Для оценки успехов студентов в течение отчётного учебного года рассмотрено наставниками 465 семестровых сочинений, представленных студентами I, II и III курсов и 55 – представленных студентами IV курса на степень кандидата богословия. —36— Проповеди, представляемые студентами всех четырёх курсов по особому расписанию, в первой половине отчётного учебного года рассматривались, а частью и исправлялись преподавателем гомилетики и о. Ректором Академии, а во второй половине, за болезнью преподавателя гомилетики, – одним о. Ректором. Лучшие из них, с его благословения, произносимы были в академической церкви. Для производства испытаний были составлены 67 комиссий: 13 в начале года для производства поверочных испытаний и 54 в конце года для производства переводных и выпускных испытаний. Сосредоточивая свою деятельность на исполнении прямых обязанностей профессорского звания, наставники Академии занимались в то же время и учёно-литературными трудами. Заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский напечатал статьи: „Императрица Екатерина II“ (в „Русской Мысли“ – ноябрь 1896 г.); „Воспоминание о И. С. Тихонравове“ (помещено в статье г. Пынина о Тихонравове, напечатанной в „Вестнике Европы“ за 1897 г.); „Западное влияние в России XVII в.“ в (журнале „Вопросы философии и психологии“ за 1897 г.). Заслуженный ординарный профессор Пётр Цветков в журнале „Радость Христианина“ напечатал в русском переводе песни св. Романа Сладкопевца : „На усекновение главы св. Иоанна Предтечи“, „Всем святым“ и „О трёх отроках в Вавилоне“. Ординарный профессор Григорий Воскресенский напечатал в „Богословском Вестнике“ статью: „Православная славянская церковь в Австро-Венгрии. Буковинско-Далматинская митрополия“ (1896, декабрь); критическую статью об изданной в 1896 г. в Вене проф. Е. Калужняцким на средства Венской Императорской Академии —37— Наук Христинопольской рукописи славянского Апостола XII в. (1897, январь) и три статьи под заглавием: „Из церковной жизни православных славян“, содержащие в себе обзор церковных событий за 1896-й год в Болгарии, Македонии, Старой Сербии, Королевстве Сербском, Черногории, Карловицкой и Буковинско-Далматинской митрополиях, Боснии и Герцеговине (1897, март, апрель, июнь).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр.Антоний получил звание доктора богословия. Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: «Церк.Вестн.» (С.-Петерб.Акад.), «Церк.Вед.» «Богосл.Вестн.» (Моск.Акад.), «Мис.Обозр.», «Прав.Собес.» (Казан.Акад.), «Волог.Епарх.Вед.», «Уфим.Епарх.Вед.» «Волын.Епарх.Вед.», Газета «Колокол» (В.Скворцов) и др. В вышеуказанных журналах архим.Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов. Труды : «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация). Изд. 2-е СПБ, 1888. «Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л.Толстого». СПБ, 1889. «Превосходство православия над учением папизма в его изложении В.Соловьевым». СПБ, 1890. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л.Толстого». СПБ, 1891. «Толкование на Ветхий Завет ». Выпуск 7-й «Толкование на книгу св.Пророка Михея». СПБ, 1891. «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М.Достоевского» (из «Бог.Вестн.» 1893 г.). БЭЛ m.III, стр.778–780. «Из чтений по Пастырскому богословию». Казань, 1896. «Критический обзор библиографического сообщения «Над Евангелием». «Прав.Собес.» 1897, февраль, cmp.I. «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?» (По поводу «Критики Догматического богословия» Л.Н.Толстого). «Прав.Собес.» 1897, апр., стр.491–524. «Значение молитвы для пастыря Церкви». «Прав.Собес.» 1897, май, стр.587–607 «О любви к ближним» (Слово в Великий Четверток). «Прав.Собес.» 1897, июнь, стр.727–731. «Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда». «Прав.Собес.» 1897, сент., стр.239–243. «Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога». «Прав.Собес.» 1896, сент., стр.3–21. Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри вас» пред судом учения христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1896 году преосвященным начальником миссии, епископом Киренским Никодимом предприняты были три поездки для обозрения миссионерских станов. В одну из таких поездок и именно в Балаганский округ он имел утешение лично совершить окрещение 419 язычников-бурят. Подобный же поездки предприняты были в 1897 г. и преосвященным Киренским Евсевием, управлявшим миссией в этом году. В одну из таких поездок, предпринятую в Балаганский округ с 5–15 октября 1897 года, преосвященный Евсевий, совместно с высокопреосвященным Иркутским Тихоном, совершил в Бажеевеком миссионерском стане 7 октября таинство св. Крещения над 81 бурятом. Вообще в Иркутской миссии в 1896 г. приобщено в Церкви Христовой 1.400 язычников-бурят, а в 1897 г. – 1.582. Число миссионерских школ в районе Иркутской миссии к 1 января 1898 г. было 17. Некоторые из школьных зданий неудобны и малопоместительны. Это обстоятельство, а главным образом, отсутствие общежитий при школах служат причиной того, что число учащихся сравнительно невелико. На содержание Иркутской духовной миссии, по смете Православного Миссионерского Общества было назначено в 1896 году 30.343 р. 72 коп., а в 1897 году 27.236 руб. 74 коп. II. Миссии европейской России В Европейской России миссионерская деятельность, в виде определенных миссионерских станов, существует в епархиях: Астраханской, Ставропольской, Оренбургской и Рязанской и имеет целью обращение в христианство обитающих в названных епархиях инородцев калмыков, киргизов и татар. а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии Деятельность Калмыцкой миссии в Астраханской епархии сосредоточивалась в трех станах: Ноин-Ширенском, Чилгирском и Улан- Эргенском, находящихся в калмыцкой степи. Один из сих станов, именно Улан-Эргенский, за откочевкой калмыков, в настоящее время утратил миссионерское значение и представляет приходскую церковь с окружающим ее исключительно русским населением. В каждом из указанных миссионерских станов есть церковь благоустроенная. Улан-Эргенская церковь имеет еще приписную к ней часовню-школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Алексей — упом. 1651–1653. Иван Никитин после 1715) — упом. 1715. Степан Сергеев после 1767) — упом. 1767. Петр Васильев — из диаконов оного села, упом. 1779–1796, заштатный (с 1796). Василий Петров — с 1796 по 1815, сын священника оного села Петра Васильева. Петр Михайлов после 1834) — с 1816 из священников с. Афанасово Ковровского уезда, упом. 1834. Михаил Иванович Богуславов между 1858 и 1865) — с 1843, упом. 1858, сын священника, из сиротствующих с. Васильевское Шуйского уезда (отец, возможно, священник оного села Иван Петров), окончил ВДС (1842). Иван Иванович Смирнов — с 1865 по 1878, заштатный (с 1878), сын пономаря, окончил ВДС (1832), священник с. Маймор Юрьевского уезда (1833–1854), с. Тучково Судогодского уезда (1854–1865); проходил должность духовника; награды: набедренник (14.07.1853), бронзовый наперсный на Владимирской ленте крест в память войны 1853–1856 гг. (1860). Иван Васильевич Веселовский — с 1878 по 1887, сын пономаря, окончил ВДС (1868), учитель Больше-Григоровского народного училища Судогодского уезда (1869–1872), Ярцевского народного училища Вязниковского уезда (1872–1874), Никодинского училища (1874–1876), священник с. Мисайлово Ковровского уезда (1876–1878), с. Щербово того же уезда (1887–1888). Аркадий Александрович Добротворский (24.02.1866-08.04.1897) — с 1887 по 1897, сын диакона с. Янево Суздальского уезда, окончил ВДС (1886), псаломщик с. Фоминки Гороховецкого уезда (1886–1887). Михаил Иванович Виноградов (03.11.1873–ум. после 1930) — с 1897 по 1898, сын священника с. Спас-Седчино Муромского уезда Ивана Алексеевича Виноградова, окончил ВДС (1894), посвящен в стихарь (12.12.1893), учитель, законоучитель Федуринской ЦПШ Муромского уезда (1897), священник с. Савастлейка Муромского уезда (с 1898), с. Спас-Седчино Муромского уезда (с 20.08.1902), арестован (23.02.1930) и приговорен к 10 годам ИТЛ; награды: благословение архиерея за преподавательские труды (18.10.1896, 02.11.1907), благодарность за преподавание от Муромского отдела Епархиального училищного совета (02.04.1897), благословение архиерея за усердное священническое служение (26.01.1900), благословение архиерея за проповеднические труды (15.03.1900, 01.03.1903), набедренник (18.01.1903), скуфья (1908), камилавка (06.05.1914).

http://sobory.ru/article/?object=03803

132, 133 Ушинский Константин Дмитриевич ; (19 февраля 1824 – 22 декабря 1870) – русский педагог. Составил: Родное слово для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения, с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте. СПб, 1864; Родное слово для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения, с картинками в тексте. СПб. 1864. «Родное слово» К. Д. Ушинского выдержало около 150 изданий. См.: К. Д. Ушинский . Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности (1848–1984). М. 1985. 24 Фаддей (Успенский Иван Васильевич); (12 ноября 1872 – 31 декабря 1937). Окончил Нижегородскую ДС (1892) и Московскую ДА (1896), к. б. В 1896–1897 – профессорский стипендиат Московской ДА. Пострижен в монашество 13 августа 1897, с 24 августа 1897 – иеродиакон, с 21 сентября 1897 – иеромонах. С 16 ноября 1897 – преподаватель философских предметов в Смоленской ДС, с 19 ноября 1898 – инспектор Минской ДС; с 26 июля 1900 – преподаватель богословия, с 5 марта 1902 – инспектор Уфимской ДС, архимандрит. 1901 – магистр богословия (Единство книги пророка Исаии. Сергиев Посад, 1901). С 8 января 1903 – ректор Олонецкой ДС и с 20–29 марта 1903 – председатель Олонецкого Епархиального училищного совета. 5 декабря 1908 назначен и 21 декабря 1908 хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. С 1922 – архиепископ Астраханский, с 21 июня 1927 – Пятигорский, с 27 октября 1927 – Саратовский, с 1928 – Тверской (с 1931 – Калининский) и Кашинский, с 18 октября 1936 по 1937 – Костромской. Скончался в г. Калинине. Духовный писатель, проповедник, педагог. Причислен клику святых. Сост.: Записки по дидактике. Уфа. 1902. 109, 129, 147, 163 Фамазий . 362 Фармаковский Борис Владимирович; (31 января 1870 – 29 июля 1928) – археолог, специалист в области античной археологии, археологии Северного Причерноморья и истории античного искусства. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1894. 26. 221.       " Сказание о чудесах св. великомученицы Варвары " Феодосия Сафоновича//ТКДА. 1894. 12. 222.       Киевская академия во второй половине XVII века. Киев, 1895. 223.       Коллекция древних предметов и монет, пожертвованных Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии Н. А. Леопардовым//ТКДА. 1895. 2. 224.       Некролог Н. А. Леопардова//Киевское слово. 1895. 2728. 225.       " Гавриил Банулеско-Бадони, экзарх Молдововлахийский... " Авкентия Стадницкого. Кишинев, 1894 (библиографическая заметка)//Русский филологический вестник. 1895. Кн. 1-2. 226.       Монеты великого князя киевского Изяслава Ярославича//Труды IX археологического съезда в Вильнюсе. Москва, 1895. Т. 1. 227.       Киевская Рождество-Предтечинская или Борисо-Глебская церковь//ТКДА. 1895. 7; 1896. 2, 3. 228.       О валах на погосте Киево-Вознесенской церкви//Киевское слово. 1895. 2799. 229.       Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896. 230.       Греческий Екатерининский монастырь в Киеве//ТКДА. 1896. 1. 231.       К исторической топографии Печерска и Клова//КС. 1896. 4. 232.       Самсониевский фонтан//КС. 1896. 5. 233.       Супрасльский монастырь как защитник православия в XVI и в начале XVII века//Виленский календарь на 1896 год. 234.       Древнейший план г. Киева 1638 г. Издание Б. И. Ханенка. Киев, 1896 (полемика с проф. С. Т. Голубевым)//Киевское слово. 1896. 3196, 3200, 3202; 1897. 3360-3362; 1899. 3397. 235.       Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897. 236.       Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. Собрание рукописей Киево-Печерской лавры, Киевских монастырей: Златоверхо-Михайловского, Пустынно-Николаевского, Выдубецкого и женского Флоровского и Десятинной церкви. Москва, 1897. Вып. II. 237.       Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Киев, 1897. 238.       Некролог профессора И. И. Малышевского//Паломник. 1897. 7. 239.       Купятицкая икона Богородицы в связи с древнерусскими энколпионами//Труды IX археологического съезда в Вильне.

http://bogoslov.ru/person/401224

1897 г. он направил президенту записки, в к-рых отмечал, что положение правосл. населения на Аляске и Алеутских о-вах «со времени передачи оных русским правительством Северо-американскому федеральному правительству нельзя назвать удовлетворительным; напротив, оно представляется теперь крайне печальным во всех отношениях». От имени христ. населения Аляски Н. просил назначить хороших администраторов, возвратить незаконно захваченные церковные земли, оградить население от его хищнической эксплуатации торговыми и неторговыми компаниями и от насилия со стороны сектантских миссионеров, не назначать учителями в публичные школы с православными учениками инославных пасторов и проч. Перед возвращением в Россию Н. направил 3-е послание (5 окт. 1898), в котором настаивал на том, что «Аляска нуждается в коренной реформе во всех отношениях» (Послания Николая к амер. президенту У. Мак-Кинли: 2/12 сент. 1897, 27 нояб. 1897, 5 окт. 1898 г.//Американские проповеди. 1902. Вып. 1. С. 88-89, 107-110, 128-131). В «Американском православном вестнике» было опубликовано неск. статей, посвященных положению правосл. населения Аляски и подписанных инициалами М. З., очевидно мирского имени Н. (Как это все согласить с принципами Американской Конституции?//Амер. правосл. вестн. 1897. 11. С. 196-205; Доколе?//Там же. 17. С. 347-348; Пример возмутительного насилия и беззакония: (Письмо в редакцию)//Там же. 23. С. 480-483). В 1897 г. Н. встретился в Сан-Франциско с приезжавшими в Японию архим. Сергием (Страгородским ; впосл. митрополит) и иером. Андроником ( Никольским; впосл. архиепископ Пермский; Андроник [Никольский], иером. Миссионерский путь в Японию: (Путь от Рима до Японии)//ПС. 1899. Нояб. С. 607-614). Отрывки из писем «японского миссионера» печатались в «Американском православном вестнике» (1898. 16. С. 489-490; 19. С. 561-562; 24. С. 690-692). Из-за ухудшегося состояния здоровья Н. неоднократно просил перевести его в др. епархию. Указом Синода от 14-30 сент. 1898 г. он был назначен епископом Таврическим и Симферопольским (см.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Нек-рые источники упоминают об участии К. М. в иконоборческой полемике, хотя подробности не сообщаются (напр., см.: PG. 94. Col. 477; Δετορκης. 1979. Σ. 24; также см. гимнографический канон на память К. М., составленный Феофаном Начертанным - Минея (МП). Окт. С. 297, 300). Лишь в источниках, отражающих поздний этап бытования жития К. М. и соответственно недостаточно достоверных (напр., в Халкинском Житии), говорится, что К. М. во время путешествий вступал в конфликты с иконоборцами: в Никомидии он полемизировал с местным епископом-иконоборцем Евсевием, а в К-поле выступил против влиятельных иконоборцев - Максима и Флоренция (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 287-288, 293-297). В Житиях К. М. 3-й группы также содержатся сведения о путешествиях и чудесах К. М., неизвестных по др. источникам: К. М. в Антиохии принял участие в богослужении на Крестовоздвижение и публично продемонстрировал свой песнотворческий дар, в Никомидии молитвой воскресил сына вдовы, в К-поле встретился с Константином VI и патриархом Тарасием, а также посетил Фракию, Македонию, Рим и Египет (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 287-300). Весьма вероятно, что рассказ о путешествиях К. М. является художественным вымыслом (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 64; Kazhdan. 1989. P. 131-132). Наиболее древние свидетельства о жизни К. М. не сообщают подробностей об обстоятельствах его смерти. Тем не менее большинство источников отмечают, что он умер в преклонном возрасте (напр., см.: SynCP. Col. 396, PG. 94. Col. 480), хотя из отдельных текстов (напр., из Лаврского Жития) известно, что ему было всего 54 года. В Житии, составленном Меркуропулом, присутствуют обе точки зрения, т. е. автору были известны обе традиции (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 338, 350). Указание о 54-летнем возрасте К. М. не выдерживает критики в контексте др. хронологических данных о жизни К. М. и Иоанна Дамаскина; более соответствует этому контексту возраст 78 лет ( Δετορκης. 1979. Σ. 48, 85-90). Согласно традиции, к-рую передают Халкинское и Ватиканское Жития, К. М. скончался в лавре прп. Саввы Освященного примерно через год после смерти Иоанна Дамаскина ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 300-301; Δετορκης. 1979. Σ. 79). Меркуропул называет днем смерти К. М. 15 янв. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 350). Погребен К. М. был в лавре прп. Саввы - Иоанн Фока, паломник XII в., рассказывая об этом мон-ре, сообщает, что видел там могилы К. М. и Иоанна, «древних поэтов» (PG. 133. Col. 948).

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Поименуем некоторые из таковых трудов почтенного юбиляра: «Отношение человека к животным» (1895 г.); «К характеристике нравственной стороны современного общества», – по поводу его увлечения драмой Льва Толстого: «Власть тьмы» (1896); «Общая характеристика современного состояния венского университета и постановки в нем науки нравственного богословия» (1896); «Нравственно-безразличное и дозволенное» (1897 г.); «О столкновении обязанностей» (1897 г.). «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли» (1897); «Христианское самолюбие, – опыт надлежащей его характеристики» (1897 г.); «Сущность христианского учения об отношении человека к ближним» (1897 г.); «Сущность христианского учения об отношении человека к Богу» (1898 г.); «Сущность христианского понимания молитв и обетов» (1899 г.); «Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений» (1899 г.); «Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор Нравственного Богословия в С.-Петербургской Духовной Академии» (1899 г.); «Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения препод. Макария Египетского » (1900); «Основы этики В. С. Соловьева » (1900 г.); «О любви к отечеству, по поводу взглядов Льва Толстого» (1901 г.); «О христианской семье и связанных с ней вопросах» (1901 г.); «Мораль старого и нового иезуитизма» (1902 г.); «Нужно» ли «учиться христианству из Ипполита» – Еврипидовой трагедии?» (1903 г.); «Можно ли и нужно ли «адогматизировать» христианскую этику» (1903 г.); «Христианизированный Энхиридион стоика Эпиктета» (1904 г.); «При каких условиях мог бы наступить «вечный мир» между людьми?» (1904 г.); «Вопрос о «безубойном питании» человека, решаемый с «христианской точки зрения»» (1904); «Борисовский Тихвинский женский монастырь», – путевые наблюдения и заметки (1907 г.); «Декадентский бред», – по поводу очерка Леонида Андреева «Иуда Искариот» (1907); «Бесплодно ли христианство » (1908 г.); «Христианская заповедь о любви – «новая» заповедь (Против Геккеля, Саладина и пр.» (1908 г.); «Фальшивый катехизис».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/3...

1623 «Poniewa i na Bractwach wiernoci waszych niemaa cz religii waszej zawisa»; окруж. грам. Владислава IV о приглаш. правосл. жит. Руси и Литвы вступ. в союз с униат. и избр. по примеру Москвитян особ. патриар. от 5 сент. 1636 г.; см. Supplem. ad hist. Rus. Monum. 72. 1624 Памят. Киев. Ком., т II, XI, стр. 144, Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 483. Лет. Львов брат. под 1636 г. 1625 Hist. Rus. Monum. (Тургенева), т. II, CXIII, стр. 209–221: см. замеч. в Свод. галиц. рус. лет., ч. I, стр. 447 и 504. 1628 О церковно-административном устройстве православной карловицкой митрополии – в Богосл. Вестнике, 1896, апр., стр. 89–92. 1630 Карловицкий митрополит и патриарх – постоянный председатель конгресса; товарищ же председателя избирается всегда из светских . 1637 О г. Карловцах, мон. Хопово и других Фрушкогорских сербских монастырях см. интересные путевые впечатления В. Кораблева в Рус. Труде, 1897, 35, 37–38 и 43. 1640 Юбилей этот описан в Гласнике Далмат. 1897, ноябрь, стр. 165–169 и Церк. Вестн. 1898, 7, стр. 219–220. Биографические сведения о митроп. Аркадии – в Богосл. Вестнике, 1896, дек. 415. 1646 Дольняя Тузла – небольшой городок типа наших южных уездных городов. Население сербское, администрация и полиция австрийские. Местные сербы образуют автономную (до известных, конечно, «законных границ») церковно-школьную общину, имеют свою церковь и школу. Школьный фонд составляет сумму в 35 тыс. гульденов, т. е. около 25 тыс. рублей (Рус. Труд, 1897, 51–52, стр. 28). 1655 Газеты сообщают о первом подвиге этого нового начальника сараевской общины. На третий день после своего утверждения в должности, Петрович потребовал у ктиторов православной сербской церкви выдачи церковных денег. Когда те отказались исполнить это требование, Петрович обратился к содействию полиции, и вооруженная сила, явившаяся на церковный двор, отобрала ключи, взломала кассу и найденные сбережения передала новому начальнику. Конечно, не обошлось без арестов. 1657 Такое положение продолжается и доселе. В конце 1897 года в Мостаре умер местный священник, и население, по местному обычаю и праву, существовавшим еще во время турок, хотело само выбрать себе нового священника. Но Каллай, желая отнять у народа и это единственное его право, назначил сам священника, требуя от митрополита Серафима его утверждения. Однако, народ стоил за своего избранника и наотрез отказался принять каллаевского клеврета, оставаясь в тоже время без священника. И вот уже несколько месяцев, как в Мостаре никого не крестят и не хоронят по православному обряду. Православное население Мостара, составляющее в городе большинство, совершенно лишено всякого религиозного утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010