Чет. Минея. Есть служба. Свв. ветхозаветных мучч. Елеазара священника, и семи, по плоти, братий, нарицаемых Маккавей, и матери их Соломонии, и иных многих. Пострадали за верность закону Моисееву от Антиоха Епифана, Елеазар, девяностолетний старец в Иерусалиме, Маккавеи с матерью – в Антиохии. Чет. Минея от Божеств. Писания (2 Макк. гл. 6 и 7) и иных. Там можно видеть и причину, почему имена семи братий, означенные в Прологе, здесь не положены. (Act SS. aug. I. р. 181. Morcelli Kalend. CPlitanum. II. р.183). Март. Р. Мес. В. Есть служба. Свв. девяти мученик, в Пергии Памфилийской пострадавших: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея. Минеон был древодел, прочие все – земледельцы. Обезглавлены в царствование Диоклетиана от игемона Флавиана, по случаю разрушении ими жертвища Артемиды. Пролог. (Act SS. aug. I. р. 21). Мес. В. Март. Р. 2 Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефана. Обретены вместе с мощами свв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива, пресвитером Лукианом в 415 году, и перенесены сначала в Иерусалим, впоследствии – в Царьград. 2 августа воспоминается последнее перенесение. Чет. Минеи. (Luciani epistola de revelatione corporis s. Stephani in Augustini Opp. t. VII p. 3. Ibid. Aviv, Anastasii et Severi epistolae de reliquiis s. Stephani, p. 9. Antverpiae. 1700). Март. P. 3 авг. Мес. В. Память св. Стефана – 27 дек. Обретение мощей – 15 сент. Св. Никодим воспоминается в неделю Мироносиц. В службе канон Феофана. Св. священном. Стефана, папы Римского, и иже с ним. Св. Стефан преставился в 257 году, в гонение, воздвигнутое Валерианом. С ним воспоминаются пострадавшие в гонение Валерианово и Галлиеново. Пролог. (Act SS. aug. I. р. 130). Март. Р. Мес. В. Пролог вторично 7 сент. Блаженного Василия , юродивого Московского. Родился и спасался в Москве. Иоанн Грозный присутствовал со всем Двором при его кончине, последовавшей в 1552 г., когда Блаженному было 88 лет от роду, и 72 года от принятия юродства. Тело его погребено митрополитом Макарием на том месте, где в 1554 году основан храм Покрова Богородицы, в память покорения Казани. Мощи Блаженного прославились чудесами в 1588 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) И. упоминается 2 хори, т. е. 11 сент. (Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Éd. G. Bayan. P., 1911. P. 193-195. (PO; T. 6. Fasc. 2)), в Александрийском Синаксаре в его переводе на геэз (ок. 1400) - 11 маскарама, т. е. 8 сент. В составленный в XVI в. кард. Цезарем Баронием Римский Мартиролог память И. была включена под 4 авг. (MartRom. Comment. P. 322). Нек-рые исследователи отождествляют И. с мц. Евдокией на основе совпадения в ряде визант. Синаксарей дня памяти этих святых - 4 авг., а также из-за отсутствия древнего сказания о мц. Евдокии ( Assemani. Calendaria. T. 6. P. 516; ActaSS. Orient. T. 1. P. 133; ActaSS. Aug. T. 1. P. 328). Ист.: BHG, N 761-762; ActaSS. 1733. Aug. T. 1. P. 329-333; Delehaye H. Les versions greques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1905, 1981. P. 453-461. (PO; T. 2. Fasc. 4) [анонимное Мученичество], 461-473 [Мученичество, составленное иером. Макарием]; Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 124-125; ЖСв. Сент. С. 260-261; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομ. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 159-160. Лит.: ActaSS. 1733. Aug. T. 1. P. 328-329, 333; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 236-237, 278-279, 299; Т. 3. С. 310-311; Delehaye H. Les versions greques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1905. P. 413-414. (PO; T. 2. Fasc. 4) [исслед.]; Janin. Églises et monastères. P. 253; Π[απαδοπολου] Σ. Γ. Ια//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 591-592; Sauget J.-M. Ia//BiblSS. 1966. T. 7. P. 616-618; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 205. И. И. Быкова Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Присоединение к Церкви осуществлялось через возложение рук епископа ( Aug. Serm. 139A. 2; Idem. De bapt. contr. donat. V 20. 28; Idem. Serm. 232. 8; 71. 23; Idem. Ep. 228. 8; 66-й и 67-й каноны «Statuta Ecclesiae Antiquae» (ок. 475)). Мн. Соборы специально указывают, что пресвитер не имеет права присоединять кающихся к Церкви (напр., 6-е прав. Карфагенского Собора (419); ср. 44-е прав. Агдского Собора (506) и др.). Писатели этого периода говорят об однократности покаяния ( Ambros. Mediol. De poenit. 2. 10. 95; 2. 11. 104; Idem. De obitu Theodos. 34; Idem. Ep. 51), т. е. об однократном вступлении в разряд кающихся, поскольку каноническое покаяние было рассчитано в первую очередь на тех, кто совершил тяжкие грехи (crimina) - убийство, блуд, ересь, идолослужение, раскол, кражу, изнасилование, лжесвидетельство ( Aug. Serm. 9. 18; 56. 8. 12; 98. 4-9). Параллельно с этим типом покаяния на Западе развивались и другие. Так, блж. Августин связывал покаяние в простительных, но часто совершаемых грехах с чтением молитвы «Отче наш» перед причащением ( La Bonnardiere. 1967, 1968). На словах «прости нам долги наши» полагалось совершать биение себя в грудь ( Aug. Contr. ep. Parmen. 2. 10. 20; Idem. In Ps. 54. 14; 140. 18). В монашеской среде, вероятно, в подражание правилам прп. Пахомия Великого было введено публичное покаяние монахов перед собранием братьев (Reg. Ben. 23-25; Caes. Arel. Reg. ad virg. 34). Публичная И. требовалась в случае мельчайших провинностей. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит такие примеры: «Если кто по какому-либо случаю разобьет глиняный кувшин (из которого пьют), того за свою небрежность обязывают принести публичное покаяние: во время общего собрания братьев на молитву, повергшись на землю, он должен просить прощения у всех; получает же его только после окончания богослужения, когда игумен велит ему встать с земли. Такой же епитимии подвергается тот, кто приходит не сразу после призыва на работу или молитву; кто, воспевая псалом, хоть немного покачнется... В этих и подобных им случаях употребляется духовное наказание; а для исправления прочих грехов, которые не к чести нашей у нас бывают терпимы, таких как открытая брань, явное пренебрежение, надменное прекословие, распущенность, свободный выход, близкое обращение с женщинами, гнев, споры, злоба, ссора, своевольный выбор дела, сребролюбие, пристрастие и обладание излишними вещами, которых нет у прочих братьев, неурочное и тайное употребление пищи и подобное тому, употребляются не духовные, а телесные наказания и изгнание из монастыря» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 16. 1).

http://pravenc.ru/text/675011.html

79 Optat. II, 20; III, 11, V, 4–6; Aug, Contra litteras Petiliani I, 1, 2; 2, 3:4, 5: II, 2, 5; 3, 7; 4, 9; 5, 11, 80 Tert., Adversus Judaeos, 5. Item in Psalmis David dicit: Adferte Deo, patriae gentium... Adferte Deo claritatem et honorem, adferte Deo sacrificia nominis ejus. Tollite hostias, et introite in atria ejus. 81 Optat. II, 1; II, 14 и 20; Aug, Contra litteras Petiliani II, 20, 44; 48, 111–112; cp. Collat. Carthag III, 258. 82 См. касательно употребления слова sanctus в христианской эпиграфике статью Н D: Sanctus (в Analecta Bollandiana, 1909, р. 161 sq) 84 Вот для примера образец ее употребления в одной надгробной надписи: havete amici et amici et amicae., ago memoriae vestrae gratias. B(onis) b(ene). С. I. I. VI, 1453 7 . 86 В определении того, какому воспоминанию следует посвящать день Богоявления, в древне-христианской церкви первоначально наблюдается некоторая двойственность и в разных поместных церквах были на этот счет свои традиции. Для одних день Богоявления был днем воспоминания Рождества Христова (явление Спасителя в мир во плоти), для других – днем воспоминания Крещения (явление Христа народу). В Африке согласно местной традиции праздновали и воспоминали Рождество Христово в день Богоявления. Но во 2-й половине IV-ro века повсеместно начинается устанавливаться единообразие в значении праздника Богоявления: он посвящается воспоминанию одного Крещения. 87 Acta purgationis Felicis, р. 198, Ziwsa; Acta Saturnini, 16 и 20. Baluze; Passio Donati, 3; Optat. II, 1 и след.; Aug Ер. 88, 2; 93, 8, 24, Bievic. Collat, III, 3, 3; 4, 4. 93 Письмо очень важно по содержанию, чрезвычайно характерно для уяснения личности автора и вызывает со стороны его недоброжелателей столь резкие отрицательные отзывы, что заслуживает быть приведенным целиком. 94 Догадка Гефеле (op. cit. В. IV S. 235 Anm. 1), что Фотий этими словами дает понять папе свою готовность признать его власть, совершенно искусственна. Фотий просто перечисляет отношения, где можно наблюдать действие любви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человеческая Ж. в отличие от ангельской изначально имеет двойственный характер, соответствующий 2 составляющим человеческой природы - душе и телу. Однако в собственном смысле жизненным началом в человеке св. отцы и учители Церкви считали душу, поскольку только она обладает способностью самодвижения (ατοκνητος, a se mobilis; Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 29; Nemes. De nat. hom. 2; Maximus Conf. De anima. 6//PG. 91. Col. 357; Hilar. Pict. In Ps. 129. 6; Mar. Vict. Adv. Ar. I 20, 32, 42; Aug. De divers. quaest. 8). Именно душа является «причиной жизни» (ζως παραιτα) для неподвижного тела, сообщая ему необходимые жизненные силы и подавая движение ( Maximus Conf. De anim. Prol.//PG. 91. Col. 361; Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 48; Anast. Sin. Hodegos. II 2. 5//PG. 89. Col. 72; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12; Aug. De lib. arb. II 16-17; подробнее об этом см. в статье Душа ). По мнению свт. Григория, еп. Нисского, в соответствии с разнообразными способностями человеческой души человеку присущи все виды Ж., встречающиеся в тварной природе - растительная, питательная, чувствующая, разумная и духовная Ж., так что человек сосредоточил в себе «всю жизненную идею» (πσαν τν ζωτικν δαν - Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 60). Сотворение человека. Фрагмент 3-частной иконы. 70-е гг. XVI в. (СИХМ) Большинство св. отцов и учителей Церкви указывали, что существуют 2 вида человеческой Ж.: с одной стороны, Ж. телесная или плотская ( το σματος ζω, σωματδες ζως εδος, σαρκικ ζω, δι σαρκς ζν, carnalis vita ) - внешняя, материальная, чувственная, земная, а с др. стороны, Ж. духовная (νοητ ζω, νοερ ζω, πνευματικ ζω, spiritalis vita) - внутренняя, нематериальная, истинная, небесная ( Orig. In Ioan. XX 39; Greg. Nyss. Contr. Eun. III 6; Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 7. 7; Aug. In Ps. 70. 2. 3). Как отмечал свт. Василий Великий , «наша жизнь двойственна (διπλ): одна - свойственная плоти и быстро проходящая, а другая - родственная душе и не принимающая ограничения» ( Basil.

http://pravenc.ru/text/182295.html

Чет. Минея. (Act SS. iann. II. р. 833). Март. Р. 8 февр. 19 Св. муч. Андрея стратилата, и иже с ним. Трибун, воинствовавший на Восгоке в царствование Максимиана. Помощью Иисуса Христа одержав победу над персами, возбудил зависть в сверстниках: донесли, что он христианин, подвергли истязаниям, но вскоре отпустили. Пользуясь свободой, он поспешил принять крещение, и для того удалился в Тарс со своей христианской дружиной, простиравшейся до 2593 человек. Областеначальник Киликийский Селевк, получив приказание истребить сей отряд, настиг оный в ущельях Тавра, и посек. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. aug. t. III. р. 720). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Празднество Пресвятой Богородице, бывшего ради милосердия от иконы Ее святой, нарицаемой Донская. Сия икона в 1380 году была с Вел. Кн. Димитрием Иоанновичем на Куликовом поле, во время поражения Мамая, и прозвана Донской. При нашествии Татар крымских, в 1591 году, царь Феодор Иоаннович повелел снова принести ее в русский стан, и после победы над Мурад-Гиреем, на том месте, где стояла икона, основал обитель, которая названа Донской. Пролог. (Сахаров О русском иконописании. II. 23). Свв. мученик Тимофея, Агапия и Феклы. Пострадали от Урбана, свв. Тимофей и Фекла в Газе, в 304 г., св. Агапий – в Кесарии Палестинской, в 306 г. Первый – сожжен, св. Фекла растерзана зверями, св. Агапий брошен в море. (Христ. Чт. 1830. XXXIX. Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 184. 198. Act SS. aug. III. p. 928). Мес. В. Март. Р. В Прологе вторично 19 сент. 20 C в . пророка Самуила. Пятнадцатый и последний Судия Израильский, живший за 1116 лет до Р. Христова. Он »устрои царство, и помаза князи над людьми, законом Господним суди сонму, и познан бысть в вере своей верен пророк быти». Сир. 46:16 . Чет. Минея от Божеств. Писания. (Act. SS. aug. t. IV. р. 6). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Севира и Мемнона сотника, и с ними 37, во Фракии пострадавших. В Филипплполе, от Апеллиана, при Иулиане. Севир усекнут, прочие – бросили в огонь, отсекши им руки и ноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Уже Филон Александрийский (20 г. до Р. Х.- 40 г. по Р. Х.) на основании рассказа о таинственной ночной борьбе И. при переходе р. Иавок (Быт 32. 21 след.) интерпретировал значение нового имени И.- Израиль как «видящий Бога» (ρν θεν) ( Philo. De confus. ling. 56. 2; 147. 1; Idem. De cong. erud. 51. 4), а самого И. именовал θλητς ( Idem. De sobr. 65. 5) или σκητς ( Idem. De confus. ling. 80. 1). Это истолкование оказало значительное влияние на христ. традицию (см., напр.: Ioan. Chrysost. In Gen. LVIII 2), а сюжет библейской истории лег в основу святоотеческого учения о необходимости духовной брани или подвига для достижения созерцания Бога: «Что значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие» ( Ambros. Mediol. De Iacob. 7. 30). Т. о., в христ. экзегезе эта сцена стала примером, демонстрирующим смысл духовной жизни. Борьба И. указывает на это подражание Христу (Мф 11. 12): «...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Ibidem; Aug. Serm. 5. 6). В христ. экзегезе в основном уделялось внимание символическому истолкованию таинственной борьбы И., относительно же личности боровшегося с И. высказывались различные мнения. Ориген, очевидно под влиянием иудейских комментаторов, считал, что И. с помощью Божией под видом ангела «боролся против какой-нибудь из тех сил, которые… враждуют и воздвигают брани против человеческого рода, преимущественно против святых» ( Orig. De princip. III 2. 5). Блж. Иероним Стридонский, интерпретируя его имя, считал, что И. боролся с ангелом ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 32. 28-29). Мч. Иустин Философ, истолковывая имя Израиль как «побеждающий силу», полагал, что борьба И. прообразовательно указывает на подвиг Христа, победившего силу диавола ( Iust. Martyr. Dial. 125). Мн. христ. комментаторы усматривали как в И., так и в том, с кем он боролся, образ Христа. Согласно Клименту Александрийскому, с И. боролся Логос - Сын Человеческий (именно поэтому И. и мог Его созерцать), Который научал его в борьбе со злом (ср.: Ин 14. 9) ( Clem. Alex. Paed. I 7). Таинственный противник, побежденный И., был ангел, предобразующий собой при этом Христа, Который был также во время Своей земной жизни взят в плен ( Caes. Arel. Serm. 88. 5; Aug. Serm. 229; Idem. De civ. Dei. XVI 39). Поврежденное во время борьбы бедро патриарха означает как плохих христиан, так и неверующих во Христа иудеев ( Ambros. Mediol. De Iacob. 7. 30; Aug. Serm. V 8). Новое именование Израиль дает представление, что о том, с кем боролся И., таинственно приоткрывается Бог. Т. о., И. боролся как с человеком, так и с Богом, что указывает на богочеловеческую природу Спасителя ( Novat. De Trinit. 14. 30; 19. 80; Hilar. Pict. De Trinit. V 19. 1). Образ И. в раввинистической литературе

http://pravenc.ru/text/200151.html

Из римских областей отведена в плен Персами, она увещаниями укрепляла плененных с нею и обратила ко Христу многих жен персидских, за что после жестоких мук обезглавлена около 362 или 364 года. Мощи ее впоследствии перенесены в Царьград. Чет. Минея. (Act SS. aug. I. р. 328. и Act SS. Martyrium orient. p. 133. почитают св. Евдокию одиим лицом с Ией, воспоминаемой 11 сентября. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 187). 5 Св. муч. Евсигния. Антиохианин, воинствовавший при Диоклетиане и Максимиане, Константине Вел. и сыновьях его. Усекнут по приказанию Иулиана, которого обличил в отступничестве, имея от роду 110 лет. Чет. Минея. [Act SS. aug. II. p. 70). Март. P. Мес. В. Есть служба. Свв. мучч. Кандидия и Кандидиана. В Египте камнями побиты. Чет. Минея. Март Р. Св. Нонны, матери св. Григория Богослова . Чет. Минея в Житии Григория Богослова , 23 янв. (Act SS. aug. d. 5. p. 78). Март. P. Св. муч. Сивела. Египтянин, скончавшийся от стрел. Чет. Минея. Св. священномуч. Фасия, папы Римского. Преемник св. Анфира. Управлял Римской церковью 14 лет до Декия, при котором усекнут, в 250 г. Чет. Минея от Евсевия (VI. 22), Никифора (V. 26) и иных. (Act SS. 20 ian. II. р. 252 sqq.). Март. Р. 20 янв. Св. муч. Понтия Римлянина. Сенатор римский, наиболее способствовавший внушению императору Филиппу с сыном доброго расположения к христианам и принятию ими крещения. Обезглавлен за исповедание христианской веры при Валериане и Галлиене в 257 году, в Кимеле, недалеко от нынешней Ниццы. В Чет. Минее Страдание, писанное Валерием, сверстником и очевидцем. (Act. SS. 14 maii III. p. 272). Март. Р. 14 мая. 7 Св. преподобномуч. Дометия Персянина и двух учеников его. Св. Дометий принял крещение и иночество в Нисивии в Месопотамии, избегая зависти со стороны иноков, удалился в Феодосиполь или Ризину, на восточном берегу р. Евфрата и в обители свв. Сергия и Вакха получил диаконство; но когда архимандрит Нурвел хотел его облечь саном пресвитера, он удалился в некий вертеп и житием и чудесами обратил к Иисусу Христу многих окрестных идолопоклонников. Иулиан отступник приказал завалить вход в пещеру камнями, в которой он скончался с двумя учениками в 363 году, в Сирии близ Кира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

7; также см.: Plinval. 1943. P. 303-305; Ferguson. 1956. P. 95). Через полтора месяца после этого Иннокентий I скончался, а при его преемнике, Римском еп. Зосиме (417-418), дело П. получило новый поворот. П. в период проведения Соборов в Сев. Африке и рассмотрения его дела в Риме продолжал жить в Палестине. В 417 г. он решил ответить на критику со стороны блж. Иеронима и блж. Августина, написав большой трактат «О свободном выборе», текст к-рого сохранился лишь во фрагментах в трактате блж. Августина «О благодати Христовой и первородном грехе». В нем П. постарался прояснить свои взгляды на свободу человека и моральную ответственность, а также на соотношение собственных усилий человека и благодати Божией в спасении. Кроме того, П. объяснял, почему произнес анафемы на те спорные положения учения Целестия, к-рые были поставлены ему на вид Собором в Диосполе. П. удалось убедить мн. палестинских христиан в своей невиновности и вновь завоевать их доверие (см.: Aug. Ep. 176. 4), однако у него оставались и влиятельные противники, прежде всего те, кто ориентировались на позицию блж. Иеронима. Получение П. известий об осудившем его решении еп. Иннокентия I совпало по времени с предсмертной болезнью его покровителя, архиеп. Иоанна Иерусалимского. Вероятно, сомневаясь в прочности своего положения, П. предпочел на нек-рое время удалиться из Иерусалима (см.: Hieron. Ep. 138. 1). Однако новый архиеп. Праилий, занявший Иерусалимскую кафедру в янв.-февр. 417 г., благосклонно относился к П., поэтому тот вновь вернулся в Иерусалим. П. написал в свою защиту оправдательное письмо еп. Иннокентию I, к к-рому приложил собственное исповедание веры - «Книжку о вере» (Libellus fidei), а также послание архиеп. Праилия; П. не знал, что еп. Иннокентий I к этому времени уже умер (см.: Aug. De grat. Christi. I 30. 32). Епископы Сев. Африки не согласились с решением еп. Зосимы: они выразили свое недовольство в отправленных в Рим письмах (см.: Aug. Contr. Pelag. II 3. 5). В нач. нояб. 417 г. в Карфагене состоялся новый Собор, к-рый подтвердил осуждение П.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

И. поддерживал связь с Карфагенским еп. Аврелием и блж. Августином (сохр. послание И. к Аврелию и Августину 405/6 г.- Innocent. I, papa. Ep. 10= Aug. Ep. 184). В 412 г. И. в соответствии с традицией известил Аврелия о дате Пасхи следующего года. В послании содержатся также указания на общие принципы расчета пасхалии ( Innocent. I, papa. Ep. 14 - CPL, N 2281a). Особенно тесными контакты между Римом и Церковью в Африке стали во время дела Пелагия. Осуждение Целестия, ученика Пелагия, Карфагенским Собором 411 г. не привлекло внимания И. Однако фактическое оправдание пелагианского учения на Соборе в г. Диосполе в Палестине (415), проходившем под рук. свт. Иоанна II , еп. Иерусалимского, вызвало протест африкан. епископов во главе с блж. Августином. В 416 г. были проведены 2 Собора, на к-рых ересь Пелагия подверглась повторному осуждению: в Карфагене под рук. еп. Аврелия и в Милеве, на к-ром присутствовал блж. Августин. Оба Собора обратились к И. ( Innocent. I, papa. Ep. 26-27= Aug. Ep. 175-176). Участники Карфагенского Собора просили его хотя бы провозгласить осуждение основных положений ереси, не упоминая о конкретных еретиках. Кроме того, 5 африкан. епископов (Аврелий Карфагенский, Августин Гиппонский, Алипий Тагастский, Еводий Узальский и Поссидий Каламский) отправили И. особое послание, в к-ром подробно разбирали заблуждения пелагиан, приложив к нему сочинения, распространявшиеся под именем Пелагия, а также письмо блж. Августина Пелагию. Епископы предупреждали И., что нек-рые влиятельные люди в Риме оказывают Пелагию покровительство (ранее Пелагий входил в круг аскетов, близких к матроне Марцеллине). Поскольку угроза дальнейшего распространения ереси сохранялась, епископы предлагали пригласить Пелагия в Рим, чтобы выяснить его действительное учение и добиться от еретика раскаяния. Все 3 послания были доставлены еп. Юлием, к-рый остался в Риме в ожидании ответов. Ответные послания И. датированы 27 янв. 417 г. Воспользовавшись трудным положением африкан. епископов, И. указал им на особый авторитет Римской кафедры в области вероучения и представил обращение епископов как признание ими «древнего отеческого обычая» передавать важнейшие церковные дела на рассмотрение Римского епископа. И. выдвинул тезис о том, что Римская Церковь является единственным источником истинной апостольской веры ( Innocent. I, papa. Ep. 29= Aug. Ep. 181). В послании И. к участникам Милевского Собора утверждалось, что в обязанности провинциальных епископов входит обращение по вероучительным вопросам к преемнику ап. Петра (ad Petrum, id est, sui nominis et honoris auctorem), т. е. к Римской кафедре, к-рая была обязана решать подобные спорные вопросы.

http://pravenc.ru/text/468771.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010