131 Осенью 1863 г., во время Гражданской войны, в Геттисбурге произошло кровопролитное сражение, принесшее победу армии северян. – Прим, перев. 132 Букв. осовременивание (лат.). Термин введен II Ватиканским собором (1962–1965), принявшим масштабную программу адаптации неотомизма к установкам современной культуры. – Прим, перев. 134 Phenomenon bene fundatum (лат.) – хорошо обоснованное явление (термин Лейбница). – Прим, перев. 138 Подготовлено в виде доклада на I Международном конгрессе православных богословов в Греческой православной богословской школе Св. Креста (Бруклайн, Массачусетс) в 1970 г. и первоначально опубликовано в The Greek Theological Review, 17, 1972, p. 86–100. Доклад включен в сборники: Church, World, Mission (St. Vladimir’s Seminary Press, 1979) и Liturgy and Tradition; порусски: Церковь . Мир. Миссия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996, и: Богослужение и Предание. М.: «Паломник», 2005. Перевод Ю.С. Терентьева. 148 Впервые опубликовано в Parabola, 3/2, 1978, рр. 60–65. По-русски в сборнике: Богослужение и Предание. М.: «Паломник», 2005. Перевод Ю.С. Терентьева. 150 Англ, слово sacrifice (жертва, жертвоприношение) происходит от лат. sacer – святой, священный – и facere – делать. 151 Первоначально опубликовано в La liturgie; son sens, son esprit, sa methode. Conference SaintSerge, XXVIII Semaine d’Etudes Liturguiques, Paris, 30.06–3.07 1981 (Bel. Subsidia, vol.27), Roma, Edizioni liturgiche, 1982, pp. 297–303. Перевод с фр. на англ. Томаса Фиша. По-русски в сборнике: Богослужение и Предание. М.: «Паломник», 2005. Перевод Ю.С. Терентьева. 152 Этот текст – резюме сообщения, с которым я должен был выступить на 28-й Свято-Сергиевской конференции в июне 1981 г. К сожалению, мне не удалось ни присутствовать на конференции, ни подготовить полный текст своего сообщения. Извинившись перед собратьями, я ограничился представлением «наброска». 159 Первоначально опубликовано в Orthodox Theology and Diakonia. Festschrift Iakovos, Brookline, MA, Hellenic College Press, 1981, pp 91–102. По-русски в сборнике: Богослужение и Предание. М.: «Паломник», 2005. Перевод Ю.С. Терентьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Tentative possession of Canaan (ca. 1210; described in Josh) Judges (ca. 1200–1025) Deborah (ca. 1125) Philistine victory at Aphek (ca. 1050) Samuel and Saul (described in 1 Sam) David (ca. 1010–970; described in 2 Sam) Solomon (970–931) and the monarchy to ca. 850 (described in 1 Kings) 1st Temple built (4th yr. of Solomon) Ahab (853; year of Battle at Qarqar) Elijah-Elisha and the monarchies through to their destructions (described in 1 & 2 Kings) Amos and Hosea (ca. 750) Fall of Samaria (721) Hezekiah Byzantium founded (660) Josiah (640–609) and Reform Deut Zeph, Nahum, Hab Jeremiah Ezekiel Fall of Jerusalem and Exile (587) Exilic codification of Scripture Cyrus establishes Persian Empire (539–333) Return (538 f.) Hag, Zech 1–8 2nd Temple built (519–515) Zech 9–14, Mal Ezra and the Torah (458) Neh (445/444) 1, 2 Chr, Ruth Joel, Jon Plato (347) Greek Period (333–63 B.C.) Alexander conquers Palestine (333–330) Let Jer (317?) LXX Translation begins Tob (225–175) Bar (200–60?) Sir (before 180) I Enoch (date unknown) Dan (167–164) 1 Esd, Esth (after 164) Jdt (135–105) Qumran founded Additions to Dan: Song of Thr, Sus, Bel (2nd c) Add Esth (114 f.) 1Macc (104) 2Macc (104–63) Letter of Aristeas, 3Macc (ca. 100) Wis, Pr Man (late 1st c.) Roman Period (63-A.D. 135) Birth of Jesus (6 B.C.?) Judaizers Docetists Dualists Jesus’ ministry (ca. 30) Paul’s Letters: 1 Thess, Gal, 1 & 2 Cor, Philp, Rom, Philm Martyrdom of Peter and Paul (64) Jewish Revolt and Destruction of Jerusalem (66–70), Mk Completion of Pauline corpus: 2 Thess, Col, Eph. Lk-Acts Jn, 1–3 Jn 2 Esd, 4 Macc (dates uncertain) Rev (ca. 95) 1 Clement (95/96) Gnostics Montanists Modalists Advent of Rabbinic Pharisaism Roman persecutions Epistle to Barnabas, Didache (ca. 100) Jas, 1 Pet, Jude Ignatius of Antioch (115) Pastoral Letters; 1 Tim, 2 Tim, Titus Bar Cochba Revolt (132–135); Aelia Capitolina f. 2 Pet (ca. 140) Shepherd of Hermas (ca. 148) Protoevangelium of James (ca. 150) 2 Clement (date unknown, possibly ca. 150)

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

2231 Ренарат Карфагенский отправился Константинополь с целью присутствовать на соборе. Но так как было найдено, что он не согласится с желаниями Юстиниана, то и был изгнан по обвинению в преступлении против государства. Двор назначил ему преемника, который перед своим рукоположением осудил «три главы», и он был возведен на свою кафедру не без некоторого кровопролития. Другие африканские епископы, один за другим, также принуждены были согласиться. Ep. Cler. Ral. 116. 2238 До 698 или 701 года, время от времени, однако же, были частные примирения. По-видимому, в это же время епископы Аквилеи присвоили себе титул патриарха. Патриарх Аквилейский в последствии был вынужден основать свою кафедру в Градо, и, по перенесении его резиденции опять в Аквилею, установлен был новый патриархат Градонский. 2248 Бароний, впрочем, настойчиво доказывает (431:188), что автор «Коммонитария» был не одно и то же лицо с этим Викентием (Cp. Acta SS, Mai 24. p. 257). 2252 De Gratia Dei et Lib. Arbitric. Геннадий (сам полупелагианен), высоко хвалит это произведение (De Script. Eccles. 85). 2256 Документы, относящиеся к скифским монахам, находятся в приложение к творениям бл. Августина (Patrol. 45:1771 и след.). 2263 Иоанн Ефесский, однако же свидетельствует, что Хазрой устроил собеседование между несторианами и монофизитами, и был настолько поражен доводами монофизитов, чту позволил им полную свободу в религии, вследствие чего они и поставили себе католикоса (или патриарха) в 599 году. 2265 Cosm. Indicopl. 3:178; 11:337. (В Montfaucon, Collectio Nova Patrum, t. 2, Paris, 1707). Косьма путешествовал около 522 года, и издал свой труд Christiana» около 547 года. 2267 Прокопий говорит, что франки, хотя и исповедовали христианство, однако приносили человеческие жертвы и совершали языческие обряды гадания. De Bel. Goth. 2:25. 2275 Жизнь Колумбы, написанная около 60 лет после его смерти Куммином, аббатом гайским, напечатана Мабильоном (Acta SS, О. S. Ben. 1:361–6). Около четверти столетия спустя, она была расширена Адамнаном, девятым аббатом гайским, труд, которого можно находить у Канизия, и в томе 88 Патрологии. Но лучший текст издан Ирландским Археологическим Обществом (Dublin, 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Метод сравнения, усвоенный и прилагаемый таким образом, не имеет ничего научного: он часто действует a priori; он находит то, что желают найти; почти всегда он полагается на недостаточные данные; на недостаточное объективное знакомство с тем, что касается вавилонской религии, где еще так много остается для открытий и для толкования, на неполное субъективное знакомство с израильской религией со стороны некоторых ассириологов, малокомпетентных по этой части. Очень умный совет дали ученые друзья Гюго Радо, прося его продолжать дешифрирование плиток Ниппура и отложить до более позднего времени опубликование его статьи относительно «вавилонской Троицы, прототипа Троицы христианской» (Bel, the Christ… 1908, preface). Другие ассириологи: Делич, Циммерн, Иенсен, должны были бы также оставаться на своей почве, на которой они оказывают выдающиеся услуги, и противиться сильному желанию делать сравнения. Пророчество; предсказание; колдовство. – «Азипи [sic] и «пророки» образовали отдельный класс. В некоторых пунктах они походили на пророков Израиля». Так говорил Сейс в своих Gifford Lectures, опубликованных в 1902 году под заглавием The religions of Ancient, Egypt and Babylonia. И далее: «До какой степени вавилонский пророк походил на еврейского в данный момент невозможно сказать. Но они отличались, конечно, в двух пунктах»: —364— прежде всего вавилонский пророк был членом священного сословия тогда, как обязанности священника и пророка были независимыми в Израиле; более того, в Вавилоне «пророк был тесно связан с магиком и вызывателем умерших»; наоборот, он существенно отличался от них у евреев (р. 463–466). Несколько замечаний относительно этих утверждений. Прежде всего лицо, приближавшееся, по-видимому, всего более к пророку у вавилонян, не есть ашипу, который был скорее заклинателем, производившим также и очистительные обряды, но бару. «Преимущественно гадатель, толкователь воли богов, жрец, обязанностью которого было давать предсказания, это – бару», говорит Лягранж в превосходном этюде о текстах, опубликованных Циммерном (Beiträge zur Kenntnis der bab. Religion, 1896–1901). Буквальным переводом бару будет видящий (гоуапт), но это слово тождественно, обычно, с внутренним видением, даром пророчества: бару созерцал будущее в особенности по печени жертв» (Revue biblique internationale, 1901, р. 404:405). См. также важные страницы Мартина, Textes religieux assyriens et babyloniens (1903, введение).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

162 Преступницею стать – сей жребий пал Медее, но к добродетели рвалась она душой (франц.). – Ред. 166 Ах, какой жребий готовит мне этот варвар! Меня ждет смерть! Меня ждет смерть! (франц.). – Ред. 171 Hotel есть наемный дом, где вы, кроме комнаты и услуги, ничего не имеете. Кофе и чай приносят вам из ближайшего кофейного дома, а обед – из трактира. 172 Ресторатёрами называются в Париже лучшие трактирщики, у которых можно обедать. Вам подадут роспись всем блюдам, с означением их цены; выбрав что угодно, обедаете на маленьком особливом столике. 176 Там, в зале Академии художеств, видел я четыре славные Лебрюневы картины: сражения Александра Великого. 177 Кардинальский дворец. Непереводимая игра слов: cardinal означает и «кардинальский» и «основной», «главный» (франц.). – Ред. 178 Анахарсис, приехав в Афины, нашел Платона в Академия, «il me recut, – говорит молодой скиф, – avec autant de politesse que de simplicite, et me fit un si bel eloge du Philosophe Anacharsis, dont je descends; que je rougissois de porter le meme nom». – «Anach.», vol. 2., ch. VII. (Он принял меня в равной мере вежливо и просто и так отменно похвалил моего предка философа Анахарсиса, что я покраснел, оттого что ношу то же имя («Путешествие молодого Анахарсиса», т. II, гл. 7) (франц.). – Ред.) 180 То есть; «Его, может быть, по справедливости не хотят назвать великим умом, ибо он, желая образовать народ свой, только что подражал другим народам». 181 Несомненно, русские стали бы такими, какими мы видим их сейчас, даже если бы Петр не царствовал (франц.). – Ред. 185 Остроумный Ривароль давно обещает новый философический словарь языка своего, но чрезмерная леность, как сказывают, мешает ему исполнить обещание. 191 Ну, тогда вези меня на улицу Трюандери! – В добрый час! Вы, иностранцы, говорите то, что нужно, лишь в самом конце фразы (франц.). – Ред. 195 Спрашивается, как она узнала его? Может быть, имея тонкое обоняние, почувствовала на нем кровь господина своего. 198 Миньйо – этим сказано все: в целом мире ни один отравитель никогда лучше не знал своего ремесла (франц.). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ирл. Житие открывается рассказом о том, как К. Э. пришел на земли Фир Келл и был враждебно встречен. При помощи святых Колумбы и Манхана К. Э. добился расположения нек-рых влиятельных людей; правитель Доннхад, сын Аэда, обещал отдать ему оз. Лох-Эла, в котором обитало чудовище-призрак Ланн, имевшее облик рогатой женщины маленького роста (peist urcoidech... fuad becc biorach bel-sgaeilte i ndeilb mna). Получив от Бога силу одолеть чудовище, святой приказал сыну правителя Дунехе обезглавить его. К. Э. и сопровождавшие его святые построили в Ланн-Эло укрепление (dún-árus) и освятили кладбище, где затем похоронили чудовище. Также были сооружены каменная церковь, ограда (caisiol) и мощеная дорога (obair mór... .i. tochar) к лесу Колл-ан-Клар (местность Килклэр в 9 км к северу от Линалли, на границе графств Оффали и Уэстмит). В стихотворении описывается путешествие К. Э. в Шотландию (go Cend Tíre i nAlbanchaibh), где святой по просьбе местного правителя одолел ядовитое чудовище, получив за это мон-рь (mainistir), а также право собирать подать (cáin). Нек-рые эпизоды в ирл. Житии восходят к лат. агиографической традиции. Наставник К. Э. Григорий Златоустый (Grigoir Béil-óir; имеется в виду папа Римский свт. Григорий I Великий) обещал известить его о своей смерти. Когда К. Э. трудился на строительстве дороги, он услышал погребальный звон рим. колоколов, но 4490 чел., работавших со святым, смогли услышать звон только благодаря его молитве. В качестве прощального подарка папа прислал К. Э. священную землю из Рима; ее рассыпали на церковном кладбище в Ланн-Эло, чтобы никто из похороненных здесь не попал в преисподнюю. Однако насельники монастыря Дермаг, воспользовавшись невнимательностью настоятеля Кормака Уа Лиатана, похитили землю. Разгневанный К. Э. отправился в Дермаг, где он застал основателя мон-ря св. Колумбу. В результате переговоров К. Э. оставил землю в Дермаге, но проклял Кормака и предсказал, что его съедят волки. О Кормаке, ученике св. Колумбы и неутомимом мореплавателе, упоминал Адомнан в Житии Колумбы, но только в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (XII в.) Кормак представлен как насельник Дермага.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

10 В этом плач, как и в русских духовных стихах («0, раю, мой раю, прекрасный мой раю»), Адам с сокрушением обращается к месту навсегда утраченных райских сладостей и винит жену: Oi paradis, tan bet manerl Vcrgicr de gloire, tant vus fet bel veer!. 11 В сценарии пьесы подробно описывается, как происходит все это заключительное действие первого акта драмы. 12 Так, напр. в одной из этих служб – мистерии, представляющей поклонение пастырей, встречаем такую сцену: пастухи получают весть о рождении Спасителя, – но является дьявол и начинает с ними спорь: «Вы люди простые, кричит он им, готовы доверять всяким сказкам, хотя бы в них не было и тени здравого смысла. Полноте, подите лучше к своим стадам». Затем, когда их ведет ангел, снова появляется сатана и надсмехается над ними; – находясь между сатаной и ангелом, выслушивая внушения одного и советы другого, пастухи не знают, что делать, перебегают от одного к другому и оканчивают тем, что возвращаются к своим стадам – ad negotium suum, но раздается громогласное пение невидимых хоров – Gloria in coelesmis u nacmyxu идут па поклонение родившемуся Христу. Роль сатаны в церковной драме, открывшая доступ в нее средневекового комизма, не мало способствовала ослаблению серьезности мистерии и вследствие этого – их переходу на светскую сцену. Христ. Чтения. 5–6. 1880 г. 13 Из этих пьес особенно интересна одна, в которой идет речь о жиде, обокраденном ворами. Жид-ростовщик, желая испытать могущество св. Николая, оставляет под охраной его иконы большую сумму денег, не запирая дверей своего дома. Но деньги были украдены и жид приходит в неописанное горе, – под влиянием гнева и жгучей досады он богохульствует, клянет Бога и Святых. «Если ты не возвратишь мне мои деньги, говорит оп св. Николаю, то и сначала побью тебя, а потом сожгу». Св. Николай указывает на вора и велит, возвратить похищенное, говоря, что иначе он будет повешен. «Разделим деньги, жид, кричит вор, я скорее умру, чем отдам тебе все сполна». Но жид не уступает ни копейки и получает свое сполна; он выражает радость, святой прославляется, а вслед затем начинается месса; значит и эта небольшая драма по форме полулитургическая и была представляема во время церковной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Князев А. , прот. Понятие и образ божественной Премудрости в Ветхом Завете//Православие и Библия сегодня. Киев: Центр православной книги, 2006. Курский Г., диак. Иеремии Послание//Православная энциклопедия. М.: Православная Энциклопедия, 2009. т. 21. ЛевинР.Бел и дракон. URL: http://ja-tora.com/bel-i-drakon/(дата обращения 26.06.2020). ЛивановВ. М., прот. Об истинном значении третьей книги Ездры и правильном её понимании, и раскрытии при свете современных политических событий, и умственной, религиозно-нравственной жизни христианских народов, и прочих языков. Оренбург: типографияА. Н.Курганского, 1907. ЛюсенИ.Книга Есфирь: К истории первого славянского перевода. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2001. ЛявданскийА. К., БарскийЕ. В.Даниил//Православная энциклопедия. М.: Православная Энциклопедия, 2006. т. 14. ЛявданскийА. К., БарскийЕ. В.Ездры вторая книга//Православная энциклопедия. М.: Православная Энциклопедия, 2008. т. 18. ЛявданскийА. К., БарскийЕ. В.Есфири книга//Православная энциклопедия. М.: Православная Энциклопедия, 2008. т. 18. МалковП. Ю. Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. Михаил (Лузин) , архим. Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных//Чтение в обществе любителей духовного просвещения. 1872. кн. 3. Мень А., прот. Варуха пророка книга//Библиологический словарь. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. т. 1. Мень А., прот. Исагогика. Курс по изучению Ветхого Завета. М.: Фонд им. А.Меня, 2000. Мефодий (Великанов) , архим. к вопросу о подлинности XIV главы книги св. пр. Даниила//Христианское чтение. 1897. 10. НарциссовД.Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета. Полтава, 1904. НикитинС. И., ТкаченкоА. А., ЛукашевичА. А.Вавилонские отроки//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2003. т. 6. ОлесницкийА. А.Рифм и метр ветхозаветной поэзии//Труды киевской духовной академии. 1872. 10–12. ОрдаХ.Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. Киев, 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Андрея в качестве одного из своих епископов, что соответствовало планам сщмч. Андрея о воссоединении старообрядцев с канонической иерархией, что, по его словам, было исполнением благословения свт. Тихона, патриарха Московского и всея России ( Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества/Изд.: А. Знатнов//Наш современник. 2007. 1. С. 194-228). Православный чин М. в обычном случае не обладает самостоятельностью, но является непрерывным продолжением чина Крещения. Согласно Барберини Евхологию и др. древнейшим сохранившимся памятникам, сразу после Крещения катехуменов чтец запевает начало Пс 31, диакон возглашает мирную ектению (текст не приводится), а епископ или священник читает молитву: Ελογητς ε, Κριε, Θες Παντοκρτωρ, πηγ τν γαθν, λιος τς δικαιοσνης (                  :). После молитвы поется «Елицы во Христа крестистеся» и совершается само помазание новокрещеных св. миром со словами: Σφραγς δωρες Πνεματος Αγου (        ). Наконец, снова поется Пс 31; священник идет на малый вход , и совершается Божественная литургия. Отдельно выписана молитва на омовение св. мира: Ο λτρωσιν μαρτιν, δι το γου βαπτσματος τος δολοις σου δωρησμενος (              ) (L " eucologio Barberini Gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. R., 20002. P. 130-132. (BEL.S; 80)). В памятниках соборного богослужения К-поля IX-XI вв. описан тот же порядок М. Оно упоминается в контексте указаний о Крещении оглашаемых во время вечерней службы Великой субботы . После Крещения, к-рое совершалось в баптистерии (в самой Св. Софии в это время читали паремии вечерни Великой субботы), патриарх вместе с новокрещеными под пение Пс 31 переходил в небольшой храм, располагавшийся возле входа в Св. Софию и посвященный св. ап. Петру (об этом храме: Janin. Églises et monastères. P. 398-399). Там певцы многократно повторяли «Елицы во Христа крестистеся», а патриарх - вероятно, после соответствующих ектении и молитвы - миропомазывал новокрещеных, стоя в алтаре и облокотившись на алтарную преграду (которая, т.

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

В исследовании о сем пророчестве рассмотрим, как самое предсказание и исполнение его, так истинность и божественность оного (пророчества). В пророчестве касательно судьбы Иерусалима и вообще народа иудейского Иисус Христос предсказал обстоятельства, какие будут предшествовать разрушению святого града, обстоятельства, сопутствовавшие сему страшному событию, и обстоятельства, за тем последовавшие.       Обстоятельства, предшествовавшие разрушению Иерусалима Предсказания: Исполнение: Спаситель именует предвестниками бедствия – лжепророков. Блюдите, да никто же вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз семь Христос и многи прельстят (Мат. 24:5–6). Тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде: не имите веры. Восстанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се в пустыни есть: не изыдите, се в сокровищах: не имете веры ( Мф. 24:23–26 ). Иосиф Флавий между главными причинами ослепления иудеев, в котором они решились восстать против римлян, действительно, поставляет многих лжеучителей, выдававших себя за посланников Иеговы, и возмущавших народ разными несбыточными мечтами. В правление Феликса (в 45 г. по РХ) волхв Февда склонил множество народа последовать за ним на Иордан, чрез который хотел провести их посуху (Antiqu. Jud. 1. XX. с. 5). В царствование Нерона (55–58) Иудея наполнена была изуверными фанатиками, которые обещали народу избавление от всех притеснителей и вызывали его в пустыню с тем, чтобы показать ему великое чудо (там же). Далее, когда горел уже храм, какой-то обманщик завел 600 мужей, жен и детей на одну галерею храма, где обещал спасение от Бога: воины (римские) зажгли эту галерею, и никто из стоявших на ней не остался жив (De bel. Jud. I. IV, c. 65). Так страшны и истинны были слова Спасителя: в пустыни и сокровищах. Флавий в книге о войне иудейской (lib. VI. с. 31) рассказывает, что пред временем разрушения Иерусалима носилась над городом комета в виде меча, и что жители святого града слышали в воздухе движение невидимого войска и колесниц; однажды в храме, в самую полночь, виден был свет вокруг жертвенника, подобный свету дневному; в другой раз восточные медные двери храма, которые с трудом могли затворять двадцать человек, около шестого часа ночи отверзлись сами собою; в ночь на праздник пятидесятницы из святилища раздался сильный глас как бы великого множества людей: «прейдем отселе». О тех же знамениях, предшествовавших разорению Иерусалима, говорит и Тацит (Tacit. Hist. 1. V, с. 13), по всей вероятности, заимствуя их у Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010