех к стихирам праздника примыкают стихиры святых; на литургии - чтения и песнопения праздника и святых. В издании Типикона 1633 г. в последовании 25 нояб. был оставлен только общий отпустительный тропарь К. и сщмч. Петру 4-го гласа       В пореформенных изданиях московского Типикона 1682, 1695 гг. и последующих (в т. ч. современных) 25 нояб. более не обозначалось знаком (т.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В состав последования П., содержащегося в совр. греч. Минее, входят тропарь святому 3-го гласа: Θεας πστεως (    ), канон Феофана 4-го гласа с акростихом Τν μυσταγωγν Παλον μν προφρνως (        ), с ирмосом Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τς πστεως (    ), кондак, глас 2-й: Αστρψας ν γ (      ), и икос, ексапостиларий: Τν Παλον κμιμομενος (Павлу подражая), цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 3 стихиры-самогласны на «Славах» на вечерне и утрене. В совр. слав. изданиях Минеи тексты под 6 нояб. те же, но светилен (ексапостиларий) другой:     на вечерней стиховне есть дополнительная стихира с припевом:     В греч. книгах в состав литургии входят прокимен из Пс 115 и Апостол Евр 8. 1-6; в славянских - прокимен из Пс 149 и Апостол Евр 8. 3-6; др. чтения совпадают: стих для аллилуиария из Пс 131, Евангелие Лк 12. 8-12 и причастен Пс 111. 6. В рукописях встречаются песнопения в честь П., не вошедшие в печатные издания: тропарь Στμα γγονας τς παρησας (Устами был дерзновения) - Типикон Paris. gr. 306. Fol. 292v), канон 7-го гласа с ирмосом Τ συνεργσαντι Θε (Содействующу Богу), нач. Ως μαθητν κα μιμητν (Как ученик и подражатель) (AHG. T. 3. P. 175-187), кондак П. 3-го гласа         ( Амфилохий Кондакарий. С. 239), цикл стихир-подобнов из студийских Миней ( Ягич. Служебные Минеи. С. 304-307). С. В. Алпатов, А. А. Лукашевич Иконография Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16r) Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16r) В составленном афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом греч. иконописном подлиннике (Ерминии; ок. 1730-1733) рекомендации к тому, как изображать П., встречаются дважды. Его имя упомянуто в списке «святых иерархов» (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 8. 58. С. 162): «Святой Павел исповедник, не стар, с короткою раздвоенною бородой», и в разделе с описаниями страданий мучеников «каждого месяца всего года» под 6 нояб. (Там же. Ч. 3. § 22. С. 203): «Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткой раздвоенной бородой».

http://pravenc.ru/text/2578509.html

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/178231.html

В греч. иллюстрированных минологиях X-XIV вв. (Vat. gr. 1613. Fol. 73, 976-1025 гг.; Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 231, кон. XI в.; Marc. 586. Fol. 287v, XI в.; Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11, 1327-1340 гг.) К. О. представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделенной на пряди - в ватиканской рукописи, длинной и узкой - в рукописях из б-ки св. Марка и Бодлеянской б-ки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведенными руками - в Vat. gr. 1613 и Bodl. gr. th. F. 1; с раскрытыми ладонями на уровне груди - в Lond. Brit. Lib. Add. 11870), в руке держит крест (Marc. 586). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) К. О. изображен дважды: на л. 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на л. 79 об. изображение К. О. ростовое, он в темно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ К. О. часто встречается в визант. монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (ц. Панагии Асину, 1105/06; Энклистра мон-ре прп. Неофита Затворника, 1183, и др.), так и отдельно стоящим (ц. Панагии Аракос, 1192; собор свт. Николая Чудотворца «тис Стегис», кон. XIII - нач. XIV в.) Некоторые вариации в иконографии К. О. предлагают настенные минологии Сербии (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, вост. сторона сев.-вост. столба, 2-й ярус, над сценой «Усекновение главы мч. Дады»), Косова и Метохии (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, окончена в 1348, средняя травея юж. стены центрального нефа, 2-й ярус), Македонии (ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре близ Скопье, ок. 1376, юж. стена, около алтаря), Румынии (ц. Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, ок. 1386, юж. сторона свода, 3-й ярус), Др. Руси (ц. Спаса Преображения на Ковалёве, Вел. Новгород, 1380, зап. притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., верхний регистр юж. люнета, месяцеслов на сент.) и Черногории (ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, 1717-1718, юж. сторона свода). Напр., в Грачанице поясной фронтальный образ К. О. в позе оранта заключен в медальон; в Марковом мон-ре также поясное 3/4-ное изображение преподобного представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской ц. Спаса Преображения на Ковалёве К. О. показан в рост, в руке развернутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д[у]шу».

http://pravenc.ru/text/1840209.html

е. различные проявления гордыни; царь Озия и военачальник Сисара - тщеславие, порождающее властолюбие; Девора и Варак - согласие и единомыслие; Навуходоносор - властолюбие, порождающее жадность; Седрах, Мисах и Адвенаго - троица тела, души и ума - образ простоты; Адония - жадность, мать гортанобесия; Соломон - мудрость и миролюбие (намек на этимологию имени); Валтасар - гортанобесие, мать похоти; Кир - символ ума, побеждающего чревоугодие; Сеннахериб и Навузардан - похоть; Езекия - покаяние и слезы ( Nil. De sept. passion. 27-32). Автор сирийских трактатов, по-видимому, не знаком с предложенной Евагрием классификацией 8 главных страстей, которая частично представлена также в безусловно подлинном сочинении Н. А. «Слове подвижническом» ( Nil. Exerc. 55//PG. 79. Col. 788). Во многих местах автор сирийских трактатов упоминает страсти из «евагрианского» списка, однако центральное место в его сочинениях занимает учение о самолюбии (φιλαυτα), к-рое также представлено в трудах Евагрия и через последнего перешло в восточносир. аскетическую традицию (прп. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая и др.). 4. «Об учителях и учениках» (Περ διδασκλων κα μαθητν; De magistris et discipulis; CPG, N 6053, 2449; изд.: Ven. 1908. P. 76-81 (с лат. пер.)). Небольшой трактат, написанный в стиле кратких сентенций Евагрия Понтийского, посвящен вопросу духовного руководства монахов, тематически совпадает со 2-й частью «Слова подвижнического» Н. А. Трактат сохранился также в лат., сир., арм. (с греческого и с сирийского) и араб. переводах. В сир. и араб. традиции приписывается Евагрию ( Muyldermans. 1942). Греч. текст издан по 2 рукописям XI в.: Paris. gr. 1188. Fol. 237, и Paris. gr. 1066. Fol. 59. Он также сохранился в 6 манускриптах, не учтенных издателем: Ath. Laur. Γ 017 (Eustr. 1827), 1095 г. Fol. 236-287; Bodl. Auct. T. 2. 04 (Misc. 204), XI в. Fol. 75v - 76v; Ath. Laur. Г 121 (Eustr. 361), XII в. Fol. 159; Hieros. Sab. 66, XII в. Fol. 3-5; Scorial. Х. III. 02 (Andres. 272), XIII в. Fol. 61v - 62; Bodl.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

gr. 2162. Fol. 211-232v) и множество др. ученых сочинений, значительная часть к-рых неопубликована (ркп. Bodl. Roe 18, 1349 г.; Bodl. Misc. 188, XVI в.; Paris. gr. 2644, XIV в.). Единственное произведение И. Ц. духовного характера, Житие мц. Лукии Сиракузской (BHG, N 996), написано в нетипичном для XII в. ( Rosenqvist. 2007. S. 125) жанре «записки» или «комментария». Оно завершается стихотворным обращением к святой. «Благодарственная речь» патриарху Иоанну IX Агапиту, написанная И. Ц. в молодости, посвящена его участию в походах имп. Иоанна II Комнина против турок в 1133-1134 гг. Соч.: Tzetzae Allegoriae Iliadis accedunt Pselli allegoriae, quarum una inedita/Cur. J. F. Boissonade. Lutetia [P.], 1851. Hildesheim, 1967r; Scheer E. Lycophronis Alexandra/Rec. E. Scheer. B., 1908. Vol. 2: Scholia; Varia Graeca Sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв./Ed. A. Papadopoulos-Kerameus. St.-Pb., 1909. Lpz., 1975r. P. 80-101; Mercati S. G. Giambi di Giovanni Tzetze contro una donna schedografa//BZ. 1951. Bd. 44. S. 416-418; Hunger H. Johannes Tzetzes. Allegorien aus der Verschronik: Komment. Textausg.//JÖBG. 1955. Bd. 4. S. 13-49; idem. Joannes Tzetzes. Allegorien zur Odyssee//BZ. 1955. Bd. 48. S. 4-48; 1956. Bd. 49. S. 249-310; Joannis Tzetzae Commentarii in Aristophanem/Ed. L. M. Positano e. a. Groningen, 1960-1964. 4 vol.; Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Изд. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1967. Т. 7. С. 17-31; Ioannis Tzetzae Historiae/Rec. P. A. M. Leone. Napoli, 1968 (см. рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1973. С. 287-289); Ioannis Tzetzae Epistulae/Rec. P. A. M. Leone. Lpz., 1972 (рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1973. С. 289-290); Nouveaux fragments d " auteurs anciens/Éd. et comment. par M. Papathomopoulos. Ioannina, 1980; Der unbekannte Teil der Ilias-Exegesis des Ioannes Tzetzes (A 97-609)/Hrsg. A. C. Lolos. Königstein, 1981. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 526-536; Patzig E. Malalas und Tzetzes//BZ. 1901. Bd. 10. S. 385-393; Moravcsik Gy. Barbarische Sprachreste in der Theogonie des Ioannes Tzetzes//BNJ.

http://pravenc.ru/text/471551.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010