По завоеванию вавилонянами иудейского царства, идумеи, вероятно в награду за участие их в войне, получили от победителей позволение селиться на юге Палестины и на всей плоскости между Палестиной и Египтом. В продолжении более четырех столетий идумеи благоденствовали и удерживали за собой новую местность, за исключением немногих городов, уступленных ими, по повелению персидских государей, иудеям, возвратившимся из Вавилона. В это время Идумея достигла высшей точки своего политического могущества, апогея своего торгового процветания. Находясь на дороге в Индию, благодаря естественным богатствам своей страны, Идумея быстро достигла самого блестящего положения. Она имела много богатых торговых городов, но в особенной славе была столица ее Села, или Петра, названная так по своему скалистому положению. Через нее проходили богатые караваны Индии, она была центром, откуда богатства Индии расходились по всем соседним странам. Словом, тогдашнее блестящее положение Идумеи было таково, что никак нельзя было подумать о том унижении, о том совершенном разорении, которому она в скором времени должна была подвергнуться. Однако приговор, произнесенный над Идумеей, исполнился и исполнился с удивительной точностью. Мы видим, что от Идумеи ничего не осталось кроме развалин многочисленных городов, занесенных песками. Самое имя идумеев, как отдельного народа, исчезает со страниц истории. Постепенное разорение Идумеи началось со времен воинственных Маккавеев. Иуда Маккавей, неоднократно поражал их ( 1Мак.5:3, 65 ). Иоанн Гиркан, около 129 г. до Р.Х., завоевал Идумею и только тем из жителей дозволил остаться в своей земле, которые принимали обрезание и закон иудейский 73 , а Александр Ианней докончил ее совершенное подчинение 74 . С этого времени идумеи потеряли свою политическую независимость. Но окончательно погибли идумеи от оружия римлян. В наказание за злодеяния кровопролития и грабительства, которые произвели идумеи во время осады Иерусалима Титом, некто Симон Герагский опустошил Идумею самым страшным образом (Flavius, Bel. Iud. – 4:4–5, 9). Небольшое количество уцелевших от погибели и рассеявшихся идумеев затерялось между арабскими племенами; с этого времени народ идумейский исчез с лица земли: так точно оправдались слова пророка Авдия: «на век погибнешь» ( Авд.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Однако чувство неизбежного «конца» недолжного, несправедливого положения вещей в мире — не единственное отношение к своему времени у Данте. И само его обличение эпохи было бы другим, если бы не глубочайшая дантовская интуиция приближения нового, его жажда нового и работа для нового. Данте — поэт новизны и Новой жизни, нового сознания, intelligenza nuova: Intelligenza nuova che l’Amore Piangendo mette in lui pur su lo tira Данте ждет какого-то решительного и всеобщего обновления. Как мы знаем, слово «новый» (во всех значениях nuovo, novus: и «небывалый», и «последний», и «неизвестный», и «молодой») — главное его слово, начиная с первой юношеской книги, «Новая Жизнь». Явление Беатриче — первое новое чудо. В трактатах, обсуждая новый благородный язык, bel parlar gentile, народный, он говорит ни больше ни меньше как о восходе «нового солнца», когда старое солнце (солнце латыни) зашло. Новый язык культуры — это космическая, историческая новизна («Народное красноречие»). Он, по замыслу Данте, приведет и к моральным, и к политическим последствиям. Новый язык создает новые нравы; новые нравы связаны с новым образом правления. Преподавание высоких материй простым людям, «невежам» («Пир») — такая же великая новизна, духовный пир, на который он созывает тех, кто прежде не вкушал этих яств, вплоть до «детей и женщин». В собственно политическом смысле такой необходимой новизной, по Данте, будет объединение всей земли под властью одного монарха («Монархия»), который воплощает собой классическую добродетель. Цель его действий — обеспечение счастья на земле (нужно ли уточнять, что счастье человека на земле для Данте состоит в жизни по добродетели, а корень ее — стремление к мудрости). Церковь же руководит движением к небесному блаженству. Разделение власти духовной и власти светской — даже не идея, а страсть Данте. Мир и справедливость на земле — условия, в которых человек реализует свою человечность, что и составляет его земное счастье, — обеспечивает, по Данте, светский владыка, независимый от духовной власти — и в свою очередь не узурпирующий ее поле действия. Справедливость (юридическая справедливость, прежде всего) представляла для Данте такую ценность, что простое упорядочивание законов при Юстиниане он объясняет не иначе как действием «первой любви», то есть Духа Святого:

http://pravmir.ru/olga-sedakova-dante-no...

iv PG. 155. Col. 205. Рус. пер. по: Coчuhehiя блаженнаго Симеона, apxienuckona Θeccaлohukiйckaro (Nucahiя св. отцевъ и учителей Церкви, omhocящiяcя къ ucmoлkobahiю православнаго Бorocлyжehiя). СПб., 1856. С. 43. v Или вечером в Великую среду - как традиционно и происходит в Покровском храме Московской Духовной Академии. vi Впрочем, в монастырях достаточно широко распространился обычай совершать общее Елеосвящение также в навечерие Рождества Христова, а в некоторых обителях – также и в четверг или пятницу первой седмицы Великого поста. Но все же за рамки этих дней общее Елеосвящение в Греции не выходит. vii См.,напр.: Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002. С. 111-112. viii См.: Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 80-103. Можно отметить, что у русских дореволюционных богословов не было единого мнения по вопросу о богословской интерпретации общего Елеосвящения.Так, прот. М Архангельский, автор одного из наиболее полных богословских сочинений о Елеосвящении, отказывает общему Елеосвящению в праве называться таинством (в отличие от Елеосвящения над болящими; см.: Архангельский М. О тайне св. Елея. М., 2001 (переизд.) С.111-116), а иером. (впосл. – еп.) Венедикт (Алентов), автор все еще лучшего исследования по истории чина Елеосвящения, уходит от ответа на этот вопрос ( Венедикт (Алентов), иером. Чин таинства Елеосвящения: Историко-литургический очерк. Сергиев Посад, 1917. С. 278-282). ix О том, как совершался этот чин в кафедральных соборах других крупнейших русских городов, говорится в соборных Чиновниках. Большинство из них были издано А. П. Голубцовым и доступны здесь: http://mzh.mrezha.ru/books.htm#APGol x Подробнее об этом см.: BeatriceP. F. La lavanda dei piedi: contributo alla storia delle antiche liturgiecristiane. R., 1983. (BEL.S; 28). xi См.: Ibid. P. 74-76. xii На Западе чин начал распространяться с VIII-IX веков, но в практику папского богослужения в Риме он вошел только к XII веку.

http://pravoslavie.ru/37408.html

of the American Academy of Religion. 2000. Vol. 68. N 3. P. 537-568; Vivian T. Coptic Palladiana II: The Life of Evagrius (Lausiac History 38)//Coptic Church Review. 2000. Vol. 21. N 1. P. 8-23; idem, ed. The Life of Evagrius//Four Desert Fathers: Pambo, Evagrius, Macarius of Egypt, and Macarius of Alexandria: Coptic Texts Relating to the Lausiac History of Palladius. Crestwood (N. Y.), 2004; Harmless W., Fitzgerald R. The Sapphire Light of the Mind: The Skemmata of Evagrius Ponticus//Theological Studies. 2001. Vol. 62. N 3. P. 498-529; Stewart C. Imageless Prayer and the Theological Vision of Evagrius Ponticus//JECS. 2001. Vol. 9. N 2. P. 173-204; idem. Evagrius Ponticus on Monastic Pedagogy//Abba: The Tradition of Orthodoxy in the West: Festschrift for Bishop Kallistos (Ware) of Diokleia/Ed. John Behr et al. Crestwood; N. Y., 2003. P. 241-271; G ö bel C. Wahrheit und Methode: Platonische Dialektik und Evagrische Seelenführung//Teresianum. R., 2003. Vol. 54. P. 231-260; Misiarczyk L. Próznosc i pycha: Mysli racjonalnej czesci duszy w duchowej walce wedlug Ewagriusza z Pontu//Studia Plockie. 2003. T. 31. S. 27-38; idem. Acedia in Evagrius Ponticus//Ibid. 2004. T. 32. S. 63-84; Moing S., le. Le «démon de midi», des déserts d " Égypte à aujourd " hui//Proche-Orient chretien. 2003. Vol. 53. N 1/2. P. 34-50; Pesthy M. Logismoi origeniens - logismoi evagriens//Origeniana octava: Origen and the Alexandrian Ttadition. Leuven, 2003. Vol. 2. P. 1017-1022; Harmless W. Desert Christians: An Introduction to the Literature of Early Monasticism. Oxf.; N. Y., 2004. P. 311-372; Brakke D. Making Public the Monastic Life: Reading the Self in Evagrius Ponticus " «Talking Back»//Religion and the Self in Antiquity. Bloomington (Ind.), 2005. P. 222-233; Rasmussen B. M. S. Like a Rock or Like God?: The Concept of Apatheia in the Monastic Theology of Evagrius of Pontus//StTheol. 2005. Vol. 59. N 2. 147-162; Tilby A. From Evil Thoughts to Deadly Sins: Evagrius of Pontus " s Psychology of Sin//Wilderness: Essays in Honour of F.

http://pravenc.ru/text/180865.html

On peut faire le parallèle avec une enquête judiciaire et les délibérations au cours du jugement : dans une affaire sur laquelle on enquête pendant une longue période, il s’accumule des arguments, des preuves. Mais c’est le tribunal qui rend la sentence, prenant en compte les documents rassemblés. Le Département des relations ecclésiastiques extérieures, dont je suis le président, doit préparer des documents pour le Synode concernant l’activité extérieure de l’Église, cela fait partie de ses obligations, ensuite le Synode prend ses décisions collégialement. – Il y avait donc plus d’arguments en faveur de la rupture ? – Malheureusement, nous n’avions plus d’arguments contre la rupture des relations : Constantinople a pris des décisions qui n’appellent tout simplement pas d’autres réponses. – Dans les commentaires entendus avant la séance du Saint-Synode de l’Église orthodoxe russe, il a été dit que le processus de rupture des relations serait relativement prolongé. Cependant, avec les décisions prises hier, tout a été rompu d’un coup. Comme cela s’est-il produit ? – De la part du Patriarcat de Constantinople, le processus est allé plus vite qu’on aurait pu s’y attendre. Je pense que Constantinople a des raisons pour se presser. Peut-être la raison principale est-elle qu’ils veulent en finir tant que le président Porochenko est au pouvoir, parce qu’ils comprennent qu’avec un nouveau président les conditions ne seront peut-être plus aussi excellentes que celles que leur fait l’actuel chef de l’état ukrainien. – La rupture des relations est la plus haute mesure de sanctions ecclésiastiques. Si un Tomos est bel et bien accordé à l’Ukraine, comment l’Église russe pourra-t-elle encore réagir ? – Je ne veux pas essayer de deviner la suite des évènements, mais remarquons que l’arsenal des moyens de pression est suffisamment développé. Finalement, même dans les relations internationales, la rupture des relations diplomatiques entre les états n’est pas la fin de l’histoire, si le conflit continue à se développer. J’aimerais vraiment espérer que le conflit actuel cessera. Si ce n’est pas le cas, si nous entrons dans une période de confrontation prolongée, on recourera peut-être aux différents moyens de pression d’une Église sur l’autre.

http://mospat.ru/fr/news/47047/

T. 40. P. 354–376; Ossieur D. Tekstintgave van de capita παρακλιτικ en de capita van Johannes Carpathius met inleiding en tekstkritische aantekeningen: Diss. Gent, 1973; Waegeman M. Les 24 chapitres «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: Éd. critique//Sacris Erudiri. 1974/1975. T. 22. N 1. P. 218; Cavarnos C. St. Macarios of Corinth: Archbishop of Corinth, Guardian of Sacred Tradition, Reviver of Orthodox Mysticism, Compiler of the Philokalia, Spiritual Striver, Enlightener and Guide, and Trainer of Martyrs. Belmont (Mass.), 1977. (Modern Orthodox Saints; 2); Stniloae D. La liturgie de la communauté et la liturgie intérieure dans la vision philocalique//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques: Conf. [de l " Inst. Théologique] Saint-Serge: XXIVe Semaine d " études liturgiques. R., 1978. P. 259–273. (BEL, Subs.; 14); Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α´. Αθναι, 1980; Κορναρκης Ι. Θιλοκαλικ θματα ρημικς σωτερικτητος. Θεσσαλονκη, 1980; Stylianopoulos Th. The Philokalia: A Review Article//GOTR. 1981. Vol. 26. N 3. P. 252–263; Antoniadou A. Le thème du cœur dans la Philocalie//Contacts. 1982. Vol. 34. P. 235–247, 323–337; Desprez V. Chronique de théologie monastique et orientale//RSPhTh. 1982. T. 66. P. 591–610; Amfilochios (Radovich), mitr. Η φιλοκαλικ ναγννησις το ΙΗ´ κα ΙΘ´ α. Αθναι, 1984; Citterio I. L " orientamento ascetico-spirituale di Nicodemo Aghiorita: Diss. R.; Alessandria, 1987; Ioannikios (Kotsonis), archim. Themes from the Philokalia/Transl. J. E. Gentithes, archim. Ignatios (Apostolopoulos); introd. J. Chakos. Minneapolis (MN), 1988; idem. The Intellect. Thessal., 1997. (Themes from the Philokalia; 2); idem. Watchfulness and Prayer. Thessal., 19982. (Themes from the Philokalia; 1); Sherrard P. The Revival of Hesychast Spirituality//Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern/Ed. by L. Dupré, D. E. Saliers, J. Meyendorff. N. Y., 1989. P. 417–431; Temple R. Silence of the Heart: The Call for Awakening in the Philokalia//Parabola.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вся 16 глава раскрывает постепенное просветление взора у учеников, – начинающееся с полной слепоты, подобной слепоте фарисеев и саддукеев, проходящее затем чрез стадию смутного беспокойства и неясной догадки (ст. 7 и ср. ст. 12), затем чрез исповедание Христа Сыном Божиим (см. 16), далее чрез научение учеников Самим Христом (ст. 21), ещё далее чрез решительную борьбу слепоты со зрячестью (ст. 22–23), чрез выставление Христом основного условия для полной зрячести (ст. 24) и, наконец, обещание показать предвосхитительно полноту времен – «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (ст. 28), что фактически и исполняется в Преображении Господнем, с повествования о котором начинается следующая глава (ст. 1–5). Таков путь прозрения, на поворотном пункте которого благовествуется Церковь , пред концом которого (при споре Петра с Господом насчет Крестной смерти (ст. 22–23)) предвосхитительно рождается Церковь и на конце которого (преображение) предвосхитительно Церковь торжествует, являясь как прославленное Тело Христово. Такова общая связь мыслей в гл. 16, и она лучше всего доказывает установленное понимание 18 стиха. Можно подтвердить его ещё и тем, что «решить и вязать» – это было, как показал на большом множестве примеров Ляйтфут (Ног. Невг. т. II, с. 238–241), выражение, ежедневно бывшее в ходу среди иудеев и означавшее: позволять и запрещать (в смысле квалифицирования вещи, поступка, действия и т. п. соответствующими закону или не соответствующими; а Закон считался Божией волею, почему «решить и вязать» означает установление для себя и объявление всем и прочим воли Божией. – П. Ф.). Оно было обычным выражением и раввинов, когда они должны были решать бесчисленное множество предлагаемых им дел. Они «связывали», т. е.запрещали, одно, «развязывали», т. е. дозволяли, другое (19, III, 396); (1, 9:88) со ссылкою на Ios. 1., Bel. Iud., 1, 5:2). Что значит «власть ключей», данная апостолам и, преимущественно, Петру, делается яснее из притчей, передаваемых в Ин.10:1–18 , где Христос сравнивает Себя с дверью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Соч.: Миссия в РПЦ в современных условиях//Правосл. община. 1995. 30. С. 15-25; [Интервью по окончании междунар. конференции «Христ. миссии в XVIII-XX вв.»]/Корр.: Ю. Клиценко//ЖМП. 1995. 5. С. 44-45; Миссия Церкви в правосл. понимании: экклезиологические и канонические обоснования//Там же. 1996. 1. С. 70-77; [Интервью]/Корр.: О. Кирьянов//Там же. 1997. 7. С. 24-25; О миссионерской деятельности РПЦ//РЧ, 5-е. 1997. С. 138-148; Миссионерское служение РПЦ и вызовы современного мира: [Докл. на III Всецерк. миссионерском съезде. Моск. обл., «Поляны», 31 окт. 2002 г.]//ЦиВр. 2003. 1(22). С. 49-59; Миссионерское служение РПЦ на современном этапе: Докл. на архиерейском Соборе РПЦ 2004 г.//МисОб. 2004. 10(108). С. 16-24; За праздником «День всех влюбленных» стоит индустрия торговли и развлечений//Там же. 2005. 3(113). С. 10; Особенности современной миссии РПЦ//ЦиВр. 2006. 4(37). С. 44-59; Каждый приход должен стать миссионерским: Интервью//МЦВ. 2007. 4(353). С. 4; Любовь долготерпит. М., 2007 (совм. с: М. Годова); Современные основы образования и духовно-нравственного здоровья общества: Мат-лы участников Образовательных чтений Центр. Федерального округа, г. Белгород, 17-19 сент. 2007. Белгород, 2007; Корабль спасения. М., 20082 (совм. с: М. Годова); Прямой эфир владыки Иоанна на ГТРК «Белгород»//МисОб. 2008. 4(150). С. 10; [Интервью]/Корр.: А. Данилова, Ю. Годик//Там же. 8(154). С. 9-12. Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна во епископа Белгородского//ЖМП. 1993. 4. С. 33-36; 15-летие архиерейской хиротонии владыки Иоанна//МисОб. 2008. 4(150). С. 9-10; Свят. Патриарх удостоил архиеп. Иоанна ордена св. блгв. кн. Даниила Московского//Там же. 7(153). С. 7-8; Архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн//http://www.blagovest.bel.ru/pages/arch.htm [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/469528.html

Xor: Ya Rbb, bx eyl. Dyakon: Günahdan azad olmamz v tqsirdn balanmamz Rbdn dilyk. Xor: Ya Rbb, bx eyl. Dyakon: Hyatmz üçün xo v xeyirli olan v dünyada sülhü Rbdn dilyk! Xor: Ya Rbb, bx eyl. Dyakon: Ömrümüzün qalan günlrinin hüzur içind v tövb il keçmyini Rbdn dilyk! Xor: Ya Rbb, bx eyl. Dyakon: Ömrümüzün ziyytsiz, qüsursuz, hüzur içind, xristian bitmsini v Msihin Axirt Kürsüsü qarsnda brat tapmamz Rbdn dilyk! Xor: Ya Rbb, bx eyl! Dyakon: manda birliyimizi v Müqdds Ruha rik olmamz dilyib özümüzü v bir-birimizi, bütün ömrümüzü Msih Allaha hsr edk! Xor: Sn, ya Rbb. Kei: Bizi is, ey Prvrdigar, csartl v mühakim olunmadan Sni, Smavi Allah, “Ata” sözü il çarmaa v bel söylmy layiq eyl: Xor: Ey Smavi Atamz! smin müqdds tutulsun, Padahln glsin, Smada olduu kimi yerd d Snin iradn olsun. Gündlik çöryimizi biz bu gün ver. Biz borclu olanlar baladmz kimi, bizim d borclarmz bala. Bizi snaa çkm, lakin bizi rdn xilas eyl. Kei: Çünki Padahlq, qüdrt v izzt Snindir — Atann, Oulun v Müqdds Ruhun, indi, hr zaman v sonsuza qdr. Xor: Amin. Kei: Allahn Salam sizinl olsun. Xor: V Snin ruhunla. Dyakon: Bayin Rbbin önünd. Xor:Snin önünd, ya Rbb. Kei: Sninl brabr mübark olan Vahid Olunun lütfü, mrhmti v insansevrliyi il, qds, lütfkar v hyatvern Ruhun il birlikd, indi, hr zaman v sonsuza qdr. Xor: Amin. Dyakon: Glin dinlyk. Kei: Müqdds namlar Allahn müqdds xalqna! Xor: Bir tk sa Msihdir müqdds, bir tk Odur Rbb, Ata Allahn izzti üçün. Amin. Hmd edin Rbb Smada, hmd edin Ona ucalarda, HalleluYah, HalleluYah, HalleluYah. Bu an xadimlr altarda qds namlara rik olurlar Dyakon: Allah qorxusu, iman v mhbbtl yaxnlan! Xor: Mübarkdir Rbbin ismi il Gln. Rbb Allahdr, O biz zühur etdi! Kei: man edirm, ya Rbb v iqrar edirm ki, Sn hqiqtn Var Olan Allahn Olu Msihsn, günahkarlar xilas etmk üçün dünyaya gldin v o günahkarlardan n betri mnm. Bir d iman edirm ki, bu önümüzdki qds Vücudundur, bu is dyrli Qanndr. Yalvarram Sn, könüllü v könülsüz, sözd v mld, üurlu v ya üursuz halda n günah etmims mn rhm eyl v bala mni. Günahlarmn balanmasn v bdi hyat almaq üçün mühakim olunmadan müqdds Sirlrin rik olmaa mni layiq eyl. Amin.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslav-d...

заявила буквально следующее: «стыдно…», или даже она сказала: «преступно внушать детям, что Татьяна Ларина поступила правильно». В смысле – надо было наставить генералу рога и предаться безумию страстей. Я это слышал собственными ушами и видел глазами. Похоже, любезный читатель, совсем уже скоро прелюбодеянье будет вменяться в прямую обязанность всем уважающим себя женщинам. Мораль: Воспитательниц детсада предлагаю обязать деткам объяснить, как надо было Тане поступать. Да и мертвую царевну осудить пора бы гневно – это ж просто стыд и срам – [ отказать ] богатырям… скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 25 января 2019, 13:35 Спасибо за сообщение о Татиане! Маргарита Капустина 25 января 2016, 13:00 как прекрасно и удивительно точно о причине любви народа к именам Татьяна и Екатерина. спасибо! тамара 25 января 2016, 00:51 С АНГЕЛА ВСЕХ ТАТИАН.ПРОСТИ, ГОСПОДИ ,МАРИЮ АРБАТОВУ. МОЖЕТ,ТЕПЕРЬ УЖЕ ДУМАЕТ ПО-ДРУГОМУ??? СЛАВА БОГУ ЗА ЕСТЬ И ДРУГИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ.С ДРУГИМ МИРОЗРЕНИЕМ И НРАВСТВЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ. Николай 25 января 2015, 16:08 Откуда взяты слова св.Иоанна Кронштадского: " двунадесятый праздник платим дань сатане... " Надо бы ссылку. Точно ли переданы его слова. Татьяна Поломошнова 25 января 2015, 08:39 Спасибо за " Слово " , очень живо и точно. Я, когда " Евгения Онегина " в 9 классе читала, всем своим нутром понимала, что по-другому быть не могло, уливалась слезами, и примеряла даже на себя роль Татьяны Лариной. И ее первое признание в любви письмом и ее откровение Евгению и отказ, все это знаю и помню до сих пор. Очень люблю это произведение Пушкина. В нем, действительно, есть какая-то тайна, сконцентрированная в образе Татьяны. Я, крещенная в младенчестве, обратилась в Церковь именно в это день, памяти Св. Татианы, 8 лет назад. Слава Богу! Величаем тя, святая агница Христова Татиана, и чтим! Павел Беккер 25 января 2015, 07:59 О Святая Мученица Татиана моли Бога о нас !!! Помоги страну спасти.. Nad_bel 25 января 2014, 15:03 Прости ее, Господи, Марию Арбатову. Сама не знает, что творит. А всех Татьян с именинами! Дай всем вам Бог доброты, терпения, милосердия, мира и согласия во всеми ближними!

http://pravoslavie.ru/51186.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010