I. Перевод LXX. Долгое время он был известен лишь в единственной рукописи Codex Chisianus (Ms. 88), к-рую датируют от IX до XI в. В этой рукописи после текста перевода LXX Книги пророка Даниила следует выборка из комментария сщмч. Ипполита Римского , а затем текст перевода Феодотиона. Римский папа Александр VII (1655-1667) поручил публикацию этой рукописи ватиканскому библиотекарю Льву Алляцию (1586 или 1588-1669); публикация, однако, не состоялась; работа была продолжена лишь веком позже, и в 1772 г. вышло издание всей рукописи. Текст, представленный в этой рукописи, отражает не исходный текст перевода LXX, а его редакцию, заимствованную из Оригеновых Гекзапл (см. ст. Ориген ); фрагменты, имеющиеся в еврейско-арам. оригинале, но отсутствующие в греч., обозначены астерисками, а те, к-рые есть в греч. тексте и отсутствуют в еврейско-арам.,- обелисками. Еще одним свидетелем гекзапловой редакции LXX является сделанный в 616-617 гг. монофизитским еп. Павлом Телльским сир. перевод - Сиро-гекзаплы (см. разд. о сир. переводах в ст. Библия ). Впервые он был опубликован в 1788 г., а факсимильное издание вышло в 1874 г. Текст в большой степени соответствует греч. тексту Codex Chisianus (Ms. 88). В 1931 г. в Египте, в Афродитополе, был найден папирус, содержащий догекзаплову редакцию текста Книги пророка Даниила в переводе LXX. Т. н. папирус 967 помимо Книги пророка Даниила сохранил также части из Книги пророка Иезекииля и Книги Есфири. В наст. время текст Книги пророка Даниила этой рукописи разделен между б-ками Дублина (б-ка Честера Битти), Кёльна и Барселоны. Манускрипт датируется не позже нач. III в. и, т. о., оказывается минимум на 6 веков старше, чем Ms. 88. Порядок глав в этом тексте отличается от порядка глав всех проч. свидетелей текста: главы 7 и 8 расположены перед гл. 5, по-видимому, для соблюдения хронологического порядка, т. к. видения глав 7 и 8 относятся к времени Валтасара, а в кон. 5-й гл. его правлению приходит конец. Кроме того, история Сусанны располагается после истории о Виле и драконе.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Память Д. под 14 нояб. упоминается в валлийских календарях XII в. (из ркп. Британской б-ки Cotton MS. Vesp. A. XIV, ок. 1200) и XVI в. (Национальная б-ка Уэльса, Кардифф. Peniarth MS. 219). Одна из капелл в кафедральном соборе св. Петра в Лландафе была освящена в честь Д. В соборе хранились мощи Д., а также серебряные реликварии с главой и рукой святителя. Мощи были вскрыты и осквернены во время англ. Реформации (ок. 1558). В честь Д. освящен ряд католич. и англикан. церквей в Юж. Уэльсе и в Англии. Ист.: BHL, N 2339-2341; Liber Landavensis (Llyvyr Teilo). Ркп.//Cardiff. National Library of Wales. MS 17110E; Annales Cambriae/Ed. J. Williams (Ab Ithel). L., 1860. P. 6; Vita S. Dubricii//The Text of the Book of Llan Dâv/Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893. P. 68-86; The Llandaff Charters/Ed. W. Davies. Aberystwyth, 1979; Vita S. Samsonis. I 13, 15, 33, 34, 43, 44; II 7//ActaSS. Iul. T. 6. Col. 577, 581, 583, 589; Gaufridus Monemutensis. Historia regum Britanniae. 130, 143, 147, 156, 157// Geoffrey of Monmouth. Historia regum Britannie/Ed. N. Wright. Camb., 1984. Vol. 1; Giraldus Cambrensis. Itinerarium Cambriae. I 5// i dem. Historical Works/Ed., transl. T. Wright. L., 1905. P. 377; Wharton H. Anglia Sacra. L., 1691. Vol. 2. P. 654-661; Capgrave J. Nova Legenda Angliae/Ed. C. Horstmann. L., 1901. Vol. 1. P. 267-271. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 359-382; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954. P. 33-48; Harris S. M. Liturgical Commemorations of Welsh Saints: St. Dyfrig//Faith in Wales. 1946. Vol. 19. N 4; Davies W. An Early Welsh Microcosm: Studies in the Llandaff Charters. L., 1978; Davies J. R. The Book of Llandaf and the Norman Church in Wales. Woodbridge, 2003. P. 77-86, 111-112. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/180529.html

Эту кафедру апостол занимал на протяжении 7 лет ( Durand. Rationale. VII 8. 1). На вопрос о том, почему праздник стал отмечаться 2 раза в год, отвечают по-разному. По мнению Дюшена, это было связано с тем, что 22 февр. приходилось, как правило, на время Великого поста (ср.: PL. 39. Col. 2101-2102). Высказывалось предположение, что празднество 18 янв. возникло в Галлии независимо от римского праздника 22 февр. ( Kirsch. 1925. P. 67-68). До XI в. двойной праздник К. ап. П. был характерен почти исключительно для галльской традиции (аналогичные указания есть в англосакс. календарях, напр. в Босвортской Псалтири кон. X - нач. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 37517)). Литургические тексты для праздника К. ап. П. сохранились в богослужебных книгах галликанского обряда (VII-VIII вв.): в Люксёйском Лекционарии (Le Lectionnaire de Luxeuil (Paris, ms. lat. 9427)/Éd. P. Salmon. R.; Vat., 1944. P. CVIII-CIX, 66-68), в Готском Миссале (Missale Gothicum e codice Vaticano Reginensi latino 317 editum/Ed. E. Rose. Turnholti, 2005. P. 410-413. (CCSL; 159D)) и в Миссале из Боббио (The Bobbio Missal: A Gallican Mass-Book (MS. Paris. Lat. 13246)/Ed. E. A. Lowe. L., 1920. Vol. 2: Text. P. 35-37). В испано-мосарабском обряде традиция отмечать праздник К. ап. П. зафиксирована с кон. VII в. (Oracional Visigótico/Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 167-170), в более раннем эпиграфическом календаре из Кармоны (кон. VI в.) праздник не указан. Упоминания о празднике К. ап. П. и соответствующие богослужебные тексты содержатся в испанских богослужебных книгах X-XI вв. ( F é rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995r. Col. XLVI, 140-145, 816-817; Antiphonarium Mozarabicum de la Catedral de León. León, 1928. P. 63-64; The Mozarabic Psalter (MS. British Museum, Add. 30, 851)/Ed. J. P. Gilson. L., 1905. P. 215; Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. Dozy. Leiden, 19612. P. 44-45). Праздник совершался 22 февр. и связывался с почитанием ап. Петра как 1-го Римского епископа, упоминания о праздновании К.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Ms. Swezey credits Gorbachev’s reformist political policies with “liberating” the Church from what Bishop Basil and all his episcopal friends in Russia regarded as the “Soviet captivity” under Stalin, Khrushchev, and Brezhnev. She helped Bishop Basil and a Washington DC committee in defense of persecuted Christians organize the first ever state-approved religious pilgrimage to visit historic Russian churches and monasteries for the 1987 Nativity and Theophany celebrations. Ms. Swezey emphasized that this would have been unthinkable before Gorbachev; his predecessors simply never would have allowed it. Bishop Basil’s radio broadcasts had inspired a large popular following in Russia, and many people recognized him during the 1987 pilgrimage from his distinctive voice. At this time, the timid Patriarch Pimen headed the Church (r. 1971-1990); he had endured house arrest for a number of years and rumored torture, as Bishop Basil recalled, and was unwilling to approach the Soviet authorities about the upcoming 1988 Millennial celebrations for fear of incurring their displeasure. Bishop Basil was aware from his close contacts on the MP Synod that, prior to Gorbachev, neither Brezhnev nor his two elderly, old guard successors had been willing to permit the Church to plan any public commemorations of the Millennial anniversary in major Soviet cities, especially Kiev and Moscow. In contrast to this ideological refusal, Gorbachev’s openness represented a virtual sea change in state attitudes toward the Church as an institution in Soviet public life. One example of this radical change under Gorbachev, as Ms. Swezey related in the interview, was at a major diplomatic reception in the Kremlin in fall 1986. Bishop Basil’s friends on the Synod informed him that at the reception, at which both Gorbachev and Patriarch Pimen were present, the General Secretary approached the Patriarch, asking him “are you having any difficulties in your preparations for the Millennial celebration?” , knowing full well that he was.

http://pravoslavie.ru/88345.html

Hosseini, Hamid S. 1995. “Understanding the market mechanism before Adam Smith: economic thought in Medieval Islam.” History of Political Economy 27 (3): 539–561. 1998. “Seeking the roots of Adam Smith " s division of labor in medieval Persia.” History of Political Economy 30 (4): 653–681. 2003. “Contributions of Medieval Muslim Scholars to the History of Economics and their Impact: A emtation of the Schumpeterian Great Gap.” In The Blackwell Companion to Contemporary Economics, III: A Companion to the History of Economic Thought (Warren J. Samuels, Jeff Biddle, and John Bryan Davis, editors), pp. 28–45. London: Wiley-Blackwell. Houston, Walter J. 2006. Contending for Justice: Ideologies and Theologies of Social Justice in the Old Testament. London: T & T Clark. Howel, King. 2006. Ancient laws and institutes of Wales: Laws Supposed to Be Enacted by Howel the Good. Clark, New Jersey: The Lawbook Exchange, Ltd. Howell, Paul P. 1954. A Manual of Nuer Law. International Africa Institute. London: Oxford University Press. Howgego, Christopher. 1992. “The Supply and Use of Money in the Roman World 200 ВС to AD 300.” Journal of Roman Studies 82: 1-31. Hubbard, Jamie. 2001. Absolute Delusion, Perfect Buddhahood: The Rise and Fall of a Chinese Heresy. Honolulu University of Hawaii. Hubert, Henri and Marcel Mauss. 1964. Sacrifice: Its Nature and Function. Translated by W. D. Halls. London: Cohen and West. Hudson, Kenneth. 1982. Pawnbroking: An Aspect of British Social History. London: The Bodley Head. Hudson, Michael. 1992. “Did the Phoenicians Introduce the Idea of Interest to Greece and Italy — And if So, When?” In Greece Between East and West: 10th-8th Centuries ВС (Giinter Kopcke and Isabelle Tokumaru, editors), pp. 128–143. Mainz: Verlag Philipp von Zabern. 1993. “The Lost Tradition of Biblical Debt Cancellations.” Research paper presented at the Hentry George School of Social Science, 1992 2002. “Reconstructuring the Origins of Interest-Bearing Debt and the Logic of Clean Slates.” In Debt and Economic Renewal in the Ancient Near East (Hudson, Michael and Marc Van de Mieroop, editors), pp. 7-58. Bethesda: CDL Press.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

MS 3. Fol. 73) Дарование прор. Моисею скрижалей завета. Миниатюра из Евангелия с Псалтирью. 1084 г. (Dumb. Oaks. MS 3. Fol. 73) К XVIII в. одной из главных реликвий П. м. почиталась лицевая рукопись в драгоценном окладе - Евангелие прп. Иоанна Кущника (Колова) (Ath. Pantokr. 234, опубл. как памятник XII-XIII вв.: Εκονογραφημνα χειργραφα. 1975. Σ. 283-284). Изучавший ее Григорович-Барский описал материал, размеры и состав текстов, золото в инициалах, тонкий шрифт, серебряный позолоченный оклад с изваянием и подписью «некоего господара Волосского». Эти характеристики побудили его отринуть легенду «точию от предания». Если в 1744 г. манускрипт хранили в сокровищнице в башне, то к приезду на Св. Гору проф. В. И. Григоровича в 1844-1845 гг. она находилась уже в мощехранительнице. По составу это богослужебная рукопись, включающая Евангелие, Апостол, Псалтирь с дополнительными сочинениями богословского, аскетического, исторического, а также юридического характера. Среди последних - связанные с именами императоров: сокращение законов имп. Юстиниана, а также указы (νεαρ, novella) Льва VI Мудрого (886-912), Романа I Лакапина (919-944), Константина VII Багрянородного (913-920, 945-959), Никифора II Фоки (963-969), Василия II Болгаробойцы (976-1025). Кроме того, рукопись украшена миниатюрами, по стилю близкими к др. лицевым рукописям 2-й пол. XI в., среди к-рых помимо персонажей Свящ. Писания сохранились портреты писателя Михаила Пселла и имп. Михаила VII Дуки (Ath. Pantokr. 234. Fol. 254). Из б-ки П. м. происходят древнейшие лицевые визант. рукописи, напр. лицевая Псалтирь (Ath. Pantokr. 61, IX в.) с иллюстрациями-маргиналиями, по типу и стилю родственная Хлудовской Псалтири ( Anderson J. The Palimpsest Psalter, Pantokrator Cod. 61: Its Content and Relationship to the Bristol Psalter//DOP. 1994. Vol. 48. P. 199-220; Idem. Further Prolegomena to a Study of the Pantokrator Psalter: An Unpublished Miniature, Some Restored Losses, and Observations on the Relationship with the Chludov Psalter and Paris Fragment//DOP.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

gr. 2428. Fol. 203, 214v, 222v. Ссылки на др. рукописи см.: BG. 1798. Vol. 6. P. 337. В этих сочинениях И. А. во многом использовал трактаты Герона Александрийского. 1. «Об измерении поверхностей и тел». Рукописи: Paris. gr. 2419. Fol. 197v; 2428. Fol. 12; и др. Ср.: Schilbach E. Byzantinische Metrologische Quellen. Θεσσαλονκη, 19822. S. 17-18. (Βυζαντιν κεμενα κα μελται; 19). 2. «О квадратных корнях неквадратных иррациональных чисел». Рукописи: Cantabr. Gg. II. 33. Fol. 218; Kk. v. 26. Fol. 64; Ambros. 294. Fol. 29; 774 (в рукописи только один этот трактат); Marc. gr. 328. Fol. 20; 333. Fol. 26; Laurent. gr. 86, 8. Fol. 300. Изд.: Allard. 1979. P. 14-29. Интерес к этому сочинению был проявлен уже англ. математиком и филологом Г. Савилем (1549-1622), к-рый переписал, перевел и прокомментировал трактат и отослал его своему другу Дж. Чамберсу; см.: Mogenet J., ed. Le «Grand Commentaire» de Théon d " Alexandrie aux tables faciles de Ptolémée. Vat., 1985. Vol. 1. P. 85. Not. 67. (ST; 315). 3. «О приведении неправильных треугольников к правильным». Рукописи: Bodl. Baroc. 70. Fol. 393v; 111. Fol. 73; Bodl. Crom. 12. Fol. 210; Ambros. 510. Fol. 202; Paris. gr. 2013. Fol. 151v; Paris. Coislin. gr. 158. Fol. 57v; Paris. Suppl. gr. 535. Fol. 20; 541. Fol. 30v; Vat. Barber. gr. 260. Fol. 123v; Vat. Palat. 62. Fol. 78; Marc. 323. Fol. 67v; и др. ( Fabricius. 1808. Vol. 11. P. 128). Трактат написан в 1367/8 г. и основан на «Геометрии» Герона Александрийского. 4. «Письмо к Коливе, или Геодезический метод». Рукописи: Scorial. I. 10. Fol. 99; Paris. gr. 2428. Fol. 213; Paris. Suppl. gr. 652. Fol. 40; Toledo. Bibl. del cabildo de la catedral. Cajon 96, N 37. Cah. 29 ( Martin A. Rapport sur une mission en Espagne et en Portugal//Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires... P., 1892. T. 2. P. 273 (отд. отт.: Idem. Notices sommaires des manuscrits grecs d " Espagne et de Portugal. P., 1892)); Marc. 336. Fol. 153; и др. Трактат основан на трудах Герона (см.: Heronis Alexandrini Opera quae supersunt omnia/Ed. J. L. Heiberg. Lpz., 1914. Vol. 5. P. XCVIII, CII). 5. Схолии к «Учебнику арифметики» Максима Плануда, а также дополнения к его же «Искусству счета согласно индусам» с поправками Николая Артавазда Равды. Рукопись: Paris. Suppl. gr. 652. Fol. 149.

http://pravenc.ru/text/674145.html

154). Во 2-й - 2 миниатюры с И.: жена, протягивающая ему на палке хлеб и отворачивающаяся от него (Fol. 87), и сцена разговора И. с 3 друзьями (Fol. 12). Те же 2 сцены повторяются в Киевской Псалтири (РНБ. F 6. Л. 52, 161, 1397 г.), скопированной с Балтиморской. В Гомилиях свт. Иоанна Златоуста (Ath. Pantokr. 22. Fol. 216, XI в.) И. изображен на поле рукописи, предположительно это иллюстрация ко 2-му обращению к нему Господа. И., «препоясывающий чресла», смотрит вверх - туда, где, вероятно, находилось погрудное изображение Иисуса Христа, впосл. вырезанное. В ватиканском списке «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (Vat. gr. 394, кон. XI в.) И. изображен на иллюстрации к Слову 17 «О нестяжании»: он сидит на «гноище», справа к нему слетает ангел и протягивает ему мученический венец. В рукописи (Bodl. Laud. 30A, нач. или сер. XIII в.), содержащей учительные книги, книги больших пророков и др. тексты, есть 2 изображения И.: сидящего с женой и детьми (Fol. 113v) и разговаривающего с 3 друзьями (Fol. 142). В Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 38v, 30-40-е гг. XIV в.) И. изображен на гноище вместе с женой, протягивающей ему на палке хлеб. В памятниках монументального искусства изображения И. встречаются гораздо реже. Одно из них, сохранившееся фрагментарно (И. на «гноище», жена, отворачиваясь от него, протягивает на палке еду), можно видеть на фреске Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде (ок. 1118). И. на «гноище» представлен также на фресках в сев. притворе ц. Св. Софии в Трапезунде (предположительно после 1263), в нартексе ц. Успения мон-ря Грачаница в Косове (ок. 1320). На мозаике в сев. куполе нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) И. изображен как пророк, благословляющий десницей свернутый свиток в левой руке; у него седые волосы и слегка курчавая борода, богатые одежды и корона на голове. В медальоне на сев. склоне зап. подпружной арки ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363) И.

http://pravenc.ru/text/578142.html

И. Б. О. не есть букв. предсказание того, что всякий верный христианин будет убит. Оно утверждает, что от каждого верного христианина требуется неотступное свидетельство, а следовательно, и готовность умереть за истину. Жатва земли. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 58) Жатва земли. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 58) VIII. Жатва земли. Воздействие христ. жертвенного свидетельства на народы земли изображено в 3 ангельских предостережениях (14. 6-11). Конфликт между зверем и христианами ставит народы перед выбором: покаяться в идолослужении (14. 7) или встретить Суд Божий над поклонниками зверя (14. 9-11). Результат этого выбора описывается в эсхатологическом образе урожая (ср.: Иоиль 3. 13): жатвы (Откр 14. 14-16) и сбора винограда (14. 17-20). Эти 2 образа представляют 2 аспекта парусии: жатва символизирует собрание обращенных народов в Царство Христово, срезание винограда - последний Суд над нераскаявшимися народами. Связь пневматологии с экклезиологией. Дух пророчества I. Числовая символика. В богословии книги тема пневматологии занимает важное место, хотя о Духе говорится относительно редко. Кроме собственно «Духа», 4 раза упоминаются «семь духов» (1. 4; 3. 1; 4. 5; 5. 6). Если 4 понимать как число мира, а 7 - как число полноты, то 7 духов символизируют полноту власти Божией, «посланной во всю землю» (5. 6). Четыре ссылки на 7 духов перекликаются с 4-частной фразой для обозначения всех людей земли («всякое колено и язык, и народ, и племя» - 5. 9; ср.: 7. 9; 10. 11; 11. 9; 13. 7; 14. 6; 17. 15), к-рая встречается в книге 7 раз. В связи с этим можно также отметить 28 (7×4) упоминаний Агнца. Семь духов тесно связаны с победоносным Агнцем («...посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» - 5. 6), а 4 их упоминания указывают на то, что победа Агнца раскрывается во всем мире через полноту власти Божией.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Молитва чина поставления диакониссы из Миссала Леофрика. X в. (Bodl. 579. Fol. 29v) Молитва чина поставления диакониссы из Миссала Леофрика. X в. (Bodl. 579. Fol. 29v) В др. областях жен. диаконат прекратился еще раньше: Иоанн Мосх пишет о том, как патриарх Иерусалимский Петр (2-я четв. VI в.) не стал поставлять Д. для помощи иером. Конону, имевшему послушание крестить, в т. ч. женщин, т. к. этого «не дозволял закон» ( Иоанн Мосх . Луг духовный. 3; возможно, однако, что упомянутую фразу можно понимать не в смысле запрета Д., а в смысле непозволительности пребывания Д. в муж. мон-ре - в иерусалимском Святогробском Типиконе , отражающем практику ок. X в., Д. еще упом.). В зап.-сир. традиции XII в. Д. считались тождественными игумениям ( Denzinger. 1864. P. 71). Раннее исчезновение чина Д. на Востоке выразилось, в частности, в том, что чины поставления Д. не только не вошли в позднейшие стандартные литургические книги различных вост. традиций, но даже в большинстве случаев и не сохранились (сохр. полный текст чинов только греч., вост.-сир. и древней груз. (восходящей к древней иерусалимской) традиций, а в единичных арм. рукописях - молитва на поставление Д., совпадающая с молитвой вост.-сир. традиции). В Галлии поставление Д. было запрещено 26-м прав. Аравсионского Собора 441 г. ( Mansi. T. 6. Col. 440; тем не менее этот Собор еще допускает возможность существования Д., пребывающих в чине мирян; см. также 2-е прав. Нимского Собора 394 г.- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Part. 1. P. 93), 21-м прав. Эпаонского Собора 517 г. ( Mansi. T. 8. Col. 561; это правило запрещает возможность поставления Д. (отождествляемых здесь со вдовицами) во Франкском королевстве) и 18-м прав. II Арелатского Собора 533 г. (Ibid. Col. 837; 17-е прав. II Арелатского Собора упоминает случаи поставления Д., несмотря на запреты предшествующих Соборов,- ср. со случаем поставления св. Радегунды; см. также: Eisen. 2000. P. 184-185). В Италии Д. сохранялись дольше, чем в Галлии,- кроме уже упомянутой Евфимии, супруги архиепископа Равенны (VIII в.), известны надпись с именем рим.

http://pravenc.ru/text/171915.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010